что делать если у ребенка аутиста истерика
Вопрос-ответ. «Истерики» при аутизме: в чем причина и что делать?
Руководство для родителей о том, как отличить простые «скандалы» от нервного срыва при аутизме, и что можно делать в каждом случае
Все родители испытывали смущение, раздражение и усталость, когда их ребенок закатывает «истерику». Неважно, есть ли у ребенка какой-то диагноз, и на какой стадии развития он находится, и опытные родители и новички сталкиваются с бурными эмоциональными вспышками у ребенка. Это неизбежно – если у вас есть ребенок, то вы так или иначе будете справляться с поведенческими взрывами.
Ни поведенческие скандалы, ни нервные срывы не выглядят привлекательно, но во многих семьях детей с аутизмом они случаются очень часто и могут быть источником серьезного стресса. Очень важно понять разницу между этими двумя явлениями. Хотя и то, и другое может выглядеть как «истерика», скандал и нервный срыв – это не одно и то же, и они требуют совершенно разных подходов.
Что такое «скандал»?
Родители часто сталкиваются с постоянными скандалами в 2-3 года ребенка, или в период так называемого «кризиса трех лет», когда маленькие дети начинают отстаивать свою независимость. На самом деле «кризис трех лет» – это стадия развития, которая обычно протекает в возрасте от 1 года до 4 лет, потому что ребенку нужно время, чтобы развить необходимые двигательные, речевые и мыслительные навыки.
Дети дошкольного возраста часто склонны «закатывать скандалы», потому что им не достает навыков в тех сферах, которые нужны для того, чтобы самостоятельно справиться с затруднительной ситуацией. Почему это происходит? Для этого есть несколько причин:
– У них есть желание быть независимыми, но им не хватает двигательных и когнитивных навыков (способности планировать, координировать и исполнять действия), чтобы СТАТЬ независимыми на самом деле.
– Кроме того, их речевые навыки только начинают развиваться, поэтому ребенку сложно выразить то, что он хочет и в чем нуждается, а такие трудности могут выводить его из себя.
– Префронтальная кора мозга ребенка все еще не развита. Это участок мозга, который отвечает за эмоциональную регуляцию и социальное поведение. У ребенка буквально нет способности регулировать свое поведение!
– По мере того как ребенок начинает все больше понимать окружающий мир, этот самый мир может вызывать у него тревожность. Подобная тревожность вкупе с недостаточным контролем над окружающей средой часто приводит к поведенческим взрывам – ребенку просто тяжело справиться со всем, что происходит вокруг.
Ключевая особенность таких скандалов – это поведение сохраняется и усиливается, если вы так или иначе уделяете внимание ребенку во время взрыва. Если вы начнете стабильно игнорировать ребенка, когда он «скандалит», вспышки пойдут на спад.
Когда ребенок «скандалит», то он сохраняет способность контролировать свое поведение, это поведение может усиливаться или уменьшаться в зависимости от поведения взрослых людей вокруг него. Скандал прекращается, когда ребенок получает то, что он хочет, или когда он понимает, что вспышка не приведет к желательному результату.
Если родители время от времени «уступают» во время вспышек, дети начинают закатывать скандалы снова и снова, поскольку такое поведение оказалось эффективным, если им отказывают в том, что они хотят.
По мере взросления детей у них развиваются навыки саморегуляции, чтобы справиться с тревожностью и гневом. Если похожие на «истерику» поведенческие вспышки не соответствуют стадии развития ребенка, это может привести к большим социальным и эмоциональным трудностям из-за неуместного поведения.
Что такое «нервный срыв»?
Нервный срыв происходит, когда ребенок теряет контроль над своим поведением и может успокоиться, только когда достигнет стадии истощения.
Нервный срыв – это реакция на перегрузку, например, очень часто это последствие чрезмерной сенсорной стимуляции. Скандалы могут привести к нервным срывам, так что очень часто различить эти две поведенческие вспышки непросто, если вы плохо понимаете сенсорные реакции ребенка.
Когда человек с аутизмом испытывает слишком много стимуляции из окружающей среды, это может привести к перегрузке центральной нервной системы, которая теряет способность обрабатывать входящую информацию. Это фактически физиологический «затор на дороге» в центральной нервной системе, и поведение в ответ на сенсорную перегрузку – это проблематичное поведение водителя, который застрял в пробке. Представьте, что вы спокойно едете к пункту назначения, напеваете любимую песню и тут внезапно шоссе полностью встает. Теперь вы не можете продолжать путь, ваши ожидания от ситуации совершенно не оправдались, вы окружены огромными грузовиками, вдыхаете выхлопные газы, вас оглушают автомобильные гудки, а окна вашей машины находятся под прямыми солнечными лучами. Тревожность от самой ситуации усиливается от всех этих ощущений, и у вас начинается сенсорная перегрузка. Последнее, что вам нужно, это оставаться в этой пробке, но выхода у вас нет. Раздражение и перенапряжение – это нормальные реакции в такой ситуации. Может быть, вы выключаете радио, закрываете глаза, пытаетесь глубоко дышать, чтобы успокоиться (социально приемлемое желательное поведение). ИЛИ вы выскакиваете из машины и орете в приступе гнева (нежелательное дезадаптивное поведение).
В период повышенной тревожности и стресса симпатическая часть нашей автономной нервной системы начинает выработку гормона кортизола и запускает реакцию «бежать или сражаться». Когда люди с аутизмом или дисфункцией обработки сенсорной информации испытывают сенсорную перегрузку, они неспособны регулировать сенсорные сигналы из окружающей среды, и их тела начинают воспринимать эти сигналы как огромную угрозу.
В моменты нервного срыва контроль над поведенческими реакциями теряется. И очень важно это помнить – нельзя ожидать логических и рациональных ответов в ситуации, когда организм ребенка воспринимает обычные сенсорные сигналы как нападение.
Из-за такой разницы в контроле над своим поведением стратегии для скандала и нервного срыва должны быть очень разными.
Как можно справиться со скандалами?
Стратегии того, как можно справиться со скандалами, сводятся к позитивной поведенческой поддержке и развитию альтернативного поведения. Сейчас есть множество книг и статей, адаптированных для родителей, о том, как можно справиться с нежелательным поведением ребенка. Большинство таких подходов сводятся к трем основным стратегиям:
1. Определение мотивации, то есть цели поведения.
Важно понять, что, когда ребенок «скандалит», у этого поведения есть конкретная цель. Как правило, поведенческий скандал выполняет для ребенка одну из следующих функций – получить внимание других людей (например, родителей), получить какие-то предметы или занятия (которые ребенок хочет, но ему в них отказали, или доступ к ним задерживается) или избежать чего-то, что ему не нравится.
Как только вы поймете, ПОЧЕМУ ребенок скандалит, вы сможете понять, как можно на это реагировать. Признавайте потребности ребенка, но не уступайте ему в ответ на скандал.
2. Поощрение позитивного поведения.
Начните «ловить» ребенка на том, когда он ведет себя хорошо. Например, когда он НЕ устраивает скандал в ответ на небольшие проблемы – хвалите его и награждайте за хорошее поведение. В зависимости от того, что предпочитает ваш ребенок, это могут быть объятия, «дай пять» или «молодец». Так вы учите ребенка, что он может получить ваше внимание не только с помощью «плохого» поведения, но и с помощью «хорошего». Акцентируйте внимание на том, что ребенок сделал правильно, это поможет ребенку опираться на эти успехи и вести себя более позитивно в будущем!
3. Развитие навыков для успеха.
Нам известно, что частые скандалы ребенка могут говорить об отсутствии умения ждать, отсутствии способа сообщить о своих желаниях, незнании того, какое поведение ожидается в той или иной ситуации, неумении успокаивать самого себя. Важно искать возможности для развития таких навыков у ребенка и помогать ему быть успешным. Тем не менее, над этими навыками важно работать каждый день и НЕ тогда, когда ребенок скандалит.
Стратегии для нервных срывов у детей с аутизмом
Вероятно, вы слышали выражение: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом». Каждый ребенок с аутизмом по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль, так что нет какой-то одной стратегии, которая поможет при нервных срывах любого ребенка. Ниже приводятся несколько рекомендаций и стратегий, которые помогали другим родителям, но вам нужно подумать о том, насколько они соответствуют индивидуальным особенностям ребенка:
1. Визуальные расписания на день, социальные истории, списки дел, расписания для конкретного события или задачи
Мы все хотели бы полностью избежать нервных срывов, но это невозможно. Вместо этого могут оказаться очень полезными те стратегии, которые уменьшают стресс и тревожность в повседневной жизни, следовательно, уменьшают риск нервного срыва. Визуальные расписания, социальные истории, проверочные списки дел и другая визуальная поддержка помогают ребенку осознавать, что его ждет, и чего от него ждут. Например, если вы планируете поход в магазин, то найдите в Интернете фотографии данного конкретного магазина, разместите их в визуальном расписании ребенка на день. Или, если у вас есть такая возможность, сходите в магазин без ребенка и снимите на видео ваш поход в магазин, а потом просматривайте видео с ребенком дома. Или напишите социальную историю с иллюстрациями о походе в магазин, о том, для чего это нужно, и что будет происходить от начала до конца подобного мероприятия, и читайте историю вместе с ребенком. Такие стратегии создают для ребенка предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией, что уменьшает его тревожность. С течением времени также учите ребенка «сюрпризам» в расписании, чтобы он смог справиться с неожиданными событиями в привычном распорядке дня.
2. Регулярная «сенсорная разгрузка» в расписании ребенка.
Регулярная сенсорная разгрузка, так называемая «сенсорная диета» – это важный компонент, который помогает ребенку регулировать свое состояние в течение дня. По опыту некоторых родителей для профилактики нервных срывов полезно планировать регулярное «тихое время» для их детей, не дожидаясь того, что события в течение дня их перегрузят. Это важно принимать во внимание, особенно если вы планируете визиты в новые для ребенка и шумные места. Поскольку нервный срыв – это результат множества различных стимулов окружающей среды, чей эффект «накапливается», лучше запланировать тихое время с расслабляющими сенсорными занятиями, прежде чем идти в общественное место с ребенком.
3. Знание признаков сильного стресса у ребенка.
Другая важнейшая стратегия – это знание первых признаков того, что ребенок испытывает сильный стресс. Ребенок прижимает руки к ушам? Убегает из комнаты? Повторяет «Уходи!» или «Домой пойдем!», или же вы замечаете резкий рост повторяющегося поведения (например, ребенок раскачивается, напевает под нос, трясет руками)? Эти признаки сильного стресса могут указывать на то, что ребенок подвергается слишком большой стимуляции, и ему нужна ваша помощь в регуляции, пока его состояние не перешло в полноценный срыв.
Если ребенок не может говорить, или его речевые навыки становятся ненадежными или теряются во время нервного срыва, ему понадобится какое-то средство альтернативной коммуникации, не связанное с технологиями, например, «доска выбора», когда ребенок указывает на одно из изображений из нескольких, чтобы объяснить, что он хочет. Ребенок может использовать альтернативную коммуникацию, чтобы сообщить вам, когда ему необходимо покинуть ситуацию или использовать другую стратегию, чтобы прийти в норму.
Некоторым детям нужен заранее определенный знак, который понимаете вы оба (жест руками, сигнальное слово), чтобы сообщить о сенсорной перегрузке и попросить, таким образом, о помощи.
4. Поиск тихого и безопасного пространства.
Если начался нервный срыв, то важно найти тихое и безопасное место. Это может означать, что нужно покинуть место, вызывающее чрезмерную стимуляцию (например, магазин). Безопасное пространство может также включать техники, уменьшающие сенсорную информацию. Держитесь спокойно, сведите речь к необходимому минимуму и, по возможности, молчите, предложите ребенку глубокое давление, например, объятия, чтобы успокоиться. Если ребенок может убежать, или его поведение может стать опасным для него самого или окружающих, возможно, понадобится удерживать его ради безопасности.
В общественных местах посторонние люди могут не понимать ситуацию, и их поведение может усугубить кризис. Полезно сделать специальные карточки на случай нервного срыва – это карточки, сделанные родителями, на которых объясняется диагноз ребенка и причины его криков, того, почему его удерживают, или другого поведения, которое может насторожить других людей. Когда вы сосредоточены на нервном срыве у ребенка, готовая карточка, которую можно протянуть молча, может избавить вас от лишних объяснений или ложных обвинений в насилии.
5. Не забывайте дышать.
Это не столько стратегия для ребенка, сколько для вас. Дышите, попытайтесь не принимать происходящее с ребенком на свой счет. Как бы это ни было трудно, постарайтесь замечать свои эмоциональные реакции (гнев, смущение, грусть). Напоминайте себе, что ваш ребенок потерял способность контролировать свои реакции в данный момент. Сохраняя спокойствие и контроль над собой, вы уже делаете очень много, чтобы помочь ребенку пережить этот непростой момент.
6. Портативный сенсорный набор для профилактики нервных срывов.
Вот некоторые примеры того, что носят с собой вне дома родители для профилактики нервного срыва или для того, чтобы помочь ребенку успокоиться после него.
– Солнцезащитные очки (при повышенной чувствительности к яркому свету).
– Противошумные наушники (для уменьшения шума или для отвлечения ребенка с помощью музыки).
– Широкополая шляпа или кепка (как способ дистанцироваться от социального взаимодействия и блокировать свет сверху).
– Перекус, которым можно хрустеть или долго жевать (стимуляция мышц в ротовой полости может оказывать успокаивающее действие, кроме того, голодные дети становятся раздражительнее).
– Влажные салфетки без запаха (для помощи с повышенной тактильной чувствительностью, если ребенок случайно коснется того, что его раздражает).
– Лосьон для рук с любимым запахом (может помочь уменьшить неприятные запахи в окружающей среде, а также оказывать успокаивающее действие).
– «Сенсорная» игрушка – игрушка, с которой можно делать повторяющиеся, простые движения, что может оказывать успокаивающий эффект.
– Доска коммуникации с изображениями или напечатанными словами, например, «Мне нужен перерыв», «Пойдем», «Слишком громко».
– Карточки с объяснениями или другой способ сообщить посторонним людям, что происходит, и почему вы так реагируете.
Главное запомнить, что нервные срывы из-за перегрузки важно отличать от скандалов, когда ребенок пытается добиться своего, поскольку они требуют разных подходов. Оба явления крайне неприятны для всех участников, поэтому важно как можно больше усилий направить на активное обучение ребенка тому, как он может регулировать свое эмоциональное состояние. Попробуйте подобрать те стратегии, которые лучше подойдут вашему ребенку. Только не забывайте дышать и сохранять спокойствие.
Также смотрите:
Autistic Meltdown or Temper Tantrum? by Judy Endow, MSW.” Ollibean. N. p., 10 Nov. 2016. Web. 25 May 2017.
“26 Sensory Integration Tools for Meltdown Management – Friendship Circle – Special Needs Blog.” Friendship Circle — Special Needs Blog. N.p., 18 Nov. 2015. Web. 25 May 2017.
Bennett, David D. “Decreasing Tantrum/Meltdown Behaviors of School Children with High Functioning Autism through Parent Training.” Social Science. N.p., 04 Feb. 2014. Web. 25 May 2017.
Caroline Miller. “Why Do Kids Have Tantrums and Meltdowns?” Child Mind Institute. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
Morin, Amanda. “The Difference Between Tantrums and Sensory Meltdowns.”Understood.org. N.p., n.d. Web. 25 May 2017.
“Why Toddlers Throw Temper Tantrums.” Parenting. N.p., 17 Feb. 2015. Web. 25 May 2017.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Что делать если у ребенка аутиста истерика
Детки с Аутизмом особенные. И истерики их другие. По другим причинам, другой интенсивности и длительности. Методы борьбы другие. На ваших детках не работает то что советуют психологи и мамы во дворе. Аутята часто не понимают речь. Им невозможно объяснить! Не умение владеть собой, сенсорные проблемы, слабая эмоционально-волевая сфера, физическое недомогание или проблемы с кишечником все это приводит к истерикам, хаосу поведения, настроения и капризам. Слезы без видимой причины, слишком сильные и долгие крики и истерики, увы, очень часто сопровождают Аутизм.
У родителей сдают нервы и желание утешить ребенка превращается в желание накричать, попытка объяснить натыкается на стену не понимания и превращается в череду переживания «за что, почему и что делать». Публичные истерики заканчивается отсиживанием дома и страхом пойти в магазин. Ведь дома крики ребенка хотя бы никто не видит. Общение с подружками не доставляет радость: ребенок тянет, требует, плачет, крушит, ломает, уходит в никуда и слишком часто плачет… Аутичные капризы, мешают жить, посещать людные места, общаться с другими семьями и детьми. Детки не перерастают этот «трудный» возраст их надо учить и учиться самим!
Бороться с капризами Аутят можно и нужно. Надо просто помнить, что детки наши особенные и истерики их не простые и неспроста. Зная техники и методики борьбы с истерикой, понимая и принимая своего Аутенка, нужно самим стать гибкими. Научиться бороться с капризами и предотвращать истерики можно!
Истерика – это интенсивная эмоциональная и поведенческая реакция на чрезмерную стимуляцию или «показное выступление» ребенка с целью получить желаемое.
Детские капризы — нормальное явление, дети, таким образом, сообщают нам о своем состоянии и «хотении». Пусть даже это состояние нам совсем не по душе. У всех бывает плохое настроение или самочувствие. Иногда капризы это просто капризы. Все дети плачут, не стоит воспринимать любые слезы как проявление аутичности.
Истерики — поведение ребенка, который не может поступать так, как ему комфортно. Знайте, пределы терпения вашего ребенка и старайтесь не заставлять делать то, на что он неспособен. Старайтесь максимально предотвращать ситуации, которые провоцируют истерики.
Причины истерик при Аутизме:
Почему ребенок капризничает и что можно предпринять:
1. Аутичные дети очень часто имеют трудности со слуховым восприятием. Они часто не понимают того, что им говорят (слышат, но не понимают значения услышанного). Непонимание речи становится причиной нежелательного поведения. В этом случае вам помогут приемы визуальной поддержки. Если вы используете картинки и карточки, фотографии, видео ребенок легче поймет, что его ждет и чего от него требуют. Систематичные занятия позволят научиться и стать успешным.
2. Проблемы с поведением могут быть вызваны недоразвитием речи. Отсутствие возможности выразить себя через речь является причиной большинства истерик у аутичных детей. В таких случаях можно использовать систему PECS, чаще прислушиваться к тому, что хочет и куда хочет ваш ребенок, дать возможность объяснить. И выбрать.
3. Часто пищевые аллергии могут быть причиной нежелательного поведения. Самыми распространенными аллергенами являются молочные продукты и продукты из пшеничной муки, а также консерванты и красители. Часто пищевые аллергии сопровождаются головными болями, нервозным состоянием, чувством тошноты, болями в животе, суставах, в результате чего ребенок становится менее терпимым к окружающей его среде и часто срывается. Часто ребенок не может сказать, что же его беспокоит.
4. Во многих случаях проблемное поведение – это реакция на просьбу или требование, предъявляемое ребенку. Возможно, когда-то ребенок усвоил, что таким поведением, можно избежать обучения, занятий, уклониться от выполнения работы по дому и от любого общения. Решение такой проблемы может стать только согласованность: все без исключения, кто работает или просто находится с ребенком, должны добиваться выполнения просьб, предъявляемых ребенку всегда. В противном случае, истерики будут повторяться.
5. Иногда истерики начинаются, потому что ребенок перевозбужден. Это может произойти в случае чрезмерной стимуляции ребенка, или просто после длительного нахождения в насыщенной сенсорной среде. В таких случаях необходимо устранить причину перевозбуждения ребенка. Наиболее популярными техниками является выполнение интенсивных упражнений, медленное раскачивание или глубокие объятия.
7. Отсутствие интереса к происходящему. Скучающий ребенок может начать кричать, портить предметы вокруг себя. Необходимо постоянно подпитывать интерес ребенка к происходящему вокруг и к целенаправленной деятельности. Иметь при себе то, что ребенка увлечет и развлечет.
8. Иногда истерики случаются только в садике, а дома их не бывает, или наоборот. Возможно, это происходит, потому что родители уже выработали стратегию предотвращения или прекращения этого поведения, а учитель не знает о ней. В этом случае, очень важно, чтобы родители и педагоги были в постоянном общении и выработали единый подход к нежелательному поведению.
Причин непослушания много. И в каждом случае нужна своя стратегия. Необходимо подстраиваться под ребенка и применять разные техники. В большинстве случаев вспышка негативного поведения у аутиста — результат плохого самочувствия (начало заболевания, голод, утомление, недомогание), страх или нежелание выходить из зоны комфорта, а не намеренное демонстративное действие. Постарайтесь распознать причину и реагировать соответственно. Если же истерика показная, проявите тверность. И если сказали нет ни под каким соусом не сдавайтесь! Через не хочу сделайте вместе с ребенком или руками ребенка, доведите то чего хотели или не хотели до конца. Иначе не стоит и начинать. Будьте твердыми только там где это действительно важно. Но будьте принципиальными всегда если сказали нет или что то требуете.
Помните: первоначальная реакция ребенка на ваш отказ или новую стратегию – ухудшение поведения и сопротивление! Еще больше паданий на пол и еще громче крики. Родители должны проявлять настойчивость. Чаще всего три-четыре дня нужно на то что бы привыкнуть к новому. Необходимо запастись терпением. Если ребенок уже привык устраивать истерики, не думайте, что перевоспитать его получится с первого раза: в течение длительного времени он будет проверять вас на прочность!
Как бороться с истерикой:
1. Сохраняйте спокойствие. Оцените ситуацию. Подышите. Настройтесь.
2. Не разговаривайте. Прекратите какое-либо общение, если истерика показная. Говорите, односложно комментируя чувства ребенка, упал, устал.
3. Не оставляйте ребенка плакать одного. Ребенок истерит не потому, что он избалованный, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не умеет. Он должен чувствовать, что вы на его стороне. Будьте рядом, в поле зрения ребенка. Игнорируйте, но не злитесь.
4. Не кричите и не раздавайте подзатыльники. Ваша злость и раздражение непонятные ребенку. Наказание усугубляет истерику, ведь теперь ребенка действительно обидели.
5. Может помочь физическая активность. Если причина слез переутомление или перевозбуждение может сработать попрыгать, полетать, поскакать, покружить, пощекотать и тем отвлечь, дать разрядится ребенку!
6. Не обращать внимание. Способ эффективный, но в некоторых случаях не работает, например на людях. Дома же можно тренировать свою выдержку сколько угодно! В общественном же месте постарайтесь вывести ребенка из людного помещения как можно быстрее. Минимум слов.
7. За истерику ребенка можно и наказать. Но наказание должно быть моральным и НЕМЕДЛЕННЫМ: можно поставить ребенка в угол или забрать игрушку, которую он ломает. Четко объявив нельзя, некрасиво, успокойся.
8. При сильном раздражение, главное, избежать импульсивной негативной реакции. Для этого: сделайте вдох и медленно сосчитайте до 10, сильно расправьте спину или поройтесь в сумочке, проверьте телефон, посмотрите время. Несколько секунд помогут не наломать дров!
9.Смените место действия. Иногда лучше всего срабатывает выйти вместе или унести ребенка с места истерики. Из магазина, от мультиков или холодильника. Подальше от того что расстроило ребенка.
10. Нет зрителей — нет спектакля! Часто помогает просто сделать вид, что ничего особого не произошло. Мама должна, как ни в чем не бывало, продолжать заниматься своими делами или отвернуться.
11. Будьте категоричны. Скажите твердое нет! Тогда когда это важно. Тогда когда вы готовы и настроились морально на бурю. Никогда не прогибайтесь именно во время такого демонстративного обучения. Периодически повторяя нет и причину отказа. Занимайтесь своими делами.
12. Если истерика показная, не уступайте. Если желание будет выполнено в момент истерики, вы закрепите такое поведение. Не сомневайтесь, истерики станут и чаще и громче, а ребенок в разы изобретательнее. Если ребенок требует, что то криками и слезами никогда не сдавайтесь. Проще один раз переждать бурю, чем постоянно ждать шторм.
13. Не пытайтесь ничего объяснять во время истерики, лучше уединитесь или выйдите с ребенком на улицу. Ведь ребенок НЕ может себя контролировать и вникнуть в ваше красноречие. Объяснения бесполезны. Пение, молчание или шепот может сработать намного лучше слов.
14. Попробуйте крепко обнять ребенка или взять на руки, лицом к себе. Крепкое объятие может помочь не только успокоить ребенка, но и сблизиться. Почитайте о Холдинг-терапии больше.
15. Не позволяйте управлять собой и ситуацией. Если ребенок остается в садике не в первый раз, максимально быстро покиньте комнату. Если уходите по делам, а ребенок не опускает. Не затягивайте с расставанием. Это только удлинит и усилит истерику.
16. Истерика в публичном месте. Старайтесь ни обращать внимание на осуждающие взгляды посторонних. Главное безопасность ребенка, а не мнение окружающих. Выведите или отнесите ребенка на руках туда, где людей меньше. Лучше на свежий воздух. Не привлекайте посторонних к воспитанию, не давайте лезть с советами.
17. Скажите свидетелям истерики, что происходит. «У моего сына аутизм». Сделайте специальные визитки или листовки, в которых объясняется, что такое аутизм. Это позволяет вам не вдаваться в объяснения при ребенке, а просто протянуть визитку или листовку в случае необходимости. В общественные места можно одевать футболку: «Я не веду себя плохо. У меня Аутизм»
Воспитывать ребенка с аутизмом трудно. Склонность к истериками делает жизнь мамы еще сложнее. Родители не всегда могут полностью предотвратить истерики, но они могут научиться быстрее справляться с ними. Если вы будете знать, почему ребенок плачет, что он хочет. Предугадывать и предотвращать плохое поведение станет легче. Все родители проходят через этап детских истерик. Действовать в таком случае необходимо бескомпромиссно – если мама сказала, нет, то истерика уже не может исправить это «нет» на «да». Позволять ребенку добиваться своего криком и истериками – ошибка! Наши детки особенные, но они тоже должны знать слово НЕЛЬЗЯ.
Перестаньте винить себя или ребенка в капризах. Аутистам тяжелее себя контролировать. Мамам тяжелее не избаловать. И вы, и ребенок способны научиться!
ИНСТРУКЦИЯ: Если истерика показная, и вы сказали, НЕТ, (подходящее место и время), будьте твердыми и не уступайте! Переждите бурю в самом подходящем месте.
Если истерика связана с сенсорной перегрузкой, усталостью, аутизмом, травмой утешьте ребенка ЛЮБЫМ уместным и удобным способом. Попрыгайте, пообнимайтесь. Отвлеките, накормите, дайте игрушку, вкусность или поиграть в телефон.
Если слезами ребенок пытается отказаться от общения, занятий, просьб и требований. Научитесь настаивать! Не забывая четко просить, помогать и хвалить. Ваши слова не шум. Добивайтесь исполнения.
Школа выживания с аутичным ребенком это трудная школа. Обычные дети так много понимают и так активно учатся. Ваши детки другие, особенные. Но и они растут и меняются и обучаются пусть и медленнее. Не всегда плохое поведение равно плохое воспитание. Но и ваши детки должны иметь рамки дозволенного, знать как вести себя хорошо, а когда нехорошо. Ваша задача быть рядом, помогать, показывать, напоминать, подбадривать, сглаживать, предугадывать, настаивать и контролировать…