что делать если в лагере ребенка обижают в
Насилие в лагере. Как понять, что ребенку там плохо
В лагере риск буллинга возрастает
Когда десятилетний Миша вернулся из лагеря, его мама стала разбирать вещи сына. Вдруг она услышала, что на мобильный мальчика пришло сообщение. Это был короткий ролик, в котором старшие дети заставляли Мишу делать то, что на юридическом языке называется «действиями сексуального характера». Подростки сняли все на телефон и шантажировали мальчика, обещая отправить ролик его одноклассникам.
Анна Межова. Фото: Facebook
Эту историю «Правмиру» рассказали в фонде «Сохраняя жизнь» — мама Миши обратилась к ним за помощью. За последние три года обращения о насилии в детских лагерях стали более частыми, говорит президент фонда Анна Межова. Но по результатам опроса, который проводил фонд, выяснилось, что бóльшая часть родителей о насилии в лагерях не знает и даже не догадывается, что такое возможно.
Как и в любом закрытом пространстве, в лагере риск буллинга возрастает, отмечает Мария Зеленова — клинический и кризисный психолог, эксперт благотворительной организации «Журавлик» и программы «Травли NET».
В каждую смену формируется неформальная иерархия, это неизбежное следствие групповой динамики.
— В любой группе кто-то будет пытаться занять место под солнцем. Если это происходит хаотично и взрослые этим процессом не управляют, то иногда возникает агрессия. Здесь важно, чтобы взрослые вовремя замечали, если что-то идет не так, — комментирует эксперт.
— Собирательный портрет такого ребенка может быть следующим: заниженная самооценка, неумение конструктивно обосновывать свою точку зрения, повышенная обидчивость, ведомость, низкая прогностичность и критичность собственных действий, недостаточный эмоциональный контакт с родителями, отсутствие в окружении ребенка значимых взрослых, к которым он мог бы обратиться за помощью.
Если ребенок столкнулся с такой ситуацией впервые, возможно, неудачно собрался подростковый коллектив. Но скорее это исключение, чем правило, отметила Федотова.
— Цеплять булли и его группу будет то, что конкретно у них «болит». Это может быть как цвет волос или кожи, так и религия, социальный статус, причиной может стать и случайная шутка, к которой располагала ситуация. На самом деле это трагедия. Для ребенка это сильнейшая травма: она приносит ощущение бессилия, бесконечной вины, сомнения в себе, разрушенную самооценку и большой комплекс невротических переживаний.
По опыту работы в фонде «Сохраняя жизнь» Анна Межова видит, что дети-агрессоры чаще всего сами нуждаются в помощи. Когда специалисты начинают разбирать ситуации, выясняется, что дети, которые ведут себя агрессивно по отношению к другим, раньше подвергались насилию. «Насилие» здесь определяется широко, в том числе — пренебрежение первичными потребностями ребенка. Например, родители его не кормили, у него не было чистой одежды, он постоянно находился с неблагополучными людьми, его били.
— К нам обращались по разным поводам. Самый условно «безобидный», но на самом деле очень травматичный для ребенка — когда сшивают или прячут его одежду. И тогда ребенок вынужден бегать голым по отряду, — рассказывает Межова.
«Нельзя спускать происходящее с рук»
Мария Зеленова. Фото: Instagram
Часто всю ответственность жертва сексуализированного насилия возлагает на себя. Ей тяжело попросить о помощи и рассказать о том, что с ней так поступили. Это естественное поведение человека, который чувствует себя глубоко травмированным. Поэтому важно поддержать жертву и вернуть ответственность за произошедшее агрессору и руководству лагеря, говорит Мария Зеленова. Родителям нужно снимать с ребенка чувство вины и слушать его, разговаривать с ним, если он готов. Если же нет — поддерживать, водить к психологу и первое время, вероятно, прибегнуть к медикаментозной поддержке психотерапевта.
— Нельзя спускать происходящее с рук, потому что в лагере эта ситуация может повториться вновь. Должна быть проведена и постконфликтная работа, и профилактическая на будущее. И родители агрессора тоже должны проводить работу со своим ребенком, не пускать ситуацию на самотек. Потому что если ребенок или подросток прибегает к такой жестокости, то это не сигнал о том, что он здоров и счастлив. Ему также необходима психологическая терапия, чтобы разобрать его внутренние конфликты и побуждающие мотивы, — заключает психолог.
Директор учебно-методического центра в «Орленке» Валентина Федотова тоже уверена, что первая и самая важная функция взрослых, которые узнали о ситуации, — не усугублять самовосприятие ребенка, не возлагать на него чувство вины и не подкреплять чувство стыда по принципу «утонешь — домой не приходи».
— В насилии всегда виноват насильник, а не жертва насилия, даже если жертва вела себя вызывающе.
Это насильник не смог взять под контроль свои порывы и желания, именно насильник переступил морально-этические нормы и закон, и именно насильник должен быть наказан. Такие случаи не должны утаиваться, иначе у насильника подкрепляется уверенность в своей вседозволенности, — подчеркивает Федотова.
Инструкция для родителей
Родителям, которые собираются отправить своего ребенка в детский лагерь, психологи Ольга Кострицына и Мария Зеленова дают следующие рекомендации.
— Если ребенок умеет постоять за себя и может сказать «нет», то другие начинают его уважать и не пытаются к нему приставать. В таком случае жертвой агрессии он не станет, — объясняет Ольга Кострицына. — Дети, которые задирают других детей, выбирают ребенка, который воспитан как жертва: которому стыдно, который зависит от чужого мнения и боится лишний раз что-то сказать.
Если ребенку плохо, как правило, он настойчиво будет проситься домой.
В рамках президентского гранта фонд «Сохраняя жизнь» создал проект «Ребенок под защитой» в Facebook и других соцсетях. Это ресурс для родителей, где будут публиковаться советы и рекомендации. Там же родители могут задать вопрос психологам фонда и попросить совета в конкретных ситуациях.
А если он будет проситься домой? Как узнать, что его не обижают? Психотерапевтка отвечает на вопросы о ребенке в летнем лагере
© Коллаж Настасьи Железняк
Готовимся к отдыху
Мы подробно рассказывали о ситуации в детском лагере «Мечта» и все же остается вопрос — как избежать такого ужаса в будущем? Или лучше вообще не отдавать детей в летние лагеря?
Мы поговорили с психологом и игротерапевткой Ириной Катин-Ярцевой о том, как распознать, что ребенку в лагере плохо, что в такой ситуации делать родителям (спойлер: не пытаться все контролировать) и можно ли заранее определить, плохой это лагерь или нет.
Как помочь ребенку настроиться на разлуку с родителями перед поездкой в лагерь? О чем важно поговорить? Какие вещи могут помочь ребенку сгладить расставание?
Важно рассказать ребенку обо всем, что вы знаете про лагерь:
Как надолго он едет.
Как там организована жизнь, какие правила действуют.
Что он сможет взять с собой.
Как с вами связаться и как часто вы будете приезжать.
Какие могут быть проблемы, какие приятные возможности и развлечения его ждут.
Можно вместе посмотреть видеоролики других ребят из лагеря, почитать отзывы или художественные повести про летний отдых в лагере (редакция CJ рекомендует вот эти четыре книги). Возможность взять с собой любимые игрушки — это хорошо, еще многим детям нравится подготовка к лагерю: покупка нового чемодана, одежды, спортинвентаря.
В самой постановке вопроса про игрушки и сглаживание расставания есть что-то, что заставляет думать о том, насколько ребенок готов к летнему лагерю.
Конечно, хочется ориентироваться на тот случай, когда ребенок вырос и созрел достаточно, чтобы самому хотеть провести две-три интересных недели со сверстниками без родителей, но ситуации в жизни бывают разные.
Если лагерь — это единственная возможность организовать маленькому ребенку питание и присмотр, то нужно постараться объяснить ему, что другого варианта нет, но и дать ему возможность проговорить чувства, которые вызывает у ребенка расставание.
Можно дать ему с собой какие-то маленькие сувениры от вас (фото, мягкую игрушку, носовой платочек, самодельный календарь-блокнотик с пожеланиями и теплыми словами на каждый день).
Нужно ли говорить ребенку заранее: «Если тебе там будет плохо, я приеду и тебя заберу?»
Если вы знаете, что сможете забрать ребенка в случае неприятностей, конечно, стоит его предупредить. Но лучше по возможности описать, в какой ситуации вы считаете правильным прервать пребывание в лагере, а в какой нет: например, если что-то будет сильно болеть или старшие ребята будут тебя обижать, или что-то еще конкретное, важное для вас (упал, побили, не могу ничего есть).
Хорошо, если у ребенка есть возможность с вами связаться тогда, когда это нужно ему. Созваниваться каждый день — совершенно нормально, если у ребенка есть желание.
О чем нужно спрашивать во время таких звонков, чтобы понять, что у ребенка все хорошо? И наоборот — как можно понять, что его что-то тревожит, когда он не говорит об этом открыто?
Не существует никаких суперспециальных вопросов, которые, как в кино, позволят выяснить, не скрывает ли от вас что-то ребенок.
Стандартные вопросы прекрасно работают, если ребенок понимает, что вы задаете их не просто для галочки: с кем ты играл? Что делал днем? Сыт ли ты? Не болит ли что-нибудь? Не обижают ли тебя?
Понять во время короткого звонка, действительно ли все в порядке, трудно. В такой ситуации важны полезные привычки:
доверять родителям;
уметь распознавать опасные ситуации;
отличать серьезный дискомфорт от мелкого.
Они закладываются годами, и все равно невозможно быть на сто процентов уверенными в том, что вы контролируете все, что происходит. Это риск, которого много в нашей жизни, увы.
Вы — игротерапевтка, скажите, пожалуйста, можно ли как-то заранее по программе занятий и игр в лагере понять, будет ли там ребенку интересно и полезно? И вот что можно поиграть с ребенком до его отъезда, чтобы сделать расставание менее болезненным?
По программе и рекламным обещаниям понять, будет ли ребенку там хорошо, довольно трудно.
Скорее это зависит от человеческих качеств, мотивации и энергичности вожатых, а также во многом от самого детского коллектива.
Поиграть можно в «как будто лагерь»: проигрывать разные ситуации, примеряя на себя роль ребенка, который в лагере первый раз и немного опасается. Но, тем не менее, задает вопросы и решает какие-то проблемы. А ребенку можно отвести разные другие роли — вожатого, старшего ребенка, который уже был там и все показывает, поварихи, медсестры, а потом меняться ролями так, как хочется.
Стоит ли навещать ребенка в лагере или это его еще больше разбередит?
Если такая возможность есть, воспользоваться ею стоит. Во-первых, большинство родителей навещает детей, и те, к кому никто не приехал, могут чувствовать себя одинокими и покинутыми.
Во-вторых, некоторые вещи лучше увидеть самим:
как ребенок выглядит;
каково его состояние;
как ведут себя вожатые и другие дети.
По телефону бывает трудно оценить ситуацию, не все он может рассказать при возможных слушателях.
Ребенку тоже будет легче решиться на долгую разлуку с родителями, если он будет знать, что сможет видеться с ними.
Если ребенок просит его забрать — нужно это сделать в любом случае или в некоторых ситуациях это можно воспринять как часть сепарации и взросления и не спешить?
Сепарация и взросление в норме происходят по инициативе ребенка, роль родителя — постепенно отпускать, обеспечивая безопасность и возможность вернуться. Дети хотят вернуться, как правило, в одном из двух случаев:
Дискомфорт перевешивает плюсы.
Шаг «от родителя» оказался слишком большим, и они не готовы к нему прямо сейчас.
В некоторых случаях ребенок просит забрать его в первые же дни, когда есть сильная растерянность в новом месте, а возможные преимущества он еще не увидел. Об этом можно предупредить заранее, договорившись в первые дни резких решений не принимать (за исключением экстренных ситуаций, которые мы описывали выше), а сначала все исследовать и разведать.
Если вы уверены, что ребенок в безопасности, можно предложить подождать один или несколько дней, по прошествии которых вы сможете его забрать, если он не передумает.
Если родитель все-таки принял решение забирать ребенка из лагеря досрочно, как ему нужно вести себя в этот момент? Как сделать этот опыт менее грустным для ребенка?
Это сильно зависит от причин, по которым решено прервать отдых. Если это семейные причины, болезнь, что-то не зависящее от желания ребенка, который в целом хотел остаться, важно постараться сделать следующее:
Понятно объяснить ему, почему это необходимо.
Разделить его разочарование, сожаление и печаль (а не запрещать эти эмоции).
Вместе подумать о дальнейших планах, чем можно в той или иной мере компенсировать неудачу.
Если же ребенка забрали из-за плохих условий содержания, буллинга, каких-то неблагоприятных для него стрессовых ситуаций, из которых он хотел выйти, важно говорить именно о том, что произошло, столько, сколько нужно ребенку.
Не бойтесь вновь возвращаться к болезненным ситуациям, если ребенок этого хочет, снова и снова подтверждать его право на свое восприятие конфликта и негативные чувства.
Постарайтесь объяснять ребенку, как и почему это могло случиться, как вы можете помочь ему избежать таких ситуаций в будущем.
И самое главное — постараться не ругать ребенка за потраченные на пропавший отдых деньги. Неприятности случаются. Детский отдых в лагере всегда несет элемент риска, а безопасность и здоровье ребенка важнее денег, отданных за путевку.
Ребенка обижают – в школе, в лагере, во дворе. 7 советов
Как отвечать на обидные прозвища и насмешки
Александр Кузнецов психолог, президент Ассоциации детских психологов, отец 4 детей
Очкарик
— Ты чего туда залез, надулся как сыч, а? Слезай, обедать пора.
Это мама меня зовет. А вон там, на дубе, на во-он той толстой ветке — видите? — это я.
— Не слезу! — буркнул я. Я не слезу, потому что никто меня не понимает и не любит. Родители целыми днями на работе, им не до меня, а друзья. был у меня друг Васька, но теперь нет у меня друга. На прошлой неделе не стал, видите ли, решать ему задачу на контрольной, так он теперь меня очкариком дразнит. А если у меня у самого мало времени было? И вижу я плохо. теперь сразу — очкарик?
— Слезай, сынок, поговорить надо.
— Что ты, молодец, не весел? Проблемы в школе?
— Двойку получил, что ли? — Папа сел на лавку под деревом и жестом пригласил меня сесть рядом.
— Если бы. хуже. Васька дразнится и другие тоже за ним. Я же говорил, не нужно мне было эти очки покупать. Ведь и так видно, если прищуриться. Помнишь Ленку из 2-го «Б»? У нее очки, как у пирата, один глаз заклеен был. Ее так довели, что родители ее из школы забрали, теперь дома учится.
— Да, проблема есть, — нахмурился папа.
— Еще какая! Давай я больше не буду их надевать? — с надеждой спросил я.
— Понимаешь, сын, если не носить очки, то ты будешь видеть все хуже и хуже. Мы решим проблему по-другому. Ты знаешь, чего хотят те, кто дразнится?
— Конечно! Хотят, чтобы я им в глаз дал!
— Ха-ха! Не думаю. Секрет в том, что эти ребята просто не уверены в себе. Такие дети на самом деле трусливые и несчастные, родители не играют с ними, не смеются вместе. Им не хватает внимания, вот они и задираются. Они хотят, чтобы ты вышел из себя, разозлился, почувствовал себя таким же несчастным, как они. Понимаешь? Они хотят достать тебя, почувствовать себя победителями, ведь в жизни они все время проигрывают. Не дай им победить тебя. Знаешь, как?
— Не обращать внимания?
— Можно, но трудно. Если не обращать внимания, они своей цели — достать тебя — не достигнут и отстанут. Но будут пытаться долго, пока не поймут, что тебя не проймешь, не выведешь из себя, что ты крепкий орешек. Если чувствуешь, что сможешь продержаться, то попробуй. Как такой выход?
— Не знаю, не думаю, что они отстанут.
— Отстанут, но не сразу, и только если ты будешь смотреть на них как на несчастных, недолюбленных и туповатых зверьков. С сожалением. Вот так.
И тут папа скорчил такую жалкую физиономию, что я рассмеялся. Как-то сразу отлегло на душе.
— Если не сработает, — продолжал папа, — то есть еще один способ. Называется «Скажи мне еще». В ответ на дразнилки посмотри ему прямо в глаза с веселой улыбкой (так ты показываешь обидчику, что он для тебя — как маленькая собачка для слона) и скажи: «О, как интересно! Расскажи мне еще!». Если он будет продолжать, то получится, что он тебе подчиняется, а ты продолжай: «О, молодец, хороший мальчик! Продолжай! Слушаю тебя внимательно». А если он поймет, что ты его поймал на удочку, и прекратит, то дело в шляпе. Ты выиграл.
— А если он драться полезет?
— На этот случай мы с тобой должны подготовиться. Знаешь, когда я был в твоем возрасте, у нас в классе был мальчишка-драчун, Колька, здоровый такой. Он меня «картавым» дразнил, я тогда еще «р» плохо выговаривал. Так вот, мой папа договорился с нашим соседом — старшеклассником Никитой, и мы проделали такую штуку. На перемене Никита подошел к нашему классу, а я говорю Кольке: «Колька, вон видишь Никиту? Он хочет с тобой обсудить проблему моего „р“». «Чё?» — скривался Колька. «Я говорю, пойди, он тебе объяснит, картавый я или нет». После этого Колька что-то пропыхтел себе под нос, развернулся и пошел к выходу. Больше он меня не трогал. У тебя же такой сосед есть!
— Точно. Поговорю с ним сегодня. Но есть еще одно средство. Самооборона. Самбо, дзюдо, карате, бокс, айкидо. Давай сегодня посмотрим видео про эти единоборства, запишемся в секцию. Ок?
— Давай! Я бы на карате пошел, как Мишка. Его никто не трогает, все знают, что у него уже желтый пояс.
Ребенка обижают одноклассники: 7 советов
Для некоторых младших школьников одной из серьезных проблем становится неприятие их одноклассниками в силу различных объективных и субъективных причин. Такая отверженность имеет массу негативных последствий: дети начинают хуже учиться, плохо вести себя в школе. Часто впадают в депрессии, нередко развивается комплекс неполноценности.
Обычно отвергнутыми оказываются чересчур агрессивные или же, напротив, слишком застенчивые и чувствительные дети. Часто это гиперопекаемые мальчики — с одной стороны, и девочки, которых не любят матери, с другой. Мальчики, которых мамы слишком оберегают, как правило, не могут похвастаться подвижностью, независимостью, умением идти на риск и адекватно воспринимать насмешки, то есть всеми теми качествами, которые вызывают уважение со стороны сверстников. У девочек же, отвергаемых в семье, плохо развиты социальные навыки сопереживания, сотрудничества, участия.
Первое, что может родитель (прежде всего мама) сделать, чтобы помочь своему ребенку, столкнувшемуся с проблемой неприятия, — изменить свое к нему отношение, а также вселить в него чувство уверенности в себе и способствовать развитию необходимых навыков общения.
Выяснив, что из себя представляет систематически повторяющаяся (а часто это именно так) травмирующая ситуация, придумайте вместе эти 2–3 волшебные фразы и отрепетируйте их в ролевой игре так, чтобы ребенок произносил их уверенно, даже несмотря на волнение и накал страстей.
Много ли детей умеют поддерживать своих товарищей по игре, говоря, например: «Отличный бросок!», или «Вот это классно!», или «Как ты этому научился?!»? У детей, которые привыкли это делать, нет отбоя от друзей — такой источник укрепления самооценки встретишь редко. Почему бы и вашему ребенку не овладеть этими простыми приемами?
Что делать родителям, когда детей обижают в школе и лагере, куда жаловаться если ребенка обижают в школе.
Школьная пора – начинающий путь к самостоятельной жизни. Школьных конфликтов практически избежать нельзя. Ссоры возникают между сверстниками, детьми постарше. Встречаются недомолвки, придирки со стороны педагогов. Как реагировать, что делать родителям, когда ребенка обижают в школе.
Почему ребенка обижают в школе?
К сожалению, даже в самых показательных классах имеются сорванцы, хулиганы, которым нет ничего проще, как обидеть ребят. Есть случаи, когда старшие дети придираются, высмеивают младших.
Основные причины, по которым конфликтная ситуация сможет возникнуть:
Обиды характеризуются по-разному. Одно дело, когда толкаются на перемене по случайности или мальчишка дергает девочку за косу, другое дело – ребенка обижают сверстники и он плачет. Ссоры между сверстниками свидетельствуют о низкой самооценки, нерешительности, проблеме в общении школьника.
Для разрешения проблемы стоит подключать классного руководителя: кто, как не учитель знает характеристику каждого ученика. Родителям надо тщательно вникнуть в проблему, выяснить по какой причине произошла ссора. Возможно, инициатором стал сам сын (дочка): периодами ведет себя вызывающе, агрессивно.
Хуже нет, когда дети обижены. Обиды, конфликты, ссоры в школе и в результате плохие последствия: ребенок не захочет посещать школу, пропадет желание учиться, общаться с одноклассниками, замкнется в себе.
Что делать, если ребенка обижают в школе?
В момент, когда обида, ссора отражается на здоровье, успеваемости сына (дочки) родителям необходимо срочно принимать меры. Для благополучного решения проблемы нельзя пренебрегать советами психолога.
Советы психолога, если ребенка обижают в школе:
Редко, но все же встречаются жестокие детки. Скорее, это ребята из неблагополучных семей. Не дай Бог попасться им в руки. Обычно детей-тихонь «вылавливают» после уроков и начинают мучить, издеваться, придираться. Такие ситуации расцениваются, как детская жестокость, которые требуют немедленного вмешательства директора школы, правоохранительных органов.
Нельзя все нюансы воспитания детей взваливать на учителей, тренеров, классных руководителей. Чтобы избежать конфликтов со сверстниками, родители должны проводить беседы, учить ребят раскрываться с положительных сторон, найти метод решения проблем с точки зрения психологии, а не драки. Тогда дети поймут, что они — сильная личность, уверенны в своих силах, смогут постоять за себя в любой ситуации.
Соседский ребенок аутист обижает детей. Детки — аутисты, как правило, одиноки в плане общения с другими детьми. Они предпочитают находиться в одиночестве. Ошибочно мнение, когда говорят, что соседский ребенок — аутист обижает детей. Аутистов считают детьми особенными: мысли свои выражают жестами, речь часто невнятная, в звуках наблюдаются нотки агрессии.
Когда на детской площадке играют дети и ребенок – аутист, родители должны подготовить сыновей, дочерей: объяснить, что особенный ребенок сможет проявить агрессию, так как часто таких детей обижают. Аутистам не нравится, что с ними хотят завести беседу, поэтому детки, проявляя агрессию, дают понять отстать собеседнику. Никаких признаков обид быть не может.
Для реализации защиты детей, порой, требуются регулярные звонки директору школы, участковому. На случай когда классный руководитель игнорирует происходящие конфликты, родителям необходимо самостоятельно искать выход. Походы в милицию, школу должны продолжаться пока родитель не увидит, что дитя в полной безопасности.
Что делать, если ребенка обижают в детском лагере?
Не всегда летние поездки в детский лагерь бывают безоблачными и радостными. Иногда случается так, что ребенок не вписывается в коллектив. А так как детям свойственно проявлять жестокость, то часто такого ребенка обижают в лагере.
Причины. В первую очередь надо понимать, что на пустом месте такая проблема не возникает. Наверняка уже были конфликты со сверстниками в школе или во дворе. Скорее всего ребенок уже сообщал или намекал, что у него есть проблемы в общении. Некоторые дети не особо любят говорить о своих неудачах, тогда о существующей проблеме можно догадаться по угрюмому поведению, плохому настроению по возвращении из школы.
Помощь родителей. Не стоит игнорировать и делать вид, что все в порядке. Если ребенка обижают – ему надо помочь. Мягко разговорить, стараясь не обидеть, внимательно выслушать, дать дельный совет. Советы надо давать с умом. Это не должны быть общие фразы с абстрактным смыслом «в целом» и «в общем». Дети этого не понимают. Совет должен быть из разряда: «тебе скажут это, а ты говори то». Или: «тебе сделают это, а ты сделай вот так». И, конечно, потом обсудить уже новую ситуацию – что изменилось.
Если есть проблема, то перед отправкой ребенка в детский лагерь, стоит подготовить его, чтобы потом слушать по телефону, не как обижают ребенка в лагере, а как он со всеми нашел общий язык и как ему там весело.
Ребенок — белая ворона. Возможно у вашего любимого чада есть какой-то недостаток, который в ваших глазах таковым может и не является. Но надо помнить, что детский коллектив – это особая среда. Там любой, даже самый незаметный недостаток будет преувеличен, выставлен на всеобщее обозрение и осмеян. И находится в такой атмосфере тяжело даже видавшему виды взрослому, что уж говорить о ребенке.
Что это могут быть за «недостатки»:
Еще до поездки в лагерь следует убедить ребенка в его «нормальности» и научить парировать насмешки ровесников.
Ну и конечно, нужно помочь ребенку справиться со своими «недостатками» — найти возможность и купить то, что есть у всех, а у него пока нет, возможно отдать в спортивную школу, купить модную одежду, отдать в театральный кружок, где он избавится от застенчивости и научится базовым навыкам общения.
Персонал лагеря. Итак, плотная работа с ребенком проведена. Настало долгожданное время поездки в лагерь. Родителям на этом не стоит успокаиваться – все-таки любимое чадо далеко, поддержки близких нет, может случиться все что угодно. А значит стоит поговорить с вожатым, заручиться его поддержкой в случае, если он увидит, что ребенка обижают в лагере – немедленно принять меры и помочь ему.
Постоянная связь. Большой помощью будут обычные телефонные разговоры по душам. Обязательно снабдите своего ребенка мобильным телефоном. Пусть у него будет возможность рассказать, что случилось за день, а у вас – возможность поддержать советом.
Безусловно, это кропотливая работа, которая за один день не проводится. Необходимо проявить большое терпение и настойчивость. Зато награда – уверенный в себе и успешный в будущем ребенок.
Куда обращаться, если обижают ребенка?
Бывают в жизни ситуации, когда силами семьи не справиться, если ребенка обижают в каком-либо учреждении – школе или это сильно назревший конфликт во дворе, в детском саду. В таких случаях дело усугубляется тем, что обидчиками могут быть взрослые, и хуже всего, если это самые близкие люди – родители.
Куда обратиться, если обижают ребенка родители? Без сомнения, сидеть сложа руки нельзя. У каждого есть право на сохранение своего достоинства и у детей тоже. Но им в этом следует помочь, ведь они еще мало знают о своих правах.
Куда жаловаться, если обижают приемных детей? Обратиться также нужно в отдел опеки. Но бывает, что ситуация сильно накаляется, случается рукоприкладство. Тогда следует вызывать полицию, а они, в свою очередь передадут дело в отдел по делам несовершеннолетних и в отдел опеки и попечительства.
Нельзя оставаться равнодушным, когда где-то рядом обижают ребенка. Детская душа – нежная и ранимая, оттого обида, нанесенная ей – куда большее преступление, чем обида взрослому. Ведь ребенок – зависим от нас, от взрослых. Оказывая помощь детям, мы учим их милосердию и прощению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.