В Управление Роспотребнадзора по РА обратился потребитель, которого высадили из автобуса по причине отсутствия сдачи с крупной купюры.
Практически у каждого из пассажиров городского транспорта случалась подобная ситуация, когда в кармане находилась только крупная купюра, а у кондуктора не было с нее сдачи. Как быть? Кто прав, а кто виноват?
Потребителям необходимо помнить, что пользуясь услугами общественного транспорта, между пассажиром и исполнителем заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.
Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора.
Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его функция одна единственная — заплатить. А вот перевозчик, обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.
В Законе о Центральном банке РФ (ст. 27) указано, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Купюры и монеты любого номинала обязаны принимать без ограничения. Отказ кондукторов или водителей принимать за проезд в общественном транспорте денежные средства крупного и мелкого достоинства является незаконным.
Если произошла подобная ситуация – высадили из автобуса, так как не было сдачи, то, в первую очередь, необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Потребитель имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе, подтверждающей факт отказа от заключения договора (видиосъемка, свидетельские показания и т.д.).
Уважаемые потребители в случае возникновения, каких либо вопросов оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай, специалисты готовы дать Вам консультацию. Телефон горячей линии: (38822) 64241 работает по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 605 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
У многих пассажиров городского транспорта случалась подобная ситуация, когда в кармане находилась только крупная купюра, а у кондуктора не было с нее сдачи. Что делать пассажиру в данной ситуации?
Потребителям необходимо помнить, что пользуясь услугами общественного транспорта, между пассажиром и исполнителем заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда.
Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора.
Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его функция одна единственная — заплатить. А вот перевозчик, обязан продумать много разных своих обязательств, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу.
В Законе о Центральном банке РФ (ст. 27) указано, что официальной денежной единицей Российской Федерации является рубль. Купюры и монеты любого номинала обязаны принимать без ограничения. Отказ кондукторов или водителей принимать за проезд в общественном транспорте денежные средства крупного и мелкого достоинства является незаконным.
Если произошла подобная ситуация – высадили из автобуса, так как не было сдачи, то, в первую очередь, необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Потребитель имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе, подтверждающей факт отказа от заключения договора (видеосъемка, свидетельские показания и т.д.).
Как грамотно составить претензию перевозчику или подготовить исковое заявление в суд Вас проконсультируют в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» по телефону (342) 236-48-77, 239-33-94, либо на личном приеме по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, 50а, каб. 110, 112.
Минчанин Олег: «Ехал без талона, потому что у водителей не было сдачи, и получил штраф. За что, разве я заяц?»
Олег получил зарплату, с крупными купюрами зашел в троллейбус и хотел оплатить проезд. Водитель сказал, что сдачи с 50 рублей не наберет. На следующей остановке вошли контролеры и заявили, что пассажиру нужно платить штраф. «Я же собирался купить талон, в чем проблема?» — возмущается Олег. «Минсктранс» смотрит на эту ситуацию по-другому.
— В последнее время оставляю автомобиль ради экономии и использую общественный транспорт. Работаю я в бизнес-центре «Гермес», на улице Казинца, — рассказал Олег Onliner.by. — Сегодня был расчетный день, выдали зарплату. По окончании рабочего дня направился на остановку общественного транспорта «Ул. Казинца». Там стояли два контролера (мужчина и женщина). Они видели, что на остановке нет киоска по продаже талонов. Контролеры сели в троллейбус №27, а я — в 19-й. Зная, что на следующей остановке меня ждет встреча с контролерами, я сразу пошел к водителю купить талон. С собой были только крупные купюры в 50 рублей. У водителя с такой купюры сдачи не оказалось.
На следующей остановке, по словам Олега, в троллейбус вошли контролеры проверять оплату. Парень пытался объяснить ситуацию: на остановке не было киоска, пытался купить у водителя — тот не дал сдачи.
— Контролеры возразили, сказали, что в правилах пользования общественным транспортом написано, что купюры для оплаты нужно брать до 10 рублей, — объясняет Олег. — Я попросил показать мне эти правила. В итоге такого правила в списке не оказалось. После они сказали, что это мои проблемы. Мол, нужно было покупать в киоске талон до начала поездки, а не с такими крупными купюрами заходить в общественный транспорт!
В итоге парня высадили, вызвали милицию и заявили, что все правонарушение записали на видеокамеру. Парень отправился домой пешком, а контролеры сказали, что выпишут ему штраф. Правда, по словам Олега, он до сих пор не понимает — за что?
— Я водителю предъявил для оплаты не китайские юани, а белорусские рубли, то, что у водителя не оказалось сдачи, это не моя вина, — объясняет он. — В правилах пользования четко прописано, что я имею право приобрести у водителя билет на проезд, что я и попытался сделать, но увы, нет сдачи… А как же быть, когда у водителя закончились талончики? Получается, в такой транспорт вообще нельзя входить без талона или проездного? И кто вообще прав в этой ситуации? Разве я заяц в таком случае?
«Минсктранс»: «Люди часто специально берут крупные купюры, чтобы не платить за проезд»
— Если не было у водителя сдачи, то это совсем не значит, что контролеры действовали неправильно, — объясняет заместитель генерального директора по перевозкам ГП «Минсктранс» Виктор Тозик. — Пусть читает правила перевозки пассажиров. Там написано, что пассажир обязан позаботиться об оплате проезда заранее. Сегодня просто распространена практика, когда люди специально берут такие купюры и просят водителей продать один талон. Тот не может дать сдачи, и люди едут бесплатно. Всегда нужно брать с собой талоны и не рассчитывать на водителя — а вдруг у него не будет. А если парень считает, что неправильно оштрафовали, — пусть идет в суд. И уже суд определит, кто прав, а кто виноват.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Защита прав потребителей
Услуги такси. Если у таксиста нет сдачи?
Услуги такси. Если у таксиста нет сдачи?
Совершение поездок на такси стали уже давно привычным явлением для граждан. Для многих такой вид транспорта очень удобен, однако любой комфорт может испортить такая неприятность, как возникшие разногласия. Например, во время поездки выясняется, что у таксиста нет сдачи, водитель предлагает пассажиру пойти разменять крупную купюру по приезду иначе дальше он не повезет. Что делать потребителю?
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл разъясняет, что перевозки пассажиров и багажа легковыми такси регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав).
Согласно ч. 1 ст. 31 Устава перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.
Согласно ч. 3 ст. 426 Гражданского Кодекса РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Устава фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров и багажа в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут или поведение фрахтователя может создавать угрозу безопасности водителя.
Из изложенных выше положений нормативно-правовых актов следует, что водитель такси не имеет права отказывать в оказании услуги перевозки пассажиров легковым такси по причине отсутствия разменных денег. Иметь возможность рассчитаться с потребителем путем выдачи сдачи является его обязанностью.
Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные убытки.
Уважаемые потребители, напоминаем, в случае возникновения вопросов по оказанию транспортных услуг легкового такси, в можете обратиться на «горячую линию»:
Водитель транспортной компании доставил груз к подъезду. У меня только 5000 купюра была. Водитель отказался принимать деньги, требуя дать ему под расчет. С точки зрения закона как эта ситуация должна разрешиться? Кто должен иметь разменную монету, тот кто оплачивает услугу?
Водитель транспортной компании доставил груз к подъезду. У меня только 5000 купюра была. Водитель отказался принимать деньги, требуя дать ему под расчет. С точки зрения закона как эта ситуация должна разрешиться? Кто должен иметь разменную монету, тот кто оплачивает услугу? Виталий
Здравствуйте, согласно гражданскому законодательству обязательство должно быть исполнено надлежащим образом. Свою часть обязательства транспортная компания выполнила, вы же в свою очередь обязаны оплатить ту сумму, которая оговорена в договоре, не больше не меньше, можно сделать вывод. что обязанность разменивать деньги лежит на вас (ст. 785 ГК РФ)
Статья 309. Общие положения Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 785. Договор перевозки груза 1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. 2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юрист ниже придерживается другой точки зрения. То есть компания, которая принимает наличные деньги не обязана иметь разменную монету?
Юрист ниже придерживается другой точки зрения. То есть компания, которая принимает наличные деньги не обязана иметь разменную монету? Виталий
Обязанность иметь разменную монету в законе не предусмотрена, я привел выдержки из ГК, где оплата причем установленная, лежит на вас. Вы выступаете в качестве ИП?
Водитель всего лишь работник транспортной компании, работодатель обязан обеспечивать его разменных фондом.
ч.3, ст. 426 ГК РФ Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Отказ от заключения договора розничной купли-продажи (который является публичным), со ссылкой на отсутствие сдачи, неправомерен.
Коллеги клиент ПОКУПАТЕЛЬ. В любом случае продавец обязан иметь размен, Надлежащим образом продать товар, если оказывается услуга Надлежащим образом оказать услугу доставки. Транспортные компании не исключение.
Можно попробовать нажаловаться в Роспотребнадзор на эту транспортную компанию. Если вы заранее за доставленный товар не заплатили, можете отказаться отполучения например, поедет обратно этот водитель
Прямого регулирования этой ситуации на уровне закона обнаружить не удалось. На уровне мнения официальных органов, есть мнение управления Роспотребнадзора по республики Алтай, которое считает, что разменную монету должен иметь не потребитель, а исполнитель.
Вот выдержка из официального ответа размещенного на сайте управления:
«Пользуясь услугами общественного транспорта, между исполнителем и пассажиром заключается публичный договор. В соответствии с требованиями ст. 426 Гражданского кодекса РФ исполнитель обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). По действующему законодательству, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора допустим лишь: при отсутствии возможности выполнить работу, оказать услугу, продать товар в данный момент (нет товара, специалистов, материала и т.п.); при отсутствии возможности заключить договор на прежних условиях и по прежним ценам, если этому препятствуют обстоятельства непреодолимой силы; при наличии иных уважительных причин. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса». На основании ст. 786 ГК РФ — по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. В соответствии с требованиями ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу. Если же потребитель рассчитывается за проезд крупной купюрой, а у кондуктора отсутствует сдача, хотя он обязан ее иметь (индивидуальный предприниматель должен обеспечить кондуктора разменными деньгами), то кондуктор не вправе высаживать пассажира, который не отказывается от оплаты проезда. Отсутствие разменной монеты не может расцениваться, как уважительная причина отказа от заключения публичного договора, в силу того, что п.3.8.1 письма Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104 «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» устанавливает обязанность Директора (его заместителя, заведующего, дежурного администратора и пр. ответственных лиц) предприятия обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе, в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Потребитель совершенно не должен волноваться об отсутствии сдачи, так как его основная функция — заплатить. А вот перевозчик, если уж взялся предоставлять услугу, обязан продумать каким образом он будет выполнять свои обязательства, в том числе и то, чем и как он должен давать сдачу. Если все же произошла подобная ситуация, то в первую очередь потребителю необходимо сохранять самообладание и вести себя максимально корректно. Потребитель имеет право обратиться с письменной жалобой на действия кондуктора к индивидуальному предпринимателю, которому принадлежит автобус, в отдел Администрации города, отвечающий за пассажирские перевозки, а также обратится с иском в суд, при этом заблаговременно позаботившись о доказательной базе, подтверждающей факт отказа в заключении договора (видеосъемка, свидетельские показания и т.д.). «
понятно, что в вашем случае транспорт не общественный, но закон о защите прав потребителей распространяется и на ваши отношения с транспортной компанией.