что делать если в классе меня не любят
Что делать если в классе меня не любят
Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.
«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.
Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.
Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:
Почему ребёнок становится в школе изгоем
Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.
Причина 1. Нестандартная внешность
Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.
Причина 2. Проблемы физического плана
Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.
Причина 3. Неумение за себя постоять
Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.
Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей
Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.
Причина 5. Собственные интересы
Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.
Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших
В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.
Причина 7. Частые пропуски школы
Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.
Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.
Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем
Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:
Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.
Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.
Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе
В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.
Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.
Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.
Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.
Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.
Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.
Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.
Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.
Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.
Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.
Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.
В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.
«Мама, меня не любят в классе…»
Я знаю одну девочку, которую очень не любили одноклассники. С виду это был совершенно обычный ребенок, из благополучной семьи, с хорошим поведением и прилежанием. Но, увы, была изгоем… Так чем же она так отличалась от сверстников, что большинство испытывали к ней неприязнь? Главной ее особенностью была болезненность, даже не само состояние здоровья, а ее отношение: ребенок далеко не по-детски рассуждал о своих заболеваниях. В этом было даже какое-то самолюбование – дескать, вот, я не такая, как все вы. А дети очень чувствительны к эдакому несколько высокомерному способу самопрезентации. Наверное, именно по этой причине девочку не любили, ни в детском саду, ни в школе.
Накануне нового учебного года хочется уделить внимание такой непростой теме, как отверженность ребенка в коллективе. Мне приходилось наблюдать детей-изгоев во время работы школьным психологом.
Что происходит, когда ребенок и родители осознают, что его не принимают в коллективе? Чаще всего, думают, что дело в самом коллективе, и переводят ребенка в другой класс или даже школу. Но и новая группа через время демонстрирует стойкое неприятие «новенького». Вывод очевиден – дело в индивидуальных особенностях самого дитяти. Какие же это особенности? Может быть, дело в успеваемости, в наличии или отсутствии лидерских качеств или просто в характере? Ни то, ни другое, ни третье. Практика показывает, что заядлые двоечники вовсю могут пользоваться популярностью среди ровесников благодаря своей необъяснимой харизме, интроверты, отнюдь не стремящиеся к лидерству находят свою нишу в любом коллективе. Ну а на характер можно списать вообще все, что угодно.
Мне кажется, главной ошибкой родителей ребенка-изгоя является нежелание понять причину сложившейся ситуации и отрицание своей причастности к ней. Ведь почти за десять лет моей практики ни один такой родитель не обратился ко мне (школьному психологу) за помощью. Может возникнуть вопрос: почему я сама бездействовала? Вот тут мы приходим к очень важному пониманию – задача психолога выявить и озвучить проблему, а вот решать ее приходится самому носителю этой проблемы. И ему выбирать, прибегать к помощи специалиста или нет. К сожалению, данная аксиома до сих пор не всем понятна. По сей день школьных психологов используют как «социальных пожарных», из серии «сделайте с ним что-нибудь»… Тут я вас разочарую: психолог – не скульптор, он не может обращаться с людьми как с материалом, и не важно, сколько человеку – 16 или 3 годика. Согласно Этическому кодексу, психологу допустимо работать с детьми возрастом до 14 лет только с согласия родителей. А они, как правило не спешат обращаться за помощью.
Давайте попробуем разобраться, откуда берутся дети-изгои? Первое, что приходит в голову – каждый ребенок начинает свою социализацию (процесс постижения социальных норм, правил и способа проявления себя в обществе) в семье. Именно здесь, рядом с мамой и папой он формирует свои представления о мире: насколько мир опасен, кому можно доверять в этом мире, как сообщать о своих потребностях и каким способом их удовлетворять.
Некоторое время назад ко мне за консультацией обратилась мама с сыном-подростком 13 лет. Проблема заключалась в неприятии мальчика одноклассниками из-за его неадекватного поведения. Неадекватность состояла в шутовской роли подростка. На мой вопрос, зачем он так себя ведет, мальчик ответил – «когда я дурачусь, всем весело». Но зачем лично ему необходимо, ЧТОБЫ ВСЕМ БЫЛО ВЕСЕЛО? Другими словами, он заботится не о себе, а о других. И все равно не достигает цели. Его не принимает коллектив. В таком ответе ребенка заложена жертвенная позиция: интересы других важнее моих. А ЖЕРТВУ ВСЕГДА БУДУТ ТРАВИТЬ! В заключение консультации я предложила маме мальчика в следующий раз прийти одной, чтоб попытаться прояснить, какие родительские установки могли спровоцировать подобное поведение. Но она так и не пришла…
Это довольно распространенная родительская позиция – вот мой ребенок, работайте с ним, а я ни при чем. В таком подходе нет главного – понимания, что основные агенты влияния на ребенка – его родители. И психокоррекция ребенка возможна только вкупе с родительским консультированием (на два занятия ребенка приходится 1 родительская консультация).
Мне остается только предполагать, что могло повлиять на формирование такого способа адаптации. Ведь мальчик убежден, что так он может заслужить благосклонность окружающих – привлекая к себе внимание. А поскольку каждый индивидуум в известной степени эгоист – такая особенность в человеке рано или поздно начнет раздражать. Вероятно, потребность во внимании у ребенка настолько явно выражена, насколько слабо удовлетворяется в семье. И ему остается только пытаться насытиться вниманием в школе…
Тема детей-аутсайдеров очень глубокая. В рамках одной статьи невозможно дать полный ее анализ и предоставить все способы ее решения. Своей задачей я считаю смещение акцента в этом вопросе с детского коллектива на семью.