что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована

Как восстановить трудовую книжку, если предприятие уже ликвидировано: при наличии ксерокопии, через пенсионный фонд, другими методами

Необходимость восстановить трудовую зачастую пугает сотрудника, особенно если речь идет о восстановлении стажа работы в компании, которой уже не существует.

Но на самом деле, в процедуре восстановления при ликвидированном или реорганизованном предприятии нет ничего сложного. О том, как быстро и правильно восстановить документ поговорим в сегодняшней статье.

Кто должен восстанавливать

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована

Причины утери трудовой могут быть разными.

Необходимость восстановления книжки – не такая уже редкость, как может показаться изначально. Трудовые иногда восстанавливают и очень молодые специалисты и даже те, кто планирует выйти на пенсию.

Причин, по которым требуется восстановить трудовую очень много. В частности, их можно разделить на несколько больших групп:

То есть, трудовую книжку можно случайно порвать, залить соком или водой, потерять, она может сгореть при пожаре или пропасть при наводнении. Как видите, путей утраты трудовой очень много, а вот способов получить ее обратно – наоборот мало.

Учитывая то, что трудовая книга едва ли не самый важный документ в жизни человека, то пытаться восстановить ее следует всеми доступными методами. О методах восстановления трудовой поговорим ниже.

Однако нередко между сотрудником и работодателем встает вопрос о том, кто именно должен восстанавливать трудовую книжку. Ответить однозначно тут можно сразу: восстановлением документа должен заниматься тот, кто его потерял или же испортил.

В ситуации, когда трудовая книжка была утеряна в виду чрезвычайной ситуации или природного катаклизма, компетентные органы должны помочь гражданам в процедуре восстановления. Для этого даже имеется соответствующий нормативно-правовой акт.

Процедура возврата книжки по копии

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована

Восстановить книжку можно несколькими способами.

Первым делом, если имеется копия трудовой книги, то можно попробовать восстановить данные через нее. Но только в ситуации, если копия эта заверена нотариально.

В случае же, если копия заверена только работодателем, то восстановить книгу не получится. Однако для тех, кто сменил несколько мест работы это может стать настоящим спасением – не нужно будет вспоминать, в каких компаниях и в какой период времени человек работал, для того, чтобы восстановить документы при помощи архивных выписок.

Кроме того, если трудовая книжка восстанавливается при ликвидированном предприятии-работодателе, то такая копия позволит добыть нужные сведения в городском архиве либо же у правопреемника компании.

Для того чтобы получить сведения из архива компании, следует написать соответствующее заявление на имя руководителя. Чаще всего такое заявление пишется в свободной форме, но оно в обязательно порядке должно включать в себя следующие сведения:

После написания заявления документ регистрируется в журнале входящей корреспонденции и по прошествии 10 дней обратившемуся выдается справка со сведениями или с отказом от выдачи сведений, если таковых в архиве нет.

Но далеко не все люди делают копии трудовых. О том, как быть в ситуации, если копия книжки отсутствует, поговорим ниже.

Куда обращаться, если копии нет

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована

Можно обратиться в ПФР.

Если копия трудовой книги отсутствует, что бывает нередко, то человек может обратиться в ПФР по месту жительства. Конечно, специалисты Пенсионного Фонда вряд ли смогут помочь восстановить трудовую, но они смогут подсказать где и когда человек работал.

То есть, если человек не помнит где трудился или компания ликвидирована, а также если у него нет копии трудовой, то он может обратиться к сотрудникам и ему будет предоставлена выписка с имеющимися сведениями.

Кроме того, иногда ликвидированные компании могут быть перерегистрированы на другое лицо, например, в случае реорганизации и тогда найти нужные сведения становится в разы легче.

Но при обращении стоит помнить, что выдаваемые сведения не позволят досконально восстановить документ с перечислением мест работы, указанием документов-оснований и так далее. Однако работодатель может выдать сотруднику дубликат трудовой книжки, в котором будет указан общий трудовой стаж в других компаниях.

Актуально обращение в ПФР только для сотрудников, которые желают восстановить сведения начиная с 2002 года. Сведений о работе в компаниях ранее в архиве ПФР нет.

Восстановление через ПФР

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована

Нужно предоставить документы.

Для того, чтобы восстановить данные через ПФР, человеку следует обратиться в отделение со следующими документами:

Кроме того, придется написать и дополнительное заявление. Обычно оно пишется либо в свободной форме либо по образцу, который можно получить непосредственно в ПФР.

В заявлении обязательно указывают причину обращения, излагают просьбу о восстановлении сведений, указывают удобный способ получения информации, а также фиксируют контактные данные обратившегося.

После прошествии периода обратившийся может получить сведения, если таковые имеются и продолжить дальше восстанавливать документы.

Из этого видео вы узнаете, что делать, если при увольнении не выдали трудовую.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник

Порядок действий при утере трудовой книжки

Процедура восстановления трудовой книжки довольно длительная, а потому люди с небольшим количеством записей в трудовой обычно просто заводят новую. Но такой трюк не пройдет, если в документе много записей. При утрате трудовой книжки аннулируется и весь наработанный стаж, а потому гражданину выгоднее позаботится о восстановлении.

Потеря трудовой книжки сотрудником

Порядок действий при утрате документа сотрудником оговорен в Постановлении от 16 апреля 2003 года. Пункт 30 свидетельствует о том, что ответственность по восстановлению книжки лежит именно на работнике. В пункте 31 есть указание о необходимости немедленного оповещения работодателя об утрате документа. Для этого потребуется составить заявление в письменной форме. В течение 15 дней работодатель выдает дубликат книжки.

Порядок действий

Для восстановления ТК понадобятся следующие бумаги:

Хорошо, если у человека есть копия трудовой книжки. Требуется заверять ее в отделе кадров при каждой смене работы.

Первый шаг для восстановления документа – составление заявления работодателю. В законе нет четких указаний по составлению этого заявления. Оформляется оно в свободной форме. Направляется в отдел кадров последнего места работы. Новую трудовую книжку выдает именно работодателем на основании документов, предоставленных сотрудником. Подтвердить свою деятельность и стаж можно при помощи трудовых договоров, приказов о назначении. Получить документы можно по прежним местам работы. Для подтверждения своего стажа понадобится справка из Пенсионного фонда.

ВАЖНО! Для подтверждения своего стажа понадобятся подлинники документов.

ВНИМАНИЕ! Человек может позаботиться об упрощении восстановления наперед. Для этого потребуется копия трудовой книжки, заверенная по всем правилам. Если документ заверен, записи из копии просто переносятся в новую книжку. Сотруднику не придется бегать по бывшим местам работы. Это оптимальный вариант, так как, при большом стаже, не все записи удается восстановить. Некоторых мест работы может уже просто не существовать, так как компании имеют свойство закрываться.

Восстановление книжки через ПФР

Восстановление документа через ПФР – наиболее простой вариант. Это бесплатная и быстрая процедура. Рассмотрим шаги по восстановлению:

ВАЖНО! Восстановление через ПФР – метод, имеющий ограничения. Персональный учет в фонде начал вестись относительно недавно, а потому таким путем можно получить не все данные. В частности, в ПФР хранятся сведения только за последние пять лет.

Восстановление через государственный архив

Данный метод актуален при наличии следующих обстоятельств:

Во всех остальных ситуациях имеет смысл воспользоваться другими методами, так как восстановление через архив – трудоемкая процедура. Для получения требуемой информации нужно отправить письменный запрос. Однако нужно быть готовыми к тому, что ответ придет нескоро.

ВАЖНО! Если сотрудник работал вахтовым методом, то нужно направлять запросы в региональные архивы.

Что делать, если последнее место работы было ликвидировано?

Для восстановления нужно идти к своему предыдущему работодателю. Если данная компания были ликвидирована, то идти в ПФР или архивы бессмысленно, так как сотрудник не может самостоятельно вносить записи о трудовом стаже. Единственный выход из положения – обращение в суд. Требуется составить иск. Обращением в архивы и ПФР будет заниматься именно суд. На основании полученной информации оформляется дубликат.

Потеря документа работодателем

Если трудовая книжка была утеряна работодателем, то именно на него возлагается ответственность по восстановлению. К примеру, если произошла массовая потеря книжек, работодатель собирает комиссию для установления стажа всех работников. В нее входят только незаинтересованные лица:

Если точные сведения о месте работы сотрудника отсутствуют, информацию должны подтвердить два свидетеля. По итогам осуществленной работы составляется акт. Пункт 34 Постановления, упомянутого ранее, указывает на использование акта при восстановлении.

В законе не содержатся точные указания касательно действий при утере документа работодателем. При утрате большого количества книжек организация может быть оштрафована за ненадлежащее хранение по КоАП. Если компания потеряла документ, а потому не может выдать его при увольнении сотрудника, последний может запросить компенсацию.

ВНИМАНИЕ! Если утерян документ одного сотрудника, работодатель проводит стандартные действия: обращается в ПФР, государственный фонд.

Действия сотрудника

Если у работника есть подозрения, что работодатель потерял документ умышленно, он может обратиться в Трудовую инспекцию. В суд имеет смысл идти только в том случае, если сотрудник уверен, что организация умышленно потеряла документ. В судебный орган можно идти при следующих обстоятельствах:

Суд обязывает компанию позаботиться о выдаче дубликата.

ВНИМАНИЕ! Суд является крайней мерой, так как мера предполагает трату времени, составление иска. Платить пошлину не нужно, так как дела, связанные с Трудовым кодексом, сборами не облагаются.

Особенности заполнения дубликата ТК

В дубликат вносится информация о суммарном стаже работы в годах, месяцах и днях. Конкретные места работы не указываются. Прописывается только последнее место работы. Данное оформление актуально в случае, если сотрудник не предоставил документов, подтверждающих его прочие места работы.

На титульном листе документа ставится штамп о том, что книжка является дубликатом. Более подробно об оформлении дубликата трудовой книжки при утере можно прочитать, перейдя по ссылке в этом предложении.

Простота восстановления трудовой книжки зависит от конкретного случая. Если предыдущий работодатель продолжает свою деятельность, а в ПФР есть все требуемые данные, то процедуру провести относительно просто. Все осложняется в случаях, когда данные невозможно получить, или бывший работодатель ликвидирован. Сотруднику придется обращаться в суд. В течение времени, пока не получен дубликат, довольно проблематично будет устроиться на работу. Поэтому о получении документа нужно позаботиться заблаговременно. Не стоит с этим тянуть ни сотруднику, ни работодателю.

Источник

Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна?

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована

Потерял трудовую книжку — как восстановить самостоятельно?

Трудовая книжка содержит данные о стаже работы человека у каждого работодателя, а также др. информацию, в т. ч. о наградах и благодарностях. Трудовую книжку гражданин предъявляет каждый раз, как устраивается на новое место работы, являющееся для него основным. Работа по совместительству тоже может быть занесена в трудовую книжку по желанию работника. Работник обязан восстановить трудовую книжку при утере.

Вопросы выдачи и заполнения трудовых книжек с 01.09.2021 регламентирует приказ Минтруда от 19.05.2021 № 320н, согласно которому трудовую книжку нельзя выдавать дважды. При утере на восстановленном документе ставится запись «дубликат».

Образец заполнения дубликата трудовой книжки с 1 сентября 2021 г. смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Трудовые книжки нового образца нужно применять с 01.01.2023. Надо ли обменивать старые трудовые работников на новые и что делать с неизрасходованными к 2023 году бланками старого образца, читайте здесь.

Для самостоятельного решения проблемы с утраченной книжкой вам нужно собрать документы, подтверждающие ваш трудовой стаж (см. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа).

Как быть, если предприятие, на котором вы работали, закрылось? Прежде всего, убедитесь, что компания именно ликвидировалась, а не прошла процедуру реорганизации. В случае реорганизации в архиве предприятия хранятся необходимые документы фирмы-предшественницы.

А вот при ликвидации компании бывшему работнику придется направиться в госархив— там выдадут справку о том, где, когда и сколько проработал гражданин.

Важно! При массовой утере трудовых книжек — например, если компанию ограбили или произошел пожар, — для восстановления трудового стажа каждого работника формируется комиссия из членов профсоюза, представителей госорганов и работодателя.

А что делать, если у вас нет никаких документов, фиксирующих факт трудовой деятельности в конкретной организации? Тогда нужно идти в суд — на основе свидетельств ваших бывших коллег судья вынесет решение об установлении трудового стажа. Также восстановить трудовую книжку можно через Пенсионный фонд.

Пошаговую инструкцию по восстановлению стажа смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Восстановление трудовой книжки при утере — обращаемся к работодателю

Согласно п. 27 Правил ведения трудовых книжек (утв. приказом Минфина от 19.05.2021 № 320н) при потере трудовой книжки гражданин должен сразу же обратиться к работодателю по последнему месту работу — именно он обязан оформить дубликат документа, независимо от того, работает ли сейчас у него человек или же давно уволился (давность срока увольнения при этом не имеет значения).

Внимание! При увольнении проверяйте оставленную запись в трудовой книжке и наличие всех необходимых реквизитов —в противном случае трудовой стаж не будет учитываться.

Работодатель восстанавливает трудовую книжку после получения заявления от гражданина, оформляя дубликат. На процедуру восстановления компании дается 15 рабочих дней: гражданин предоставляет документы, подтверждающие трудовой стаж, а работодатель на их основе делает записи в дубликате трудовой книжки. Работодатель уполномочен попросить необходимые данные с предыдущих мест работы.

Сначала он вносит в дубликат запись об общем трудовом стаже суммарно до поступления к нему на работу (в графу 3 раздела со сведениями о работе). В этой записи он не указывает, у какого работодателя, в какие периоды и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки. Затем отражает по отдельности периоды работы, указывая даты приема и увольнения, наименование организации и другие сведения. Эти записи работодатель вносит на основании надлежаще оформленных документов, которые вы представили. В графе 4 приводятся наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены записи в дубликате (п. 29 Порядка ведения трудовых книжек).

Однако работодатель не может внести в дубликат данные о стаже, не подтвержденные документально. В таком случае занести полностью сведения в документ поможет Пенсионный фонд.

Как восстановить трудовую книжку через Пенсионный фонд?

ПФР хранит данные о трудовом стаже граждан. До 2002 года такая информация собиралась фондом на основе записей в трудовых книжках — работодателям рассылались запросы с требованием заполнить сведения о трудовом стаже застрахованного по форме СЗВ-К. С 2002 года сведения индивидуального пенсионного учета фонд предоставляет по форме СЗИ-5.

Чтобы сформировать дубликат трудовой книжки с помощью ПФР, нужно написать заявление об утере трудовой книжки и предоставить его в отделение фонда по месту жительства. В течение 10 дней Пенсионный фонд предоставит дубликат на основании собственных данных (постановление Правления ПФР РФ от 31.07.2006 № 192п).

Следует при этом учесть, что если вы работали на предприятии неофициально, то сведений о таком месте работы у Пенсионного фонда не будет. Помните об этом, когда соглашаетесь на неофициальное трудоустройство,— в стаж для расчета пенсии этот период времени не войдет.

Итоги

Советуем вам также ознакомиться со статьей «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

Источник

Как восстановить трудовую книжку, если предприятие было ликвидировано

Трудовая книжка – это удостоверение человека о его работе и трудовом стаже, которое содержит информацию обо всех рабочих местах и должностях, которые человек занимал ранее и занимает сейчас. Но достаточно часто трудовую книжку теряют либо она просто приходит в негодность. Процесс восстановления этого документа достаточно сложный, а некоторые события могут существенно его затруднить. Так, не каждый знает, как восстановить трудовую книжку, если предприятие ликвидировано, а ведь это происходит достаточно часто, особенно в последние годы.

Кто занимается восстановлением?

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидированаЕсли трудовая книжка была потеряна тогда, когда человек работал на предприятии, то восстановлением должен заниматься непосредственно работодатель. На законодательном уровне говорится о том, что трудовую книжку необходимо хранить в защищенном месте. При этом учитывается каждый отдельный бланк. Что касается получения трудовой книжки работником на руки, то это может произойти лишь по запросу Пенсионного фонда России.

Что касается всех остальных случаев, то человек может без проблем воспользоваться заверенной работодателем копией либо же выпиской из трудовой. Это и является основной причиной того, что ответственность за сохранность трудовой книжки ложится на плечи именно работодателя. Кроме всех бюрократических забот, работодатель принимает на себя финансовое обеспечение процесса восстановления.

Если человек получил документы на руки, после чего потерял их, тогда восстановлением обязан заниматься сам гражданин. В правительственном Постановлении «О трудовых книжках» сказано, что человек, который потерял трудовую книжку, должен обратиться с соответствующим заявлением на последнее место работы. Если все будет нормально, все документы будут доступны, а предприятия не будут ликвидированы, дубликат трудовой книжки выдадут в течение двух недель.

Процесс восстановления

Дубликат трудовой должен содержать:

Выдача трудовой книжки является бесплатной услугой, но работодатель имеет право запросить за нее плату, куда будет входить и стоимость нового бланка. Как говорилось выше, если восстановлением будет заниматься работодатель, то человеку нужно всего лишь подать заявление и ждать получения трудовой книжки. В том же случае, если все записи в трудовой будет восстанавливать непосредственно владелец трудовой, тогда ему придется серьезно потрудиться. Такая процедура может затянуться на весьма длительный срок.

Самым удачным вариантом будет восстановление трудовой со сделанной ранее ксерокопии. Правда, она должна быть заверена, в чем сможет помочь сотрудник кадровой службы или другое уполномоченное лицо на любом из мест работы. В таком случае нужно вместе с заявлением работодателю принести ксерокопию своего трудового документа, которая включала бы в себя все страницы и записи, вносимые ранее. В состав копии должны входить:

При наличии полной копии трудовой книжки процесс выдачи ее дубликата может занять считанные дни. Ведь кадровику нужно будет всего лишь перенести записи в новый бланк трудовой книжки. Те записи, которые в старой трудовой книжке были признаны недействительными, в выдаваемый дубликат вноситься не будут.

Что делать, если копии нет?

Если копии трудовой книжки в наличии нет, тогда придется восстанавливать каждую запись отдельно. Для этого необходимо ходить на каждое предприятие, на котором ранее работал человек, и получать точную копию записи и подтверждение достоверности данных. Только так постепенно можно будет полностью восстановить трудовую книжку и получить ее дубликат. Но иногда и здесь бывает не все так гладко, как хотелось бы. Очень часто предприятия, на которых работал человек, попросту закрываются или их кто-то перекупает.

Восстановление трудовой книжки, если предприятие ликвидировано, намного сложнее, ведь нет возможности прийти на предприятие и получить нужные данные.

В таком случае человеку придется обращаться во всевозможные архивы. Только так можно будет получить не только сведения касательно стажа человека и его должности, но еще и названия документов, на основании которых записи вносились в трудовую. Это очень сложный путь, который может длиться месяцами. Очень часто людей просто не пускают в архив, или они по каким-то причинам не могут получить нужные данные.

что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Смотреть картинку что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Картинка про что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидирована. Фото что делать если трудовая книжка утеряна а организация ликвидированаЕще один вариант развития событий – когда архива нет, или в нем отсутствует информация относительно ликвидированного предприятия и работы в нем человека, восстанавливающего трудовую книжку. Здесь можно пойти несколькими путями. Самый простой – обратиться в Пенсионный фонд РФ, где могут дать точную и подробную информацию относительно стажа человека. Это очень просто, ведь нужно всего лишь подать соответствующий запрос и ждать ответ на него.

Второй путь получения дубликата – обращение в судебные органы, которые будут отправлять запросы во все необходимые госорганы, чтобы получить точную картину. Здесь будет нелишним привлечение свидетелей, которыми могут выступать работавшие вместе с человеком сотрудники. Их показания, а также записи в трудовых книжках позволят подтвердить, что человек работал на предприятии. Обращение в суд – это самый крайний вариант, к которому прибегают только в том случае, если больше нет других возможностей восстановить записи в трудовой.

В государственных органах говорят о том, что в некоторых случаях трудовую книжку можно и не восстанавливать. Если человеку еще не исполнилось 30 лет, ему необязательно восстанавливать данный документ. Ведь размер пенсии будет зависеть не от стажа человека, а от отчислений из его заработной платы в Пенсионный фонд. Так что трудовая книжка сегодня, скорее, гарант получения достойного места работы в случае увольнения с предыдущего. Ведь хорошего специалиста заберут, не раздумывая, а подтверждением его высокого уровня как раз и выступает трудовая книжка.

Источник

Как восстановить трудовую книжку работника

Как восстановить трудовую книжку, если она утеряна:

Альтернативой является переход на ЭТК в установленном порядке.

Последствия утраты трудовой книжки

Трудовую книжку, как и любой бумажный документ, можно потерять или безвозвратно испортить. Это совсем не означает, что в такой ситуации работник утрачивает всю информацию о своем стаже. Законодательством регламентирована возможность выдачи дубликата, и в инструкции к заполнению указано, как восстановить записи в трудовой книжке при утере или порче. Восстановить этот важный документ вполне возможно. Другое дело, что иногда это довольно непросто.

Изначальный документ о стаже восстановлению не подлежит, но его владелец вправе получить дубликат, в который внесут все или почти все сведения, которые были в оригинале. Для тех, кто работает с 2000 года, вопрос, как восстановить стаж при утере трудовой книжки, не стоит — все сведения о нем сохраняются в Пенсионном фонде, где формируются сведения для назначения пенсии еще до введения электронных трудовых книжек (ЭТК). С введением ЭТК проблема восстановления данных теряет актуальность, но еще востребована среди тех, кто решил сохранить бумажные документы.

Законодательные нормы по восстановлению сведений о стаже

Возможность восстановления книжки определена правилами ее ведения и хранения, а вот порядок внесения сведений в дубликат и требования к его оформлению приведены в Инструкции по заполнению ТК, утвержденной новым приказом Минтруда. Этот нормативно-правовой акт является альфой и омегой как для кадровых работников и различных государственных органов, так и для человека, который не знает, что делать, если утеряна трудовая книжка, а нужно устраиваться на работу, — Трудовой кодекс РФ в этом случае никаких рекомендаций не дает.

Почему требуется восстанавливать ТК

Документ с записями о стаже гражданина хранится в организации, где он трудоустроен. На руках ТК по закону хранится только у безработного гражданина, которому придется восстанавливать ее самостоятельно в случае порчи или утраты. Хранить дома ТК вправе человек, работающий дистанционно, если он договорился об этом с руководством организации, которая находится в другом городе или даже регионе.

Что случается с этим документом? Его может:

Кроме того, документы пропадают или портятся в результате чрезвычайного происшествия массового характера. Эта ситуация отдельно регулируется законодательством, и восстановить ТК в такой ситуации чаще всего намного проще, чем в индивидуальном случае. В любом случае в законодательстве прямо сказано, обязательно ли восстанавливать трудовую книжку при утере — да, так как это главный документ для трудоустройства.

Действия работодателя при найме нового работника без ТК

На работу пришел устраиваться человек, у которого утеряна трудовая книжка, как восстановить которую, он не знает. Если работодатель не интересуется сведениями о его предыдущих местах работы, то он вправе не отправлять такого соискателя самостоятельно восстанавливать информацию, а принять его сразу с оформлением нового документа. Для этого соискателю придется написать заявление о том, что до этого ТК ему не заводилась. Восстановления в этом случае не произойдет. Фактически сведения о стаже понадобятся такому сотруднику в дальнейшем для оформления пенсии, и ему все равно придется самостоятельно делать себе дубликат и обращаться в Пенсионный фонд для восстановления стажа. В регламенте ПФР сказано, как восстановить трудовую книжку через Госуслуги — написать заявление о получении необходимых данных в личном кабинете на портале. Запрос направят для обработки в ПФР.

Если новый сотрудник все же принес ТК, но она оказалась испорчена, и вести ее дальше невозможно, то работодатель самостоятельно заведет дубликат, тем самым начав процедуру восстановления, и перенесёт в него все возможные сведения о работе из старой книжки.

Трудовая книжка утеряна работником

Когда человек трудоустроен, его кадровая документация хранится в организации, и за нее отвечает кадровик. Однако в силу норм статьи 62 ТК РФ гражданин вправе попросить выдать ему на руки трудовую книжку для оформления пенсии и обращения в Пенсионный фонд. Кроме того, иногда кадровые специалисты сами нарушают инструкции и выдают ТК на руки по личной просьбе для других дел, нарушая инструкцию. В таких ситуациях граждане теряют документы или приводят их в негодность. Вот алгоритм, что делать, если трудовая книжка испорчена или утеряна:

Самый важный момент в этом процессе — правильно оформить данное заявление. Никаких сложностей это не составляет, так как заявление пишется в произвольной текстовой форме на имя руководителя организации работодателя. Вот пример текста:

от машиниста 2-го разряда

Антропова Владислава Константиновича

Прошу оформить мне дубликат трудовой книжки в связи с ее утерей в установленные сроки.

15 сентября 2021 года

Подпись /В.К. Антропов/

Самая простая ситуация складывается в том случае, если такой сотрудник до устройства в компанию больше нигде не работал. В этом случае ему восстановят информацию и выдадут дубликат на основании тех оригинальных данных, которые есть в распоряжении отдела кадров. Тогда восстановление трудовой книжки происходит по следующему алгоритму:

Шаг 1. Человек оплачивает или приобретает самостоятельно чистый бланк (в случае если утеря произошла по его вине без участия работодателя).

Шаг 2. Отдел кадров заполняет бланк, на котором от руки или в виде штампа ставится слово «дубликат» в правом верхнем углу первой страницы. Данные гражданина вписываются в строгом соответствии с его паспортом, а данные о его специальности — на основании документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.). Даже если в старом бланке была исправлена фамилия на основании свидетельства о браке, то в новый документ вносится действующая фамилия, и никаких отметок о ее изменении не ставится.

Шаг 3. Отдел кадров вносит в новый бланк известные ему сведения о работе, включая постоянные переводы, и об увольнении гражданина. Эти записи делают на основании трудового договора, дополнительных соглашений к нему и информации, вписанной в личную карточку формы Т-2.

Шаг 4. Специалист-кадровик заполняет раздел о награждениях и поощрениях. Запись делают только на основании документов, хранящихся в организации (приказов, распоряжений и др.).
Шаг 5. Записи не заверяются печатью работодателя, пока гражданин продолжает работать в организации.

Если же в книжке, которая была утеряна или испорчена, были данные о стаже работы в других организациях, то восстановление трудовой книжки становится сложнее. Сведения о работе необходимо вносить в восстановленный бланк только на основании подтверждающих документов.

Если старый бланк не утерян, а только получил повреждения, но записи читаются, то его разрешается использовать как подтверждающий документ и записать срок стажа на основании прежней информации. Наименования старых организаций-работодателей в этом случае не указываются, а делается общая запись такого вида:

После этой записи вписывается название компании, в которой трудоустроен гражданин, и затем делаются все записи о его стаже в ней, как было разъяснено выше.

Кадровик обязан помочь своему сотруднику максимально восстановить информацию о стаже: сформировать запросы в организации, которые являлись предыдущими местами работы такого гражданина, с просьбой выслать необходимую информацию. Другая ситуация, что делать, если работодатель потерял трудовую книжку работника или она была утрачена в результате чрезвычайной ситуации. В этом случае работник не обязан писать заявление о ее восстановлении. Порядок действий по восстановлению и оформлению нового бланка в этом случае не отличается.

Восстановление трудовой книжки через Пенсионный фонд

Если организация, где трудился работник, была ликвидирована, а ему потребовалась информация о стаже работы для назначения пенсии, то встает закономерный вопрос, как восстановить записи через Пенсионный фонд, если утеряна трудовая книжка, так как в этом ведомстве хранятся сведения о стаже. Задача непростая, поскольку искать правопреемника ликвидированного юридического лица и ходить по различным архивам в поиске документов придется самостоятельно.

Пенсионный фонд России непосредственно в восстановлении утраченных сведений участия не принимает, он только подтверждает уплату пенсионных взносов и страховой стаж гражданина. Кроме того, если речь идет о назначении пенсии, а основное время работы пришлось на период после 2002 года (с которого граждане стали застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования), то и восстанавливать сам бланк с записями особого смысла не имеет. Пенсионный фонд сможет назначить пенсию и без нее, на основании собственных данных. Кстати, если человек интересуется, как восстановить трудовую книжку при утере через МФЦ, то у него это не получится. Через МФЦ разрешается обратиться в Пенсионный фонд за сведениями о стаже, дубликатов ТК в центрах «Мои документы» не выдают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *