что группа дает человеку обществознание 6 класс
Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 14. Человек в группе
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Группа – это объединение людей общей деятельностью, увлечением, признаком, статусом.
Групповые нормы – это определённые правила, которые складываются в каждой группе при её достаточно долгом существовании, и отличают данную группу от других.
Санкции – это различные способы порицания и поощрения человека, который нарушает общие групповые нормы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Социальная группа – это объединение людей, выделяемая по определённому признаку. Только представьте, что численность групп на Земле превышает численность людей. Всё потому что человек одновременно может входить в разные социальные группы. Участником каких групп являетесь вы?
Каждый день вы приходите в школу и учитесь в определённом классе. У вас есть права и обязанности, которые нужно знать и выполнять.
Другой группой выступают спортивные секции, кружки, студии, которые также вы можете посещать.
Вы живёте в многонациональной стране, население которой также характеризуется как как группа и отличается от других народов своей культурой и традициями. Таким образом, по числу участников группы делятся на большие и малые.
Другой распространённой классификацией социальных групп является деление на формальные и неформальные. Формальные группы формируются целенаправленно, обладают официальным статусом и регулируются системой норм, правил, законов. Например, ваш класс.
Вхождение человека в состав формальной социальной группы не всегда добровольное. Неформальная группа возникает стихийно, не имеет официального статуса, регулируется системой норм и правил, выработанных внутри группы. Круг друзей будет является примером такой социальной группы.
Для чего люди объединяются в группы?
Например, для разговоров по душам, обсуждения личных вопросов, совместного отдыха. А есть группы, где участники объединены полезной, общественно значимой деятельностью. Вместе они могут выходить на «субботники», быть волонтёрами, навещать и поздравлять ветеранов. Участие в таких группах развивает трудолюбие, милосердие, умение дарить радость другим.
В разных группах человек выполняет разные роли и занимает разное положение. В футбольной команде вы можете быть капитаном, в хоре солистом. Но не стоит расстраиваться, если в классе вас не выбрали старостой. Каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны. А быть лидером не так просто. Социологи считают, что лидер должен обладать чувством юмора, тактом, способностью привлекать к себе внимание и умением нравиться людям. Но главное быть готовым взять на себя ответственность за принятые решения, даже если в последствии они оказались неверными.
Что же отличает одну группу от другой? Это могут быть эмблемы, причёска, манера одеваться, особое приветствие при встрече и т. д.
Ещё одно различие может заключаться в требованиях, которые предъявляются ко всем участникам группы и выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Вы можете войти в группу, где уже сложились свои правила, и их необходимо соблюдать даже в том случае, если они не совсем вам нравятся. Такое поведение в науке называется конформизмом, т.е. изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.
Без групповых норм трудно было бы достичь цели, выполнить дело, за которое взялась группа.
Во все времена человека, который нарушал групповые нормы, подвергали наказанию. Например, в Древней Греции самым страшным было подвергнуться остракизму, т.е. быть изгнанным.
Конечно, всё зависит от вида нарушения. Можно просто поругать, а можно объявить бойкот и прекратить общение.
Тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки можно похвалить, объявить благодарность, наградить грамотой или медалью.
Различные способы наказания и поощрения называются санкциями. Санкции защищают групповые нормы.
Любая группа как бы впитывает в себя силу всех своих членов. И эту силу можно обратить как на хорошие дела, так и на плохие.
Необходимо понимать: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа.
Светлана и Максим зарегистрировали брак.
Семилетнего Костю записали в 1-й класс.
Олимпийская сборная России успешно выступила на зимней Олимпиаде.
Маша пригласила подруг на день рождения.
Ответ: Маша пригласила подруг на день рождения.
Пояснение: Неформальная группа обладает двумя основными признаками. Во-первых, у неё отсутствует юридически фиксированный статус. Во-вторых, люди в такой группе объединены на основе интересов, дружбы и симпатий. Поэтому правильным ответом в данном задании будет последний: Маша пригласила подруг на день рождения.
Задание 2. Выполните задания, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1 для каждого предложения, выражающего мнение, и 1 для каждого предложения, отражающего факт.
В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила.
Особая манера одеваться, прически определённого вида, условные знаки обозначают принадлежность к группе.
К сожалению, не каждая группа уделяет достаточное внимание разработке собственных требований.
Пояснение: Для начала разберёмся, чем факт отличается от мнения. Понятие «факт» является синонимом понятиям «истина», «событие», «результат». Мнения должны содержать отношение автора. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «считалось», «скорее всего», «плохо», «хорошо», «очевидно», «к сожалению» и т.д. Поэтому в тексте, приведённом в данном задании, только последнее предложение отражает мнение, остальные – факты.
Презентация к уроку обществознания 6 класс по теме «Человек в группе»
Человек в группе (обществознание 6 класс) Луцко Ольга Алексеевна, учитель истории, обществознания КОГОБУ «Лицей г. Советска»
Думаем, размышляем Могли ли люди в древнгости жить жить в одиночку? В какие группы объединялись люди в древности? Для чего люди объединяются в группы? Что человеку дает группа?
План изучения нового материала 1. Группы и их виды. 2. Группы, которые мы выбираем. 3. Лидеры. 4. Групповые нормы. 5. Поощрения и наказания.
1. Группы и их виды. (Работаем с текстом учебника стр. 58) Социальная группа —объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак. Социальная группа — общность людей, объединенных общими интересами и целями, нормами поведения и ценностями.
Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему.
Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. Известно, что каждый член группы выполняет определенную роль. Выбери группу в качестве примера и подумай, какие роли можно в ней выполнять. Заполни схему. Семья Сын (дочь) Брат (сестра) Племянник (племянница) Бабушка (дедушка) Мама (папа) Внук (внучка)
Выводы Человек с момента рождения принадлежит к социальной группе «семья» Существует множество групп, объединяющих людей. У каждой группы есть общее дело и общая цель. В зависимости от цели группы в ней может быть разное количество участников. Каждый человек может входить одновременно в несколько разных групп.
1. Группы и их виды. ФОРМАЛЬНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ МАЛЫЕ БОЛЬШИЕ ПЕРВИЧНЫЕ ВТОРИЧНЫЕ
2. Группы, которые мы выбираем. Какие группы, которые можете выбрать вы
3. Лидер Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения.
Кто может быть лидером В каждой группе есть свои роли. Какими качествами отличается от других лидер группы? Кто становится лидером и почему? Лидер – человек, который берет руководство группой на себя. Он помогает другим членам группы, дает полезные советы, ведет их за собой. Настоящий лидер никогда не противопоставляет себя окружающим во имя личных интересов.
Кто может быть лидером
Чем отличается назначенный лидер от лидера, избранного самой группой? Чем отличается назначенный лидер от лидера, избранного самой группой? Всегда ли лидер положительно влияет на группу? Кто может быть лидером
Лидеры Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы. Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой. Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами.
Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы. Опираясь на собственный жизненный опыт, перечисли важнейшие качества, которыми должен обладать лидер группы. Объясни, чем назначенный лидер отличается от лидера, избранного группой. Предположи, всегда ли лидер положительно влияет на группу. Свое мнение подтверди историческими или литературными примерами. задания
Предполагаемые ответы 1) готовность прийти на помощь, 2)способность отвечать за свои поступки, 3)умение вести за собой, 4)не противопоставляет себя окружающим… Назначенный лидер может быть просто сильным физически или хорошо учиться, но не сумеет повести за собой других и даже может их обижать. Положительный пример: А. Гайдар «Тимур и его команда». Отрицательный пример: Гитлер, Наполеон
4. Групповые нормы. Что такое правила? Какие правила ты знаешь? Почему правила необходимо выполнять? Что такое нормы?
Поощрения и наказания Какими способами группа может поддерживать установленные правила? Приведите примеры.
Санкции Санкции –– мера воздействия на нарушителей групповых норм Способы порицания Способы поощрения (наказания) (поддержки) предупреждение благодарность прозвище поддержка высмеивание аплодисменты выговор премии отказ от общения ответственные поручения бойкот памятные подарки исключение из группы присвоение звания
Выводы За нарушение правил человека могут исключить из группы. Противоправные групповые действия усугубляют вину отдельного человека. Ответственность за собственное поведение в любой группе всегда лежит на самом человеке. Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.
Практическая часть урока Составьте сравнительную таблицу Большие группы Малые группы Количество участников Признаки, по которым могут объединять людей Роль, которую они играют в обществе
Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен. Заполни таблицу, указав, в каких социальных группах ты состоишь, какие исполняешь роли, какими статусами наделен. Социальная группа Моя социальная роль Мой социальный статус
Какие признаки характерны только для межличностных отношений? Какие признаки характерны только для межличностных отношений? 1. Взаимный (обоюдный) характер 2. Устойчивость во времени 3. Непосредственный контакт 4. Эмоциональность Практическая часть урока
Прочитайте приведенный текст, каждое предложение в котором пронумеровано. Определите, какие предложения текста являются: Прочитайте приведенный текст, каждое предложение в котором пронумеровано. Определите, какие предложения текста являются: а)установленными фактами. б)мнением, оценочным суждением Практическая часть урока 1.Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность 2.Иногда трудно объяснить, чем именно тот или иной человек вызывает нашу симпатию 3.Многие полагают, что внешне привлекательный человек обязательно совершает только хорошие поступки 4.Люди чаще доверяют тем, кого считают симпатичными
Приведите не менее трех примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников. Приведите не менее трех примеров групповых норм, характерных для неформальной группы приятелей-одноклассников. Практическая часть урока
Вам приводится список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к малым группам. Укажите термин, который «выпадает» из этого перечня. Вам приводится список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к малым группам. Укажите термин, который «выпадает» из этого перечня. Практическая часть урока 1.Взаимность, 2. Относительная малочисленность, 3. Общие интересы, 4. Групповые нормы, 5. Групповые санкции, 6. Принадлежность определяется полом участника
Составьте план устного выступления на одну из тем Составьте план устного выступления на одну из тем Практическая часть урока Моя семья – малая группа Как групповые нормы влияют на функционирование и развитие группы Роли и статусы личности в группе В какие группы входит типичный ученик 6 класса Что такое групповые нормы и санкции.
ГДЗ Параграф 7. Человек в группе Обществознание 6 класс Боголюбов, Иванова
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
Проверим свои знания (страница 66).
Люди объединяются в группы по своим интересам и вкусам; в группе люди открываются, работают в команде.
Норма — порядок, стандарт, образец, закон, предписание, правило. Санкция — дозволение, запрещение, мера, наказание, одобрение, пеня, позволение, разрешение, согласие, утверждение, штраф.
Участие в охране природы, будучи членом специальной группы: оберегать специальные насаждения, подкармливать зимой птиц и т. д.
Например, тебе помог друг. Однажды тебя пригласили покататься на катке. Отказаться можно, но не хочется. И когда ты зашел на лед друзья протянули руку помощи тебе, научили кататься. Теперь ты и один катаешься очень здорово. Вот с такой неожиданной стороны проявили себя твои друзья.
В классе и дома.
В любой группе, в которой мы состоим, есть знакомые, приятели, товарищи, друзья. Рассмотрим пример групп семья и учебная группа. Учебная группа может дать нам новые знания, так же, как и семья может дать новые знания о жизни. Любой группе мы что-то даём, как и она нам. Но и есть в группах отличия: наверное, никто не сможет перепутать семью с учебной группой. В семье нас окружают родственники, а в учебной группе мало знакомые люди и т. д. В группах можно чувствовать себя по-разному. В семье ты будешь понимать, что ты кому-то нужен, а в учебной группе так не будет.
Думаю, им не хватало, наверно, сплоченности, и волевой коммуникативности — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Обществознание
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Что такое социальная группа
Все общество можно условно разделить на сотни и тысячи многообразных социальных групп, отличных друг от друга. В обществе нет таких людей, которые бы не входили в состав нескольких общественных групп.
Социальная группа это совокупность индивидов, связанных совместной деятельностью, объединенных интересами, возрастом, профессией, культурой, территорией проживания, религией и прочим. Их может объединять сразу несколько или всего один из перечисленных факторов.
Минимальная численность социальной группы – 2 человека (например, семья), максимальную численность статисты (люди, занимающиеся сбором статистической информации, подсчетом и сравнением разных данных об обществе) установить так и не смогли.
Члены группы могут быть знакомы друг с другом лично, или никогда не встречаться, они могут быть объединены в группу добровольно или под влиянием обстоятельств. Общественные группы, в которых люди не знают о существовании друг друга, не взаимодействуют лично – называют социальными общностями.
Примеры социальных общностей:
Важно! Члены социальных общностей реально не взаимодействуют друг с другом, они условно объединены общим признаком (возрастом, вероисповеданием, полом).
Люди, состоящие в социальных группах, регулярно взаимодействуют друг с другом. Примеры социальных групп:
Признаки социальной группы:
В целом, любых людей, объединенных общим признаком можно назвать социальной группой, поэтому подразделение на социальные общности и группы условное.
Для чего люди объединяются в группы
Среди социальных групп можно выделить те, членство в которых является результатом свободного выбора личности и те,в которые человек входит автоматически, помимо собственного желания.
Пример. Не по собственному выбору человек становится членом таких социальных общностей как: русские, итальянцы, женщины, мужчины, пенсионеры, инвалиды. Сознательно человек может стать членом таких групп как: инженеры, туристы, православные.
Причины объединения людей в социальные группы:
Пример. Члены туристического кружка объединены между собой сразу несколькими факторами: общими интересами, потребностью во взаимопомощи в условиях дикой природы, осуществлением совместной деятельности, желанием общаться друг с другом.
Человек может не только войти в состав уже существующей социальной группы, но и создать собственную: художественный кружок, круг друзей, волонтеров. В большинстве случаев, на создание собственной группы решаются сильные волевые личности, с богатым жизненным опытом, которым есть чем поделиться, научить остальных.
Виды групп
Классификация социальных групп очень большая, благодаря многообразию их видов и форм. В первую очередь, среди них выделяют первичные и вторичные, формальные и неформальные группы.
Первичная социальная группа – это люди связанные друг с другом межличностным взаимодействием, объединенные эмоциональным или кровным родством, совместным проживанием, общими интересами. Примеры первичной социальной группы: родственники, друзья.
Неформальная группа – создается стихийно, на основе взаимных интересов людей, входящих в ее состав. Отношения в ней не подчинены строгим правилам и распорядку. К неформальным группам относят друзей.
Так же социальные группы и общности подразделяют в соответствии с разными признаками:
По численности
Выделяют малые и большие группы. Малые отличаются немногочисленным составом участников, которые знают друг друга лично. Они насчитывают от 2 до 30 человек. К малым социальным группам относится: семья, школьная команда, школьный класс.
Большие группы и социальные общности отличаются многочисленным составом участников, которые могут не знать всех членов в лицо. К ним относится: народ, последователи одной религии, представители определенной профессии, люди одинакового возраста.
По демографическим признакам
Социальные группыподразделяют в соответствии с полом (мужчины, женщины) и возрастом (младенцы, дети, подростки, пожилые люди). Принадлежность к определенному полу остается на всю жизнь, но возраст на протяжении жизни меняется. Поэтому человек постепенно переходит из одной возрастной группы, в другую.
По территории проживания
К таким социальным общностям относят: горожан, сельчан, население определенного государства, области, региона.
По сфере профессиональной деятельности
Это большие социальные группы, ккоторым относятся представители разных профессий. При этом одна такая группа, может подразделяться на десятки подвидов.
Пример. Группа врачей объединяет представителей одной профессии, при этом, в этой группе существует классификация. Среди врачей выделяют кардиологов, стоматологов, педиатров, эндокринологов, хирургов, ортопедов и многих других.
По религиозной принадлежности
Принято выделять социальные общности людей, исповедующих одну религию: христианство, католицизм, ислам, иудаизм, буддизм. Групп людей, объединенных одной религией много, так как в мире насчитывается более 5000 различных религий.
По национальной принадлежности
Это большие социальные общности: народы, нации, этносы. Их объединяет единая культура, язык, традиции, история.
Один человек одновременно может относиться к нескольким и даже десяткам социальных групп.
Пример. Вася Смирнов с рождения относится к социальным общностям: русские, россияне, младенцы, мальчики, горожане. По мере взросления он входит в состав других социальных групп: школьный класс, ученики, меломаны, туристы, спортсмены, друзья, буддисты.
Правила поведения в группе
В каждой группе существуют строго установленные или негласные правила поведения, их называют групповыми нормами. К групповым нормам относят:
Так в гимназии, в групповые нормы входит обязанность школьников носить форму, приходить вовремя на занятия, обращаться уважительно к учителям и школьной администрации, выполнять домашнее задание.
Возвратимся к примеру с гимназией. В этом случае санкции к учащимся будут: вызов родителей в школу, двойка за поведение, вызов к директору, отстранение от занятий.
Лидер и рядовые члены в группе
В группе люди занимают неодинаковое положение. Все зависит от ее типа и ролей, отведенных каждому из участников. Среди рядовых членов в группе выделяется ее руководитель, лидер. Роль лидера в формальной и неформальной группе неодинакова.
В формальной группе руководителя, начальника назначают за определенные профессиональные качества, квалификацию, достижения по карьерной лестнице. Главная его задача проконтролировать деятельность своих подчиненных, направить ее на достижение общей цели. Не обязательно начальник будет нравиться, вызывать симпатию у всех своих подчиненных. Главное, чтобы его уважали и неукоснительно выполняли все распоряжения.
Роль лидера в неформальной группе – вести за собой ее членов, вдохновлять участников группы на новые свершения, совместную деятельность. При этом уважение и любовь к себе в неформальной группе лидер должен заслужить сам, если участники перестанут прислушиваться к его словам, их нельзя будет заставить что-либо сделать.
Воздействие социальных групп на общество
Социальные группы выполняют в обществе важные задачи. Роль и функции социальных групп:
Кроме того, группа дает человеку чувство защищенности, уверенности в завтрашнем дне.