что делать если у твоего друга шизофрения
Инструкция. Что делать, если близкому человеку диагностировали шизофрению?
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 23 миллионов человек живут с шизофренией, но большинство из них не получают надлежащей помощи. С этим психическим расстройством связано множество стереотипов, из-за чего пациенты и их родственники часто боятся обращаться к специалистам.
«Такие дела» и фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» рассказывают, как себя вести с родственником, у которого диагностировали шизофрению, и как изменить быт и привычки, чтобы помочь человеку с расстройством.
Что такое шизофрения
Шизофрения — это психическое расстройство, которое влияет на мышление, восприятие, эмоции и поведение. Диагностировать заболевание не всегда просто: расстройство многогранно и по-разному проявляется у каждого человека, а клиническая картина может довольно быстро меняться.
Среди симптомов наиболее часто обнаруживаются две большие группы — позитивные и негативные. Позитивная симптоматика — появление тех признаков, которые в норме не свойственны человеку (бреда и галлюцинаций). Негативная — это угасание привычных функций (воли, эмоциональности, желания и умения общаться, определенных мыслительных способностей).
Шизофрения развивается в позднем подростковом или раннем взрослом возрасте. Точные причины возникновения расстройства неизвестны, считается, что на это влияют наследственность, факторы окружающей среды, нейробиологические нарушения, психологические и социальные взаимодействия.
Шизофрения поддается терапии — медикаментозное лечение в сочетании с психосоциальной поддержкой дает эффект. В 2015 году в США было зарегистрировано лекарство, которое может помочь справиться как с позитивными, так и с негативными симптомами. В 2019 году такой препарат был зарегистрирован в России, с августа он доступен пациентам.
Стереотипы мешают лечению
Людям с шизофренией и их родственникам часто приходится бороться не только с болезнью, но и со стигмой в обществе. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ по инициативе фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер», 70% россиян знают о шизофрении только в общих чертах и лишь 20% хорошо разбираются в симптомах расстройства. При этом 38% уверены, что человека с шизофренией нужно изолировать от общества.
По словам эксперта в области АВА-терапии и системы альтернативных коммуникаций Александры Губаревой, в обществе распространен стереотип, что все «нормальные» люди — разные, а все люди с психическими расстройствами — одинаковые, и их одинаково надо бояться.
Сами люди с шизофренией чаще всего отрицают свою болезнь — из-за неспособности воспринимать изменения в своем состоянии или из-за страха попасть на психиатрический учет и лишиться возможности работать и полноценно жить. Отрицание диагноза приводит к тому, что нуждающийся человек может оказаться без квалифицированной медицинской помощи.
Специалисты указывают: чем раньше будет оказана квалифицированная медицинская помощь, тем лучше для человека с шизофренией. Во всех регионах России можно записаться к участковому врачу в психиатрическом диспансере. При острых психозах нужно вызвать скорую психиатрическую помощь на дом. Вопрос о госпитализации в стационар регулируется законом о психиатрической помощи — нужно согласие пациента на госпитализацию. Недобровольная госпитализация возможна только в случае причинения вреда себе и окружающим.
Как обустроить быт
«Пока человек отдает себе отчет в своих действиях, сохраняет волю, физические силы, необходимо напоминать ему о том минимуме действий, которые необходимы для самообслуживания, — сходить в туалет, умыться, одеться, прибрать», — объясняет специалист.
Медведев советует приобрести вспомогательные средства, которые могли бы облегчить выполнение повседневных функций: например, одноразовую посуду или вилку с закругленными зубчиками. Также он рекомендует закрывать острые углы на мебели, покупать одежду, которую легко снимать и надевать, вкладывать в карманы записку с домашним адресом.
Психиатр указывает, что нужно поддерживать близкого человека: обязательно отмечать успехи, чтобы это мотивировало его развиваться. «Поощрять родственника нужно так, как это обычно происходило в семье до постановки диагноза. Не следует акцентировать внимание на его заболевании, тем самым еще раз подчеркивая его инаковость», — советует специалист.
Медведев говорит, что стоит попробовать ввести хобби в жизнь человека с шизофренией: коллекционирование, моделирование, чтение, посещение культурных или спортивных мероприятий, занятия спортом в одобренных врачом объемах, творческие проекты. «Проводите с ним время совместно: выходите гулять, устраивайте семейные трапезы, пикники. Старайтесь вовлекать больного в общие развлечения и интересы», — предлагает психиатр.
Как объяснить, что у близкого человека шизофрения
«Детям надо объяснить, что это поведение — не повод для шуток, насмешек или игр. Болеющий человек заслуживает сочувствия и помощи. Также ребенку следует разъяснить, что на родственника не следует обижаться, что те или иные действия он совершил из-за болезни», — говорит психиатр. Он считает, что не стоит употреблять в разговоре с детьми медицинские термины, поскольку позже они могут повторить их в детсаду или в школе, что вызовет обеспокоенность среди других взрослых.
Возвращение в общество возможно
В нынешней системе медпомощи при обострении шизофрении человека госпитализируют в стационар для купирования острого состояния. Когда оно переходит в стабильную фазу, пациента выписывают — и он наблюдается у районного психиатра. Открываются отделения первичного эпизода при психиатрических больницах, чтобы своевременно оказать квалифицированную помощь первичному пациенту и уменьшить прогрессирование заболевания.
«Полноценное возвращение хронически болеющего человека в общество требует выполнения множества социально-экономических и этических условий, обеспечение которых — задача не только государства, но и близкого окружения. При благоприятном течении пациент в большинстве случаев способен вернуться к полноценному функционированию на “доболезненном” уровне», — комментирует эксперт.
Медведев говорит, что все члены семьи должны быть готовы и к обострению психического состояния. Чтобы вовремя обратиться к врачу, следует обращать внимание на симптомы возможного ухудшения: неусидчивость, резкость движений и интонаций, агрессивные высказывания, перескакивание с мысли на мысль, резкие перемены настроения.
«Если родственник отказывается принимать лекарства, возмущается, что его заставляют, и провоцирует скандал, нужно постараться его уговаривать, привлекая значимых для него людей, используя понятные и важные аргументы (например, возможность сохранения трудоспособности, когнитивных функций, социальных контактов, возможность заниматься хобби) и разъяснять последствия отказа от лечения», — заключает психиатр.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Шизофрения
У нас доступна консультация по Skype или WhatsApp.
Диагностикой и лечением шизофрении занимается врач-психиатр совместно с клиническим психологом.
У шизофреника сохраняется интеллект, все знания, которые он успел приобрести. Но мотивация снижается, с каждым днем человек хочет делать всё меньше, перестает выходить из дома и замыкается в себе — вот, что значит шизофрения.
Что такое шизофрения простыми словами и как она проявляется
В психиатрии нет более сложного заболевания, чем шизофрения (код по МКБ-10 — F20). Согласно международной классификации болезней к шизофрении относят следующие расстройства:
Вопрос о причинах шизофрении остается открытым. Ученые соглашаются, что из-за определенных дефектов генов (возникают спонтанно или передаются по наследству между поколениями) в мозгу нарушается связь между нервными клетками.
Болезнь часто начинается с острого стресса — экзамены, перенапряжение, потеря близкого или тяжелая травма. Но шизофрения может возникнуть и без внешней причины, механизмы ее лежат глубоко внутри и изучены плохо.
Проявления заболевания делятся на две большие группы — продуктивные и негативные.
Продуктивная симптоматика — это симптомы «со знаком плюс», которые человек приобретает во время болезни:
Развитие болезни
Началом болезни может быть коренной перелом в укладе жизни пациента.
Человек теряет интерес к любимым занятиям, перестает общаться с друзьями. Появляется замкнутость, нетерпимость, холодность к близким, состояние отчужденности.
Всё время отводится новым увлечениям — психологии, философии, поэзии, изобретательству. Часто появляется не свойственная человеку прежде религиозность. Некоторые пациенты чрезмерно увлекаются своим здоровьем, другие становятся агрессивными и начинают вести себя асоциально.
Прогрессирующая шизофрения ведет к эмоциональным и волевым нарушениям. Люди теряют интерес ко всему, не могут заставить себя выполнять какую-либо работу, перестают заботиться о своем внешнем виде, становятся равнодушными. Постепенное изменение личности и нарастание симптомов — это прогредиентная шизофрения.
Шизофрения у детей. Неочевидные признаки
Несмотря на длительную историю изучения шизофрении, до настоящего времени существуют лишь гипотезы о причинах её возникновения. Описанная Э. Крепелиным в конце XIX века под названием «раннее слабоумие» (dementia praecox), шизофрения всегда была одной из центральных проблем психиатрической науки. Стараниями учёных всего мира накопился огромный массив данных о её вариациях, найдены эффективные способы лечения многих форм.
В данной статье будут рассмотрены признаки и потенциальные предвестники подострых вариантов шизофрении у детей и подростков, выявление которых требует внимательного отношения со стороны родителей.
Шизофрения: мифы и реальность
Для начала «разрушим» некоторые устоявшиеся мифы, прочно сформировавшиеся в общественном сознании:
№1. Диагноз шизофрения ставит крест на будущем.
№2. Наличие шизофрении означает обязательную инвалидизацию и лишение дееспособности.
№3. При шизофрении человек пожизненно получает лекарства.
№4. Лекарства от шизофрении не лечат, а лишь затормаживают психику.
№5. Человек с шизофренией социально-опасен и его следует изолировать.
Все это далеко не так! Подобное бывает далеко не в каждом случае!
Как правило, мифы касаются наиболее тяжёлых вариантов течения болезни. Стоит отметить, что иные варианты шизофрении у детей (подострые, медленно прогрессирующие) составляют не менее половины от всех случаев. Правильный лечебно-реабилитационный подход в таких случаях позволяет сохранить на достаточном уровне качество жизни.
Шизофрении у детей. Признаки и примеры из практики
Поводом для обращения к врачу-психиатру обычно служат нарушения поведения, отказы от посещения школы, разные варианты нестандартного реагирования, к которым можно относить чрезмерную чувствительность к обычным житейским ситуациям, приводящую к выходу из социальной жизни. У детей наиболее частый вариант – проблемы в детских коллективах (детский сад, школа). Отказ от посещения школы – это не симптом шизофрении, но наиболее часто встречающаяся жалоба родителей.
Болезнь приводит к рассогласованности эмоционально-волевой, интеллектуально-мнестической и психомоторной сфер психики. Устойчивый, немотивированный или необычным образом мотивированный отказ от посещения школы или сада требует комплексной оценки квалифицированным специалистом.
Важной особенностью болезненного процесса у детей является его совпадение с периодом активного развития всего организма: психики, нервной и эндокринной систем. В ряде случаев диагноз шизофрения ставится спустя длительное время от начала наблюдения. В других случаях, когда ребенок болеет «по-взрослому» диагноз будет более очевиден.
Отказ от посещения школы может быть мотивирован чрезмерным желанием заниматься другой определённой деятельностью (сложные науки, рисование, написание литературных или музыкальных произведений). Однако следует понимать, что и это не может однозначно свидетельствовать о наличии шизофрении. Деятельность или бездеятельность сама по себе не является симптомом, она является отражением психических процессов. Беспокоиться следует в том случае, если «необычность» поведения ребёнка видна невооруженным взглядом.
Шизофрения у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста необходимо внимательно смотреть за развитием сферы эмоций – малыши создания живые, эмоциональные, ярко радующиеся и быстро расстраивающиеся. Чрезмерная серьёзность, безразличие, «бедность» эмоций, увлечённость определёнными своеобразными занятиями, зачастую несвойственными детскому возрасту, слабая эмоциональная привязанность к родителям и низкая потребность в контакте являются тревожными знаками риска развития шизофрении у детей.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик, 3 года. Не стремился к детям, обращал мало внимания на близких, не проявлял интереса к игрушкам, подолгу играл с обувью, переставлял ботинки, туфли, строил из них поезда, разговаривая при этом сам собой. Когда его пригласили на новогодний праздник, не обращал никакого внимания на красиво наряженную ёлку, игрушки и подарки. Очень обрадовался, увидев в коридоре ботинки и боты, стал играть с ними. Ребёнка с трудом удалось оторвать от этого занятия, чтобы увезти домой.
Следует также обращать внимание на резкие «откаты в развитии», утрату ранее приобретенных навыков (речь, опрятность, самообслуживание, немотивированные отказы от еды).
В игровой деятельности ребёнка дошкольного возраста большую роль играет воображение. В этот период происходит бурное развитие фантазии, способность к представлению чего-либо и возникновение совместной игры с детьми и взрослыми.
Следует внимательно относиться к любому чрезмерному «перекосу» фантазий – усилению, угасанию или искажению. Усиление может проявляться безграничным игровым перевоплощением во время которого ребёнок перестаёт выходить из фантазийного образа (например, образ животного). С другой стороны, могут иметь место разнообразные страхи, усиленные болезненным воображением. Для оценки принадлежности таких феноменов к шизофреническим расстройствам требуется длительное наблюдение.
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте следует следить за адаптацией в коллективе детей, агрессивным поведением и эмоциональным фоном. Описанные выше односторонние интересы с возрастом могут принимать всё более интеллектуализированный вид.
Пример из наблюдений врача Ковалёва В.В. Мальчик, 7 лет, проявлял особый интерес к календарям, часами рассматривая их и тщательно переписывая часы восхода и захода солнца и луны, а также долготу дня. В результате этих длительных занятий он мог безошибочно назвать указанные данные для любого дня года. Ребенок не проявлял интереса к играм других детей, говорил, что ему «с ними скучно». Скупо и неохотно, отвечал на вопросы врача, заметно оживлялся, когда разговор касался его увлечения, сообщая с различными подробностями сведения о восходе и заходе солнца и луны.
Подростки
В подростковом возрасте возможно оформление интересов в так называемую метафизическую (философическую) интоксикацию.
Пример из наблюдений врача Мамцевой В.Н. Мальчик младшего школьного возраста проявлял повышенный интерес к схемам и чертежам машин, переписывая их из технических журналов, проводил много времени в промышленных павильонах ВДНХ. В возрасте 13 лет стал думать о создании двигателя, работающего без горючего с высоким КПД. Был поглощен проектом такого двигателя, раздражался, когда его отвлекали.
Иным вариантам односторонней идеи является чрезмерная фиксированность на внешнем облике. Этот вариант чаще встречается у девочек в период полового созревания. Нередко имеет место болезненное стремление к худобе, достигаемое различными способами – ограничение в питании, чрезмерные физические нагрузки, вызывание рвоты после еды, приём слабительных средств, мочегонных и прочих средств влияющих на массу тела. Характерно, что в отличие от рационального желания изменить внешний облик, в данном случае нижняя граница веса или суточный калораж с течением времени опускается ниже, приводя к жизнеугрожающему истощению.
Пример из практики. Девочка подросток 15 лет, обратилась с жалобами на снижение веса, ограничение в еде, недовольство внешностью, отсутствие менструаций, отсутствие аппетита, повышенную сухость кожи, зябкость, склонность к запорам.
Интеллектуальное и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Неохотно посещала детский сад (не нравился воспитатель), бывала рвота во время истерик, если пытались заставить. В школу пошла своевременно, посещала дополнительно кружки и секции, в коллективе адаптировалась, но близких подруг не было. В 13 лет – начало менструального цикла. Примерно с этого же времени, на фоне замечаний о внешности со стороны тренера, врачей, начались первые изменения в поведении. На тот момент рост 163 см., вес 65-67 кг. Начала «питаться правильно», избегала сладкое и мучное, сократила суточный рацион, усиленно занималась спортом. С течением времени ограничила суточный калораж, который в пиковые периоды эмоционального напряжения сокращался до 100-200 ккал/сутки. Изменилась эмоционально – стала безрадостной, высказывала страхи за будущее, отрицательно реагировала на комплименты о внешности, периодически пропускала школу, стала неопрятной. Жаловалась, что стало трудно учится, не справлялась с нагрузкой в школе.
В беседе с врачом жаловалась на «плохие мысли – зачем я живу, вдруг у меня ничего не получится», «как будто все знания стерли из головы». Противоречиво относилась к состоянию – говорила о том, что испортила здоровье, но в то же время не могла есть, боялась набрать вес, часто заговаривала о выписке из стационара. Прошла курс лечения в стационаре, длительно наблюдалась амбулаторно.
По наблюдению через 5 лет – успешно окончила школу, в ВУЗ поступать не стала, устроилась на работу в салон красоты.
Среди начальных проявлений подострых форм шизофрении у детей можно отметить разнообразные эмоциональные и поведенческие расстройства. Тяжелая депрессия или выраженные нарушения поведения, которые возникают внезапно у детей, не отличавшихся в развитии от сверстников, могут служить предвестником заболевания.
Шизофрения и страхи
Отдельно следует отметить страхи. Содержание страхов в подростковом возрасте бывает различным, приведём 2 клинических случая.
Мальчик, 13 лет. В развитии от сверстников не отличался. В возрасте 11-12 лет после просмотра передачи про микробов стал много размышлять о болезнях. В последний год крайне щепетильно относится к личной гигиене, по 3-4 раза в день принимает душ, часто моет руки, из-за чего кожа на руках трескается. Нередко заставляет родителей следовать его правилам личной гигиены, если они отказываются называет их «грязными», говорит, что их грязь может «прилипнуть к нему». Временами проявлял агрессию к дяде потому, что тот отказывался идти в душ. Стал хуже учиться, потому что в школе «грязные» дети и учителя, отказывался идти в школу. В течение года наблюдения стал высказываться, что «грязь» – это «не совсем обычная грязь, а грязь душевная, которую могут передать мысленно». Старался не думать о «плохих вещах», создал систему ритуалов, которые защищали его от действия микробов. Из-за нарастания агрессивности был доставлен на осмотр к врачу-психиатру, направлен на госпитализацию.
Наблюдение в течение 5 лет, около 3-х лет непрерывно принимал лекарства, после 9-го класса поступил и окончил ветеринарный колледж, повторных госпитализаций не было. Остаётся не очень общительным и тревожным, взаимоотношения в семье наладились.
Мальчик, 13 лет. Развитие без особенностей. Рос ласковым, нежным, общительным, доброжелательным. В 12 лет внезапно стал следовать определённым ритуалам в быту и учёбе – необходимо было определённое количество раз поднести ложку ко рту перед тем как начать есть, не мог переступать сразу через порог, стал крайне медленно читать из-за соблюдения собственных правил чтения. Изменилась походка, стал менее эмоциональным, имел истощенный, болезненный вид. Как выяснилось в беседе, основной мотивировкой нарушений был доходящий до абсурда страх сообщить неправдоподобные сведения. За 2 года симптоматика видоизменилась. Несмотря на активное лечение, ритуалы то возникали, то пропадали, в пиковые моменты подросток не мог нормально разговаривать, т.к. необходимо было соблюдать правила при формулировании предложений. С течением времени, на фоне лечения состояние стабилизировалось. Окончил школу, поступил в ВУЗ, успешно занимается музыкой.
В описанных выше случаях, несмотря на тяжесть симптоматики на момент обращения, имели место положительные изменения в недалеком будущем. В момент начала болезненных проявлений в организме включатся различные формы психологической защиты. Именно они позволяют детям и взрослым справляться с симптомами на ранних этапах. Однако, следует понимать, что течение болезни имеет прогрессирующий характер, а защитные ресурсы организма не безграничны. Раннее получение специализированной психолого-психиатрической помощи способствует благоприятному прогнозу.
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что диагноз шизофрения – не приговор!
Абрамов Александр, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Что делать, если ваш близкий в неадекватном состоянии
телефон: +7(965) 152-76-09
Люди привыкли оценивать поведение других людей, исходя из своего личного опыта. Каждый хотя бы раз в жизни крутил у виска пальцем, говоря кому-то: «Ты неадекватный». Но что же есть адекватность, а самое главное как распознать неадекватность и какие меры стоит предпринять при этом?
Признаки расстройства психики
В обществе существуют определенные нормы морали, которых люди внутри больших и малых групп привыкли придерживаться для безопасной жизни и продуктивного общения. Поэтому если поведение человека явно отличается от существующих стандартов, оно тут же привлекает к себе внимание, как небезопасное. В особенности если человек близок и хорошо знаком.
Отклонением от нормального поведения можно считать действия, которые выходят за границы допустимого в данном обществе. Например, когда мы замечаем у близкого человека эмоции (их качество, силу или направленность), ранее ему не свойственные: он слишком агрессивен, печален, возбужден, замкнут, апатичен, раздражен, а раньше не был; он без причины обвиняет кого-то, кричит или угрожает кому-то, а раньше для него это было невозможно. В таких случаях стоит мягко попытаться уговорить его обратиться к врачу. Также необходимо обратить пристальное внимание на психоэмоциональное благополучие человека, если он утверждает, что слышит что-то, чего больше никто не слышит (например, “голоса”), или видит то, чего больше никто не видит.
Многие другие патологические и не свойственные человеку в обычное время состояния могут указывать на прогрессирующее психическое заболевание. Например, если родственник или друг замыкается в себе, начинает вести затворнический образ жизни, не проявляет интереса к тому, чем раньше живо интересовался, это может говорить о развивающемся депрессивном состоянии, а также шизофрении или биполярном аффективном расстройстве. Спектр возможных заболеваний, проявления которых выглядят практически одинаково настолько широк, что различить их может только квалифицированный специалист в области психических болезней.
Что предпринять?
Самое первое что можно сделать, заметив нарушения психоэмоционального состояния у близкого или знакомого человека– это попытаться его морально поддержать и мягко уговорить показаться специалисту.
Очень важное юридическое отступление
в части того, кто и куда может нас госпитализировать без нашего согласия. Имеется в виду, конечно, психиатрическая больница (“. санитары приедут и заберут без согласия. ”)
○ если пациенту меньше 15 лет. В этом случае согласие может дать один из родителей, попечитель, либо орган опеки и попечительства ( ст.23 ч.1 ФЗ N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 2 июля 1992 г.)
○ если пациент уже состоит под наблюдением у психиатров в диспансере ( ст.23 ч.5 ФЗ N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 2 июля 1992 г.)
○ если врач во время освидетельствования решает, что психическое расстройство у пациента тяжелое, а поведение обусловливает непосредственную опасность для себя или окружающих (суд будет, но уже в больнице) ( ст.24 ФЗ N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 2 июля 1992 г.)
○ если пациент признан в установленном законом порядке недееспособным и по своему состоянию не может дать осознанного информированного согласия. Дело в том, что без него такое согласие может дать его законный представитель (опекун), либо орган опеки и попечительства ( ст.23 ч.1 ФЗ N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 2 июля 1992 г.)
○ если на руках у врача психиатра имеется санкция (постановление) суда о проведении психиатрического освидетельствования в недобровольном порядке. Кстати, действия судьи могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ( ст.24,25 ФЗ N 3185-I “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” от 2 июля 1992 г..)
○ если больной или предположительно больной человек находится в неблагоприятных бытовых условиях (отсутствие наблюдения, ухода за больным, пребывание его вне семьи, на улице и т.д.) и «тяжелое психическое расстройство» у него соответствует любому из трех критериев:
■ непосредственная опасность для себя или окружающих
■ беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности
■ существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи. (приказ Минздрава России N 108 «О скорой психиатрической помощи» от 8 апреля 1998 года )
Если поведение больного носит неадекватный и непредсказуемый характер, а состояние точно является острым; особенно если оно сопровождается попытками причинить вред себе или окружающим, следует немедленно вызывать бригаду скорой психиатрической помощи и полицию с целью госпитализации пациента в недобровольном порядке.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.