что делать если у тебя эмоциональное выгорание в 14 лет
5 способов как справиться с эмоциональным выгоранием подростку
Выгорание у подростков
В семейный центр «Сокол» обратилась 43-летняя София, которая обеспокоена состоянием своей 15-летней дочери Полины. Подросток страдает бессонницей; кроме учебы ничем не увлекается, при этом показатели успеваемости падают; часто сидит в своей комнате и практически не выходит на улицу; замечена частая смена настроения, которая сопровождается гневом и раздражительностью; апатия к любому виду деятельности. У Полины стали появляться панические атаки, которые также пугают ее и ее родителей. Во время консультаций Полина проработала свои эмоции (тревогу), осознала свой ресурс, была выстроена причинно-следственная связь появления панической атаки, а также была проделана работа с режимом дня, которая контролировалась родителем.
5 способов как справиться с эмоциональным выгоранием подростку
1. Уменьшение нагрузки. Учеба и экзамены важны, но есть другие сферы жизни, которые также имеют права быть в жизни подростка. Работа над режимом дня и планированием своего дня.
2. Поддержка близких. Родителю необходимо занять сторону подростка- хвалить за старания, обсуждать эмоциональное состояние подростка и предлагать свою помощь. Важно, чтобы подросток понимал, что его принимают и ценят вне зависимости от его достижений.
3. Здоровый отдых. Помочь подростку организовать отдых, который помогает переключиться на другие вещи, приносил удовольствие и позволил разгрузить голову.
Если в вашей семье похожая ситуация, и у подростка замечены признаки эмоционального выгорания приходите в столичные семейные центры, где вам окажут квалифицированную помощь психологи моих семейных центров.
Эмоциональное выгорание у подростков: что это и как справиться
22 апреля 2021 года
Выгорание — это состояние, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, нарастает тревога. Когда тревожность достигает пика, запускается естественный защитный механизм, который замедляет все психические процессы — внимание, восприятие, память. С такой проблемой могут сталкиваться не только взрослые, но и подростки. Нагрузка в школе, стресс от предстоящих экзаменов, обилие кружков и секций, физиологическая перестройка организма — эти факторы могут усугубить ситуацию. Как с этим справиться, рассказала психолог семейного центра «Сокол» Любовь Прохоренко.
В семейный центр «Сокол» обратилась 43-летняя София, которая обеспокоена состоянием своей 15-летней дочери Полины. Девушка уже несколько месяцев страдает бессонницей, кроме учебы, ничем не увлекается, при этом показатели успеваемости падают; часто сидит в своей комнате и практически не выходит на улицу. А совсем недавно у Полины стали появляться панические атаки.
Вместе с психологом девушка проработала свои эмоции, научилась справляться с тревогой. Специалист помог подростку выстроить гармоничный режим дня, а мама проконтролировать процесс.
Как подростку справиться с эмоциональным выгоранием
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Эмоциональное выгорание у подростков: что это и как справиться
Выгорание — это состояние, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, нарастает тревога. Когда тревожность достигает пика, запускается естественный защитный механизм, который замедляет все психические процессы — внимание, восприятие, память. С такой проблемой могут сталкиваться не только взрослые, но и подростки. Нагрузка в школе, стресс от предстоящих экзаменов, обилие кружков и секций, физиологическая перестройка организма — эти факторы могут усугубить ситуацию. Как с этим справиться, рассказала психолог семейного центра «Сокол» Любовь Прохоренко.
В семейный центр «Сокол» обратилась 43-летняя София, которая обеспокоена состоянием своей 15-летней дочери Полины. Девушка уже несколько месяцев страдает бессонницей, кроме учебы, ничем не увлекается, при этом показатели успеваемости падают; часто сидит в своей комнате и практически не выходит на улицу. А совсем недавно у Полины стали появляться панические атаки.
Вместе с психологом девушка проработала свои эмоции, научилась справляться с тревогой. Специалист помог подростку выстроить гармоничный режим дня, а мама проконтролировать процесс.
Как подростку справиться с эмоциональным выгоранием
1. Уменьшение нагрузки. Учеба и экзамены важны, но не стоит забывать об отдыхе. Подростку необходимо хорошо высыпаться и хотя бы один час в день гулять на свежем воздухе. Если нагрузка слишком высока, лучше отказаться от дополнительных занятий на время.
2. Поддержка близких. Родителю необходимо занять сторону подростка: хвалить за старания, обсуждать эмоциональное состояние и предлагать свою помощь. Важно, чтобы ребенок понимал, что его принимают и ценят вне зависимости от достижений.
3. Здоровый отдых. Родителям стоит помочь подростку организовать отдых, который помогает переключиться на другие вещи, приносит удовольствие и позволяет разгрузить голову. Это могут быть занятия спортом, медитация, рисование, совместные прогулки, приготовление ужина всей семьей.
4. Питание. Следите, чтобы ваше чадо не пропускало приемы пищи. Добавьте в рацион больше овощей и фруктов, каш, нежирного мяса и орехов. Если необходимо, проконсультируйтесь с врачом и принимайте витамины.
5. Психолог. При выгорании очень сложно справляться самостоятельно, поэтому важно обратиться к специалисту — выговориться, обсуждать то, что хочется, почувствовать безопасность.
Если в вашей семье похожая ситуация, а у подростка замечены признаки эмоционального выгорания, приходите в столичные семейные центры, где вам окажут квалифицированную помощь психологи.
Эмоциональное выгорание у школьников: каковы причины и как с ним справиться
Часто ли ваш ребенок чувствует себя уставшим, изнуренным? Любит ли он делать домашние задания или прокрастинирует, откладывает учебу на последний момент? А, может, вовсе начал прогуливать занятия, врать вам или притворяться больным, только чтобы не посещать школу?
Если вы узнали у своего ребенка хотя бы один из пунктов, то, вероятно, у него синдром эмоционального выгорания.
Эмоциональное это чувство истощения, постоянной утомленности, когда человек буквально не может подняться с кровати и взяться за какое-либо дело. Даже, чтобы помыть тарелку или поднять фантик в углу, требуются неистовые усилия.
3. Питание: ребенок стал отказываться от еды или, наоборот, резко налегать на нее?
4. Изменение состояния: ребенок ходит грустный, стал плаксивым, ушел в агрессию или совсем замкнулся в себе?
5. Потеря концентрации: ребенок рассеян, невнимателен, забывчив, или чувствует себя потерянным во времени и пространстве (путает дни, опаздывает)
6. Физические боли: хроническая головная боль, тяжесть в грудной клетке, тошнота, головокружения, одышка, частые вздутия, синдром раздраженного кишечника.
Это основные признаки, по которым вы можете понять, что что-то не так. Однако главная особенность выгорания — безразличие. И чем дольше в ребенке его не замечают или, наоборот, порицают его за такое поведение, тем опаснее будут последствия. Легкая утомленность в начале может привести к тяжелой депрессии, если вовремя не разобраться в причинах.
Что же служит причинами истощения?
Основная причина выгорания ― у человека больше задач, чем он может вынести. Все. Это относится как к детям, так и к взрослым.
У каждого из нас есть ограниченный энергетический и эмоциональный ресурс. Когда мы приближаемся к нашему условному “нулю”, то испытываем усталость. В такие моменты хочется замедлиться, отдохнуть, побольше поспать и поесть. Это нормально. Мы восстанавливаем ресурс.
Однако в современном мире ритм такой, что далеко не всегда удается вовремя заметить “ноль” и восполнить баланс. Мы продолжаем “пахать” как не в себя, набирать больше задач, загоняться в бОльший стресс. Что происходит тогда?
Если представить нашу эмоциональную часть, как шкалу, то если не остановиться на “нуле”, мы пойдем в минус. Чем дольше мы не останавливаемся, тем в бОльший минус уходим.
В“плюсе” мы испытываем удовлетворение, радость от задач и ощущение активной, наполненной жизни. Это приносит нам чувство собственной важности и счастья. Однако в “минусе” каждая новая задача вызывает отторжение, злость, тоску или даже слезы. Может, вы сами знакомы с состоянием, когда долго терпите неприятности в жизни, сдерживаетесь, но стоит бутерброду выпасть из рук, все, — это становится последней каплей.
Ниже приведен список причин, вызывающих у школьников выгорание.
1. Большая учебная нагрузка
Современные дети родились в эпоху цифровизации, с пеленок играли с планшетами, печатать научились раньше, чем говорить, а слово “гуглить” течет у них в крови.
Они не знакомы с мучениями долгих поисков информации по энциклопедиям. У них есть Google и Википедия.
Они не знают, какого это — успеть все сделать за рекламу по ТВ, пока не начался мультик. У них есть Youtube и бесконечный контент.
Они не читают 4 тома “Войны и мира”. Они читают краткое содержание и все понимают из него.
Они не умеют ждать. Им не надо было учиться этому: любой запрос за 0.01 секунду и ответ на блюде.
Это не плохо и не хорошо. Это просто другой мир: изменчивый, на высоких скоростях и заточенный на полет, нежели на пешую ходьбу.
При чем здесь мозг? ― спросите вы. Вот ответ: В возрасте от 0 до 3 мозг ребенка впитывает все как губка. Абсолютно все. И если 20 лет назад ребенок из лишнего запомнил бы неприличное словцо, то сейчас это буквально каждая вторая входящая информация. Бесконечный поток мультиков, статей, картинок, событий.
Дети не учатся это обрабатывать так, чтобы запомнить. Весь их эмоциональный ресурс уходит на то, чтобы просто обработать этот поток. Поэтому современные дети гораздо легче и быстрее ищут информацию, цепляют главное, адаптируются под новые условия и генерят идеи. Однако они хуже запоминают формулы, стихи, цифры и параграфы. Если 20 лет назад вы не могли сдать экзамен, не заучив десяток страниц, то сейчас победит тот, кто быстрее найдет в них суть.
Однако школьная программа так быстро не адаптируется. Она требует от людей, выросших на скоростях и потоке информации, фиксированности и усидчивости.
Что получается? ― Все в стрессе. Дети не могут запомнить очередную формулу или стих за короткое время, учителя требуют от них больше и давят, родители разочаровываются в своих чадах. Дети не виноваты в своих особенностях, но каждый вокруг так и хочет высказать: “Ты неправильный”. В итоге дети ощущают себя брошенными, отвергнутыми и виноватыми. Когда все твоё окружение видит в тебе “сломанного”, ты так или иначе в это поверишь и столкнешься с имтощением.
2. Проблема мотивации и тайм-менеджмента
Когда выпускник поступает в институт, преподавателям не надо изгаляться, чтобы привлечь к себе студента. Он уже нужен, а его предмет — априори интересен, ведь ВУЗ ― выбирают.
Со школой не так. В школе ученику предоставляют полный спектр предметов, чтобы он мог выявить свои сильные стороны и определиться с узким направлением в будущем. От того оно и называется “общее образование”. И его главная задача — заинтересовать.
Наверняка каждый из вас вспомнит за свою школьную жизнь учителей, из-за которых вы влюбились в тот или иной предмет. Их горящие глаза, как вы бежали на учебу и радовались каждому заданию. Ведь было… Интересно! Такие учителя могут настолько заинтересовать своим направлением, что ребенок свяжет с ним свое будущее.
Однако много ли вы помните таких учителей? Как показывает практика, на всю школу их всего пара человек. Основная часть преподавателей забыли, что им важно заинтересовать ученика, а не просто впихнуть ФГОСы в юную голову. Темы подаются сложно, сухо и формально.
Как правило, выполняются они на скорую руку, оценки ухудшаются, а некоторые задания так и остаются в “ящике”, закрываясь “лебедями” в журнале.
Как бы ученик не старался “отмахнуться” от задач, его психика постоянно обрабатывает запрос: “Ты должен это сделать”. Это давит. Перманентно, без обедов и выходных. А чем больше таких долгов, тем сильнее внутреннее давление и сопротивление ему.
Когда приходит время сдавать, в голове только одна мысль: “Я с этим никогда не справлюсь”. Ребенок делает над собой усилие, сдает долги кое-как, превышает свой лимит и уходит в “минус”. Так он оказывается заложником порочного круга, ведущего к хроническому истощению и ненависти к школе.
А все потому, что задания были неинтересными, а время ― неправильно распределено.
3. Травля и отсутствие поддержки
В эпоху интернета и анонимности каждый может высказаться и остаться безнаказанным. Потому так много детей и подростков подвергаются травле. Даже есть особое определение интернет-травле ― буллинг.
“Буллить” детей могут за что угодно: глупая юбка, долго отвечаешь на уроке, любимчик у учителя, отличник, двоечник, слишком сильный, слишком слабый, не говоря уже про нескрываемые отличия, вроде ОВЗ или другой национальности.
Отследить эту причину крайне сложно: дети под давлением начинают стесняться, что их травят и чувствовать себя не только “сломанными”, но и виноватыми. Стыд, страх, чувство одиночества и незащищенности. Детская и подростковая психика не способна с таким справиться здорОво, а потому это быстро их истощает, ведя к ненависти к себе, отторжению и эмоциональному выгоранию.
В обычных школах редко за таким следят, а даже если замечают, то не могут помочь. Школьные психологи, как правило, не имеют должной квалификации для работы с трудными случаями. А потому подвергшиеся травле дети теряют доверие к людям чуть ли не до конца жизни.
Порой бывает так, что за неуспеваемость, за личные интересы (физика не интересна, люблю английский), ребенка могут травить и родители. Особенно часто это происходит в выпускных классах.
Например, когда девочка, учась в физико-математическом лицее, выбрала обществознание для сдачи ЕГЭ. Она хотела учиться на детского психолога. Все учителя и одноклассники ее поддержали, но родители ― нет. Ей выдвинули ультиматум: либо ты сдаешь физику и поступаешь в топовый технический ВУЗ, либо ты нам больше не дочь.
В тексте это может выглядеть неправдоподобным и даже комичным, однако это реальный случай. Девочка сбежала и так и не вернулась домой. Вот до чего может довести травля и отсутствие поддержки со стороны близких.
4. “Я неудачник”
― “Иванов, опять два! И куда мы катимся?”
― “Вы посмотрите, он опять не выучил. Ребята, вам не стыдно с таким учиться?”
― “Вся тетрадь в гусях, ни одной приличной оценки. Я для этого тебя растила?”
Разнообразие подобных выражений бесконечно, однако все они вызывают одни и те же чувства в ученике: страх, обиду, вину и состояние неуспеха. Никогда ребенок так не уязвим, как когда все вокруг ждут от него только провала.
Об этом твердит каждый шаг в школе: сдать тест ― одна попытка; тройку ― не исправишь; вызвали к доске и не выучил ― все это видели и смеются над тобой. Это мы не говорим про контрольные, о которых узнаешь, только войдя в класс.
С каждой подобной ситуацией в ребенке растет чувство, будто он… Неудачник. Причем неисправимый, ведь второго шанса не дают.
Проблема ситуаций “неуспешности” ― это совокупность всех предыдущих. В нее может входить и травля, вроде “Ты дурак!”, “Ты ничего не знаешь”, “Да ты вообще безнадежен!”; И отсутствие поддержки: ребенок пришел к учителю переписать, а ему в ответ звучит: “Раньше надо было готовиться!”.
К сожалению, именно позиция “Я неудачник” тихо и жадно следует за ребятами по всей жизни. Страх пробовать новое, неуверенность в себе, чувство собственной бессмысленности. Как вам такой букет выпускника?
Что же с этим делать?
С симптомами разобрались. Теперь надо понять, как не поддаться эмоциональному выгоранию.
Вспоминаем основную причину истощения: задач больше, чем мы можем вынести. Поэтому…
Очень важно сменить для него обстановку. В новых условиях ребенок не должен чувствовать себя угнетенным.
А если вовсе не хотите, чтобы ваш ребенок знал, что такое эмоциональное выгорание, переводите его в онлайн-школу БИТ.
Мы можем много рассказывать, почему в нашей школе безопаснее и комфортнее обстановка, лучше образование и т.д. Однако главное, что каждый родитель должен знать о нас ― мы работаем для детей.
Высший приоритет школы БИТ ― интерес учеников. Да, мы работаем по ФГОС, как и обычные школы. Однако каждый учитель у нас ведет уроки так, чтобы детям было интересно. Потому они так рвутся на занятия.
В классах не более 15 человек и учитель может увидеть потенциал и интересы каждого ученика. Причем не только интересы, но и трудности, боль и переживания.
Чтобы помочь ученикам справиться с трудностями, в нашей школе работает целая команда высококвалифицированных психологов. Они помогают детям оправиться после травли, уйти от позиции “я неудачник”, разобраться с неуверенностью в себе и захотеть творить.
Так много детей приходят к нам из обычных школ: они забиты, подавлены, не видят смысла учиться и порой даже не хотят жить. У нас они обретают второе дыхание.
Для каждого ученика мы строим индивидуальный план обучения по его интересам и возможностям. При составлении плана домашних заданий мы учитываем и его занятость в секциях, и его способности к предметам.
Но одним из основных мотивов учиться является ситуация успешности.
Наши дети не боятся делать ошибки!
А это означает что они не боятся идти вперёд. Этому способствует само построение платформы, на которой заложен функционал повторного выполнения заданий.
У нас можно пересдать тест, контрольные вопросы к параграфу. Это касается не только исправления “гусей”, но и если ученик хочет не “4”, а “5”. Мы поддерживаем в детях здоровое стремление к успеху, к лучшим результатам. Как? Когда учитель проверяет задание, он оставляет не только оценку, но и комментарий, на что стоит обратить внимание.
У ученика всегда есть выбор: проанализировать ошибку и идти дальше или исправить ответ. И это его личный выбор и личная ответственность. Так наши ребята учатся быть самостоятельными и принимать собственные решения. А главное, ― без страха провала!
Так ни один ученик онлайн-школы БИТ не узнал об истощении, ведь каждое занятие у нас дарит радость, знания и успех!
Уставшие дети: что такое детское выгорание и как с ним бороться
Сложная и обширная тема детского выгорания часто начинает звучать к концу третьей четверти, когда близится лето, а сил на последний рывок уже не хватает. Time Out рассказывает о том, как формируется детское выгорание, по каким признакам его распознать и как помочь ребенку, который устал настолько, что не может двигаться дальше.
«Выгорание происходит от завышенных требований к ребенку, из которого лепят идеал. Родителям стоит задать себе вопрос: “Почему мы хотим, чтобы наши дети были отличниками?”. Я думаю, что прежде всего ребенок должен усваивать базовую программу в объеме, необходимом для перехода в следующий класс. Все, что выше среднего, — это достижение. Если мы будем смотреть на успеваемость с этой точки зрения, мы будем спокойнее относиться к учебе ребенка».
Беатрис Миллетр
психолог, автор книги «Детское выгорание»
Когда речь идет о выгорании, обычно вспоминают перегруженных сотрудников сферы IT, иногда — специалистов помогающих профессий и бизнесменов. В последнее время стали чаще говорить о родительском выгорании и послеродовой депрессии: тут тоже все более-менее понятно. Но если попытаться вбить в поисковую строку Google «детское выгорание» или «выгорание детей», может получиться вот так:
Под выгоранием, как правило, подразумевается некая «взрослая» деятельность, сопряженная с большим трудом и отсутствием достаточного количества отдыха. Это означает, что речь идет о работе. А дети — да что там у них вообще может выгорать?
Механизм процесса
Выгорание — это острое эмоциональное истощение из-за постоянной или временной чрезмерной нагрузки на ребенка. Оно проявляется в снижении продуктивности и может привести к полному истощению, апатии и психосоматическим заболеваниям. В серьезных случаях существует повышенный риск возникновения любых расстройств, зависимостей и даже депрессии и суицидального поведения.
Кстати, с точки зрения науки синдром выгорания не является отдельным признанным заболеванием. Этот термин означает целый ряд различных физических и умственно-эмоциональных дисбалансов, в том числе у детей и подростков. Не каждый из этих дисбалансов сам по себе вызывает выгорание, но в совокупности они могут спровоцировать кризис даже у самых стойких детей. По сути, причина любого выгорания — это дисбаланс между потребностями и личными ресурсами.
Основные факторы возникновения детского выгорания
Чрезмерные требования со стороны школы
В последние годы акцент на успеваемость в школах постоянно возрастает — это давление ощущают даже первоклассники. У таких маленьких детей пока не диагностируют депрессию и усталость, следовательно, их академические достижения падают еще больше, что приводит в движение нисходящую спираль, которая неизбежно заканчивается выгоранием.
На протяжении десятилетий система образования не подвергалась фундаментальному пересмотру и адаптации к изменениям в современном обществе. Повышенные требования ко многим профессиям в основном решаются все более ранним отбором, который, в свою очередь, только увеличивает давление на детей.
Втайне все знают: без формального образования или окончания высшей школы у вас нет доступа к «лучшей» работе. Уже не удивительно, что в большинстве начальных школ, начиная со второго или третьего класса, дети должны изучать второй язык. Это радостно приветствуют многие родители — и многие, кажется, не замечают, что в результате их дети страдают вместо того, чтобы гармонично развиваться.
Кроме того, система не успевает построить достаточно школ и обеспечить их достаточным количеством квалифицированных учителей. В результате детям с самого начала приходится бороться за внимание учителя, оценки и знания, которые должны обеспечить им лучшую жизнь в дальнейшем.
В группу риска попадают дети, имеющие трудности в обучении, поскольку обычный школьный распорядок забирает у них гораздо больше сил и времени, чем у всех остальных. Неуспевающему ребенку приходится тратить больше ресурсов на исправление ошибок и восприятие материала, а также постоянно бороться с фрустрацией — своей и взрослых. А это вызывает дополнительный стресс.
Чрезмерные требования родителей
Несомненно, каждый родитель хочет, чтобы у его детей сложилась счастливая и успешная жизнь. Но иногда взрослые начинают требовать слишком многого, не учитывая ни биологические, ни индивидуальные возможности ребенка. До какого-то времени многие дети готовы делать все, чтобы их признали «хорошими». Именно по этой причине удобные, спокойные и хорошие ученики попадают в группу риска — хотя бы потому, что они не только чрезмерно стараются, но и не попадают в поле зрения взрослых, которые видят в них удобных ребят.
Помимо всего прочего, родители и учителя становятся заложниками школьной системы образования, из-за которой они вынуждены предъявлять повышенные требования к ребенку.
Часто родители стремятся полностью занять досуг ребенка с помощью кружков и секций. В дополнительных занятиях нет ничего плохого, но обязательно стоит учитывать пожелания и увлечения детей — если ребенок грезит о сцене, журналистике или карьере тиктокера, не нужно насильно вести его на бальные танцы или в спортивную секцию. Лучше предложите ему занятия в школе ведущих PROГОВОРИ.
Часто родители не могут распознать признаки выгорания у своих детей. Они видят в этом акт неповиновения или обычную лень и пытаются выйти из этой ситуации все более жесткими методами. Мало кто знает, что это только усугубляет положение. Кроме того, лень и отсутствие мотивации являются признаками того, что у ребенка попросту нет ресурса для выполнения повседневных дел.
Для того чтобы ознакомиться с механизмом работы лени и перестать, наконец, жить по жесткому расписанию, рекомендуем книгу Эндрю Смарт (Smart Andrew) «О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию».
Бывает, что в семье недостаточно разговаривают друг с другом, а проблемы замалчиваются. В этом случае у ребенка нет возможности выразить себя, дать знать родителям о своем эмоциональном дисбалансе, и он предоставлен самому себе. Кроме того, язык ребенка, который учится в начальных классах, попросту еще не сформировался настолько, чтобы выразить идею «эмоционального дисбаланса».
Нездоровая обстановка в школе (например, травля)
Чувство безопасности является ключевым для оптимального развития и обучения ребенка. Если весь его организм нацелен на постоянное выживание, у него просто не останется сил на учебу. Стрессовая обстановка в течение длительного времени может вызвать перегрузку нервной системы и дальнейшее ее истощение.
Невозможность выстроить свой график в силу возрастных особенностей или совокупности предыдущих факторов
Качественное существование возможно только при адекватном чередовании циклов работы и отдыха. Часто в силу возраста ребенок не способен организовать свое время так, чтобы оптимально рассредоточить свои дела в повседневном графике, а окружающие взрослые либо слишком озабочены обеспечением семьи материальными благами, либо нацелены на результат любой ценой.
Детское выгорание, его причины и признаки могут быть такими же многогранными, как сами дети. Задача взрослых состоит в том, чтобы вовремя их распознать и справиться с ним, как и с любой другой задачей — а в перспективе научить детей работать с этой проблемой самостоятельно.
Несмотря на это, эмоциональное выгорание появляется не у всех детей. Как правило, чувствительные, эмпатичные, мечтательные дети с неустойчивой самооценкой больше подвержены этому синдрому. Перфекционизм тоже может сослужить плохую службу: от выгорания часто страдают дети с большим творческим и учебным потенциалом, у которых очень высокие требования к себе.
Длительная изоляция, в течение которой дети — да и многие взрослые — были вынуждены перейти на дистанционное образование, также всколыхнула новые вопросы о том, как именно мы усваиваем знания и умения. Time Out рассказывает о естественном обучении, которое набирает популярность в последние годы.
Как распознать детское выгорание
Родителям и учителям важно быть бдительными, чтобы как можно раньше выявить признаки выгорания. Существует достаточно много симптомов, и они могут проявляться по-разному. Вот самые важные из них.
Хроническая усталость — спутник выгоревшего ребенка. Ему будет трудно встать с постели и сосредоточиться на уроках. Если с усталостью не помогают справиться выходные или даже каникулы, то это может быть следствием уже наступившего выгорания.
Идет рука об руку с усталостью. У ребенка недостаточно энергии, и его мозг будет пытаться экономить на всем, жалуясь и откладывая дела до последнего.
Вещи, которые ранее приносили радость, вызывают скуку. На вопросы о прошедшем дне ребенок теперь только пожимает плечами и бурчит что-то невразумительное — и это стало происходить на постоянной основе.
Выгоревший ребенок будет бесконечно придумывать оправдания, чтобы не идти в школу или кружки. Более того: при выгорании его организм подтянет вегетативную реакцию в виде температуры или диареи, чтобы вы уж точно поверили.
Беспокойство или страх
Иногда тревога становится настолько сильной, что ребенок плачет каждую ночь, начинает бояться вещей, которые раньше игнорировал, видит кошмары и отказывается спать один.
У ребенка исчез позитивный настрой. Вы часто слышите, как он/а говорит: «Какой в этом смысл?» Занятия, которые нравились вашему ребенку, теперь считаются непривлекательными.
Проблемы с концентрацией
Ребенок стал гораздо хуже фокусироваться на задачах, это стало отнимать у него больше сил. Фактором отвлечения становится буквально все: самолет в окне, звуки из соседней квартиры, новый цвет ваших теней для век.
Ваш ребенок, кажется, легко раздражается или расстраивается из-за мелочей, которые в прошлом не имели большого значения.
Плохая новость в том, что признаков очень много — так же, как и у взрослых, и описать их в рамках одной статьи было бы затруднительно.
Хорошая новость заключается в том, что если у вас есть возможность наблюдать за своим ребенком и фиксировать изменения, вы быстро заметите, что что-то пошло не так, и окажете помощь оперативно.
Спешим на помощь
Поскольку признаки выгорания легко спутать с другими симптомами, родителям следует проявлять особую бдительность. Но что делать, когда первые признаки уже очевидны?
Сохраняйте спокойствие. Паника не помогает, равно как и обвинения и наказания. Найдите минутку тишины и поговорите со своим ребенком. Отвечайте на его утверждения с пониманием и обеспечьте эмоциональный резонанс.
Не ждите, когда поток напряжения затопит и вас, и ребенка. Представьте, что он подхватил грипп или сломал ногу. Необходимо дать организму полноценно отдохнуть, организовать для него щадящий режим. Позвольте детям некоторое время не ходить в школу. Проконсультируйтесь с врачом, попросите школьного психолога понаблюдать за ребенком, поддержать его, наладьте контакт со школьным учителем.
Чередуйте виды деятельности ребенка. Дайте ему возможность заниматься любимым делом, играть и отдыхать, если он устал — возможно, даже придется заново его этому научить.
Обратитесь к психологу. Специалист поможет ребенку обрести навыки эмоциональной саморегуляции, поработает с низкой самооценкой и завышенным уровнем требований к себе, а также подскажет родителям, как выстроить общение в этот сложный для семьи момент. Попросить помощи психолога так же нормально, как сходить к стоматологу вылечить зуб или попросить мастера поменять масло в машине!
Помогите ребенку организовать свое время. Расскажите ему о важности чередования отдыха и работы — и заодно отследите, как у вас самих обстоят дела с налаженным рабочим процессом.
Обеспечьте эмоциональную поддержку. Ребенок должен чувствовать понимание и принятие близких и педагогов. Иногда сложное эмоциональное состояние искажает восприятие реальности, и людям становится трудно принимать помощь. Ребенок может отнестись к попыткам поддержать его как к навязчивости и нарушению границ, и, как следствие, начнет раздражаться и сердиться.
Будьте готовы говорить о самых скверных ожиданиях ребенка и принимать его злость без ответного раздражения. Ведь выгоревшему ребенку нужна не только помощь в нейтрализации учебных проблем: ему очень не хватает веры в себя и убежденности в том, что все обязательно изменится к лучшему. Родителям необходимо культивировать эту уверенность в себе и транслировать ее за двоих, пока ребенок не вырастет и не научится сам выстраивать свой рабочий график. С помощью грамотных специалистов и самого ребенка это возможно, хоть иногда и выглядит, как невероятно сложная задача.
Способность организовать себя является одним из ключевых навыков будущего — и ваши дети будут благодарны вам за него.