что делать если утеряна квитанция об оплате налога
Где взять квитанцию на оплату налогов?
В соответствии с действующим налоговым законодательством для россиян, являющихся физическими лицами, предусмотрена обязанность уплаты определенных налогов. Некоторые из них, в частности, транспортный и земельный налоги, а также на доходы и недвижимость (квартира и другое имущество), рассчитываются налоговой инспекцией. Для того чтобы контрагент смог их своевременно оплатить, он каждый год по почте получает соответствующее уведомление, из которого узнает сформировавшуюся на данный момент задолженность и сроки ее оплаты.
При этом следует учитывать, что указанное уведомление должно приходить минимум за 30 суток до последнего срока уплаты каждого из перечисленных выше налогов. Главным документом, который получает по почте контрагент, является квитанция, что распечатывается отдельно по каждому платежу. Она необходима для получения реквизитов, по которым осуществляется уплата. Кроме того, данные из квитанции позволяют также узнавать при помощи онлайн сервисов на специализированных сайтах имеющиеся у физического лица задолженности по различным налогам, в частности, уже упоминавшимся, земельному, транспортному и остальным.
Практически всегда квитанцию требуют, когда заполняют соответствующие документы для уплаты налогов в Сбербанке или других финансовых организациях.
Где взять квитанцию на оплату транспортного налога
Уведомление по почте, которое содержит в обязательном порядке и квитанцию, приходит каждому контрагенту от налоговой инспекции заранее, минимум за 30 суток до крайнего срока уплаты каждого налога. Учитывая, что данные платежи не должны осуществляться позднее 1 декабря того года, который следует непосредственно за отчетным, уведомление должно быть получено налогоплательщиком не позднее 1 ноября.
Нередко складывается ситуация, когда уведомление и квитанция не приходят по почте в указанные сроки. В этом случае у физического лица нет обязанности уплаты данного налога. В свою очередь, сотрудники инспекции могут выставить «забытые» документы к оплате за три последних года.
При желании контрагента осуществить предусмотренный законом платеж, квитанция может быть получена одним из двух способов:
Где взять квитанцию на оплату налога на доходы
Уведомление и квитанция по налогу на доходы не всегда отправляется физическому лицу по почте, так как он зачастую платится контрагентом самостоятельно. Однако, если налоговая декларация была оформлена правильно и сдана вовремя, квитанция может быть сформирована и выслана по адресу физического лица, являющегося плательщиком налога.
В противном случае не составляет никакой сложности самостоятельно сформировать необходимый для уплаты документ. Для этого можно воспользоваться теми же способами, которые были описаны в разделе про транспортный налог.
На сайте налоговой службы находятся специальные вспомогательные онлайн программы, разработанные для упрощения составления налоговой декларации. С их помощью можно также достаточно просто сформировать необходимые для уплаты налога квитанции, которые затем распечатать.
Фото. Онлайн сервис на сайте налоговой службы
Также допускается личное посещение одного из отделений налоговой инспекции и формирование платежных документов с использованием ИНН и паспорта, удостоверяющего личность контрагента.
Где взять квитанцию на оплату налога на недвижимость
Уведомление о необходимости уплаты налога на недвижимость, так же как и земельного, причем вместе с квитанцией, должно быть получено физическим лицом, владельцем квартиры и земельного участка, не позднее 1 ноября того года, который следует непосредственно за отчетным. Сроки в данном случае являются общими для всех подобных налогов, которые рассчитываются и формируются самой налоговой службой.
В случае неполучение уведомления и квитанции, обязанности по уплате налога у контрагента не возникает. Однако, физическое лицо может самостоятельно сформировать необходимые платежные документы, не дожидаясь момента, когда придет уведомление и квитанция по почте. Для этого контрагент может использовать один из двух потенциально возможных методов:
Как доказать оплату налогов при потере чека об уплате?
я упатил в2018году налог,а чек не сохранился, а в этом году мне вновь прислали новое извещение что я задолжник,и мне нужно заплатить налоги но уже с набежавшей пенией.Что мне нужно сделать чтобы не платить вторично?
Вам нужно восстановить чек.
Способ №1. В архиве операций по карте
Данный способ самый простой, быстрый и доступный, но подходит только для тех операций, которые вы совершали безналичным способом через устройства самообслуживания – платежные терминалы и банкоматы. Действия следующие: в устройстве заходим в свой личный кабинет и проверяем историю операций. Находим нужный платеж и распечатываем чек. Недостаток этого способа только в том, что чеки у любых терминалов и банкоматов слишком быстро выцветают. Такова плата за скорость печати при любой погоде.
Способ №2. В архиве операций интернет-банка
Самый любимый способ восстановления последних лет. Подходит только для тех операций, которые совершали вы в интернет-банке. В любом онлайн-банкинге есть история операций. Порядок действия – как при восстановлении чека в терминале: находим платеж и либо сохраняем чек, либо распечатываем его, если есть под рукой принтер. Абсолютное достоинства интернет-архива – в его безграничности. Он может сохранять операции, сделанные как вчера, так и лет пять назад.
Способ №3. Резервный чек в банке
Это самый верный способ, но далеко не самый простой. Начнем с того, что в банк еще нужно прийти. Все операции — безналичные, наличные, в терминалах или через кассу – обрабатываются процессингом банка. У любого операциониста есть доступ к архиву операций – так называемым дневным или суточным реестрам (своду операций за день). От вас требуется максимально точно указать дату, время, сумму, получателя платежа, а также свои данные: ФИО, серию и номер паспорта. Если операция проводилась через банкомат или терминал, обязательно нужно будет назвать номер устройства (эта информация размещена на лицевой стороне машины). От полноты данных зависит успех поиска: не исключено, что в ту минуту, в которую платили вы, еще сотня-другая клиентов совершили точно такой же платеж. Операционист вводит ваши данные (так называемые «переменные»), фильтрует операции и распечатывает потерянный чек. При необходимости на чек ставится печать, хотя это не обязательно.
Способ №4. Анализ архивных данных
Самый тяжелый и долгий способ. Допустим, платеж был, но операционист не может его найти, как не может найти и получатель платежа. Такие случаи отнюдь нередки – примерно 0,1-0,2% от общего числа операций. Вы составляете заявление на розыск платежа (можно через интернет-приемную, но лучше в филиале банка), банк проводит расследование. Платеж будет найден в абсолютном большинстве случаев, но единственное неудобство – чрезвычайная длительность розыска. В особо тяжелых случаях обработка запроса может занять месяц и более.
Способ №5. Ищем у получателя платежа
По статистике, это самый непопулярный способ. Если на банк можно, что называется, «наехать», обвинив в ошибке, то, к примеру, на специалиста налоговой инспекции или ГИБДД «наезжать» бесполезно. Между тем, обращение напрямую к получателю платежа даже выгоднее. Во-первых, если часть платежей теряется из-за ошибок операциониста и самого плательщика, то другая часть – по вине получателя. Во-вторых, можно сэкономить время: и чек восстановить. И сразу же его подать на обработку.
Где взять бумажный чек, если оплата была онлайн
Где взять чек, если оплата прошла через онлайн-сервис банка
Наиболее популярным способом оплаты через интернет является использование банковских онлайн-сервисов, таких как «Сбербанк.Онлайн». Посредством таких сервисов можно оплатить всевозможные услуги: коммуналку, госпошлины, детский сад и т. д.
Если оплата прошла через онлайн-сервис банка, получить чек несложно. Для этого нужно:
Сформированный электронный чек можно:
Аналогичным образом можно распечатать чек в банкомате. Так, в банкомате сети Сбербанка для этого необходимо:
После этого банкомат распечатает чек.
Где взять чек, если оплата прошла через Госуслуги
Пользователям портала «Госуслуги» бумажный чек, как правило, не нужен. Информация об оплате передается ведомству-услугодателю автоматически через электронные каналы связи.
В тех редких случаях, когда бумажный чек всё же потребуется, получить его можно в личном кабинете на портале «Госуслуги».
В личном кабинете следует перейти в раздел «Уведомления» и выбрать учреждение, которому была уплачена госпошлина.
Получить чек можно только при наличии статуса «Платеж проведен». Для этого нужно кликнуть по статусу, и система выдаст информацию об операции.
Как получить чек при оплате в интернет-магазине или через агрегатора такси
Большой популярностью среди россиян пользуются всевозможные интернет-магазины: как небольшие, так и огромные маркетплейсы (Wildberries, Ozon и пр.).
При оплате товаров в интернет-магазине или на официальном сайте любой организации чек направляется покупателю на почту в виде вложения. Второй вариант — дается ссылка на скачивание чека по номеру телефона.
В этом случае нужно войти в свою электронную почту, скачать и распечатать чек.
Может потребоваться бумажный чек и пассажиру такси. Если таксист работает через сайт-агрегатор, чек следует запросить у агрегатора. Именно ему поступает сумма оплаты, и именно агрегатор обязан провести платеж через ККМ и по запросу клиента выдать чек.
Так, например, при заказе такси через популярный сервис «Яндекс.Такси» с помощью приложения пассажиру для получения чека нужно:
Чек придет в виде ссылки. При переходе по ней откроется электронный документ, который можно сохранить и распечатать.
Ответ представителей ФНС РФ на вопрос, можно ли в целях получения вычета по НДФЛ (например, на приобретение лекарств) приложить к налоговой декларации электронный чек, есть в системе «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к К+, получите его бесплатно на пробной основе.
Итоги
Даже при оплате товаров и услуг онлайн покупатель может получить бумажный чек. Но при этом потребуется самостоятельно его распечатать с интернет-сервиса либо через банкомат.
Подробнее о требованиях по расчетам с покупателями мы рассказываем в нашей рубрике «Онлайн-кассы ККТ ККМ».
Кто не должен платить налог, даже если пришло уведомление, а кто — обязан платить и без квитанции?
Вспомните, вы ничего не забыли? А заплатить налоги? Осталось несколько дней, чтобы внести в государственную казну деньги за имущество, землю и транспорт. По правилам, уведомление уже должно ждать в почтовом ящике или личном кабинете налогоплательщика. Бывает, что квитанции нет, а обязанность платить — есть. Или наоборот. Квитанция есть, а обязанности платить — нет. Как правильно поступить, чтобы не заплатить лишнего и не нарваться на штрафы, пени и судебные разбирательства? Об этом и расскажем.
Если не заплатить вовремя
Если у вас долг больше 10 000 рублей, вам будут какое-то время поступать извещения с требованием об оплате. Потом ФНС подаст в суд. Через месяц, два или пять это произойдет, точно никто не скажет. Срок исковой давности — 3 года.
Если задолженность меньше 10 000 рублей, она будет копиться в течение 3 лет — для текущих долгов до 1 декабря 2024 года. В этом случае разницы уже нет, какой будет итоговая сумма: налоговики пойдут в суд.
Если налог не уплачен к 1 декабря 2021 года, ФНС начислит штраф в размере 20% от рассчитанной суммы долга. Если неуплата вызвана умышленными действиями налогоплательщика, то единоразовый штраф возрастает до 40%. Умышленно или нет физическое лицо вышло на просрочку, разбираются следственные органы, по заявлению ФНС.
Также за каждый день просрочки начисляется пеня, составляющая 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент возникновения долга.
Ставка рефинансирования ЦБ на начало декабря 2021 года — 7,5%. Значит, за каждый день просрочки будет начисляться пеня 7,5%/300=0,025%. При задолженности в 10 000 рублей — 2,5 рубля в день. Месяц просрочки уплаты налогов будет обходиться в 75 рублей.
Согласитесь, дешевле, чем взять эту же сумму в кредит. Но за долги по налогам предусмотрено и другое наказание. Например, должнику могут запретить выезжать за пределы РФ, если долг превысит отметку в 30 000 рублей.
Кто освобожден от уплаты налога
Налог на имущество платят не все. Налоговым законодательством предусмотрены льготные категории граждан, получающих скидку в размере 100% или 50%.
В ст. 407 НК РФ есть полный список льготных категорий граждан.
Налоговые льготы могут быть установлены на региональном уровне. Например, в Кировской области от уплаты налога на недвижимость освобождаются ипотечные заемщики. Но льгота предоставляется только в заявительном порядке.
Проверить наличие льгот можно на сайте ФНС своего региона.
Если ФНС не засчитала льготу, на которую вы имеете право, то следует направить заявление, прикрепив к нему подтверждающие документы. Подается оно через МФЦ, лично в отделе ФНС или в личном кабинете на официальном сайте ведомства. Даже если квитанция на уплату пришла, оплачивать её не надо — для начала следует разобраться, почему льгота не учтена.
Если имущества нет, то и налог платить не надо. Многие об этом знают и удивляются, почему ФНС прислала уведомление на уплату налога за проданное имущество.
Причина в том, что в текущем году мы уплачиваем налоги за предыдущий. В 2021 — за 2020. В 2022 — за 2021.
Что делать, если уведомление не пришло
Если бумажной квитанции нет — ищите налоги в личном кабинете. Фото: lkfl2.nalog.ru
Лучше до 1 декабря уточнить, почему нет уведомлений. В первую очередь зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Не надо его путать с Госуслугами. Это разные сервисы, использующие одну учетную запись для входа. Иногда на Госуслугах уведомления от налоговой может не оказаться.
Если личного кабинета нет или доступ к нему утерян, то следует обратиться в территориальное отделение ФНС, чтобы получить копию квитанции.
Если же оказалось, что ФНС не учла объекты налогообложения, то об этом тоже надо уведомить. Рано или поздно данные в налоговой появятся, и придётся платить налог задним числом.
Как заплатить налог?
В личном кабинете на официальном сайте ФНС, а также на сервисе «Заплати налог», оплата совершается онлайн. Для этого достаточно указать реквизиты банковской карты и подтвердить платеж. Также функция доступна в интернет-банке или мобильном приложении любого российского банка — по индексу налогового уведомления или по QR-коду документа.
Те, кто не желают «светить карту в интернете», могут отправиться в банк с бумажной квитанцией и оплатить по старинке.
Почему для получения налогового вычета услуги лучше оплачивать картой?
Если вы хотите получить налоговый вычет по НДФЛ, то среди прочих необходимых документов у вас должны быть кассовые чеки. Это обязательные документы, без которых ИФНС откажет вам в получении вычета.
Почему чеки не надежны?
Налоговый вычет, чаще всего, оформляют через налоговую инспекцию. По правилам, прежде чем подавать документы, нужно дождаться окончания календарного года, в котором у вас были затраты. А если расходы вы оплачивали в начале года, то чеки у вас будут лежать достаточно долгое время.
Всем известно, что чеки очень быстро выцветают, и даже если хранить их в темном и сухом помещении, то шанс, что напечатанные на них данные сохранятся, не велик.
Если вы планируете получить налоговый вычет в будущем и вам нужно сохранить данные на чеках, то мы рекомендуем сразу же сделать скан или фото с чека, чтобы потом приложить их вместе с “бумажным” вариантом. Но чек ККМ все равно нужно сохранить.
Особенно “трепетно” нужно отнестись к сохранению чеков при покупке лекарств, если за эти расходы вы хотите потом получить налоговый вычет. Если чек выцвел или вы его потеряли, то возврат НДФЛ за купленные медикаменты вы получить не сможете.
Как сохранить документы, подтверждающие оплату?
Проще всего оплачивать услуги банковской картой (безналичным способом), чтобы потом приложить к документам чек об оплате, распечатанный из онлайн-банка. Законодательно электронный чек приравнен к бумажному, поэтому инспекторы должны принимать такой документ. Электронный чек содержит всю необходимую информацию, и он подтвердит понесенные вами расходы.
В некоторых случаях (но не всегда) подтвердить расходы можно и без бумажных чеков.
Например, вам пригодятся выписки банка, платежные поручения, расписка продавца, документы по раскрытию аккредитива, приходный кассовый ордер, то есть любой документ, подтверждающий передачу денежных средств.
Отдельно хотим пояснить ситуацию, когда физлица оформляют вычет за медуслуги. Среди необходимых документов при получении вычета (помимо чека) есть справка об оплате медуслуг, полученная в клинике или медцентре. При этом если у вас нет бумажного или электронного чека об оплате услуг, но есть справка из медицинского учреждения об оплате, то вы сможете оформить вычет и без чека. Но мы все же настоятельно рекомендуем сохранять все платежные документы, чтобы дополнительных вопросов у инспектора не было.
Также напомним, что оформить налоговый вычет вы можете 2 способами:
через налоговую инспекцию. Подавать документы вы можете только в следующем календарном году после года, в котором вы несли расходы.
через своего работодателя. Подавать документы на вычет можно сразу же после оплаты расходов.