Что делать если у соседей антисанитария в квартире
В Управление Роспотребнадзора участились обращения потребителей на антисанитарное содержание квартир жильцов в многоквартирных домах. В своих жалобах жильцы просят специалистов Роспотребнадзора провести проверку в квартирах и заставить нерадивых соседей навести порядок в жилище.
Между тем, в соответствии с нормами ст. 25 Конституции РФ, жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В связи с тем, что, как правило, такие жильцы не впускают в свою квартиру контролирующие органы, рекомендуем квартиросъемщикам в подобных случаях обращаться в суд.
Суд может обязать ответчика: устранить нарушения санитарно-гигиенических требований законодательства по содержанию жилого помещения: 1. произвести уборку жилого помещения, 2. убрать мусор из жилого помещения, 3. произвести дезинфекцию жилого помещения.
Кроме того, в силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на правонарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда
Порядок составления и подачи такого искового заявления в суд определен в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.
Прежде всего, надо помнить, что исковое заявление в суд подается в письменной форме. Что должно указываться в исковом заявлении, определено в п.2 ст. 131 ГПК РФ.
В исковом заявлении указываются следующие данные:
1. Наименование того суда, в который Вы подаете заявление. Чтобы определить, в какой суд (мировой, городской, районный, областной или другой, по своему месту жительства или по месту нахождения ответчика) подавать заявление, надо ознакомиться с главой 3 «Подведомственность и подсудность» ГПК РФ. В общем случае, если цена предъявляемого иска не выше 50 000 рублей, то иск надо подавать в мировой суд, если выше – в районный (городской).
Место нахождения суда обычно выбирают по месту нахождения ответчика. Но для каждого конкретного случая при выборе места подачи иска можно посмотреть статью 29 ГПК РФ, в которой указаны варианты, когда иск может подаваться по выбору истца.
2. Свои (истца) фамилия, имя, отчество, адрес и телефон.
3. Данные ответчика. Если иск подается к физическому лицу (конкретному человеку), то указывается его фамилия, имя, отчество, а также адрес места жительства и по возможности телефон. Если иск подается к организации, то указывается наименование организация, ее место нахождения (адрес) и по возможности телефон.
4. Суть требований, то есть чем нарушаются права, свободы и интересы истца и чего он требует.
5. На каких обстоятельствах истец основывает свои требования и что приводит в качестве доказательств, подтверждающих эти обстоятельства
6. Цена иска, если он подлежит оценке, то есть сумма, которую истец хочет получить с ответчика, а также расчеты, подтверждающие обоснованность этой суммы.
7. Если по закону необходимо вначале попытаться решить вопрос в досудебном порядке (то есть путем написания заявлений, проведения переговоров по сути спора и т.п.), то необходимо представить сведения о том, что такая попытка была предпринята.
8. К заявлению прилагается опись представленных с ним документов.
Кроме всего прочего, в заявлении могут указываться и другие сведения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела (сведения для обеспечения связи со сторонами, например, адреса электронной почты, и т.п.)
Также в заявлении могут излагаться ходатайства истца (об истребовании доказательств и т.п.).
Подписывается исковое заявление лично истцом, либо его представителем, если тому истцом даны такие полномочия.
К исковому заявлению должен прикладываться пакет документов:
1. Для того чтобы ответчик и другие лица, участвующие в процессе могли ознакомиться с иском, к заявлению прикладываются его копии по количеству лиц, участвующих в процессе.
2. Документ, подтверждающий уплату истцом государственной пошлины (если истец не освобожден от ее уплаты, о чем делается отметка в исковом заявлении). В частности, в соответствии с п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп.4 п.2 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождаются от уплаты госпошлины истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей. Также освобождаются от уплаты госпошлины инвалиды 1 и 2 групп и другие категории истцов в соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ.
3. Если истец привлекает к процессу своего представителя или доверенное лицо, то прилагается доверенность или другие документы, подтверждающий его полномочия.
4. Документы, которые истец предъявляет в качестве доказательств обоснованности своих требований, а также их копии для всех участников процесса, если у них нет этих документов. Такими документами, которые могут уже быть у ответчиков, могут являться договоры, заявления, которые истец ранее направлял ответчикам и т.п.
5. Расчет оспариваемой денежной суммы (сумма иска), которая должна быть подписана истцом, и его копии по числу участников процесса.
6. Если истец оспаривает нормативный акт, прикладывается его текст.
7. Документы, подтверждающие попытку истца решить вопрос в досудебном порядке, если такая попытка по данному случаю предусматривается законом.
Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в решении конфликтных ситуаций.
По вопросам защиты прав потребителей специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай готовы проконсультировать жителей и гостей региона по тел: (38822) 64241 по будням с 9-00 до 13-00 и с 14-00 до 18-00.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 368 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Жалоба на соседей за антисанитарию: в Роспотребнадзор или Санэпидемстанцию
Во многих сферах жизнедеятельности соблюдение установленных санитарных правил является обязательным. Нарушение создает угрозу безопасного проживания людей. Поэтому уполномоченные органы следят за выполнением организациями и гражданами санитарных требований. Нередки ситуации, когда в многоквартирных домах появляется сосед, не следящий за чистотой и порядком своего жилья. Если не бороться с нарушениями, последствия могут быть необратимыми. Чтобы обезопасить себя, граждане вправе написать заявление в надзорные органы для принятия мер реагирования.
Нормативно-правовые акты
Санитарные правила регулируются многими постановлениями, законами. Для жителей домов в большинстве случаев опираются на:
На практике указанные нормы не всегда соблюдаются. Если факт нарушения подтверждается, закон предусматривает для виновного лица административный штраф. В ситуациях с первым нарушением, возможно наложения предупреждения.
В какие инстанции можно обратиться
Если соседи захламляют лестничное пространство, несут в квартиру вещи со свалки и всячески способствуют развитию антисанитарии, не следует бездействовать. На соседа можно подать жалобу в соответствующие надзорные органы:
Из-за поведения соседа в подъезде образуется неприятный запах, появляются тараканы, мыши и крысы, насекомые, переносящие различные инфекции. В пространстве, заполненном ненужными вещами, повышается пожароопасность.
Алгоритм действий
Чтобы жалобу рассмотрели, важно подготовить доказательную базу нарушений санитарно-эпидемиологических требований. Можно привлечь других соседей для сбора подписей под обращением. В глазах чиновников заявление, подписанное несколькими лицами, будет иметь большее значение. Важно попробовать урегулировать конфликт мирным путем. К беседе моно привлечь представителей управляющей компании и оформить ее документально. Впоследствии бумагу можно приобщить к заявлению в надзорные органы.
Ненормальная ситуация с мусором
Если известно, что квартира занята жильцом договору соцнайма, следует обратиться в местную администрацию. В ситуации с владельцем жилья, решение антисанитарной проблемы находится в ведении СЭС. Когда жалоба в санэпидемстанцию не принесла желаемых результатов, можно обратиться в судебный орган.
Беседа с жильцом
Перед подачей жалобы в надзорные органы важно попытаться переговорить с нечистоплотными жильцами. Если устная беседа не принесла желаемых результатов, можно направить письменную претензию в адрес жильца и потребовать устранить нарушения в конкретный срок. Если в указанное время нарушения не будут устранены, предупредить об обращении в уполномоченные органы.
Санэпидемстанция
Контроль за выполнением установленных законно санитарных правил осуществляет специальная организация – ЦГСЭН. Данное ведомство сменило привычные санэпидемстанции. Но граждане именуют организацию старым наименованием или сокращенно – СЭС.
Санэпидемстанция решает итоговую ситуацию и производит оценку
Ведомство обязано проводить проверки по каждой поступившей жалобе о нарушении санитарных правил. Основания направления обращения указаны в федеральном законе №52 и Жилищном кодексе. В большинстве ситуаций распространены следующие причины подачи жалобы:
Составление жалобы в СЭС
Чтобы заявление приняли к рассмотрению, важно соблюдать структуру и указать обязательные сведения:
Как отправить жалобу в СЭС
Для направления заявления существует несколько вариантов:
Сроки рассмотрения
Закон устанавливает 3 дня для регистрации жалобы, 10 дней для рассмотрения. Для проверки изложенных фактов отводится 30 дней. В адрес заявителя обязательно направляется письменное уведомление о результатах проверки и принятых надзорных мерах.
Срок рассмотрения может быть увеличен, если необходимо получение документов и сведений из других организаций для принятия компетентного решения. Ведомство выдает предписание на устранение норм. В случае их неисполнения принимаются меры воздействия к нарушителям вплоть до выселения. Антисанитарное помещение обязательно обрабатывается, чтобы избавить жильцов от насекомых и грызунов. При необходимости неоднократно.
Срок рассмотрения жалобы
Важно помнить, что сотрудники СЭС не могут проникнуть в проблемную квартиру без разрешения ее владельца. Попасть внутрь разрешено при наличии судебного решения в присутствии сотрудников полиции.
Бездействие СЭС
Если ведомство не предпринимает действия в ответ на поступившее обращение, не стоит опускать руки. О бездействии уполномоченного органа говорят такие обстоятельства:
Чтобы добиться реагирования, заявителю необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор на бездействие сотрудников службы. Обращение в вышестоящий орган подтолкнет ведомство к действиям и принятию решения.
Если заявитель не желает сталкиваться с проволочками, можно направить жалобу на антисанитарию непосредственно в Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор
Важно учесть, что санэпидемстанция входит в состав данной службы. Поэтому порядок составления и направления жалобы в орган аналогичен направлению жалобы в СЭС. Для удобства граждане с появлением портала государственных услуг могут направить жалобу в электронном виде.
Для этого необходимо иметь учетную запись на сайте госуслуг и подтвержденный профиль. На сайте нужно выбрать раздел «Для граждан», затем нажать на «Регистрацию обращений» и выбрать интересующее ведомство. Портал автоматически перенаправит пользователя на электронную форму заявления.
Роспотребнадзор
После рассмотрения жалобы пользователю на номер телефона или в личный кабинет поступит уведомление с результатами рассмотрения. Подать заявление можно на официальном сайте Роспотребнадзора через электронную приемную. Чтобы воспользоваться сервисом, необходима учетная запись на портале госуслуг.
Привлечение управляющей компании
Работники компании или ТСЖ не имеют возможности воздействовать на нарушителя санитарных норм, используя административный кодекс или иные нормативно-правовые акты. Сотрудники вправе осмотреть с разрешения владельцев жилые помещения, оставить акт обследования и провести профилактическую беседу. Документы управляющей компании в дальнейшем могут использоваться при подаче жалобы в другие инстанции.
Что делать, если в соседней квартире грязь и антисанитария. Перечень инстанций, которые могут помочь
– Объясните, пожалуйста, можно ли как-то повлиять на соседей, которые превратили свою квартиру в помойку и мешают жить всему подъезду? Я два года назад купила квартиру, а в соседях оказалась девушка из не очень благополучной семьи. Проблемы были всегда, но в последние полгода ситуация обострилась – к ней постоянно приходят гости, они сильно выпивают и превращают квартиру в рассадник тараканов. Везде окурки, мусор не выносится неделями, а тараканы были замечены уже неоднократно. Квартиру, по-моему, не убирали уже несколько лет – грязь, пыль, запах и мухи повсюду. Пропах уже весь подъезд, а их «живность» разбежалась по всему дому.
– Проживание в многоквартирном доме имеет множество нюансов, связанных с формой жилья. Особенностью таких домов являются общие инженерные коммуникации, в частности, водопровод и система центрального отопления. Все проложенные трубы связывают квартиры, расположенные в доме, в единую сеть. Поэтому появление даже одной «нехорошей квартиры» может испортить жизнь всем соседям – неприятные запахи из антисанитарного жилья легко распространяются по вентиляционным шахтам, а тараканы и грызуны с легкостью перемещаются по проложенным трубам. По закону собственники квартир обязаны следить за чистотой своего жилья, но на практике повлиять на неаккуратных жильцов чаще всего получается, только пройдя несколько инстанций вплоть до суда.
🏠 Законодательное регулирование соблюдения санитарно-гигиенических требований в многоквартирном доме
Положения, в соответствии с которыми граждане обязаны следить за нормальным санитарно-гигиеническим состоянием своего жилья, содержатся в следующих нормативно-правовых актах:
Кроме того, в статье 6.3 Кодекса об административных правонарушениях (КаАП) РФ указана ответственность граждан и юридических лиц, которые нарушили закон в области эксплуатации помещений и пренебрегли санитарными нормами.
😷 Что можно считать антисанитарными условиями в квартире
Под антисанитарными условиями понимается то состояние жилого помещения, которое возникает, если жильцы не соблюдают установленные законом санитарные нормы. Появление насекомых, грызунов, неприятный запах, скопления мусора – все это проявления антисанитарии.
Заваленные грязью квартиры со сломанной сантехникой, регулярные затопления других квартир бытовыми отходами, бесконтрольное разведение домашних или сельскохозяйственных животных – проявление антисанитарии, которые требуют немедленных действий от жильцов соседних квартир.
Причин возникновения антисанитарных условий множество, но к самым распространенным относят:
👇 Уполномоченные инстанции. Как и куда обращаться
Для того чтобы повлиять на неаккуратных соседей, следует обратиться за помощью в одну из уполномоченных организаций.
Роспотребнадзор
Регулярное нарушение соседями установленных законом санитарно- эпидемиологических норм является поводом для обращения в Роспотребнадзор.
Отправить составленную жалобу можно одним из перечисленных ниже способов:
Цель такой жалобы – обратить внимание сотрудников уполномоченного органа на нарушение закона и вызов специалистов для проведения осмотра на месте. По прибытии сотрудники Роспотребнадзора составят административный протокол на виновных лиц, на основании которого нарушителей можно будет привлечь к ответственности.
При составлении жалобы необходимо указать следующие данные:
ТСЖ или УК
Пожаловаться на неблагонадежных соседей можно в управляющую компанию (УК), ответственную за дом. Ее сотрудники не смогут привлечь жильцов, нарушивших нормы СанПин, к ответственности, но составленный сотрудниками УК акт о нарушении норм санитарии может послужить доказательством при обращении в вышестоящие инстанции. К тому же напоминание о возможной ответственности может подтолкнуть нарушителей к решению о ликвидации беспорядка собственными силами.
Участковый полицейский
Обратиться с жалобой на соседей можно и к участковому. Сделать это можно следующими способами:
Коллективная жалоба вызовет больший резонанс, нежели индивидуальная, а нарушения, которые были в ней изложены, с большей вероятностью вызовут должную реакцию со стороны уполномоченных лиц.
Санэпиднадзор
Жалоба в Центр гигиены и эпидемиологии должна быть направлена в том случае, если антисанитария в соседской квартире стала причиной распространения мышей, тараканов, мух или крыс.
Сотрудники СЭС смогут не только наказать нарушителей, но и принять меры по избавлению многоквартирного дома от грызунов и насекомых.
Единственным недостатком является отсутствие у специалистов из санэпидемстанции прав на доступ в антисанитарную квартиру без согласия ее владельцев.
Заявление на антисанитарию в квартире должно содержать следующие данные:
Если ничего не помогло.
Если обращение в перечисленные инстанции не привело к устранению нарушений, заинтересованные лица могут обратиться в прокуратуру, органы местного самоуправления или суд.
Подача искового заявления на неаккуратных жильцов является самым действенным из перечисленных способов – решение суда может обязать соседей устранить все выявленные нарушения, выплатить штраф или даже лишить их права собственности на жилье.
🖌 Составление жалобы
Обязательные требования, которые следует учитывать при обращении в госорганы указаны в ФЗ №59 от 2 мая 2006 года. В соответствии с ними жалоба должна соответствовать следующим правилам:
Отправить жалобу можно почтой, через портал Госуслуг, отнести документ в региональное отделение уполномоченного органа лично или заполнив специальную форму на официальном сайте организации.
Обращение в любой из уполномоченных органов в связи с антисанитарией у соседей должно состоять из трех частей:
Скачать образцы заявлений: в санэпиднадзор и в Роспотребнадзор. Жалоба на антисанитарные условия в соседских квартирах может быть составлена в простой письменной форме, жестких требований к документу в законодательстве РФ нет.
👮♂️ Действия уполномоченных органов
Жильцов, допустивших антисанитарию в своей квартире, суд может обязать устранить все имеющиеся нарушения:
Могут ли выселить человека из квартиры
Если владельцы жилья отказались от добровольного устранения нарушений, то в соответствии со статьей 91 ЖК РФ они могут быть принудительно выселены из жилого помещения. Эта мера может быть применена в том случае, если жилое помещение используется не по назначению, владельцы допускают его разрушение, а права и интересы соседей регулярно нарушаются.
Есть ли разница, собственник это или наниматель
То, насколько легко можно повлиять на проблемных соседей, напрямую зависит от статуса жильцов. В том случае, если жилье сдается по договору социального найма, а жильцы являются нанимателями, чаще всего достаточно одной жалобы в органы местного самоуправления, которые могут расторгнуть договор и выселить жильцов через суд без предоставления альтернативного жилья или с предоставлением жилого помещения в общежитии.
Если квартира была приватизирована, соседям придется писать жалобы в Роспотребнадзор, санэпидемстанцию, а в итоге – обращаться с исковым заявлением в суд для того, чтобы добиться выселения жильцов.
Стоит в многоквартирном доме завестись хотя бы одному неаккуратному жильцу, и всем остальным можно забыть про спокойную жизнь. Наиболее распространенная проблема — это когда изо всех щелей начинают лезть тараканы от соседей – что делать в таком случае, как реагировать правильно, мало, кто знает.
Пытаться вразумить, ругаться с неаккуратными и даже асоциальными гражданами бесполезно, себе дороже будет. Между тем, способы взять эту неприятную ситуацию под контроль существуют, в том числе и можно воздействовать на источник проблемы посредством закона. Только делать это нужно всем вместе.
Антисанитария у соседей — куда обращаться и где искать помощи?
Куда следует жаловаться, если соседи разводят тараканов:
Правила пользования жилыми помещениями в многоквартирном доме
Это акт власти Правительства РФ, которые запрещают жильцам разводить антисанитарные условия, загрязнять имущество, как общее, так и то, что принадлежит другим жильцам. А ведь именно это и происходит в нашем случае. Требовать провести проверку нужно у государственной жилищной инспекции, также аналогичные действия может осуществить региональный госжилнадзор.
Если в ходе проверки подтвердится факт нарушения эксплуатации жилья, будут доказаны антисанитарные условия и причинение вреда окружающим, то виновнику грозит административная ответственность, также придется в срочном порядке устранять нарушения. Конечно же, отвечать будет собственник, т.ч. в случае сдачи недвижимости в аренду, следует это учесть и предпринять необходимые меры контроля.
Виновников – наказать, но по закону!
Если соседи развели антисанитарию у себя дома, то можно попробовать добиться их выселения. Но для этого одного беспорядка в квартире вряд ли окажется достаточно. Неплохо, если неряшливые жильцы еще и должники по квартплате, особенно если они занимают неприватизированную площадь. Подобные прецеденты в нашей стране уже случались, когда суд принимал решения о выселении таких людей на другую жилплощадь из-за того, что они запустили жилье, оно заросло грязью и кишит всякими насекомыми.
Прецеденты выселения за антисанитарию уже имеют место в РФ
От таких нерадивых соседей тараканы со скоростью света бегут по всему дому и очень быстро его полностью заражают.
Сразу стоит отметить, что силой переселить кого-то очень сложно. Но, все же, это возможно, и об этом говорит Гражданский Кодекс РФ, а именно – ст. 293. Из нее следует, что
если собственник жилья неряха, нарушает интересы других жильцов систематически, то в отношении него данную норму вполне возможно применить.
Для этого, конечно, придется обращаться сначала в органы местной власти, чтобы уже они подали заявление в суд о принудительном выселении. Доказательства вины неряшливого жильца должны быть весомые и говорить о не о случайном, а именно о систематическом нарушении. Это могут быть показания других жильцов, фото и видео съемка, прочие аргументы, которые могут повлиять на решение судьи.
Управу найдем!
Но полиция, органы власти и суд – не единственные инстанции, от которых можно ждать и даже требовать экстренного реагирования в таких случаях.
Жалобы на антисанитарию у соседей можно адресовать и в санэпидемстанцию. Профессиональные дезинсекторы хорошо подкованы в этом вопросе, знают, как быстро и надежно вывести тараканов во всем доме.
Если жильцами сформирован такой орган управления многоквартирным домом, как Товарищество Собственников, то следует обязательно заявить о происходящем в его Правление.
Пример жалобы на управляющую компанию на антисанитарию в подвале дома
Далее будет организовано общее собрание всех членов и после этого уже можно напрямую обращаться непосредственно в саму управляющую компанию. Совместными усилиями собственников можно добиться согласия большинства на проведение дезинсекции на общих площадях, а также в складчину решить вопрос обработки проблемной квартиры, если у ее хозяина нет на это средств. Помимо того, в уставе или договоре по управлению домом могут быть прописаны условия, накладывающие обязательства по проведению таких работ за счет средств, собранных на содержание общего имущества.
Ведь все это ведет к загрязнению жилья, соответственно, появляется стойкий неприятный запах, дальше – непременно заведутся вредные насекомые, и особенно любят грязь тараканы. Ну и, конечно, однажды все это безобразие перестанет умещаться в границах одной жилплощади, зараза быстро распространиться по соседям и так далее. Управа найдется на любого, кто переступил черту позволенного, главное — не пасовать и, тем более, не медлить, защищаться всеми возможными и дозволительными способами.