что делать если звонят с банка и спрашивают другого человека
Куда жаловаться, если звонят из банка по чужому кредиту
Звонят из банка по чужому кредиту, куда жаловаться – этот вопрос часто задают граждане по горячей линии.
Это отметил законодатель и ввел новый федеральный закон.
Для каждого случая свой алгоритм.
Почему могут поступать звонки
Звонки из банков по чужим кредитам возможны по таким причинам:
Законодательство
Взаимодействие банков и должников регламентируется:
Правовые документы предусматривают ответственность за:
Как правильно вести диалог
Для тех или иных ситуаций выбирают различные варианты.
Во-первых, постарайтесь выяснить, откуда у звонящего ваш номер телефона.
Во-вторых, удержитесь от перехода на личности, грубости и оскорблений собеседника даже в ответ на его провокационные действия. Спокойно оповестите, что вы не намерены продолжать разговор в подобном тоне, и если он не прекратит, то вы либо положите трубку, либо обратитесь в правоохранительные органы, в том числе в суд с иском о взыскании компенсации за причинение морального ущерба (на ваше усмотрение).
В-третьих, не давайте точных ответов. Скажите, что не знаете, о ком спрашивают, брал ли человек кредит, где он находится, его номер телефона и т.д.
ВАЖНО! Если вы будете полезны банку – звонки не прекратятся.
Вариант «все отрицать» не подходит, если сопровождали заемщика, когда он брал кредит.
Если вы подписали договор вместе с должником или присутствовали при этом и сами дали номер телефона, описанная выше тактика разговора не подходит. Сообщите о несогласии взаимодействовать с сотрудниками банка и подкрепите слова подачей письменного заявления: так кредитное учреждение лишится права вам докучать.
Что делать и как прекратить звонки
Есть несколько способов:
ВАЖНО! Не забудьте предупредить собеседника о том, что ведете запись.
Куда жаловаться, если звонят по чужому кредиту
Рекомендуется написать заявления в несколько инстанций:
Сроки рассмотрения
УЧТИТЕ! Период зависит от органа, куда вы направляете заявления, и формы документа.
Как правило, сроки рассмотрения обращений в банках – 30 дней с момента подачи бумаги, но внутренний распорядок учреждения может устанавливать и иные периоды.
В полиции проверку по вашему заявлению должны провести в течение 10 дней. Срок может доходить и до 2 месяцев.
Суд решает вопрос о принятии искового заявления к производству в течение 5 дней, затем период ожидания зависит от того, какое определение вынес суд, и может колебаться от 1 до 2–3 месяцев (без учета времени на принятие искового заявления). При необходимости сроки продлеваются судом.
Ответственность
При нарушении норм, установленных федеральным законом, банк может понести гражданскую, административную и материальную ответственность.
За нарушения уголовного законодательства нести наказание будут конкретные сотрудники, если установлена их вина и другие необходимые признаки состава преступления.
Если вы сможете убедить судью, что звонки причиняли вам неудобство, моральные страдания, а может, даже реальный ущерб, сможете доказать, что звонил именно банк, то взыскать компенсацию за причинение морального вреда будет несложно. Однако принимать меры нужно с самого начала.
Полезные советы
Перечислим рекомендации для граждан, столкнувшихся с подобными ситуациями:
Полезное видео
#оденьгахпросто: что делать, если вам звонят по поводу чужого кредита
9 Время прочтения: 4 минуты
Пользователи «Народного рейтинга» и форума Банки.ру регулярно жалуются на надоедливые звонки из банков и коллекторских агентств по поводу долгов. Особенно неприятно, если это долги другого человека. Как себя вести, чтобы такие звонки прекратились?
Почему звонят?
В первую очередь нужно выяснить, почему из банка или коллекторского агентства по поводу чьей-то просроченной задолженности звонят именно вам. Причины могут быть разными.
Самые популярные предложения без подтверждения дохода
Как прекратить звонки?
Если вы выступили поручителем по кредиту, то, увы, звонки прекратить можно будет, только убедив заемщика по нему заплатить. В противном случае банк вправе требовать погашения займа от вас.
Другое дело, если ваш номер кто-то случайно или намеренно оставил в анкете в качестве дополнительного контакта. В таком случае:
Как понять, что коллектор нарушает ваши права?
С января 2017 года действует закон, который четко описывает, что можно и что нельзя делать коллектору. Он нарушает правила осуществления звонков, если:
«Верховный суд указывает, что избыточные и необоснованные звонки, а также направление СМС-сообщений на телефонный номер гражданина с требованием возвратить несуществующие долги посягают на достоинство человека и являются вмешательством в его частную жизнь», — отмечает управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин. Достоинство личности и неприкосновенность частной жизни считаются нематериальными благами, нарушение которых может стать основанием для компенсации морального вреда.
Звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека — что делать?
У большинства россиян есть кредиты. Это очень удобно, ведь можно взять в долг крупную сумму, а рассчитываться частями. В связи с популярностью подобных банковских продуктов многие кредитно-финансовые организации существенно упрощают процедуру оформления.
Во многих банках и МФО требуется минимальный пакет документов. Из-за этого увеличилось и число мошенников. Часто люди жалуются, что им звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека, что делать? Как избавиться от такой проблемы?
Правила общения
Если вам позвонили, в вежливой форме попросите собеседника назвать свое полное ФИО, компанию, которую он представляет. В это время нужно включить видеозапись, диктофон, чтобы зафиксировать звонок – эти функции сейчас имеются практически в каждом аппарате.
Если звонок действительно имеет к вам отношение, возможно, коллекторы ищут именно вас, просто объясните, что вы будете решать проблемы с оплатой по закону в судебном порядке. Если все равно звонки продолжают поступать, попросите, чтобы вам прислали письменно все имеющиеся финансовые претензии.
Они могут сделать это в заказном письме, к которому должны быть приложены копии договора займа, устава коллекторского агентства, доверенность, полученная работником компании на использование персональных данных заемщика, точные суммы долга.
Важно, чтобы все присланные документы были заверены необходимыми печатями и подписями. Дальше разговаривать нет смысла, пока письмо не придет к вам.
Звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека, что делать: совет юриста
Во время подобных разговоров не нужно соглашаться с какой-то информацией или отрицать ее. Следует придерживаться нейтралитета, ведь у вас на руках еще нет письменной претензии или судебного решения, так что никто не имеет права требовать выплату процентов и каких-то комиссий.
Если вам начали хамить, угрожать, вымогать деньги, можно обращаться в полицию. Как доказать это? Как раз в этом и поможет записанное вами аудио или видео, письма на e-mail или SMS-ки. Никогда сами не угрожайте коллектору или представителю банка, ведь в этом случае они тоже могут писать заявление.
Спрашивают про кредит Вашего знакомого
В том случае, если вы на самом деле знаете человека, о котором спрашивает собеседник или вам звонят по поводу вашего долга, стоит вспомнить закон «О потребительском займе». В нем прописаны действия, которые запрещено делать коллекторам:
Так что получается, что вам не должны звонить или присылать сообщения в позднее время, ночное, а также лично приходить к вам на работу или домой. Тем более, угрожать или портить имущество, вымогать деньги.
Еще один совет – нельзя верить на слово таким звонящим коллекторам. Во-первых, это могут быть мошенники, во-вторых, коллекторские агентства пользуются разными хитростями.
К примеру, могут показать судебное решение, которого на самом деле не существует. Там могут написать все, что угодно, но верить этому нельзя. Проверка решения выполняется на официальном ресурсе суда, принимавшего это решение.
Часто коллекторы пользуются психологическими уловками и методами, заставляя семью, особенно пожилых людей, волноваться и оплачивать все долги, даже чужие. Стоит также отметить, что для родственников и знакомых должника есть еще одно правило. Почему вы обязаны платить, если не участвовали в оформлении кредитных обязательств?
Нужно сразу ответить звонящему, что на все вопросы пусть отвечает должник, а не вы. Если поступают угрозы, проявляется агрессия и настойчивость, нужно сказать, что при повторном звонке вы обратитесь в полицию. Чаще всего это помогает, ведь подобные действия считаются вымогательством, то есть они уголовно наказуемы. Не нужно бояться угроз, к тому же, если у вас нет никаких кредитов.
Звонят из банка и спрашивают другого человека — что делать
Бывает, что номер по ошибке вносят в коллекторскую или банковскую базу. В таком случае нужно собеседнику по телефону объяснить, что этот номер ваш, должника вы не знаете. Можно занести входящий в черный список или спам провайдера.
Если звонки будут продолжаться, необходимо обратиться в банковскую организацию, чтобы они предоставили данные об учреждении, в котором есть долг. Пусть сотрудники разбираются в этой проблеме и исключают ваши контакты из перечня должников. Если вас продолжают беспокоить, делайте запись диктофона и идите с жалобой в прокуратуру.
При оформлении кредитных обязательств человек оставляет телефоны, по которым его можно найти, не всегда они принадлежат этому лицу. И даже если номер указывался верно, всегда его можно сменить. Со временем он оказывается в руках другого владельца. В связи с этим все чаще коллекторы или банк требуют денег у людей, не имеющих к займу никакого отношения.
Как поступить, если поступают звонки из-за чужих кредитов или у вас спрашивают, знаете ли вы этого должника:
Если звонят по поводу человека, которого вы действительно знаете, ни в коем случае не нужно озвучивать какую-то информацию. Просто говорите, что ничего не знаете, не скажете, а если требуются сведения – пусть делают запрос официально.
Позвонить может любой человек. Тут нет гарантии, что это будет банковский сотрудник. Бывали случаи, когда коллекторы прикидывались поликлиникой. Может быть, просто хотят у вас узнать какую-то информацию. Вот только на это никто не имеет прав.
Так что если банк или другое учреждение хотят узнать какие-то данные про другое лицо – это будет свидетельством, поэтому должно оформляться документально. Существует понятие – защита личных сведений. Никто не имеет права разглашать конфиденциальную информацию, выяснять ее без законных оснований.
Если вам продолжают звонить и разговаривать грубо и настойчиво, стоит обратиться в полицейский участок и написать заявление о вымогательстве информации. Естественно, нет гарантии, что дело будет дальше развиваться, но часто это помогает, и нежелательные звонки прекращаются.
Стоит отметить, что при оформлении ссуды, у клиента часто спрашивают контакты знакомых. В таком случае банк может позвонить и спросить, знаете ли вы этого гражданина, чтобы удостовериться в корректности предоставленных сведений. В таких ситуациях просто спрашивают, знаком ли вам этот человек, ничего личного спрашивать не должны. На форумах часто говорят об этом.
Отзывы людей, столкнувшихся с подобными звонками, говорят, что лучше совсем не брать незнакомые входящие. Если же трубку пришлось взять, говорите, чтобы собеседник делал официальный запрос информации, интересующей его. Дальше стоит поговорить с человеком, о котором спрашивали и рассказать, что его разыскивают.
Надеемся, теперь понятно, что делать, как поступить, если звонят из банка и спрашивают, знаю ли я такого человека. Главное – не запаниковать и не растеряться.
Мошенница пытается выманить код из смс для «подключения услуги»
Мы постоянно твердим, что код из смс никому говорить нельзя. Тем приятнее видеть, как это знание спасает деньги.
Вот несколько признаков, что звонок от мошенников:
Чтобы не слушать разговор — вот что там произошло
Читателю на мобильный поступил входящий звонок с неизвестного городского номера. Девушка представилась сотрудницей известного банка, обратилась по имени и отчеству и предложила рассказать про специальные предложения от банка.
Сначала она предложила бесплатно увеличить кредитный лимит по карте — читатель отказался. Сразу поступило второе предложение: подключить бесплатную услугу, которая уменьшает ставку по кредитной карте, если не погасить задолженность в беспроцентный период. На это предложение читатель согласился, и сотрудница начала «подключение» услуги.
После этого банк отправил на телефон клиента смс с кодом. Мошенница представила все так, будто это код для подключения услуги: она попросила сообщить этот код и произнести слово «подключить». Конечно, не ей, это небезопасно. Система переключит разговор на робота. Он-то уж точно не станет использовать полученную информацию во вред клиенту.
В результате мошенникам удалось выманить номер паспорта, но код из смс читатель не сообщил — это и спасло его деньги.
Как мошенники завоевали доверие
Во время разговора мошенники убедили читателя, что звонят из банка, и расположили его к общению. Вот как им это удалось.
Обратились по имени и отчеству. Мошенники в начале разговора обратились к нашему читателю по имени и отчеству и, по его словам, этим завоевали его доверие. Кроме того, они знали последние четыре цифры номера карты, которые упомянули в специальном предложении. У читателя создалось впечатление, что такая информация может быть только у банка — а значит, звонит настоящий сотрудник.
Но чтобы узнать эти данные о владельце карты, достаточно номера телефона. В 2019 году Банк России запустил систему быстрых платежей, СБП, которая позволяет переводить деньги между разными банками по номеру телефона. Перед отправкой платежа система подскажет имя получателя — для проверки, чтобы деньги ушли по адресу.
Но не всем можно перевести деньги через СБП. Чтобы выполнить перевод, оба банка — отправителя и получателя средств — должны подключиться к системе, а оба клиента должны разрешить перевод через систему в интернет-банке или мобильном приложении. Когда клиент банка подключил свой счет к СБП, узнать его имя по номеру телефона может любой пользователь системы, даже если их счета открыты в разных банках.
В приложении Тинькофф-банка при переводе по номеру телефона видны имя и первая буква фамилии. Видны счета и в других банках
Мошенница знала последние четыре цифры номера карты. Узнать номер карты сложнее, чем имя и отчество, но тоже возможно. Некоторые банки при переводе своему клиенту по номеру телефона сообщают больше информации. Например, при переводе по номеру телефона внутри Сбера приложение кроме имени покажет еще и часть номера карты. Полный номер таким способом узнать не получится, но последние четыре цифры приложение показывает.
Скорее всего, мошенники перебором номеров нашли данные читателя. Они не были нацелены на конкретного человека и собирали базу для обзвона из тех номеров, для каких смогут узнать данные владельца. Получив имя и отчество, мошенники звонят по этому номеру телефона от имени банка, в котором нашелся счет.
Есть и другие варианты. Возможно, мошенники воспользовались одной из нелегальных баз данных. Или у них есть свой человек в банке.
Иногда через приложение банка можно также узнать номер счета другого клиента по его номеру мобильного. В любом случае, если звонящий знает ваше имя и какие-то личные данные, это не гарантия, что вам звонит сотрудник банка.
Сбер по номеру телефона для своих клиентов показывает имя, отчество, первую букву фамилии и часть номера карты
Услугу для снижения ставки, на которую согласился наш читатель, назвали частью премиального пакета. Клиент может подумать, что такие пакеты предлагают только лучшим, — так мошенники усыпляют бдительность и отключают логику. При слове «бесплатно» бдительность отключается еще быстрее.
Скорее всего, в арсенале мошенников есть и другие «услуги», которые они предлагают в зависимости от ответов жертвы. Главное, чтобы разговор продолжился.
Для сообщения кода из смс переключают на «автоматизированную систему». По версии мошенницы, это нужно для безопасности: людям сообщать этот код нельзя, а роботам — пожалуйста. Конечно, это бред: перевод звонка на «робота» легко сымитировать, клиент никак такое не проверит. Мошенник продолжает слушать жертву, заходит с помощью кода в ее интернет-банк и крадет деньги.
Самозащита от мошенников
Что еще настораживает в разговоре
Читатель не почувствовал подвоха в начале разговора и спохватился только на последнем этапе — когда мошенники попросили код из смс. Это главный признак, по которому можно определить мошенников. Номер телефона тоже не так важен: сотрудники банка могут звонить с разных номеров, а мошенники научились подменять номера.
Но в разговоре нашлось еще несколько подозрительных признаков.
Посторонний шум. Сотрудники банков обзванивают клиентов с рабочих мест в офисе или из колцентра. Обычно при таких разговорах не слышно постороннего шума или чужой речи. Мошеннические колцентры часто выдает шум или голос соседнего оператора: банк вряд ли организует работу колцентра так, что клиент через телефон сможет услышать информацию о другом клиенте.
В случае с читателем мне показалось, что «сотрудница банка» звонила из детского сада: на фоне громкий детский голос и крики. Во время пандемии многие работодатели разрешили сотрудникам работать из дома, но банки обычно выдвигают требования к рабочему месту, особенно для общения с клиентами. Например, большинство операторов Тинькофф-банка и до пандемии всегда работали из дома, но по требованиям им нужна гарнитура с микрофоном и тишина в комнате.
Неграмотная речь собеседника. Сотрудников колцентра в банке учат правильно произносить слова, а руководители проверяют их работу по записям звонков. Банк вряд ли оставит на работе оператора, который неграмотно общается.
В записи разговора с читателем «сотрудница банка» говорила неуверенно: очень торопилась, часто оговаривалась и не знала, как отвечать на вопросы, поэтому придумывала ответы на ходу. А чего стоят «кредитные средства» с ударением на последний слог!
Запрос персональных данных. Когда сотрудник банка звонит клиенту, он уже знает его персональные данные, ему не нужно спрашивать. Кодовое слово, полное имя и номер паспорта могут спросить для идентификации, только если звонит сам клиент. А для подключения услуги или смены тарифа обычно хватает устного согласия.
Если не уверены, что разговариваете с сотрудником банка, попросите его добавочный номер и перезвоните по номеру банка, указанному на карте. Если связаться через добавочный невозможно, уточните информацию у оператора и примите решение позднее, а для подключения услуги перезвоните в банк.
Что делать, если сообщили код мошенникам
У героя этой статьи все кончилось хорошо: он не сообщил код из смс. Вместо этого он завершил звонок и перезвонил в банк по номеру с карты. Специалист проверил последние операции по карте и убедился, что мошенники не смогли получить доступ к деньгам.
Если сталкивались с другими разводами, пишите. Прищуримся.
Что делать, если достали звонить по чужому кредиту.
Что делать, если достали звонить по чужому кредиту.«Были случаи, что номер телефона случайно записали в список контактных лиц при оформлении кем-то кредита. Всё, там бесполезно объяснять, что вы не знаете того человека, вас не слушают, вам просто будут круглосуточно названивать коллекторы с сотни номеров и уверять, что вы его знаете. Вы можете что угодно делать, в банк идти, службе безопасности объяснять, что это ошибка, им вообще *** (плевать, комментарий редакции), звонки не прекратятся, даже если вы никогда в жизни не видели того, кто брал кредит»
«Ррррр! Приятель взял в микрозайм компании некую сумму, слегонца просрочил, а он в анкете в качестве КОНТАКТНОГО ЛИЦА мой телефон указал.
Майн готт, что тут началось! По 2-3 раза звонили коллекторы, убеждая вернуть долг, причем были уверены, что я — это он!
Заметьте, я никоим образом не являюсь субъектом сделки, просто, как сказано выше, контактное лицо»
«Да как же они достали! Звонили моей маме по пять раз на дню — ей даже пришлось отключить домашний телефон, чтобы отвалили. Кредитов никто из семьи не брал, телефон видимо по ошибке попал. »
Проблема если не массовая, то точно распространённая. Мы решили рассказать, как избавиться от этой напасти.
Как так происходит, что звонят по чужим кредитам?
Есть три основных способа стать «должником по телефону»:
⚪️ Кто-то из друзей или знакомых указал ваш номер в контактах при получении кредита. Такое бывает, когда банк просит поделиться номерами близких людей, чтобы в случае чего можно было найти заёмщика. Это называется: «Указать кого-то в качестве контактного лица». И для этого не обязательно быть поручителем.
⚪️ Номер попал по ошибке. Кто-то взял да и оформил на себя кредит, а номер у него — ну очень похож на ваш. Допустил ошибку — всё, начнутся звонки. Такое случилось у одного из редакторов нашего канала: какая-то Алёна взяла кредит и указала его номер. Раз в месяц ему звонят и напоминают о долге 🙂
⚫️ Вы оказались поручителем. Конечно, случайно сложно стать поручителем — для этого нужно подписать бумаги и быть в курсе всех дел. Но если вы им стали, ждите звонков. Тут не отвертеться.
⚪️ Номер перепродали. Об этом мы узнали от наших читателей. Представьте: есть заёмщик, который взял кредит и оставил свой номер. Этим номером он не пользуется и его блокируют, а затем через какое-то время снова перепродают новому клиенту. Его покупает другой человек — и если за этим номер «закреплён» должник, то новому владельцу могут звонить сотрудники банков и коллекторы.
И что делать, если надоели звонками?
Всё зависит от ситуации. Для начала следует разобраться в проблемt и вытащить как можно больше информации у звонящего.
Общий алгоритм действий
1. Узнайте, что за организация вас беспокоит.
2. Уточните контактные данные организации, её полное название, ИНН и ОГРН.
3. Спросите о кредитном договоре и человеке, который его подписал.
4. Выясните, откуда им известен ваш номер и на каком основании вам звонят, на какие документы они опираются.
5. Попросите отправить вам на электронную почту все документы, которые связаны с задолженностью, по которой вас беспокоят.
6. Если вас достают по ошибке, сходите в офис кредитной организации и получите справку о том, что вы ничего не должны. Это поможет отвадить назойливых коллекторов.
7. Направьте в коллекторское агентство или кредитную организацию заявление о том, чтобы ваши контакты исключили из списка должников и перестали звонить по чужой задолженности.
Куда жаловаться, если достали
Если человек не имеет отношение к задолженности и написал отказ от любых контактов, беспокоить его не имеют права. Тем более, если причина беспокойства — кредит каких-то неизвестных людей.
К тому же, коллекторы ограничены в своей деятельности и могут звонить пару раз в неделю. Об этом мы писали в другом материале — ссылка на него в конце статьи.
Главное — фиксируйте нарушения и записывайте разговоры. Так будет проще наказать злодеев.
Если достали, можно пожаловаться в несколько организаций. Самое интересное — всё это можно сделать через интернет. Вот список организаций:
Жалоба в Центральный банк России на банк, МФО или КПК.
Если кредитор работает нелегально, жалуйтесь в полицию и прокуратуру.
Коллекторов можно приструнить в нескольких организациях: ФССП, НАПКА и Роспотребнадзор.
Если нарушили закон о персональных данных, обращайтесь в Роскомнадзор.