что делать если заставляют делать прививку в школе
Когда заставляют вакцинироваться от гриппа
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 35 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Отсутствие профилактических прививок влечет, помимо иных ограничений, также отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями (ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998 года № 157-ФЗ).
Нормативно-правовым актом, устанавливающим сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок, является Национальный календарь профилактических прививок, в который включены в том числе и прививки против гриппа.
Есть ряд случаев, при которых вакцинация является обязательной:
• для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, определен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. В него в 2014 году были включены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
В 2013 году Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел жалобу гражданки Гунтаишвили В. З. на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и проверил нормы данного закона на соответствие Конституции Российской Федерации.
В определении от 21.11.2013 г. № 1867-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию, согласно которой установление правила о правовых последствиях отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
В силу ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения его от работы. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная работнику не начисляется.
Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников, что закреплено в ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании».
Отстранение педагогов — это дополнительные противоэпидемические мероприятия, направленные на прерывание эпидемиологического процесса в учреждении для несовершеннолетних детей.
Обязательность вакцинации может быть также закреплена и во внутренних документах любой организации, например в правилах внутреннего распорядка и в таком случае работодатель будет вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие прививок (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).
Работодатель же за отсутствие у сотрудников обязательных прививок может быть привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает максимальное наказание в виде штрафа в размере 500 тыс. руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Поэтому, работодателю крайне важно оформить правильно как извещение сотрудников о добровольной и обязательной вакцинации, а также правильно оформить отстранение сотрудника от работы.
Извещение о вакцинации должно быть оформлено в письменном виде, допускается составить его в произвольной форме и ознакомить каждого сотрудника организации.
Поскольку вакцинация является одним из видов медицинских вмешательств (п. 5 ст. 2 Закона № 323-ФЗ, ст. 1 Закона № 157-ФЗ), то проводить ее возможно только с письменного согласия работников (п. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ).
Отказ от вакцинации также в обязательном порядке оформляется в письменной форме (ч. 7 ст. 20 Закона N 323-ФЗ, п. 3 ст. 5 Закона № 157-ФЗ).
Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (п. 3 ст. 11 Закона № 157-ФЗ, таблица 1 «Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок» МУ 3.3.1.1095-02 «3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания», утвержденных Главным государственным санитарным врачом 09.01.2002).
В случае наличия у сотрудника подтверждённого отвода к проведению вакцинации по состоянию здоровья, работодателем должен быть издан приказ об отстранении сотрудника от работы на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, но с учетом положений ч. 2 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Таким образом, граждане, работающие в образовательных учреждениях обязаны проходить ежегодную вакцинацию от гриппа, чтобы быть допущены к исполнению своих трудовых обязанностей.
Также, сотрудники образовательных учреждений имеют право отказаться от проведения вакцинации исходя из личных убеждений, либо по состоянию здоровья.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой:
— Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22.11.2012 по делу № 33-5976/2012;
— Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 01.03.2017 по делу № 2-78/2017;
— Решение Урайского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.03.2019 по делу № 2-181/2019.
Должны ли учителя делать прививки? 10 вопросов о профессиональной вакцинации
Что такое прививка?
Обратимся к Федеральному закону от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; абз. 3, ст. 1: «профилактические прививки — введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням».
Здесь же читаем, что к иммунобиологическим лекарственным препаратам для иммунопрофилактики относятся «вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням».
При чём тут учителя?
В Постановлении Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» находим пункт 12. Он гласит, что к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО проведения профилактических прививок, относятся «работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Итак, понимаем, что вакцинация преподавателей определена законом.
Кто делает прививки?
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» видим перечень органов власти, уполномоченных осуществлять иммунопрофилактику и санитарно-эпидемиологический надзор. К таким организациям относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав) и подведомственные ему учреждения. Иммунопрофилактика обеспечивается Минздравом в рамках национального календаря профилактических прививок.
От каких болезней вакцинируют учителей?
Ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определяет перечень болезней, против которых делают прививки. Таким образом, «Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа».
Когда проводят вакцинацию?
Абз. 2 ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» указывает на то, что «Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Существует Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Этот приказ определяет перечень прививок, порядок их проведения и сроки вакцинации. Под особыми значками есть пометки для вакцин, которые следует выполнять несколько раз в согласии с указанным интервалом. Так, например, определяется, что раз в 10 лет проводится ревакцинация от дифтерии и столбняка; а прививка от гриппа делается за один раз, но каждый год. Существуют также особые указания в зависимости от возраста работника и наличии/отсутствии первой вакцинации (при надобности ревакцинации). Например, прививка от кори делается работникам образования в возрасте младше 35 лет в случае, если они не переболели корью, не были ранее привиты или не имеют об этом сведений. А также выполняется ревакцинация против кори сотрудникам до 55 лет (включительно), в случае, если они не болели корью, не прививались, прививались однократно либо не имеют сведений о прививках против кори.
Зачем делать прививки?
Согласно п. 4 Приложения № 1 по вышеуказанному Приказу: «Перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 — ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 5 лица, которым должны проводиться прививки, должны быть предварительно осмотрены врачом (фельдшером).
Можно ли отказаться от прививки?
Требования ст. 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяют возможность отказа преподавателя от вакцинации (в письменной форме); обязательные разъяснения последствий отказа от прививки медицинскими работниками; основания «принудительных» прививок.
Абз. 8 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также допускает отказ от прививки.
Следовательно, преподаватель в соответствии с законами РФ в праве отказаться от вакцинации.
Есть ли последствия отказа от вакцинации?
Согласно ст. 6.3 Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ руководитель образовательного учреждения несёт ответственность за нарушение закона в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
А если есть медицинские противопоказания?
Естестественно, если у преподавателя есть медицинские противопоказания к прививке, педагог может отказаться от неё без опасения за свою работу. Не все противопоказания являются основаниями для отказа от прививки, поэтому каждому преподавателю, находящемуся в подобной ситуации, следует обратиться к соответствующему закону.
Перечень медицинских противопоказаний установлен «МУ 3.3.1.1095-02. 3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002).
Медицинскими противопоказаниями для всех типов прививок являются сильная реакция (наличие температуры выше 40 °С, в месте введения вакцины — отек и гиперемия свыше 8 см в диаметре) или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение.
Некоторые противопоказания являются временными. К таким, например, относятся острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний.
Так как определено, что одним из оснований к противопоказанию является «сильная реакция или поствакцинальное осложнение на ПРЕДЫДУЩЕЕ введение», это самая реакция на предыдущую вакцинацию должна быть отражена в документах (амбулаторная карта пациента). Если преподаватель во время отказа от прививки укажет причину — «осложнение при предыдущем введении прививки», но впоследствии выяснится, что это ложные сведения, к педагогу может быть применена ответственность в соответствии с действующим законодательством (выговор, увольнение и т.д.).
Таким образом, при необоснованном отказе работодатель имеет право отстранить работника от работы без сохранения заработной платы.
Подытожим: всё же должны ли учителя делать прививки?
Мы рассмотрели ответы, пожалуй, на все возможные вопросы о вакцинации педагогов. И если люди некоторых других профессий вольны рассматривать своё участие в вакцинации с точки зрения медицины, то работники образования вынуждены обращаться к юридической стороне вопроса.
Относясь к перечню профессий, подлежащих обязательной вакцинации, преподаватели обязаны делать прививки. Избежать их могут лишь работники, имеющие медицинские противопоказания к вакцинации.
Имеют ли в школе право делать детям прививки без согласия родителей?
1. Можно ли делать ремонт в комнате, в которой проживает ребенок, используя средства материнского (семейного) капитала?
Направления расходования средств материнского (семейного) капитала перечислены в части 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Это:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин;
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.
Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким указанным направлениям.
В соответствии со статьей 10 этого закона улучшение жилищных условий за счет средств материнского капитала означает приобретение (строительство) жилья посредством совершения сделок и участия в обязательствах с третьими лицами, а также строительство, реконструкцию своими силами, без привлечения других лиц. Как видите, ремонт в числе направлений улучшения жилищных условий не указан, следовательно, потратить деньги на его проведение не представляется возможным.
2. Имеют ли право школьные медицинские работники делать детям прививки без согласия родителей?
Нет, не имеют. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане имеют право на отказ от профилактических прививок. Частью 2 установлено, что профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на медицинское вмешательство. При этом за несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет согласие дает родитель или законный представитель (опекун, приемный родитель). Отказ от прививки должен быть оформлен в письменном виде (часть 3 статьи 11).
Родители ребенка могут и сами отказаться от всех или части прививок. Министерством здравоохранения и социального развития РФ утвержден рекомендуемый образец отказа от проведения профилактических прививок детям (приказ от 26.01.2009 № 19н).
3. Имеет ли право участковый врач детской поликлиники отказывать в оформлении рецепта на дополнительное детское питание в связи с тем, что ребенок наблюдается в частном медицинском центре?
Если помимо полиса ДМС, по которому Ваш ребенок обслуживается в частном медицинском центре, он имеет и полис ОМС и прикреплен к районной поликлинике, проблем с получением рецептов на детское питание возникнуть не должно.
Об отказе от обязательных прививок с точки зрения права
Международные акты
Есть три международных акта, прямо регулирующих вопросы медицинского вмешательства, в том числе прививок:
1) Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS N 164). Заключена в г. Овьедо 04.04.1997 (есть в СПС Консультант Плюс).
Согласно ст. 5 «Общее правило» этой Конвенции «медицинское вмешательство может осуществляться лишь после того, как соответствующее лицо даст на это свое добровольное письменное согласие. Это лицо заранее получает соответствующую информацию о цели и характере вмешательства, а также о его последствиях и рисках. Это лицо может в любой момент беспрепятственно отозвать свое согласие».
Однако Россия в данной Конвенции не участвует.
2) Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека от 19.10.2005. Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО (https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000146180_rus).
Согласно преамбуле данной Декларации, она определяет всеобщие принципы на основе общих этических ценностей.
В соответствии с п. 1 ст. 6 «Согласие» этой Декларации «любое медицинское вмешательство в профилактических, диагностических или терапевтических целях должно осуществляться только с предварительного, свободного и информированного согласия соответствующего лица на основе надлежащей информации. Согласие в соответствующих случаях должно быть явно выраженным и может быть отозвано соответствующим лицом в любое время и по любой причине без негативных последствий или ущерба».
На основании п. 1 ст. 22 «Роль государств» Декларации «государствам следует принимать все надлежащие меры законодательного, административного или иного характера для реализации принципов, изложенных в настоящей Декларации, в соответствии с международными нормами в области прав человека».
В ст. 27 Декларации «Ограничение действия принципов» говорится: «В случае необходимости ограничения применения принципов настоящей Декларации это следует делать на основании законов, в том числе законов, принятых в интересах обеспечения общественной безопасности, расследования и выявления уголовных правонарушений и преследования за них, охраны общественного здоровья или защиты прав и свобод других лиц. Любые такие законы должны соответствовать международным нормам в области прав человека».
В ст. 28 Декларации «Недопущение действий, ущемляющих права человека, основные свободы и человеческое достоинство» закрепляется: «Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как дающее тому или иному государству, группе или отдельному лицу какие-либо основания заниматься любой деятельностью или совершать любые действия, ущемляющие права человека, основные свободы и человеческое достоинство».
Названная Декларация не является международным договором, но выражает общепризнанные принципы международного права.
3) п.п. 7.3.1 и 7.3.2 Резолюции № 2361 (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) « Вакцины против Covid-19: этические, юридические и практические аспекты ». Текст принят Ассамблеей 27 января 2021 г. (русский текст есть в интернете).
Согласно этим пунктам Ассамблея настоятельно призывает государства-члены и Европейский союз:
— обеспечить, чтобы граждане были проинформированы о том, что вакцинация не является обязательной и что никто не подвергается политическому, социальному или иному давлению с целью сделать себя вакцинацией, если они не хотят делать это сами;
— гарантировать, что никто не подвергнется дискриминации за то, что он не был вакцинирован, из-за возможных рисков для здоровья или нежелания пройти вакцинацию.
Россия является членом Совета Европы.
Прививки подпадают по понятие медицинского вмешательства, исходя из определения, содержащегося в п/п 5 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Конституционное регулирование
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
На основании ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Это может относиться и к тем правам и свободам, которые закреплены в конвенциях, в которых Россия не участвует.
Имеет значение и ч. 2. ст. 21 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Особенно это становится важным в тех случаях, когда испытания вакцины до конца не проведены.
Исходя из этого, а также с учетом того, что все нормы права должны толковаться с учетом правовых принципов, даже обязательная вакцинация, в том числе для определенных категорий работников, не может умалять право на отказ от этой вакцинации (т. е. полностью ликвидировать это право). А уж тем более вакцинация не может быть принудительной.
Не случайно, в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» закреплено (без каких-либо оговорок), что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок (по любым, не только медицинским, основаниям). Данное положение является специальным по отношению к ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и должно применяться всегда, когда гражданин может понимать значение своих действий и самостоятельно выразить свою волю.
Последствия отказа от обязательных прививок
Из вышеизложенного также следует сделать еще один важный вывод, что отказ от вакцинации не может являться правонарушением, поскольку это реализация общепризнанного права. Соответственно вакцинация не может обеспечиваться применением юридической ответственности (всегда реакция на факт противоправного поведения), а уж тем более мерами ответственности (дополнительные неблагоприятные последствия в качестве наказания, к которым, в частности, относится уголовная и административная ответственность).
Как следствие, обязательная вакцинация может обеспечиваться только профилактическими мерами (т. е. мерами применение которых не связано с правонарушением, а направлено на нераспространение инфекции), которые при этом, как было сказано, выше не могут умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Поэтому, даже если прививки носят профилактический характер, право на отказ от них сохраняется.
В Конституции РФ прямо закреплено:
— каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст.27);
— каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);
— каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41);
— каждый имеет право на образование (ч. 1 ст. 43).
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать два момента:
1) при ограничении прав должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, мы опять приходим к выводу, что обязательность прививок не может ликвидировать право на отказ о них и другие конституционные права.
В связи с этим полностью ликвидировать право на отказ от прививки, а равно и другие конституционные права, нельзя. Могут быть установлены только дополнительные условия для реализации этих прав, например, предоставление подтверждения отсутствия болезни, применение индивидуальных мер защиты и др.;
2) Конституцией РФ установлен уровень правового регулирования для ограничений прав (федеральным законом). Изменение уровня регулирования означает делегирование. Делегирование в отношении ограничения прав производиться не может. Например, Конституционный Суд РФ по этому поводу отмечал: «Делегирование федеральным законодателем полномочий… само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, если оно основано на конституционных принципах разделения властей и недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина актами ниже уровня федерального закона» (см. п. 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П).
Тем самым делегировать ограничение общепризнанных и конституционных прав и свобод на уровень ниже федерального закона нельзя.
Однако уже есть постановление Конституционного Суда РФ, которым ограничение права на передвижение, введенное руководителем субъекта РФ, признано конституционным (Постановление от 25.12.2020 N 49-П). Но следует обратить внимание, что это сделано, поскольку «вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве» (п. 1 резолютивной части). Остается надеяться, что по другим вопросам Конституционный Суд не будет, учитывая «объективную необходимость оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пересматривать свои собственные правовые позиции, а также вспомнит не только про полномочия губернаторов в федеральном законодательстве, которое должно соответствовать Конституции РФ, но и про конституционные права других субъектов.
С учетом этих выводов должны оцениваться последствия, которые предусмотрены не только подзаконными актами и актами субъектов РФ, но и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которой отсутствие профилактических прививок влечет:
— запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
— временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
— отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Первая мера вполне правомерна, поскольку в межгосударственных отношениях абсолютная свобода перемещения не действует.
Две другие меры, по мнению автора, неконституционны, поскольку полностью умаляют указанные выше конституционные права, а при отстранении от работы потеря заработной платы является дополнительным наказанием. Полная ликвидация права не может называться ограничением и соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности).
Правда, ограничения могут носить временный характер. В связи с этим нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ: «Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П).
Таким образом, при отказе от прививок работниками, для которых они обязательны, в качестве профилактических мер помимо уже упомянутых могут применяться перевод на дистанционную работу (глава 49.1 Трудового кодекса РФ), изменение трудового договора (глава 12 Трудового кодекса РФ). Меры, подпадающие под понятие юридическая ответственность, применяться не могут.