что делать если заболел коронавирусом в поездке
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
РЕКОМЕНДАЦИИ РОССИЙСКИМ ТУРИСТАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ В ЗА РУБЕЖ, ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
РЕКОМЕНДАЦИИ РОССИЙСКИМ ТУРИСТАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ В ЗА РУБЕЖ, ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
В целях профилактики случаев заболеваний, вызванных новым коронавирусом, российским туристам, выезжающим в за рубеж, необходимо:
— при планировании поездок уточнять эпидемиологическую ситуацию;
— не посещать рынки, где продаются животные, морепродукты;
— употреблять только термически обработанную пищу, бутилированную воду;
— не посещать зоопарки, культурно-массовые мероприятия с привлечением животных;
— использовать средства защиты органов дыхания (маски);
— мыть руки после посещения мест массового скопления людей, перед и после приема пищи;
— при первых признаках заболевания, обращаться за медицинской помощью в лечебные организации, не допускать самолечения;
— при обращении за медицинской помощью на территории Российской Федерации информировать медицинский персонал о времени и месте пребывания в странах с неблагополучной эпидемиологической обстановкой.
ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА
Как защититься от коронавируса 2019-nCoV
Известно, что на 28.01.2020 уже 6057 человек инфицированы и зарегистрировано не менее 130 смертей.
Большая часть случаев заболеваний зафиксированы в Китае, но на 29.01.2020 подтверждены завозные случаи заболевания более чем в 15 странах, включая Францию, Германию, Австралию и США. Вторичного распространения инфекции в этих странах не отмечается.Что такое коронавирусы?
Коронавирусы — это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но в некоторых случаях могут передаваться человеку. Обычно заболевания, вызванные коронавирусами, протекают в лёгкой форме, не вызывая тяжёлой симптоматики. Однако, бывают и тяжёлые формы, такие как ближневосточный респираторный синдром (Mers) и тяжёлый острый респираторный синдром (Sars).
Каковы симптомы заболевания, вызванного новым коронавирусом?
Кашель и / или боль в горле
Симптомы во многом сходны со многими респираторными заболеваниями, часто имитируют обычную простуду, могут походить на грипп.
Если у вас есть аналогичные симптомы, подумайте о следующем:
Вы посещали в последние две недели в зоны повышенного риска (Китай и прилегающие регионы)?
Вы были в контакте с кем-то, кто посещал в последние две недели в зоны повышенного риска (Китай и прилегающие регионы)?
Если ответ на эти вопросы положителен- к симптомам следует отнестись максимально внимательно.
Как передаётся коронавирус?
Как и другие респираторные вирусы, коронавирус распространяется через капли, которые образуются, когда инфицированный человек кашляет или чихает. Кроме того, он может распространяться, когда кто-то касается любой загрязнённой поверхности, например дверной ручки. Люди заражаются, когда они касаются загрязнёнными руками рта, носа или глаз.
Изначально, вспышка произошла от животных,предположительно,
источником стал рынок морепродуктов в Ухани, где шла активная торговля не только рыбой, но и такими животными, как сурки, змеи и летучие мыши.
Как защитить себя от заражения коронавирусом?
Самое важное, что можно сделать, чтобы защитить себя, — это поддерживать чистоту рук и поверхностей.
Держите руки в чистоте, часто мойте их водой с мылом или используйте дезинфицирующее средство. Также старайтесь не касаться рта, носа или глаз немытыми руками (обычно такие прикосновения неосознанно свершаются нами в среднем 15 раз в час).
Носите с собой дезинфицирующее средство для рук, чтобы в любой обстановке вы могли очистить руки.
Всегда мойте руки перед едой.
Будьте особенно осторожны, когда находитесь в людных местах, аэропортах и других системах общественного транспорта. Максимально сократите прикосновения к находящимся в таких местах поверхностям и предметам, и не касайтесь лица.
Носите с собой одноразовые салфетки и всегда прикрывайте нос и рот, когда вы кашляете или чихаете, и обязательно утилизируйте их после использования.
Не ешьте еду (орешки, чипсы, печенье и другие снеки) из общих упаковок или посуды, если другие люди погружали в них свои пальцы.
Избегайте приветственных рукопожатий и поцелуев в щеку.
На работе- регулярно очищайте поверхности и устройства, к которым вы прикасаетесь (клавиатура компьютера, панели оргтехники общего использования, экран смартфона, пульты, дверные ручки и поручни).
1. Аккуратно закройте нос и рот маской и закрепите её, чтобы уменьшить зазор между лицом и маской.
2. Не прикасайтесь к маске во время использования. После прикосновения к использованной маске, например, чтобы снять её, вымойте руки.
3. После того, как маска станет влажной или загрязнённой, наденьте новую чистую и сухую маску.
4. Не используйте повторно одноразовые маски. Их следует выбрасывать после каждого использования и утилизировать сразу после снятия.
Что можно сделать дома.
Расскажите детям о профилактике коронавируса.
Дети и подростки больше других рискуют заразиться, они часто близко взаимодействуют друг с другом и не являются эталоном в поддержании чистоты. Объясните детям, как распространяются микробы, и почему важна хорошая гигиена рук и лица.
Убедитесь, что у каждого в семье есть своё полотенце, напомните, что нельзя делиться зубными щётками и другими предметами личной гигиены. Часто проветривайте помещение.
Можно ли вылечить новый коронавирус?
На сегодняшний день большинство заболевших людей выздоравливают. Необходимо обращаться за медицинской помощью.
Врач госпитализирует по показаниям и назначит лечение. Не существует специфического противовирусного препарата от нового коронавируса- так же, как нет специфического лечения от большинства других респираторных вирусов, вызывающих простудные заболевания. Но есть схемы лечения и препараты, которые помогают выздороветь. Самым опасным осложнением является вирусная пневмония. Чтобы вовремя начать лечение нужно своевременно обратиться за медицинской помощью.
Кто в группе риска?
Люди всех возрастов рискуют заразиться вирусом. В заявлении комиссии по здравоохранению Ухани говорится, что в основном заболели люди старше 50-ти лет.
Есть ли вакцина для нового коронавируса?
В настоящее время такой вакцины нет, однако, в ряде стран уже начаты её разработки.
В чем разница между коронавирусом и вирусом гриппа?
Использование одноразовой медицинской маски предотвращает попадание в организм здорового человека капель респираторных выделений, которые могут содержать вирусы, через нос и рот. Надевайте маску, когда ухаживаете за членом семьи с симптомами вирусного респираторного заболевания. Если вы больны, или у вас симптомы вирусного респираторного заболевания, наденьте маску перед тем, как приближаться к другим людям.
Если у вас симптомы вирусного респираторного заболевания и вам необходимо обратиться к врачу, заблаговременно наденьте маску, чтобы защитить окружающих в зоне ожидания. Носите маску, когда находитесь в людных местах.
Используйте маску однократно, повторное использование маски недопустимо. Меняйте маску каждые 2-3 часа или чаще.
Если маска увлажнилась, её следует заменить на новую. После использования маски, выбросьте её и вымойте руки.
Что делать туристу, если коронавирус настиг за границей?
Мнение страховщика
23 июня информагентства распространили цитату главы оперштаба РФ Татьяны Голиковой о том, что россияне, выезжающие на отдых в другие страны в условиях неспокойной эпидемиологической обстановки, делают это под личную ответственность. Корреспондент TourDom.ru обратилась к страховщику за разъяснением, что изменилось в порядке оказания медицинской помощи тем, кому не повезло заболеть коронавирусом за границей.
Юлия Алчеева, исполнительный директор ERV, рассказала корреспонденту TourDom.ru: «Произойдет то же самое, что происходило бы, если будет травма или заболевание в острой форме, – протоколы абсолютно одинаковые. Нужно обратиться либо в медицинское учреждение, либо в сервисный центр – в зависимости от ситуации. Если неотложная помощь, то в сервисный центр, номер которого указан в полисе, если экстренная – вызвать скорую помощь самостоятельно или с любой помощью третьих лиц. Координатор сервисного центра укажет адрес медучреждения, которое окажет квалифицированную медицинскую помощь. Единственная разница – тем, у кого коронавирус, дополнительно назначаются карантинные меры».
По словам Алчеевой, с 2020 года протоколы, действующие в ситуации с выявлением нового случая заражения, не менялись. В каждой зарубежной стране есть требования к изоляции гостей.
«В Эмиратах это в большинстве своем отдельный отель. То есть у человека выявили коронавирус и в другой отель перевезли. На Кубе тоже под изоляцию используют отдельные отели-обсерваторы. А в Турции иначе – на той же территории обычно выделяют корпус под карантин. Всё зависит от инфраструктуры каждой конкретной страны, региона и отеля», – говорит исполнительный директор ERV.
Логика во всех случаях будет одинаковой.
В зависимости от самочувствия он либо остается на карантине, сдает повторный ПЦР-тест и по его результатам либо продолжает отдыхать, либо по-прежнему изолируется.
Если у туриста симптомы, которые требуют лечения в стационаре, его как обычного пациента забирают в больницу и там лечат. Расходы на лечение и транспортировку покрываются страховкой.
В прошлом году, по словам Алчеевой, было мало случаев заболевания, требующих лечения в медучреждении. В основном это положительные тесты с бессимптомным течением болезни либо легкое недомогание, которое тоже не нуждается в госпитализации.
Обсервация туриста в основном происходит за счет государства, в котором он находится. Если на территории отеля есть отдельный корпус, свой изолятор – это бесплатно. Так, в Турции за изоляцию не требуют оплаты. В ОАЭ можно попасть в платное учреждение. Такая же ситуация на Мальдивах.
Обычно страховка не покрывает обсервацию, но в отдельных страховых компаниях предусмотрена компенсация в особых случаях, отметила Алчеева. Например, если необходимо оплатить обратный билет на нужную дату, а также компенсировать расходы за время пребывания на территории другого государства сверх запланированного в рамках лимита, предусмотренного страховкой.
В свою очередь, гендиректор туроператора «АРТ-ТУР» Дмитрий Арутюнов рассказал, что авиакомпания Emirates страхует своих пассажиров на весь срок пребывания за рубежом таким образом, что туристы не платят ни за лечение, ни за обсервацию.
В беседе с корреспондентом TourDom.ru он поделился опытом туристов, отдыхавших в ОАЭ:
«По прилете в аэропорту Дубая делается бесплатный тест ПЦР. Было несколько случаев, что тесты положительные. Есть специально назначенные отели, куда туристов помещают на обсервацию, если нет симптоматики ковида. Например, Holiday Inn. На следующий день или через день сдаются еще тесты, чтобы понять, не ложный ли был первый результат. Еще один популярный вариант размещения в Эмиратах – это вилла. Тогда человек в случае положительного теста остается на изоляции на этой вилле».
По словам Арутюнова, на еще одном популярном среди российских туристов направлении – Мальдивах – в каждом отеле есть определенное количество изолированных от остальных отдыхающих номеров для заразившихся коронавирусом.
Кроме того, если гость отеля вдруг заболел, туроператор постарается аннулировать бронирование без потерь для клиента.
«Гостиницы, как правило, не отказывают сделать возврат оплаченной брони», – подытожил гендиректор «АРТ-ТУР».
Ранее мы рассказывали об условиях въезда и санитарного протокола для тех, кто собирается в отпуск в Турцию, Болгарию или на Кипр.
Что важно знать при заражении COVID-19 на отдыхе за границей. Инструкция
Число туристов, которые с августа прошлого года, когда Россия возобновила авиасообщение с другими странами, обратились в страховые компании в связи с заражением на отдыхе коронавирусной инфекцией, исчисляется несколькими сотнями, выяснил РБК.
С августа по декабрь 2020 года в «Ингосстрах» поступило около 120 связанных с коронавирусом обращений от находящихся на отдыхе за границей клиентов, сообщил РБК начальник управления урегулирования убытков розничного бизнеса страховщика Максим Максимкин. За прошедшие новогодние праздники «Ингосстрах» зафиксировал 21 подобное обращение. В «АльфаСтраховании» с августа 2020 года по 10 января 2021-го зафиксировали свыше 150 связанных с COVID-19 обращений по полисам страхования путешествующих, из них около 20 пришлось на новогодние праздники, рассказал начальник отдела андеррайтинга и методологии компании Антон Колегов.
Доля в общем количестве заболеваний, а соответственно, и вероятность заболевания COVID-19 при поездках небольшая — в пределах 1%, успокаивает руководитель управления страхования путешествующих Страхового дома ВСК Марина Меликьян. Компания в 2020 году урегулировала 69 обращений по случаям, связанным с коронавирусом, при путешествиях за рубеж. Всего страховщик за этот период зафиксировал около 12,5 тыс. обращений за медицинской помощью по страховке. На 10 тыс. застрахованных приходится всего четыре обращения в связи с коронавирусом, из них 99% — легкие и не требующие госпитализации случаи, констатирует представитель страховой компании ERV, не уточняя абсолютные цифры.
Всего во время пандемии за рубежом отдохнули несколько миллионов соотечественников: одну только Турцию в августе—ноябре посетили, по данным местной статистики, 1,7 млн россиян.
РБК собрал информацию о том, к чему должен быть готов турист, отправляющийся на отдых по пяти наиболее популярным сейчас направлениям: в Турцию, Танзанию, ОАЭ, на Кубу и на Мальдивы.
Сделать тест накануне поездки
Турция и Куба. Путешественники, прибывающие в страну, должны предоставлять результаты отрицательного ПЦР-теста, сделанного за 72 часа до въезда. При поездках в Турцию эту справку нужно предоставлять при регистрации на рейс еще в России.
Мальдивы и ОАЭ. ПЦР-тест с отрицательным результатом должен быть сделан не ранее чем за 96 часов до прибытия в страну. Справка для въезда на Мальдивы должна быть на английском языке. При въезде в ОАЭ принимают результаты тестов, сделанных только в одобренной лаборатории, а справка должна быть на английском или арабском языке и обязательно в распечатанном виде (в электронном виде на мобильном телефоне справки не принимаются). Распечатанную копию справки могут попросить во время регистрации на рейс в России. Дети до 12 лет тест до въезда в ОАЭ могут не сдавать.
Танзания. Справка об отрицательном результате теста на COVID-19 для въезда не требуется.
Если турист перед поездкой приобрел полис со страхованием от невыезда, то положительный результат сделанного до вылета теста на коронавирус признается страховым случаем, напоминают в ERV. За возмещением необходимо обратиться в страховую компанию. У туроператоров при выборе соответствующего тарифа также была предусмотрена возможность при подтвержденном диагнозе COVID-19 вернуть полную стоимость тура или перенести его даты, уточняет представитель «Интуриста» Дарья Домостроева.
Если коронавирус обнаружили уже на отдыхе
Турция
Не забудьте про страховку
Алгоритм действий для туриста, у которого выявили COVID-19, всегда один — он должен сразу связаться с сервисной компанией. Ее номер указан в его страховом полисе, который приобретался при выезде за рубеж.
Сотрудники сервисного центра, исходя из сложившейся ситуации и действующего регламента в стране, помогут организовать лечение, указывают в ERV. Застрахованному проведут диагностику и организуют медицинскую помощь, а также предоставят всю информацию по соблюдению режима самоизоляции, отмечает Колегов из «АльфаСтрахования».
Куба
Мальдивы
Танзания
Турист сам почувствовал симптомы COVID-19 на отдыхе
Страховые компании в этом случае рекомендуют сразу обратиться в сервисный центр, номер которого указан в страховом полисе.
Турист, который почувствовал недомогание на отдыхе, должен незамедлительно сообщить об этом сотрудникам отеля, указано в размещенных на сайте туроператора «Пегас Туристик» правилах посещения Мальдив. До выяснения причины недомогания отдыхающему будет запрещено покидать свой номер. При схожих с COVID-19 симптомах ему назначат тест. Если результат будет отрицательным, турист сможет перемещаться по отелю, но будет обязан носить маску.
Если турист, отдыхающий на Занзибаре, обнаружит симптомы COVID-19 во время сафари, он будет доставлен в ближайшую больницу или клинику, указано на сайте туроператора Coral Travel. При необходимости его могут эвакуировать санитарной авиацией, но за дополнительную плату — уточняется, что каждый турист должен иметь страховой полис, покрывающий случаи COVID-19.
В случае если турист решил пройти тестирование на COVID-19 по собственной инициативе, информировать об этом местные власти не требуется, но при положительном результате медучреждение, где он сдавал тест, передаст эти данные административным органам, говорит Максимкин. При отрицательном результате турист, как правило, может продолжить свой отдых или улететь домой.
Поможет ли страховка при заболевании
Если результат теста отрицательный: страховые компании не признают это страховым случаем. Расходы на тестирование с целью диагностики при отрицательном результате страховой компанией не оплачиваются, предупреждает Максимкин. Это же касается расходов в том случае, если застрахованное лицо, в том числе контактировавшее с заболевшим, попало на карантин, но диагноз COVID-19 у него не подтвердился, указывает Колегов. Но если во время карантина или изоляции у туриста возникнет другое заболевание (пищевое отравление или зубная боль), ему возместят расходы на лечение, обнадеживают в ERV.
Если результат теста положительный: туристу оплатят лечение и транспортные расходы для возвращения домой, например обратный перелет, если он пропустил рейс, но только в пределах застрахованной суммы. Размер страхового покрытия выбирает сам турист, когда приобретает полис (от этого зависит и его стоимость). У ERV, например, при покупке полиса на сайте страховая сумма, предусматривающая затраты на лечение COVID-19, определена как €50–100 тыс. (но следует учитывать, что в случае тяжелого заболевания или, например, при перевозке санитарной авиацией с Занзибара на материк в Танзании сумма €50 тыс. может не покрыть все расходы). У «Согласия» полисы для выезжающих за рубеж покрывают расходы в пределах страховой суммы 30–100 тыс. у.е. (в долларах или евро — по выбору застрахованного), при этом на медицинские расходы непосредственно по COVID-19 установлен лимит (как минимум 5 тыс. у.е.).
Есть случаи, когда отели идут навстречу попавшему на карантин туристу: например, в Турции отели с так называемым сертификатом здоровья берут на себя обязательство оплачивать все расходы, связанные с проживанием и питанием изолируемого.
Формы оплаты счетов различаются: в некоторых случаях турист может столкнуться с необходимостью оплатить счета на месте самостоятельно, а потом по подтверждающим документам получит возмещение от страховой компании. Но в случае если требуется госпитализация или дорогостоящая операция на несколько тысяч долларов, у туриста может не быть такой суммы, поэтому об оплате с больницей договаривается сервисный центр, объясняют в ERV.
Конкретный пример страхового случая
Осенью муж, жена и ребенок, застрахованные в ERV, отправились на отдых в Турцию. 19 октября жена обратилась в сервисный центр с симптомами простуды, ей был проведен тест на COVID-19, который оказался положительным, и было принято решение отправить ее на лечение в больницу.
У мужа и ребенка симптомов не было, но при этом тесты оказались положительными, и они были помещены на изоляцию в номере отеля, где также проходили лечение.
29 октября жена после выздоровления была выписана из больницы и улетела в Россию, при этом муж и ребенок оставались на лечении в номере до 31 октября, пока тесты не показали отрицательные значения. 31 октября они вылетели домой. В данной ситуации ERV оплатила лечение жене, а также обратные авиабилеты для всей семьи, так как свой рейс они пропустили.
Сколько стоит лечение
Подхватившим коронавирус на отдыхе чаще всего не требуется ни активное лечение, ни госпитализация: в 90% случаев при положительном тесте заболевание проходит бессимптомно или со слабо выраженными симптомами, констатирует Меликьян. Но даже в тех случаях, когда лечение не требуется, расходы оказываются, по ее словам, внушительными: сюда входят как минимум три теста, обсервация и обратные билеты, поскольку чаще всего находящийся на карантине турист не успевает улететь в запланированный срок.
Основную долю составляют расходы на обсервацию (проживание в гостинице в течение 10–14 дней в специально отведенных номерах или корпусах) и обратные билеты, стоимость которых в высокий сезон и с учетом сроков покупки в несколько раз выше, чем у тех, которые изначально приобретал турист. В среднем расходы на случай бессимптомного заболевания COVID-19 в Турции, по оценкам ВСК, составляют от 100 тыс. руб., при поездках в ОАЭ — до 200 тыс. руб.
Если отдых стал последним
В Турции во время курортного сезона 2020 года в августе—октябре умерли 11 россиян, у которых на отдыхе был выявлен COVID-19 (всего коронавирус был обнаружен за это время у 326 российских туристов), сообщал в ноябре российский посол в Турции Алексей Ерохов. В октябре страховая компания «Согласие» урегулировала страховой случай в Турции, компенсировав медицинские расходы и организовав посмертную репатриацию россиянина в Уфу. Мужчина 1960 года рождения прилетел на отдых в Анталью из Башкирии и в конце октября скончался из-за COVID-19.
Что делать, если заболел коронавирусом в отпуске
Куда можно поехать
С 1 июня частично открылись наиболее популярные направления внутреннего туризма: поехать в отпуск можно в Краснодарский край, Севастополь, а также в Карелию и Санкт-Петербург. Крым откроется для туристов из других регионов с 1 июля. В некоторых регионах отдых возможен только в санаториях с медицинской лицензией, в других – подобных ограничений нет, остановиться можно, например, на турбазе. При въезде в регион или при заселении в курортное учреждение могут потребовать справку об отсутствии коронавируса.
Меры по приезде
Во многих регионах при въезде у туристов проводят термометрию, берут анализы на коронавирус – при наличии симптомов могут отправить в обсерватор или стационар.
Так, если при въезде в Крым у человека обнаруживают симптомы простуды, его осматривают врачи, берут мазок на коронавирус, а затем госпитализируют в инфекционную больницу, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на интервью главы республики Сергея Аксенова. С 15 июня отменена обязательная обсервация по приезде для жителей других регионов – двухнедельную самоизоляцию придется соблюдать только туристам из других стран, в том числе из Украины.
Обязательная термометрия предстоит въезжающим в Краснодарский край. Обсерваторы будут работать только для приезжающих из-за рубежа. А в Севастополе придется ждать результатов экспресс-анализа, прежде чем покинуть гостиницу.
Если вы заболели во время отдыха
В случае обнаружения симптомов болезни уже в разгар отпуска, помимо вызова «скорой» или звонка по телефону 112, можно обратиться в следующие инстанции, вне зависимости от местонахождения:
— официальный сайт по коронавирусу в РФ и горячая линия – 8 (800) 2000-112;
— официальный сайт Роспотребнадзора и горячие консультационная и справочные линии – 8 (800) 100-0004, 8 (800) 555-49-43. Также на сайте Роспотребнадзора можно найти перечень контактов территориальных ведомств.
Кроме того, доступны телефоны региональных горячих линий по борьбе с коронавирусом, официальные сайты и странички в соцсетях. На последних иногда можно найти актуальную информацию для туристов, почитать об опыте прибывших в регион, заболевших, оперативно связаться с представителями департаментов здравоохранения и прочее.
Севастополь:
Единая горячая линия для консультирования граждан по вопросам профилактики и лечения COVID-19 – 8 (869) 241-77-07.
Телефон департамента здравоохранения г. Севастополя – 8 (869) 254-23-67.
Крым:
Региональная горячая линия по вопросам, связанным с COVID-19 – 8 (800) 506-00-08. Работает ежедневно с 8.00 до 20.00.
Телефон министерства здравоохранения республики Крым – 8 (800) 733-33-34. Для жителей других субъектов РФ – 8 (978) 941-05-83.
Карелия:
Единая горячая линия по информированию граждан в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции – 8 (800) 200-35-05.
Телефон департамента здравоохранения республики Карелия – 8 (800) 201-06-57.
Санкт-Петербург:
Горячая линия по борьбе с коронавирусом – 122 или 8 (812) 246-51-22.
Телефон комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга – 8 (812) 635-55-64.
Краснодарский край:
Единая горячая линия оперативного штаба по борьбе с коронавирусом – 8 (800) 707-07-11.
Телефон министерства здравоохранения Краснодарского края – 8 (800) 200-03-66.