что делать если в коллективе тебя не любят
Меня не любят в коллективе ‒ как избежать травли на работе
Что такое моббинг, какие виды моббинга бывают и что делать, когда травит коллектив
По статистике за 2018 год около 10% работников в мире подвергались прессингу на работе. А 20% самоубийств произошло из-за того, что жертва не смогла справиться с ситуацией.
На Западе проблему уже признали и пытаются решать ‒ жертва моббинга теперь может обратиться за помощью, а начальник должен следить за ситуацией в коллективе.
Мы выяснили, какие виды моббинга бывают на работе.
Социальная изоляция ‒ бойкот
Это одна из самых распространённых ситуаций, в которую попадают новички. Коллектив к тебе присматривается ‒ разделяешь ли ты общие интересы, как воспримешь внутренний распорядок, сможешь ли придумать повод для сплетни.
И выхода обычно два ‒ либо принять их условия игры, либо гордо уйти в закат.
Клевета и слухи
В такой ситуации не следует бежать за помощью к боссу. Ситуация может накалиться.
Постарайся найти главного зачинщика. Узнай, что побудило его к таким выводам. Пригласи на чашку кофе ‒ расскажи, что тебе тоже бывает непросто. Попроси помощи с выполнением какой-то задачи. В общем, сделай всё, чтобы растопить сердце интригана.
Ни в коем случае не говори плохо о начальнике ‒ это не исправит ситуацию.
Придирки и постоянная критика
Постарайся не допускать проколов в работе ‒ не опаздывай на планёрки, сосредоточься на своих задачах, перепроверяй на наличие ошибок.
Можно попросить руководителя помочь с чем-то разобраться ‒ дело, которое выполните вместе, критиковать он не станет. Со временем ситуация сгладится.
Дезинформация и утаивание информации
В таком случае мы советуем обращаться за поручениями напрямую к начальству. При этом записывай ‒ что тебе поручили, что находится в разработке и что ты уже сделал.
Предложи использовать канбан ‒ тогда все важные задачи будут на виду.
Причинение вреда здоровью ‒ буллинг
Иногда люди, которых травят, доходят до психически нестабильного состояния и неадекватного восприятия реальности. Так случаются самоубийства или массовые расстрелы (например, в учебных заведения).
Если чувствуешь, что моббинг на работе стал откровенно агрессивным ‒ обратись к начальству. Или срочно меняй место работы. Помни ‒ здоровье важнее всего.
8 способов заставить уважать себя на рабочем месте
Причин, почему тебя не уважают коллеги, может быть много. А ведь работа — это место, в котором мы проводим большую часть своего времени, и нам хочется чувствовать себя как минимум комфортно. Как научиться ладить с коллегами и даже заслужить их уважение — полное руководство в следующих пунктах.
1. Следи за манерой общения
Это первостепенная задача любого человека, который работает в коллективе. Каким бы хорошим специалистом ты ни был, неумение общаться с окружающими обесценивает тебя. Если ты избегаешь разговоров с коллегами, в момент, когда тебе что-то рассказывают, отвлекаешься на работу, используешь в речи много слов-паразитов и не умеешь поддержать беседу — неудивительно, что к тебе относятся «прохладно». Коллеги — это люди, с которыми ты по иронии судьбы видишься гораздо чаще, чем с родными и друзьями. Так делай эти встречи приятными для всех вас.
Улыбайся, интересуйся состоянием их дел, постарайся узнать, кто и чем увлекается. Если тебя зовут посидеть где-нибудь после работы — не отказывайся. Это отличный шанс познакомиться поближе и чувствовать себя комфортно на рабочем месте. В общем, прокачивай навыки общения и будь чуточку приветливее и дружелюбнее.
2. Старайся быть отзывчивым
Больше всего людей бесит равнодушие к их проблемам. Так что, чтобы заслужить уважение коллег, тебе придется быть более отзывчивым. Никаких «обратись к кому-нибудь другому» или «я слишком занят» — найди минутку, чтобы выслушать человека и дать ему совет. Будь внимателен к просьбам других, и это стопроцентно окупится.
3. Всегда помни о цифровом этикете
Зависаешь в телефоне, в то время когда к тебе обращаются с просьбой? Прерываешь встречу из-за внезапного звонка? Молчишь в рабочем чате, когда тебя о чём-либо спрашивают? Это неуважение, и карается оно ответным неуважением со стороны коллег или, того хуже, начальства.
4. Не сокращай дистанцию
Да, работа — это второй дом, но всё же не спеши переносить свои домашние привычки на рабочее место. Не будь неряхой, не чавкай за обедом, не ковыряйся при коллегах зубочисткой во рту, не нагружай окружающих рассказами о своей семье и своих проблемах.
Поверь, это неинтересно, даже если коллеги реагируют на такие беседы (монологи) с притворной вежливостью. Работа объединяет вас всех, но не стоит вести себя так, будто ты дома. Не сокращай дистанцию: многие твои привычки отталкивают.
5. Не поддавайся на провокации
Практически в любом коллективе есть те, кто любит устраивать скандалы на пустом месте, при этом сохраняя свою непричастность. Такой тип людей называют пассивно-агрессивным. К примеру, ты можешь разговаривать с коллегой, пытаясь убедить его в чём-либо, а он лишь сохраняет режим непробиваемости (начинает переспрашивать тебя, задавать глупые вопросы, усложнять диалог). Конечно же, это тебя раздражает, и ты теряешь контроль над собой, понимая, что вот-вот скажешь ему что-то резкое. Но в такой момент в скандале будешь обвинен ты, ведь твой собеседник не хотел ничего плохого. Он просто уточнил, а ты взорвался.
Разумеется, доказать, что тебя спровоцировали, не так-то просто. Поэтому вот тебе совет: любой ценой сохраняй невозмутимость. В таком диалоге от тебя ждут не участия, а негативных эмоций — так не давай окружающим повода решить, что ты агрессор, а твой собеседник — святой человек.
6. Цени возможность работы в команде
Любые успехи, которых вы добиваетесь командой, — это ваш коллективный результат. Так же как и любые неудачи. Плохие результаты говорят о вашем неумении договориться и вашей безответственности.
Не будь индивидуальным игроком. Не перетягивай на себя внимание в случае победы и не пытайся уклониться от ответственности в случае поражения.
7. Адекватно реагируй на критику
Если тебя критикуют — это не значит, что тебя хотят задеть. Критика — это хорошо, особенно когда ты адекватно ее воспринимаешь. Это значит, что ты можешь исправить все свои косяки и недостатки и использовать критику как пинок для роста.
Согласись, гораздо комфортнее работать в коллективе, который может указать тебе на твои ошибки или просчеты, нежели быть окруженным коллегами, которые притворно улыбаются тебе в лицо, а за спиной обсуждают твою работу.
8. Имей свое мнение
Старайся отстаивать свою позицию и убеждения в важных вопросах, но делай это не агрессивно, а вежливо и аргументированно. Тебе нужно уважать чужое мнение, при этом не отказываясь от своего. Так твои коллеги поймут, что тобой не так-то просто манипулировать.
К человеку, которым можно помыкать, вряд ли будут относиться с уважением. А если ты еще не до конца определился со своей точкой зрения, лучше не встревать в спор и обсуждения.
Если на работе ненавидят
Что делать, если вдруг все на работе стали тебя ненавидеть.
Действует это с переменным успехом, однако настоящей неожиданностью становится момент, когда даже самые положительные качества и поступки вместо восхищения вызывают раздражение и даже ненависть. Вполне возможно, это первые признаки мобинга, или попросту травли. Ее цель — выжить человека из коллектива, полностью вычеркнув его из штатного расписания и списка сотрудников.
Повод
Чтобы попасть в список врагов, тебе совсем необязательно проливать на сослуживца морковный сок или ставить ему подножку в коридоре. Все необходимое он сделает за тебя сам. Заглянет в зарплатную ведомость, чтобы сверить твой оклад со своим, или услышит, как ты кокетничаешь с секретаршей, которой он хотел предложить руку и сердце. Ты можешь перейти кому-нибудь дорогу, просто получив должность, на которую уже давно рассчитывал кто-то из старожилов фирмы.
Итог один: обиженный начинает вынашивать коварные планы мести. Если он пользуется в коллективе формальным или неформальным авторитетом, вокруг довольно быстро объединяются остальные коллеги, и месть становится всеобщим делом.
Методика
Фантазия моберов ограничивается степенью их интеллектуального развития. И, разумеется, служебным положением.
Заполучать в качестве главного злопыхателя генерального директора фирмы не рекомендуется: травля окажется до смешного короткой. Самое распространенное орудие мобинга столь же банально, сколь и эффективно. Это сплетни, которые заботливо культивируются и распространяются через любопытные уши. Достаточно появиться в офисе с кругами под глазами, и среди коллег тут же проползет слух о том, что ты уже пятый день пьешь, смешивая односолодовое виски с жигулевским пивом.
Подъедешь к офису на новой машине — тебя тут же запишут во взяточники и будут прочить головокружительную криминальную карьеру. Другой вариант мобинга — это мелкое вредительство. Оно может быть откровенным — гнутые скрепки в столе, острые кнопки на стуле или вирус, запущенный в твой компьютер. Скрытое вредительство опаснее всего. Это когда ты думаешь, что твои указания выполняются, а вместо результата получаешь круглые глаза и жалобы на рассеянный склероз и раннего Альцгеймера.
Итог
Все эти старания приведут к тому, что любой твой поступок будет оцениваться негативно. Не остался после работы? Не радеет об интересах фирмы. Остался? Не справляется с работой в основное время. В общем, каждый твой вздох будет сопровождаться критикой и мелкими придирками, которые со временем будут только нарастать. Подвергнувшись мобингу, ты довольно быстро окажешься в социальной изоляции. Психологи отмечают, что в таких ситуациях человек быстро теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным. Формируется хронический стресс и сопутствующие симптомы — головная боль, бессонница, нарушения кровообращения и т.п. На работе все валится из рук, какой-либо энтузиазм исчезает начисто.
В итоге проще сменить рабочее место, чем продолжать трудиться в таких условиях.
Действия
Чтобы четко понять, с чем тебе придется бороться, представь себе, что ты прогуливаешься неподалеку от группы болельщиков «Спартака». При этом ты одет в красно-синей цветовой гамме. Для чистоты эксперимента можешь мысленно крикнуть: «ЦСКА — чемпион». Решать, убегать тебе или драться, нужно очень быстро, благо оценить надо всего две вещи. Во-первых, свои силы: готов ли ты в одиночку бороться против коллектива? Во-вторых, насколько ты любишь и дорожишь своей футбольной командой (или рабочим местом): стоит ли оно того, что бы начинать за него войну?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов отрицательный, лучшим выходом будет написать заявление об увольнении. Вряд ли кто-то упрекнет тебя в трусости или безволии за отказ от борьбы с агрессивной толпой за пустую идею. Если же ты твердо решил драться, возьми на вооружение наши советы.
Стань злопамятным
Если при достаточном уровне злости ты жалуешься на плохую память, начинай записывать все нанесенные тебе обиды. Заведи для этой цели дневник. Так и пиши: «Сегодня в 11:24 Иванов коварно наступил мне на ногу, после чего рассмеялся в лицо. Сволочь». Поступать таким образом советуют немецкие психологи.
Зафиксированные выпады помогут оценить силы противников, понять, кто именно к ним относится, какова роль каждого фигуранта и можно ли назвать атаку хорошо спланированной и системной. Кроме того, имея перед глазами фактически схему военных действий, ты сможешь разработать комплекс ответных мер.
Выяви зачинщика
Почти наверняка инициатива исходит (или изначально исходила) от одного человека. Возможно, даже без анализа своих записей ты сможешь его выявить — скорее всего, это тот, с кем у тебя остался неразрешенный конфликт. Теперь самое время попытаться наладить с заводилой контакт и ликвидировать ссору. Возможно, выручит доверительная или, наоборот, жесткая беседа. Если зачинщик — личность действительно авторитетная, мобинг должен сойти на нет.
Найди «слабое звено»
На древнеримских стадионах даже после самых скучных поединков находились граждане, поднимавшие большой палец вверх из желания спасти жизнь нерадивым гладиаторам. Среди атакующих коллег тоже наверняка найдутся те, кто в глубине души тебе симпатизирует и молчит в ходе обсуждения твоего нового галстука в горошек. Сблизившись с ними, ты практически внедришь диверсанта в тыл врага. Отныне при разговорах о твоей одиозной персоне иногда будут раздаваться и одобрительные голоса.
Найди товарищей по несчастью
Вполне вероятно, что ты не единственный, кто подвергается мобингу в вашем дружном коллективе. Если кто-то из твоих коллег также постоянно вынужден терпеть нападки и провокации со стороны сослуживцев, у вас с ним наверняка найдется пара-тройка общих тем для разговора. Вряд ли вы сможете заключить непобедимый альянс, но, по крайней мере, у тебя появится психологическая отдушина, которая поможет быстрее справиться с другими проблемами.
Исключи ошибки по работе
Даже если офис превратился для тебя в поле психологического боя, это не значит, что нужно забывать о работе. Твои оппоненты только и ждут, когда ты, увлекшись противостоянием с ними, начнешь игнорировать свои непосредственные обязанности. Поверь, прибежать к твоему начальнику с криком: «Иванов опять завалил поставку насосов в регионы!» — будет для них величайшей отрадой. Избежать этого явно в твоих интересах. Начав войну с невзлюбившими тебя коллегами, работай так, как будто от этого непосредственно зависит твоя жизнь. Кстати, в каком-то смысле так и есть.
Апеллируй к сильным
Любой компетентный руководитель понимает, что мобинг в его коллективе вредит бизнесу. Естественно, он постарается его предотвратить. Потому после особо коварной провокации не постесняйся обратить на нее внимание шефа. Скорее всего, он вмешается (если, конечно, он не главный мобер, хотя в этом случае ты уже ищешь новое место работы). И вообще, раз уж тебя всячески пытаются очернить перед начальством, при первой возможности демонстрируй свою белизну и пушистость. А вот ответных выпадов в сторону коллег лучше избегать — даже на войне не все средства хороши.
Профилактика
Добившись более или менее высокой должности, ты фактически исключаешь себя из числа потенциальных объектов мобинга. Однако взирать свысока на мышиную возню твоих подчиненных — худшее, что может предпринять начальник. Мобинг губителен для коллектива в целом. Говорить о работе в условиях, когда большая половина сотрудников занята распусканием слухов и плетением интриг, просто бессмысленно. Поэтому, чтобы уменьшить или исключить вероятность мобинга во вверенной тебе команде, прими во внимание следующее.
Избавься от блатных
Если ты хоть как-то можешь влиять на подбор персонала, введи жесткое табу на прием на работу родственников и старых друзей своих сотрудников. Наличие родовых кланов естественно ведет к возникновению среди них чувства собственной элитарности и безнаказанности. Практика показывает, что именно среди таких спевшихся «междусобойчиков» чаще всего зарождаются моберские инициативы. Правда, ситуация может сложиться и с точностью до наоборот: взятый на работу родственничек займет вакансию, о которой давно мечтал кто-то из «ветеранов». Он-то и поведет коллектив в атаку на новичка.
Введи коммунизм
Мы не призываем тебя строить общество всеобщего благоденствия в отдельно взятом коллективе. Просто постарайся обеспечить подчиненным более или менее равные условия труда и оплаты. Не допускай, например, чтобы новые офисные кресла с массажером спины и встроенной кофеваркой поступали сотрудникам по очереди: «апгрейди» все рабочие места одновременно. Постарайся, чтобы сотрудникам было как можно сложнее узнавать о цифрах в платежной ведомости. Наконец, избегай появления у тебя любимчиков, особенно женского пола, или хотя бы держи свои симпатии в тайне.
Обеспечь доступ к информации
Если какие-то сведения о делах фирмы не предназначаются для ограниченного круга пользователей, например топ-менеджмента, они должны быть действительно общедоступными. Сделать их таковыми помогают разного рода совещания, планерки и летучки. Все это позволяет держать сот рудников в курсе основных информационных потоков. Как следствие, в коллективе отсутствует каста избранных, которая раньше других узнает важную информацию. И всячески стремится этим злоупотребить.
ГРУППА РИСКА
Если ты попадаешь в одну из данных категорий, вероятность подвергнуться мобингу резко возрастает.
• Сотрудник со стороны
Крепостное право у нас отменили более 150 лет назад, но перекупать особо ценные души принято до сих пор. Такой сотрудник на новом месте получает привилегии как минимум по трем параметрам: заработная плата, внимание начальства и неприязнь коллег.
• Неопытный новичок
Если ты не служил в армии и избежал дедовщины, на первом рабочем месте тебе наверняка придется с лихвой вкусить все е прелести. Это, конечно, не совсем мобинг, но тоже вполне может навести на мысли об увольнении.
• Пенсионер
«Дорогу молодым!» Прикрываясь таким жизнеутверждающим лозунгом, товарищей возрастом под 50 и старше обвиняют в склерозе, старческом слабоумии, несовременности и прочих несовместимых с трудовой деятельностью чертах. Если ты оказался таким пенсионером и не занимаешь кресло директора или министра, мобинг по отношению к тебе почти неизбежен.
7 причин, почему коллеги тебя не любят и как это исправить
И это нормально. Может быть, вам все равно, нравитесь ли вы своим коллегам; однако вам должно быть все равно, если вы им не нравитесь. Тихий одиночка не обязательно помешает вам внести свой вклад и быть частью команды, но активная неприязнь может негативно сказаться на вашей карьере. В конце концов, чем менее вы симпатичны, тем меньше вероятность того, что другие будут сотрудничать с вами, добровольно помогать вам, когда вам это нужно, или рекомендовать вас для продвижения по службе.
Вы все время тянете одеяло на себя
Нам всем нравится получать похвалу и признание за свою тяжелую работу. Это то, что ценят все – не только вы.
Но если работник озабочен только созданием успешной карьеры, его довольно трудно любить.
Как это исправить: будьте милосердны в своем успехе и отдавайте должное там, где это необходимо. Когда вы достигли успеха, не забудьте тех, кто помогал вам на этом пути.
Вы не замечаете своих ошибок
Все делают ошибки – это нормально. Самое важное – работать над их устранением. И не делать вид, что проблем не существует.
Как это исправить: позвольте себе быть более уязвимым на рабочем месте, признав свои ошибки, извинившись за них и, если это необходимо, попросив помощи в решении проблемы, советует Шевиц.
Вы любите жаловаться
Все мы время от времени жалуемся на работу. Но постоянные жалобы своим коллегам не помогут никому-и меньше всего вам самим.
Как это исправить: если вы постоянно недовольны своей работой, возможно, пришло время искать новую. Определите свои самые большие проблемы и начните искать место, где этих проблем не будет.
Вы антисоциальны
Конечно, бывают моменты, когда люди предпочитают держаться особняком, это не значит, что это должно входить в привычку. Когда речь заходит о коллегах, общение может иметь большое значение.
Как это исправить: приложите усилия, чтобы узнать своих коллег как людей. Согласитесь на незапланированную случайную встречу после работы или предложите пообедать с коллегой. Мало того, что вы будете более симпатичны, но исследования показывают, что связь с другими сотрудниками действительно может сделать вас более вовлеченным и счастливым на вашей работе.
Негативный язык тела
Просто обмениваться любезностями с коллегами может быть недостаточно, особенно если язык вашего тела говорит обратное. Подумайте, как часто не смотрите на коллегу, скрещиваете руки на груди, сутулитесь? Вы отталкиваете ваших коллег.
Как это исправить: Пойдите на занятия йогой или балетом, чтобы улучшить осанку, или запишитесь на курсы красноречия.
Неуважение к чужому пространству и времени
Неуважение к чьему-то личному пространству или трата чьего-то времени часто интерпретируются как личное оскорбление.
Как это исправить: не думайте, что ваши коллеги будут постоянно под вас подстраиваться. Помните, что у них есть свои обязанности и приоритеты, которые требуют их внимания. Предупредите их, позвонив по телефону или электронной почте и спросив, есть ли у них время поговорить. Кроме того, будьте внимательны к громкости вашего голоса и старайтесь не решать личные проблемы на работе.
Сплетни
Людям, как правило, нравятся те, кому они могут доверять, и сплетни – это быстрый способ показать своим коллегам, что вы не можете быть надежным партнером. Сплетни входят в число основных видов поведения, которые снижают шансы сотрудника на продвижение по службе.
Как это исправить: помимо того, что вы сами не должны заниматься офисными сплетнями, избавьте себя от искушения поддержать коллегу, который сплетничает. Возможно, вы никогда не будете нравиться всем – и это нормально – но вы можете сделать так, чтобы ваши коллеги не считали вас откровенно неприятной личностью. Вы будете приятно удивлены тем, как мало усилий требуется, чтобы оказать большое влияние на мнение ваших коллег о вас.
7 причин, почему коллеги тебя не любят и как это исправить
Корпоративная культура давно вышла за рамки дресс-кода и субординации. Сегодня это безопасная среда, дружеская атмосфера, команда единомышленников, семья.
Но не каждый ищет друзей на работе, многие видят коллег соперниками. Это нормально. И если за любовь бороться не обязательно, то с нелюбовью бороться надо.
Крадёшь чужую славу
Чаще этим грешат тимлиды и менеджеры.
Что делать?
Будь благодарен и делись успехом с командой, или в следующий раз на самом деле всё придётся делать самостоятельно.
Не признаёшь свои ошибки
Или перекладывать вину на других.
Коллеги не станут думать хуже, если ошибиться и взять ответственность за последствия. Но количество доброжелателей точно уменьшится, если постоянно прикрываться другими.
Что делать?
И ещё, страх сделать ошибку только увеличивает вероятность накосячить по-крупному.
Постоянно жалуешься
Что делать?
Антисоциальное поведение
Привет, интроверты/ мизантропы/ социофобы.
Что делать?
Иногда вылезать из раковины офисного отшельника. Общение с коллегами и начальством в неформальных условиях помогает наладить рабочие процессы, развить эмпатию и просто расслабиться.
Агрессивная невербалика
Повседневной вежливости недостаточно для налаживания хороших отношений. Особенно если язык тела идёт вразрез словам.
Что делать?
Контролировать тело. Улучшить уровень самопрезентации на физиологическом уровне помогут уроки танцев, йога, кружки ораторского искусства.
Не уважаешь чужие границы
Вторгаясь в личное пространство, человек автоматически получает минус в карму. К теме границ относятся не только рабочее место и сам человек, но офисное пространство и рабочие процессы в целом.