что грозит магазину за отказ в обслуживании без маски
Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать
Роспотребнадзор и полиция штрафуют магазины, клиенты которых не носят маски, нарушая тем самым масочный режим. При этом в некоторых случаях размер штрафов доходит до 300 000 рублей. Рассказываем, насколько законны эти штрафы и что нужно делать, чтобы их избежать.
Кто отвечает за соблюдение масочного режима
Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски/респиратора и запрет на появление без маски в общественных местах) введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ. Например, в Москве масочный режим был установлен на основании указа мэра от 07.05.2020 № 55-УМ. В соответствии с п. 9.4 этого указа с 12 мая текущего года при посещении объектов торговли все без исключения граждане должны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы). В свою очередь, организации торговли обязаны контролировать исполнение своими клиентами указанного требования и создавать условия для соблюдения ими временных санитарных ограничений и запретов.
Таким образом, обязанность по соблюдению масочного режима распространяется не только на покупателей, но и на сами магазины и их должностных лиц (продавцов, кассиров, охранников). Причем магазины должны не просто снабжать своих сотрудников масками и антисептиками, но и следить за тем, как масочный режим соблюдается всеми посетителями, находящимися на кассах и в торговых залах.
За что могут оштрафовать магазин в период действия масочного режима
Само по себе нахождение в магазине посетителей без масок не грозит торговой организации какой-либо ответственностью. По общему правилу, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее данное правонарушение. То есть сам покупатель, а не магазин.
В конечном счете магазины не вправе отказать клиентам в посещении своих торговых площадей и залов. В противном случае действия магазина могут быть расценены тем же Роспотребнадзором в качестве дискриминации и нарушения прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).
1. Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски в общественных местах) был введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ.
2. Магазины должны следить, как масочный режим соблюдается всеми посетителями и работниками магазина (продавцами, кассирами, охранниками и т. п.).
3. Если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не могут.
4. Штраф последует, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.
5. Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил нарушение.
6. Чтобы избежать штрафов, при попытке прохода в магазин посетителя без маски, представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.
7. При соблюдении магазином всех правил (предупреждение об ответственности, неосуществление отпуска товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.
В то же самое время магазин обязан проинформировать своих посетителей об обязанности соблюдать масочный режим и об административной ответственности за несоблюдение данного режима. Одновременно с этим магазин должен предпринять действия, обязывающие клиентов соблюдать масочный режим.
И если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не смогут.
Штраф последует только тогда, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.
Также магазин могут оштрафовать за непредупреждение клиентов, которые не носят масок, о необходимости соблюдения масочного режима и об ответственности за несоблюдение данного режима (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).
Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима
Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.
Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).
По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей. Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка. Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ). За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет. Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.
Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима
В целях избежания возможных наказаний за нарушение санитарных норм в период действия карантина организации и ИП должны строго следовать распоряжениям местных властей, а также выполнять рекомендации контролирующих ведомств и, в частности, Роспотребнадзора.
Например, магазины должны соблюдать рекомендации Минпромторга, которые касаются работы магазинов в условиях санитарных ограничений (письмо от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).
Согласно данным рекомендациям, при попытке прохода в магазин посетителя без маски представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.
Одновременно посетителя нужно проинформировать о возможности приобретения масок при входе в магазин или на его территории в отдельной кассе.
При несогласии посетителя исполнять такие требования и в случае их нарушения, в том числе проникновения на территорию магазина, представителям торговой организации рекомендуется отказать такому посетителю в обслуживании на кассе.
Одновременно необходимо вызвать полицию для пресечения нарушения. В конфликт с нарушителем продавцам вступать не рекомендуется.
При соблюдении магазином данной инструкции (предупреждение об ответственности, отказ в продаже товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.
Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски
Выполняя санитарные рекомендации Минпромторга и Роспотребнадзора, магазины должны отказывать в обслуживании и отпуске товаров покупателям, не соблюдающим масочный режим. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о законности такого отказа.
По общему правилу, магазин не вправе отказать своему клиенту в обслуживании.
Договор купли-продажи, заключаемый между магазином и потребителем в момент совершения покупки, предусматривает недопустимость отказа в обслуживании покупателя, если интересующий товар доступен для приобретения, а у покупателя достаточно денежных средств для оплаты (п. 3 ст. 426 ГК РФ).
В свою очередь отказ потребителю в предоставлении товаров либо доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием его здоровья, влечет наложение штрафов по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. За данное нарушение организацию могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.
Роспотребнадзор поясняет, что такие действия в условиях масочного режима отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и имеют своей целью защиту прав и интересов всех прочих потребителей.
Следовательно, штрафовать за нарушение прав потребителей магазины, отказывающие в отпуске товаров нарушителям масочного режима, Роспотребнадзор не будет. Напротив, самих покупателей, которые игнорируют обязанность по ношению масок, рекомендуется привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:
Обязан ли магазин предоставить маску покупателю, штраф за отсутствие маски
Ограничения касаются не только масочного режима, но носить маски в общественных местах должны практически все, даже если просто идете в магазин.
Если вы часто ходите за покупками, наверняка вам интересно, обязаны ли магазины покупателям маски покупателям? Напомним, что в РФ с апреля 2020 года был введен масочный режим, суть которого заключалась в попытке предотвратить распространение коронавируса. Это опасное заболевание, потому каждый человек обязанный защищать себя и окружающих.
Ограничения касаются не только масочного режима, но носить маски в общественных местах должны практически все, даже если просто идете в магазин. Зависимо от региона в маске нужно быть только в общественном месте и транспорте, но по улице можно было ходить и без неё, а в других регионах носить маски приходится даже на улице. В магазины люди ходят регулярно, и в помещение покупательобязанный заходить только в маске – это единственный законный метод как избежать штрафа.
Покупать одноразовые маски затратно, а тканевые можно забыть. Что делать в таком случае? Многие считают, что магазины обязаны обеспечить своих покупателей масками, если у них её нет. Если этого не сделать, покупатель может получить весьма внушительный штраф. В интернете много форумов, что посвящены этому вопросу, и практически везде бытует мнение, что магазины должны помочь своим покупателям получить маски. Если таких масок нет, безмасочного покупателя не должны штрафовать.
Обязан ли магазин предоставить маску покупателю бесплатно?
Вопрос о том, обязан ли магазин предоставить маску покупателям становится все более актуальным, поскольку за нахождение в нем без маски назначают штраф. Но все же нет никаких норматив или актов от правительства, указывающих, что магазины должны предоставлять своим клиентам маски. Может быть, в некоторых регионах и есть подобные положения, но они носят не директивный, а рекомендательный характер. Потому требовать, чтобы магазины выдавали вам маски бесплатно, не стоит. Большая вероятность, что они откажут.
Покупатель обязательно должен быть в магазине в маске, есть она у него, или он рассчитывал получить маску в торговой точке. А вот магазин не обязанный предоставлять маски. Если нарушение будет зафиксировано, нарушителя могут оштрафовать на довольно внушительные суммы – от 1 до 30 тысяч рублей.
Ещё одна актуальная тема – отказ от обслуживания в магазине без маски. Дело в том, что иногда, если человек приходит за покупками без защитных средств, его отказываются обслуживать. Отказ в магазине без маски закономерное явление, которое позволяет обезопасить продавцов и других покупателей. Продавцы могут указать, чтобы покупатель носил маску, если человек забудет её натянуть, заходя в помещение.
Даже учитывая, что они не обязаны, в некоторых магазинах стали все чаще идти навстречу покупателям при отсутствии у них масок, предлагая защитные средства, вместо отказа в обслуживании. Например, обслуживание начинается с того, что продавцы могут предложить одноразовые маски или салфетки. Если бесплатно выдать маски не получается, но обслуживатьклиента без них они не могут, в магазине может стоять отдельная касса, где продаются маски. Также на территории магазина могут быть установлены специальные автоматы для получения товаров защиты.
Но даже если в самом магазине продается маска, покупатель который входит в помещение без неё, становится нарушителем. Если в такой момент человека поймают, его будут обязывать по закону нести ответственность за то, что отказался носить маску.
Обязан ли магазин обеспечить масками покупателей по Постановлению Правительства РФ №417
Согласно постановлению №417, которое вступило в силу с 2 апреля 2020 года, многие считают, что магазин обязанный давать покупателям маски бесплатно, поскольку единственный законный способ войти в помещение с другими людьми – надеть этот аксессуар. Вот только трактовать постановление таким образом нельзя, поскольку в нем нет ни слова о том, что маски должны предоставляться безвозмездно.
Откуда же появилось массовое мнение о том, что маска должна быть предоставлена магазином? Поскольку отсутствие маски в магазиненезаконно, люди решили, что магазин сам должен их выдавать. В законе действительно упоминается нечто подобное, но из-за незнания законодательства и неумения правильно вытягивать суть из сложных юридических формулировок, люди попросту не смогли правильное понять смысл постановления.
Такая ситуация вполне ожидаема, поскольку с некоторыми пунктами положения не всегда справляются даже профессиональные юристы. Возможно это связано с тем, что ситуация с коронавирусом возникла неожиданно, и пришлось быстро искать законный метод её контролировать. Логично, что некоторые пункты были не так хорошо проработаны, как хотелось бы, и могут вызвать недопонимания у людей, которые не каждый день сталкиваются с новыми нормами и правилами.
Никто не может обязать читать весь документ. Можете сосредоточить свое внимание на самом важном пункте, указанном на скриншоте.
Смысо данного пункта сводится к тому, что граждане обязаны, в случае предоставления имущества органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, использовать данное имущество. В нашем случае, маски.
Таким образом, в данном пункте ничего не говорится об обязанности предоставить такое имущество со стороны государственных органов или организаций.
Чтобы магазин не был оштрафован за отсутствующие у покупателей маски, он должен соблюдать правила. Причем не только те, что были предписаны на государственном уровне, но и те, которые действуют на региональном масштабе. Так что магазин не обязанный смотреть, чтобы у его покупателей был необходимый набор защиты. Обслуживание без масок в магазине грозит торговой точке серьёзными убытками. Но другая причина – обеспечение безопасности другим людям.
Если кто-то из покупателей будет без маски, это создает угрозу для других посетителей. Потому продавцы вполне могут не обслуживать клиентов без маски. Это поддерживает санитарно-эпидемиологическую ситуацию на нормальном уровне. Конечно, никто не будет выгонять человека из помещения или принуждать силой выйти. Скорее, сотрудники попросят надеть маску, а если её нет, купить здесь же или где-то ещё.
Какой будет штраф, если не носить маску
Если вас все ещё терзает вопрос, законны ли маски в магазине, окончательную точку в нем может поставить тот факт, что когда маскаотсутствует, нарушителю грозит штраф. Если нарушителем выступает физическое лицо, в качестве штрафа он обязан будет заплатить от тысячи до тридцати тысяч рублей. Но самый распространенный штраф за отсутствие маски составляет пять тысяч рублей. Если нарушение повторится, и вас поймают, штраф увеличивается.
У местных властей есть право самостоятельно определять штрафную сумму, но они должны учитывать условия, прописанные в КоАП РФ. Обычно размер штрафов, если маска не надета, указан в местном законодательстве. Для примера, в Москве прописано, что штраф составляет от 4 до 5 тысяч рублей. Если вы считаете эту меру незаконной, подобное решение властей можно оспорить в суде.
Попытки оспорить ограничения популярны и находятся в законных рамках, но количество удовлетворенных исков стремится к нулю. Чаще всего их вообще не рассматривали, возвращая заявителям. Но вероятность всегда есть, особенно если случай беспрецедентный. Только помните – покупательобязанный быть в магазине в маске, иначе последует отказ в удовлетворении попытки оспорить штраф. Даже если зашли в магазин, чтобы эту маску купить.
Получить юридическую помощь по вопросам штрафов за отсутствие масок можно на нашем сайте.
Штрафы за обслуживание покупателей без масок
Штрафы за обслуживание покупателей без масок
Наказание за нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности для ИП и организаций ввели в апреле 2020 года. Штраф за обслуживание покупателей без масок — это сумма от 30 000 до 300 000 руб.
Законодательное обоснование применения штрафов за появление в магазине без маски:
За появление без маски в магазине сейчас применяются штрафы на основании следующих нормативных актов:
В ст. 20.6.1 и 6.3 КоАП РФ прописаны санкции за нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Но более вероятно, что санкции за нахождение без маски в магазине (как и за невыполнение сопутствующих обязательств, например, по пользованию перчатками) будут применяться именно по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Ее действие распространяется и на граждан, и на хозяйствующие субъекты в случае нарушения ими федеральных или региональных правил поведения в условиях введенного режима повышенной готовности или ЧС (Обзор судебной практики ВС РФ от 21.04.2020, вопрос 17).
Нормы регионального законодательства об административных правонарушениях.
По общему правилу в региональных законах могут прописываться санкции за нарушения, за которые не предусмотрено санкций по КоАП РФ. Можно ли считать таким нарушением невыдачу работникам магазина масок или допущение нахождения без них покупателей – вопрос неоднозначный.
с одной стороны, по логике КоАП РФ (ст. 1.3, 1.3.1 КоАП РФ), санкции за нарушение региональных «карантинных» нормативов возможны только в случае, если они прописаны в региональных нормативных актах. В таких актах может допускаться, что штрафы выписываются за нахождение где-либо без маски (и перчаток), поскольку в КоАП РФ такие правонарушения не указаны (и не попадают под «федеральную» зону ответственности). Таким образом, применение региональных штрафов имеет под собой полностью законную базу.
с другой стороны, в указанном выше Обзоре судебной практики ВС РФ от 21.04.2020 нет ни слова о применении региональных законов об административной ответственности. Это может свидетельствовать о незначительной репрезентативности судебной практики по применению кодексов субъектов РФ. И следовать позиции ВС РФ, то в ситуации с «карантинными» нарушениями в первую очередь должны применяться федеральные нормы по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Но игнорировать положения региональных «санкционных» нормативов тоже не стоит: они по всем признакам легитимны. Поэтому, если в регионе есть свои штрафы, их в любом случае следует иметь в виду.
Санкции за несоблюдение «масочного режима» в магазине
За нарушение региональных требований по обязательному ношению масок полагаются санкции по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – это предупреждение либо штраф.
Штраф
За первичное нарушение
За повторное нарушение
500 – 1000 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток
Если нарушение привело к причинению вреда здоровью человека или имущества, то применяют ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Штраф
500 – 1000 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток
300 — 500 тыс. руб. или запрет на деятельность на 1-3 года
Обратите внимание, что в ряде регионов при несоблюдении «масочного режима» предусмотрены и свои штрафы.
Легально ли наказание за отсутствие перчаток в магазине, масок и разметки:
Также ст. 20.6.1 КоАП РФ (как и региональные нормативы) может предусматривать штрафы магазинам за ряд иных неправомерных действий — идущих вразрез с региональными требованиями. В нормативных актах регионов могут быть прописаны следующие требования:
по выдаче сотрудникам магазина масок, перчаток;
по обслуживанию покупателей только при наличии маски (иногда и перчаток);
по обеспечению соблюдения в торговом предприятии социальной дистанции между находящимися там людьми (посредством нанесения специальной разметки на полу).
В свою очередь, ст. 20.6.1 КоАП РФ может применяться в случае нарушения любых требований на территории, где они введены. Соответственно, по ней могут налагаться штрафы:
продавцам в магазинах без масок;
покупателям без масок;
магазину – за отсутствие разметки;
за работу без перчаток в магазине, если они в соответствии с региональным нормативом являются обязательным компонентом санитарно-инфекционной защиты (СИЗ) продавцов.
Следовательно, штраф за отсутствие разметки в магазине полностью легален, если требование по такой разметке прописано в региональном акте. Штраф налагается на юрлицо (ИП) на основании ст. 20.6.1 КоАП РФ. При наличии региональных нормативов при назначении штрафа руководствуются их положениями, если они распространяются на юрлиц и ИП. Аналогично налагаются штрафы на организацию или ИП за отсутствие маски в магазине у продавцов.
Штрафы за вход в магазин без маски: кто отвечает:
Важно правильно установить виновное лицо, подлежащее административному наказанию. Ясно, что штраф «за разметку» в магазине налагается на сам хозяйствующий субъект. Но, не всегда очевидно, кто должен платить штраф за посещение магазина без масок покупателями. Разберем на примере, какие принципы лежат в основе определения виновного лица.
В торговую точку пришел посетитель, не использующий СИЗ:
Минпромторг России в письме от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15 привел аргументы в пользу того, что штраф магазину за отсутствие маски у покупателя выписывать не следует. Ведомство ссылается на ст. 1.5 КоАП РФ, где сказано, что административные санкции применимы только в отношении лица, чья вина доказана. А вины магазина в том, что покупатель пришел без маски, нет. Минпромторг считает, что магазину следует отказаться от обслуживания человека, не применяющего в установленном порядке СИЗ. Кроме того, стоит вызвать полицию, если человек будет противодействовать намерениям магазина добиться исполнения посетителем требований закона.
А вот если продавец этого не сделает, то тогда теоретически вполне возможен штраф магазину за обслуживание покупателя без маски по факту отпуска товара такому покупателю.
Роспотребнадзор также подтверждает, что отказ магазина в допуске покупателя без маски при введении режима обязательного ношения СИЗ полностью законный и не нарушает прав потребителя (Информация от 20.05.2020 на сайте Роспотребнадзора). Также ведомство подтверждает и привлечение граждан-нарушителей к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Вывод: если на покупателе отсутствует маска, штраф магазин платить не будет.
Ответственность продавца зависит от тех действий, которые он произведет, реагируя на факт прихода покупателя без СИЗ:
если человеку отказано в обслуживании, то штрафовать магазин неправильно;
если же, несмотря на отсутствие маски, такого покупателя обслужат и не предпримут мер для обеспечения выполнения требований законодательства о применении СИЗ, назначение штрафа вполне возможно.
Ответственность возлагается и на самого покупателя без маски, который будет платить за себя штраф, установленный региональным законом или ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В магазин пускают только в маске. Это законно?
Простите, что снова про коронавирус. Хочу попросить вас разобрать такой вопрос. Какое-то время назад появилась информация, что магазины и супермаркеты в Москве и области стали требовать от покупателей, чтобы те находились в зале в масках.
Оставим в стороне медицинский аспект и будем рассматривать только юридическую сторону. Получается, что мне, чтобы зайти в торговый зал, надо купить маску где-то заранее или на кассе в самом магазине? Насколько это законно?
Антон, сотрудники магазина действительно вправе отказаться обслуживать покупателей без маски, если в регионе, где он находится, действует обязательный масочный режим. Расскажу о ситуации подробнее.
Что такое масочный режим
В апреле 2020 года президент поручил властям регионов ввести ограничения, чтобы предотвратить распространение коронавирусной инфекции. Какие именно ограничения установить, местным властям предоставили решать самостоятельно исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в регионе.
В результате в некоторых регионах были приняты нормативные акты, в которых граждан обязали носить маски в общественных местах. Строгость предписания зависит от региона: в некоторых это обязательно, а в других только рекомендовано.
В Москве граждан обязали носить маски и надевать перчатки, даже если они просто гуляют или едут в такси.
Вот информация об ограничениях в регионах. Посмотрите, какие правила действуют именно у вас.
Как могут наказать, если маску не носить
Местные власти будут сами определять сумму штрафа. Но они обязаны ориентироваться на суммы, указанные в КоАП РФ.
Некоторые субъекты РФ уже внесли изменения в местное законодательство об административной ответственности. Например, московские власти в столичном кодексе об административной ответственности уже указали сумму штрафа — 4000—5000 Р в зависимости от места нарушения. Проезд в общественном транспорте без маски обойдется дороже, чем поход в магазин.
Что могут потребовать в магазине
Магазины должны соблюдать предписания Роспотребнадзора и местных властей, чтобы их не оштрафовали и не закрыли. Поэтому они вынуждены обращать внимание на то, есть ли у покупателей перчатки и маски. Если в регионе введен масочный режим, а человек находится в общественном месте без маски, это правонарушение, которое создает угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию людей. И сотрудники магазина следят, чтобы клиенты соблюдали требования и надевали маски. Если их нет, магазин действительно вправе отказать в обслуживании.
Со всеми покупателями магазин заключает публичный договор, то есть обязуется продать имеющийся в наличии товар любому обратившемуся. Действия магазина, если он отказывается обслужить посетителя без маски, нельзя квалифицировать как необоснованное уклонение от заключения публичного договора, поскольку такой отказ не ущемляет права потребителей.
При этом сотрудники магазина не вправе хватать покупателя без маски и тащить его к выходу. Если такой покупатель попытается зайти в магазин, сотрудникам рекомендовано попросить его надеть маску или, например, купить ее в самом магазине на отдельной кассе. Если масок в продаже в этой торговой точке нет, а покупатель уже зашел внутрь, сотрудники вправе вызвать полицию. Если они этого не сделают, магазин могут оштрафовать.
Что можно сделать вам
Оспорить решение местных властей в суде. Увы, пока это не слишком перспективный вариант, хотя попробовать, конечно, можно.
На начало июня граждане РФ подали в суды общей юрисдикции больше 25 административных исков против режима повышенной готовности с самоизоляцией. В основном оспаривали ограничения в передвижении и пытались отстоять неприкосновенность частной жизни и личную тайну.
Но ни один из исков суды не удовлетворили. Заявления возвращали, отказывали в иске или вообще до сих пор не рассмотрели. Опубликованных решений тоже нет. Вот одно из немногих: суд отказал в удовлетворении требования.
Но поскольку у нас не прецедентное право, то шанс выиграть есть всегда. Даже если большинство подобных решений отказные.
Проверить акт местных властей. Внимательно прочитайте акт, принятый руководством вашего региона. Причем смотреть надо самую свежую редакцию с последними изменениями. В антикоронавирусное законодательство постоянно вносят поправки, и требования, которые были актуальны вчера, сегодня могут потерять свою силу.
Как правило, магазины в объявлениях об обязательном ношении масок дают ссылку на нормативный акт.
Если в объявлении нет отсылки к нормативному акту, спросите у продавцов, на основании чего они отказывают вам в обслуживании.
Если выяснится, что требование о масочном режиме устарело, вы можете с полным правом настаивать, чтобы вас обслужили, невзирая на наличие или отсутствие маски. Если требование актуально, придется его соблюдать. Или выбирать магазины, где не обращают внимания на наличие масок у покупателей, — есть и такие торговые точки.
Мы писали, зачем использовать медицинскую маску и как сэкономить на ее покупке. Возможно, какие-то советы вам пригодятся.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
1. Начнем со здравого смысла.
2. Переходим к правовой части.
Это проверка народа на терпимость и подчиняемость.