что грозит за автоподставу
Что делать в случае автоподставы?
Отвечаем на потребительские вопросы о финансах
Автоподставы могут быть разные, но их объединяет одно: фактически водитель не виноват, но юридически в его виновности у органов власти не возникает сомнений, говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Чермен Кассохов. Последствия, по его словам, всегда выглядят так: все формальные признаки говорят о виновности (характер повреждений, место удара и т. п.), а доказать обратное водитель не может.
«Основные ошибки всех водителей во всех случаях — это невнимательность и отсутствие регистратора. Когда есть регистратор, проще доказать, что впереди вас резко затормозили, либо то, что сбоку намеренно начали резкое перестроение и вынудили свернуть в сторону автомобиля, который едет рядом, и т. п.
Если произошла автоподстава, действуют обычные правила оформления ДТП. Это означает, что ни в коем случае нельзя покидать место ДТП, необходимо включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. Вызываем сотрудников ГИБДД, сохраняем запись видеорегистратора, если его нет, то ищем свидетелей происшествия — свои пассажиры тоже подойдут. Далее вместе со свидетелями пишем объяснения и прикладываем запись регистратора при наличии.
При вынесении решения сотрудником ГИБДД не в пользу клиента закон предусматривает совершенно бесплатную процедуру обжалования. Можно написать жалобу вышестоящему должностному лицу, можно направить жалобу в суд. Можно написать заявление в полицию о мошенничестве со стороны другого участника ДТП. Я бы советовал подавать жалобу в суд с одновременной подачей заявления о преступлении.
Рекомендовал бы в них ходатайствовать о назначении экспертиз, которые в рамках КоАП и УПК проводятся из бюджетных средств. Или самостоятельно инициировать проведение экспертиз вне рамок проверок, и если такие экспертизы подтвердят, что ДТП является результатом провокации или, например, что характер повреждений не подтверждает факта повреждений, то можно подать иск в суд о компенсации всех убытков, в том числе связанных с защитой своей позиции. Шансы — 50/50. Нужно изучать каждое дело в отдельности», — отмечает Чермен Кассохов.
Как избежать автоподставы
Адвокат Антонов А.П.
Как отмечал председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Я.Е. Нилов: «К сожалению, рост количества видов мошенничества в этой сфере не уменьшается, и одна из причин состоит в том, что не разработана эффективная мера наказания за этот вид преступлений. Шесть лет назад наша фракция выступила с законодательной инициативой о подготовке законопроекта об уголовной ответственности за автоподставу с жесткой мерой наказания до пяти лет лишения свободы, однако законопроект пока не получил одобрения Правительства РФ. Были приведены аргументы, что в УК РФ есть ст. 159 о мошенничестве, которая охватывает и этот вид дорожных подстав. Но я считаю, что эта статья недостаточно емкая для такого вида преступления, как автоподстава. Считаю, что автоподстава — это не просто вид мошенничества, а вид преступления с посягательством на здоровье и жизнь граждан с целью отъема денег. На потерпевшего оказывается психологическое, а иногда даже и физическое давление с целью вынудить его отдать деньги за якобы причиненный атакующей стороне ущерб. Доказать факт мошенничества в этом случае крайне сложно.
Факт мошенничества обычно определяется при процедуре контрольной закупки. Но в данном случае практически невозможно заманить автоподставщика на контрольную закупку. Также нельзя говорить и о факте вымогательства, потому что прямого такого факта не было, были лишь просто созданы условия для вымогательства психологическими и физическими действиями, вынуждающие человека «добровольно» принять решение и отдать деньги.
Также хочу отметить, что появление ОСАГО значительно снизило случаи классических автоподстав, но появились новые, более совершенные. Мошенники, пользуясь пробелами законодательства и правоприменительной практики, модернизировали свои методы отъема денег у добропорядочных водителей. Приведу некоторые из них, часто практикуемые в наши дни.
На дороге один автомобиль догоняет другой, притирается к нему, и оттуда летит бутылка, повреждая бампер. Вы не заметили и поехали дальше, а потом вдруг к вам приходит сообщение из ГИБДД, что вы совершили наезд и покинули место ДТП… Вам предлагают договориться по-хорошему. Этот маневр делается в связке с ГИБДД. По номеру машины узнать мобильник очень просто.
Растерянный пострадавший соглашается, не задумываясь о том, что ДТП покинули оба водителя и потому надо доказать, кто же уехал первым… Но давление и шок делают свое дело.
Другой пример. На парковке ваше авто прижимает другое авто, вы не замечаете и трогаетесь. Это фиксируется на фотокамеру, и вас снова обвинят в том, что вы покинули место ДТП.
Много мошеннических преступных действий с оформлением страховок. Например, очень распространена подстава, назовем ее условно: «Прости, брат, я виноват». Это когда столкнулись две машины. Столкновение фиксируется фотокамерой того, кто наехал. Он же кается и оставляет номер телефона, мол, разойдемся без скандала, я виноват и никаких протоколов не надо, ведь мы же порядочные люди. Пострадавший уезжает, а потом ему звонит этот гражданин и говорит, что все-таки ты меня подставил, ты виноват, и машина сильно пострадала. Возвращайся назад, ты покинул место ДТП, есть доказательства, и я намерен отправить материалы в ГИБДД, но можем договориться, заплати в тройном размере, и все уладим. Также сейчас в моде скручивание номеров с машин с последующим предложением «договориться». Я не раз предлагал освободить от ответственности владельца авто со скрученным номером, чтобы дать ему возможность хотя бы тронуться с места.
Я.Е. Нилов также напомнил, что каждый водитель всегда должен иметь при себе Правила дорожного движения, КоАП РФ, видеорегистратор, а в случае рисковой ситуации закрыться в машине и звонить по номерам «112» и «102», фотографировать и связываться с друзьями и страховыми компаниями по телефону.
С аналогичной просьбой я обратился также к другому известному и авторитетному в автомобильном сообществе эксперту — первому заместителю председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству В.И. Лысакову.
«Есть правовая защита: ст. 159 УК РФ о мошенничестве. Но есть много пробелов в правоприменительной практике, когда этот норматив не используется по назначению, и нередко по вине сотрудников правоохранительных органов. Причины могут быть самые различные, но, к сожалению, практика показывает, что в ряде мошеннических схем принимают участие и отдельные сотрудники ГИБДД. Сложность состоит в том, что доказать вину мошенников достаточно сложно. Поэтому стоит еще раз упомянуть видеорегистратор, который сослужит хорошую службу в предотвращении автоподставы.
Юридически это рассматривается как требование о передаче другому лицу имущества или прав на имущество. В суде такие действия расцениваются либо как самоуправство, либо как вымогательство».
В.И. Лысаков посоветовал, что делать, если вы все-таки стали жертвой подставы:
«Первое, и самое главное, — не принимайте никаких необдуманных решений. В состоянии шока человек может подписать даже дарственную на дом. Не давайте никаких обещаний и расписок. Не сообщайте никаких данных о себе, в том числе не давайте телефонный номер. Как отмечают психологи, задача мошенников — «развести» вас, пока вы находитесь в состоянии шока. Есть свидетели — хорошо. Запишите их контакты. Не убирайте машину с места ДТП (даже если вместо ДТП в заднем фонаре вашего авто торчит картофелина), оставьте там, где вас остановили злоумышленники. Думаю, не нужно напоминать, что у вас есть ОСАГО, и с точки зрения гражданской ответственности вы защищены — финансовая сторона ДТП лежит на страховой компании».
Кроме этого, эксперт дал следующие рекомендации:
«Сразу после столкновения остановитесь и включите аварийную сигнализацию, закройте двери и окна в автомобиле. Самостоятельно вызовите ГИБДД (на этом этапе участники автоподставы в Москве очень часто предпочитают ретироваться), позвоните в страховую компанию. До приезда ГИБДД все переговоры ведите только через слегка опущенное боковое окно. Не показывайте своих документов никому, кроме сотрудников ГИБДД.
Все звонки делайте только со своего телефона, ни в коем случае не звоните с телефона «пострадавшего». На нем может быть набран номер подставного представителя страховщика или сотрудника ГИБДД.
Если вы чувствуете, что авария была неслучайной, обязательно вызывайте полицию по номерам «112» или «102». Как правило, это отпугивает мошенников, и они предпочтут уехать с места происшествия.
Необходимо сразу же собрать данные с максимально возможного числа свидетелей аварии — несмотря ни на что, их показания имеют немалую силу.
А дальше не стесняйтесь подавать в суд и отстаивать там свои права, а также не бойтесь предавать историю широкой огласке. Пишите о происходящем в Интернете, подключайте СМИ — в общем, делайте все, чтобы ход дела был на виду. Мошенникам гораздо труднее реализовать свои планы, если за их руками непрерывно следят.
Также, если это возможно, пользуйтесь видеорегистратором сразу после того, как вы выезжаете на трассу. Оптимально иметь DVR с качественной оптикой и матрицей с разрешением от 720P, еще лучше с GPS и двумя (или несколькими) камерами. Все претензии выслушивайте через закрытое окно, из салона автомобиля не выходите, к чему бы вас ни призывали. Это позволит вам оставаться некоторое время в относительной безопасности, так вы будете менее подвержены психологическому давлению.
Если вы решили выйти, закройте автомобиль, заглушите мотор, вытащите ключи и уберите их глубже под одежду, во внутренний карман.
Не ругайтесь, не позволяйте себе оскорблять участников происшествия, ведите себя корректно. Не подавайте виду, что вы поняли, что ситуация намеренная.
По возможности, если позволяет ситуация, под предлогом дальнейшего получения страхового возмещения сфотографируйте номера машин и лица тех, кто предъявляет претензии. Передачу данных, фото- и видеоматериалов зафиксируйте в протоколе, когда будете передавать сведения сотрудникам ДПС. Себе обязательно оставьте копии материалов».
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Каким образом мошенничество с автоподставами может быть наказано?
Нормативная база
Умышленные преступления, совершаемые на территории Российской Федерации с использованием автомобильного транспорта относятся к группе автоподстав. Это преступления, направленные на получение денежных средств у жертвы при условии, что такие средства будут получены от жертвы в момент окончания преступления. Относятся к спектру преступлений мошеннического характера, основанные на доверчивости жертвы.
Основные виды наказания за совершение таких преступлений предусмотрены положениями статьей 163 «Вымогательство» и 330 «Самоуправство» Уголовного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с этими статьями за совершение такого наказание может назначаться дифференцированно, в зависимости от того, о какой именно статье идет речь.
Так, если говорить об автоподставе как о вымогательстве, то наказание может варьироваться от ограничения свободы на срок до четырех лет до лишения свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом до одного миллиона рублей.
Если речь идет о самоуправстве как о юридической основе преступления, то наказание может находиться в диапазоне от штрафа с максимальным размером до восьмидесяти тысяч рублей до лишения свободы на срок до пяти лет.
Виды автоподстав
Для того, чтобы понимать, от каких именно преступных посягательств на финансы или имущество следует остерегаться водителю, необходимо определить, какие виды автоподстав существуют на сегодняшний день.
Одними из самых популярных видов таких преступлений считаются:
Кроме того, для выбора жертв у автомошенников есть также и критерий стоимости автомобиля – средний класс, относимый к бюджетным иномаркам или относимым по стоимости чуть выше бюджетных. Владельцы отечественных подержанных автомобилей становятся жертвами автоподставщиков гораздо реже.
Механизм защиты
Для того, чтобы защититься от автоподставщиков, необходимо соблюдать простые правила безопасностей на дороге, а именно:
В том случае, если преступление мошеннического характера все же было совершено, следует обратиться в полицию по месту регистрации с соответствующим заявлением.
В этом документе, который ложится в основу проведения проверки по факту совершения преступления, следует указать:
Автоподставы на сегодняшний день – один из наиболее распространенных вариантов преступлений, связанных с автомобилями и их владельцами. Они направлены на то, чтобы получить денежные средства сразу после совершения ДТП. Однако на сегодняшний день не все популярные схемы могут быть использованы. Если же такое преступление произошло, существует свой механизм защиты.
Как не стать жертвой автоподставщиков
Автоподставы, казалось, ушли в прошлое, но представители криминального мира все еще используют в своем арсенале. Объясняется это, по мнению многих автолюбителей, изменениями в ПДД. С недавних пор, как известно, в случае если ущерб незначительный, и стороны договорились самостоятельно, то они могут не обращаться ни в ГИБДД, ни в страховую. Этим и пользуются злоумышленники, стремясь запугать жертву и убедить ее не вызывать Госавтоинспекцию. С увеличением числа автоподстав столкнулись пока Москва и Санкт-Петербург, однако не исключено, что данная «болезнь» быстро начнет распространяться по всей стране. Ниже приведено несколько советов, которые помогут не стать жертвой автоподставщиков.
Схем, по которым действуют преступники достаточно много. Рассмотрим несколько наиболее распространенных. Например, вы стоите на перекрестке, и собираетесь повернуть направо. Сразу после начала данного маневра трогается припаркованный невдалеке справа автомобиль. Затем якобы заметив вас в последний момент, его водитель резко останавливается и начинает подавать знаки, что пропускает вас. Если купитесь на притворную доброжелательность и повернете, машина злоумышленника тут же тронется и аккуратно притрется своим, заранее ударенным крылом, к вашему кузову.
Рассмотрим другую ситуацию. Вы едете по скоростной трассе, в левом ряду. Сзади вас нагоняет другое авто и начинает сигналить, требуя уступить дорогу. Если начнете перестраиваться, из «мертвой зоны» внезапно вынырнет старенькая потрёпанная машина, которой вы въедете в опять же заранее помятый бок.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, во-первых, не нарушайте ПДД, тогда вы будете наверняка уверены в своей правоте. Перед перестроением в соседнюю полосу несколько раз убедитесь, что в «мертвой зоне» нет другого авто. Это золотое правило рассказывают всем начинающим водителям, но многие поднабравшись опыта напрасно им пренебрегают.
В качестве жертв автоподставщики, как правило, выбирают начинающих водителей. Определить наличие или отсутствие опыта они могут достаточно быстро по поведению авто на дороге. В зоне особого риска молодые мужчины интеллигентного вида и женщины с маленькими детьми. Главное на что рассчитывают автоподставщики это наглость и напор. Их цель запугать человека до такой степени, чтобы он не звонил родным или в Госавтоинспекцию, а максимально быстро отдал требуемую сумму.
Если избежать ДТП все же не удалось, включите аварийную сигнализацию, запритесь в автомобиле и вызывайте экипаж ГИБДД. Обязательно укажите марку машины автоподставщиков и ее номера. Затем позвоните представителю страховой компании. Не лишним будет вызвать, кого ни будь из близких, при моральной поддержке преступникам будет сложнее на вас давить.
Ни в коем случае не убирайте автомобиль с места аварии до приезда инспекторов ГИБДД, даже если за вами образовалась гигантская пробка. Установите в автомобиле видеорегистратор, полученная с него видеозапись поможет доказать свою невиновность.
Пресс-служба УМВД России по Тюменской области
Автоподставы и автоподставщики
Что это такое и как с этим бороться
В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.
Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.
Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.
Это не исчерпывающий список разводов
Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.
Что такое автоподстава
Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:
Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.
Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.
До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.
В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.
Как победить выгорание
Что говорит закон
В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.
При ущербе больше 2500 Р автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 Р или лишения свободы до 2 лет.
Кто такие автоподставщики
В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.
Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.
Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.
Жертвы автоподставщиков
В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.
Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.
Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.
Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.
Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.
Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.
Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.
Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.
И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.
Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.
Разберемся со всеми схемами детально.
Оставление места ДТП
Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:
Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.
Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.
Как быть, если вам поцарапали машину
Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.
Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.
А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.
Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.
Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.
Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.
Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.
Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.
Наезд на человека
В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.
Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.
Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.
Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.
Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.
С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.
В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.
Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 Р либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.
Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 Р либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.
Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.
Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.
Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 Р штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.
Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.
Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.
Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.
В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.
Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.
ДТП на перекрестке или на выездах с парковок
Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.
Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.
Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.
Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.
Повреждение имущества
Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.
Дальше возможны два варианта событий.
Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.
Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.
Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.
Что делать, если подставили
С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:
Аргументы автоподставщиков
Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.