что делать если вас обманули юристы мошенники
Что делать если вам оказали некачественную юридическую помощь?
Граждане, попав в ту или иную жизненную ситуацию, часто прибегают к квалифицированной помощи профессионалов. А уж с необходимостью воспользоваться услугами юриста сталкивался хоть раз в жизни каждый гражданин. Но как же понять, что Вам действительно была оказана качественная помощь? Ведь бывает так, что юрист некачественно оказал услуги. И что делать, если вы наткнулись на юриста, который оказал Вам неквалифицированную помощь? Как наказать мошенников юристов и как вернуть деньги? Все эти вопросы мы рассмотрим в нашем алгоритме борьбы с мошенниками юристами.
Какие услуги можно назвать некачественными?
При обращении за юридической помощью главный вопрос, который возникает: а как понять насколько качественно были оказаны юридические услуги? Ведь для того, чтобы знать, насколько эффективна была оказана услуга юристом, необходимо самому владеть азами юриспруденции. А если владеешь сам, то для чего тогда привлекать профессионального юриста? Да, можно (и даже нужно!) почерпнуть из интернета информацию по интересующей теме, но во всех тонкостях разобраться под силу, пожалуй, только профессионалам.
Рынок предложений в сфере юридических услуг избыточен, и гражданин легко найдёт фирму, где ему с готовностью рапортуют, что сделают всё в лучшем виде и только так, как хочет потенциальный клиент. Вот только договорчик сначала подпишите и акт об оказании услуг заодно на энную сумму, так, на будущее. А потом суперпрофессионалы будут рыть носом землю и вы, самый лучший клиент, получите всё, на что рассчитываете и даже чуточку больше. И воодушевлённый обещаниями гражданин вылетает из конторы, имея на руках подписанные документы, в ожидании всех благ. Однако время проходит, а дело с мёртвой точки не сдвигается, либо движется совсем не в ту сторону, куда обещали эти чудо-юристы. На звонки теперь они отвечают через раз и былой уверенности в скором успешном исходе дела не демонстрируют. И вот тут гражданин и начинает подозревать, что что-то пошло не так. Клиент идёт на консультации к другим юристам, которые говорят, что дело изначально было не такое простое, много неоднозначных нюансов, а сейчас что-либо исправить невозможно (пропущены процессуальные сроки, к примеру, или документы, составленные с грубыми ошибками, уже оценены судом), либо исправить возможно, но сложнее, дольше и дороже. Увы, такое случается с завидной регулярностью. И теперь перед клиентом встаёт новый вопрос: как взыскать, потраченные денежные средства, за оказанные некачественные услуги юристов? И можно ли взыскать компенсацию за испытанные страдания и как-то наказать нерадивых юристов? А теперь давайте рассмотрим, как это можно сделать и на что необходимо ссылаться.
На что распространяется действие закона о защите прав потребителя
Для начала стоит уяснить, что договор оказания юридических услуг между организацией/ индивидуальным предпринимателем как исполнителем и физическим лицом как получателем услуги попадает в сферу влияния Закона о защите прав потребителей. А это значит, что за некачественное оказание услуг с недобросовестного исполнителя может быть взыскана и неустойка, и компенсация морального вреда, и штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя. Закон о защите прав потребителей строго блюдёт интересы граждан. Если вы являетесь индивидуальным предпринимателем, но обратились к юристам за разрешением личных проблем, не связанных с вашей профессиональной деятельностью, то при заключении договора вы являетесь физическим лицом, следовательно на вас распространяется Закон о защите прав потребителя. Главное уметь этим законом грамотно пользоваться. Имейте в виду, что деятельность адвокатов и нотариусов не является предпринимательской, потому положения Закона о защите прав потребителей при спорах с адвокатами и нотариусами не действуют.
Отказ от исполнения договора
Помните, что в соответствии со статьёй 32 Закона о защите прав потребителя вы имеете право в любое время отказаться от исполнения договора оказания услуг, возместив исполнителю фактически понесённые им расходы. Для расторжения договора вам необходимо направить другой стороне уведомление о расторжении договора. Договор считается расторгнутым с момента получения другой стороной уведомления о расторжении. В свою очередь вы должны возместить исполнителю понесённые им затраты. Как понять, что расходы исполнителя обоснованные? Вам следует сверить их с договором и проверить, что эти расходы документально обоснованы. Для этого потребуйте отчёт о проделанной от нанятых юристов, сверьте его с расценками и сроками, указанными в договоре.
В какой суд обращаться?
Иногда встаёт вопрос: как же быть, если договором установлено, что расторжение возможно только в судебном порядке? Тут следует внимательно проанализировать договор на предмет его соответствия действующему законодательству. Иногда недобросовестные юридические фирмы включают те положения, которые ставят потребителя в заведомо проигрышное положение, что в корне противоречит нормам Закона о защите прав потребителя!
Какие же положения ущемляют потребителя? Например, договорная подсудность. Если исполнители устанавливают, что в случае, если сторонам не удалось разрешить свои разногласия по взаимовыгодному соглашению, спор подлежит рассмотрению в определённом суде. И обычно в договоре указывают тот суд, который по тем или иным причинам удобен исполнителю: чаще всего выбирают удобство территориальное, тот суд, который ближе всего к месту нахождения исполнителя. Хотим сразу предупредить: такая конструкция не противоречит законодательству, НО! В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителя иск потребителем может быть предъявлен по выбору истца в суд по месту:
Для того чтобы воспользоваться своим правом потребителя по выбору подсудности, в своём исковом заявлении вам необходимо оспорить условие договора о договорной подсудности. Если в своем исковом заявлении вы не заявите об оспаривании договорной подсудности, то суд, в который вы обратитесь по вашему выбору как потребитель, может вернуть ваше исковое заявление с ссылкой на то, что договором установлен суд, в который вам следует обратиться.
Можно ли обращаться с той же проблемой к другим юристам?
Условие об эксклюзивности также является нарушением прав потребителя. Если недобросовестный юрист укажет в договоре, что вы не имеете право обращаться к другим юристам с тем вопросом, который вы решаете у него, знайте: это нарушение ваших прав. Вы имеете право консультироваться с иными юристами и пользоваться их услугами, даже если у вас подписан договор с юристом.
В том случае, если недобросовестная юридическая фирма отказывается расторгать договор либо требует с вас полной оплаты, предусмотренной договором, также следует обратиться в суд.
Что необходимо сделать до подачи иска в суд
Учтите, что досудебный порядок урегулирования споров по Закону о защите прав потребителя НЕ является обязательным. Вы можете сразу обратиться за разрешением спора в суд, не тратя время на отправку претензий и не ожидая, когда истечёт установленный претензией срок. Однако суды иногда действуют по накатанной и могут отказать в принятии искового заявления, ссылаясь на несоблюдение истцом порядка досудебного урегулирования спора. Имейте в виду, что эта позиция суда незаконна!
Вы можете написать претензию недобросовестному поставщику услуг, можете установить срок, в который ему следует вернуть потраченные вами денежные средства и можете пригрозить судом, в котором помимо уплаченных денег потребуете неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Но повторимся: это ваше право, а не обязанность!
Рассмотрение спора в суде.
Итак, вы дошли до спора в суде. Суд выбран вами в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителя. Имейте в виду, что по закону о защите прав потребителя гражданин не оплачивает госпошлину при подаче искового заявления в суд.
При составлении искового заявления вам необходимо ссылаться на конкретные факты нарушения исполнителем условий договора или законодательства. Также следует грамотно рассчитать неустойку.
Можно ли взыскать неустойку? И что вам положено ещё?
Давайте сразу определим, в каком случае вы можете требовать неустойку с исполнителя:
В вышеперечисленных случаях исполнитель вам обязан возместить неустойку. По общему правилу размер неустойки определяется исходя из цены оказания услуги: как правило, это три процента за каждый день. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки. Имейте в виду, что каждый случай уникален, потому неустойка также высчитывается, исходя из условий конкретного договора.
Какие документы необходимо направить в суд?
К исковому заявлению, помимо расчёта неустойки, вам необходимо приложить копию договора с исполнителем, копии документов, подтверждающих ваши расходы, копию требования о возврате денежных средств (если такое требование было с вашей стороны).
Необходимо направить копию искового заявления со всеми приложениями ответчику заказным письмом. Документы, подтверждающие отправку искового заявления в адрес ответчика, также необходимо приложить при подаче иска в суд.
Теперь дело за судом, который будет рассматривать ваш спор с недобросовестными юристами.
Если юрист не выиграл дело, можно ли получить деньги, потраченные на его услуги?
А как быть, если услуги юрист вам оказал, но вы не получили ожидаемого результата? То есть иск нанятый вами юрист составил, в суды ходил, но суд отказал в удовлетворении ваших требований. Можно ли в этом случае взыскать с исполнителя потраченные на его услуги денежные средства? Ответим: нет. Неполучение ожидаемого результата по договору оказания юридических услуг, не является нарушением законодательства в сфере защиты прав потребителей. Юристы, увы, не боги и иногда даже при очень большом старании и умении правда не всегда на стороне клиента. Либо суд займёт позицию, которая не совпадает с мнением юриста и его клиента. Хотя следует заметить, что когда решение суда для клиента является полной неожиданностью, то встаёт вопрос о компетенции нанятого им юристом. Профессиональные юристы всегда объясняют обратившимся к ним гражданам, что есть за и против, есть слабые места в позиции клиента, что по тем или иным основаниям суд может отказать, приводят примеры из судебной практики. Давать стопроцентную гарантии в успехе дела как минимум некорректно со стороны юристов. К тому же в процессе разбора дела иногда всплывают совершенно неожиданные детали, которые могут быть истолкованы судом не в пользу гражданина. А ведь многие юридические фирмы работают именно по такой схеме: гражданин приходит в контору, где его встречает юрист, который оформляет первичный приём и обещает самые радужные перспективы, лишь гражданин подписал договор. После подписания договора, дело попадает к другом юристу этой фирмы, который и будет заниматься разрешением спора. И вот этот юрист, при изучении документов, понимает, что не всё так однозначно, есть и существенные минусы, которые могут омрачить исход дела. Но клиенту на первичном приёме этого не объяснили и юрист, ведущий дело, попадает в сложную ситуацию: дело не стопроцентно беспроигрышное, но клиент ждёт, значит надо держать марку фирмы. Остерегайтесь таких юридических фирм!
Наш совет: при заключении договора необходимо внимательно вчитывайтесь во все пункты договора, чтобы не искать информацию о том как вернуть деньги от юристов мошенников. Зачастую договоры составляются на оказание информационных услуг, а не представление и защиту интересов потребителей в суде. В результате потребители оказываются наедине со своими проблемами, заплатив немалые деньги недобросовестным юристам. Но если уж вы попали к недобросовестным юристам, не отчаивайтесь и отстаивайте свои права. В сложившейся судебной практике в 80 процентах случаев суды встают на сторону потребителей.
Наступление Мосгорсуда на «юристов-аферистов» и проблема доказывания доброй совести поверенного и исполнителя
Уважаемые коллеги! Изучив имеющуюся практику МГС по делам об отказе потребителей от договоров оказания юридических услуг (достаточно скопировать в поисковую страницу фразу «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время»), наблюдаем «настпуление» судей Мосгорсуда на мошенников-псевдоюристов: апелляция взыскивает плату за оказанные услуги по искам потребиетелей, только пыль столбом стоит. Даже акты оказанных услуг ответчикам не помогают.
Но, как часто бывает в нашей правоприменительной практике, суды пустились в другую крайность: суд оценивает РАЗУМНОСТЬ и соответствие СРЕДНИМ РЫНОЧНЫМ ЦЕНАМ договорной цены оказанных услуг.
Цитата из определения апелляционной инстанции: «Вместе с тем, суд учитывал, что из представленных ответчиком доказательств также следует, что по договору от * стоимостью * руб., ответчиком фактически оказаны услуги лишь по подготовке документов и предъявлению искового заявления в суд, в то время как уплаченная третьему лицу М* И.В. за указанные услуги сумма в размере * руб. явно превышает средние расценки аналогичных юридических услуг. В этой связи суд полагал необходимым уменьшить стоимость оказанных ответчиком в рамках договора от * услуг».
Коллеги, готовьтесь «отбиваться» от исков недовольных клиентов: штампуйте отчеты о средней рыночной стоимости оказанных услуг.
Меня обманул юрист! Что делать?
Меня обманул юрист! Что делать?
К сожалению, такое случается: далеко не все юристы нацелены на помощь. Некоторые думают только о том, как при минимуме усилий получить максимум денег.
С профессиональной точки зрения это провальная стратегия — репутация намного важнее для любого специалиста, чем полученные деньги. Репутация легко портится, и восстановить ее бывает очень сложно, тогда как к профессионалу с хорошей репутацией клиенты приходят сами.
Поговорим о том, что делать, если обманул юрист: к кому обращаться, как действовать, можно ли вернуть потраченные средства.
Как юристы обманывают людей
Способов обмануть очень много, и новые появляются постоянно. Мошенники в большинстве своем — креативные личности, которые вовсю пользуются неграмотностью населения. Сыграть на неграмотности — основной способ провести заказчика.
Остановимся на основных способах обмана. Кстати, подробнее о том, как распознать в представительном с виду адвокате мошенника, рассказывается в статье «Как понять, что юрист — мошенник».
Например: к адвокату обратился человек, которого незаконно уволили. Адвокат согласился вести дело, взял оплату и. исчез. Клиент, полностью доверившись ему, долгое время не бил тревогу, а когда понял, что что-то не так, было уже поздно: сроки подачи жалоб прошли. Фактически, своим бездействием юрист добился того, что даже при обращении к другому специалисту человеку не удалось бы восстановиться на работе.
Сейчас законы ужесточились, действовать мошенникам стало сложнее, поэтому они перебрались в интернет. Создать небольшой сайт-визитку недорого, равно как и запустить продвижение. Дальше механизм аналогичный: набрать больше клиентов и больше денег, а потом просто закрыть сайт. Очень много запросов с «обманул юрист, что делать?» связаны именно с фирмами-однодневками.
Есть и оборотная сторона: ни один юрист не может гарантировать, что точно выиграет дело. Юридический процесс сложен, в нем десятки переменных, которые нестабильны, в нем задействованы другие люди. Поэтому адвокат может только составить прогноз, но никак не «гарантировать 100% решение дела в вашу пользу». Именно такую гарантию хотят получить некоторые клиенты, хотя она незаконна и обманчива.
Лучший способ избежать обмана — обезопасить себя заранее
Рекомендуем с осторожностью относиться к юристам, которые раньше работали в правоохранительных органах, особенно если их оттуда «ушли». Конечно, любой такой специалист будет утверждать, что ему пришлось уйти из-за своей принципиальности, но таких на самом деле — меньше процента.
Адвокат все-таки обманул. Что делать?
Вы можете пожаловаться:
Жалобу будет рассматривать квалификационная комиссия, которая выдаст заключение о поведении специалиста, в том числе о его действиях или бездействии, нарушении профессиональной этики, ненадлежащем исполнении обязанностей. Вы имеете право привлечь в комиссию адвоката, которого выберете сами.
Ненадлежащее исполнение — это как раз неиспользование всех имеющихся законных средств для защиты интересов клиента. То есть, вас.
Если юрист обманул или повел себя недостойно, адвокатская палата может лишить его статуса. Вы также можете обратиться в суд для взыскания убытков — это позволяет статья 15 ГК РФ.
Обманул юрист — что делать? Обратитесь за бесплатной экспресс-консультацией к дежурному специалисту нашего бюро. Он подскажет, в каком направлении работать.
И помните: вы не виноваты в том, что вас обманули, вина полностью ложится на нечистоплотного адвоката.
Куда обращаться по факту мошенничества?
Если вы стали жертвой обмана, придется сообщить об этом правоохранительным органам. Некоторые считают, что необходимо обращаться в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры могут принять заявление, но затем передадут его в полицию. Поэтому при совершении обмана лучше сразу обратиться в полицию для принятия срочных мер.
Уголовный кодекс РФ называет мошенничеством кражу чужого имущества при помощи лжи и втирания в доверие.
Пострадавшее от преступления лицо добровольно передает свое имущество злоумышленнику, поддавшись на хитрые уловки. Уголовно-наказуемым деянием считается также интернет-мошенничество.
Интернет-мошенники действует следующим образом:
Отправить заявление о преступлении можно следующими способами:
Анонимное заявление не является основанием для возбуждения уголовного дела.
Куда писать заявление о мошенничестве в полицию или прокуратуру?
При обнаружении обмана мы рекомендуем срочно писать заявление в территориальное отделение полиции. Если мошенничество произошло в интернете, обратитесь в управление «К» МВД России, которое занимается киберпреступлениями.
Учтите, что увеличить шанс поимки афериста вы можете только быстрой реакцией на происходящее. Не медлите, сообщайте о мошенничестве в полицию как можно скорее!
Как правильно составить заявление о мошенничестве?
Заявление о мошенничестве пишется в свободной форме, но оно должно содержать минимальный стандартный набор реквизитов:
В заявлении вы просите возбудить уголовное дело против гражданина такого-то, прислать вам письменный ответ в установленный законом срок.
Если мошенничество совершено в интернете, сообщите в заявлении:
Образец заявления в полицию при обмане со стороны физического лица
При обмане со стороны физического лица вы можете использовать образец заявления в полицию, доступный для скачивания и просмотра.
Заявление о преступлении рассматривается в течение 10 дней, по нему выносится решение о возбуждении уголовного дела или об отказе. Отрицательное решение можно обжалось, обратившись:
При обжаловании отказа в возбуждении уголовного дела следует указать причины несогласия с доводами полиции, приложить дополнительные доказательства, копии бумаг, подтверждающих факт мошенничества.
Наиболее эффективным является обжалование отказа в возбуждении уголовного дела в прокуратуру.
Если сумма причиненного мошенником ущерба кажется вам не столь значительной для обращения в полицию, мы рекомендуем все же заявить в правоохранительные органы. Возможно, ваша информация поможет найти преступника, которого давно ищут.
Как написать заявление в суд при обмане со стороны юридического лица?
Если вас обманул индивидуальный предприниматель или организация, нужно направить письменную претензию на юридический адрес компании или по месту регистрации ИП. Если заключен договор, необходимо потребовать его расторжения и возврата денег в полном объеме, а затем обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения и защите прав потребителей.
Такой иск не облагается госпошлиной.
По действующим правилам, в исковом заявлении о защите прав потребителей и взыскании неосновательного обогащения указывают:
Что такое отдел по борьбе с мошенничеством и как в него обратиться?
Если мошенничество произошло с помощью интернета, оно должно быть наказано. Степень наказания определяется размером ущерба от преступления, поэтому может повлечь для виновного лица штраф, арест, обязательные работы или лишение свободы. Отдел компьютерной информации или «отдел К» МВД занимается борьбой с интернет-мошенничеством. Если вы подаете заявление об интернет-мошенничестве в полицию, сотрудники сами направят ваше заявление в нужный отдел.
При выходе на злоумышленника будет возбуждено уголовное дело. Виновное лицо накажут штрафом, а пострадавшему выплатят компенсацию, размер которой установят в судебном порядке.
Как могут обмануть клиентов в интернет-магазине?
Сегодня удобно совершать покупки, не вставая с дивана. Но виртуальный шопинг имеет свои особенности: велик риск недобросовестной торговой деятельности. Способов обмана покупателей товаров в интернет-магазинах очень много:
Если товар не подошел по размеру или фасону, возврат или обмен покупки возможен в течение 7 дней. Если интернет-магазин внезапно закрылся, переехал на другой домен, телефон продавцов не отвечает, подобные действия могут быть квалифицированы как обман.
Чтобы наказать мошенника, его нужно найти. Если интернет-магазин не указывает свой ИНН, юридический адрес, его поиск будет затруднен. На квитанции могут быть указаны реквизиты организации, оформившей покупку: название, адрес и ИНН. По этим сведениям можно выяснить местоположение злоумышленника.
Что делать, если обманули пенсионера?
Доверчивых граждан часто ловят возле касс банков. Мошенник жалуется на то, что забыл дома карту или не смог ее оформить, отстал от поезда или иное, просит сделать перевод с вашего счета, а в награду предлагает ту же сумму наличными. Таким образом, вы можете помочь пострадавшему, а дома обнаружить, что купюры фальшивые.
В подобных ситуациях лучший выход – не общаться со «страждущими» лицами, злоупотребляющими доверием граждан. А если вас обманули, срочно звонить в полицию!
Чтобы защитить себя от мошенничества, необходимо внимательно относиться к просьбам чужих людей. Поддаваясь на уловки злоумышленников, доверчивые и добрые люди часто отдают деньги, ценности. Если незнакомые люди просятся в квартиру, предложите им предъявить документы, удостоверяющие их личности, попросите телефон руководства для уточнения их полномочий. Мошенники будут стремиться поскорее покинуть квартиру, если владелец активно выясняет их личности. Не отдавайте чужим людям свои ценные вещи и деньги даже на время.
Если вы попались на крючок мошенника, незамедлительно обращайтесь в территориальное отделение полиции с заявлением о преступлении любым удобным способом.
При быстром реагировании на происшествие у вас имеется шанс вернуть похищенное злоумышленником и наказать его по закону.
Тяжкий долг: что делать с оформленным через мошенников кредитом
Мошенники ежедневно обманывают россиян на крупные суммы, вынуждая их брать кредиты. Так, только за последние дни стало известно о многодетной матери из Калининграда, которая дважды взяла кредит на 250 тыс. рублей, и жительнице Ульяновска, одолжившей в банке 1 млн рублей. Суды в таких ситуациях чаще всего не выносят решения в пользу потерпевших: если человек взял на себя обязательства — неважно, каким образом, — их надо исполнять. Можно ли решить эту проблему — разбирались «Известия».
Мошенничество не имеет значения
Жительнице Калининграда позвонили неизвестные с московского номера, представились сотрудниками банка и уточнили, не оформляла ли она сейчас потребительский кредит. Женщина ответила отрицательно, на что ей сообщили: мошенники пытаются оформить заем на ее имя и надо срочно отменить заявку. Схема по отмене заявки оказалась довольно странной: чтобы перехватить деньги перед уходом в другой банк, нужно оформить кредит на ту же сумму, после чего перевести заем на страховые ячейки. Напуганная женщина послушалась злоумышленников и оформила кредит на 200 тыс. рублей, который тут же обналичила и перевела на указанные телефоны. Разумеется, деньги эти ей уже не вернулись.
Более того, позже ей снова звонили и требовали никому не рассказывать об этих разговорах, пугали уголовным делом за разглашение секретных сведений. Для этого с ней связался человек, который представился сотрудником полиции.
На следующий день история повторилась: пострадавшая таким же образом оформила кредит еще на 50 тыс. рублей. Только на третий день она поняла, что ее обманули. Возбуждено дело, мошенников разыскивают, а женщине придется оплачивать кредиты.
У жительницы Ульяновска траты оказались еще больше: у нее телефонные мошенники выманили миллион рублей. Схема аналогичная: звонивший представился сотрудником службы безопасности банка, заявил, что нужно срочно помешать злоумышленникам оформить кредит. Таким же образом по 500 тыс. рублей отобрали у жителей еще двух районов Ульяновской области.
Между тем в Бурятии завершились судебные разбирательства по похожему делу. Жительница Улан-Удэ оказалась жертвой преступников, которые вынудили ее взять кредит на 220 тыс. рублей. Она пыталась доказать, что не должна его выплачивать, однако Верховный суд Бурятии поддержал все нижестоящие судебные инстанции и потребовал от женщины исполнить свои обязательства. Пресс-релиз на сайте Верховного суда Бурятии на эту тему так и называется: «Обязательства должны исполняться».
В последнем случае схема обмана немного отличалась. Женщина разместила на сайте объявлений сообщение о продаже земельного участка. Ей позвонила некая гражданка из другого города, которая изъявила желание внести залог в размере 50 тыс. рублей, но в итоге на счет поступили 220 тыс. рублей. Незнакомка заявила, что ошиблась, и попросила перевести обратно всю сумму на указанные ею счета. Владелица участка так и поступила, но после окончания разговора получила SMS-сообщение об оформлении кредита на сумму 220 тыс. рублей. Дозвониться до неизвестной не удалось — телефон оказался выключен.
Представитель банка в суде заявил, что кредитный договор был заключен с использованием «Мобильного банка», который привязан к банковской карте, операция была подтверждена посредством ввода ПИН-кода. А согласно ст. 425 ГК РФ, после подписания кредитного договора он сразу вступает в силу и является обязательным для исполнения. Одностороннее расторжение невозможно. Мошеннические действия третьего лица для суда оказались не имеющими правовое значение.
В МВД по Бурятии «Известиям» сообщили, что производство по этому факту еще продолжается: дело возбуждено по ч. 2 ст. 159 УК РФ («Мошенничество с причинением значительного ущерба гражданину»).
Мой кредит — твой кредит
Адвокат, партнер Адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Елена Муратова отметила, что, в случае если доказано реальное получение денежных средств по договору кредита лицом, даже «заблуждающимся относительно оснований получения таких денежных средств», расторгнуть кредитный договор мало шансов.
В пример адвокат приводит еще одно судебное разбирательство, по которому вынесено апелляционное определение Самарского областного суда от 23 июля. Тогда истец также пытался оспорить кредитный договор.
— Было размещено объявление о сдаче квартиры, мошенник захотел внести предоплату на банковскую карту истицы, однако ему потребовался чек-подтверждение для отчета затраченных средств, — рассказала Муратова. — Дальше жертва мошенника направилась в банкомат, где выполнила некие команды мошенника, предоставив данные от своего мобильного банка. Соответственно, был получен кредит, и кредитные денежные средства были перечислены мошеннику. Несмотря на факт возбуждения уголовного дела по ст. 159 УК РФ, жертва не смогла признать договор недействительным/расторгнутым. При рассмотрении дела суд руководствовался тем, что, согласно банковским правилам, направление определенных SMS и введение соответствующих кодов свидетельствует о согласии на заключение договора банковского кредита.
По ее словам, шансы признать недействительным кредитный договор в этом случае будут существенно выше, если в суде будет доказана полная безучастность «получателя» кредита: то есть если на кредитных договорах будут поддельные подписи и тому подобное.
— Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, не следует сообщать данные своих личных кабинетов, банковских карт, — отмечает Муратова. — При получении подозрительных денежных средств немедленно возвращать таковые лицу, приславшему денежные средства.
Кандидат юридических наук, доцент МГЮА имени Кутафина Елена Гринь отмечает, что с 1 октября 2019 года вступили в силу поправки в ст. 160 ГК РФ, позволяющие заключать сделки с использованием электронной формы.
— В соответствии с пользовательскими соглашениями, которые оформляют клиенты с банками, как правило, закрепляется положение о том, что подтверждение операций паролями, PIN-кодом, кодом из SMS-сообщений является аналогом подписи гражданина, — пояснила она «Известиям».
Гринь отмечает, что в описанных выше ситуациях граждане очевидно подверглись обману, сообщив мошенникам конфиденциальную информацию. Но расторгнуть на этом основании договор в таких условиях — когда все пароли были сообщены добровольно, — по ее словам, практически невозможно.
— Гражданам стоит не забывать о том, что эта информация аналогична их собственноручной подписи, — отметила Гринь. — Поэтому ни в коем случае эти данные не должны никому сообщаться. Аргумент о том, что «меня обманули», в этой ситуации аналогичен аргументу «я не понимал, что подписывал» для целей оспаривая договора.
По ее словам, только если в рамках уголовного дела будет установлено, что договор была заключен не потерпевшим, а другим гражданином и виновные будут привлечены к ответственности, можно будет обратиться за пересмотром судебного решения.