что делать если ты лох в школе

Что делать если ты лох в школе

Практикующий социальный психолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми-изгоями и агрессорами.

«Белой вороной» может стать кто угодно: чем больше ребёнок не похож на остальных, тем выше вероятность, что другие дети с ним не подружатся или вовсе станут над ним издеваться.

Но одно дело, когда ребёнок не может найти друзей, и к нему относятся нейтрально, и другое дело — когда его травят. Буллинг, или травля, бывает разных видов. Если кого-то бойкотируют, исключают из группы, обзывают, прячут вещи, распространяют о ком-то неприятные слухи — это всё травля.

Обычно в ситуации травли социальные роли распределяются так:

Почему ребёнок становится в школе изгоем

Мы рассмотрели семь основных причин, из-за которых над ребёнком могут издеваться в школе.

Причина 1. Нестандартная внешность

Разноцветные волосы, очки, пирсинг, короткие волосы у девочки или длинные у мальчика — всё это может стать факторами агрессивного поведения со стороны одноклассников.

Причина 2. Проблемы физического плана

Заикание, энурез, нестандартная фигура, слуховой аппарат — если ребёнок чем-то отличается от других, велика вероятность насмешек.

Причина 3. Неумение за себя постоять

Легче издеваться над ребёнком, который не может в ответ сказать ни слова, который проглатывает обиду.

Причина 4. Чрезмерная опека со стороны родителей

Про такого ребёнка можно услышать «маменькин сынок», что и становится поводом для насмешек. Обидчики уверены, что такой одноклассник сам не сможет себя защитить, как и в предыдущем пункте.

Причина 5. Собственные интересы

Если ребёнка что-то отличает от большинства, его записывают в изгои. Дети не могут принять разность интересов.

Причина 6. Отличник в старших классах и двоечник в младших

В началке почётно хорошо учиться, а в средних и старших классах отличники превращаются в «выскочек». Снова выделение из толпы.

Причина 7. Частые пропуски школы

Когда ребёнок редко находится в коллективе, и его интересы перестают совпадать с общими.

Получается, что все причины можно свести к тому, что ребёнком-изгоем становится тот, кто «не такой, как все» или просто не в состоянии за себя постоять.

Как понять родителям, что ребёнок стал изгоем

Есть несколько симптомов, которые могут указывать на то, что у ребёнка проблемы в школе:

Эти симптомы могут указывать не только на изгойство, но и на конфликт с учителями или одноклассниками.

Если ребёнок встаёт в позицию защитника жертвы, он тоже может подвергаться нападкам со стороны обидчиков и преследователей. Поэтому важно время помочь.

Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.

Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это.

Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.

Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.

Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.

Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления.

Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность.

Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия.

Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли.

Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой.

Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому.

В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.

Источник

ВольноГрад

Свобода общения взрослых людей без запретных тем

Как выжить в школе? Один на один с крутыми и лохами.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Как выжить в школе? Один на один с крутыми и лохами.

Понравился ролик на тему отношений в школе и в жизни.

Тактика поведения в ролике жизненная,
адресованная обычным середнячкам
не обремененным амбициями альфа-самцов,
но способных не дать себя опустить в изгои.

Итак, как выжить в школе между крутых и лохов?

Кем стали крутые и лохи после школы
на личном опыте автора ролика и не только.

Каково твое место в коллективе?

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Как выжить в школе? Тест Лесенка на адекватность самооценки.

Есть простой тест «Лесенка» позволяющий оценить адекватность самооценки.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Теперь предложи сделать тоже самое родителям, учителям, друзьям.
Сравни свою ступеньку с той, на которую поставили тебя друзья, родители, учителя.

Насколько сильно разошлись оценки? В какую сторону ошибка?

Есть ли желание шагать по ступенькам вверх?
Быть активней, агрессивней, брать на себя ответственность за других?

Какие методы применяешь ты,
чтобы шагать по ступеням иерархии коллектива?
Чтобы не позволить другим опустить тебя?

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Re: Как выжить в школе? Тест Лесенка на адекватность самооценки.

Теперь предложи сделать тоже самое родителям, учителям, друзьям.
Сравни свою ступеньку с той, на которую поставили тебя друзья, родители, учителя.

Насколько сильно разошлись оценки? В какую сторону ошибка?

Есть ли желание шагать по ступенькам вверх?
Быть активней, агрессивней, брать на себя ответственность за других?

Какие методы применяешь ты,
чтобы шагать по ступеням иерархии коллектива?
Чтобы не позволить другим опустить тебя?

У меня по-разному было.

После началки оказался в серединке, надежно, там до конца 9 класса был. Дальше сам не хотел подниматься. Понимал, что с «крутыми» в моем классе мне сложно тягаться будет. Школа у меня была обычная, и «крутыми» были не мажоры. Можно было нарваться на серьезные неприятности.

А родителям и друзьям мне неудобно просить рассказать на какой ступеньке они меня видят (видели). Мне кажется, что они тоже самое сказали бы. Я объективно себя оцениваю, может завышенная чуток самооценка, но не сильно.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Re: Как выжить в школе? Один на один с крутыми и лохами.

Было так себе. В младших классах не думал о своем месте, жил по инерции, как до школы, где все за меня решали родители. Проблема нарисовалась лет в 14, когда впервые влюбился и оказалось я никто.

Мне повезло. Родители решились ради работы и новой квартиры на переезд в другую область. Обычно страшно менять школу, но я был на седьмом небе от счастья! У меня появился шанс начать жизнь с нового листа!

Как кончилась проверка драками, так пошел в гору. На вершину не залез, но в число заметных влез уверенно и с тех пор за нижний предел для себя считаю середину «лесенки».

Источник

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школеlazww

RusWind

Школьный ЛОХ

В конце 90-х лохами в школе стали называть слабых, не общительных, и имеющих другие недостатки учеников. Все кто учились в то время знают об этом. Как сейчас обстановка в школе я не знаю, говорят, что стало хуже.
Ученики в классе делились на три группы:

В параллельном классе учился парень, вообщем он был самым основным лохом, над ним постоянно издевались. Несколько раз приходил в школу его отец, но толку не было, издевательства продолжались. Мне его было жалко, как то раз пытался ему помочь, но чуть сам не ушел в низшую группу. В 10-ом классе над ним уже не стали издеваться, но он был очень замкнут и практически не общался с одноклассниками.
Этот парень жил на соседнем микрорайоне, я с ним особо не общался, просто здоровался. Знаю, что он потом поступил в училище на сварщика. Закончил училище, устроился на завод, а потом куда-то пропал.
Неделю назад встретил его на улице, я даже не узнал его, сейчас он хорошо одет, ездит на мерседесе и работает в крупной Московской фирме, часто бывает в командировках за границей. А с работой ему просто повезло, оказался в нужное время в нужном месте.
Вот так вот стал во много раз выше тех кто когда-то его обижал. Я рад за него, что в жизни все складывается хорошо.
Два лоха с моего класса стали начальниками на ведущих предприятиях моего города. Один сейчас живет в США и работает в GOOGLE.

Источник

КАК ВЫЖИТЬ ЛОХУ В ШКОЛЕ?

уработал парочку стулом и ты не лох)

У меня аналогично всё, всё чудесно со школьных дней, были просто конченные, над которыми стебались, но потом зарабатывали статус «крутых» от того, что тратили не плохие деньги родителей на посиделки с алкоголем где-нибудь, у нас все так становились «крутыми», через бухло)

Никак. Лохи не выживают. Либо терпеть.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Лучший мой подарочек.

Доброго времени суток, уважаемые пикабушники. Благодарю за благосклонный прием моей первой истории школьного библиотекаря.

Прежде чем расскажу вторую, хочу сделать уточнение!

Публикуя данные зарисовочки об оригигинальных ребяческих высказываниях, я не имею цели задеть чувства детей, родителей, педагогов, а так же выявить какие то острые проблемы. Я просто хочу, что бы эти истории улыбнули вас, как когда-то они улыбнули меня.

На перемене, как всегда, ко мне забегают первоклашки. Одна девочка во всеуслышание спрашивает:

— А у вас есть книга » Что можно дарить мальчикам?»

-Понимаете, я дружу с одним мальчиком из класса. И вот вчера он подарил мне киндер- сюрприз. Теперь мне тоже хочется ему сделать подарок. Только вот что любят мальчишки?

Довольная девочка убегает. А ко мне подходит печальный мальчик и произносит: «Я тоже хотел бы подарить, только не знаю, что».

Я уточняю, кому он собирается делать подарок: девочке, учительнице, другу?

Мальчик тяжело вздыхает и задумчиво произносит: «Себе»

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Ответ на пост «Спойлер взрослой жизни»

Прям накрыло моим «введением» во взрослую жизнь.

98 или 99 год.
8 или 9 класс.
На школьных олимпиадах по физике, математике занимаю первые места, на городских занимаю места сильно ближе к началу. Вроде еще ходил на олимпиады по биологии, истории, русскому языку.

И администрация города или гороно решили поощрить выдающихся учеников.

Большой зал, куча детей, родителей. Помню что стою с кучкой других на сцене.
Нам вручают очередные грамоты, говорят слова что мы тут такие умные, так держать и дальше. И объявляют, что нас поощряют денежным призом в размере 1 тысячи рублей.

Вау. Круто. Я счастлив, сколько смогу купить вкусного.

Заканчивается мероприятие.
И вручают конвертик.
А в нем 700 с чем-то рублей. Точно не вспомню уже. Но меньше ощутимо.
Начинаю выяснять и мне обьясняют, что с подарков надо платить налоги. Вот их и вычли из этой 1000 уже.

Вот это было введение во взрослую жизнь. Что ты заработал, еще не побывав в руках у тебя, ушло государству.

P.p.s. грамоты все толстой стопкой лежали лет 10 и в нулевых при ремонте туалета были наклеены на стену, как в фильме «гений» и закрыты гипсокартоном.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Спойлер взрослой жизни

Я работаю в школьной библиотеке, и люблю собирать оригинальные детские высказывания. Они дарят заряд позитива мне, возможно порадуют и вас.

Итак, история первая.

— Artemida88 дорогая, ну почему так? Почему ксерокопию всех моих грамот за 9 лет, нужно сдать сегодня в 12 00, а школа узнала об этом сегодня в 11 00. Что это? Нет ну что это?

— Это, солнце моё, называется «Добро пожаловать во взрослую жизнь.»

— Мда. Спойлер просто отпад.

Результаты олимпиад

Заметил, что под каждым постом про успехи наших школьников на международных олимпиадах в топе всегда находятся несколько комментариев «не всё так радужно». Сам являюсь учителем и преподавателем, поэтому вопрос для меня близок и хочется на это как-то отреагировать.

Например, в одном из недавних постов про олимпиаду по информатике:

популярны комменты типа:

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

В итоге всё сводится к тому, что олимпиада какая-то слабая, и участники тоже не очень сильные, и медалей сильно много, и, следовательно, результаты наших ребят по информатике так себе.

Но, блин, вот результаты студенческой международной олимпиады по программированию, по сути крупнейшего IT-соревнования в мире:

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

С 2000 года Российскими командами одержано 15 побед из 21! Абсолютных побед! Россия занимала первые места 9 раз подряд. Что ещё нужно, чтобы заметить, что с информатикой и программированием у нас всё очень даже хорошо и очередным успехам стоит именно радоваться.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Никогда такого не было и вот опять

В Aчинскe учeницу 4 клaссa зaстaвили хoдить бoсикoм, пoтoму чтo тa пришлa бeз смeнки В гoрoдскoй прoкурaтурe Aчинскa сooбщили, чтo ужe прoвoдится прoвeркa o нaрушeнии прaв шкoльницы, кoтoрую учитeль зaстaвилa хoдить бeз oбуви в oбрaзoвaтeльнoм учрeждeнии. Тaкжe в вeдoмствe утoчнили, чтo учeницa чeтвeртoгo клaссa aчинскoй шкoлы №8 зaбылa взять в шкoлу смeнную oбувь. Пo трeбoвaнию учитeльницы дeвoчкa нaхoдилaсь нa зaнятиях бeз oбуви, a тaкжe хoдилa пo шкoлe бoсикoм.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Как рейтинг в образовании убивает образование

Пикабушники Казахстана, а может быть и России тоже, хочу поделиться видением следующей проблемы. Меня это касается непосредственно, как работника образования.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Ответ на пост «Дети, кто я?»

Эта история напомнила мне подобную из моего детства.

И вот однажды нас повезли на такие «гастроли» в очередной интернат, но очень ошиблись с аудиторией. Вместо наших сверстников-малышей в зале сидели здоровенные лбы лет 13-16.

По сценарию я выбегала на сцену первой в костюме Буратино и спрашивала зал: «Здравствуйте, ребята! Отгадайте, кто я!» На закономерный ответ хором «Буратино! «, я должна была подтвердить, мол, правильно, угадали! Так было всегда до, и всегда после. Но не на данном выступлении.

Выбегаю вприпрыжку на сцену, обозреваю развалившихся на стульях прыщеватых, скалящихся подростков и (делать нечего) спрашиваю: «Отгадайте, кто я?!»

В ответ молчание, а потом хриплый ломающийся басок громко за всех выкривает: «Носастая ху..ня!»

Пару секунд я хлопала глазами над картонным носом, а потом грустно произнесла единственное, что должна была: «Правильно. Угадали. «

Занавес под гомерический хохот.

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Дети, кто я?

Как-то раз в шестом классе нам объявили, что вместо алгебры придет священник и проведёт беседу. Мы его так ждали! Но уже начался урок, а батюшки всё нет.

И как раз в класс зашёл мужчина с целью рекламы цирка. Это был клоун, но одетый в обычную одежду. Мы не знали об этом. Он не знал, кого мы ждём.

— Дети, отгадайте. Кто я? (Достает клоунский нос и лепит на свой)

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Продолжение поста «Не Моргенштерном единым живет молодежь»

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Ответ на пост «Не Моргенштерном единым живет молодежь»

Недавно около моего дома отгрохали сквер, с лавочками и прочими ништяками, естественно там начал тусоваться весь местный молодняк, слушая на портативных колонках всякие помои, от которых кровь из ушей идет. Через этот сквер я постоянно езжу на велике, и да бы уберечь свой слух стараюсь проезжать по быстрее.
Но как то возвращаясь с работы я не поверил своим ушам, на одной из лавок сидит компания ребятишек лет 16-17 и слушает Агату Кристи, я аж сбавил скорость. Дальше больше. Где то через неделю, проезжая, заприметил другую компанию, примерно такого же возраста. Ребята были без колонки, но с гитарой, а собственно сам гитарист исполнял, причем очень даже зачетно, хиты группы КИНО. Я просто не мог проехать мимо, уселся на соседнюю лавочку, достал купленное домой пиво и просто кайфовал. Вера в молодое поколение восстановлена!

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Не Моргенштерном единым живет молодежь

Было это зимой, в прошлом учебном году. В 6 классе вела урок русского языка. Ученикам лет 12-13. Писали диктант. Дохожу до второго абзаца, начинаю диктовать: «Белый снег. «, и тут половина класса, не сговариваясь, продолжает, подпевая: «Серый лёд. «
Тепло стало на душе)

что делать если ты лох в школе. Смотреть фото что делать если ты лох в школе. Смотреть картинку что делать если ты лох в школе. Картинка про что делать если ты лох в школе. Фото что делать если ты лох в школе

Ответ на пост «Довели учителя»

Тема физического насилия в педагогике отчасти табуирована, хотя в художественной литературе можно встретить описание того, как наши предки обучали молодое поколение. Вот, например, из «Отважных мореплавателей» Киплинга:

Сразу стоит сделать оговорку: Макаренко был не просто учителем, а воспитателем. Заведующим колонии малолетних преступников. Двадцатые годы, беспризорщина, голод и холод. Это «слегка» отличается от современных реалий обучения, не так ли? Впрочем, несмотря на сто лет, прошедшие с момента описываемых событий, состояние дел в педагогической науке описано в книге как нельзя более точно:

Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были еще и месяцами поисков истины. Я за всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года.
.
У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
.
Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника и мое техническое бессилие. И я с отвращением и злостью думал о педагогической науке:
«Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство».

Насколько я помню педагогику, основы педагогического мастерства и иные предметы моего именно педагогического (к сожалению) образования, этих инструментов нет до сих пор. Судя по учебникам и материалам конференций, педагогические теории – это, в большинстве своем, набор простых и незамысловатых истин, построенных по алгоритму «быть хорошим – хорошо». А чтобы их доказать, надо просто повторить само условие, только другими словами. Впрочем, Макаренко пишет и об этом:

На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.
На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать.
.
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало — для небожителей были дороги принципы и идеи.

Если кого-то смущает словосочетание «коммунистическая личность», можете заменить его словами «достойный гражданин» или чем-то подобным. Крайне советую прочесть главу «У подошвы Олимпа» полностью, так как именно в ней делается основной разбор педагогического «вероучения». Основная идея, пожалуй, вот:

А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим портачам:
— У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья.

Впрочем, по высоким теоретикам Макаренко тоже прошёлся:

«Кому ума недоставало» решать любые воспитательные вопросы? Стоит человеку залезть за письменный стол, и он уже вещает, связывает и развязывает. Какой книжкой можно его обуздать? Зачем книжка, раз у него у самого есть ребенок? А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД:
«Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…»
Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?

Если кто-то полагает, что в нынешнее время ситуация кардинально изменилась, то вынужден огорчить. И это бессилие, пожалуй, одна из причин, которые приводят к подобным конфликтам, каковые описаны в изначальном посте. Нет некоего рабочего отлаженного механизма для их предотвращения и разрешения. Материальный вопрос оплаты труда учителя, который затрагивается в публичном разборе подобного рода конфликтов, конечно же, имеет место быть (пожалуй, стоит коснуться этого вопроса в отдельном посте), однако это не единственная причина.

И из всего богатства поднятых Антоном Семёновичем вопросов обыватель помнит лишь о избитом воспитаннике! Это крайне иронично Иронично потому, что за фактом удара оный обыватель не видит сути вопроса. Впрочем, обратимся к первоисточнику:

И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.

Вот такой эпизод. В разговорах с иными сотрудниками колонии Макаренко поясняет этот эпизод так:

Саму же «Педагогическую поэму» крайне советую к прочтению. Идеи Макаренко ничуть не устарели, и проблемы, поднятые им всё ещё актуальны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *