что дворовые нагадали барышням лариным в святки
Учебно-исследовательская работа «Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»
Именины Татьяны Лариной
Роман «Евгений Онегин» неслучайно назван Белинским энциклопедией русской жизни. В ней живописно и реалистично показаны картины жизни столичного и поместного дворянства, легкими штрихами изображены дворовые люди.
Одной из таких картин является сюжет об именинах Татьяны. На этот праздник съехалось все поместное дворянство – ближайшие соседи Лариных. Весь дом был заполнен гостями. Пушкин замечательно изобразил их портреты. Некоторые фамильные черты, заложил в их именах.
С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков;
В этой семье не привыкли особо заботиться и беспокоиться. Зато любят себя и вкусную еду.
Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков;
Этот помещик обдирает своих мужиков как липку.
Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов;
Многодетное семейство, далекое от дворянской культуры.
Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком — (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.
На празднике присутствовало семейство Панфила Харликова, и с ними приехал заезжий француз – мосье Трике. Странно, но фамилия француза созвучна со старинной французской игрой в шашки, которая называлась трик-трак. В наше время эта игра известна под названием нарды.
Закончив описание гостей, Пушкин не пожалел красок для описания происходящего за столом. Сначала все вроде более-менее спокойно:
На миг умолкли разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы Да рюмок раздается звон.
Но по мере того, как гости захмелели, нарастает динамика происходящего, в стихах поэмы она выражена глаголами:
Никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат.
Эти люди явно не тяготятся светским этикетом и приличиями. Но всеобщее веселье нарушено приездом новых гостей, которых в семье Лариных явно ждали. Пушкину достаточно было всего двух слов, чтобы передать нетерпеливое ожидание. Эти слова – вдруг и наконец.
«Ах, творец! — Кричит хозяйка: — наконец!» Теснятся гости, всяк отводит Приборы, стулья поскорей; Зовут, сажают двух друзей.
Совершенно случайно Онегин оказался сидящим напротив именинницы. Девушка еще находилась под впечатлением своего ужасного сна и готова была расплакаться. Онегин заметил состояние Татьяны, но, не зная истинных причин, еще больше почувствовал себя «не в своей тарелке. Он уже был раздражен тем, что попал с корабля на бал. Ленский обещал, что именины будут проводиться в тесном семейном кругу, а тут весь уездный «бомонд» собрался. Евгений не на шутку разозлился на Ленского, и решил прямо здесь, на празднике, отомстить ему.
К этому времени на стол поставили жирный пирог и принесли вино в засмоленной бутылке. Затем гости начали поздравлять именинницу. Мосье Трике пропел свое стихотворное поздравление, которое он пел всем именинницам, лишь переставляя имена. Гости зааплодировали, и стали по очереди поздравлять Татьяну.
Затем все присутствующие перешли в гостиную, где стояли карточные столики. Мужчины сели играть в карты, дамы пристроились у камина, а девицы собрались вместе.
Ближе к вечеру, когда подали чай, в гостиную с музыкой вошел полковой оркестр. Присутствие музыкантов обещало молодежи бал.
Обрадован музыки громом, Оставя чашку чаю с ромом, Парис окружных городков, Подходит к Ольге Петушков, К Татьяне — Ленский; Харликову, Невесту переспелых лет, Берет тамбовский мой поэт, Умчал Буянов Пустякову, И в залу высыпали все. И бал блестит во всей красе.
Онегин начал приводить свой коварный план в исполнение. Он ангажировал Ольгу почти на все танцы, заигрывал с ней, чем невероятно удивил гостей, Татьяну, и заставил ревновать Ленского, который попытался пригласить свою невесту на котильон, но и этот танец был обещан Онегину.
В лирическом отступлении Пушкин с теплотой описывает мазурку:
Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила Первоначальные красы: Припрыжки, каблуки, усы Всё те же.
Из гостеприимного дома Лариных уехали только Ленский и немного позднее Онегин. Остальным гостям после ужина постелили в доме.
Сюжет провинциального праздника служит завязкой для последующих событий, получивших в романе свое развитие. Онегину удалось потешить свое самолюбие, но он поступил как эгоист, который совершенно не думает о том, что чувствовали в этот момент другие.
П. И. Чайковский — Бал у Лариных (опера ‘Евгений Онегин’) | Текст песни
Бал в доме Лариных. Молодежь танцует. Пожилые гости сидят группами и разговаривают, наблюдая за танцующими.
13. Антракт и вальс со сценой и хором.
ГОСТИ. Вот так сюрприз! Никак не ожидали военной музыки! Веселье хоть куда! Давно уж здесь нас так не угощали! На славу пир! Не правда ль, господа? Уж давно нас так не угощали! Пир на славу. Не правда ль, господа? Браво, браво, браво, браво! Вот так сюрприз нам! Браво, браво, браво, браво! Славный сюрприз для нас!
ПОЖИЛЫЕ ПОМЕЩИКИ. В наших поместьях не часто встречаем Бала веселого радостный блеск. Только охотой себя развлекаем, Люб нам охотничий гомон и треск.
МАМЕНЬКИ. Ну уж веселье день целый летают По дебрям, полянам, болотам, кустам! Устанут, залягут, потом отдыхают, И вот развлеченье для бедных всех дам! Появляется ротный командир. Барышни окружают его.
МОЛОДЫЕ ДЕВИЦЫ. Ах, Трифон Петрович, как мили вы, право! Мы так благодарны вам!
РОТНЫЙ. Полноте-с! Я сам очень счастлив!
МОЛОДЫЕ ДЕВИЦЫ. Попляшем на славу мы!
РОТНЫЙ. Я тоже намерен. Начнемте ж плясать!
Танцы возобновляются. Среди танцующих — Татьяна и Онегин, привлекающие внимание дам.
ГРУППА ДАМ. Гляньте-ка! Гляньте-ка! Танцуют пижоны!
ДРУГАЯ ГРУППА. Давно уж пора бы…
ВТОРЫЕ. Как жалко Танюшу!
ПЕРВЫЕ. Возьмет ее в жены…
ВМЕСТЕ. И будет тиранить! Он, слышно, игрок!
Кончая танцевать, Онегин медленно проходит через зал, прислушиваясь к разговорам.
ДАМЫ. Он неуч страшный, сумасбродит, Он дамам к ручке не подходит Он фармазон, он пьет одно Стаканом красное вино!
ОНЕГИН (про себя). И вот вам мненье! Наслушался довольно Я разных сплетен мерзких! По делам мне все это! Зачем приехал я На этот глупый бал? Зачем? Я не прощу Владимиру услугу эту. Буду ухаживать за Ольгой… Взбешу его порядком! Вот она!
Еще П. И. Чайковский
Другие названия этого текста
Глава 4. Отвергнутая любовь
И вот, стоя перед Онегиным, Татьяна с нетерпением ожидает своего «приговора».
Евгений, с юных лет испорченный и утомленный бурными страстями, получив письмо Татьяны, был тронут. Оно на минуту всколыхнуло в нем чувство.
Но не желая обмануть доверчивость девушки, он отвергает ее любовь. Он говорит, что она ему нравится. И если он захотел бы создать семью, то избранницей была Татьяна. Но он не создан для семейной жизни и любит ее любовью брата, а она еще встретит того, кто будет достоин ее любви. Он предостерегает от необдуманных поступков, намекая на письмо.
Отвергнутая Татьяна еще больше любит Онегина. Она мучается безответной любовью. Не спит ночами, грустит, печалится, ни с кем не разговаривает, выглядит нездоровой, чем вызывает пересуды соседей.
Противоположность Онегину — Ленский. Он любит свою Ольгу еще сильнее. Они вместе проводят все дни. Они счастливы. Уже назначен день свадьбы.
Онегин же затворился у себя в имении в уединении и тишине. Его занятиями были:
Прошло лето, осень, наступила зима. Онегин ведет жизнь отшельника. Его жизнь — это сплошная лень. Чтение книг, игра на бильярде, целый день он один. По вечерам его навещает Ленский. Друзья обедают, пьют вино, ведут беседы.
В один из таких вечеров Ленский передает другу приглашение к Лариным на день рождения Татьяны.
Глава 5. Сон Татьяны
День рождения Татьяны был в январе. Настали Святки и девушки гадали на суженого. Татьяна верила в приметы и гадания. И вот, в один из таких вечеров она гадает. И снится ей страшный сон, в котором Онегин ссорится с Ленским и убивает его. Татьяна просыпается в ужасе. Ее тревожит сновиденье, и она читает сонник, хочет найти значение сна.
А вечером у семьи Лариных состоялся званый обед по случаю дня рождения Татьяны. Приглашены все соседи и Онегин в том числе. Онегина, как будто специально, сажают напротив Татьяны. Ему это не нравится, он сердит. И, негодуя, клянется отомстить Ленскому.
После ужина состоялись танцы. И Онегин приглашает Ольгу на танец. Ленский видит, как Евгений с ней флиртует, и в нем закипает жгучая ревность. Когда же он попытался пригласить на танец свою невесту, то получил отказ с объяснениями, что она приглашена Онегиным. Не в силах снести такого удара, Владимир уезжает домой с намерениями вызвать Онегина на дуэль.
Введение
Когда читаешь и изучаешь произведения 18-19 веков, многое остается непонятным. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в произведениях известных русских классиков: А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого? Я считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной: феномен бала прочно закрепился в общественной памяти, поэтому велик интерес к Венским балам, которые устраиваются в Москве, современные школьники тоже устраивают балы. Тема
: «Бал в жизни русского общества и его отражение в литературе 19 века».
Объект
: русская художественная литература 19 века.
Предмет
: сцены бала как отражение жизни русского общества в произведениях русской классической литературы 19 века.
Задачи
:
Методы исследования
: отбор и анализ художественных произведений, анкетирование, математическая обработка данных, обобщение.
Глава 6. Дуэль
Как только Онегин увидел, что Владимир удалился, он оставил Ольгу и сидя рядом с ней, погрузился в раздумья, им овладела скука. Он доволен своей местью. После ужина все гости остаются ночевать у Лариных, один Онегин отправляется спать домой.
А тем временем Ленский через своего секунданта передает Онегину вызов на дуэль.
Онегин отвечает на вызов согласием, но в то же время ругает себя, понимая, что был неправ, что не должен был так небрежно шутить над любовью друга. Он недоволен собой. Но раскаиваться было уже поздно. Почему? А потому что:
Ленский решил перед поединком увидеть Ольгу и смутить ее своим приездом. Но она, как и прежде, с ним ласкова и любит его. Он раскаивается и готов просить у нее прощения за свою ревность. Он любим и любит. В эту бессонную ночь он написал ей стихи. Перед рассветом усталый, он задремал. Но был разбужен секундантом, с просьбой поторопиться, чтобы не опоздать.
Глава 2. Новые друзья и соседи
Во второй главе романа Пушкин описывает сельскую жизнь героя.
В своем имении Онегин пытается вводить новые порядки, чем настраивает против себя соседей-помещиков. Взаимоотношения не складываются. В деревне он одинок.
Но вот по соседству появляется новый житель, Владимир Ленский, который вернулся из Германии, где проходил обучение. Красивый молодой человек, поэт, мечтательный, пылкий, восторженный, не развращенный светом, при этом еще и богатый Ленский был завидным женихом, и многие родители прочили своих дочек за него.
Но тот не торопился связывать себя узами брака. Ленский только приехал, ему было все ново и интересно. Он узнавал людей, которые появились в родном селении в его отсутствие. Познакомился с Онегиным.
Молодые люди были совершенно разными и, поначалу, им было скучно вместе. Но, со временем узнавая друг друга все лучше, они сблизились и подружились. Они часто встречались, вели задушевные беседы, спорили, поверяли друг другу свои секреты. Ленский был простодушен и с легкостью выказывал то, что было у него на душе. Онегин же, как познавший жизнь, снисходительно слушал друга и посмеивался над его изложением своих волнений.
Что дворовые нагадали барышням лариным в святки
Герб получен 27.03.1626г. от польского короля
Герб утвержден 08.12.1983г. райисполкомом
Герб утвержден 04.06.1782г.
Новгород-Северским
наместничеством
Туда, туда всем сердцем я стремлюся,
Туда, где сердцу было так легко,
Где из цветов венок плетет Маруся,
О старине поет слепой Грицко.
А. К. Толстой
Не зная истории, нельзя знать, зачем мы пришли в мир, для чего живем и к чему стремимся В. Ключевский
65. Святочные гадания
65. Святочные гадания
Религиозные праздники с их монотонным богослужением, с тусклым мерцанием свечей и лампад, с бесконечным повторением хором «Господи, помилуй» и «подай Господи», конечно, не смогли сравняться с буйным весельем настоящих народных празднеств, не могли удовлетворять душевных потребностей широкой и многогранной натуры русского человека.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася, – тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
В. Ивснов. Чернобог
Во многих славянских традициях первая неделя Святок считалась более значимой, в это время особенно строго соблюдаются запреты и предписания. Если весь святочный период в восточном Полесье называли святые вечера, то первую неделю — вельми святые. Иногда «святой» считалась только первая неделя: «Сьвяты́и вэчори́ — до Нового року, а посли Нового года — шчо́дрыи вэчори́». На Русском Севере первая неделя Святок называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. Вместе с тем, Святки воспринимаются как единый цикл, о чём свидетельствует не только состав обрядов и их мифологическое содержание, но и единая терминология, например: Перша кутья ‘Рождественский сочельник’, Друга или Середня кутья ‘канун Нового года’, Трэтья или Последняя кутья ‘канун Крещения’ (полес.); ср. также: «Три Коляды у нас было. Коляда была первая перед седьмым январём — Рожствянская. А другая Коляда называлась жирная, а третия Коляда называлась голодная». (Википедия)
Святки
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость, сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв невозвратимо;
И всё равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Поэтому, вопреки официальному запрету церкви устраивать в праздничные дни различные игры, гадания, гуляния, хороводы, песни и пляски, скоморошество, ряженье, катанье на лошадях и качелях, простой народ продолжал все эти увеселения и обряды, крепко вошедшие в их быт.
В праздничные дни народ любил одеваться нарядно, пестро, красиво. Дома и на улице раздавались веселые звуки свирели, дудки, балалайки, гармошки.
Повсюду слышались святочные, хороводные, свадебные, семейные и удалые песни и пляски.
Хорошо понимая это, и не смогши вытравить созданные веками народные обряды и обычаи, православные церковники принуждены были древнеславянские языческие святки и коляду, празднуемые зимой слить с церковным праздником Рождества Христова и Крещения, языческие весенние праздники сгруппировать вокруг христианской пасхи, летние слить с Троицей, днем Ивана Купалы, днем Петра и Павла, днем Ильи-пророка, в осенние – сохранить в виде спасов, праздников зажинок, ожинок, Покрова дня и Николы-зимнего, включив в эти церковные праздники очень многие элементы древних языческих обычаев и обрядов, придав им только христианскую оболочку.
Среди святочных увеселений было распространено гаданье, возникшее на почве стремления наших предков предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. Занимаясь земледелием, как основой своего производства люди хотели знать заранее, каков будет урожай. Для этого, из принесенного в избу на святки снопа необмолоченной ржи или клока сена, гадающий зубами вытаскивал соломинку или травинку. Вытянутый полный колос с зерном предвещал урожай хлебов, а длинная травина – хороший укос сена.
Алексей Венецианов. Гадание на картах
Гадание на картах. Перед сном кладут под подушку четырех королей и говорят: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот приснись мне во сне». Если приснится пиковый король — жених будет стариком и ревнивцем, король червонный означает молодого и богатого, крестовый — жди сватов от военного или бизнесмена, а бубновый — от желанного. (Википедия)
Во время зимних святок совершались обряды магического свойства, которые могли повлиять на будущий урожай и плодородие. В святки гадали на суженых и предпринимали первые шаги к заключению браков. В 1838 году в «Песнях русского народа» И.Снегирев* писал: «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых». Святочный цикл включал в себя посещение дома ряжеными, гадания девушек. Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные предметы, в основном – зеркало.
В более позднее время обычай гадания сохранился среди молодежи, особенно среди девушек и свелся к стремлению узнать свою судьбу, узнать или увидеть своего суженного.
Способы гаданья были разные: гадали перед зеркалом, под новый год спрашивали первого встречного имя суженного, зажигали на блюде бумагу и по теневому изображению на стене угадывали будущее.
Николай Пимоненко. Святочные гадания о судьбе по теням
Гадание о судьбе по теням. Этот вид гадания в силу своей простоты весьма распространен в современной девичьей среде. Девушка поджигает смятый ею бумажный лист, а затем рассматривает тень от сгоревшей бумаги. Каждый берет чистый лист бумаги, комкает его, кладет на блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену. Внимательно рассматривая тени пытаются узнать будущее. (Википедия)
Другие способы святочных гаданий хорошо описаны в известном стихотворении:
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Святочные гадания. И снится чудный сон Татьяне.
http://www.newacropol.ru/0newyear/russianmantic/
Святки. Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: “ночь перед Рождеством”, “крещенский вечер” — и даже у нас, забывших все или почти все из древних традиций, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса, Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.
Пусть мы забыли многое, однако не все. Еще и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в прошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. Давайте возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжем свечу, откроем пятую главу “Евгения Онегина” — ту самую, где “зимы ждала, ждала природа”.
Помните? Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает. Пришла зима, выпал снег, настали святки.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера.
Святки — период с Рождества (25 декабря ст.ст.) по Крещение-Богоявление (6 января). “Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся”, — писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики — все участвовали и в ряжении, и в застольях. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. “Явными” можно назвать подблюдные:
Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
“Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!” Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.
Пушкин не описывает подробно это гадание, поскольку в то время его прекрасно знали все. После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а почетная сваха накрывала его платом. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — “подблюдные”) их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Гадали отнюдь не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое другое.
Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, народные и известны по многим записям:
Кот кошурку
Звал спать в печурку:
“У печурке спать
Тепло, хорошо”.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!
Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:
У Спаса в Чигасах за Яузою,
Слава!
Живут мужики богатые,
Слава!
Гребут золото лопатами,
Слава!
Чисто серебро лукошками.
Слава!
Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется. И гадает.
Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.
Наступило время для следующего, более важного этапа святочных гаданий. Только те из девушек, кто во что бы то ни стало хотели знать свою будущность, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета во всех традициях, помогающего увидеть скрытое. “Наведение зеркал” требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в конец получившегося коридора отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся во сне возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение. Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.
Девичьих гаданий было великое множество. “Подслушивали” под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком — это уже у Жуковского: “за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью. Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти.
А еще выходили ночью за калитку и спрашивали у первого прохожего: “Как ваше имя?” Девушки верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.
Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.
Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг перебивается неожиданно простонародным именем “суженого”. Над чем же иронизирует поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над тем, что мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти те таинственные знаки и силы, которые таятся в нас самих, только пропадают втуне — за невостребованностью. ”В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне” (а это уже Блок). Татьяна сберегла сокровище своей души — это мы понимаем уже в самом конце романа. Ну а пока она еще с трепетом вслушивается в ответ прохожего.
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.
Баня — единственное помещение, где не было образов — икон. Именно поэтому все самые “страшные”, а значит “верные”, гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Возможно, это отголоски древних обрядов, которые когда-то проводили старейшины рода. (Заметим в скобках, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлееемская звезда, а рядом — “пришла Коляда накануне Рождества”, Огненный змей, летающий за красными девицами. Да и само гадание — “волхвование” — напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.)
Итак, Татьяна “по совету няни” приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: “Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать”. И он должен был явиться, да еще в том самом наряде, в котором будет на свадьбе. Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Неудивительно, что Татьяна все же заробела.
Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
И снится чудный сон Татьяне.
Даже такая незначительная на первый взгляд деталь, отмеченная Пушкиным, — снятие пояса — оказывается очень значимой: пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского “Вия”). Поэтому, совершая “гадание на сон” — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед “нечистой силой”, у которой, собственно, и пытались узнать будущее. Но она готова пойти на многое ради того, чтобы заглянуть за грань.
И снится чудный сон Татьяне.
Очень о многом успевает сказать поэт в этих нескольких строфах, описывая сон своей героини.
Сон связывает в единое целое весь роман, предвосхищая драматические события шестой главы, да и всю последующую судьбу героев. Сон пронизан сказочно-фольклорными мотивами, песенно-обрядовыми образами: заснеженный лес, хрупкий мосток через пропасть, медведь, “суженый”, сидящий за столом в окружении чудовищ.