что такое глэмпинги и почему государство хочет их субсидировать
Что такое глэмпинги и почему государство хочет их субсидировать
Минэкономразвития разрабатывает новый вид субсидий для поддержки развития внутреннего и въездного туризма. Речь идет о грантах на поддержку общественных и предпринимательских инициатив в сфере туризма. Уведомление о разработке правил предоставления таких субсидий размещено на портале проектов нормативных правовых актов.
Гранты будут выделяться на мероприятия по созданию и развитию на территории туристических кластеров «точек притяжения» туристов, указано в пояснительной записке к проекту. Это, например, строительство и эксплуатация модульных гостиниц и других быстровозводимых мест размещения, объектов развлекательной инфраструктуры или новых туристических маршрутов. Субсидироваться будут и социальные проекты, направленные на создание и развитие доступной среды для туристов с ограниченными возможностями, а также программы по ускоренному развитию туристических проектов.
В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что министерство работает над правилами предоставления субсидий. В их разработке участвовал Ростуризм, уточнил представитель ведомства. Ростуризм, по его словам, будет реализовывать эту инициативу с 2020 года «в соответствии с утвержденными параметрами финансирования». С 2020 года на грантовую поддержку предпринимателей и общественных организаций в сфере туризма в федеральном бюджете заложено 54 млн руб. в год, уточняют в Минэкономразвития. Такая поддержка будет содействовать внедрению новых идей в отрасли, повышающих конкурентоспособность туристских продуктов или услуг, уверены в министерстве.
Кто сможет получить субсидии
Получить гранты в форме субсидий смогут юрлица, за исключением негосударственных и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели, следует из пояснительной записки к документу. Максимальная сумма одного гранта составит 3 млн руб., уточняет представитель Минэкономразвития.
Минэкономразвития предложило субсидировать строительство глэмпингов
Минэкономразвития разрабатывает новый вид субсидий для поддержки развития внутреннего и въездного туризма. Речь идет о грантах на поддержку общественных и предпринимательских инициатив в сфере туризма — уведомление о разработке правил предоставления таких субсидий размещено на портале проектов нормативных правовых актов.
Гранты будут выделяться на мероприятия по созданию и развитию на территории туристических кластеров «точек притяжения» туристов, указано в пояснительной записке к проекту. Это, например, строительство и эксплуатация модульных гостиниц и других быстровозводимых мест размещения, объектов развлекательной инфраструктуры или новых туристических маршрутов. Субсидироваться будут и социальные проекты, направленные на создание и развитие доступной среды для туристов с ограниченными возможностями, а также программы по ускоренному развитию туристических проектов.
В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что министерство работает над правилами предоставления субсидий. В их разработке участвовал Ростуризм, уточнил представитель ведомства. Ростуризм, по его словам, будет реализовывать эту инициативу с 2020 года «в соответствии с утвержденными параметрами финансирования». С 2020 года на грантовую поддержку предпринимателей и общественных организаций в сфере туризма в федеральном бюджете заложено 54 млн руб. в год, уточняют в Минэкономразвития. Такая поддержка будет содействовать внедрению в отрасли новых идей, повышающих конкурентоспособность туристских продуктов или услуг, уверены в министерстве.
Получить гранты в форме субсидий смогут юрлица, за исключением негосударственных и некоммерческих организаций, а также индивидуальные предприниматели, следует из пояснительной записки к документу. Максимальная сумма одного гранта составит 3 млн руб., уточняет представитель Минэкономразвития.
Субсидии будут предоставляться на основе конкурса. Обязательным условием будет софинансирование: не менее 30% от объема запрашиваемого гранта должен будет вложить сам заявитель.
Объявление о проведении конкурса, документация, требования к заявкам, информация о датах начала и окончания срока подачи заявок будут размещены на сайте Ростуризма, добавляет представитель Минэкономразвития.
Создание современных и высокотехнологичных, но при этом недорогих и быстровозводимых средств размещения — один из мировых трендов, говорит президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. В последние годы популярность набирает развитие глэмпингов, то есть средств размещения туристов на природе с полноценным отельным обслуживанием.
Глэмпинги (от англ. glamorous camping — гламурный кемпинг) появились в Великобритании в середине 2000-х годов и в последние годы стали популярны в том числе из-за возросшей популярности отдыха на природе. Такие средства размещения открывают большие возможности для развития экологического, приключенческого и других видов туризма, связанных с пребыванием и активным отдыхом на природе, что для России актуально, указывает Шпилько.
Будет ли поддержка востребована туристической отраслью — читайте в материале «РБК Pro».
Футуристические сферы и индейские типи: 11 глэмпингов в России
Подборка для тех, кто любит походную романтику, панорамные виды и звуки дикой природы
Отдых в глэмпингах с каждым годом становится все более востребованным в России.
Глэмпинг — это кемпинг или база отдыха с просторными шатрами вместо обычных палаток. Там путешественники могут наслаждаться природой с почти городским комфортом — этого не хватает в обычных походах и палаточных лагерях.
В глэмпингах ставят настоящую мебель, как в отельном номере, а в некоторых даже оборудуют кухонные уголки, умывальники, туалетные комнаты и душевые. Как правило, на территории есть общие зоны отдыха, прокат велосипедов и лодок, бани или частные пляжи.
В статье расскажу о глэмпингах в разных российских регионах — от Карелии до Камчатки. Одни работают круглый год, другие — только в теплый сезон, примерно с мая по октябрь.
Polyana Glamping: люкс-шатры на Куршской косе
Где находится: поселок Лесной, Калининградская область
Сколько стоит в сутки: 7800 Р за двоих
Подробнее: на сайте и в инстаграме
Polyana Glamping — это комплекс на берегу Балтийского моря. Он находится в 700 метрах от пляжа в тенистом лесу. На территории есть 10 просторных шатров с открытыми террасами, общие туалетные комнаты, ресторан и бесплатная парковка.
Обстановка. На сайте интерьер позиционируют как дизайнерский в скандинавском стиле. Из мебели есть кровать размера квин-сайз, прикроватные столики с лампами, невысокий стеллаж, круглый журнальный столик с креслами и мобильная вешалка для одежды. На террасе снаружи стоят плетеные кресла. Посетителям выдают одноразовые тапочки, косметические принадлежности, полотенца и питьевую воду.
В глэмпинге можно взять напрокат горные велосипеды за 250 Р в час или 700 Р в сутки. Еще здесь играют в настольный теннис и бадминтон или бросают фрисби на пляже. Весь инвентарь хозяева предоставляют бесплатно. Для детей есть качели.
Ограничения. На территории глэмпинга нельзя распивать крепкий алкоголь, а в шатрах — курить. Привозить с собой животных тоже не разрешают. С 23:00 до 08:00 просят соблюдать тишину.
«Чепош-парк»: тентхаусы возле горной реки
Где находится: село Чепош, Республика Алтай
Сколько стоит в сутки: 7500 Р за двоих
Подробнее: на сайте и в инстаграме
«Чепош-парк» — отель и база отдыха в горах Алтая на берегу реки Катуни. На территории расположен общий корпус с номерами, отдельно стоящие домики и тентхаусы. Еще здесь работает ресторан, баня и бассейн, есть мангальная зона, детская площадка и бесплатная парковка.
Обстановка. В сафари-тенте есть двуспальная кровать, диван, стол и кресла, холодильник, индукционная плита, мини-гардероб, умывальник и душевая кабина, на террасе — столик с двумя стульями. Из кухонных принадлежностей предоставляют чайник, чашки, бокалы, тарелки, френч-пресс и блюдо. Из косметических — шампунь, гель для душа, зубную щетку и пасту. Также выдают набор полотенец, халаты и тапочки.
Дополнительные услуги. Летом гости купаются в подогреваемом бассейне: в нем поддерживают температуру +26 °С. В мангальной зоне можно пожарить мясо и овощи. Еще один вариант досуга — сходить в русскую баню.
Ограничения. Забронировать тентхаус можно только в летнее время.
Kamrelax: шатры на берегу Тихого океана
Где находится: Халактырский пляж, полуостров Камчатка
Сколько стоит в сутки: 8000 Р за двоих
Подробнее: на сайте и в инстаграме
Глэмпинг Kamrelax — база отдыха на берегу Тихого океана в 30 километрах от Петропавловска-Камчатского. На территории расположен скандинавский домик, шатры и баня-бочка из кедра.
Обстановка. В шатре есть двуспальная кровать, деревянный стол с табуретками, вешалка для одежды, камин. Перед шатром на деревянном подиуме находится дополнительная обеденная зона. Из кухонных принадлежностей предоставляют тарелки и чашки, об остальном лучше спросить перед бронированием. На территории расположен общий туалет, душ, зоны отдыха с лежаками и скамейками.
Ограничения. В шатрах нельзя курить.
Сколько стоит открыть глэмпинг в Карелии
Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.
В прошлом году мы с супругом осуществили свою давнюю задумку и открыли глэмпинг в Карелии.
Бизнес успешно отработал первый сезон, а в этом году мы открываем уже второй франшизный глэмпинг на Финском заливе.
Что такое глэмпинг
Глэмпинг — это новый формат отдыха на природе. В России первые глэмпинги начали появляться около 5 лет назад. Само название образовано от английских слов glamorous и camping, но оно нам не очень понравилось, поэтому мы придумали альтернативу — кемпинг-отель.
Размещение в глэмпинге предполагает проживание в шатрах, геокуполах, юртах или типи со всеми удобствами отеля. При этом санузел и душ могут быть общими на несколько шатров. Отдельного государственного стандарта под глэмпинги пока нет, но по всем признакам этот тип размещения подходит под категорию «кемпинг».
Как появилась идея
В течение восьми лет я работала в норвежской сети веревочных парков. Устроилась туда в 2011 году как инструктор, а уходила в 2018 уже в качестве заместителя генерального директора. Я сменила четыре должности и накопила много знаний по ведению бизнеса: бюджетирование проектов, оценка рисков, разработка концепций с нуля, налаживание операционной деятельности, базовые знания в бухгалтерии и строительстве и так далее.
За это время я успела изучить индустрию веревочных парков от и до и работа мне наскучила. Уходить с руководящей должности, прощаться с достойной зарплатой и хорошим коллективом было непросто, но в итоге мне удалось, как сейчас модно говорить, «выйти из зоны комфорта».
На той же работе я познакомилась с супругом. Он был инженером — руководил строительством и сам возводил новые объекты: веревочные парки, детские площадки и мобильные конструкции. Наши профессиональные навыки оказались взаимодополняющими и подходящими для ведения собственного бизнеса.
Идея открыть глэмпинг пришла к нам в 2016 году, и мы сразу за нее зацепились. Сами мы интроверты и большую часть времени проводим на природе. Нам было очень важно найти дело по душе, а перспектива уехать в лес и открыть там лагерь для единомышленников казалась очень привлекательной.
Поиск земли и инвестора
После увольнения я путешествовала, подрабатывала инструктором в горных походах и находилась в творческом поиске. К тому моменту мы с супругом отложили мысли о строительстве глэмпинга, потому что не могли найти землю.
Первое, что я сделала для поиска земли, — обратилась в комитет по природным ресурсам. Там мне открыто намекнули, что на аренду муниципальной земли в Ленобласти можно не рассчитывать. После этого мы подняли все контакты знакомых предпринимателей и начали распространять информацию о том, что мы ищем землю. Откликнулось несколько человек.
Мы выбрали наиболее подходящий участок в Ленинградской области с приемлемыми условиями субаренды. Земля была муниципальная — ее взяли в долгосрочную аренду под строительство базы отдыха. В Ленобласти много таких мест: лет десять назад предприниматели заключали договоры на аренду, чтобы построить загородные курорты или базы отдыха, но по разным причинам заморозили проекты. Чаще всего не хватало денег на строительство и благоустройство территории, и земля просто простаивала. В таком случае арендатору лучше хоть как-то ее освоить, чтобы отбить стоимость аренды.
Инвестором нашего проекта должен был стать норвежец, наш бывший коллега и начальник. Но при составлении договоров вместе с юристами мы обнаружили несколько подводных камней.
Проект освоения территории устарел. А чтобы составить новый, требовалось не меньше шести месяцев. Это означало, что придется пропустить целый сезон.
Вести совместную деятельность с нерезидентом страны очень трудно. Нужно заключить целую кипу нестандартных договоров, перевести их на английский, заверить все у нотариуса. И, естественно, требуются регулярные встречи для подписания бумаг. Такие согласования могут длиться вечность.
Валютный контроль. Средства, которые поступают из-за рубежа, должны пройти валютный контроль, что тоже занимает много времени.
Обнаружив эти трудности, мы сдались и на какое-то время попрощались с проектом. Через неделю после несостоявшейся сделки мой супруг встретился со знакомым, которому рассказал нашу историю с кемпингом. Между делом выяснилось, что у знакомого есть в собственности несколько гектаров земли. Через несколько дней мы поехали в Карелию смотреть участок, там же набросали условия сотрудничества и спустя неделю подписали договор аренды.
Подготовка к открытию
События развивались очень быстро. От средств скандинавского инвестора мы отказались и решили строить лагерь на свои деньги: бюджет проекта пришлось урезать в несколько раз. Изначально мы планировали установить 10 шатров. Лагерь из 10 шатров со всей инфраструктурой стоит в районе 7 миллионов рублей. Но у нас было только 2 миллиона. На эти деньги мы закупили оборудование, инструменты и пиломатериалы.
Ростуризм, Русское географическое общество и RussiaDiscovery договорились на ВЭФ развивать глэмпинги в России
Федеральное агентство по туризму, Русское географическое общество и туристическая компания RussiaDiscovery в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке подписали соглашение о развитии в России глэмпингов — формата размещения туристов в условиях дикой природы.
Глэмпинги — это комфортабельные кэмпинги со всеми благами цивилизации: электричеством, душем, удобными кроватями. Однако сами модули для проживания не являются капитальными строениями и максимально вписаны в природные ландшафты. Слово «глэмпинг» происходит от двух слов «гламурный» и «кемпинг».
«Мы ознакомились с мировым и российским опытом создания и работы глэмпингов и считаем, что именно этот формат размещения туристов сегодня очень актуален для России, — говорит руководитель Ростуризма Зарина Догузова. — Создание глэмпинга не связано с масштабными инвестициями и длительными сроками строительства, что делает их привлекательными для инвесторов и представителей малого и среднего предпринимательства. При помощи глэмпингов мы можем быстро насытить качественной туристической инфраструктурой те места, где о существовании отелей и гостиниц приходится только мечтать».
«Камчатка, Алтай, Байкал — увидеть эти места мечтает каждый. Но многие туристы не решаются на поездку, так как самые живописные локации, как правило, удалены от цивилизации, и найти там комфортные условия размещения для туристических компаний и индивидуальных туристов непросто. Где-то можно останавливаться только в палатках, где-то лишь на старых турбазах. Такие варианты не привлекают иностранных туристов, а также путешественников, которые ранее жили исключительно в отелях и гостиницах, — согласен с Зариной Догузовой основатель и генеральный директор RussiaDiscovery Вадим Мамонтов. — Мы крайне заинтересованы в развитии внутреннего туризма и создании современных и комфортных мест проживания, поэтому начали работать над созданием общероссийской сети глэмпингов и занимаемся продвижением этого формата на туристическом рынке России».
Мода на глэмпинги приходит сейчас в Россию из Европы и Америки, где данный формат размещения активно развивается в течение последних 5-7 лет. По данным исследования системы бронирования отелей booking.com, более 30% туристов по всему миру хотели бы отдохнуть или уже планируют отдых в люксовых шатрах на природе (глэмпингах).
В начале 2019 года агентство Research and Markets опубликовало исследование американского рынка глэмпингов. По данным агентства, только американский объем рынка к 2024 году оценивается в 1 млрд долларов.
«Чтобы повышать туристическую привлекательность самых уникальных в России природных территорий, необходимо, чтобы там появлялись глэмпинги. Они дадут возможность показать первозданную Россию максимальному количеству туристов, — говорит Вице-президент Русского Географического Общества Петр Бакланов. — РГО видит в глэмпингах прекрасный формат для развития экологического, познавательного и образовательного видов туризма. Мы можем только приветствовать их появление на туристическом рынке и будем использовать глэмпинги для реализации отдельных мероприятий и программ Русского Географического Общества».
На сегодняшний день, по экспертной оценке туристической компании RussiaDiscovery, в России насчитывается порядка 30-50 глэмпингов. «Есть места размещения, которые сами себя пока глэмпингами не называют, но де-факто таковыми являются, поэтому оценка расплывчатая, — говорит руководитель сети глэмпингов RussiaGlamping компании RussiaDiscovery Ростислав Вылегжанин. — Однако несколько десятков глэмпингов для российского рынка — ничто. В этом году внутри нашей сети открылось два первых глэмпинга: на Кольском полуострове и в Хабаровском крае, и мы видим, что спрос на отдых на природе, но с уровнем сервиса отеля 4-5 звезд, растет. По словам Вылегжанина, по оценкам RussiaDiscovery, через 5-6 лет в России будет не менее 500 глэмпингов.
В марте этого года Минэкономразвития включило туризм в список приоритетных отраслей поддержки бизнеса в России. Основная цель на ближайшее время — снижение административных барьеров для ведения туристического бизнеса.
«Мы уверены, что инвесторы и компании, желающие открыть глэмпинги, обязательно воспользуются открывающимся «окном возможностей». Наше соглашение с РГО и RussiaDiscovery как раз направлено на то, чтобы максимально эффективно доносить до участников рынка информацию о том, как, где и на каких приоритетных условиях можно открывать глэмпинги, какие меры поддержки реализуются, в рамках каких других проектов Ростуризма и партнеров по соглашению может быть вписано создание глэмпингов», — резюмирует глава Ростуризма Зарина Догузова.
В ходе Восточного экономического форума также состоялась инвестиционная презентация сети глэмпингов RussiaGlamping, а желающие предприниматели смогли поучаствовать в мастер-классе на тему «Как открыть свой глэмпинг», который провел собственник первого глэмпинга в Хабаровском крае Дмитрий Ильин.
«Мы открыли глэмпинг всего несколько месяцев назад и можем подтвердить, что спрос очень высокий, — говорит Ильин. — Мы уже задумались над открытием еще нескольких локаций на Дальнем Востоке в следующем году».
Контактное лицо для получения дополнительных комментариев: