что делать если украли счетчик электроэнергии в частном доме
Как избежать штрафа за разбитый электросчетчик?
Согласно п. 81(11) указанных Правил факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета подлежит обязательному актированию и считается подтвержденным при выявлении нарушения одного из следующих требований:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Последствием выявления несанкицонированного вмешательства в работу прибора учета будет являться произведение исполнителем перерасчета платы за коммунальную услугу за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за три месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Иные штрафные санкций, которые могла бы выставить ресурсоснабжающая организация, законом не предусмотрены.
Одновременно стоит сказать о том, что несанкционированное вмешательство предполагает некие умышленные действия потребителя, направленные на искажение результатов работы прибора учета, что отсутствует в рассматриваемой ситуации.
Пункт 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ освобождает лицо, причинившее вред, от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 ст. 401 ГК РФ).
На основании вышеизложенного считаем, что в данной ситуации нет оснований для доначисления платы в порядке, предусмотренном п. 81(11) Правил.
В данном случае должно действовать положение п. 59 Правил. Так, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее шести месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше шести месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее трех месяцев в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более трех расчетных периодов подряд.
В дальнейшем плата будет выставлять исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента (1,5).
За воровство электричества оштрафуют на 30 000 ₽. Кому это грозит?
С 9 июня штрафы за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям и за использование ресурсов мимо счетчика выросли в два раза. Если нарушение найдут повторно, физлицу придется заплатить 30 тысяч рублей, фирме — до 300 тысяч рублей.
Штрафы за самовольное подключение и безучетное потребление ресурсов
Если нарушение обнаружат повторно, придется заплатить:
За убытки из-за подключения без разрешения выставят отдельный счет. Если электроэнергия и газ шли мимо счетчика, насчитают по максимуму — тоже отдельно, помимо штрафа.
Кого это касается?
Штрафы грозят тем, кто подключился к электросетям без разрешения, то есть самовольно. И тем, кто как-то ухитрился использовать электричество, газ и тепло без счетчика. Способов сделать и то, и другое очень много. Ими пользуются в частном секторе, многоквартирных домах, на крупных предприятиях и в частных мастерских.
Некоторые люди пытаются сэкономить на коммунальных платежах. Для этого они используют ресурсы в обход счетчиков. Или модифицируют счетчики, чтобы они считали меньше ресурсов. Или, например, официально газ подводят только к дому, а потом врезаются в трубу и отапливают еще и гараж c теплицей.
Поставщики ресурсов пытаются с этим бороться, государство им помогает. Но до сих пор в некоторых регионах 50% потребителей воруют электроэнергию, а почти 20% ловят на самовольных подключениях повторно. Им теперь и грозят повышенные штрафы.
За что будут штрафовать?
Изменения внесли в статью 7.19 КоАП. Вот за какие нарушения по ней наказывают.
Самовольное подключение. Например, при строительстве дома собственник подключился к электросети, даже установил счетчик и вовремя платил за электричество. Но разрешения на подключение у него не было. Он ничего не повредил, ничего не украл, а просто не оформил документы — виноват. Если подключился без технических условий и ничего не платил — тем более.
Безучетное использование. Это не только когда подключаются в обход счетчика и воруют ресурсы, но и когда счетчик сломан или закончилась поверка. Или когда на счетчик ставят магнит.
Эта статья административного кодекса касается подключения к таким сетям:
За подключение к водопроводу или магнит на счетчике штрафуют по статье 7.20 КоАП, но наказание там в разы меньше, а повышенных штрафов за повторные нарушения нет.
На сколько могут оштрафовать?
Штраф за воровство электричества, тепла и газа зависит от количества нарушений, которые удалось зафиксировать. Раньше был только один штраф — за каждый факт. Теперь ввели отдельное наказание за повторное нарушение: платить за такое придется больше.
Виды и суммы штрафов за воровство электричества и тепла
Первое нарушение | Повторное нарушение | |
---|---|---|
Для физлиц | 10 000—15 000 Р | 15 000—30 000 Р |
Для ИП и руководителей | 30 000—80 000 Р | 80 000—200 000 Р |
Для юрлиц | 100 000—200 000 Р | 200 000—300 000 Р |
Оформление технических условий или замена счетчика может обойтись дешевле штрафа. За повторное подключение к нефтепроводу или газовой трубе штрафом уже не отделаться — за это привлекут к уголовной ответственности.
Если при проверке еще раз найдут незаконную врезку в газопровод, обычный собственник небольшого дома в поселке или городе может получить штраф 80 000 Р и даже до 2 лет лишения свободы.
Даже если при самовольном подключении и безучетном использовании нет реального ущерба, ничего не повреждено и вовремя оплачены все ресурсы, это не отменяет наказания.
За неучтенные ресурсы придется платить отдельно
Штраф — это наказание за сам факт нарушения. Если при проверке нашли самовольную врезку или неработающий счетчик — это уже повод для штрафа.
Отдельно посчитают неучтенные ресурсы: сколько электроэнергии потенциально потерял поставщик. Этот объем посчитают по максимальной мощности с момента последней проверки. Даже если подключение было неделю назад, могут запросто начислить оплату за несколько месяцев круглосуточного потребления по повышенным тарифам.
Довожу до вашего сведения, в связи с возникшей необходимостью и руководствуясь частью 2 ст. 24, п. 4 ст. 29, ст. 33 Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Пункт 3 Указа Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на доступ к информации» устанавливает, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается в том числе в доступности для граждан информации, предоставляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан.
Требования указанные ниже составлено на государственном русском языке ч.1 ст.68 Конституции РФ, что не даст оснований к оправданиям на непонимание его смысла,
Предоставить заверенную копию следующих документов, а именно:
1. Научное заключение авторитетного эксперта что вообще такое «электроэнергия».Разъяснение, в доступной для потребителя форме, чем именно является электроэнергия: товаром или услугой.
2. Официальный документ, согласно которому зафиксирован «момент первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети» (согласно п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также полное наименование юридического лица с указанием ОГРН, которое выступало второй стороной «по договору энергоснабжения».
3. Законное основание для присвоения ПОМЕЩЕНИЮ номер лицевого счёта № 467.
4. Числовая расшифровка всех штрих-кодов в АНОНИМКЕ с подробными разъяснениями.
5. Обоснование тарифа в размере 9768,69 кВт\ч — подробное разъяснение из чего именно складывается стоимость тарифа.
6. Копию лицензии на торговлю электроэнергией на территории Российской Федерации.
7. Пакет документов, устанавливающих право на продажу электроэнергии жителям МКД расположенного по адресу: 305004, Курская область, г.Курск, ул.Семеновская, д.98,
8. Договор между Юрлицом и администрацией города Курск о разрешении торговли электроэнергией на территории муниципального округа города Курск.
9. Сведения о выплатах жителям собственникам помещений в МКД расположенного по адресу: 305004, Курская область, г.Курск, ул.Семеновская, д.98, за использование принадлежащих им коммуникаций — сетей электроснабжения.
10. Официальный документ с указанием источника данных (полное наименование юридического лица, ОГРН), подтверждающий право собственности Юрлица на электроэнергию на территории расположенной по адресу: 305004, Курская область, г.Курск, ул.Семеновская, д.98.
11. Официальный документ с указанием источника данных (полное наименование юридического лица, ОГРН), подтверждающий, что Юрлицо производит электроэнергию.
12. Акт (акты) передачи из юрисдикции СССР в юрисдикцию РФ или другим лицам: на каком основании передавались сети электроснабжения, построенные ещё в СССР, которые являлись собственностью всего народа СССР и, в частности, жителей МКД на территории расположенной по адресу: 305004, Курская область, г.Курск, ул.Семеновская, д.98.
13. Акты выполненных работ за каждый месяц мне на подпись, начиная с 1991 год по настоящее время 2019 год.
14. Официальный документ с указанием источника данных (полное наименование юридического лица, ОГРН) откуда у Юрлица сведения о количестве проживающих в ПОМЕЩЕНИИ расположенном по адресу: 305004, Курская область, г.Курск, ул.Семеновская, д.98,
При ссылке на сайт для ознакомления с документами, стоит приложить заключение авторитетного эксперта, что указанные документами являются оригиналами, а не сфабрикованными подделками с помощью программы-фоторедактора.
При ссылке на ст. 540 Гражданского кодекса РФ и так называемый «публичный договор», стоит учитывать, что, согласно другому публичному договору, — Конституции Российской Федерации, согласно ст. 7, ст. 9, все свои материальные претензии адресуйте в Администрацию г.Курск.
Если вы не признаёте Конституцию РФ, которая является основным \ высшим законом нашей страны, — сообщите об этом напрямую гаранту — Владимиру Владимировичу Путину, направив письмо посредством «Почты России» (103132 город Москва, улица Ильинка, дом 23) или через электронную приёмную (http://letters.kremlin.ru/)
При ссылке на Постановление № 354 от 06.05.2011 года, стоит учитывать, что в иерархии законов Российской Федерации федеральные законы стоят выше постановлений правительства.
ИЗВЕЩАЮ ВАС:
Приостанавливаю оплачивать АНОНИМКИ, так как АНОНИМКИ не являются платёжным документом, и уж, тем более, обязательным к оплате по следующим основаниям: на нём отсутствует подпись главного бухгалтера и печать организации; не указан номер договора (между мной и ООО никогда не заключался договор). Также мне не предоставлялись для подписи ежемесячные акты выполненных работ по якобы оказанной услуге — что является первичной документацией в соответствии с 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», а также нарушение ГОСТов: Р 6.30-2003, Р 7.0.8-2013. Разъясняю: оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Без подписи главного бухгалтера, заверенной печатью юридического лица, на которой должны быть ИНН и ОГРН, — это не счёт, а лист, не имеющий юридической силы.
Никакие услуги со стороны Юр.лица мне не оказывались и оказываться не могут. Электроэнергия вам НЕ принадлежит, вы её НЕ производите, вы её НЕ добываете. У вас нет прав на ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ресурс.
ПРЕДУПРЕЖДАЮ ВАС: любые попытки лишить меня доступа и \ или ограничить доступ к электроэнергии буду расценивать согласно ст. 357 Геноцид, ст. 125 Оставление в опасности, ст. 30 Приготовление к преступлению и покушение на преступление, ст. 215.1 Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения, ст. 215.2 Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, ст. 167 Умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст. 25 Преступление, совершённое умышленно, ст. 159 Мошенничество, ст 163 Вымогательство, ст. 330 Самоуправство, ст. 171 Незаконное предпринимательство, согласно Уголовному кодексу РФ, по отношению ко мне и моей семье.
В случае, если вы не согласны с моими доводами и нормами российского законодательства вам надлежит предоставить аргументированные письменные опровержения по существу данного запроса посредством письменного ответа в мой адрес.
В случае отсутствия возражений на моё заявление-требование, предоставление формального ответа/отписки, не по существу и т.д. и т.п. ваше бездействие/действие будет означать чистосердечное признание в вышеперечисленных преступлениях осознанно и умышленно, о чём я буду вынуждена сообщить в следственные органы Российской Федерации.
Разрешаю использование общедоступных персональных данных согласно ФЗ N152. Запрещаю автоматизированную обработку персональных данных и передачу ее третьим лицам, включая трансграничную, согласно ст.23, 24 Конституции РФ и ст.9,ч.4 ФЗ N152.
Для сведения сообщаю: Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено статьёй 8 федерального закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992г., «О защите прав потребителя», а равно несвоевременное её предоставление, либо предоставление заведомо неполной, недостоверной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, влечёт:
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей, статья 5.39 КоАП РФ;
Наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей; в случае рецидива влечёт дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет, статья 19.8.1 КоАП РФ;
Наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от двух до пяти лет, статья 140 УК РФ;
Нарушение равенства прав и свобод гражданина, статья 136 УК РФ;
Заявление-требование составлено на государственном русском языке ч.1 ст.68 Конституции РФ, что не даст оснований к оправданиям на непонимание его смысла.
Запрашиваемую информацию прошу отправить на указанный почтовый адрес: 305004, Курская область, г.Курск, ул.Семеновская, д.98,
О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах
ВОПРОС № 1. Нужно ли потребителям* менять счетчики электроэнергии ввиду введения в 2020 году новых правил их установки?
С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям в случае с прочими потребителями (к ним в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2020 года № 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), используемые до 1 июля 2020 года, не соответствующие требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
ВОПРОС № 2. Кто должен оплачивать покупку, установку или замену счетчика электроэнергии?
Краткий ответ: приобретение, замена и установка счетчиков электрической энергии для потребителей* с 1 июля 2020 года осуществляется за счет гарантирующего поставщика или сетевой организации. Указанные расходы поставщика (сетевой организации) будут включены в тариф. По просьбе потребителя ему могут произвести за отдельную плату замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета.
Согласно пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В абзаце 1 и 2 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 указано, что гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Согласно абзацу 12 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 расходы гарантирующих поставщиков и сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей, указанных в разделе Х постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, учитываются в составе сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, тарифов на услуги по передаче электрической энергии и плате за технологическое присоединение в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. Не допускается взимание отдельной (дополнительной) платы с субъектов розничных рынков в связи с выполнением соответствующих обязанностей.
Определение мест установки приборов учета, установка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Также отметим, что согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
Сетевые организации (гарантирующие поставщики) вправе за отдельную плату осуществлять установку, замену приборов учета до истечения их срока поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, при обращении потребителя, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке, а также предоставлять услуги, не включенные в минимальный набор функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с использованием приборов учета и результатов измерений таких приборов учета (абзац 13 пункта 136 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
ВОПРОС № 3. В течение какого времени гарантирующий поставщик или сетевая организация должны установить или поменять счетчик электроэнергии потребителю*?
Краткий ответ: замена счетчика электроэнергии производится гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в течение 6 месяцев со дня подачи потребителем заявления о замене (установке) счетчика или истечения межповерочного интервала.
В соответствии с пунктом 80_2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 установка (замена) индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета, если соответствующая дата (срок) установлена в договоре энергоснабжения (договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению);
с даты получения обращения потребителя или исполнителя, если обращение потребителя поступило исполнителю, об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, о выходе прибора учета электрической энергии из строя и (или) его неисправности;
с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки в установленном настоящими Правилами порядке или с даты получения обращения от исполнителя, если проверки проводились исполнителем.
В случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электрической энергии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20 процентам стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя, направленной не ранее истечения указанного срока в отношении гарантирующих поставщиков (для сетевых организаций с момента истечения срока, указанного в разделе X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию (предоставления показаний прибора учета электрической энергии). Начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией в соответствии с абзацами первым – четвертым настоящего пункта величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40 процентов стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
ВОПРОС № 4. Кто несет ответственность за сохранность счетчиков учета электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 июля 2020 года:
если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность несет потребитель;
если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность несет гарантирующий поставщик;
если прибор установлен за пределами домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несет сетевая организация.
В соответствии с абзацами 11-12 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 139 постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 обязанность по обеспечению сохранности и целостности прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также пломб и (или) знаков визуального контроля, в случае, если такая обязанность предусмотрена договором, возлагается на собственника (владельца) энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства (в отношении граждан –потребителей электрической энергии – собственника (владельца) земельного участка), в границах балансовой принадлежности которых (в отношении граждан – потребителей электрической энергии – в границах земельного участка) установлены приборы учета и (или) иное оборудование, которое используется для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Указанные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны возместить сетевой организации (гарантирующему поставщику) убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению сохранности и целостности установленных сетевой организацией (гарантирующим поставщиком) приборов учета и (или) иного оборудования, которые используются для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности).
Потребителям необходимо иметь в виду, что согласно пункту 81_11 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 при проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета электрической энергии проверке подлежат:
ü целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
ü наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
ü отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
ВОПРОС № 5. Когда должны начать устанавливать только дистанционные счетчики электроэнергии?
Краткий ответ: с 1 января 2021 года новостройки должны оснащаться приборами учета электрической энергии, которые соответствуют Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). С 1 января 2022 года все устанавливаемые или заменяемые приборы учета электрической энергии, должны соответствовать Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 80 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», начиная с 1 января 2022 года допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Аналогичная норма установлена в постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 – пункт 141. При этом согласно абзацу 7 пункта 80_1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 до 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2021 г. после осуществления строительства, должны быть оснащены индивидуальными (общими для коммунальной квартиры) приборами учета электрической энергии в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, коллективными (общедомовыми) приборами учета и при необходимости измерительными трансформаторами, которые обеспечивают возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), в соответствии с требованиями, установленными правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.
Без всякого сомнения, возложение на гарантирующего поставщика или сетевую организацию обязанности по приобретению, монтажу, содержанию счетчиков электроэнергии отвечает принципам законодательства о защите прав потребителей в части распределения бремени ответственности. Правильный, своевременный и достоверный учет потребляемой электрической энергии необходим, в первую очередь, энергосбытовым компаниям, в том числе для целей реализации обязанности ресурсоснабжающих организаций представлять полную и достоверную информация об оказанной потребителю услуге. С другой стороны, расходы, понесенные энергосбытовыми компаниями по приобретению, введению в эксплуатацию, содержанию, обслуживанию так называемой интеллектуальной системы учета электрической энергии, в том числе и расходы по установке счетчиков, фактически лягут через повышение тарифов на конечного потребителя. Таким образом, несмотря на то, что по закону потребителю не придется приобретать приборы учета электроэнергии, осуществлять самостоятельно их монтаж и обслуживание, ему все же придется заплатить за счетчик, но не напрямую, а путем оплаты данных расходов, включенных в тарифы за энергоресурсы.
Потребителю необходимо иметь в виду, что если он по своей прихоти решил поменять счетчик электроэнергии не ввиду выхода из его строя, утраты, истечения его срока эксплуатации или истечения интервала между поверками приборов учета электрической энергии, то ему придется оплачивать данные услуги напрямую сетевой организации (гарантирующему поставщику).
Учитывая вышеназванные положения, потребителям нужно знать, что какие-либо предупреждения, запугивания и тому подобные действия любых организаций, направленные на обязанность потребителя установить счетчик электроэнергии платно, якобы ввиду появления новых правил учета электроэнергии, противоречат закону. Единственная цель лиц, утверждающих обратное, получить с доверчивых потребителей денежные средства за установку счетчика.
КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. ( тел. 92-97-80 ), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62 (время работы: с 09:00 по 17:00 (MSK) в рабочие дни). (Защита прав потребителей Рязань, Роспотребнадзор).
(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», 2006-2021 г.
Адрес: 390046, Рязанская область, город Рязань, ул. Свободы, дом 89