что делать если застрял на канатной дороге
«Черепаха», шкивы и счалка. Как работает самый большой парк канатных дорог в России
Вы приехали в горы. Как будете добираться к манящим вершинам? Конечно, на канатке! Юга.ру побывали на курорте «Роза Хутор», поговорили с начальником управления канатных дорог (КД) Алексеем Третьяковым и узнали, как устроен самый большой парк подъемников в России.
Зачем нужен режим «Черепаха», почему на канате ставят желтые отметки и что случится, если в кабинку ударит молния, читайте в нашем материале.
Как устроены канатные дороги на курорте «Роза Хутор»
На курорте «Роза Хутор» самый большой парк канатных дорог в России — здесь работают 32 подъемника производства Doppelmayr, Leithner-Poma и других. Тут есть:
Максимальное количество кабинок на одной канатной дороге — 115, кресел — 125, а максимальная скорость — 6 м/с.
Сейчас, перед стартом зимнего сезона, на курорте проводят плановую профилактику большей части подвижного состава. Вместе с Алексеем Третьяковым мы поднялись на приводную станцию действующей канатной дороги «Стрела», чтобы посмотреть, как она работает изнутри.
Как работает механизм подъемника?
Чаще всего приводная станция находится наверху. По линии движения установлены опоры, которые поддерживают канат, чтобы он огибал рельеф и не провисал. Под одну опору заливается бетонный фундамент весом от 25 до 100 тонн.
На канатной дороге «Стрела» работают два двигателя мощностью более 1 МВт — это как 10 тыс. лампочек или 500 электрочайников.
Канат состоит из 6 прядей, в каждой из которых — 36 проволок из оцинкованной и защищенной от коррозии стали. Всего в одном канате 216 проволок.
Между прядями есть амортизирующий зазор для защиты от трения. Сердцевина каната состоит из твердого пластика с проволокой, на которые при производстве выливается полужидкий состав. Он заполняет пустоту и также защищает пряди от трения.
Самая длинная канатная дорога на курорте — это «Стрела». Ее протяженность — 3,95 км, а длина петли каната — 8 км. Этот канат составлен из трех частей. Их соединение называется счалкой. Если увидите желтые, красные или белые отметки на канате, знайте — это она!
У счалки есть своя формула: длина соединения должна составлять минимум 1200 диаметров каната. На «Стреле» это 68 метров. Две части каната длиной 68 метров укладывают друг напротив друга. Весь канат натягивают как струну. Специалист расплетает пряди канатов. Одна прядь выкручивается с нижнего каната и замещается прядью верхнего. Так делается 12 раз. Потом на определенных расстояниях от места стыка пряди прячутся вовнутрь, вымещая сердечник. Сам сердечник выбрасывается. На одной счалке — 6 узлов. На «Стреле» 3 счалки, а значит, на канате 18 узлов.
В прошлом году на южном склоне курорта открыли первую в России канатную дорогу системы D-line с десятиместными кабинами. Она хороша не только большей вместимостью, но и простотой обслуживания.
Чтобы заменить ремень конвейера (механизм, который разгоняет и тормозит кабины), старую канатку нужно было остановить и четыре часа работать в экстренном режиме. В новых составах этот ремень двойной — если оборвется одна половина, если ремень ослаб и пробуксовывает, его можно натянуть за минуту. Контролировать состояние каната можно онлайн — он проходит через систему, подобную рентгену. Также важно, что зажим кабины принципиально отличается большим запасом прочности и количества циклов.
Вопросы о безопасности
Когда закрываются двери и канатка уносит все выше, у кого не закрадывалась тревожная мысль — а что, если мы здесь застрянем? Поэтому мы узнали у Алексея, как служба справляется с капризной сочинской погодой и предотвращает аварийные ситуации.
Что будет, если молния ударит в канат?
Молния, как правило, бьет в канат или опору. В этом случае спасает система молниеотвода: когда молния попадает в канат, энергия через резиновые ролики, состоящие из уникального токопроводящего состава, передается ближайшей опоре и уходит в землю.
Алексей Третьяков
начальник управления канатных дорог
А если сильный ветер?
«Кабина имеет большую парусность — при больших порывах ветра она начинает раскачиваться и может удариться об опору. Поэтому при ветре в 13-14 м/с автоматика предупреждает об опасности. А при 15-16 м/с канатная дорога замедляется самостоятельно, и мы ее разгружаем. В год бывает от 20 до 30 таких случаев. Также на параметры замедления влияет и направление ветра», — рассказывает Алексей Третьяков.
На каждой опоре с двух сторон стоят балансиры. По краям этих балансиров на входе и на выезде стоят датчики RPD. На каждой опоре по четыре штуки. Перед запуском канатной дороги система их опрашивает. Если ветер раскачивает канат, он подает сигнал об отклонении каната относительно датчика — и компьютер сбрасывает скорость. На «Стреле» 29 опор и 116 датчиков. На случай падения самого каната на опорах установлены специальные ловушки.
А что, если канат обледенеет?
Канатная дорога имеет перепад высот около километра, внизу — туман и влажность, а наверху — минусовая температура.
Мокрый канат на верхних станциях покрывается твердым слоем инея. Если его толщина больше 2 мм, это может привести к пробуксовыванию шкива (огромное колесо, крутящее канат). Когда состав въезжает на станцию, приемную часть зажима очищают механические щетки.
Для того чтобы канат не успел обледенеть за ночь, работники активируют режим под говорящим названием «Черепаха»: после клика на изображение животного на экране управления подъемник начинает двигаться со скоростью 0,3 метра (30 см)/с вместо обычных 6 м/с.
Такой режим тратит небольшое количество энергии, а канатная дорога за счет постоянного хода не успевает покрыться льдом. Зимой «Черепаху» часто запускают ночью, чтобы к утру КД была в рабочем состоянии.
Могут ли вас забыть на канатке?
Когда КД завершает свою работу, сотрудники проверяют подвижной состав — он прогоняется по полному кругу, чтобы убедиться, что все пассажиры вышли. Даже если после отбоя вы спрячетесь в кабине нарочно, вас обязательно заметят.
Почему, проходя через опору, кабинка трясется?
Это чисто конструктивная особенность канатной дороги. За счет сплетения нескольких прядей в одну канат имеет некую волнистость. Когда зажим кабины проходит через ролики опоры, вибрация передается на кабину.
Кто и как предотвращает аварийные ситуации?
Сложную профилактику на курорте проводят дважды в год: в две последние недели апреля и с 15 октября по 15 декабря.
В этот период работники выполняют ряд регламентных работ. Например, осматривают роликовые балансиры на всех опорах, чтобы понять, есть ли посторонние звуки, нужно ли заменить подшипники.
Еще специалисты просвечивают канаты на предмет обрыва проволоки; производят замену масла в редукторах ( в одном редукторе — 600 литров масла! ); перебирают кабинные зажимы; настраивают двери; проверяют болтовые соединения, гидравлическую систему; чистят от коррозии и затягивают крепления опор к фундаменту.
Рентген-система проверяет состояние каната, определяет локальные дефекты — обрывы проволоки. По результатам дефектоскопии принимается решение, пригоден ли канат для использования.
Когда объявляют спасательную операцию?
«Если ситуация фатальная и мы понимаем, что запустить КД в течение часа не удастся, ответственный за безопасную эксплуатацию объявляет спасательную операцию в течение 30 минут после остановки. Силы распределяются так, чтобы на двух-трех спасателей приходилось около 50 человек. Время операции в таком случае может ограничиться двумя-тремя часами. Максимально допустимое время для проведения спасательной операции — четыре часа», — рассказывает Алексей Третьяков.
На канатных дорогах курорта «Роза Хутор» есть места, где спасательная операция является уникальной в связи с высотой в 126 и 96 метров.
На каждой опоре есть лестница. Спасатель поднимается на опору, добирается на подвесном велосипеде или другом специальном оборудовании по канату до зависшей кабины, с помощью инструментов для эвакуации ослабляет ее зажим и лебедкой притягивает кабину к опоре подъемника. Высота опор ниже, чем на участке между ними, поэтому спасатели выполняют спуск эвакуируемых пассажиров вдоль ствола.
Кто управляет канатной дорогой?
Зимой в службе канатных дорог работают 280 человек, а летом — около 160. Здесь есть четыре вида должностей: машинист-оператор, дежурный по станции, электромеханик и слесарь-обходчик.
Машинист управляет канатной дорогой и руководит дежурными. Дежурные (по два человека вверху и внизу) подготавливают дорогу, очищают станцию от снега, осматривают подвижной состав, после смены — моют его, встречают и провожают гостей.
Электромеханик и слесарь-обходчик проводят работы по обслуживанию и ремонту — регламентные и внезапно возникшие, например, в связи с погодными условиями.
Каждое утро до перевозки пассажиров два сотрудника в ремонтной кабине открытого типа едут по линии канатной дороги и осматривают ее на предмет посторонних воздействий — деревьев, угрожающих факторов, звуков, скрипов. Всё оборудование должно работать в штатном режиме.
После этого они проверяют оборудование на обеих (или трех, как на «Кавказском Экспрессе») станциях. Если всё в порядке, в вахтенном журнале они делают отметку о том, что дорога исправна и допущена к работе.
Ряд технически сложных работ выполняют производители канатных дорог или подрядчики и аффилированные фирмы. Например, счаливание канатов проводится под руководством представителя завода-изготовителя.
Где обучают будущих работников канатной дороги?
В России есть только один вуз, который готовит специалистов канатной дороги — в городе Новочеркасске. На механическом факультете ФГБОУ ВО «ЮРГПУ (НПИ) им. М.И. Платова» изучают грузоподъемные механизмы. 20–30% сотрудников попадает на работу после обучения там, остальные работники когда-то пришли с техническими специальностями, прошли обучение от производителей КД и выросли внутри компании.
В заключение экскурсии узнали у руководителя управления канатных дорог Алексея Третьякова о том, как он сам пришел в эту редкую профессию.
«Маме дали квартиру в Сибири. И когда мы туда переехали, вдалеке я увидел гору, а на ней — белые полосы. В холодный день пришел покататься и сильно замерз. Постучался к канатчикам погреться, и они меня приютили, я был у них «сыном полка». Так что мой стаж начался с 11 лет, с 16 я начал подрабатывать официально.
Я учился в области шахтного оборудования и строительства железных дорог. В свободное от учебы время ездил в командировки, связанные с монтажом канатных дорог и счаливанием канатов. Всю жизнь я занимаюсь канатками и весь опыт получил в процессе работы», — рассказывает Алексей Третьяков.
Побывав на курорте, Юга.ру убедились, что за безопасность там отвечают не только современные и надежные механизмы, но и люди, которые знают и любят свое дело. В преддверии зимнего сезона 2021–2022 после планового проведения регламентных работ подъемники курорта вновь открыты для гостей.
Застрявшие на «канатке» туристы рассказали, как страшно спускаться в пропасть
Страшнее всего для туристов, застрявших на канатной дороге Мисхор было даже не висеть над пропастью, а спускаться на землю. Их спасали по одному с помощью альпинистского снаряжения.
На вершину одной из самых красивых гор Крыма туристы отправлялись за незабываемыми впечатлениями. Теперь это путешествие они действительно запомнят надолго. поломки канатной дороги любоваться красотами полуострова с высоты птичьего полета им пришлось гораздо дольше запланированного.
Один из вагончиков завис на высоте 50 метров, недалеко отъехав от нижней станции Мисхор. Другой на отметке в 140. В общей сложности, в них находилось 75 человек, включая 13 детей. Туристы из России, Украины и Армении. Запустить дорогу в аварийном режиме не удалось, пришлось вызывать спасателей. Застрявших между небом и землей спускали по одному, с помощью альпинистского снаряжения.
Что же стало причиной остановки канатной дороги, то в этом еще предстоит разобраться специальной комиссии. А персонал уже гадает, как отразится этот инцидент на ее посещаемости: либо отпугнет туристов, либо привлечет любителей острых ощущений.
Подробности в репортаже корреспондента НТВ Евгения Голованова.
На канатной дороге горнолыжного комплекса Гудаури отключились тормоза. Комментарий белоруски с места ЧП
В Грузии на горнолыжном курорте Гудаури сломался подъемник: по какой-то причине отказали тормоза, люди на большой скорости полетели вниз. В результате аварии многие получили травмы разной степени тяжести. Источники сообщают о переломах. Впечатлительным не смотреть.
Как сообщает грузинский телеканал Rustavi2, на канатной дороге отключилась электроэнергия. Спасатели спускают отдыхающих на землю.
Судя по видео, снятым очевидцами, горнолыжники также вынуждены самостоятельно спускаться с канатки, спрыгивая с высоты. По данным телеканала, пострадали не менее 10 человек. Среди них четверо российских туристов, два украинца и беременная гражданка Швеции.
«Подъемник на гору Садзели сначала застрял, а потом резко пошел вниз. Кто успел спрыгнуть, тот либо отделался испугом, либо сломал ноги. Те, кто долетели до низа, поломались куда серьезнее», — написал в соцсетях один из очевидцев, сообщает RenTV.
Министерство внутренних дел Грузии начало расследование по факту происшествия.
Подъемник расположен вдоль «черной» трассы
Мы связались с Александрой — девушка третий сезон занимается организацией отдыха белорусских туристов в горнолыжном комплексе Гудаури.
— Меня, к счастью, там не было, я спускалась с другого склона домой, когда увидела машины скорой помощи.
Очень много пострадавших. Канатка начала крутиться в другую сторону на очень большой скорости. К счастью, среди моих знакомых и белорусов пострадавших нет, хотя их очень много. Мы катались на другом склоне. Но руководство курорта пока очень сдержанно оценивает масштабы случившегося. Они как будто замалчивают.
Сейчас мы проезжали мимо — очень много скорых. В основном у людей переломы. Вертолет с тяжелыми пострадавшими полетел в сторону Тбилиси.
Курорт продолжает работать, что удивительно!
Трасса, на которой случилась трагедия, — «черная» (самый высокий уровень сложности). Сегодня подъемник только запустили, он несколько дней не работал до этого. То ли он был сломан, то ли не работал из-за высокой вероятности схода лавины по трассе.
Вообще, Гудаури считался относительно безопасным курортом. В этом сезоне был открыт новый парк, построенный французами. Здесь много трасс для райдеров разного уровня мастерства.
«Силичи»: на случай отключения электричества срабатывают две системы тормозов
— На наших подъемниках стоит двойная защита от таких случаев, — рассказал Рафал Загорский, начальник отдела пассажирских подвесных канатных дорог и подготовки горнолыжных трасс комплекса «Силичи». — По физике да, под силой тяжести пассажиров канатная дорога катится вниз. Чтобы избежать этого, существуют рабочие и аварийные тормоза — они блокируют трос и останавливают дорогу. Тормоза автоматически срабатывают, как только пропадает электричество. Как ручник на автомобиле — сработал и держит.
Такая система должна была стоять и в Гудаури. Значит, там было что-то неисправно.
— А у вас была аварийная сработка тормозов?
— Конечно, такое случается, и не раз. Пропадало электричество, дорога стопорилась, мы снимали пассажиров в аварийном режиме.
Авария на фуникулере: застрявшие россияне повторят покорение Ай-Петри
10 часов экстренным службам пришлось работать в Ялте, где остановилась канатная дорога «Мисхор — Ай-Петри». На высоте застряли 75 туристов. Людей эвакуировали, а канатную дорогу закрыли, пока не выяснится причина сбоя.
В безвыходной ситуации, а фактически в западне, люди оказались за несколько часов до захода солнца. Поэтому спасателям пришлось действовать быстро. В общей сложности в воздухе остановились два вагончика. Один — на высоте 50 метров, другой еще выше – более 150 метров отделяло туристов от земли.
— Граждане какой страны? – интересуется спасатель.
«Все россияне!» – отвечают пассажиры застрявших вагончиков канатки.
Заблокированными всего оказалось 75 человек. Несколько часов сотрудники крупнейшей на Украине канатной дороги еще пытались вновь запустить механизм. Однако когда стало понятно, что попытки ни к чему не приведут, приняли решения эвакуировать людей с помощью тросов.
Для этого первым делом спустили все вещи туристов, а наверх отправили несколько литров питьевой воды. Под палящим крымским солнцем температура внутри вагончиков была выше сорока градусов. Первые спасенные на земле оказываются спустя только 4 часа.
Первой на землю спустили девушку.
Работа осложнялась тем, что к вечеру у подножия горы Ай-Петри поднялся ветер. Поэтому на спуск одного человека с высоты 50-этажного дома уходило не менее 10 минут. Только оказавшись на земле, туристы делятся впечатлениями о затянувшейся поездке.
«Внезапно возникла какая-то дрожь и вибрация. Потом кабинка остановилась и резко болтанула. А потом мы немножко повисели», — рассказала туристка из России Нина Владимировна.
«Было, естественно, страшно. Страшно, что неожиданно. Если бы мы знали об исходе событий, можно было бы не так волноваться», — говорит после спасения Мария Вершинина.
«Одна женщина обратилась за помощью с давлением. У нее в стрессовой ситуации поднялось давление. А так все в норме. Больше никто не обращался», — отмечает врач.
Для того, чтобы спасательная операция не остановилась с наступлением ночи, зависшие кабинки и участок леса, куда спускали туристов, осветили прожекторами.
«Около 40 человек задействованы в спасательной операции. Сейчас темнеет. По решению мэра Ялты были задействованы силы внутренних войск в количестве 20 человек. Им раздали фонари, потому что люди сейчас эвакуируются. Будет организован живой коридор, люди будут освещать пути эвакуации – это скалы, это высоты», — пояснил начальник главного управления МЧС Украины в Крыму Сергей Шахов.
Последний турист оказался на земле во втором часу ночи. Всех накормили горячим обедом. После медицинского осмотра врачи решили никого не госпитализировать.
На самой канатной дороге с рассветом свою работу начала специально созданная техническая комиссия. До выяснения причин аварии работа канатной дороги возобновлена не будет. Впрочем, туристы все-таки намерены в будущем повторить подъём на гору. Половина из тех, кого спасли, уже купили билеты.
Как не потерять ребенка на склоне?
Сотовый берёт везде, но в разных местах разные операторы %)
Мегафон будет универсальнее всего, наверное.
1. Детские часы с трекером определяют местоположение по вышкам сотовой связи, точность определения очень относительная.
2. Возможно установить на телефон приложение которое будет определять местоположение именно по GPS и высылать координаты, но тут есть два минуса: телефон на морозе может быстро разрядиться и в районе Газпром Лаура работают глушилки, которые блокируют работу GPS.
3. Радиостанции плюс заранее оговоренные контрольные точки, например верхняя точка какого-либо подъемника. Из-за сложности рельефа связь по радиостанциям не всегда в наличии.
Популярное сообщение!
Договоритесь с ребёнком о том,что он должен останавливаться на развилках и ждать вас.
Популярное сообщение!
как уже сказали- срации лучше всго с тангеткой. У китайцев недорого,или возьмите у друзей. Можно и примитивные уокитоки копеечные-пойдёт в пределах пару км.
В крайнем случае, объясните ребёнку чтобы он подходил к работникам курорта и жаловался что потерялся. По громкой связи курорта быстро найдётесь. Да и охрана за детьми строго следит-остановит спросит где родители. Правда это уже на станциях посадки высадки.
Срации лучший вариант. Телефон тоже везде там работает.
Популярное сообщение!
1. Рации с тангентой в ухе и кнопкой на воротнике. Baofeng UV82 в большом внутреннем кармане куртки вообще не мешает, хоть антенна и почти до шеи ему. На мощности в 5 Вт бьет на весь склон в розе.
2. Мобильник в кармане.
4. Ребенок проинструктирован, что в случае форсмажора, обращаться к сотрудникам курорта.
4. Ребенок проинструктирован, что в случае форсмажора, обращаться к сотрудникам курорта.
Сотрудники курорта сразу остановят для выяснения ребёнка, если он один. Потом по громкой связи объявят о потеряшке.
Мелкий примерно в таком же возрасте несколько раз спускался с Карусели в КП вдвоем с бабушкой, которая его догнать не могла.
Просто ждал её при каждой потере визуального контакта. Был дополнительно проинструктирован и прошел полевые учения со сдачей зачета на предмет выбора безопасных точек остановки.
Вариант «уехал и потерялся» не допускался в принципе.
Впрочем карточку с номерами телефонов имел в кармане, как обычно.
В целом вопрос дисциплины на тот момент так остро не стоял. На сборы он один уже к этому моменту ездил.