что готовят на поминки казахи
Шикарные застолья во время поминок нужно отменить, считают в Казахстане
После смерти человека казахи дают құдайы тамақ (угощение с богоугодной целью), а затем поминают умершего через 7 дней после смерти. Это называется жетісі. Потом через 40 дней – қырқы и через год — ас (большое угощение), пишет 365info.kz.
Поминки не хуже тоев
Родственники умершего, чтобы не было стыдно перед другими близкими и знакомыми во всех этих обрядах стараются накрыть богатый дастархан.
«Нынешние поминки мало чем отличаются от тоев», — приводит слова автора Ширатбека Оралбекова портал Zamana.kz.
«Стыдно же перед людьми, осудят еще», — говорят на мои возмущения родственники умершего. Сейчас поминки справляют в основном в ресторанах, и тойхана, это уже входит в традицию», – пишет автор.
Также Ширатбек Оралбеков считает, что из еды употребляется всего 25-30%. Остальную еду раздают женщинам, либо выбрасывают.
«Разве в казахской традиции, в мусульманской религии когда-либо допускалось такое расточительство?», — сетует автор.
Правила нужны чтобы их нарушать
Года два-три назад павлодарские имамы как-то старались предотвратить шикарное застолье на поминках и вроде бы пришли к единому мнению. По их рекомендации на застолье по поводу поминок должно быть минимум еды, это — мясо, бауырсак, чай, сахар и курт. Все остальное они назвали излишеством и запретили ставить на стол.
«Я думал, что эту инициативу поддержат все, но на деле оказалось, что никто ее придерживается», — говорит автор.
По его словам, в 2018 году в одном из мечетей Жезказгана прошел религиозный семинар, где принято несколько правил по поводу поминок:
1. В траурном доме три дня не должен накрываться дастархан;
2. Не устраивать митинг во время джаназы (заупокойная молитва, совершаемая перед погребением, у мусульман);
3. Не раздавать жыртыс (отрезки материи для раздачи собравшимся на похоронах) во время джаназы;
4. Во время поминки не ставить на стол торт и фрукты;
5. Поминки умершего через 7 дней должны отмечаться у него дома, туда должны пойти лишь те, кто хочет выразить соболезнование;
6. Из этого дастархана не должна раздаваться еда;
7. Поминки 7 дней, 40 дней и годовщину проводить без речей;
8. Во время поминок не показывать видеоролики.
А также утвердили меню. По их правилам на столе достаточно бауырсака, масла, сахара, жент, сухофурктов, конфет и печений
Но по мнению Ширатбека Оралбекова, авторы взяли эти правила не из религиозных книг. Это предложенное имамами нововведения. Но оно все-таки заслуживает внимания, считает он.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как казахи проводили поминки: традиция ас — тризна
Казахи поминают умершего через 7 дней после смерти, это называется жетісі; через 40 дней – қырқы и через 100 дней – жүзі. Ас – поминки, которые казахи проводят через год после кончины человека. Эту традицию также называют «ас беру» (большое угощение), «ас өткізу» (проведение поминок).
Традиция «ас» по праву занимает место среди самых древних. «Ас» подразумевает понятие перехода. Люди переходят в другое состояние, прощаются с горем.
Еще греческий историк Геродот писал о предках казахов саках-скифах:
«Когда умирает чей-нибудь отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его, мясо разрубают на куски… Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобно тому, как это происходит на поминальном празднике у эллинов. Этих людей также считают праведными, а женщины у них совершенно равноправны с мужчинами».
Прощание с горем
Историк Алексей Левшин, автор книги «Описание киргиз-казачьих, или киргиз кайсацких орд и степей», приводит такую информацию:
«Казахи несколько раз поминают своих родственников, и обряд сей наблюдается ими весьма точно. Поминки совершаются после смерти чрез 40 дней, чрез 100 дней и чрез год; а у иных и чрез 9 лет.
Важнейшими почитаются те, которые делаются по происшествии года
Случай сей требует необходимого и богатого при разделе имения покойника. Старший в семействе непременно отделяет часть на поминки, родственники со своей стороны также жертвуют для сего празднества, кто чем может.
Если оно несоответственно богатству или званию умершего, то наследники подвергают себя укоризнам встревоженной тени его и покрываются стыдом в глазах у знакомых.
У богатых людей годовые поминки чрезвычайно дорого стоят. Пригласив множество гостей, выслушав молитву за упокой души усопшего, призвав тень его и вычислив знатнейшие его подвиги в жизни, они
закалывают белую лошадь, варят ее и присоединяя к прочим, заранее приготовленным кушаньям,
начинают ее есть и пить кумыс.
Потом приступают, так же как на свадебных пирах, к играм, скачкам, песням и разным другим забавам. Отличающиеся проворством и искусством получают от хозяев награды и иногда весьма значительные».
Ас с большим размахом
Адольф Янушкевич, несколько раз встречавшийся с Кунанбаем, отцом великого казахского поэта и мыслителя Абая, в письме своим родственникам писал:
«Казахи, даже очень богатые, много тратят на поминки.
Кунанбай, например, оценивает последний обряд после смерти брата в 200 коней
Он зарезал 63 коня и 200 баранов, а что стоили призы для байги, сколько вышло сахара, чая, риса – того и сосчитать точно не может».
Потомки именитых и богатых личностей проводят ас с большим размахом. Ученый Халел Аргынбай в своих трудах приводит сведения о том, что
на поминках батыра Сырыма Датулы было принесено в жертву 2500 овец, до 200 лошадей, до 5000 ведер кумысу
и множество разных других вещей, розданных отличнейшим наездникам, стрелкам и борцам.
На поминках в память батыра Хангильды было употреблено 5000 овец, до 250 лошадей и прочее. И естественно, на всех этих поминках проводились айтысы акынов, скачки на дальние расстояния, состязания борцов, стрельбы из лука и соревнования бегунов.
Традиция в искусстве
О том, что казахский ас не проходит без песен, написал в поэме «Кулагер» знаменитый поэт Ильяс Жунсугурулы:
Әндермен әсем-әсем Ақан серің
Қаратты ауызына астың елін;
Өлеңге сұлулықты қосты талай:
«Ақмарқа», «Ардагерім», «Тастүлегім».
…
Мелодии Акан сере взлетали ввысь
Он слушать себя заставил всю степь;
Исполняя «Акмарка», «Ардагер» и «Тастулек»,
И этим песням внимала казахская степь.
(перевод с казахского Б. Оспан — прим. ред.).
Казахская традиция ас была показана в фильме режиссера Булата Мансурова по одноименной поэме И. Жансугирулы.
Казахи всегда проводили поминки по ушедшим из жизни. Бывало и так, что они проводили ас памяти близких друзей, представителей других национальностей.
В известной книге писателя Азильхана Нуршаикова «Истина и легенда» описан такой случай. Автор спрашивает Бауржана Момышулы:
«Скажите, Бауке, когда умер Серебряков? После войны?» (Серебряков И. И. — командир 8 гвардейской стрелковой дивизии гвардии, полковник – прим. автора).
Б. Момышулы: «Он умер через год после войны в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Я узнал об этом потом. Мы, его боевые товарищи, установили на его могиле памятник. Перед открытием памятника я специально поехал в Москву, выразил соболезнование его супруге, возложил цветы на его могиле.
– Валентина Николаевна, по казахской традиции через
год после кончины человека проводят ас – поминки. Прошел год, как ушел из жизни Иван Иванович. Пригласите самых близких его друзей. Я проведу ас по моему другу.
Вдова Серебрякова не знала, верить или не верить мне.
– Ой, Бауржан, для этого же много денег нужно, – сказала она, качая
головой.
– Не беспокойтесь, все расходы я беру на себя, – сказал я.
– Пригласите сегодня же.
На следующий день в доме Серебрякова собрались все друзья Ивана Ивановича. Так я провел ас по Серебрякову. К сожалению, я не смог провести поминки по генералу Панфилову, который был мне как отец. Тогда я был на войне».
Традиция и по сей день живет в казахских семьях.
Культура поминальных обедов (Кұдайы ас)
Определение значения «Кұдайы ас» (Поминальный обед)
В целях вознесения вознаграждения душам усопших проводятся поминальные обеды, которые называются «Кұдайы ас». Как следует из названия «Кұдайы ас» (ради довольства Всевышнего), они проводятся для вознаграждения умершего милостью и прощением Всевышнего.
Кроме того, в традиции казахского народа существуют следующие наименования Поминального обеда «Кұдайы ас» применительно к регионам, в частности: садақа, жабдық, береке жинау, хатым өткізу и т.д.
Цель
Формирование и систематизация культуры проведения поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру» во всех регионах Казахстана в рамках предписаний шариата и без отягощения социального положения семей и недопущения расточительства.
Проведение поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру» является национальной культурной традицией наших предков, передающихся из поколения в поколение. Имеется необходимость структурирования некоторых обрядов для должной передачи данного наследия потомкам.
Актуальность
У каждого народа есть свои национальные традиции и ментальные особенности. Национальные традиции казахского народа, передаваемые из поколения в поколение, особенно религиозно-познавательные, имеют широкое распространение. Как говорится, «есть традиции прогрессивные и архаичные», поэтому для потомков правильная ориентация представляется важным осуществлением канонической и научной интерпретации нашего религиозного и традиционного наследия, так как это веление времени. Вызывает беспокойство распространение в нашем обществе противоречивых представлений и догматических домыслов, не соответствующих шариату и традициям, от которых больше вреда, чем пользы.
В то время, когда некоторые семьи с достатком проводят поминальные мероприятия «Кұдайы ас беру» с приношением в жертву крупного животного и накрывают богатый стол, безусловно малоимущие семьи или семьи со средним достатком не захотят отставать. Поэтому есть и те, кому приходится брать у людей в долг и проводить затратные поминальные мероприятия. На самом деле, согласно шариату, принято не выходить за рамки общепринятых норм: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не отгалкивайте!».
Если сейчас не урегулировать эти обычаи и ритуалы, то вероятно с годами указанные трудности только усилятся.
В этой связи, принятие данного специального документа Духовным управлением мусульман Казахстана является особо актуальным.
Историческое значение
Согласно традиционным устоям казахского народа совершаются такие религиозные ритуалы, как омовение тела усопшего, вынесение из дома захоронение, прощание, выражение соболезнования, проведение поминальной трапезы.
На протяжении многих столетий проведение поминальных мероприятий, а именно «Кұдайы ас беру», имеет свои особенности и значение. В понимании народа проведение поминального «Күдайы ас беру», чтение дуа и Корана за упокой души усопшего, приносит пользу умершему в загробном мире. Отсутствие проведения поминальных мероприятий считается неуважением к своим предкам и традициям. Поэтому, именно эти нюансы в проведении поминальной трапезы, являются актуальной проблемой, требущей четкого регулирования.
Потому что, со временем среди народа укрепились такие понятия, что игнорирование поминальных обязательств, как «Күдайы ас беру», лишает этих людей чести и достоинства. Поэтому, при организации поминального мероприятия часто уделяется особое внимание пришедшим гостям (выбор ресторанов, богатое меню для пришедших гостей и т.д.), нежели благоденствию душ усопших. Поэтому, пришло время сознательно отказаться от этих предрассудков. На самом деле лучше обращать внимание на то, что принесет пользу как и усопшим, так и живым.
Значение проведения поминальной трапезы «Күдайы ас беру»
Основное значение поминальной трапезы («Күдайы ас») – это приглашение людей для прочтения Корана за упокой души умершего, прошение Всевышнего о прощении грехов и ошибок, заступничества нашего Пророка за душу умершего.
Поминальная трапеза в народной традиции
В традиции казахского народа имеются несколько видов проведения поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру». Например, поминают усопшего на «третий день», «седьмой день», «сороковой день», «сотый день» и в «годовщину» со дня его смерти. Человеку, пришедшему выразить соболезнование родным умершего, накрывают стол – данная традиция олицетворяет присущее казахскому народу гостеприимство и доброжелательность. Помимо поминальных мероприятий, проводимых для умерших близких, есть еще другие виды «Кұдайы асберу». По желанию, люди могут проводить «Кұдайы ас беру» в честь своих предков или умерших родителей на пятый год, десятый год, а также в ознаменование 100-летия со дня рождения покойного. Особенно, в общественной жизни казахского народа широко распространена традиция проведения «Кұдайы ас беру» казахским ханам, батырам, поэтам, биям и другим выдающимся личностям.
Согласно предписаниям шариата, очень большую значимость имеет прочтение дуа с добрыми пожеланиями усопшему. Поэтому, родные читают Коран, делают дуа, проводят поминальные обеды с намерением вознаграждения усопшим.
Поминальные мероприятия по канонам ислама
Народные традиции складываются из отношений между людьми. Поэтому, если правила и порядки, установленные людьми, со временем будут структурироваться и систематизироваться и не противоречить канонам ислама, то никто не будет наказан и не будет считаться грешником.
Однако, нельзя искажать религиозные предписания и порядки. Поэтому, при проведении совещаний мусульман по вопросам общественных дел необходимо всегда руководствоваться данным положением.
Нужно не подрывать вечные исламские ценности при проведении общественных поминальных мероприятий. В этом документе «фард, ваджиб, халал-харам», указанные в шариате, другие строгие требования и правила религии не подвергались никаким изменениям.
Новое видоизменение обычаев и ритуалов
Сегодня во всем мире общественно-информационное пространство обрело новый характер и формат. За считанные годы молниеносное развитие информационных технологий уже не приемлет первозданное восприятие старых традиций и моделей поведения. Те общества, которые, следуя историческим путям, ограничивали себя в принятии нового, испытывают сложности и препятствия по сей день. Точно также возникает острая необходимость рассмотрения и переосмысления культуры проведения поминальных мероприятий «Кұдайы ас беру» в соответствии с требованиями новых реалий. Здесь важно перейти на новый уровень проведения поминальных мероприятий, сохраняя истинную сущность и значение «Кұдайы ас». Формирование свода систематизированных правил культуры проведения поминальных мероприятий и его поддержка общественностью с установлением точного времени сбора народа, согласованное создание единого меню, т.е разработка единых правил, формирующих культуру поминальных мероприятий, что будет означать, мы движемся вперед согласно требованиям нового времени.
КУЛЬТУРА СЕМИ ОСНОВНЫХ ОПОР ПОМИНАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «КҰДАЙЫ АС»
1. Истинное намерение
— Перед началом любого дела в нашей религии важное значение придается искренности и намерению.
— Намерение мусульманина выше и лучше его дел.
— Согласно шариату вознаграждение за благие дела измеряются намерением в сердце.
— На каждое дело необходима истинная искренность. Притворство не допускается в благом деле.
— Единственное намерение при проведении поминального мероприятия от имени умершего должно сводиться к тому, чтобы получить довольство только Всевышнего. Другие цели и намерения уменьшают блага и вознаграждение этого мероприятия. Поэтому семья при организации поминального «Кұдайы ас беру» должна сохранять данное намерение.
— Главной целью чтения Корана, совершения дуа, раздачи милостыни является вознесение вознаграждения усопшему, а не размышления о том, как будет воспринят гостями уровень проведения мероприятий.
2. Сбор по случаю поминок
— Поминальный «Кұдайы ас беру» по умершему проводится от имени детей, супруги, а также близких родственников.
— Желательно, чтобы при проведении поминальной трапезы, чтении Корана и дуа за умершего присутствовали все его близкие и родные.
— Также на поминальный «Кұдайы ас беру» приглашаются пожилые люди, близкие родственники, друзья и соседи.
— Из трех непрерывных благих дел, доходящих до умершего, особенным является мольба за него оставшихся детей. Поэтому в поминальных мероприятиях желательно, чтобы его потомки тоже
— Когда наступает трагическая ситуация, родственники должны быстро сплотиться и оказать необходимую поддержку и помощь друг другу.
— Если у семьи, постигшей горе, материальное положение невысокое, то родственники должны оказать финансовую помощь для приобретения необходимого.
— В исламе за благие дела, совершенные большинством, больше вознаграждений, чем это было бы сделано одним человеком.
— Необходимо также уделить внимание одежде, в которой приходят на поминальное мероприятие (женщинам по возможности одеться в соответствии с шариатом).
— В случае чрезвычайных ситуаций в стране необходимо отложить проведение поминальных мероприятий или проводить в узком кругу своей семьи. Зараженный человек не должен посещать поминальные мероприятия.
3. Чтение Корана, произнесение дуа и благословения
— Для чтения Корана во время проведения поминального мероприятия необходимо пригласить имама местной мечети. Если среди родственников и близких умерших есть те, кто сможет прочитать Коран с учетом правил рецитации, то им также разрешается чтение Корана.
— Аяты Священного Корана равны по степени святости. Поэтому можно читать любые суры и аяты Корана.
— В целях экономии времени собравшихся людей на поминальный обед людей, не стоит затягивать чтение Корана, в целом желательно прочитать средние суры и аяты (5-7 минут).
— При чтении сур Корана в заключении дуа назвать имя умершего с именем его отца.
— При произнесении дуа желательнопосвящать воздаяния от прочтенных аятов Корана пророкам, святым предкам казахских степей, батырам, а также усопшим предкам присутствующих.
— По шариату приветствуется, если все присутствующие единомысленно во время чтения Корана и произнесения дуа молятся за усопшего.
— Во время поминального обеда, перед прочтением Корана предоставление слов благословений старшему аксакалу является проявлением доброй казахской культуры.
4. Недопущение излишеств
— Если приглашение на «Кұдайы ас беру» считается благом, то и приходить без опозданий тоже является благом. В случае опоздания нужно заранее предупредить об этом хозяина дома, и это считается проявлением уважения к окружающим.
— Одним изтребований поминального обеда является своевременное начало трапезы и своевременное завершение. Для этого можно подготовить программу проведения поминальной трапезы, в условиях занятости людей этого требует нынешнее время. К примеру, начало трапезы в 13:00, чтение Корана, разъяснение старшими аксакалами сути проводимого поминального обряда, выражение присутствующими соболезнований семье умершего, слова утешения, проповедь имама, благодарность членов семьи присутствующим за оказанную поддержку, слова благословения и мольбы, завершение мероприятия. Говоря по сути, необходимо не затягивать поминальное мероприятие по возможности, так как стоит учитывать работу, занятость, службу и другие важные дела большинства присутствующих людей.
— Важно, чтобы время проведения поминальной трапезы не совпадало со временем пятничной молитвы.
— В меню поминальной трапезы необходимо строго придерживаться скромности, без допущения чрезмерности и излишеств. Допущение излишества может быть материально не под силу некоторым семьям. В Священном Коранеговорится:
«. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (сура «Преграды», 31 аят).
— Большинство предписаний в шариате были установлены с учетом среднего уровня материального положения людей. Например, размер фитр садака во время Священного месяца Рамадан, хоть и является обязательной милостыней каждого мусульманина, определен так, чтобы большинству людей это было под силу. Поэтому, нормы шариата взвешиваются не материальным количеством, а чистотой помыслов и намерений.
— Состоятельные семьи также должны проводить поминальные мероприятия «Кұдайы ас беру» скромно. Если они намереваются совершать другие благие дела в честь умершего близкого, они могут помочь нуждающимся, малоимущим семьям, вдовам и сиротам, построить мечеть, медресе, школу, детские сады, дорогу, мосты, посадить деревья и многое другое, главное делать все это с чистым намерением.
— Не обязательно специально резать скот для поминальной трапезы. На поминках угощение не является целью и требованием шариата. Самое главное, чтобы у организующей стороны и у присутствующих было благое намерение.
— Шариат не обязует раздачу пришедшим людям преподношений (Табарик, платки, материалы и др.). Наиболее благим поступком будет покупка на эти финансы всего того, что действительно необходимо нуждающимся людям.
5. Наставления и проповеди во время поминальной трапезы
— Во время поминальных мероприятий с участием большого количества людей желательно провести проповеди о важности поминания Всевышнего, о значимости истинной веры и богобоязненности, а также о необходимости благих поступков, желательных для исполнения.
— Важна не длительность проповеди, а его суть и смысл, чтобы было всем понятно и полезно.
— В ходе чтения проповеди необходимо уделять внимание, чтобы в речи присутствовали аяты Корана, хадисы нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поучительные истории из жизни святых и ученых, биев нашего народа.
— Во время проповеди важно также долго не занимать время присутствующих.
— Пришедшие на поминальную трапезу люди должны глубоко осознавать, куда они пришли, и вести себя культурно.
— Вести никчемные и пустые разговоры в доме людей, которых постигло горе, противоречит общепринятым нормам этики. Это может нанести вред благим намерениям хозяев.
— Во время поминальной трапезы желательно говорить о хорошем, необходимо искренне сопереживать родным и быть в мольбе за них.
6. Поминание умершего и утешение его семьи
— Большинство собираются в доме умершего не для напоминания о случившемся горе, а наоборот, чтобы оказать поддержку и утешение в этот трудный момент.
— Превращать поминальное мероприятие в стол обсуждений является проявлением бескультурья. Желательно говорить о благих делах усопшего, оказывать моральную поддержку и утешение делясь поучительными рассказами совместно с другими родственниками хозяев.
— Не следует много разговаривать, только лишь для того, чтобы обратить на себя внимание.
— Разрешается по шариату упоминать умершего только с хорошей стороны. Хорошо знающим его людям можно рассказать о благих качествах, нравах умершего, о которых возможно большинство не знает.
— Если не предоставлено слово, проявите воспитанность, мысленно будьте в молитве со всеми.
7. Проявление скромности во время поминальной трапезы
— Скромное поведение за поминальным столом является проявлением воспитанности и внутренней культуры.
— Необходимо отбросить предубеждения о том, что за поминальным столом должна соблюдаться иерархия присутствующих.
— Необходимо пригласить за поминальный дастархан больше людей со скромным достатком, социально обездоленных людей. В этом есть больше блага.
— В Священном Коране говорится:
«Они выделяли известную долю своего имущества для просящих и обездоленных» (Сура «Рассеивающие», 19-аят)
Во время поминальных трапез необходимо помнить об этом.
— На поминальном мероприятии меню должно быть максимально простым.
— Во время поминальной трапезы нельзя делить гостей по их статусу или благосостоянию. Необходимо проявлять одинаковое внимание и уважение ко всем пришедшим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Свод правил, представленных в данном документе, был подготовлен для всей мусульманской уммы Республики Казахстан. Основной целью данного документа является формирование культуры проведения поминальных мероприятий, а также систематизация укоренившихся обрядов.
Похороны (по-казахски) Советы и разъяснения по организации, проведению
Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)
«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.
ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ
Над умершими совершается обряд омовения и обмывания водой. Если мусульманин был облачен в ихрам (одежда поломника) и умер во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфорой; чистой водой.
Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.
ОБМЫВАНИЕ
Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз — считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).
В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший — мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум. Гассал не должен говорить о физических недостатках и изъянах покойного. Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную оплату. Могильщику и носильщикам также может быть оплачена их работа.
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван. Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин (из трех частей): 1. Лифофа — ткани (любого вида и хорошего сорта) покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины. Для женщин (из пяти частей): 1. Лифофа— также как для мужчин; 2. Изор — куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор — платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка — куска ткани для покрывания груди, длиной 1.5 м, шириной 60 см.
ОКУТЫВАНИЕ В САВАН
Перед окутыванием борода, волосы не стригутся, не расчесываются, ногти рук и ног не стригутся, золотые коронки не удаляются. Удаление волос, подстригание ногтей производится при жизни. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями вроде розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают тело, сначала левую сторону, затем — правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.
Порядок окутывания женщин. Порядок окутывания в этом случае идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой — материей, покрывающей грудь от подмышек до живота. Надевается камис и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком — химором, подложенным под голову. Различие только в этом.
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)
Тобут представляет собой носилки с раздвижной крышкой, и обычно имеется при мечети и на кладбище. На тобут стелят одеяло, на которое кладут покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят — мужчину или женщину.
ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)
Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются поясные и земные поклоны. Погребальная молитва состоит из 4-х такбиров (Аллаhу Акбар), обращений к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветсвия (направо и налево). Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.
Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван, бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиляhи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз». Затем у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.
ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН
С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаhу Всевышнему, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Аллаhу, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».
Особенность мусульманских кладбищ состоит в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Часто люди, не знающие, в какую сторону обращаться при молитве, определяют Кыблу по направлению могил. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения и обмывания покойников. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина — христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного), богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть. Также не одобряется, когда могила служит местом молитвы. Отсюда — требоание Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Рекомендуется на надгробном камне написать следующие слова:
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)
Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными, голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц. Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему, гласит: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».
Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается большой добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) — не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». Четвертый халиф имам Али, говорил: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157).
Сопровождение покойного и его перемещение.
1.В обязанность мусульманина входит сопровождение покойного.
2.При сопровождении покойного мусульманин получает награду по прошествии двух этапов:
а) от дома до совершения намаза;
б) от дома до погребения. Это более ценнее.
3.Покойного должны сопровождать мужчины. Что касается сопровождения покойного женщинами, то пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил это.
4.Сопровождение покойного должно вестись по законам шариата. Крики, громкие причитания, рассыпание вокруг благовоний и тому подобное является противоположностью шариата. При сопровождении покойного лучше соблюдать молчание и быть задумчивым.
5.При проводах покойного надо торопить людей. Конечно же, это не означает, что надо бежать.
6.Можно сопровождать покойного, находясь и впереди, и сзади, и с обоих боков, но лучше быть позади. Надо находиться поближе к покойному, а те, кто сопровождают на транспорте или верховом животном могут находиться подальше. Лучше сопровождать пешком.
7.После погребения можно пользоваться транспортом.
8.Сопровождающим умершего желательно быть пешими. Это позволяет увеличить число участников погребения и это соответствует законам шариата.
Возить умершего на специально отведенном транспорте, а так же сопровождать умершего на транспорте не соответствует законам шариата. Конечно, в некоторых случаях это допустимо. Это является обычаями кафиров и лишает человека некоторых полагающихся наград. Сопровождение умершего пешком с одной стороны напоминает сопровождающим об ахирате, а с другой стороны увеличивает число сопровождающих и желающих получить награду.
9.При виде похоронной церемонии не встают на ноги.
10.Носящему погребальные носилки желательно совершить малое омовение (не обязательно).
1.Совершение заупокойной молитвы для умершего мусульманина является обязательным (уаджиб).
2.Заупокойная молитва не обязательна в следующих случаях:
а) не достигший совершеннолетия ребенок, в случае если он младше 4-ёх месяцев, а если он старше то заупокойная молитва совершается.
3.Разрешается совершение заупокойной молитвы в следующих случаях:
а) убийство в связи с вынесением приговора шариатского суда (например, при совершении прелюбодеяния женатым человеком, убийство мусульманина итд.)
б) для людей увязших в неповиновении и грехах.
в) не оставившему средства для уплаты его же долга
г) если человек погребен до совершения над ним молитвы, тогда молитва совершается на его могиле
д) в странах, где численность мусульман невелика, заупокойная молитва совершается группой мусульман.
4.Запрещается совершать заупокойную молитву и произносить мольбу по умершим кафирам, лицемерам и тому подобным людям.
5.Заупокойную молитву нужно совершать в группе это так же важно как совершать обязательные молитвы в группе (джамаат). Сознательное не совершение заупокойной молитвы в группе грех, а последствия этого знает один только Аллах.
6.В групповой молитве должно участвовать не менее 3-х человек.
7.Увеличение участников заупокойной молитвы лучше для умершего.
8.Желательно встать за имамом в три или более рядов.
9.Если заупокойную молитву совершают двое то в отличие от обязательных молитв второй, молящийся должен занять место за имамом.
10.В заупокойной молитве право имама в первую очередь принадлежит, вали или его заместителю. Если таковые отсутствуют, то место имама занимает лучше знающий Книгу Аллаха человек.
11. На каждого умершего совершается одна молитва. Это вытекает из основ религии.
12.Совершать заупокойную молитву лучше за пределами мечети, в специально отведенном месте.
Совершать молитву между могилами нельзя.
14. Если умерший мужчина, имам должен стоять во время молитвы над его головой, а если женщина, то на уровне середины туловища.
15. Во время заупокойной молитвы обычно произносят 4 или 5 такбиров (слова Аллах Велик). Но такбир также может произноситься 9 раз. Все это было доказано хадисами пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
16.Согласно шариату руки следует поднимать только при первом произнесении такбира.
17. Затем правой рукой обхватывают левую и кладут их на грудь.
18. Затем читается сура «Фатиха» и другая сура.
19. Суры следует читать тихо.
20. Затем произносится второй такбир и читается Салават на пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
21. После дочитывают остальные такбиры и произносится мольба за умершего.
22. Мольба, которую следует произнести за умершего должна быть из достоверной сунны пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Например: « О Господь! Твой раб нуждается в твоей милости. Спаси его от мучений. Если он был праведным, увеличь его награду, а если он был грешником, то прости ему».
23.Между последним такбиром и таслимом по шариату разрешается произносить мольбу.
24. Как и в молитве таслим отдается в право и влево от умершего.
25. Согласно сунне заупокойная молитва совершается тихо как имамом, так и участниками.
26. Только в особых случаях запрещается совершать заупокойную молитву (на восходе, когда солнце находится в зените и на закате).
Погребение и последующие действия.
1.Если умерший является кафиром, он всё равно должен быть похоронен.
2. Нельзя вместе хоронить кафира с мусульманином. Каждый должен быть похоронен в своей могиле.
3. Согласно сунне труп должен быть похоронен на кладбище. Исключением являются шахиды, которых следует хоронить там же где они погибли. Хоронить умерших в мечетях, мавзолеях и.т.д противоречит религии Аллаха.
4. Нельзя совершать погребение в запретное время. Так же нельзя хоронить умершего ночью. Это допускается в исключительных случаях. При использовании осветительной лампы, можно с ней спускаться в могилу для облегчения погребения.
5. Могилу следует выкопать глубокую и просторную, а так же необходимо её укрепить.
6. Копая могилу можно совершить два действия:
а) после того как могила выкопана, по сунне в могиле со стороны Киблы делается углубление в стене (ляхад), (шейх Альбани сказал, что это обязательно);
б) углубление в нижней части (шакк).
7. В одной могиле при необходимости можно хоронить несколько человек. Первым из этих людей следует похоронить самого богобоязненного.
8. Опускать труп в могилу должны мужчины, даже если это труп женщины.
9. Желательно что бы труп в могилу опускали родственники.
10. Мужчина может проводить подготовку к погребению своей жены сам.
11. Тот, кто похоронил женщину не должен иметь близость со своей женой в эту ночь.
12. Труп в могилу опускают на правую сторону и в сторону Киблы.
13.Опускающий труп в могилу должен произнести следующие слова: « Бисмиллахи уа Аля суннати расулюллахи», «Во имя Аллаха и в соответствии с законом посланника Аллаха» (да благословит его Аллах и приветствует).
14. После того как могилу накроют, желательно каждому участнику насыпать на могилу три раза по горсти земли обоими руками.
15. После погребения совершение следующих действий соответствует сунне:
а) могила не должна возвышаться более чем на пядь.
б) могила должна быть в форме холмика, чтобы было видно, что это могила.
в) на могилу следует положить обычный камушек (или что-нибудь другое) для распознания.
г) у могилы произносится мольба, просят о прощении грехов умершего. Участников тоже следует призывать к совершению таких действий. (Это мольба совершается без поднятия рук).
16. Участникам следует расположиться вокруг могилы и задумываться о смерти.
1.Приносить соболезнование родственникам умершего, призывать его к терпению, желать ему награды и произносить мольбу за умершего соответствует шариту.
2.Принося соболезнования, мусульманин тем самым успокаивает родственников умершего, отвлекает их от горя, призывает к проявлению терпения. Приносить соболезнование можно так: « Аллах является дарующим и отнимающим. Для него всё временно. Проявляйте терпение, смиритесь, и не жалуйтесь». Можно так же говорить любые подобные слова, при условии, что это не будет противоречить шариату.
3.Приносить соболезнование можно в любое время. Для этого нет определенных дней.
4.Нужно избегать следующих традиций, которые к сожалению допускаются в наше время:
а) чтобы принести соболезнование, собираться в специально отведённых местах, на могилах, мечетях, в домах;
б) угощения родственников умершего, которое подается приходящим людям;
5.Согласно сунне это родственники и соседи близких родственников умершего должны готовить пищу и приносить её им.
6.Желательно проявлять милосердие к сироте, погладить его по голове.
Что может быть полезно умершему.
1.Мольба мусульманина за умершего.
2.Возмещать пост умершего должен его близкий родственник (вали).
3.Долги умершего, может уплатить его вали или любой другой.
4.Если умерший оставил после себя праведных детей. Они будут произносить мольбы за него, и совершать праведные дела.
5.Если умерший при жизни совершил полезное для людей.
Нарушение законов шариата
и совершение нововведений.
Основная масса мусульман, а так же многие шейхи, духовные лидеры допускают грубые нарушения по отношению к церемонии погребения. О некоторых из этих нарушений мы говорили выше. Они думают, что допускаемые ими нарушения связаны с религией. Но, в конце концов, оказывается, что они либо противоречат Сунне, либо такого рода действия не указаны в хадисах, либо эти действия заимствованы у неверных.
1. Чтение суры «Ясин» над головой умирающего (об этом нет никаких достоверных хадисов).
2. Поворачивать умирающего лицом к Кибле.
3. Помещать вату в рот, нос и др. места умершего.
4. Кормить людей до конца церемонии погребения.
5. Отпускать бороду по поводу смерти.
6. Объявление о смерти с минаретов.
7. Объявляя о смерти кого-либо, читать суру аль-Фатиха на умершего (нет достоверных хадисов по поводу этого).
8. Читать зикр, омывая части тела умершего.
9. Произносить зикр громким голосом во время омовения или погребения тела.
10. Украшать умершего или погребальные носилки.
11. Предполагать, что носилки умершего праведного человека легче, чем носилки грешника.
12. Нести носилки медленно.
13. Произносить зикр громким голосом, разговаривать между собой во время сопровождения погребальных носилок.
14. Причитать, произносить речи до намаза или после, а так же до погребения и после погребения.
15. Возить погребальные носилки до конца на машине.
16. Если человек умер, будучи не у себя на родине, совершать намаз для него нельзя, если известно, что намаз для него был совершён у него на родине.
17. Имаму нельзя стоять посередине мужчин и перед женщинами.
18. Запрещается имаму после намаз задавать вопрос: «Что вы свидетельствуете о нём?», а так же отвечать на подобные вопросы: «Мы свидетельствуем, что этот человек был одним из праведных».
19. Опускать труп в могилу со стороны головы.
20. Подкладывать под труп землю, если нет в этом необходимости.
21. Подкладывать под голову трупа что либо.
22. Обрызгивать труп благовониями.
23. Говорить в адрес умершего: «О такой-то если придут к тебе два ангела……».
24. Становится в ряды, для того чтобы принимать или приносить соболезнования на кладбище.
25. Собираться для поминок в определённых местах.
26. Ограничивать прием соболезнований тремя днями.
27. Принося соболезнования говорить «Да увеличит Аллах вашу награду», это не соответствует сунне. (Об этом не имеется достоверных хадисов).
28. Давать угощение в определенные дни.
29. Готовить на седьмой день халву.
30. Ходить с утра на могилу умершего. Эта традиция у арабов называется «не оставлять умершего в одиночестве». Этот обряд состоит из следующего: на утро после погребения собираются родственники, близкие, друзья и посещают могилу умершего.
31. Соблюдать траур после 40 дней, или года смерти.
32. Готовить себе могилу до смерти.
33. Посещать могилы во время праздничных дней.
34. Определять понедельник или четверг, как дни посещения могил.
35. Читать суры «Фатиха» и «Ясин» на могиле умершего (польза этих действий не была доказана).
36. Посылать салам пророкам через умершего.
37. Платить человеку, который читает Коран для умершего.
38. Украшать могилы.
39. Обнимать и целовать могилу пророка, совершать обход вокруг неё. В некоторых мусульманских государствах допускают такого рода поступки. И, к сожалению, существуют духовные лидеры, которые одобряют эти нововведения.
40. Просить помощи у покойного.
41. Надписывать могилу умершего его именем и датой его смерти (это не соответствует сунне).
42. Хоронить умершего в мечети или воздвигать мечеть над его могилой.
43. Выезжать специально для посещения могил пророков (это не соответствует сунне).
44. Просить помощи у пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
45. Говорить, будто нет различия живой пророк или мертвый, и что он все равно контролирует свою умму.
Таким образом, я вкратце описал вам правила относящиеся к похоронной церемонии, которые вытекают из науки Ислама фикх. И в конце воздаем хвалу Всевышнему Аллаху, и просим его, что бы он сделал нас в числе преуспевших.