что делать если звонит спам с разных номеров
«Не звоните мне больше»: как избавиться от телефонных спамеров
Каждый вызов с неизвестного номера — повод для сомнений: брать или не брать трубку. С одной стороны, жалко пропустить важный звонок, например от коллеги или курьера. С другой, не хочется тратить время на разговоры со спамерами. Звонков со спамом действительно много — по нашим данным, люди считают ненужными примерно половину вызовов с номеров, которых нет в адресной книге.
Чтобы избавить наших пользователей от необходимости выслушивать приглашения на «бесплатные обследования» или предупреждения от «службы безопасности банка», мы несколько лет назад добавили в приложение Яндекс бесплатный определитель номера — АОН. Он распознаёт, с какой целью вам звонят, и показывает вердикт на экране телефона — а вы решаете, стоит ли отвечать.
Сегодня — следующий шаг: мы научили наш АОН блокировать нежелательные вызовы. Теперь вам не придётся отвлекаться на звонки, которые заведомо не стоят вашего внимания. Чтобы поставить блокировку, откройте настройки определителя в приложении Яндекс (Главный экран → Сервисы → Определитель номера) или просто скажите Алисе: «Включи блокировку звонков».
АОН блокирует звонки с рекламой финансовых услуг и от коллекторов, «немые» звонки и звонки от злоумышленников — например, когда под тем или иным предлогом пытаются выманить данные банковской карты. За счёт блокировки можно сильно сократить поток входящих звонков. Мы подсчитали, что сейчас АОН избавляет в среднем от семидесяти процентов ненужных вызовов.
Как работает определитель номера в приложении Яндекс
У нашего АОНа есть постоянно пополняемая база номеров. Данные для неё поступают из разных источников. В их числе Яндекс.Справочник и отзывы пользователей на звонки — их можно оставлять прямо в приложении Яндекс. Если звонят из организации, номер которой есть в Справочнике, АОН покажет её название. Если номера нет в Справочнике, алгоритм на основе машинного обучения построит предположение о цели звонка. Он учитывает отзывы и дополнительные данные: частоту и продолжительность звонков и т. д.
Определитель номера доступен в приложении Яндекс для iOS и Android. Владельцы устройств на Android, кроме того, могут выбрать, как поступать с нежелательными звонками: блокировать или глушить. Если выбран второй вариант, информация о вызове появится на экране телефона, но звука или вибрации не будет.
Спам звонки. Можно ли с ними бороться?
Доброго времени суток, Хабр.
Есть несколько способов бороться со спамными звонками на мобильный телефон, но бывают такие ситуации, когда это практически невозможно. Я расскажу свой случай о систематических звонках со скрытого номера.
Все мы привыкли раз в какое-то время получать спамные СМС/звонки и чаще всего перестаем на них реагировать. Одни используются в целях рекламы (законной или не законной), другие ведут к разводу (типа «Я встрял, кинь денег на номер +Х(ХХХ)ХХХ-ХХ-ХХ»), и тут все просто, лично я добавляю абонента в спам, ставлю фильтр или блокирую его – это не важно. Мой оператор МегаФон и у него даже есть функция, что-то типа «сообщить о спаме», точно не помню, и ей я тоже неоднократно пользовался. В среднем, мне приходит 5-10 сообщений и 1-2 звонка в неделю и это вроде как не критично. Мне это особо не мешает жить, при условии, что на ночь я все время включаю режим полета.
Теперь суть. Данная ситуация случилось с моей женой, но так как проблему решал я, писать буду от своего имени.
Часть первая. Вступление. Утром 05.12.2018 мне поступил звонок (по выписке — Московский). На другом конце «провода» некий М назвал несколько фамилий и пытался узнать туда ли он попал. Попал он, естественно, не туда. Не знаю нужно ли это связывать с дальнейшими событиями. Звонок был в 9:10. Через 11 минут поступил первый звонок с другого номера (по выписке — Питерский). И тут такое началось (с)…
Рис.1. Детализация.
Звонки стали повторяться каждые 8 минут. Первое, на что я обратил внимание – это отсутствие «7» в номере, но просмотрев всю выписку я увидел, что проскакивают не спамные номера из других регионов вида 921XXX-XX-XX. Ну что? Звоним в техподдержку МегаФон и рассказываем все как есть, вон звонок в 12:10. Но что говорят в техподдержке? Вы можете подключить функцию «Черный список» и наслаждаться (за 4р в сутки, конечно), но, если номер абонента у Вас не высвечивается на телефоне, заблокировать таким образом Вы его не сможете (…. ). Как мне показалось, был намек на еще одну функцию «Определитель номера». Но вот странно, я же вижу номер в выписке…
Что не так в этих звонках? Первое – это периодичность. Сумасшедший, который сидит с таймером у меня в голове не укладывался, поэтому это либо автодозвон на телефоне / девайсе с модемом либо попросту SIP-звонки (что значительно хуже). Второе – скрытый номер абонента, то есть скрыт он был намерено. Что еще странно – это то, что один раз в 20 звонков номер все-такие появлялся в списке.
Часть вторая, написав на сайте МегаФон гневный отзыв, я стал писать в техподдержку Теле2, погуглив стало ясно что это именно они. Попутно я нашел несколько сайтов, на которых можно добавить информацию о потенциально спамных номерах, ну и конечно, на каждом оставлял инфу. Также было обнаружено, что я не первый, кому приходят регулярные звонки раз в 8 минут …
Рис.2. Скрины экрана.
В Теле2 меня послали почти также технично, как и в МегаФон, но при этом сказали «… да, я вижу, что это наш абонент, но заблокировать мы его не можем …». Думаю, блокировка невозможна не в техническом плане, а в связи с договором на обслуживание или что-то в этом роде. Я даже нагуглил статью 213 УК РФ о телефонном хулиганстве, но вот незадача:
Согласно ст. 213 УК РФ телефонное хулиганство приравнивается к уголовно наказуемому только в определенных случаях:
Рис.3. Ответ Теле2 (все писал от имени жены). К сожалению, осталось только фото с телефона.
Пришлось принять экстренную меру. Были заблокированы все абоненты, которых нет в телефонной книге. Дышать стало чуть легче, но это несет в себе сразу несколько негативов. Первое — теперь я не могу заказать пиццу (курьер будет долго курить под дверью). Второе – так как телефон продолжает принимать звонки и отклонять их, аккумулятор высаживается, а количество звонков на иконке растет, что меня бесит.
На утро второго дня я обнаружил еще одну странность. Я думал, что все звонки МегаФон фиксирует и в выписке они будут видны в любом случае, но что-то пошло не так. Как только был поставлен блок на неизвестные входящие, звонки перестали попадать в выписку.
Техподдержка МегаФон и Теле2 отпали. Что делать дальше? Первое, что пришло в голову – это написать заявление в полицию, второе (от моего коллеги) сделать переадресацию на техподдержку МегаФон (Теле2) – пусть разбираются (но как мне кажется – это уже все та же статья 213, только уже по отношению ко мне). Гуглим аналогичные обращения в полицию (тем временем телефон начинает подглючивать и продолжает высаживаться). Бегло проанализировав похожие ситуации, я понял, что это бесполезно. Факта угроз, терроризма и мошенничества нет. Ну звонят Вам чаще обычного и ночью – никого это не волнует … Хотя это был последний вариант.
И что дальше? А ничего … Звонки прекратились примерно через двое суток сами собой. Была идея, что хотели отжать номер, или сделать так, чтобы был пропущен важный звонок, но как-то это нелепо, номер не золотой, а скорее медный, хоть и красивый, а не дать мне съесть пиццу – это наглость). Кредитов у нас нет, так что и коллекторы отпадают.
Звонок и сброс: кто звонит с незнакомых номеров и как защититься от мобильного спама
Пользователей смартфонов атаковали звонки с неизвестных номеров. Вызов длится всего пару секунд, после чего прекращается – абонент даже не успевает взять трубку. Перезванивать многие не решаются – слишком уж часто новостные сводки пестрят сообщениями о мобильном мошенничестве. «ТВК Красноярск» разобрались, кто стоит за «секундными звонками» и как с ними бороться.
Что это такое?
«Холодные звонки» – так называется обзвон потенциальных клиентов с целью продать им товар или услугу. Это одна из технологий телемаркетинга, которая в Европе и США уже давно запрещена. В России такой механизм появился недавно и тоже регулируется законом.
В нашей стране компания не может рекламировать или предлагать услугу по телефону без предварительного согласия абонента, это запрещает статья 18 федерального закона «О рекламе».
Вероятно, поэтому и родилась идея «секундного звонка», когда маркетологи набирают номер потенциального клиента и мгновенно сбрасывают вызов. Абонент перезванивает – и с юридической точки зрения это уже не считается незаконной рекламой, ведь человек позвонил самостоятельно.
Такой ход выгоден маркетологам не только с точки зрения буквы закона, но и экономически. Спамеры часто звонят абонентам по всей России – для компании это дорого. Если абонент перезванивает, звонок будет совершаться за его счет.
В чем опасность?
Спам-звонки и рассылка, массовая подписка в социальных сетях, развешивание листовок на дверные ручки квартир – все это приемы так называемого «серого маркетинга». Покупателю навязчиво предлагают купить услугу, которая ему может быть не нужна. Здесь все зависит от покупателя и его наивности – согласится он совершить покупку или нет. Поэтому прямой опасности у такого маркетингового инструмента по факту нет. Но лишний раз на незнакомые номера лучше не перезванивать.
«Это развитие рекламы: раньше нам почтовые ящики набивали листовками и бесплатными газетами. Времена изменились: сейчас появились звонки. Через несколько лет будут новый механизм. В любое время потребитель не будет рад, что ему что-то рекламируют. Реклама – это зло, с которым всегда придется мириться. Не перезванивайте, и все будет хорошо», – рассказал «ТВК Красноярск» руководитель агентства Content Review Сергей Половников.
Однако есть миф, что спамеры могут использовать реплики потенциального покупателя с целью мошенничества. Например, вырезать из телефонного разговора сказанное им слово «да» и смонтировать запись так, будто вы согласились на предложение финансовой организации оформить на вас кредит. Как считает эксперт, такой способ мошенничества неэффективен.
«Это полная чушь. Любой оформленный кредит можно легко оспорить, сейчас есть для этого все правовые инструменты», – утверждает Сергей.
Как защититься от спама?
Есть несколько способов, как избавиться от навязчивых звонков. Самый простой – добавлять спам-номера в черный список. Такой способ малоэффективен, потому что всех спамеров – не заблокируешь, у компаний будут появляться новые номера, которые снова будут надоедать пользователю смартфона.
Еще один способ – приложения спам-фильтры. Они распознают спам-звонок и блокируют его – человека никто не беспокоит. В некоторых телефонах такая функция вшита в программное обеспечение. Однако с такими приложениями нужно быть аккуратным. Некоторые утилиты запрашивают разрешение на использование вашего списка контактов, программа получает доступ к телефонным книгам пользователей и «забирает» все номера, которые люди пометили как спам или внесли в черный список. Они попадают в общую базу спам-номеров, которые в дальнейшем приложение будет блокировать у всех пользователей. Однако для чего еще могут использоваться номера ваших контактов – неизвестно.
По мнению эксперта, самый эффективный и безопасный способ – подключить специальную функцию блокировки спама от мобильных операторов. В отличие от двух предыдущих вариантов, за услугу придется заплатить: 1-1,5 руб. в день, в зависимости от оператора.
Только не молчать
Есть и более серьезные способы бороться со спамерами. С жалобой на постоянные спам-звонки можно обратиться в Роскомнадзор. К письму необходимо приложить скриншот детализации звонков, указать номер звонящего и сообщить название организации, если это возможно. Специалисты могут выяснить, насколько законно спамеры добыли ваш номер. Также о нежелательных звонках можно сообщить в Федеральную антимонопольную службу.
Если компания купила базу номеров на черном рынке, ее ждет штраф до 200 тыс. руб., а за навязывание рекламы «серые маркетологи» должны заплатить от 100 до 500 тыс. руб.
Как рассказал «ТВК Красноярск» Сергей Половников, сидеть и ругать спамеров в социальных сетях – дело неэффективное. Нужно обязательно сообщать о них мобильным операторам, блокировать или жаловаться в надзорные органы.
Главное – не перезванивать на незнакомые номера. Если разговор по-настоящему важный, человек на другом конце провода обязательно перезвонит вам сам.
В начале декабря мы рассказывали о настоящих интернет-мошенниках, как их распознать и уберечь себя от обмана.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене
Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах
Три способа борьбы с телефонным спамом
Разбираем виды телефонных спамеров и способы защиты от них.
Почти две трети входящих вызовов, поступивших абонентам российских операторов в 2020 году с неизвестных номеров, — это спам. Такие звонки раздражают всех без исключения, а для человека не слишком сведущего или неосторожного могут быть просто опасны, ведь значительную их долю составляют попытки откровенного мошенничества. Самый надежный способ избежать неприятных контактов — блокировка спам-звонков. Мы собрали самые популярные способы защиты от голосового спама.
Категории телефонных спамеров
Кто же чаще всего беспокоит абонентов спам-звонками? Перечислим три основные категории спамеров.
Мошенники. Выдают себя за других людей (представителей банков, правоохранительных органов или лечебных учреждений) со злым умыслом, — как правило, пытаясь получить ваши секретные банковские данные или заставить совершить определенные действия. Часто неплохо знакомы с методами социальной инженерии и звучат достаточно убедительно, а потому представляют реальную опасность для людей старшего возраста или просто доверчивых.
Вне зависимости от конкретной разновидности в лучшем случае спам-звонки отнимают время, а в худшем могут стоить неосторожному абоненту финансовых потерь.
Рекламные роботы. Программы обзвона с предварительно записанными сообщениями: когда вы снимете трубку, вам проиграют рекламное объявление. Встречаются довольно креативные экземпляры: например, робот одной из сетей, торгующих ювелиркой, говорит голосами поп-звезд и приглашает на распродажи от их имени.
В последнее время многие компании стали использовать чат-ботов с искусственным интеллектом. Такие боты умеют имитировать манеру общения живого человека, распознавать стандартные реакции собеседника и даже переспрашивать, если вы ответите неразборчиво. Впрочем, если вы нажмете на отбой, повторного звонка, скорее всего, не последует.
Операторы кол-центров. Живые люди, обзванивающие базу контактов с целью продать какие-либо услуги или товары. В отличие от роботов, довольно навязчивы и, если абоненту неудобно разговаривать, попытаются связаться с ним в другой день. Многие компании, особенно предлагающие услуги сомнительного качества или по завышенным ценам, покупают базы нелегально. Но в числе спамеров могут оказаться и те, кому вы давали согласие на использование персональных данных: например, ваш провайдер может настойчиво предлагать перейти на новый тариф или подключить дополнительные услуги.
Как же избавиться от спам-звонков? Есть несколько вариантов:
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из этих способов.
Как бороться со спамом, используя возможности смартфона
Вы можете создать прямо в вашем смартфоне собственный список запрещенных номеров и добавлять туда одного за другим всех спамеров, которые вас когда-либо беспокоили. И в iOS, и в Android есть возможность блокировать звонки от определенных абонентов.
Однако ручная блокировка — дело достаточно трудоемкое и, увы, не слишком надежное. Профессиональные спамеры и телефонные мошенники постоянно меняют номера, с которых совершают прозвоны, и вам придется каждый раз увеличивать свой список запрещенных, добавляя новых абонентов. А номер вашего банка, с которого поступило очередное предложение взять ненужный вам кредит, блокировать будет просто неосмотрительно.
Операционные системы смартфонов позволяют и действовать от обратного, формируя списки абонентов, которым разрешено вас беспокоить, и блокируя звонки со всех остальных номеров.
Например, при включении функции «Заглушение неизвестных» в iOS вам смогут дозвониться только те абоненты, номера которых есть в вашей телефонной книжке, предложениях Siri (анализирующей вашу переписку и историю поиска), а также те, кому недавно звонили вы. Остальные звонки будут сразу же переправляться на автоответчик и отражаться в списке «Недавние». В некоторых версиях и надстройках Android такая возможность тоже есть.
Тотальная блокировка наверняка отсечет нежелательные звонки, но, увы, с ней вы сильно рискуете пропустить полезные вызовы. Например, до вас не смогут дозвониться курьер или настоящая служба безопасности банка.
Как блокируют спам-звонки операторы
Осенью 2020 года Министерство цифрового развития России рассказало о разработке проекта изменений в закон «О связи», связанного с телефонным спамом. Минцифры предлагает обязать операторов сотовой связи передавать полученные от абонентов жалобы на спам в систему блокировки спам-звонков, которую будет поддерживать Роскомнадзор.
Пока закон не принят, придется довольствоваться теми услугами защиты от спам-звонков и рассылок, которые предоставляет ваш оператор. Причем ситуация довольно сильно разнится от одного к другому. Например, в МТС действует платная услуга блокировки телефонного спама — подключившим ее абонентам не смогут дозвониться спамеры, чьи номера включены в базу компании.
У «Мегафона» похожая услуга блокировки нежелательных и подозрительных звонков входит в состав бесплатного определителя номера. «Билайн», в свою очередь, предлагает своим абонентам платную услугу определения неизвестных номеров, в том числе спама и мошенничества, но без возможности автоматически блокировать нежелательные звонки.
Наконец, Tele2 предлагает абонентам два варианта борьбы со спам-звонками. Можно настроить фильтрацию звонков самостоятельно, с помощью заданного пользователем списка блокировки входящих вызовов. Как и списки блокировки в операционной системе смартфона, это не очень удобно — каждого нового спамера придется добавлять в список вручную.
Кроме того, Tele2 рекомендует абонентам использовать приложение Kaspersky Who Calls, а МТС — разработанное совместно с «Лабораторией Касперского» приложение «МТС Кто звонит». И это подводит нас к третьему варианту борьбы с телефонным спамом.
Как бороться с телефонным спамом с помощью специальных приложений
Пожалуй, самый удобный способ избавиться от телефонного спама — установить на смартфон специальное приложение для блокировки нежелательных звонков.
Подобных приложений существует немало, но не все они одинаково полезны. Дело в том, что самая важная часть такого приложения — это база нежелательных номеров. Поэтому важно, чтобы эта база была актуальна для России и постоянно обновлялась. Одно из лучших приложений для борьбы с телефонным спамом на российском рынке — это Kaspersky Who Calls.
Что умеет делать Kaspersky Who Calls
Главная «фишка» сервиса — это оперативно обновляемая база номеров. Система анализирует отзывы и анонимную статистику о подозрительных номерах, например, продолжительность и частоту звонков, наличие номера на официальном сайте компании и массу других факторов. В итоге система классифицирует телефонный номер, когда набирается достаточное количество признаков.
Таким образом, как только спамеры или мошенники задействуют новый номер для массового обзвона, он очень быстро окажется в базе Kaspersky Who Calls — и все пользователи сервиса, которым с этого номера будут звонить, увидят его на экране своих смартфонов с пометкой «Спам» или «Подозрение на мошенничество».
При этом с Kaspersky Who Calls можно не переживать о конфиденциальности: приложение не использует личные данные своих пользователей и их телефонные книжки. Узнать, кто скрывается за незнакомыми номерами, можно, не передавая сведения о себе и своем списке контактов.
Три причины выбрать премиум-версию Kaspersky Who Calls
Приложение Kaspersky Who Calls доступно в двух версиях — обычной и премиум. Обычная бесплатна, а премиум-версия доступна по подписке, которую можно оформить на месяц или на год прямо в приложении. Подписчики получают несколько довольно важных преимуществ.
Во-первых, в платной версии Kaspersky Who Calls нет рекламы.
Во-вторых, премиум-подписчикам Who Calls для Android доступна офлайн-база номеров. Получая звонок, бесплатная версия приложения каждый раз связывается с облачной базой данных для идентификации звонящего. В платной версии база хранится прямо в памяти смартфона.
Соответственно, определение незнакомых номеров в премиум-версии Who Calls для Android будет работать всегда, даже если вы находитесь в роуминге с отключенным интернетом или, например, в месте с плохим покрытием сотовой сети, где звонки еще худо-бедно работают, а передача данных уже нет.
В Who Calls для iOS база номеров всегда хранится в памяти смартфона. Но если пользователям бесплатной версии необходимо обновлять базу вручную, то в премиум-версии она обновляется автоматически. Кроме того, платная версия Who Calls для iOS показывает название организации во время звонка (в Android версии эта функция доступна и бесплатно).
В-третьих, в премиум-версии Kaspersky Who Calls для обеих мобильных платформ есть возможность блокировки отдельных категорий спамеров. В бесплатной версии можно либо полностью включить блокировку всех нежелательных категорий сразу, либо полностью выключить. В платной можно настроить блокировку категорий по отдельности.
Например, вы сможете сразу отсекать возможных мошенников, но оставить рекламу услуг связи, самостоятельно решая, интересны сейчас вам новые предложения операторов или нет.
Избавляемся от спам-звонков в Android и iOS
Так или иначе, с основной функцией — предупреждением о телефонном спаме и мошеннических звонках — и платная, и бесплатная версии Who Calls справляются одинаково хорошо, спасибо оперативно обновляемой базе подозрительных номеров. Приложение доступно на обеих популярных мобильных платформах, скачать его можно здесь:
Робот на связи. Как избавиться от телефонного спама
О борьбе со спамом я задумался после бесконечной череды звонков с рекламой кредитов, курсов английского языка и прочих уникальных предложений. Последней каплей стали два ночных звонка от роботов.
Я добавлял абонентов в черные списки, устанавливал приложения для фильтрации звонков и даже отправлял жалобы в ФАС — перепробовал уйму способов избавиться от спама и нашел действительно работающий. За последние полгода я не получил ни одного рекламного звонка.
Прежде чем перейти к подробностям, замечу, со спамом проще всего бороться на Android-смартфонах, но советы из этой статьи также помогут обладателям iPhone и даже обычных «звонилок».
Как спамеры узнают телефонные номера
Скорее всего, вы, сами того не подозревая, уже согласились на рекламные звонки от нескольких десятков компаний. Разрешение на получение рекламы можно найти в самых разных документах, от лицензионных соглашений онлайн-сервисов, до программ лояльности в магазинах.
Как правило, пункт вроде «Присылать мне рекламные материалы» отмечается галочкой или подписью.
Закон прямо запрещает рекламу без согласия абонента
От попадания в незаконную рекламную базу не защищены даже те, кто никогда не «светил» номер. Даже телефон, который использовали только для регистрации юридического лица и открытия банковского счета, может попасть в рекламную базу. Громкие скандалы с утечкой банковских и государственных баз данных случаются довольно регулярно.
Защититься от подобных утечек фактически невозможно: любой номер может тем или иным путем попасть в базу недобросовестных рекламщиков.
Как избавиться от рекламных звонков
Первое, что можно сделать, получив нежелательный рекламный звонок, четко обозначить, что вы не давали согласия на рекламу. Не стоит говорить ничего, что хоть отдаленно похоже на проявление интереса.
Эти способы помогут, если вам звонят из крупной компании, которая дорожит репутацией. С недобросовестными рекламщиками-спамерами бороться сложнее.
Способ первый, юридический
На основании закона «О рекламе» можно пожаловаться на незаконную рекламу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Проблема в том, что правильно составить такой документ и собрать необходимые доказательства может быть довольно сложно.
На Android можно установить удобное приложение. Владельцы других устройств могут отправить данные о спаме на почту сервиса и получить инструкцию по дальнейшим действиям.
В приложении достаточно один раз заполнить несколько полей с персональными данными: почтовый адрес, фамилия, имя и отчество, телефон. Оно самостоятельно создаст юридически грамотное заявление.
Фрагмент шаблона заявления из приложения РосСпам
Еще понадобится фотография согласия на запрос данных от мобильного оператора. Это документ, который позволит ФАС получить от оператора подтверждение того, что вы действительно получили рекламный звонок или сообщение. В приложении есть образец, его нужно переписать на чистый лист, подписать, сфотографировать и загрузить в РосСпам.
После остается лишь дождаться рекламного сообщения и получить доказательства — запись звонка или скриншот SMS с рекламой. Записать звонок придется самостоятельно. Для этого я использовал одно из приложений для записи звонков из Google Play, но подойдет встроенный диктофон и громкая связь. Одним из первых звонков, что я записал, стала реклама курсов английского языка от одной известной компании.
Заполнив все поля и приложив запись разговора, я отправил email, который сгенерировало приложение, на почту территориального отделения ФАС и стал ждать.
Получив жалобу, ФАС уведомляет по электронной почте о каждом этапе, который проходит заявление. На рассмотрение отведено до 30 дней, но, получение данных у оператора занимает больше времени и срок продлевают. Так произошло и в моем случае.
Как правило, рассмотрение обращения о телефонном спаме затягивается на срок до трех месяцев. О продлении срока сообщают в отдельном документе
Если заявление заполнено без ошибок, а запись четкая и не вызывает сомнений, то ФАС обращается в суд и начинается дело об административном правонарушении. Вы узнаете об этом из еще одного электронного письма.
К сожалению, разбирательство может затянуться. Например, суд обязан уведомить ответчика — компанию, которая позвонила вам с рекламным сообщением, о начале дела. В моем случае этого не сделали вовремя, поэтому рассмотрение дела снова отложили.
Рассмотрение дела могут продлить еще раз, уже в суде
На рассмотрение этого дела ушло полтора года, за это время я отправил еще более 50 жалоб, но до логического завершения дошли только три из них.
Решение суда о наложении штрафа за незаконную рекламу
Курсы английского языка заплатили крупный штраф в пользу государства, во втором и третьем случаях дело закончилось предупреждением ответчику.
Когда административное разбирательство завершено, можно обратиться в гражданский суд и уже самостоятельно попытаться получить компенсацию за неправомерное использование личных данных и моральный ущерб. Но тогда понадобятся веские доказательства того, что реклама действительно причинила вред, например, вы перенервничали и попали в больницу.
Отправка жалоб — это способ, верный с точки зрения закона, но долгий и не особенно действенный. Звонки от спамеров продолжаются, а отправленные жалобы застревают на разных этапах судопроизводства.
Зато так можно получить моральное удовлетворение от осознания, что спамеры наказаны и принести пользу обществу. Чем больше жалоб на рекламу попадет в суды, тем быстрее проблемой займутся на государственном уровне.
Способ второй, технический
Я безуспешно пробовал использовать черный список контактов, но блокируя один номер, я тут же получал звонок с другого, отличающегося на одну или две цифры.
Чуть лучше работают опции, которые предлагают мобильные операторы: автоопределители рекламных звонков или антиспам-фильтрация звонков. Подобные услуги есть у всех крупных операторов, но они оплачиваются отдельно от тарифа.
Полноценную фильтрацию предлагает МТС, другие операторы определяют, кто звонит и предлагают пользователю самому решить, отвечать или нет. Теле2 и Билайн, могут бесплатно блокировать рекламные SMS.
Еще один способ технической борьбы со спамом — приложения-определители номера: Truecaller, Getcontact, NumBuster и многие другие. Они есть и в Google Play, и в Apple Store. Такие приложения либо предупреждают о спаме прямо во время вызова, либо не пропускают звонок вообще.
Лишь некоторые приложения, доступные в Google Play по запросу «антиспам»
В то же время, эти приложения используют данные из телефонной книги и потому могут быть небезопасны. Многие из них буквально зарабатывают на том, что собирают и продают базы телефонных номеров. Например, Truecaller передает компаниям партнерам информацию о звонках, онлайн-сервисах, социальных сетях и сторонних API, которые использует абонент.
Пользовательское соглашение Truecaller позволяет компании делиться личными данными пользователей с рекламными компаниями
Получается замкнутый круг: используя приложение для блокировки спама, рискуешь, что вся твоя телефонная книга попадет в свежие базы спамеров после перепродажи сервиса или утечки данных.
Способ третий, действенный
Главное отличие этого приложения от других определителей номеров заключается в том, что данные из него не утекают к сторонним компаниям. А у Google и так есть доступ к вашей телефонной книге, ведь Android автоматически синхронизирует ее с облаком.
Раньше это приложение работало только на фирменных смартфонах Google из линеек Nexus и Pixel, но с недавних пор его можно установить на самые разные устройства.
Чтобы заработала фильтрация звонков, придется принять участие в бета-тестировании приложения. Нужная кнопка расположена на странице приложения в Google Play. Она активирует опцию «фильтровать спам-вызовы» в настройках уже установленного приложения, как на скриншоте.
Бета-тест — скорее формальность, ошибок или сбоев в работе приложения я не замечал. Управление понятное, интерфейс простой, хотя список контактов и не самый удобный.
Если звонок поступает с номера, который принадлежит спамерам, пользователь его даже не заметит: приложение не пропустит входящий сигнал. Узнать, что вам звонили с рекламным предложением, можно будет из истории звонков: там появится номер с отметкой «Заблокировано».
Для iPhone не существует такого же удобного штатного решения проблемы спама. Все доступные для скачивания в AppStore приложения-определители номера принадлежат сторонним разработчикам.
Спамеров можно заблокировать вручную, добавляя номера в черный список.
Также можно запретить вызовы с неизвестных номеров через меню Настройки — Телефон. Эта опция заглушит все звонки от номеров, не входящих в список контактов, кроме тех, кому вы сами недавно звонили.
Конечно, такой метод не подходит для рабочего номера, на который звонят клиенты или малознакомые коллеги.
Вместо заключения
В США существует National Do Not Call Registry — буквально, «Национальный реестр “Не звоните”». Это база номеров тех, кто не хочет получать рекламные звонки и сообщения. Рекламные агентства и телемаркетинговые компании не имеют права звонить таким абонентам.
Пока же остается пополнять черные списки, устанавливать приложения-определители и отправлять жалобы в ФАС. Возможно, это приблизит решение проблемы телефонного спама на государственном уровне.
Если вам хочется помочь привлечь внимание к проблеме телефонного спама на государственном уровне, отправляйте жалобы в ФАС при помощи сервиса Росспам. Это не займет много времени.
Приложения для определения и блокировки нежелательных вызовов, могут передавать данные о ваших контактах спамерам. Изучите лицензионное соглашение перед установкой приложения.
Отдавайте предпочтение решениям для блокировки спама от крупных компаний, которым вы уже доверяете свои данные.