что делать если у тебя низкая самооценка и комплексы
Психолог о том, как бороться с низкой самооценкой
Ничем не хуже других
Бери выше
Представление о себе мы формируем еще в детстве, наблюдая за отношением других людей. Если родители критикуют за мельчайшую провинность, а одноклассники не стесняются в выражениях, обсуждая внешность и поступки, рано или поздно ребенок закрывается и теряет доверие к миру. С возрастом ситуация обостряется, а привычка думать о себе в негативном ключе остается. «Петя справится с заданием лучше, а мне не стоит и пытаться, все равно не выйдет», «Лена достойна участия в конкурсе красоты, куда мне до нее» — типичная картина мира подростка с низкой самооценкой.
Став взрослым, человек не будет претендовать на высокую должность и постесняется пойти на свидание с понравившимся партнером только потому, что не верит в себя. Любая критика или замечание для него болезненны, и чтобы не испытывать те самые неприятные эмоции, когда ругала мама или насмехались одноклассники, он решит отсидеться в тени.
— На самом деле неуверенный в себе человек ничем не хуже всех тех, кто ему самому кажется нормальным и уверенным, но привычка думать о себе хуже, чем есть на самом деле, не дает мыслить объективно, — считает психолог. — С возрастом интерпретация событий и поведения других людей станет лишь подтверждать негативные убеждения. Например, человек, считающий себя неудачником, не будет замечать собственных успехов, а сконцентрируется на неудачах. Свои успехи он станет списывать на случайность или принижать их: «Любой мог бы это сделать», «Там не было ничего сложного», «Мне просто повезло» и т.д., а неудачи останутся в памяти. Все это ради того, чтобы в очередной раз убедиться: я неудачник.
Первая помощь
Проблема в том, что с возрастом мы настолько пропитываемся привычным взглядом на себя, что изменить что‑либо еще сложнее. И тем не менее каким бы ни было представление человека, оно ценно само по себе, так как свое поведение мы строим на основании того, что о себе думаем, а не на том, какие мы на самом деле. Отношение к себе поддается коррекции.
— Как и в лечении болезней, с которыми мы обращаемся к врачам, психологические проблемы тоже проще решить на раннем этапе, — подсказывает Анна Добрук. — Результат гораздо быстрее в работе с подростком или молодым человеком, чья психика еще достаточно подвижна и легко адаптируется к новому, ведь у молодежи меньше предубеждений и негативного опыта. Хотя избавиться от низкой самооценки можно в любом возрасте, когда есть желание обратиться к специалисту и следовать рекомендациям.
При этом нелишне обратиться за помощью к опытному специалисту, который поможет найти корни проблемы и добиться положительных сдвигов за небольшой срок. Тем, кто сомневается, стоит попробовать поработать над собой самостоятельно. Как это сделать?
Коллаж Ольги Пак.
Домашнее задание
У каждого из нас есть свой набор личностных качеств, индивидуальный опыт, знания. Каждый воспринимает мир своим, особенным способом. В совокупности это создает уникальный образец поведения, неповторимую личность.
— Чтобы заметить свою исключительность и порадоваться ей, вспомните и запишите все, что вам в себе нравится, начиная от черт внешности: голубые или карие глаза, высокий рост или, наоборот, миниатюрность, и продолжая особенностями характера, которыми вы гордитесь, и любыми другими приятными мелочами: «я хорошо готовлю» или «я надежный друг». Список может быть длинным, но не стесняйтесь включить в него даже самые небольшие достижения — будь то выигранная в 10‑м классе олимпиада по физике или помощь близкому человеку в трудной ситуации. Ведь это ваша история побед, от которой проще оттолкнуться и начать верить в себя. Лучше держать список на видном месте, например, прикрепить к дверце холодильника или хранить на полке в спальне, перечитывая утром как настройку на предстоящий день, а также перед сном — для закрепления, — советует психолог.
Чтобы вернуть позитивное отношение к себе и своим достижениям, можно обратиться к схеме «действие — результат — награда». Лучше начинать с самых простых вещей: сделал важный звонок по работе или уборку в квартире — похвалил себя или поощрил. Наградой может быть что угодно, начиная от покупки роллов и заканчивая просмотром интересного фильма.
Главное — поощрить себя, чтобы почувствовать удовольствие и гордость за достижение. Попробуйте регулярно, несколько раз в день, хвалить и награждать себя за поступки и выполненные дела. Это как заново чему‑то учиться: ребенок не за один день начинает ходить, поэтому не стоит ожидать фантастического изменения самооценки за считаные недели. А вот месяц‑другой постоянной практики приносит заметные изменения.
Обратная связь
Чтобы обрести уверенность, для начала можно в нее просто поиграть. Психологами замечено: когда человек принимает образ сильной личности, его внутреннее состояние со временем подстраивается.
— У каждого из нас в голове есть пример: известный артист или вполне себе реальная персона. Представьте, что вы — это и есть выбранный герой. О чем он думает, проснувшись утром? Что чувствует и говорит себе, когда переживает неудачу? Как общается с людьми? Что делает, когда хочет добиться своей цели? Поступайте так, как, по‑вашему, поступил бы он. И со временем почувствуете самую настоящую уверенность.
Важно при этом следить за физическим состоянием, что также укрепляет веру в себя. Необязательно сразу покупать абонемент в спортзал, но если вы всегда мечтали сбросить пару килограммов, сейчас самое время. Следите за осанкой и походкой, старайтесь держать спину прямо, а голову — высоко. Это поза успешного человека, и как только вы ее примете, сразу почувствуете себя лучше.
Для того чтобы взрастить уверенность, не стоит пытаться воздействовать на те области, в которых уязвимы. Скажем, вам плохо даются выступления на публике, но вы записываетесь на курсы телеведущих. Это ошибка. Сосредоточьтесь на совершенствовании навыков, уже хорошо освоенных:
— Осознание мастерства усиливает веру в себя за счет позитивных эмоций, — заключает специалист. — Допустим, вы неплохо играете на пианино. Можно разучить новые произведения или найти клуб по интересам, где увлечение музыкой — общее хобби. Ценность в собственных глазах возрастет и даст силы для дальнейшего совершенствования.
Для того чтобы стать более уверенным в себе, не нужно худеть, менять прическу, гардероб, выходить замуж или делать блестящую карьеру на зависть окружающим — нужно только сменить взгляд на себя, точку зрения по поводу собственной личности.
Чтобы оценить самооценку, задайте себе ряд вопросов. Ваш жизненный опыт научил вас ценить себя таким, какой вы есть? Вы хорошо к себе относитесь и следите за собой? Вы себе нравитесь? Вы в равной степени оцениваете как свои сильные, так и слабые стороны? Вы вполне себя устраиваете? Вы чувствуете, что имеете право на внимание и время других людей? Вы считаете себя достойным счастливой жизни? Вы более склонны поощрять себя, чем заниматься самокритикой? Если половина ответов — «нет», возможно, стоит поработать над самооценкой.
Низкая самооценка
Низкая самооценка, к сожалению, сегодня встречается часто. Вследствие того, что человек не в состоянии адекватно произвести оценивание собственных качеств, имеющегося потенциала и себя, он неспособен и не старается чего-то добиться в жизни. Именно в этом и кроется основная опасность низкой самооценки. Она может обладать стабильностью или быть плавающей.
Стабильная низкая самооценка не зависит от обстоятельств, а плавающая имеет зависимость от ситуации или настроения субъекта. Люди с низкой самооценкой часто не могут понять, почему социум относится с пренебрежением к ним, окружающие совсем не доброжелательны в общении, где искать причины такому отношению.
Причины низкой самооценки
Низкая самооценка и ее причины идут родом из детства или вследствие ряда определенных событий, из-за которых человек утратил веру в себя. Важным фактором, который обуславливает возникновение ощущения чувства вины в детском возрасте, является заниженная самооценка родителей. Это больше относится к женщине. Ведь с момента рождения, малыш практически безраздельно владеет ее вниманием. Так как многие взрослые воздействуют на детей, руководствуясь ложными убеждениями, ценностями, воззрениями и принципами, то все это обязательно передается малышам посредством поведения и реакций. В тех случаях, когда родители видят себя неполноценными или зависимыми от других, то дети ощущают себя недостойными, вследствие чего оказываются неспособными преодолевать трудности и справляться с проблемами. По сути, ошибочные взгляды родителей делаются «фактами» опыта детей.
Низкая самооценка, лень, страх, являются тремя так называемыми китами, на которых базируется неуспешность и неудовлетворенность жизнью. Когда рождается малыш, размер его мозга приблизительно составляет 12% мозга взрослой личности. К полутора годам – 50%, а в пять лет размер детского мозга всего на 20% меньше мозга взрослой личности. Данный орган является наиболее быстро растущим. В течение периода роста мозг ребенка приобретает основные впечатления, помогающие сформировать модель дальнейшего поведения. Следовательно, если в этот период один или оба родителя имеют низкую самооценку, то она легко перенимается впечатлительным сознанием малыша.
Все начинается с первой ошибки, когда родители начинаю называть малыша плохим. Ребенок не может понять, что данная характеристика относится к его поведению, а не описывает его личностные качества.
Низкая самооценка далее продолжает развиваться вследствие сравнения своего ребенка с другими. Родители часто сопоставляют малыша со старшими детьми или, что еще хуже, с кем-нибудь не из семьи. В результате чего у ребенка чувство своей неполноценности и низкая самооценка, находящаяся еще в зародышевом состоянии, начинает расти и крепнуть. Вследствие этого малыш сравнивает себя с детьми аналогичного возраста, которые всем нравятся, ими восхищаются, и принимается страдать от собственных воображаемых дефектов. Малыш начинает верить, что другие одарены большим умом, уверенностью, силой и пользуются большей популярностью. Следствием этого является разрушительное чувство собственной неполноценности. Родители должны смягчать критику и не ущемлять ребенка как личность. Критика должна быть направлена на неправильные поступки и ошибочные действия малыша, а не на него лично.
Низкая самооценка и причины ее вытекают из еще одной ошибки родителей – отсутствия понимания и признания индивидуальности своего ребенка. Многие родители уделяют очень мало внимания его чувствам, желаниям и взглядам. Часто от мамы и папы можно слышать такие фразы, как: «что ты можешь понимать» или «я лучше знаю что делать» и т.д. Родители воспринимают несогласие детей в качестве личного оскорбления либо в качестве проявления неуважения к себе. Подобное родительское поведение определяется их низкой самооценкой и выражается в потребности быть всегда правым.
Многие взрослые пытаются жить опосредованно через своих чад. Они считают, что дети должны получить все, к чему ранее стремились сами. Поэтому они подталкивают детей к целям, не считаясь с их потенциалом. Они мечтают воплотить свои нереализованные надежды и желания посредством детей.
Проблемы низкой самооценки нередко напрямую зависят от внешности индивида. Множество детей сталкивается с трудностями физического, интеллектуального и эмоционального характера вследствие собственной особенной, ненормальной или необычной внешности, которая не соответствует мифическим канонам привлекательности. Они убеждают себя в том, что слишком толстые, высокие, медлительные и т.п. Такие убеждения приводят к развитию глубокого чувства неполноценности, трудно преодолеваемому в дальнейшем.
Многие родители очень высоко оценивают материальное благосостояние. Ребенок перенимает такое отношение к жизни при этом, отождествляя себя с этими ценностями. Впоследствии, нередко, он заключает брак ради денег. Постепенно материализм рушит в ребенке восприятие личного достоинства, втягивая его в бесконечную погоню за богатством и компенсируя этим чувство неполноценности.
Чересчур властные, чрезмерно заботливые или всегда потакающие родители превращают детей в эмоциональных инвалидов. Лишенные побуждений принимать жизненные обстоятельства с уверенностью, достоинством и твердостью, они медлят и движутся по течению, выбирая путь наименьшего сопротивления. Полное отсутствие уверенности в личных силах или ее недостаток порождает чувство неполноценности, что ведет к формированию низкой самооценки.
Существует множество факторов, вызывающих проблемы низкой самооценки, но следующие три считаются наиболее важными. Первым фактором является ряд пораженческих воззрений, убеждений, принципов и ценностей, позаимствованных у родителей. Вторым фактором является характерный для личности набор собственных промахов, неудач и ошибок, приобретенный еще в школьные годы вследствие ложных, неверных представлений и понятий педагогов. Третий фактор – негативное, чрезмерно религиозное воспитание с акцентом на ощущении чувства вины и неполноценности.
Признаки низкой самооценки
Каждый индивид уникален, однако люди с низкой самооценкой обладают несколькими общими признаками. Индивиды с неадекватным оцениванием себя реагируют на аналогичные раздражители схожим образом.
Люди с низкой самооценкой имеют следующие признаки: нерешительность, притворство, увиливание от похвалы, повышенная бдительность, сложность находиться в настоящем, легко сдается и идет на уступки, униженно просит, не определяет высоких целей, непрерывно сравнивает себя, запрещает себе искренне радоваться.
Нерешительность выражается в невозможности сделать выбор. Необходимость выбора вгоняет в ступор субъекта с низкой самооценкой вследствие того, что он боится последствий в случае неправильности принятого решения. Притворство проявляется в страхе явить себя окружающим таким, каким есть на самом деле. Увиливание от похвалы заключается в пылком объяснении во всех подробностях, почему они не заслуживают похвалы. Часто уклонение от одобрения ведет за собой подозрение в неискренности произносящего похвалу. Люди начинают думать, что их не за что хвалить, следовательно, значит над ними просто издеваются. Повышенная бдительность выражается в замечании всего, что делают (жесты, мимику и др.) и говорят окружающие. Таким образом, люди с заниженной самооценкой собирают доказательства того, что их не любят. Сложность находиться в настоящем заключается в устойчивых сожалениях о пережитом прошлом и страхах за новое будущее, что не позволяет индивиду комфортно пребывать в настоящем моменте.
Человек с низкой самооценкой обладает уверенностью, что постоянно неправ и обязательно проиграет, поэтому он легко сдается и идет на уступки при этом, никогда не защищая себя. Убежденность личности, склонной к занижению самооценке, в неполноценности, в том, что его судьба находится в руках окружающих, которые относятся к ней так же, как и он к себе, вынуждает индивида не просить, а умолять других о какой-нибудь помощи. Постановка перед собой только незначительных целей позволяет обезопасить себя в будущем от острого переживания неудачи, разочарования, т.к. человек убежден на все сто процентов, что неудача обязательно случится.
Личность с низкой самооценкой неизменно сравнивает себя с другими и всегда не в свою пользу. Индивид, склонный неадекватно оценивать собственную личность, запрещает радоваться себе, так как уверен, что недостоин никакого счастья. Также признаки низкой самооценки могут проявляться в межличностных отношениях субъектов и в любом коммуникационном взаимодействии со средой.
Низкая самооценка – что делать
Проблемы низкой самооценки являются серьёзной преградой на пути развития, личностного роста и успешности. Она опасна, кроме того тем, что индивид останется нереализованным, еще тем, что ей сопутствуют душевные страдания, переживания чувства страха и вины, ощущения неполноценности. Индивид с низкой самооценкой постепенно отдаляется от мира, что ведет к ощущению себя отвергнутым и никому не нужным.
Неуверенным в себе личностям характерна телесная и эмоциональная зажатость, стеснительность. Люди неосознанно воспринимают других личностей соответственно их самооценке. Поэтому, если человек сам оценивает себя невысоко, то не следует ждать более высокого «балла» от окружающих.
Ряд неудач нередко ведет к появлению ситуативной низкой самооценки. Если самооценка понизилась не вследствие влияний определенных обстоятельств, а является стабильным отношением к себе личности, то повысить ее будет не просто, но возможно. Хорошо помогают личностные тренинги и позитивная психотерапия.
Что делать с низкой самооценкой? Ситуативная низкая самооценка повышается довольно легко – достаточно всего лишь отвлечь индивида от переживаемых негативных обстоятельств, вовлечь в новое начинание или иную ситуацию, в которой успешность вполне реальна. Также при данном виде пониженной самооценки не лишней будет поддержка близких и родных.
Постарайтесь пересмотреть своё отношение к неуспехам и неудачам. Нужно научиться относиться к ним как к приобретенному опыту, потенциальным возможностям узнать что-нибудь новое, лучше познать окружающих и свои возможности. Это обязательно принесёт положительные плоды и повысит собственную личностную самооценку.
Низкая самооценка – как бороться
Личность может все, однако часто у нее на пути достижения поставленных целей стоят лень, страх и низкая самооценка.
Низкая самооценка еще опасна тем, что нарушает качество жизни личности. Она может проявляться в самых различных сферах жизнедеятельности индивида. Кроме этого, пониженная самооценка личности также может неприятно воздействовать и на ее ближайшее окружение – друзей, коллег, родных и т.д. Поэтому, с этой проблемой следует бороться, однако делать это нужно таким образом, чтобы это не превращалось в войну с собственной личностью. Напротив, индивид должен постараться научиться себя любить и принимать.
Как бороться с низкой самооценкой? Для начала, прекратите постоянно сравнивать себя с окружением. Кто-то является талантливым художником, а вам дано виртуозно готовить, что абсолютно не под силу другому субъекту. Подумайте о том, что кто-то может просто мечтать об умениях, которые вы выполняете мастерски, однако считаете их ненужными. Нужно начать делать то, что реально интересно и не подавляет. Хобби способно многое рассказать о личности, может помочь найти сподвижников и поддержать беседу. Постарайтесь понять, что вы человек, следовательно, можете совершать ошибки, которые совершает абсолютно все население Земли. Ведь ошибка – это не личная вина, а опыт и возможность научиться чему-то новому.
Старайтесь объективно оценить собственные достоинства и несовершенства. Возьмите ответственность за собственную жизнь, промахи и успехи на себя. Если что-то пошло не так, то это всегда можно поменять. Акцентируйте свое внимание на личных успехах, достижениях, а не на провалах. Забудьте об обидах, не стоит заострять на них внимание.
При любом взаимодействии с окружением не нужно зажиматься и думать о том, какое вы произведете впечатление. Лучше сконцентрируйте внимание на собеседнике и на беседе с ним. В этом случае вы точно произведете благоприятное впечатление. Ведь каждый человек любит, чтобы его внимательно слушали.
Проблемы низкой самооценки сегодня встречаются на каждом шагу, поэтому не впадайте сразу в панику, если заметили за собой неадекватное оценивание собственной личности и своих достоинств. Лучше возьмите волю в кулак и займитесь повышением веры в себя и свой потенциал.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Психолог рассказала, как повысить самооценку и перестать зависеть от мнения окружающих
Самооценка — важнейший аспект «Я-концепции» — системы представлений о своей личности, от которого зависит степень принятия человеком самого себя. От того, насколько правильно мы оцениваем себя, принимаем ли такими, какие мы есть, в значительной степени зависит наша степень удовлетворенности жизнью в целом.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что трудно чувствовать себя и быть счастливым, если постоянно делаешь что-то с оглядкой на других, ожидая похвалы или опасаясь осуждения порой от совершенно чужих людей. Практически невозможно добиться успеха хоть в чем бы то ни было, если не веришь в свои силы и уверен, что у конкурентов все равно получится лучше, даже если на то нет вообще никаких веских оснований.
Мы поговорили с психологом, ведущей тренингов Татьяной Чурсиной об уровнях и формировании самооценки и выяснили, как добиться ее поднятия в разных возрастных группах.
Самооценка и ее уровни
Отвечая на вопрос о том, что же такое самооценка, Татьяна Чурсина рассказывает, что это в первую очередь оценка личностью себя самой. Суть понятия состоит в восприятии человеком своих возможностей, моральных и нравственных качеств, своих профессиональных и личностных перспектив, внутренних и внешних соответствий уровню достижений и притязаний. Все эти составляющие группируются и зависят от того, какие действия в обществе мы совершаем, какие поступки предпринимаем и каким образом сами это оцениваем.
«Это нечто большее, чем просто уверенность в себе, поскольку последнее относится, скорее, к действиям, поведению, а оценка самого себя — это некое внутреннее восприятие себя как личности и своей «пригодности» как персоналии к положению в обществе. Можно сказать, что самооценка — это такой фундамент для уверенности в себе, основа для поведенческой составляющей человека», — объясняет наш эксперт.
В психологии величина самооценки определяется по отношению к тому уровню возможностей, которые человек видит для себя и считает допустимыми. Если говорить об уровне развития самооценки, то психологи различают три основные разновидности:
Как видно, оба варианта отклонений от нормы не слишком хороши и влекут за собой негативные последствия. Оптимальный вариант для жизни в социуме — иметь адекватную самооценку и оценивать себя максимально приближенно к тому, что имеется на самом деле.
Остановимся немного более подробно на заниженной самооценке, поскольку такой вариант все же встречается несколько чаще повышенной.
По словам Татьяны Чурсиной, человек с низкой самооценкой, как правило, имеет высокий уровень тревожности. У него плохо сформирован образ собственного «я», то есть ему сложно понять, кем он является на самом деле, на что он имеет право, что может, что ему стоит предупреждать или обходить стороной, в каких ситуациях быть аккуратнее. То есть человек не очень умеет с этим миром жить и находиться в постоянном диалоге. Отсюда возникает высокий уровень тревожности, когда человек на собственную жизнь тратит куда больше сил, чем это объективно необходимо. То есть он все время находится в состоянии нервного напряжения, примерно в 80% случаев пытаясь предугадать, что от него ждут или даже требуют окружающие. При этом он выбирает, как действовать, ориентируясь не на личностные внутренние желания, импульсы и потребности, а исходя из тех или иных внешних данных, которые он вынужден все время сканировать и пытаться им соответствовать.
«Еще хочется добавить, что обычно заниженная самооценка ограничивает человека в развитии, препятствует приобретению необходимого в определенном возрасте опыта. Такие люди, как правило, плохо, медленно, а зачастую и безуспешно сепарируются от своих родителей, местами копируя и подражая их поведению, стараясь угождать и быть похожими, чтобы соответствовать как минимум их желаниям так, чтобы они были довольны», — комментирует Татьяна Чурсина.
Отсутствие самостоятельности или даже, скорее, наличие зависимости от отца и/или матери, от их подсказок, оценочных суждений, от того, насколько они позитивно расположены к своим детям в конкретной ситуации, — это также следствие низкой самооценки. Такое отношение к себе тоже может вызывать у человека желание нравиться, угождать, прислуживать, быть уместным, быть как бы таким удобным человеком для всех, кто находится с ним в контакте, тем самым предупреждая конфликты, недовольство и нелицеприятные комментарии. Также низкая самооценка провоцирует чрезмерную самокритичность, порой доходящую до самоедства и самоуничижения — когда человек во всех своих текущих и предстоящих делах видит пораженческие мотивы и настроения, заранее предполагая, что, скорее всего, ничего у него не получится.
Как следствие такой заниженной самооценки люди приобретают опыт неудач, сопутствующих всех их действиям и идеям, и приходят к образу неудачника, которому начинают невольно соответствовать. Эти установки постоянно звучат внутри самого человека, еще ниже опуская внутреннюю оценку себя.
Это может особенно ярко проявляться во время публичных выступлений. В подобных ситуациях такие люди буквально впадают в ступор и рта не могут открыть. Смущение проявляет себя даже на физиологическом уровне, например, появлением красных пятен, сильным ознобом, повышенным потоотделением, тремором конечностей и так далее.
Человек оказывается не в состоянии произнести тост, прочесть с экрана самую простую презентацию или высказать свое мнение на важном совещании, даже если оно давным-давно сформировано и вполне себе компетентно.
«Как правило, такие люди не могут не то, что отстоять свою точку зрения, но и просто донести ее до окружающих. Хотя, в принципе, это никак не коррелируется, не проводится никакая параллель с умственными способностями — они бывают вполне себе выдающимися, порой выше среднего, — заметила Чурсина. — Они могут быть очень умны, но по какой-то причине решить о себе обратное. Вот этот внутренний критический голос часами разговаривает внутри с самим собой или с другими людьми, бесконечно оправдываясь и объясняя что-то о своих поступках. В принципе, низкая самооценка часто проявляется вот в таких оправдательных монологах».