что делать если утратил веру в бога

Как снова обрести веру в Бога?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Два года назад я очень тяжело заболела, мне начало тогда казаться, что я схожу с ума. Я не могу сказать, что я была образцовой христианкой до этого, но молитвы и чтение Евангелия были для меня обязательными (некоторое время живу в Европе, и тут нет православных храмов, но дома я ходила).

Когда я заболела, то постепенно перестала читать и молиться. С одной стороны, мне было слишком тяжело, и еще я как будто перестала понимать смысл этого.

Когда я, наконец, пошла к врачу, мне поставили диагноз рекуррентная депрессия средней тяжести, то есть повторяющаяся через определенные промежутки депрессия. Я до сих пор принимаю лекарства и посещаю психотерапевта, и мне, конечно же, намного лучше, чем было. Я почти вернулась в нормальное состояние, но я не могу вернуть свою веру. У меня по-прежнему не получается искренне молиться и внимательно читать Евангелие. Даже хуже: я чувствую очень часто злость и обиду на Бога за это испытание. Я не могу понять, за что мне это, почему это случилось со мной; уверена, что молитвы мне уже не помогут, так зачем я должна стараться?

Когда я хожу в церковь, то всегда начинаю плакать от тяжелых воспоминаний, обиды, уверенности, что так все плохо всегда и будет. Не могу сказать, что теперь я не верю в Бога, я не нахожу в вере никакого утешения, поддержки или сил. Я часто бываю уверена, что Он оставил меня, что я буду и дальше мучиться, и тогда я начинаю злиться.

Как мне избавиться от таких греховных мыслей? Как я могу опять обрести веру и полюбить Господа?

что делать если утратил веру в бога. Смотреть фото что делать если утратил веру в бога. Смотреть картинку что делать если утратил веру в бога. Картинка про что делать если утратил веру в бога. Фото что делать если утратил веру в бога

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Яна, когда в ситуации так много обстоятельств, да еще и депрессия, очень сложно обойтись письмом. Поэтому я Вам напишу то, что можно, исходя из Вашего послания, и сразу посоветую каким-то образом найти возможность лично побеседовать со священником. Вы не написали, в какой именно стране Вы живете, но в Европе очень много православных храмов, и они есть в том числе и на территории тех стран, большинство населения которых исповедуют католичество или протестантизм. Поэтому, пожалуйста, посмотрите, где расположен ближайший к Вам православный храм, и постарайтесь с ним связаться. Может быть, Вы живете рядом с границей, и сможете приехать в соседнюю европейскую страну в храм? Подумайте.

И вот оказывается, что сам по себе человек не слишком горит молитвой, чтением Писания. Он ленится встать и пойти, чтобы поучаствовать в храме в соборной молитве, он оставляет всенощные бдения, а потом и литургии, он подолгу не причащается. Все это становится так тягостно, и чем дальше. тем труднее дойти до храма. Он оставляет чтение Писания и молитвы: всегда есть дела важнее, интереснее, есть, на что употребить время. И вскоре человек начинает думать, что это все и не надо, что во всем этом нет никакого смысла. Человек как бы забывает, что еще недавно он этот смысл видел, он все делал и знал, зачем. Откуда эта перемена? А просто человек оказался в ситуации, когда пришло время опираться на свои силы, а опираться не хочется, хочется, чтобы тебя взяли о понесли дальше на руках. Что же делать? Взывать к Богу о помощи и делать то, что надо, даже через силу: надо помолиться – Господи, помоги! – и начать читать молитвы. Надо прочитать Евангелие (хоть главу в день) – Господи, помоги! Трудно, не могу. – и открыть книгу и начать читать. Надо поискать храм, поехать. Господи, помоги! – сесть в машину, автобус или на электричку и доехать. Сперва это очень трудно, но постепенно Вы начнете вставать на ноги, Вы начнете взрослеть в духовном плане, Ваши исповеди станут боле осмысленными, глубокими. Только не оставляйте Церкви и не переставайте взывать к Богу о помощи!

Потому что в тот момент, когда нормально было бы взрослеть, враг рода человеческого подкидывает те мысли, которые Вы и перечислили: все бессмысленно, не нужно, Бог совсем оставил. Это ложь! Господь вот, здесь! Но один «возрастной» период внутренней жизни сменяется другим. Кризис неизбежен, и надо не опускать руки, а, напротив, действовать!

Возможно, в той же модели Вы живете и в других сферах жизни. Депрессия, которая сопровождается общим спадом настроения. ощущение бессмысленности, бессилия и так далее – это часто результат того, что в какой-то ключевой момент человек не взял в свои руки то, что должен был взять. Например, заботы о своем здоровье, финансовом благополучии, реализацию в профессии и так далее. И рецепт тут такой же – понять, где Вы упустили свою жизнь, и не ждать помощи извне, а делать то, что нужно делать именно Вам, потому что никто за Вас этого не сделает.

Менять модель поведения непросто, но это очень хорошее дело, и дай Вам Бог добрых плодов на этом пути!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Источник

Как обрести веру?

Из Свя­щен­но­го Писа­ния:

Се, стою у две­ри и сту­чу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, вой­ду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ).

И взы­щи­те Меня и най­дё­те, если взы­щи­те Меня всем серд­цем вашим ( Иер.29:13 ).

Если жела­ешь пре­муд­ро­сти, соблю­дай запо­ве­ди, и Гос­подь подаст её тебе ( Сир.1:26 ).

Пре­по­доб­ный Силу­ан Афон­ский:
Гор­дость не дает душе всту­пить на путь веры.
Неве­ру­ю­ще­му я даю такой совет: пусть он ска­жет: «Гос­по­ди, если Ты есть, то про­све­ти меня, и я послу­жу Тебе всем серд­цем и душою». И за такую сми­рен­ную мысль и готов­ность послу­жить Богу, Гос­подь непре­мен­но про­све­тит… И когда Гос­подь про­све­тит тебя, тогда душа твоя почув­ству­ет Гос­по­да; почув­ству­ет, что Гос­подь про­стил её, и любит её, и это ты из опы­та позна­ешь, и бла­го­дать Свя­то­го Духа будет сви­де­тель­ство­вать в душе тво­ей спа­се­ние, и захо­чешь тогда кри­чать на весь мир: «Как мно­го нас любит Гос­подь». (Из кни­ги “Ста­рец Силу­ан Афон­ский”).

Свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский:
Источ­ник неве­рия есть гор­дость; неве­ру­ю­щий внут­ренне гово­рит: дру­гие гово­рят так, а я не согла­ша­юсь с тем, что они гово­рят; я хочу верить и гово­рить ина­че. Зна­чит, неве­рие уни­чи­жа­ет сло­ва дру­гих и свои мыс­ли сер­деч­ные, свои сло­ва постав­ля­ет выше мыс­лей и слов дру­гих. – Пото­му, что­бы иметь искрен­нюю, сер­деч­ную веру, непре­мен­но нуж­но сми­рить­ся серд­цем. Гос­подь Спа­си­тель, по чело­ве­че­ству Сво­е­му, был кро­ток и сми­рен серд­цем и нам пока­зал при­мер вели­чай­ше­го смирения.

Ходя, сидя, лежа, собе­се­дуя, зани­ма­ясь – во вся­кое вре­мя молись серд­цем о даро­ва­нии веры и люб­ви. Ты не про­сил еще как сле­ду­ет, с жаром, с посто­ян­ством, не имел твер­до­го наме­ре­ния стя­жать их. Отсе­ле ска­жи: се, начах (вот, я начал). Когда на пути к Богу и Его Небес­но­му Цар­ству будешь встре­чать пре­пят­ствия, постав­ля­е­мые диа­во­лом: сомне­ния и неве­рие серд­ца, так­же сер­деч­ную зло­бу (ино­гда к лицам, сто­я­щим без­услов­но­го почте­ния и люб­ви), рав­но и дру­гие стра­сти, – не воз­му­щай­ся ими, но знай, что они – дым и смрад вра­га, кото­рый прой­дет от еди­но­го мания Гос­по­да Иису­са Хри­ста. (Из дневников).

Свя­щен­ник Кон­стан­тин Пархоменко:
Когда чело­век гово­рит, что в нём нет веры, и он хочет пове­рить, очень помо­га­ет такой при­ём. Я гово­рю: похо­ди­те 2–3 меся­ца в храм. Еженедельно.
При­ча­щать­ся не надо, испо­ве­до­вать­ся тоже не надо. Про­сто при­хо­ди­те, стой­те и пытай­тесь молить­ся вме­сте со все­ми. И гово­ри­те Богу: «Я, чест­но гово­ря, не знаю, есть ли Ты, Гос­по­ди, но про­шу, открой­ся, дай мне Тебя почувствовать…»
Даль­ше: Еже­днев­но утром и вече­ром молить­ся хотя бы 5–10 минут. Читать молит­вы, кото­рые я пока­жу. (Это что-то из Утрен­них, Вечер­них, Еже­днев­ных молитв, фраг­мен­ты Ака­фи­стов.) Обя­за­тель­но при­бав­лять молит­ву сво­и­ми словами.
Далее: Каж­дый день читать по 2 гла­вы Ново­го Заве­та. Луч­ше утром и в тече­ние дня раз­мыш­лять над про­чи­тан­ным (хотя бы по доро­ге на работу).
Еще: Ста­рать­ся жить эти 2 меся­ца по-хри­сти­ан­ски: тво­рить доб­рые дела, не обма­ны­вать нико­го, каче­ствен­но выпол­нять свою рабо­ту, стро­ить отно­ше­ния в семье и т.д.
И вот опыт пока­зы­ва­ет, что чаще все­го это­го ока­зы­ва­ет­ся доста­точ­но, что­бы чело­век почув­ство­вал Бога. Неви­ди­мо­го, но забот­ли­во­го, бла­го­слов­ля­ю­ще­го его, поддерживающего.
Гос­подь видит тру­ды чело­ве­ка и, соот­вет­ствен­но, откры­ва­ет­ся. «Про­си­те, и дано будет вам; ищи­те, и най­де­те; сту­чи­те, и отво­рят вам; ибо вся­кий про­ся­щий полу­ча­ет, и ищу­щий нахо­дит, и сту­ча­ще­му отво­рят» (Мф.7:7).
(Читать ответ пол­но­стью)

Игу­мен Никон (Воро­бьёв):
Для неве­ру­ю­щих или сомне­ва­ю­щих­ся кажет­ся самым глав­ным толь­ко уве­ро­вать или убе­дить­ся, что Бог есть. Они еще не зна­ют того, что мож­но веро­вать, быть убеж­ден­ным в бытии Божи­ем, а жить в про­тив­ле­нии Богу, как бесы, кото­рые веру­ют в Бога, тре­пе­щут пред Ним, а не поко­ря­ют­ся, не сми­ря­ют­ся, а со злоб­ной нена­ви­стью дела­ют все про­тив­ное воле Божи­ей. Бед­ные, сле­пые люди. Они не видят, не зна­ют, не чув­ству­ют духов­но­го мира, про­да­ют за чече­вич­ную похлеб­ку мир­ской жиз­ни свое пер­во­род­ство, высо­чай­шую честь и досто­ин­ство быть чада­ми Божиими.
Я все­гда и поныне убеж­ден, что ищу­ще­му Бога и жела­ю­ще­му жить по воле Его (т.е. по сове­сти, запо­ве­дям) – обя­за­тель­но будет дано уве­ро­вать или даже боль­ше: опыт­но убе­дить­ся в бытии Божи­ем и духов­но­го мира. Так гово­рит и Иисус Хри­стос: ищи­те Цар­ствия Божия, и это все (необ­хо­ди­мое для мате­ри­аль­ной жиз­ни) при­ло­жит­ся вам ( Лк. 12:31 ). Мно­го при­ме­ров, да и моя лич­ная жизнь – дока­за­тель­ство это­му. К сожа­ле­нию, нель­зя убе­дить дру­го­го без его соб­ствен­но­го жела­ния и тру­да. (Из кни­ги: “О нача­лах жиз­ни”).

Архи­манд­рит Рафа­ил (Каре­лин):
Какая раз­ни­ца меж­ду чело­ве­ком веру­ю­щим и неве­ру­ю­щим? Пред­по­ло­жим, веру­ю­щий и неве­ру­ю­щий име­ют одни и те же внеш­ние зна­ния, одну и ту же инфор­ма­цию, один и тот же уро­вень обра­зо­ва­ния. Но чем веру­ю­щий чело­век отли­ча­ет­ся от неве­ру­ю­ще­го? Отли­чие в том, что веру­ю­щий ощу­ща­ет Бога, име­ет сви­де­тель­ство о бытии Божи­ем в соб­ствен­ном серд­це, и это внут­рен­нее сви­де­тель­ство неот­де­ли­мо от молит­вы. Неко­то­рые спра­ши­ва­ют: «Что нам делать, что­бы пове­рить в Бога?» Ответ прост: жить по запо­ве­дям Божи­им и пре­бы­вать в молит­ве. Молит­ва дает душе чело­ве­ка реаль­ное дока­за­тель­ство Боже­ствен­но­го бытия. У нас есть само­оче­вид­ные дока­за­тель­ства суще­ство­ва­ния внеш­не­го мира: мы вос­при­ни­ма­ем его через транс­фор­ми­ро­ван­ные обра­зы наших орга­нов чувств; мы вос­при­ни­ма­ем его непо­сред­ствен­но как дан­ность, реаль­ность. И веру­ю­щий чело­век так же непо­сред­ствен­но, как реаль­ность, ощу­ща­ет мир духов­ный, вклю­чен­ность себя в этот мир, свою внут­рен­нюю связь – союз с Боже­ством – и посто­ян­ную зави­си­мость от Боже­ства. Имен­но этим веру­ю­щий отли­ча­ет­ся от неве­ру­ю­ще­го, хотя бы тот был по сво­им убеж­де­ни­ям иде­а­ли­стом. Поэто­му иде­а­лист – тот, кто рас­су­доч­но допус­ка­ет суще­ство­ва­ние Бога, счи­та­ет, что это наи­бо­лее веро­ят­ная тео­рия – и всё. А веру­ю­щий чув­ству­ет и ощу­ща­ет Бога.
(Из кни­ги: “Хри­сти­ан­ство и модер­низм”).

Епи­скоп Арсе­ний (Жада­нов­ский):
Вера, как и любовь, не дает­ся сра­зу и лег­ко; её нуж­но искать, её доби­вать­ся, и толь­ко со вре­ме­нем, после уси­лен­но­го духов­но­го дела­ния, вера овла­де­ва­ет всем нашим внут­рен­ним суще­ством и дела­ет­ся для нас жиз­нен­ным нер­вом, целию наше­го бытия.
(Из кни­ги “Духов­ный днев­ник”).

Кирилл Бори­сов, кате­хи­за­тор:
Бога мож­но позна­вать как внеш­ний объ­ект, а мож­но обра­тить­ся к Нему, как к любя­ще­му Отцу Небес­но­му, всту­пить в обще­ние с Ним посред­ством создан­ной Им Церк­ви. Ведь мож­но и чело­ве­ка рас­смат­ри­вать лишь с внеш­ней сто­ро­ны, а мож­но позна­ко­мить­ся с ним. Бог — это не некая “без­лич­ная сила”, с Богом мож­но и нуж­но всту­пить в лич­ное обще­ние. Что­бы не быть обма­ну­тым на этом пути пад­ши­ми духа­ми, Бог создал Цер­ковь, кото­рая слу­жит тес­но­му еди­не­нию чело­ве­ка и его Творца.
Суще­ству­ют рели­гио­ве­ды, кото­рые изу­ча­ют про­яв­ле­ния рели­ги­оз­но­сти у дру­гих людей, суще­ствую учё­ные, кото­рые изу­ча­ют сотво­рён­ный Богом мир и суще­ству­ют веру­ю­щие, кото­рые стре­мят­ся испол­нить волю Бога и пре­бы­ва­ют в обще­нии с Ним.

Источник

Православная Жизнь

«Все зло в мире от неверия. Если бы люди верили в Бога, они бы доверяли Ему, верили каждому Его слову и старались применить его в своей жизни. От веры рождаются все добродетели – человек учится любить по-настоящему и сам преображается от своей любви». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Вера в Бога – великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего. И естественно, что Родины своей он не любит, потому что Родина – это большая семья. Я хочу сказать, что все начинается с этого. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьей, ни с деревней, ни с Родиной. Вот это как раз и хотят сейчас разложить, для чего и насаждают это состояние расхлябанности…». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Поскольку вся сила, коею побеждаются враги наши, порождается в нас от неверия себе самим и упования на Бога, то надлежит тебе, брате мой, запастись точными ведениями относительно сего, чтоб с Божией помощью всегда носить в себе и хранить такую силу… Как сказал Господь: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5); так что всю жизнь свою, все дни и все минуты мы неотложно должны хранить в себе чувство, убеждение и настроение, что ни по какому поводу, ни по какому помыслу не позволительно нам положиться и возуповать на самих себя». (Преподобный Никодим Святогорец).

«Неверие бывает от гордости. Горделивый человек своим умом и наукою хочет познать все, но ему не дается познать Бога, потому что Господь открывается только смиренным душам. Смиренным душам Господь показывает Свои дела, которые непостижимы для нашего ума, но открываются Духом Святым. Простым умом можно познавать только земное, и то отчасти, а Бог и все небесное познается Духом Святым. Некоторые всю жизнь трудятся, чтобы узнать, что есть на солнце, или на луне, или иное что, но вот нет пользы от этого душе. А если будем стараться узнать, что есть внутри сердца человеческого, то увидим: в душе святого – Царствие Небесное, а в душе грешного – мрак и мучение. И это полезно знать, потому что мы вечно будем пребывать или в Царстве, или в мучениях». (Преподобный Силуан Афонский).

«Гордой душе Господь не являет Себя. Гордая душа, хотя бы все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своею не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. Если бы мы были смиренны, то Господь, по Своей любви, все показал бы нам, открыл бы все тайны, но горе наше в том, что мы не смиренны, гордимся и тщеславимся всяким пустяком, и тем мучаем и самих себя и других». (Преподобный Силуан Афонский).

«Жалко мне бедных людей, которые не знают Бога. Они гордятся, что летают; но это совсем не дивно: и птицы летают и славят Бога; человек же, творение Божие, оставляет Творца. Но ты подумай, как ты будешь стоять на Страшном суде Божием? Куда ты убежишь и где ты скроешься от лица Божия? Много молю я Бога за вас, чтобы все вы были спасены и вечно радовались со ангелами и со святыми. И вас умоляю: покайтесь и смиритесь, порадуйте Господа, Который желанно и милостиво ждет вас. Господь душе, которую Он возлюбил, дает скорбь о народе, чтобы она молилась со слезами». (Преподобный Силуан Афонский).

«Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: «Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою». И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу, Господь непременно просветит… И тогда душа твоя почувствует Господа; почувствует, что Господь простил ее, и любит ее, и это ты из опыта познаешь, и благодать Святого Духа будет свидетельствовать в душе твоей спасение, и захочешь тогда кричать на весь мир: «Как много нас любит Господь»». (Преподобный Силуан Афонский).

«Укоряет Апостол тогдашних учеников, яко неведующих благодати, говоря: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13, 5), – за леность вашу не преуспеятельны. Почему таковые и дивных свойств молитвы, действом Духа Святого производимых в неких, не приемлют (не признают за истинные) по причине неверия и высокомудрия». (Преподобный Григорий Синаит).

«Всякий верный есть участник сыноположения Духа по вере, но остается без действия Его и непросвещенным, лишившись света и жизни Иисусовой вследствие беспечности и неверия». (Преподобный Григорий Синаит).

«Утрачивающие благодать терпят это за неверие и беспечность и вновь находят ее посредством веры и усердного искания. С помощью этих они всегда подвигаются вперед. От противоположных же им (неверия и беспечности) возвращаются назад совершенно. (Преподобный Григорий Синаит).

«Ныне же, поскольку и бывшие ранее и бывшие позднее, к те и другие и все обрекли себя на неверие, Бог, по Своей власти, данной Его праведным судом, тех, которых пожелал помиловал. Пожелал же и помиловал нас, сущих из язычников, лучше же сказать – всех, поелику Он – Бог всех; потому что Бог пожелал с нас начало положить Своей милости, а не с тех, которые до ныне упорствуют; но и не от тех совершенно отвратился; потому что чрез нас и для них, если они пожелали бы, отверста дверь спасения, и тех из них, которые приходят к нашей Церкви, с радостью приемлет; потому что они споткнулись не для того, чтобы упасть, но чтобы вследствие их ошибки пришло спасение для нас, прежде пребывающих в неверии, что воспалило бы их ревность и привлекло к подобному же спасению, если только они умышленно не смежат очи, и не заткнут уши, чтобы, если, увидят, услышат и уверуют, не случилось им спастись». (Святитель Григорий Палама).

Источник

Что делать, если потерял веру?

«Даже не знаю, мне кажется, что я больше не верю. И что с этим делать, ума не приложу. » Эти слова я слышу ежедневно со всех концов земли, от представителей любых христианских направлений, с каждой ступеньки социальной лестницы.

Все они когда-то были очень набожны, но теперь, по разным причинам, почва веры уходит у них из-под ног – и они в панике.

Их страх понятен. Это действительно довольно страшно. Одно дело ставить под вопрос церковные устои или указывать на пробелы в религиозных системах, которые придумали сами люди, или даже покритиковать Библию и способы ее толкования. Со всем этим можно жить. Мы можем проходить через эти кризисы, но все равно продолжать твердо верить в то, что Бог есть и что Он благ. Бывают такие дни, когда это единственное, во что мы верим, но, как правило, этого достаточно.

Утрата веры – это больше, чем слабость воли.

Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?

Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.

Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.

Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.

Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.

Возвращение

И все равно нужно что-то делать. Вопрос – что?

Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».

Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.

Меньше поворотов – быстрее к намеченной цели

Вы увидите, как чувство благодарности поведет вас прямой дорогой к потерянному чувству веры. Оно очистит путь к Богу от всякой грусти, разочарований, сомнений и даже религиозности.

Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы помочь вам справиться с вашими сомнениями, и Он точно знает, через что вы проходите, и почему вам сейчас так трудно верить.

Возможно, сейчас вы и правда утратили ту веру, что всегда была у вас, или вы просто немного изменились сами. В любом случае, это возможность сделать глубокий вдох, посмотреть вокруг и радоваться по пути всему, что видите.

Если большая вера вам сейчас не под силу, пусть пока будет так. Держитесь!

Источник

Схиархимандрит Иоаким (Парр): Как не потерять веру?

— Отец Иоаким, мы рады приветствовать Вас на страницах Интернет-портала «Православие и Мир». Хотелось бы спросить про пребывание в вере. Как известно, бывают периоды взлета, падения, бывает и охлаждение в вере. Как не потерять веру? Как не допустить, чтобы охлаждение веры стало постоянным?

— Я думаю, многие люди делают ошибку в вопросах веры. Мы пытаемся иметь концептуальное понимание веры. У нас настолько много идей уже присутствует в жизни, что среди них идея веры теряется. А вера имеет связь с нашими взаимоотношениями с Богом. И Бог — это не концепция, Бог — это Личность. Следовательно, мы должны иметь живые взаимоотношения с Богом для того, чтобы продолжать верить.

А когда главное в нашей жизни — это отношения с самим собой или с кем-то другим, и центром этого союза не является Бог, тогда мы постоянно ищем, с кем мы хотим основать эти отношения — с самим собой, с другими людьми, с миром. Потому что все новые и новые идеи возникают вокруг, и мы тоже пытаемся найти и им место в нашей жизни. Потому что наша вера — интеллектуальная, а не происходит из опыта.

Следовательно, чтобы поддерживать огненный интерес веры, человек должен быть вовлечен в отношения любви, которые заключаются, прежде всего, в том, что человек понимает, что Бог любит его первым. И Он говорит нам: ты способен любить, потому что Я первым возлюбил тебя.

Наша вера ослабевает, мы непоследовательны в своей любви к Богу, потому что мы не понимаем, что здесь мы находимся из-за Божией любви.

что делать если утратил веру в бога. Смотреть фото что делать если утратил веру в бога. Смотреть картинку что делать если утратил веру в бога. Картинка про что делать если утратил веру в бога. Фото что делать если утратил веру в бога

— Каждый из нас должен стараться видеть свои грехи, каяться в них пред Богом. Это наше самое главное духовное делание. И как тут выбрать правильный путь?

— Покаяние — это радикальное изменение в направлении нашей жизни. Не просто уклонение в какую-либо сторону, а полное изменение. Для большинства из нас, если не для всех, цель и направление нашей жизни — это мы сами. Все, что происходит, это все «обо мне». И таким образом, для того, чтобы покаяться, надо изменить направление своей жизни — эгоизм, одержимость своими желаниями и нуждами, то направление, внутри которого мы видим все и всех только в той мере, в которой они соотносятся с нами лично.

Покаянием будет радикальное изменение в прямо противоположное направление — от меня к Богу. Вот что такое покаяние: это изменение внимания, фокуса внимания с себя на Бога. С этого момента я вместо того, чтобы жить для себя, живу для Бога. И тогда все в нашей жизни меняется, потому что мы все время делаем все, что возможно, для тех, кого любим. Обычно мы любим самих себя, поэтому мы делаем все, что приносит нам удовольствие. Но когда мы любим Бога, Он говорит: если любишь Меня, люби и своего ближнего. И Он зовет нас к святости. Но мы не можем ответить на этот призыв до тех пор, пока мы не изменим это направление.

— Отец Иоаким, бывают грехи постоянные, которые тянутся, сопровождают человека в течение продолжительного времени. Например, обидчивость или раздражительность. Как бороться с такими грехами?

— Вы, вероятно, говорите о страстях. Страсть — это тот грех, который совершается часто и через это становится неотделимой частью нашей жизни. Мы начинаем реагировать автоматически на этот грех.

Одна из болезней мужчин- нечистые желания в отношении женщины. С момента, как ты становишься молодым человеком, тебе говорят, что это естественно — испытывать желание к женщине, похотливое желание. И поэтому, идя по улице, даже не осознавая того, мы оборачиваемся на женщину, чтобы посмотреть на нее с вожделением. И эта старая привычка стала частью нашей жизни.

И мы должны понимать, что страсти всегда иррациональны. Возьмем, например, такую ситуацию: мужчина 50–60 лет идет по улице и видит молодую привлекательную девушку. И в мгновение его мысли пропитываются похотливым размышлением. Грех, который он совершает, иррационален: прежде всего, это человек уже в возрасте и эту девушку, вероятно, вообще не заботит его существование. И хотя этот поступок иррационален, мы все равно его совершаем.

что делать если утратил веру в бога. Смотреть фото что делать если утратил веру в бога. Смотреть картинку что делать если утратил веру в бога. Картинка про что делать если утратил веру в бога. Фото что делать если утратил веру в бога

Такого рода страсти ослепляют нас. Мы развиваем в себе предрассудки и ведем себя подобным образом с другими. Мы становимся жадными, мы хотим слишком многого. Все это занимает всю нашу жизнь.

— В наше время, возможно, это в значительной степени связано с появлением электронных средств коммуникации, когда можно сидеть за клавиатурой компьютера, работать, но на самом деле это самообман — ты просто проводишь время в привычной для тебя обстановке. Это тоже превращается в некую страсть. При этом человек может себя оправдывать тем, что он якобы занимается делом. Что бы Вы могли посоветовать людям, чтобы они преодолели этот грех и самообман?

— Цель нашей жизни — это взаимоотношения. В печатании на клавиатуре взаимоотношений нет. Центр этого действия заключается в самом действии, в получении результата. Это только одна сторона поступка, который тебя привлекает, ты что-то печатаешь, что-то отсылаешь, и на этом все заканчивается. Но что важно в человеческой жизни — нам надо искать взаимоотношений с Богом и ближним. Вот в чем смысл жизни. Смысл ее не столько в том, что мы делаем, а в том, почему мы это делаем.

Если ты кормишь голодного, потому что после этого он тебе становится должен, и ты хочешь каким-то образом его использовать — это не поступок любви. Если ты кормишь голодного, потому что ты его видишь как своего брата, своего ближнего, действие остается прежним — ты кормишь голодного, но причина этого действия другая. В одном случае этот поступок эгоистичен, а в другом случае этот поступок рассматривается в контексте взаимоотношений. В одном случае ты получаешь некую выгоду, в другом случае ты никакой выгоды не получаешь. Итак, вот что привносит различие в жизненных поступках — почему мы их совершаем.

— Скажите, пожалуйста, сейчас имеется очень хорошая традиция регулярного частого Причащения. Но как любое дело, которое ты делаешь постоянно, это может вызвать привыкание. Идешь на Причастие, потому что привык. Как избежать этого привыкания? Как сохранить в себе чистое горячее стремление соединиться со Христом? И как готовиться, если ты причащаешься часто?

— Святое Причащение. В православной вере мы знаем и верим — это подлинные тело и кровь Иисуса Христа, которые даются нам для исцеления души и тела. Это не просто акт Богопоклонения, Богослужение, скорее здесь Бог обогащает союз человека с Собой. И так как это событие также имеет центром взаимоотношения, принятие Причастия зависит от того, какую пользу мы извлекаем из этого. Оно зависит от того, какие взаимоотношения у нас с Богом.

Господь всегда говорит: если у тебя есть вера, Я тебя исцелю; если у тебя есть вера, твои грехи прощены. Он говорит о том, что у Него есть власть изменить все. Но для того, чтобы получить пользу от этой силы, мы должны верить — верить в Него. И поэтому Он говорит, что прежде, чем что-либо произойдет, нам перед этим нужно основать взаимоотношения с Ним.

что делать если утратил веру в бога. Смотреть фото что делать если утратил веру в бога. Смотреть картинку что делать если утратил веру в бога. Картинка про что делать если утратил веру в бога. Фото что делать если утратил веру в бога

Когда мы принимаем Причащение, полнота пользы проистекает не только от принятия, но и от тех взаимоотношений с Богом, которые мы имели перед тем, как идти причащаться. Поэтому, если мы не живем той жизнью, которая ради Бога, для Бога, то Причастие может быть нам в осуждение.

Мы должны всегда готовиться к Причастию. Но Господь говорит, что есть множество способов подготовиться. В Тайную Вечерю Господь не спрашивал апостолов, читали ли они правило перед этим, сколько канонов они прочли. Ничего подобного. Потому что они жили с Ним, потому что их жизнь проходила в непрестанном понимании присутствия Бога. И поэтому каноны, молитвенное правило установлены Церковью, чтобы помочь нам жить в реальности присутствия Бога.

Есть много путей осуществить это. Ты не сам решаешь, читать или не читать правило, но по мере того, как ты возрастаешь в духовной жизни, тебе становится недостаточно быть с Богом столько времени, сколько ты проводил с Ним раньше. Все то, что не приводит тебя к Богу, более тебя не интересует.

Итак, если у тебя есть хорошие взаимоотношения с Богом, ты Его любишь, и Он на первом месте в твоей жизни, молиться для тебя не будет тягостно. Тебе это будет приносить счастье. Люди, которые часто причащаются, должны иметь чудесные и живые взаимоотношения с Богом. Поэтому вместо того, чтобы сокращать свою молитвенную жизнь, мы должны нашу молитвенную жизнь расширять.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *