что делать если тяжело учиться

Тяжёлая правда о тяжести обучения

Как можно научиться тому, чему тебя никто не может научить?

Все успехи своей карьеры я отношу на счёт моей способности к неструктурированному обучению. Такого рода обучение требуется при погружении в область знаний, находящуюся на переднем крае исследований, при попытках разобраться в новой работе или создать что-то совершенно новое. Это полная противоположность тому, чему нас учат в школах, и что большинство людей зовёт «образованием».

Во время структурированного обучения (такого, как в школе) существуют упражнения, учителя, способные вами руководить, и проторённая дорожка из точки А в точку Я. Самое тяжёлое здесь – ежедневно заниматься работой.

Такой процесс должен быть знаком всем. Большая часть людей проводит первые два десятилетия их жизней, выполняя небольшие, дискретные задачи структурного обучения, соревнуясь со своими одноклассниками по легко определяемой шкале. Подобное структурное обучение вне классов или телевизионных викторин практически бесполезно.

В реальном мире нет никаких учебников или учебных планов. Нет возможности практиковаться. Нет источника постоянной обратной связи. Нет учителей – есть только вы, и те люди, которых вы можете убедить помогать вам.

Так как можно научиться тому, чему тебя никто не может научить? Как стать мировым экспертом в области, в которой разбирается очень мало людей?

Для неструктурированного обучения нужны блуждания. Необходимо самостоятельно тыкаться во все стороны, использовать метод проб и ошибок, изучать, спотыкаться и делать открытия. Гладуэлловские «10 000 часов осознанной практики» не работают, когда вы пытаетесь научиться тому, что никто не знает, как делать.

Но только такое обучение имеет значение для всего мира. Навал Равикант однажды сказал: «Мир вознаграждает вас за создание вещей, которые он не умеет сделать сам».

Если для изучения какой-то области существует структурированный подход, можете быть уверенным, что миру ваша гениальность не понадобится – он и сам вырастит достаточно экспертов. Но если он этого не может, то он щедро вознаградит тех, кто сумеет покорить эту область.

Большая часть людей плохо справляются с неструктурированным обучением. Но в этом деле можно стать лучше. Вот пять принципов, которые могут помочь большинству людей стать лучше в неструктурированном обучении.

1. Намеренно решитесь на то, чтобы выглядеть глупо.

Прекратите пытаться не выглядеть глупо.

Прекратите пытаться не выглядеть глупо.

Большая часть людей надеется на такой прогресс:

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться
График того, как глупо вы выглядите, в зависимости от времени

Они начинают с того, что пытаются не выглядеть тупыми, притворяются, что всё понимают, и надеются, что их притворство сработает, пока они будут постепенно учиться. Но вот, в чём проблема: пытаясь притворяться поначалу, большая часть людей лишь обучается притворяться ещё лучше.

Прятать невежество – это инстинкт человека. Необходимо бороться с этим инстинктом. Ваша кривая должна выглядеть так:

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Вы прямо сразу должны выглядеть глупо. Намеренно.

А что же насчёт американского фразеологизма fake it till you make it (имитируйте, пока не получится)? Я готов признать, что имитация необходима для того, чтобы войти в какую-то область. Но после этого необходимо отбросить имитацию и сфокусироваться на том, чтобы у вас получилось.

Честно оценивайте ограничения вашего знания. Задавайте простые, очевидные вопросы, снова и снова. Повторяйте вещи, суммируйте, пусть даже и неправильно. Объясняйте то, что вы выучили, другим людям, снова и снова, даже если вы ошибаетесь. Записывайте всё, что можно, даже когда кажется, что это не нужно. Выделяйте умных людей и бомбардируйте их вопросами после того, как все уже разошлись.

Именно так выглядит борьба за обучение. Все лучшие школяры обучаются именно так, и за это их уважают.

Если вы изучаете новую область или начинаете новую работу, и вас не волнует, что люди могут посчитать вас глупым, то вы недостаточно агрессивны в своём обучении.

2. Задавайте третий вопрос

Студент мог бы ответить: «это основное свойство субстанции, заставляющей человека заснуть». И большая часть людей сдалась бы на этом. Они не смогли бы понять размытый ответ, и решили бы, что просто не знают достаточно, чтобы оценить его. Но некоторые люди, решившие обучаться, задают третий вопрос: «Я не понял. Он содержит снотворный элемент, потому что заставляет людей заснуть? Это же тавтология?»

Естественно, в данном случае снотворный элемент – это шутка. Но можно представить себе и не такую очевидную ситуацию. Что, если бы речь шла о новом научном исследовании? Или о том, почему все гаджеты для компании импортируются из Китая? Или почему команда пытается спрятать данные по продажам от начальства? Задали бы вы третий вопрос – настояли бы вы на понимании?

Серьёзное социальное давление заставляет людей молчать. Оно работает следующим образом – если вы этого не понимаете, возможно, просто не заслуживаете.

И большая часть людей молчит.

С этим нужно бороться. Необходимо не молчать, бороться за знания, даже если вы будете выглядеть глупо или пренебрегать общественными нормами. Это тяжело! Но в течение жизни обучение покроет все социальные издержки. И чаще всего вы оказываетесь не единственным человеком, который чего-то не понимает, и другие люди получат пользу от вашей смелости.

Именно так я впервые научился играть в покер в 16 лет, и стал игроком мирового класса за пару лет. Когда я чего-то не понимал, я спорил, опровергал, просил людей объяснить мне так, чтобы мне стало понятно. Я отказывался не понимать. За много лет споров по поводу анализа карт и теории покера упорство позволило мне стать одним из лучших игроков в покер (и досаждать всем, кто пытался поговорить со мной о покере).

Уважайте людей, задерживающих класс, задающих третий вопрос. Для того, чтобы задать третий вопрос, требуется смелость. Для этого нужны права, в лучшем смысле этого слова. Помните, что обучение священно, и все заслуживают его. Включая и вас.

3. Погружайтесь

Многие люди хотят выучить французский. Мало кто дойдёт до такого состояния, чтобы начать с этим что-то делать. Они могут заплатить за онлайн-курс, нанять учителя, попробовать Duolingo, купить учебник, переключить меню телефона на Francais – выполнить все эти действия, которые нужно выполнять для обучения.

Однако есть более короткий путь, и большая часть людей о нём даже не задумывается: переехать во Францию.

Естественно, сняться с якоря и переехать в другую страну – это нелепый способ просто выучить язык. Но, надо признать, погрузившись во Францию, вы выучите французский гораздо лучше, чем по учебнику. Стоимость такого обучения высока, но погружение – это наилучший способ обучения, который можно купить за деньги.

Видите ли, миллионы лет эволюции сформировали ваш мозг так, чтобы он впитывал статистические закономерности из окружения – когда ему надо выжить, общаться и подниматься по социальной лестнице. Но мозгу нужны ставки, и ему нужно достаточно много сырого материала для извлечения закономерностей. Вам надо привести его к воде, а уж напьётся он сам.

Именно так я проник в мир блокчейна. Я погрузился в мир, который не понимал. Читал научные статьи, отчёты, записи в блогах, большая часть которых для меня была бессмысленной. Я слушал только подкасты о блокчейне, смотрел технические лекции, делал записи, запускал узлы, делал прототипы блокчейнов сам, разговаривал с таким количеством экспертов, с каким только мог (и все они знали гораздо больше, чем я).

Я окунулся в блокчейн до тех пор, пока мой мозг не стал разбираться в этом. И, что удивительно, почти никто из встреченных мною людей, изучающих блокчейн, так не поступает.

Поэтому я учился быстрее их. И вы тоже можете это делать.

4. Используйте ваши сильные стороны на полную катушку

Большая часть людей не используют свои сильные стороны. Они убеждают себя в том, что они должны стать экспертом в чём-то перед тем, как начать вести блог, организовывать события, делать видео для YouTube, или дружить с влиятельными людьми.

И это совершенно не так.

Используйте ваши сильные стороны на полную катушку. Люди часто отказывают себе в своих полезных качествах, будучи уверенными, что в новой области они не пригодятся. И они почти всегда неправы.

Делайте это сразу, делайте это неудачно. После того, как вам что-то не удастся, вы удивитесь, насколько всем на это наплевать. Если вы достигнете успеха, вы удивитесь, насколько это было легко, и насколько плохо это удаётся всем остальным.

У меня есть талант писать. Поэтому, когда я хочу узнать что-то новое, я начинаю писать об этом. И вот, что интересно: сначала мои записи бывают довольно плохими! Их никто не читает, всем плевать. Но со временем писательство заставляет меня глубже погружаться в область, наводить связи, проводить исследования, и, в итоге, больше узнавать.

Я знаю так много компетентных писателей, которые решили не писать о том, что им не очень хорошо известно. Когда я спрашиваю их, почему, они говорят: «Я буду писать об этом, когда у меня будет что сказать, чего пока ещё никто не сказал».

Всё, что я говорю, уже говорилось ранее. Но сегодня это говорю именно я, поэтому все, кто хочет слышать это сегодня, могут услышать это от меня.

5. Находите возможности обучать

Мало кто знает, что в любой классной комнате, больше всего о предмете узнаёт преподаватель. Самый быстрый способ обучиться любой области – преподавать в ней. Преподавание заставляет вас спонтанно вспоминать то, что вы узнали, организовывать и органично представлять концепции, придумывать аналогии и платформы, отвечать на произвольные вопросы по теме.

Но вы ведь и сам начинающий! Как же вам удастся стать преподавателем?

Просто. Найдите себе людей, знающих гораздо меньше, чем вы, и предложите им.

Если не получится, организуйте бесплатный класс, семинар, вебкаст. Даже если заявится только один человек, обучайте его. Отвечайте вопросы на форуме типа StackExchange или в публичном чате Slack. Пишите или записывайте обучающие материалы. Всегда есть человек, знающий меньше вас, которому ваша помощь окажется полезной.

Когда я обучался информатике в App Academy, я организовал небольшие группы, где преподавал продвинутые алгоритмы и структуры данных – обычно такие вещи преподают в университетах. Конечно, тогда я не обладал нужной квалификацией.

Так как же я их обучал? Просто. Я говорил им, что буду их обучать. Потом, уже подписавшись на это, я смотрел лекции об алгоритмах из Стэнфорда и Принстона снова и снова, пока не начинал понимать. Потом я программировал, писал тесты, планировал лекцию.

Лекции неплохо удавались, хотя моё дилетантство и проглядывало. В этом нет ничего плохого. Они всё равно были полезными для посетителей – но ещё полезнее они были для меня. Я бы никогда не достиг того, чего достиг, если бы преподавал только то, в чём сам стал мастером.

Учимся учиться

В итоге, обучение оказывается и наукой, и искусством. Это наука, когда область структурирована, и искусство, когда это не так.

Если вы пытаетесь учиться в структурированной области, то большая часть исследований этой проблемы просуммирована в легендарном открытом курсе «Учимся учиться» от Барбары Окли. По этому курсу есть неплохие конспекты. Это наука обучения, и процесс изучения чего-то хорошо известного сам хорошо известен.

Но искусство учиться — более тонкая штука. Это изучение неразведанных земель. Это то, как человечество узнаёт нечто в первый раз.

Лучшие из учащихся людей, те, кого я уважаю более всего, борются за своё обучение, совершая небольшие подвиги. Они исследуют новое, рискуют, выглядят глупо, настаивают на том, чтобы заглянуть под каждый камень. И хотя я обычно не дотягиваю до них, именно таким учащимся и я стремлюсь быть.

Источник

Что делать, когда нет сил идти на учёбу

Почему иногда стоит устроить себе выходной посреди недели

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.

Разобраться в причинах

Недосып

Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.

Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.

Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.

Переизбыток общения

Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.

Конфликты

Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.

Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.

Информационная перегрузка

В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.

Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.

Стресс от оценивания

Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.

Усталость от однообразия

День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.

Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.

Заручиться поддержкой родителей

Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.

Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.

Что делать вместо уроков

Пассивный отдых

Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.

Творчество

Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.

Спорт

Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.

Образование

Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.

Что запомнить

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источник

«Опять двойка…»: что стоит за низкой успеваемостью ребёнка?

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок добился в жизни гораздо большего, чем он сам. И обязательным условием «успешности» сына или дочери станет отличная учёба и дневник с одними пятёрками. Но что делать, если ребёнок плохо учится?

Не все дети радуют родителей своей успеваемостью. Более того, когда ребёнок внезапно приносит домой из школы двойку, мамы и папы теряются и не знают, как правильно нужно себя вести. Отругать, пожалеть или сделать вид, что ничего страшного не произошло?

Сегодня мы поговорим о проблеме школьной неуспеваемости, её причинах и путях преодоления, узнаем о том, как сами дети относятся к своим оценкам, и разберёмся, стоит ли ругать ребенка за плохую учёбу и нужно ли помогать с домашними заданиями.

Содержание:

Проблема школьной неуспеваемости глазами педагогов и родителей

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Для начала давайте разберёмся, что входит в понятие «школьная успеваемость».

Обратимся к «Словарю терминов по общей и социальной педагогике». Согласно ему, успеваемость – это показатель того, насколько ребёнок прочно, полно и глубоко усвоил те или иные школьные знания, умения и навыки.

Заметьте: в этом определении нет ни слова об оценках, которые должен получать «успевающий» ребёнок. То есть получается, что школьная успеваемость основывается именно на знаниях, а не на том, какие отметки стоят в дневнике.

Об этом важно помнить и родителям, и педагогам.

«Только мой ребёнок плохо учится?»

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Проблема плохой успеваемости учеников была актуальна всегда.

Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в 2020 году около 22% учеников 7-9 классов были признаны потенциально неуспешными.

У ребят были выявлены серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.

Педагоги жалуются, что ученики приходят в школу психологически неподготовленными, с низкими познавательными способностями, а родители сетуют на то, что у детей нет интереса к учёбе, их постоянно приходится контролировать и заставлять делать домашние задания.

Действительно, проблема снижения успеваемости ребёнка – это и психологическая, и педагогическая, и семейная проблема. Когда сын или дочь начинает плохо учиться, значит, ему требуется помощь и поддержка со стороны взрослых.

О хороших и плохих оценках

Вы удивитесь, но педагоги, родители и дети по-разному относятся к одной и той же школьной оценке.

Оценки глазами родителей

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Как воспринимают отметки в дневнике сына или дочери родители:

«Пятёрка»

Это всегда предмет гордости. Ей можно похвастаться перед соседями или коллегами. Даже если ребенок – круглый отличник, очередная «пять» за сочинение по литературе закрепляет его успех и звание «умницы».

«Четвёрка»

Приносит радость только в том случае, если её получил стабильный троечник. В противном случае родители либо относятся к ней равнодушно, либо испытывают разочарование, когда от ребЁнка ожидалась более высокая оценка.

«Тройка»

Тоже воспринимается по-разному. Если её появление неожиданно, она вызывает у родителей недоумение и огорчение. А если такая оценка – обычное дело для ребёнка, все относятся к ней достаточно спокойно.

«Двойка»

Как правило, вызывает отрицательные эмоции. Одни родители испытывают гнев, злобу и раздражение на ребёнка, у других в буквальном смысле «опускаются руки»: они подавлены, разочарованы, начинают искать причину плохой успеваемости сына или дочери в себе.

Глазами ребёнка

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

В отличие от взрослых, ребёнок сразу «примеряет» полученную оценку на себя.

Если школьник – круглый отличник, избалованный похвалой взрослых, он рано или начнёт считать себя умнее и лучше других детей. Появление четвёрок и троек в дневнике он воспримет как катастрофу и падение со своего пьедестала.

А вот те, кто испытывает трудности в учёбе, и чей дневник пестрит двойками и тройками, рано или поздно начинают чувствовать себя неполноценным, глупым и бездарным. «У меня всё равно ничего не получится, так зачем стараться?!» – думает ребёнок и перестаёт проявлять интерес к учёбе и стремиться к хорошим оценкам.

Глазами учителя

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Что вкладывают педагоги в понятие «оценка»:

Личное отношение учителя к ученику не должно отражаться на его оценках. На практике это правило часто не соблюдается. Обычно педагоги делят всех детей на отличников, «хорошистов», «троечников» и «неуспевающих». И даже если «троечник» написал контрольную работу без единой ошибки, что подумает учитель? Правильно: «списал» или «помогли».

Как мы видим, школьные оценки не всегда могут отражать реальную ситуацию с учёбой ребёнка, поэтому родителям нужно быть внимательным не только к отметкам в дневнике сына или дочери, но и к его психологическому и физическому самочувствию.

Причины снижения успеваемости школьников

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Когда ребёнок приносит домой дневник с «двойкой» (а, бывает, и не с одной) – это сигнал к тому, что ему нужна помощь, и родителям необходимо разобраться в причинах того, почему сын или дочь стали плохо учиться.

Причин низкой успеваемости достаточно много. Их можно разделить на 4 группы.

Физические причины

Первая группа – это физические причины. К ним относятся:

Такие дети не всегда учатся в специализированных школах или классах, чаще их можно встретить в массовых школах. Конечно, им тяжело получать знания в общем потоке детей, отсюда – сниженная успеваемость, неусидчивость и проблемы с поведением.

Психологические причины

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Вторая группа – психологические причины. Это:

Отсутствие интереса и мотива к обучению

Ребёнок не понимает, зачем ему нужно сидеть за партой и слушать объяснения учителя, когда в мире всего столько интересного и неизведанного. И зачем делать домашние задания, если можно пойти поиграть в футбол во дворе или освоить новую «стрелялку» на планшете?

Невнимательность и рассеянность, низкий уровень познавательных способностей

Это частая «беда» младших школьников. Особенно психологически неподготовленных к школьному обучению. Им трудно сосредоточиться на учебных задачах, они постоянно забывают, что задали на дом, приходят в школу без дневника и учебных принадлежностей.

Повышенная тревожность

Тревожных детей в классе легко заметить. Им свойственно чрезмерное беспокойство, но чаще не из-за самого события, а из-за его ожидания. Тревожный ученик боится всего: плохой оценки за контрольную работу, неверного ответа у доски, насмешек одноклассников из-за промаха в игре в баскетбол и т.д.

Ребёнок настолько сосредоточен на том, какие неприятности могут с ним произойти, что не способен думать ни о чём другом.

Возрастные особенности

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

В подростковом возрасте у школьников повышается потребность в общении со сверстниками, а учёба отходит на второй план. Им важнее заслужить внимание понравившейся девочки или мальчика, чем получить пятёрку в дневник.

Личностные особенности ребёнка

Застенчивость, леворукость, тип темперамента и др.

Случаи из практики

1. К школьному психологу обратилась мама пятиклассницы Киры. Она пожаловалась на то, что её дочь – умная, способная девочка, но совершенно не умеет отвечать у доски. Когда учитель вызывает Киру, она краснеет, бледнеет и не может связать и двух слов. Зато со всеми контрольными и домашними заданиями девочка справляется на «отлично».

Психолог рекомендовала маме обратить внимание педагогов на особенности девочки, а также чаще создавать для Киры ситуации успеха, в которых она могла бы проявить свои лучшие качества.

2. Семиклассник Витя – стабильный «троечник», всё время сидящий за последней партой. Никаких выдающихся способностей за все годы обучения так в нём никто и не обнаружил. Учителя давно махнули на Витю рукой: «сидит и сидит, может, хоть что-то усвоит».

Однажды во время школьного похода, часть детей ушла собирать хворост для костра и заблудилась. Среди них был и Витя. Мальчик не растерялся, достал из кармана компас и уверенно вывел ребят к месту сбора. Оказалось, что Витя давно увлекается спортивным ориентированием и с 5 лет ходит с родителями в походы. С тех пор у Вити появилось много друзей из класса, а учителя взглянули на стабильного «троечника» другими глазами.

Педагогические причины

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Третья групп причин – педагогические. К ним относятся:

Чрезмерная нагрузка

Часто родители после школы загружают детей всевозможными кружками и секциями. В результате у ребёнка после насыщенного учебного дня и посещения курсов английского языка и занятия в художественной школе совсем не остаётся сил на домашние задания. Как итог – падение успеваемости и ухудшение самочувствия.

Отсутствие у педагога индивидуального подхода к каждому ученику

Да, учителю-предметнику действительно сложно держать в голове, что Галя из 9Б боится отвечать у доски, но хорошо справляется с письменными заданиями, а у Коли из 8В недавно развелись родители, и ему сейчас совсем не до учёбы.

Но недостаточное внимание педагогов к потребностям учеников ведёт к появлению школьных трудностей и психологическому неблагополучию у тех детей, которым особенно необходима поддержка со стороны взрослых.

Социальные причины

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

И четвёртая группа причин школьной неуспеваемости – это социальные. Они включают в себя:

Конфликты с одноклассниками и учителями

Иногда причина неуспеваемости связана с напряжёнными отношениями с одноклассниками или педагогом. Ребёнок не может радовать родителей хорошей учёбой, если мысли о школе вызывают у него гнев, злость, обиду и страх.

Тем более, если школьник подвергается буллингу, он может совсем забросить учёбу и начать прогуливать уроки.

Проверьте, не обижают ли вашего ребёнка в школе сверстники или другие взрослые! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где он бывает в течение дня и быстро дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с помощью приложения «Где мои дети».

Недостаток родительского внимания

Детям важно получать одобрение и похвалу от родителей. В том числе, и за хорошие оценки. А если маме и папе всё равно, что он принёс сегодня: «пятёрку» или «двойку», то зачем стараться?

Кроме того, на учёбу ребёнка могут повлиять и внешние факторы: переход в новую школу или класс, новый педагог, развод родителей и др.

О чём ещё может говорить отставание в учёбе?

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Случай из практики

Родители Серёжи – преподаватели в ВУЗе. С 5 лет мальчик умел читать и писать, разбирался во всех видах животных и насекомых и даже сочинял короткие стихи. Когда Серёжа пошёл в школу, учителя не переставали его хвалить: «какой умный и способный мальчик!», но вскоре ситуация изменилась.

Серёжин дневник запестрел «двойками» и «тройками», родителям не раз звонила классная руководительница и жаловалась, что мальчик стал прогуливать школу. Когда обеспокоенные мама и папа спросили у Серёжи в чём дело, он ответил: «Мне там скучно. Я всё это уже знаю и умею».

Школьная неуспеваемость не всегда говорит о неуспешности ребёнка. Может быть и обратная ситуация. Ребёнок настолько подготовлен к школе, что занятия становятся ему неинтересны, и он перестаёт стремиться к хорошим оценкам.

Что делать в такой ситуации родителям:

Как помочь ребёнку, если он стал плохо учиться?

10 правил повышения успеваемости

Правило №1 «Не бей лежачего»

Родители должны направить свою энергию не на «отчитывание» ребёнка за очередную двойку, а поиск причины снижения успеваемости и оказание необходимой помощи.

Правило №2 «Разговор по душам»

Важно расспросить ребёнка об его отношении к школе, одноклассникам и учителям, школьным урокам. Узнать, какие предметы ему нравятся, а с какими он испытывает сложности. Начать помогать именно с них.

Правило №3 «Если будешь хорошо учиться….»

Не пытайтесь подкупить ребёнка материальными благами. Не нужно обещать новый смартфон за пятёрку по математике. Это не самая лучшая мотивация для повышения успеваемости.

Правило №4 «Хороший ученик – здоровый ученик»

Для успешной учёбы у школьника должны быть созданы все условия: отдельное рабочее место, полноценный сон, правильное питание и чёткий распорядок дня.

Правило №5 «Конкретные цели»

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Не пытайтесь объять необъятное. Начните с «подтягивания» по одному предмету. Можно нанять репетитора, а можно вместе с ребёнком попробовать разобраться в сложных моментах.

Правило №6 «Нестандартное обучение»

Вместо того, чтобы мучить сына или дочь пересказом параграфа из учебника, лучше посмотрите интересные видео на эту тему, сходите на выставку или в интерактивный музей.

Правило №7 «Оценка оценивает не тебя, а твои знания»

Школьник должен понимать, что цифры в дневнике не дают реальную картину личности человека. Достаточно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который имел стабильные «двойки» по математике и физике или Иосифа Бродского, оставленного на второй год из-за неуспеваемости.

Правило №8 «Ситуации успеха»

Создавать ситуации успеха не означает, что ребёнка нужно постоянно хвалить и задаривать подарками. Школьнику необходимо создать такие условия, в которых он сможет проявить свои лучшие качества (вспомните историю про семиклассника Витю). И вот, когда ваш ребёнок стоит перед вами, счастливый и гордый от того, что справился на «отлично» с поставленной задачей, тогда вы можете и похвалить, и поощрить его чем-нибудь приятным.

Правило №9 «Тайм-менеджмент»

Научите школьника планированию своего времени и своих задач. Большое дело можно разбить на маленькие и несложные задания. Это умение пригодиться ребёнку в течение всей его последующей жизни.

Правило №10 «Будьте рядом»

Возможно, причина школьных трудностей кроется где-то глубо, и ребёнку сейчас важно быть рядом с тем, кто может выслушать, понять и помочь. Покажите, что вам важны не оценки в дневнике, а сам ребёнок – такой любимый и родной.

«Хвалить нельзя ругать» или зачем нужна мотивация?

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Часто воспитательная практика родителей включает в себя наказания за плохую учёбу, в том числе и физические. Многие дети, став уже взрослыми, с ужасом вспоминают, как боялись идти домой, потому что «отец всыплет ремня за двойку».

Известный психолог Людмила Петрановская предостерегает от таких методов воспитания и говорит о том, что, если мы вынуждаем ребёнка испытывать боль и страх, то в его душе точно не останется места ни для раскаяния, ни для сожаления, ни, тем более, для любви и интереса к учёбе.

Что же тогда делать? Ругать и пороть нельзя, значит – хвалить? За «двойки» и «тройки»?

На самом деле есть третий вариант – повышать мотивацию.

Рёбенок должен чётко знать, зачем ему нужно учиться, что это даст в будущем и как он сможет применить полученные в школе знания.

Не бывает так, что школьнику совсем ничего не интересно. Может быть, его привлекает робототехника или ведение собственного блога, а может, он увлекается походами и спортивным ориентированием.

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Главное, поощряйте все увлечения ребёнка и помогайте ему понять, что для того, чтобы достигнуть чего-то в жизни, нужны именно знания и навыки, полученные в школе. За успехи – хвалите, а в случае неудач не давайте волю своим отрицательным эмоциям.

Если школьник никак не может усвоить материал, постарайтесь объяснить его более доступным и простым способом. Если он допустил ошибку в самостоятельной и контрольной работе, вместе разберитесь, в чём ошибка заключается и как избежать её повторения.

Ещё раз о домашних заданиях

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Если ребёнок начинает плохо учиться, у многих родителей закономерно возникает вопрос – а стоит ли помогать сыну или дочери делать домашние задания?

Педагоги и психологи отвечают, что стоит. Но именно помогать, а не решать «домашку» за него.

Давайте разбёремся, как это правильно сделать.

«Час разговора об учёбе»

Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Людмила Евдокимова рекомендует всем родителям выделить в расписании ребёнка «час разговора об учёбе». Он должен быть ежедневным, желательно в одно и то же время. Во время этого «часа» мама или папа проверяет, что задано ребёнку на дом и как он это выполнил.

Не обязательно устраивать доскональную проверку, достаточно просто увидеть, что ребёнок написал задание в тетради, и с помощью пары вопросов удостовериться, что он знает материал.

Выделение конкретного времени на подготовку домашних заданий формирует у ребёнка установку: «Родителям интересна моя учёба. Домашние задания они всё равно будут проверять, поэтому мне лучше подготовиться».

Если вы не обнаружили у сына или дочери сделанного домашнего задания, узнайте причину и предложите свою помощь в том случае, если он не знает, как справиться с тем или иным предметом.

что делать если тяжело учиться. Смотреть фото что делать если тяжело учиться. Смотреть картинку что делать если тяжело учиться. Картинка про что делать если тяжело учиться. Фото что делать если тяжело учиться

Также «час разговора об учёбе» может включать себя не только проверку домашней работы, но и похвалу ребёнка за правильно решённую задачу по математике, красиво оформленную практическую работу по биологии и т.д.

Впоследствии «час» может сократиться до 15-20 минут. Ребёнок научится сам контролировать выполнение домашних заданий, а вам останется только проверить правильность сделанных уроков.

Как мы с вами поняли, школьная неуспеваемость может быть вызвана множеством причин. И не всегда в этом виновата лень и нежелание ребёнка учиться.

Не зацикливайтесь на хороших оценках сына и дочери.

Эмоциональный интеллект, творческие способности, высокая социальная активность – эти качества никак не связаны со школьной успеваемостью, но с их помощью ваш ребёнок может достигнуть гораздо большего успеха в жизни, чем с дневником, полным «пятёрок».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *