что делать если утерян договор долевого участия
Что делать если утерян договор долевого участия
Каждый собственник недвижимого имущества должен иметь определенный пакет документов, при отсутствии которого владение, а особенно распоряжение этой недвижимостью весьма затруднительно. Если какой-то из необходимых документов испорчен или утерян, собственнику необходимо своевременно восстановить утраченную документацию.
Документы на недвижимое имущество бывают двух видов:
– правоустанавливающие – документы, на основании которых возникло право собственности (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия, решение собственника и т.п.);
– правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права).
Для восстановления вышеперечисленных документов нужно придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Необходимо обратиться в Управление Росреестра с запросом одним из следующих способов (п.2 Порядка, утв. приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180):
– лично, предоставив запрос на бумажном носителе;
– по почте, направив запрос на бумажном носителе;
– через форму на интернет-сайте Росреестра;
– с помощью веб-сервисов, направив запрос в виде ХМL-документа;
– лично через многофункциональный центр, взаимодействующий с Росреестром, представив запрос на бумажном носителе.
В соответствии с действующим законодательством размер платы за предоставление сведений составляет 200 рублей. Срок подготовки копий запрашиваемых документов – пять рабочих дней (п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации); приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 16.12.2010 №650).
Сведения могут быть выданы только самим правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя (п.3 ст.7 Закона о регистрации).
Шаг 2. В случае если в Росреестре необходимые документы отсутствуют или право собственности возникло до 31 января 1998года (до момента вступления в силу Закона о регистрации) и не было впоследствии зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вам необходимо обратиться:
– к нотариусу, оформлявшему сделку или наследство. У него вы можете получить заверенные копии документов. Стоимость за свидетельствование верности копий документов, а также выписок их них осуществляется в соответствии с установленными тарифами (ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате);
– в государственный орган, ранее выдававший вам документы (например, муниципальное предприятие центр технической инвентаризации и землеустройства). В нем вы можете получить копии необходимых документов либо выписку из соответствующего постановления (распоряжения);
– к застройщику, с которым ранее заключался договор;
– к другой стороне по сделке (в случае заключения договора в простой письменной форме в период с 1996 по 1998 годы, когда обязательное нотариальное удостоверение было отменено, а Закон о регистрации ещё не вступил в силу).
Госпошлина за повторную выдачу правообладателю свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество составляет 350 рублей (пп.33 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ).
В заключение следует сказать, что главное при утрате документов на недвижимое имущество – не паниковать, а здраво оценить ситуацию. В большинстве случаев получить копии утерянных документов можно, обратившись в органы, выдававшие их.
муниципального отдела по Омскому району
Управления Росреестра по Омской области.
Как владельцу восстановить потерянные документы на квартиру
Какие документы на квартиру нужны обязательно; где следует восстанавливать документы на право собственности жилища; как документально подтвердить владение квартирой без подлинников; где можно получить дубликаты технического и кадастрового паспортов
Оглавление
Жизненные причины утраты документов по недвижимости различны – они могут испортиться при пожаре, при затоплении «сверху», их могут разрисовать или порвать дети. Случается, что документы на квартиру крадут. Кстати, чаще этим занимаются родственники и знакомые, реже – грабители. Но, чтобы не произошло, бумаги по жилплощади нужно обязательно восстанавливать. Расскажем о «квартирных» документах и порядке их восстановления.
Какие документы на жилье необходимы собственнику
На каждую квартиру (дом) бывают три вида документации:
Если, к примеру, произошла утрата правоустанавливающих и правоподтверждающих документов по квартире, то первым делом следует восстанавливать правоустанавливающие материалы (договор купли-продажи, акт приватизации и т.п.).
Без обоснования права собственности запрашивать правоподтверждение можно лишь в Росреестре (выписка ЕГРН), тогда как при необходимости восстановления свидетельства о госрегистрации права (т.е. право собственности оформлялось до 1998 г.) через БТИ или нотариуса основание права собственности потребуется подтверждать документально (как минимум, копиями утраченных документов).
Порядок восстановления правоустанавливающих документов на жилье
Для получения законных дубликатов утраченных документов, определяющих право владения собственником данной недвижимость, следует обратиться в учреждения, прежде оформлявшие (регистрировавшие) эти документы.
Свидетельство о приватизации. Обратиться за копией данного свидетельства необходимо в местный жилдепартамент или МФЦ. Этот документ выдается только действительному собственнику жилища, либо его наследнику по предъявлении свидетельства о смерти прежнего собственника (в последней ситуации понадобится также запрос нотариуса, ведущего наследное дело, и завещание). В случае перемены имени собственника потребуется сопроводить заявление на дубликат следующими свидетельствами: о перемене имени; о заключении брака; о рождении; о расторжении брака.
Наибольшая длительность оформления дубликата приватизационного свидетельства – 30 календарных дней (обычно 15 дней). Эта услуга оказывается муниципалитетами бесплатно.
Договор купли-продажи, мены, долевого участия, дарения, ренты. Если сделка происходила ранее 31.01.1998-го, то обращаться за дубликатом договора, обосновывающего право собственника владеть недвижимостью, следует в БТИ, в городском архиве, либо в конторе оформлявшего сделку нотариуса. В случае закрытия прежде существовавшей нотариальной конторы необходимо выяснить местонахождение нотариального архива в региональной Нотариальной палате и запросить дубликат там. Стоимость дубликата будет от 3000 руб., срок подготовки копии не регламентирован (Нотариальная палата – не госструктура, а НКО).
При совершении сделки после даты образования Росреестра (т.е. с февраля 1998 г.) получить копию исполненного договора по приобретению жилья можно в архиве Росреестра, обратившись в филиал госрегистратора или в МФЦ. Этот вариант подходит также для получения копий договоров по недвижимости, выполненных в простой письменной форме (такой формат сделок «без нотариуса» действителен с 2006 г.). Срок исполнения – 30 дней (максимально). Стоимость запроса бумажной копии в Росреестре и в МФЦ – 680 руб.
Если возможно найти второго участника сделки (прежнего владельца жилья), то проще попросить его изготовить нотариально заверенную копию по своему экземпляру с оплатой расходов текущим собственником, утратившим свои правоустанавливающие документы.
Судебное решение. При приобретении прав на жилище по решению арбитражного суда потерянный экземпляр судебного решения можно запросить у судебного архива. Правом обращения за копией решения обладают лишь участники судебного процесса, сторонним лицам ее не дадут. Получение копии судебного решения о правообладателе недвижимости происходит бесплатно.
Восстановление правоподтверждающих документов по недвижимости
Получить дубликат регистрационного свидетельства, подтверждающего право собственника на квартиру – невозможно. Госрегистрация сделок по недвижимости с 2016 года выполняется только в Едином госреестре недвижимости, известном под аббревиатурой ЕГРН.
В филиал Росреестра возможно обратиться лишь за ЕГРН-выпиской, идентифицировав себя (данные паспорта), оплатив пошлину и заявив потребность в ее электронном (госпошлина 290 руб.) или бумажном формате (госпошлина 460 руб.), в обоих вариантах наибольший срок готовности – 3 дня (филиал Росреестра) или 5 дней (МФЦ).
Кстати, если нет уверенности, какая госслужба оформляла правоустанавливающие документы на объект недвижимости – можно запросить выписку ЕГРН, где указывается основание регистрации собственности на жилье и указано наименование организации, выдавшей этот документ.
Заметим, что без необходимости восстановление правоподтверждающего документа – выписки из Единого госреестра недвижимости – не нужно. А «необходимостью» для такой выписки служит лишь подготовка сделки с квартирой (продажа, мена и т.п.). Впрок брать ЕГРН-выписку бесполезно, поскольку госслужбы не принимают правоподтверждающую документацию, выпущенную более месяца назад (т.е. срок «годности» такой выписки – месяц).
О восстановлении технических документов на квартиру
Повседневной необходимости в техдокументах на жилплощадь не существует. Потребность в них возникает при продаже, оформлении ипотеки (имеющаяся квартира как объект банковского залога) или при судебных тяжбах (к примеру, имущественные конфликты долевых собственников, наследников и т.п.).
Обратиться за дубликатом утраченного кадастрового паспорта невозможно, поскольку документацию этого формата БТИ не выдает с 2017 года. Впрочем, необходимые кадастровые данные имеются в ЕГРН-выписке и запрашивать следует именно ее.
Что касается технического паспорта жилища, то его не выпускают с 2013 года. Из регионального архива Кадастровой палаты собственник недвижимости, утративший ее техпаспорт, может получить лишь технический план квартиры (которого, впрочем, для уточнения пространственного положения, состава объекта и расположение его помещений вполне достаточно).
Обратите внимание: при поддержке риэлторов нашей ассоциации ведущих сопровождение сделок с недвижимостью вы сможете значительно сэкономить время на сборе потерянной (утраченной) документации по недвижимости.
Вопрос-ответ (10)
Добрый день. У меня умер дядя, я его единственная наследница. Утеряны документы на его приватизированную квартиру. Можно ли их восстановить чтобы вступить в наследство.
Обратитесь к нотариусу- с обязательными документами, требующимися для подачи заявл: документы, подтверждающие родство, Свид о смерти.
Нотариус проконсультирует
Теща не даёт жене документы на квартиру можно ли сделать дубликат
Можно. Заявив об утере. В мфц, росреестре, агентстве приватизации. В зависимости от того, как жена получила право.
здравствуйте.
у меня возникла проблема о вступлении в наследство.есть завещание и я первое лицо по законну(единственный сын) после смерти отца документы на квартиру выкрали а без них не вступить в наследство(так говорит натариус Горошек.О.В. который ведет наследственное дело) как быть и где их можно востановить?
Если вы говорите, что квартира государственная, значит, до сих пор не приватизирована? О каком договоре идет речь? О договоре социального найма, видимо?
Если это так, поинтересуйтесь сначала в ЕРКЦ (или управляющей компании, в бухгалтерии). Если квартира приватизирована, договор приватизации и его регистрация возможно, проводилась в БТИ.
Добрый день! Недавно понадобились документы на собственность. Они хранятся у бывшего мужа. У нас общедолевая. Упёрся, не даёт и все,причины, понятны только ему.Хотелось бы уточнить, могу я для себя сделать дубликат. Я замуж вышла, сменила фамилию.
дубликат на свою долю вероятно можете.
Добрый день. Потеряны документы купли-продажи на квартиру. Для восстановления требуют номер договора. Не сможете помочь?
если утеряны все документы на квартиру (заключался договор купли-продажи). Точный год совершения сделки не известен, нотариуса тоже вспомнить не могут. Известен только кадастровый номер квартиры.Куда обратиться за восстановлением хотя бы договора? (в МФЦ ответили, что им нужен номер договора.. иначе они найти не могут)
1.Напишите кадастровый номер квартиры на почту om2005@yandex.ru. Попробуем узнать, есть ли инф в росРеестре.
2. Если купля-продажа до 1998 года,квартира должна быть зарегистрирована в БТИ, и договор в БТИ поставлен на учет и там имеется копия. Обратитесь в БТИ, отдел учета и регистрации недвижимости, по своему ФИО и адресу квартиры.
как восстановить договор на квартиру.
Задать вопрос
Ваш вопрос принят. Мы постараемся ответить на него в ближайшее время.
Ошибка при отправке вопроса. Попробуйте отправить еще раз.
Как восстановить ДДУ, если документ пропал
Для участника долевого строительства основным документом, удостоверяющим права, является сам договор долевого участия в строительстве (ДДУ).
Зарегистрированный Росреестром ДДУ, удостоверяет право участника требовать от застройщика передачи объекта строительства, согласно условиям договора. Естественно никто не аннулирует сделку из-за потери документов, но договор в любом случае нужно найти. Как восстановить ДДУ?
Оглавление:
Где может быть ДДУ
Потеря документов всегда неприятна. Сам факт пропажи уже доставляет много хлопот, и когда поиски подходят к концу, на повестке дня встает совершенно иной вопрос: как восстановить договор ДДУ?
Хорошая новость – есть сразу несколько способов восстановить утраченный договор.
Если ДДУ потерян, участник может обратиться в:
Договор долевого участия подписывается сторонами в нескольких экземплярах, поэтому при потере одного из них, всегда есть возможность получить копию с оригинала.
Если потерян ДДУ, поиски документа не стоит откладывать или игнорировать вовсе. По сути, это договор, удостоверяющий право на недвижимость, пусть это определение и притянуто, но смысл остается.
Что делать, если потерян ДДУ:
Если ни одним из вышеуказанных способов восстановление ДДУ невозможно, наша юридическая компания ДДУ Плюс предлагает свою помощь в сложившейся ситуации.
Как восстановить ДДУ через строительную компанию
Чаще всего, как только участник осознает, что потерял ДДУ, он обращается за помощью к застройщику. И это правильно. Конечно у строительной компании есть оригинал договора. А сколько вообще экземпляров ДДУ?
Всего стороны должны подписать и зарегистрировать три экземпляра ДДУ, т.е. по одному для каждой из сторон сделки. Один остается в Росреестре после регистрации, второй для участника, третий для строительной компании.
Если потерял договор ДДУ, участник может запросить у застройщика копию. При этом, строительная компания вполне может отказаться выдать оригинал договора, имеет на это право. Поэтому здесь все зависит от принятых в компании норм общения с клиентами.
Какой вариант в этом случае наиболее подходящий для двух сторон:
Этот вариант оптимальный, т.к. заверенная нотариусом дубликат договора долевого участия имеет равную с оригиналом юридическую силу.
Как восстановить договор долевого участия самостоятельно и без застройщика? К счастью, есть способы, которые помогут участнику восстановить ДДУ, не прибегая к помощи строительной компании. Хотя в 90% случаев застройщики идут навстречу и предоставляют оригинал ДДУ.
Как восстановить ДДУ через Росреестр или МФЦ
Если утерян ДДУ, а застройщик отказался предоставить оригинал договора, то у участника остается еще пара способов восстановления документа.
Договор долевого участия в строительстве обязательно проходит государственную регистрацию в Росреестре. Эта обязанность закреплена законом и обойти ее невозможно, да и незачем. Государственная регистрация ДДУ дает дополнительные гарантии участнику.
Регистрация ДДУ в Росреестре:
Наша компания оказывает юридические услуги всему частникам долевого строительства как на этапе подготовки к совершению сделки, так и в решении конкретных вопросов. Мы проводим независимую экспертизу документов застройщика, его финансового положения, чтобы вы могли быть уверены в надежности заключенной сделки.
Также мы занимаемся взысканием задолженности, вытекающей из разных типов обязательств, например по договору аренды, лизинга, договору подряда РФ.
Итак, на регистрацию подается, как уже выяснилось, три экземпляра договора, один из которых остается у регистратора.
Дубликат ДДУ из Росреестра приравнивается к оригиналу договора.
Аналогично можно восстановить ДДУ через МФЦ. МФЦ является связующим звеном между гражданами юридическими лицами и государственными органами. В МФЦ можно зарегистрировать сделку, получить выписки и документы. В том числе можно обратиться, если утерян договор ДДУ.
Одна особенность: если участник сделки потерял договор ДДУ, то в МФЦ есть смысл обращаться только когда ДДУ уже прошел процедуру регистрации. МФЦ запрашивает информацию у регистрирующего органа, поэтому намного быстрее сделать запрос сразу в Росреестре.
А что делать, если потерян ДДУ, не прошедший государственную регистрацию? В этом случае такой договор не имеет юридической силы. Даже если участник каким-то образом сумел потерять подписанный экземпляр, всегда можно распечатать еще одну копию и подписать ее у застройщика.
Крайне редко ДДУ теряется на этапе регистрации. Что поделаешь, через регистратора ежедневно проходит сотни и тысячи сделок, поэтому человеческий фактор никто не исключает. В этом случае важно мониторить срок регистрации, и если в назначенный день информации о ДДУ в реестре нет, то необходимо срочно обратиться в Росреестр. Важно узнать, почему документ не прошел регистрацию. Возможно ДДУ не потеряли, а регистрацию отклонили из-за ошибки в пакете документов или самом договоре.
Наш адвокат арбитражный помогает участникам оспаривать условия ДДУ в суде, поэтому главный совет, который мы даем всем участникам долевого строительства: внимательно изучайте условия ДДУ, перед тем, как подписать договор.
Чем грозит потеря договора
ДДУ – основа сделки. Многие участники заключают договор, понимая, что получат квартиру только через 3-4 года. За это время договор, естественно может потеряться. Что будет, если утерян договор долевого участия, чем грозит пропажа ДДУ?
С одной стороны может показаться, что договор не обязательно восстанавливать, ведь он уже зарегистрирован и не пригодится. Но, это не так.
ДДУ обязательно понадобится если:
Так или иначе, если утерян договор долевого строительства, его нужно искать или восстанавливать. Восстановить ДДУ можно в виде нотариально заверенной копии или дубликата из Росреестра.
Что делать если потерялся ДДУ
Потерянный или уничтоженный договор долевого участия можно легко восстановить.
Это не повод для паники: ДДУ можно восстановить несколькими способами, и сделать это несложно.
Способ № 1: Обратиться к застройщику
Самый простой способ – обратиться к застройщику, объяснить ситуацию и попросить его отдать свой экземпляр вашего ДДУ, а себе сделать дубликат. Но строительная компания вполне может отказаться – она не обязана это делать. В таком случае переходим к способу № 2 или № 3.
Способ № 2: Обратиться в Росреестр
ДДУ обязательно проходят регистрацию в Росреестре. Если вы потеряли свою копию договора, можно обратиться в свое отделение регистрационного органа, и вам выдадут дубликат.
Способ № 3: Обратиться в МФЦ
Многофункциональные центры есть практически во всех районах города, обслуживание идет быстро и практически без очередей. В случае утери ДДУ можно обратиться к сотрудникам МФЦ, написать заявление с просьбой выдать копию договора – и, если с ДДУ все в порядке, он прошел регистрацию в Росреестре, получить дубликат.
Отдельная история – если вы вообще не получали ДДУ. Часто регистрацией договоров долевого участия занимается сам застройщик, не привлекая дольщика. Вы ждете своего договора, сроки, отведенные на регистрацию, уже прошли, а о ДДУ ничего не известно.
Сперва нужно обратиться к застройщику – где же договор? Не забыли ли отнести его в Росреестр? Если застройщик передал все документы на регистрацию, но вашего ДДУ назад не получил, вероятно, его просто забыли в регистрационном органе. Стоит проверить регистрацию вашего ДДУ – если она есть, значит, его действительно оформили, но по какой-то причине не вернули заявителю.
Тогда можно самим сходить в нужное отделение Росреестра и забрать его в окошке выдачи – правда, понадобится сообщить регистратору номер пакета документов, который передавал застройщик.
Как восстановить документы на квартиру?
Что делать, если вы потеряли документы на квартиру? Куда обращаться и как их восстановить?
Какие документы должны быть у собственника квартиры?
При совершении любых действий с квартирой (продажа, сдача в аренду, оформление прописки) потребуются документы, которые подтверждают ваше право собственности и содержат технические характеристики квартиры. К их числу относятся:
Что делать, если документы на квартиру украдены?
В таком случае необходимо обратиться в полицию с заявлением о краже. После этого следует подать заявление об утере документов в территориальное подразделение Росреестра (если стали собственником после ) или в районное бюро технической инвентаризации (если право собственности возникло до ). В заявлении рекомендуется указать, что вы запрещаете любые действия с собственностью или документами без вашего личного присутствия.
Какие документы нужно восстановить в первую очередь?
Как восстановить договор купли-продажи квартиры?
Восстановить договор квартиры или дарения можно различными способами в зависимости от обстоятельств, при которых вы приобрели квартиру.
Способ 1. Связаться с продавцом или дарителем
В некоторых ситуациях наиболее простым способом будет обращение к человеку или организации, которые продали вам недвижимость, и сделать нотариально заверенную копию с их экземпляра.
Способ 2. Обратиться к нотариусу
Если сделка оформлялась с участием нотариуса и по причинам нет возможности связаться со второй стороной, копию документа можно получить в нотариальной конторе.
Способ 3. Обратиться в Росреестр
Договоры или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра. Также это можно сделать через МФЦ по месту жительства.
Способ 4. Обратиться в БТИ
Как восстановить свидетельство о праве на наследство?
Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.
Что делать, если утрачены судебные акты?
Если вы потеряли судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, нужно обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.
Как восстановить свидетельство о праве собственности на квартиру?
Выдача свидетельств о праве собственности на квартиру прекращена с июля 2016 года. Вместо этого документа теперь используется выписка из ЕГРН. Для того, чтобы получить выписку, нужно обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ по месту жительства или подать через портал «Госуслуги».
С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и др). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.
Как избежать потери документов?
Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с потерей документов, рекомендуется сделать нотариально заверенные копии наиболее важных из них и хранить их отдельно от оригиналов.