что делать если ученики издеваются над учителем
Ребенок подвергается издевательствам со стороны учителя: инструкция для родителей
По мнению психологов, основная часть наших ментальных проблем родом из детства. Современные дети львиную долю своего дня проводят в школе, где им приходится коммуницировать не только со своими ровесниками, но и со взрослыми – учителями. И если с ровесниками отношения складываются небезоблачно, ребенок чаще всего может решить такую проблему своими силами, то при конфликте с учителем это довольно проблематично.
Часто родители не замечают, что над их ребенком издеваются в образовательном учреждении либо же становятся без выяснения причин на сторону преподавателя, ведь в нашем обществе принято считать, что взрослый всегда прав, тем более если это учитель. Однако это далеко не всегда так, ведь почти каждый из нас сможет припомнить не совсем радужную историю из школьного детства.
Заметить, что ребенка травят в школе, не всегда просто, ведь это далеко не всегда физические травмы или какой-то материальный урон. Но если такой факт всплывает, родитель обязательно должен встать на сторону ребенка и разобраться в проблеме.
Как бороться с травлей со стороны учителей
Здесь сразу необходимо оговориться – бежать в школу устраивать скандал и уж тем более применять физическую силу к обидчику не стоит.
Но бывает и так, что учитель полностью уверен в своей правоте и не считает, что делает что-то неправильно. В таком случае родитель имеет полное моральное и законное право направлять жалобы в компетентные органы.
Обращение к администрации школы
Первой ступенью в борьбе с несправедливостью должна стать администрация школы, а именно ее директор или специалист, его заменяющий. Обычно администрация охотно откликается на жалобы родителей, поскольку не хочет проблем с городским Управлением образования в случае шумихи. Так что многие проблемы с учителями успешно могут разрешиться уже на этом этапе.
Администрация школы, кроме того, вправе накладывать дисциплинарные взыскания на провинившегося учителя: выговор, лишение премий, увольнение.
Жалоба в Управление образования
РОНО или УНО – следующий шаг (или это можно делать параллельно), если на уровне школы проблему решить не получается. Управление образование призвано в том числе контролировать все процессы, происходящие в школах, и должно запустить внутреннюю проверку.
В любом случае при завершении проверки родителям должны отчитаться о ее результатах и принятых мерах, а, кроме того, следует просить о том, чтобы учитель лично принес извинения перед ребенком.
Обращение в полицию или прокуратуру
Обращаться в силовые структуры следует в следующих случаях:
Для такого обращения, помимо самого заявления или жалобы, лучше всего обзавестись некоторой доказательной базой. Так, если ранее поданные жалобы не двигаются с мертвой точки, то лучше приложить копии этих обращений (при написании жалоб в администрацию школы или РОНО следует составлять их в двойном экземпляре и проставлять у секретаря входящую отметку на своем). Если речь идет о моральном и физическом насилии, то в заявлении лучше указать, что существуют свидетели такого поведения учителя, которые могут подтвердить ваши слова. К заявлению можно приложить медицинские заключения, если они есть, файлы видеосъемки и т. д.
Пожаловаться на действия учителя, администрации школы, отделов образования можно и в Рособрнадзор, в том числе онлайн в электронной приемной.
Что делать, если сын издевается над молодыми учителями?
По результатам проведённого опроса ВШЭ, 70% учителей хотя бы раз были подвержены буллингу со стороны учеников. Что делать, если даже родитель не может уговорить ребёнка вести себя в школе с учителями уважительно, рассказывает психолог Станислава Зарудная.
Вопрос. Здравствуйте. Увидела, что можно задать вопрос и вы не показываете имена. Сыну 10 лет, учится на пятёрки. Учёба ему даётся очень легко. В общении открыт, все от него в восторге, с моими друзьями общается на равных. Может поговорить на разные темы. Но он изводит учителей, особенно молодых и слабых. Может не писать всё занятие, разорвать тетрадь. Я ему говорю: «Тебе 10 лет. Уже пора остановиться. Мы должны с тобой всё решать как взрослые люди. В школе учат, а не воспитывают. Характер показывай дома, родным. Да и зачем показывать? Скажи, с чем ты не согласен, я буду знать».
Не помогает. Каждый год одно и то же. Уже не знаю, что делать. Я говорю: «Тебе всё равно, что мама расстроится?» Он обещает — и опять. Боюсь, что такое поведение в привычку вошло.
Ответ. Первое — необходимо найти причину поведения и заняться её коррекцией. Чтобы это понять, нужно ответить на вопрос: зачем ваш сын так себя ведёт?
Сама модель поведения может быть скопирована как чужая стратегия борьбы со стрессом/нагрузкой. Возможно, что кто-то из близких вёл себя таким образом, давая себе разрядку. Либо это может быть его личным «изобретением».
Второе — если вы уверены, что эмоциональная нагрузка не связана с самим учебным процессом, то нужно рассмотреть другие возможные причины.
Необходимо уделить внимание тому, как ваш сын общается со сверстниками. Вы говорите, что он на равных разговаривает с вашими друзьями. Но если в общении с ровесниками есть трудности, то, возможно, это становится одной из причин поведения. Проверить это можно, проследив, насколько активно он участвует в классных мероприятиях, есть ли у него один-два лучших друга, послушав, что он говорит об одноклассниках.
Уделите внимание вашим отношениям с сыном внутри семьи. Частым проявлением провокационного поведения ребёнка могут быть сложные отношения между родителями (ребёнок пытается объединить их вокруг своих проблем) или недостаток эмоционального общения (разговоры по душам, ощущение поддержки, принятия).
Третье — эмоции имеют два основных канала выхода: через деятельность (поведение) и вербализацию (речь). Поэтому стоит организовать активный досуг для ребёнка (спортивные/подвижные секции).
Можно попробовать проговорить с сыном эмоции, которые у него возникают внутри, дать ему понять, что злость — это нормально, рассказать о том, что вы тоже злитесь
Но при этом объяснить, что её надо выражать так, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим.
Если вы увидите отрицательную динамику в поведении сына, его общем эмоциональном состоянии, то также одной из рекомендаций было бы обратиться к детскому психологу (школьному, районному из ППМС-центра или частному — на ваш выбор).
Ещё было бы полезно познакомиться с книгами детских психологов, таких как Юлия Гиппенрейтер, Людмила Петрановская.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Кристину Чутких.
Агрессия и травля со стороны учеников в школе: что делать учителю
Лиля Брайнис
Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых. Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.Учебником и благотворительным фондом «Шалаш», рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.
Что такое трудное поведение и каким оно бывает
Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.
Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.
У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.
Почему дети ведут себя агрессивно
Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.
Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты
Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми.
Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.
Если агрессия направлена в адрес учителя
Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.
Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.
Что такое травля и как она выглядит
Как учителю прекратить травлю в классе
В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:
Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.
Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.
Собирается петиция Президенту Российской Федерации о введении наказания к родителям и их детям за издевательство над учителями.
Читаю отзывы коллег-педагогов, столкнувшихся с подобными издевательствами на практике: ученики приходят на уроки пьяные; матерятся; угрожают сообщить о «домогательстве» к себе; отвешивают подзатыльники педагогам; могут надеть на голову учителю мусорную корзину, задрать юбку…
Сегодня средний возраст педагогов — 52 года. Молодые учителя не выдерживают подобного издевательства, уходят из образования. И обвинить их в безответственности выбора покинуть стены школы нельзя. Профессия учителя полностью обесценена.
Но запрос общества на здоровое поколение никуда не девается.
Почему наши дети бывают агрессивны и опасны? Почему они не признают авторитет учителей и издеваются над старшими?
Разберемся в этом вопросе системно.
Почему наши дети — звери? Проблемы воспитания детей в семье
Тренинг «Системно-векторная психология» объясняет, что каждый человек приходит в эту жизнь с определенным набором векторов. Векторальные особенности проявляются у маленького ребенка архетипично (как у первобытного человека), и лишь по мере взросления малыша эти свойства психики развиваются и усложняются.
Адекватное развитие психических особенностей ребенка происходит, когда ребенок получает от матери чувство защищенности и безопасности. В школьный коллектив ребенок приходит из семьи. Либо с устойчивой перспективой быть развитым и реализованным на пользу общества, либо с первобытными позывами к самосохранению в драке за «кусок мамонта».
Например, маленький ребенок с кожным вектором хватает и тащит все, что попадается ему под руку. Так проявляется его первобытное природное устремление добыть и сохранить пищу. При правильном развитии такой ребенок быстро начинает понимать, что значит «свое», а что «чужое», и перестает тащить все подряд.
Он вырастает и реализует себя в профессии инженера, военного, законотворца. Но если такой ребенок систематически терпит физические наказания за то, что взял без спросу, он утрачивает чувство защищенности и безопасности и останавливается в своем развитии. Такой ребенок, скорее всего, вырастет вором.
Чувство защищенности и безопасности — основное условия для развития психики.
Если ребенок вместо материнского тепла, заботы, нежности и любви слышит мат в родительской речи, ор и оскорбительные слова в свой адрес, терпит физические наказания — чувство защищенности и безопасности утрачивается. Психосексуальное развитие останавливается. Тело растет, но психика не развивается.Ребенок взаимодействует с окружающими людьми по принципу выживания и ранжирования в первобытной стае.
Наглядное тому доказательство — видеоконтент о подростковых издевательствах, заполонивший интернет и набирающий миллионы просмотров.
Роль школы в воспитании ответственности перед обществом
Тренинг «Системно-векторная психология» объясняет, что дети в коллективе самоорганизуются по первобытному принципу, порой открыто выражая неприязнь друг к другу и к учителям.
Системное понимание принципов формирования детского коллектива позволяет педагогу организовать взаимодействие с подростками и между подростками без проявлений агрессивности и без элементов травли, когда над более слабым учеником или над учителем издеваются, делают его жертвой насмешек и унижения.
Возможность создания здорового детского коллектива подтвердилась еще в 20-е годы прошлого столетия. Вспомните «Республику ШКИД»: из 6 миллионов беспризорников с архетипичным, преступным поведением получилось вырастить уважаемых и достойных граждан советского общества.
Принцип организации «взрослой» взаимоответственности внутри классного и школьного коллектива способен задать импульс к психологически здоровому развитию современных детей.
Однако без знания векторов каждого ребенка в отдельности такая работа будет не столь эффективна, не принесет ожидаемого результата. Чтобы дать ребенку именно то задание, которое он сможет выполнять в коллективе, наделить его именно той ответственностью, с которой он справится, необходимо понимать — какие у него желания, какие устремления. Это базовые понятия, без которых организация взаимоответственности в детском коллективе будет невозможна.
Наши дети — наше будущее
Кого мы растим? Что мы даем нашим детям, будущему нашего общества — спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, или обеспечиваем им сценарий выживания по принципу первобытной животной стаи?
Этот вопрос общей ответственности и каждого из нас за психически здоровое поколение наших детей. Ведь наши дети станут взрослыми завтра. Сегодняшние школьники пойдут работать, будут принимать важные решения, которые касаются всего общества. Поэтому воспитание и развитие детей — это гарантия нашего благополучного завтра.
Получить первые системные знания об особенностях детской психики и организации детского коллектива можно на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология » Юрия Бурлана.
Автор Оксана Адамова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Травля в школе: как защитить учителя
С уходом большинства школ во время карантина в онлайн, появилась новая беда – пранкеры. Наверняка все помнят Лексуса и Вована, которые звонят известным политическим деятелям мира и лидерам общественного мнения, представляются главами государств или известными деятелям. Телефонные розыгрыши и хулиганства должны вызвать жертвы яркие эмоции: истерику, гнев, смех. Несовершеннолетние пранкеры просто доводят педагогов и срывают уроки. СК уже объявил, что таких малолетних хулиганов будут выявлять и наказывать.
В Ютубе масса роликов о дистанционном обучении, в которых издевательства над преподавателями представлены как нечто смешное. Подростки оставляют под видео сальные комментарии, представляя учителя в нелицеприятном виде.
Как это происходит? Когда идет урок в ZOOM или по Скайпу, хулиган подключается и на экране может появляться похабная картинка или видео, в эфир врывается музыка с нецензурщиной, заглушая слова преподавателя.
Учителя никак не защищены от малолетних хулиганов: «А вы не имеете права мне что-то сделать». В большинство случаев – никаких последствий для ученика-хулигана. Варианты разные: администрация школы встает на защиту школьника, обвиняя педагога в профнепригодности. Иногда вопрос решается полюбовно, учителя переводят в другой класс или же ученику предлагают поменять класс или школу. Но всегда – школа не заинтересована, чтобы что-то противоправное, сделанное учащимися, вышло на всеобщее обозрение.
Они не просто издеваются – гордятся своими «подвигами».
Ученик – враг, учитель – жертва
– Помню, и в былые годы случались такие эксцессы, – делится своим опытом учитель краснодарской школы Ирина Пегова. – Особенно в 90-е. Я вспоминаю, в моем классе, когда я училась, отъявленные бездельники на уроке химии играли в карты и курили. Кнопку подкладывали на сиденье, то приклеивали на спину лист с оскорбительным прозвищем… Всякое было. Такие случаи носили единичный характер и чаще всего ученики защищались от нарушения своих прав. Но нынешний разгул вседозволенности и оскорблений превышает все мыслимые и немыслимые нормы. Технический прогресс вывел эту проблему на новый уровень.
Сейчас учитель становится жертвой детской неадекватности без каких-либо причин. Просто потому, что учитель и без того имеет в обществе низкий статус, он находится, как говорится, на последней ступеньке «пищевой цепочки». Профессия даже сейчас далеко не уважаема. Многие ученички воспринимают учителя, как обслугу, который обязан «разжевать и вложить в мозг знания». Понятно, кто внушает им такую истину. И вот ученик, не может справиться с буйным отцом-бизнесменом, но может выместить всю свою нерастраченную злобу на бесправном учителе. И выбирают самых слабых, которые реально не могут, не умеют дать отпор.
В каждой отдельной ситуации конфликта нужно разбираться, как говорится, с лупой. Пока трехсторонние переговоры помогают: родители-ученик-школа. Важно не перейти грань: не сделать ученика врагом. Бывали случаи в других школах, когда все учителя ополчались на трудного ученика-хулигана, делали его своим личным врагом. Ситуация только ухудшалась. Надо помнить ученик – он хоть и отъявленный хулиган, иногда то, что он творит, как говорится, ни в какие ворота, но он ребенок, незрелая личность, со своими огромными проблемами. Если школьник растет в любящей нормальной семье, он не будет глумиться над педагогом! Да, согласна, чтобы родители отвечали за поступки своих чад. Ведь все идет от воспитания!
Впрочем, по мнению другого педагога, если учитель допустил в отношении себя травлю – вина его.
– Когда человек решил, что будет работать в детском коллективе, он подписался под тем, что обязан знать детскую психологию, педагогические нюансы и предупреждать такие конфликты. Педагог постоянно должен повышать уровень своего мастерства, самообразовываться. Заметьте, у того учителя, у которого интересно на уроке, у которого рука об руку идут справедливость и уважение к личности ученика, редко бывают конфликты с учениками. Если учитель не умеет заинтересовать, не может удержать в классе дисциплину, если его авторитет на низком уровне – это, извините, профнепригодность.
Фото: rubryka.com.
Как ни назови – оскорбление
С введением дистанционного обучения специалисты отметили рост пранкерства. Следственный комитет РФ отреагировал жестко – стал выявлять в интернете видеоролики о дистанционном обучении, где подростки оскорбляют и издеваются над учителями. Зачинщиков жестких розыгрышей намерены привлекать к ответственности за оскорбления преподавателей при онлайн-обучении.
Такие меры председатель краевого профсоюза педагогов Сергей Даниленко считает целесообразными в первую очередь для сохранения образовательного процесса для школьников и учителей. Общероссийский профсоюз образования уже давно добивается введения в Уголовный кодекс новой статьи — «Насильственные действия в отношении педагогического работника», предусматривающую наказание до трех лет лишения свободы. Необходимо и повышение административного денежного штрафа за оскорбление педагога. Профсоюз разработал законопроект, устанавливающий ответственность «за неуважительное отношение, выражающееся в форме оскорблений и насильственных действий по отношению к педагогическим работникам».
– В данном случае СК поступает разумно, – отмечает Сергей Даниленко. – Как бы это действие ни называли: пранкерство, буллинг – по сути, это оскорбление, хулиганство, издевательство над педагогом. Хоть в переводе с английского «пранк» – это шутка. Но в нынешние времена не до шуток, это переходит все грани. Тот, кто в оффлайне этим занимался, тот сейчас перешел в онлайн. Однако в данном случае надо пояснить. Следственный комитет – это правоприменительный орган, и действует только в рамках уже существующих законов. Наказывать будут учеников и родителей за распространение заведомо ложной информации в условиях пандемии. То есть оскорбление учителя – как бы в стороне. Поэтому мы настаиваем: нужны именно специальные защитные нормы, такие, как, например, для госслужащих, депутатов, судей, полицейских. Этим законопроектом мы хотим изменить отношение общества к учителю. Педагог как человек, занимающийся чрезвычайно важным для государства и общества служением — подготовкой к жизни будущих граждан, на наш взгляд, нуждается в особом правовом статусе. А пока он воспринимается как обслуживающий персонал, оказывающий образовательные услуги, и является объектом постоянных нападок.
Повышение самооценки выйдет боком
Сейчас учителя буквально совершают трудовой подвиг. Никто не был готов работать в несвойственной и непривычной системе образования. Надо было перейти на новые рельсы, на новый формат обучения в считанные дни. Что-то не получается, но все проходят новый путь методом проб и ошибок. Труднее всего педагогам в возрасте. Но и они справляются! Нервы у всех на пределе. Нагрузка, безусловно, увеличилась и на учителей, и на учеников. И на фоне всего этого свои пять копеек вставляют школьные хулиганы и пранкеры.
– Пранкерство – это не новшество заморское, – комментирует практикующий психолог, психотерапевт Ирина Прошина. – Вспомните, как развлекались в детстве ребятишки: звонили из автоматов: «Это морг?» Или «Это квартира Сидоровых? Ваша кошка упала с балкона…» … Телефонное хулиганство свойственно подросткам 13-18 лет, для них главное – вывести из равновесия собеседника, записать всю нецензурщину, которую тот в сердцах скажет. Именно в анонимном и часто ненаказуемом нарушении социальных норм видят основу такого вида девиантного поведения. Анонимные звонки раскрепощают шутника и на время удовлетворяют его базовые сексуальные и агрессивные импульсы.
А когда удалось издевательства снять на видео и распространить в сети, утверждение статуса и поднятие самооценки обеспечены. За счет травли дети обеспечивают себе лидерство в коллективе. У детей меньше ограничительных рамок, они более жестки, чем взрослые, чувствуют свою безнаказанность. А педагоги боятся сказать лишнее слово, чтобы не обвинили в превышении полномочий и агрессии. Самые незащищенные сейчас молодые учителя без опыта или пожилые с профессиональным выгоранием. Травлю может спровоцировать и разница в социальном статусе. К сожалению, практика показывает, что прекратить травлю может только уход из конфликтного класса или школы. Проработанных механизмов защиты педагога нет.
Исследование различных институтов, в том числе и ВШЭ, показало, что нападкам и оскорблениям подвергаются более 80 процентов педагогов. Почти каждый второй учитель поучал угрозы, а 15 процентов признались, что их били школьники, издевались, плевали.
Наверное, уже созрела острая необходимость признания девиантного поведения подростков по отношению к учителю как отдельного вида правонарушения с коррекцией на различных уровнях (законодательном, психологическом, социальном). Надо прекращать эту моду под названием «унизь учителя». А сейчас, когда практически все дома, и дистанционное обучение идет под присмотром родителей, именно они должны контролировать своих детей, чтобы те, не мешали учебному процессу своими выходками. Демонстрируемое в видеороликах оскорбительное поведение подростков является проявлением неуважения к сверстникам и педагогам, кроме того, такие действия мешают учебному процессу и говорят об отсутствии должного контроля со стороны родителей и неисполнении обязанностей по воспитанию детей.
В Англии многих педагогов, идущих на занятия, снабжают видеорегистраторами.
Зная об этом, ученики опасаются совершать неправоправные поступки.
Франция приняла закон, согласно которому, за агрессивные выходки учеников старше 13 лет ждет тюрьма в течение полугода.
В Испании учителя призвали защитить их права профсоюз. Там насилию среди учеников подвергаются 75 процентов педагогов.
Валентина Матвиенко призывает оформить правовой статус дистанционного образования. Она уверена, что будущее – именно за такой системой обучения. Может, в этом законе четко прописать и защиту учителя?