что делать если тобой манипулируют на работе

Потянуть за ниточки: что делать, если вами манипулируют на работе

manipulyatsiya.jpg»>что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть фото что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть картинку что делать если тобой манипулируют на работе. Картинка про что делать если тобой манипулируют на работе. Фото что делать если тобой манипулируют на работе

Приходилось ли вам делать то, что не входит в ваши обязанности, и вы чувствовали, что вас используют? Если да, значит, вы стали жертвой манипуляции. Как понять, что вами манипулируют и противостоять этому, мы расскажем в этой статье.

Манипуляция: профессиональный «портрет»

Если какой-то человек заставляет нас что-то сделать, мы можем в порыве гнева выпалить: «Ты мной манипулируешь!» Хотя в данном случае это не так. Когда человеком действительно будут манипулировать, он этого, как правило, не поймет. Манипулировать – значит скрыто воздействовать психологически, завуалированно давить на больные точки. Это искусство сыпать соль на рану в таких маленьких дозах, чтобы это осталось незамеченным.

Зачастую люди манипулируют, чтобы заставить свою жертву сделать какой-либо выгодный для них поступок. Хотя есть и такие, кому просто нравится чувствовать свою власть над другими. Например, если сотрудники подшучивают над вами только для того, чтобы задеть и испортить настроение – они относятся к манипуляторам данного типа. Им приятно осознавать, что их слова имеют на вас такое сильное влияние.

Читайте еще:Трудные коллеги: как наладить отношения

Оружие манипулятора

В арсенале манипуляторов есть и другие, менее неприятные, но не менее эффективные, ухищрения. Они прибегают к похвале и лести. Говорят, что вы начали очень хорошо работать в последнее время, что они могут положиться только на вас и т.д. А потом вынуждают вас оказать им услугу. Для неуверенных в себе людей похвала очень много значит, поэтому они сделают все, что от них хотят, лишь бы никого не разочаровать. Также манипуляторы любят вязывать своей жерстве чувство вины, запугивать ее.

Читайте еще:Как провести беседу с боссом и отстоять свою позицию

Как противостоять: 5 способов борьбы с манипуляциями

1. Отследите, как вами манипулируют

Если вы подозреваете, что вами манипулирует коллега или начальник, вспомните, что вас заставляет идти на поводу у манипулятора: оскорбительные или лестные замечания. Попытайтесь понять, какие именно фразы на вас оказывают наибольшее эмоциональное воздействие. Услышав их в следующий раз, попытайтесь проигнорировать.

2. Осознайте, с какой целью вами манипулируют

Если вы чувствуете, что ваш сотрудник оттачивает на вас свое мастерство манипулятора, подумайте, зачем он это делает, что ему от вас нужно. Как только вы поймете это, все его слова, приятные или не очень, не будут вас задевать. Дайте ему понять, что вы раскрыли его манипуляцию. Но ни в коем случае не обвиняйте его. Достаточно будет вежливо спросить: «Ты это говоришь потому, что хочешь, чтобы я сделал то-то и то-то?». Или, например, если ваш сослуживец заявляет: «У нас в коллективе принято помогать друг другу», в ответ вы можете задать ему вопрос: «Ты хочешь, чтобы я сделал за тебя твою работу?».

3. Говорите только о деле

Нередко манипуляторы поднимают личные темы. Чтобы задеть вас, они могут говорить о вашей семье, личной жизни, былых ошибках в работе. Если такое происходит, скажите, что хотите разговаривать об актуальный сейчас делах и только о них.

4. Учитесь говорить «нет»

Поскольку главная цель манипулятора – вынудить вас к выгодному действию, вы должны научиться говорить «нет». Не нужно отказывать резко и категорично, иначе можете спровоцировать конфликт. Спокойно перечислите перечень своих задач, которые вам нужно выполнить, и скажите, что сейчас на другие задания времени у вас точно нет.

Читайте еще:Вежливое «нет»: не дайте завалить себя по уши работой

5. Найдите три причины

Если вас обвиняют в чем-то, не нужно оправдываться. Вместо этого озвучьте три причины, почему так получилось: первые две должны касаться сути, а третья может быть общей, подытоживающей. Например, вам предъявляют претензии из-за того, что вчера вы не помогли коллеге с работой. На это вы можете ответить: «Во-вторых, меня не предупредили заранее. Во-вторых, у меня день был распланирован по минутам. И вообще, это не входит в мои обязанности». Такой репликой вы, скорее всего, поставите точку в обсуждении этого вопроса.

Манипуляция – очень тонкое искусство. Опытные мастера умеют безошибочно распознавать больные места каждого и знают, как на них можно надавить. Но поняв их мотивы, вы сможете с легкостью защититься. Главное – будьте спокойны, не поддавайтесь эмоциям, ведь именно это манипулятору и нужно.

Источник

Сотрудник-манипулятор: что делать руководителю?

Один из моих подписчиков задал вопрос: «Что делать, если сотрудник не ценит свою работу и постоянно манипулирует увольнением?» Уверен, что многие руководители сталкивались с подобными заявлениями со стороны работников.

На мой взгляд, это очень плохой показатель. Расскажу, каким был мой опыт в отношении сотрудника-манипулятора, а также разберёмся, как действовать в такой ситуации.

Бывают такие «чудо-работники», которые говорят: «Да, я не справился, уволь меня! Ну, что ты со мной сделаешь?» Причём эта фраза звучит постоянно в качестве ответа на любое ваше замечание. Интересный момент: замечали ли вы, что результативность таких сотрудников постоянно падает? Парадоксально, но они не стремятся к росту производительности, а предпочитают действовать по-своему, негативно влияя на коллектив и таким образом прикрывая свои грешки.

Как же руководителю с этим бороться? Оставлять ли такого сотрудника в штате или, как он настойчиво просит, увольнять? Давайте разберёмся, почему сотрудники применяют такой психологический приём. Тогда для вас станет очевидным, что манипулятор приносит работе вашей компании только вред.

Для меня эта ситуация — не просто теория. У меня в компании был сотрудник-манипулятор, причём он занимал высокую руководящую должность. Он много лет работал в компании, давал определённые результаты, как мне тогда казалось, достойные. Но время от времени он играл в эту идиотскую игру: «Я вижу, что не справляюсь, увольте меня!» Тогда я игнорировал такое положение дел, не понимая, что это плохой показатель.

В результате игнорирование обошлось мне в 200 тысяч долларов, а сотрудника всё равно пришлось уволить. В конце концов он покинул компанию. Моё правило следующее: если сотрудник начинает использовать манипуляцию «увольте меня», сделайте это — увольте его!

Склонность человека к манипуляциям — плохой показатель. Задумывались ли вы над тем, зачем некоторые сотрудники вообще это делают? Причина есть, и она довольно проста. Человек попросту считает, что какими-то прямыми и простыми действиями он не может получить результаты, не может изменить свою жизнь. Поэтому, вместо того чтобы заняться работой, оторвать зад от стула и сделать усилие над собой, что-то изучить, сотрудник выбирает манипуляции.

Ведь что такое манипуляция? Это скрытое воздействие на других людей, которое помогает прикрыть какие-то свои делишки. Также оно позволяет убедить людей совершить какие-то поступки, которые бы они не стали делать, не будучи под влиянием манипулятора. То есть манипуляции говорят о том, что у такого сотрудника очень низкая самооценка и неуверенность в своих способностях. Манипуляторы считают такое негативное воздействие единственным способом получить достойный результат.

С манипуляторами есть одна проблема. К примеру, если вы поймали человека на воровстве, то от него легко избавиться. Вы приглашаете всю команду и перед коллективом говорите: «Этот человек воровал. Я поймал его за руку. Он воровал у компании, то есть у всех вас, умалял ваши результаты». Тогда вы получите общее согласие с необходимостью уволить этого человека.

Манипулятора же уволить намного сложнее. Вы не можете собрать коллектив и сказать: «Вы знаете, он такой манипулятор! Давайте избавимся от него!» Единственный способ это сделать — результаты. Очень чётко отследите, что конкретно делает этот сотрудник. К чему приводят его проекты и задачи, за которые он берётся? Действительно ли есть ощутимые успехи?

Никогда не увольняйте человека за то, что он манипулятор. В таком случае вам крышка. Вспомните, что навык негативного воздействия на других этот сотрудник практикует всю жизнь, а значит, сможет перекрутить ситуацию и выставить в плохом свете вас. Победить на его поле не получится, поэтому изначально играйте на своём.

Как правило, у сотрудника-манипулятора очень низкие результаты, или их вовсе нет. За это и увольняйте, причём донесите это до вашей команды, объясните, что именно отсутствие результатов стало причиной такого вашего решения. Тогда вы получите согласие от коллектива, избавитесь от сотрудника-манипулятора, и у вас не будет проблем.

а какова причина манипуляции? в любой манипуляции всегда задействовано обе стороны и обе же стороны в неё «играют». И не всегда тот кто назван манипулятором является зачинщиком данного процесса.
Так же стоит сказать, что многие относятся к работе по принципу «ну увольняй» потому что в России сложился консенсус, при котором низкая безработица на рынке труда вступает в реакцию с низкими зарплатами трудоустроенных. Очень часто можно слышать от людей «какая зарплата, такая работа» и они в общем то по своему правы. Соответственно, какая разница условному кассиру Пятерочки, где получать свои 25-30 тысяч, отсюда и пофигизм. В случае же штучного персонала надо разбираться в каждом случае отдельно, в вашем посте представлена лишь одна(Ваша) точка зрения, для объективности нужна другая сторона. Либо вы Д’артаньян весь в белом, а там прямо чернота без полутонов. Но без полутонов ведь не бывает, да? Вот в них и нужно разбираться.

Я что то не понял, если он манипулирует увольнением, то пусть увольняется. Зачем эта статья? А если он блефует, то это на манипуляцию не тянет. Такого можно просто попросить, чтобы свалил по обоюдке.

А если чел перегорел или перерос компанию, но недостаточно образован, чтобы самостоятельно понять, что то, что вы называете манипуляции, всего лишь процесс самоуничтожения, который на эволюционной основе заложен в каждом из нас.

Источник

Игра босса: манипуляция подчиненными. Как защититься

что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть фото что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть картинку что делать если тобой манипулируют на работе. Картинка про что делать если тобой манипулируют на работе. Фото что делать если тобой манипулируют на работе

После общения с руководителем: портится настроение, появляются чувства обиды, унижения или вины, а ваше стремление быть вежливым (даже в ущерб себе) только осложняют ситуацию? Значит вами манипулируют. Научитесь правильно защищаться от психологического воздействия.

Скрытое влияние шефа вынуждает работать сверхурочно, разрушает самооценку, вызывает психосоматические реакции (ухудшается психологическое и физического самочувствие). Как противостоять агрессии рассказала психолог Светлана Луценко.

Коротко об истории манипуляции

Эмоциональный шантаж представителями Homo sapiens использовался всегда. Само же слово «манипуляция» позаимствовано с древнего латинского языка (manipulus раскладывается на две составляющие: manus — рука, пригоршня и ple — ее наполнение) и много веков подряд применялось только по отношению к работе фокусников и кукловодов.

Современное же значение термина — скрытое воздействие на людей. Его методы и принципы были отработаны в прошлом веке в нацистской Германии. Автором концепции влияния на сознание масс считается Йозеф Геббельс. В наши дни приемы психологического насилия усовершенствованы и внедрены повсеместно — ими пользуются политики, руководители, маркетологи, продавцы.

Определение манипуляции: скрытое воздействие, которое изменяет воззрения, установки, цели, принципы, а также поведение и действия людей.

Манипуляция личными особенностями подчиненных и приемы управления

Считается, что к завуалированному влиянию на персонал прибегают, мягко говоря, самые посредственные начальники. Речь идет как о личностных особенностях и отсутствии лидерских качеств, так и о недостатке способностей к выбранной профессии и компетенций для выполнения своих обязанностей. Понятно, такому человеку нужно каким-то образом утверждаться и, как правило, выбирается способ психологического насилия по отношению к нижестоящим по рангу.

5 «струн» для манипуляций

3 способа манипулирования для подавления сопротивления

5 самых распространенных видов воздействия для разных психотипов сотрудников:

12 основных манипуляций, примеры их использования и тактики защиты

Манипуляция «чувство незначительности»

Начинается психологическое воздействие с традиций интерьера. Вам указывают на стул, который находится далеко от внушительных размеров стола шефа? Это подсознательно вызывает ощущение незначительности. Если же предлагается расположиться в глубоком, удобном, но очень низком кресле, то визави намерен влиять своим авторитетом. Обоснование: детям приходится выполнять требования родителей и учителей, то есть людей, которые выше их. Данная установка остается с нами на всю жизнь.

Как защититься? Будьте внимательны и контролируйте ситуацию.

Манипуляция «пространство и объем»

Не дать высказать свое мнение или согласиться на дополнительные служебные нагрузки начальник может одной своей фактурой (даже если он метр сорок на коньках и в шляпе).

Как защититься? Поднимайтесь с кресла, когда подходит управленец. и не потому, что хорошо воспитаны или относитесь к нему с уважением. Подобное действие не дает сбить столку, забыть свои аргументы, согласиться на кабальные условия.

Манипуляция «повторение с искажением смысла»

Метод передергивания фактов используется для двух целей: дискредитации мнения одного из сотрудников или для программирования установок всего коллектива.

В первом случае, начальник, повторяя слова подчиненного — незаметно меняет смысл сказанного, причем большинство не чувствуют подлога.

Как защититься? Если ваши тезисы начинают повторять насторожитесь, вслушайтесь и сразу укажите на смысловые искажения.

Во втором случае, перед боссом стоит задача — изменить убеждения коллектива и многократно повторяемые утверждения, в конце концов, принимаются на веру. Например, если постоянно высказывать недовольство по поводу работы даже лучшего и самого грамотного специалиста, то рано или поздно в глазах коллег он таким и будет казаться. Кроме того, и сам начнет верить в правдивость утверждения.

Кстати, в психологии существует понятие «спираль молчания». Ее основной мессенджер: люди могут не разделять мнение руководителя, однако не выскажут этого. Обосновывается такая позиция страхом оказаться в меньшинстве и быть отвергнутым командой. Также замечено, что зрелые личности не боятся изложить свою точку зрения, поэтому на них держится стабильность в коллективах.

Как защититься? Призывать коллег к критическому мышлению — бесперспективно. Сохраняйте уверенности в себе и психологическое равновесие. что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть фото что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть картинку что делать если тобой манипулируют на работе. Картинка про что делать если тобой манипулируют на работе. Фото что делать если тобой манипулируют на работе

Манипуляция «плохой специалист»

При каждой удобной оказии шеф обвиняет сотрудника в некомпетентности и безделье, причем без всяких оснований.

Пример. Подобные упреки постоянно звучали в адрес женщины, которая с золотыми медалями окончила школу и институт, без протекции продвигалась по карьерной лестнице, плюс подчиненные ценили ее за быстроту и четкость в работе, помощь и правильное отношения к людям. Однако постоянная травля новоиспеченным боссом сделали свое дело — у уверенной в себе дамы пошатнулась самооценка, к тому же она оказалась на грани нервного срыва (от психологической боли кричала во сне, пугая мужа). Отмечу: после увольнения ей понадобился год или больше, чтобы забыть о затянувшемся кошмаре.

Как защититься? При любых обстоятельствах поддерживайте уверенность в себе и личную самооценку, плюс не сомневайтесь в своей эффективности. При необходимости обратитесь за помощью к психологу.

Манипуляция «кислая» улыбка»

Первое лицо кислой улыбкой (без слов) демонстрирует свое пренебрежение к любому члену команды, причем не имеет значения присутствует или нет при разговоре подчиненный. В первом случае обиженный человек расстраивается, соответственно, им легко управлять и манипулировать. Во втором, ситуация еще гаже, ведь нет возможности отстоять себя.

Как защититься? Безразличие — лучший вариант.

Манипуляция «два в одном — ярлык»

Босс за глаза плохо отзывается о ком-то из сотрудников, таким образом, настраивая «доверенное лицо» против коллеги. В итоге, от психологического воздействия страдают два человека, ведь их отношения со временем обязательно ухудшатся.

Тактика защиты. Внимание: если любой индивид за глаза говорит про кого-то неприятные вещи, то на 99 % можете быть уверенны, что он в любой момент аналогично поступит и по отношению к вам. Полученные сведения обязательно проверьте или хотя бы поразмыслите логически: правда или нет.

Манипуляция «имитация предвзятости»

Патрон изображает обиженного и обвиняет визави, в некорректных высказываниях и действиях. Подчиненный ничего подобного себе не позволял, поэтому удивлен, обескуражен и нервничает. Естественно, начинает оправдываться и нахваливать вышестоящего по должности. Вопрос: зачем весь этот цирк? Ответ: держать в напряжении членов команды; потребовать сатисфакцию — выполнение дополнительной работы; потешить свое тщеславие.

Как защититься? Лишь один раз опровергнете обвинения и обоснуйте, почему подозрения неправомерны, но не нахваливайте. Избегайте подобных игр.

Манипуляция «запугивание»

Начальник демонстрирует плохое настроение или раздражение? Он отлично понимает, что при этом любой сотрудник испытывает чувства от дискомфорта до страха, ведь каждому есть что терять. Речь идет о доброжелательности при деловом общении, финансовой составляющей (зарплате и премиях), очередном повышении в должности или даже месте службы. Соответственно, продумано нагнетается, плюс используется чувство тревоги, чтобы заставить человека беспрекословно перевыполнять план, трудиться до ночи и в выходные, постоянно ездить в командировки. Примеры манипулятивных фраз: «Ваше повышение в должности зависит от эффективности работы, мне бы хотелось видеть лучшие результаты и больше инициативы», «Есть много отличных претендентов на трудоустройство к нам».

Как защититься? Оставайтесь спокойным и невозмутимым, научитесь распознавать блеф.

Манипуляция «злость и гнев»

Управленец агрессивно себя ведет, причем повод непонятен. Тут все просто: он ждет, что вы начнете его умиротворять, а затем согласитесь на невыгодные для вас условия или дополнительную нагрузку.

Как защититься? Игнорируйте «театр одного актера», не делайте попыток утихомирить, не спрашивайте в чем дело. Скорее всего не получив «обратной связи» он уймется.

Манипуляция «быстрое решение»

Руководитель делает вид, что крайне занят или очень спешит, но излагает проблему и настаивает на принятии решения.

Как защититься? Прежде, чем принимать быстрые решение — ответите сами себе на несколько вопросов: что я ощущаю здесь и сейчас; надо ли так срочно предпринимать какие-то действия; к чему приведет данный шаг; какая альтернатива существует? Хотя иногда кажется, что вариантов нет.

Манипуляция «скрытые команды»

Побуждение к действию часто происходить завуалировано — на подсознательном уровне.

Пример. Босс абсолютно нейтрально излагает планы на ближайшую перспективу, но определенные слова или словосочетания выделяет интонацией и/или жестами. Например, «удобно было бы», «хорошо было бы иметь» или «надо разобраться», «надо сделать». Таким образом, он программирует подчиненного на действия. Кроме того, чтобы незаметно мотивировать (снова же ударением и жестами) выделяет фразы: «важная задача», «необходимая для достижения целей», «задание могу поручить только лучшему специалисту». В результате человек взваливает на себя, причем по собственному желанию, дополнительные обязательства.

Как защититься? Будьте внимательны и не позволяйте заморочить себе голову.

Манипуляция «авторитет последовательности»

Как защититься? Если попали под влияние и взяли обязательства — откажитесь в течение нескольких часов или на следующее утро. Объясните, что не подумали и не просчитали свои резервы, например, времени.

6 советов психолога: как защищаться от руководителя-манипулятора?

Психолог Светлана Луценко: «Если начальник вами манипулирует — не спешите увольняться. Сначала попробуйте скорректировать свои действия. что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть фото что делать если тобой манипулируют на работе. Смотреть картинку что делать если тобой манипулируют на работе. Картинка про что делать если тобой манипулируют на работе. Фото что делать если тобой манипулируют на работе

Источник

Не играйте мной! Как противостоять манипуляциям

⏱ Время прочтения — 6 минут

Раньше, чем говорить

Манипулировать мы учимся уже в раннем детстве, проверяя на прочность границы терпения своих родителей (а позже — учителей) и тестируя на толерантность окружающих. Те манипуляции, которые срабатывают и дают нам результат, становятся нашими любимыми — мы начинаем использовать их неосознанно и на постоянной основе.

«Обществу выгодно, чтобы вы были подвержены манипуляциям, чтобы вы чувствовали себя менее уверенно и больше сомневались в себе, ведь именно на таких людей манипуляции действуют лучше всего, — комментирует бизнес-тренер, специалист по управлению персоналом Анна Самойленко. — Согласитесь, что сложно манипулировать человеком, который знает, чего хочет, живет по собственным правилам и убеждениям, да еще и параллельно получает от жизни удовольствие».

Став взрослыми, мы не оставляем эту привычку пытаться манипулировать «старшими», только переносим ее на другую почву. Замечали ли вы, что сотрудники, порой неосознанно, испытывают нового руководителя на стрессоустойчивость, лимит лояльности, гибкость? Так они нащупывают для себя рубежи дозволенного поведения.

Как распознать манипуляции?

Манипуляция — это скрытый психологический прием, и распознать его крайне сложно. Особенно сегодня, когда мы, получая ежеминутно огромные потоки информации через интернет, радио и телевидение, да просто идя по улице, просто разучились относиться к ней критически.

Чтобы вычислить манипуляцию, важно внимательно слушать себя. Манипуляции, в отличие от аргументов, направлены на наши эмоции. Поэтому если в ходе разговора вы чувствуете, что ваше внутреннее состояние резко меняется, то, скорее всего, к вам применили манипуляцию. Например, коллега говорит вам: «Мне сегодня надо забрать пораньше ребенка из детского сада — пожалуйста, допиши мой отчет». Вы этого делать не должны и абсолютно точно не собирались, но вдруг почему-то говорите: «Да, конечно» — и корректируете собственные намеченные планы в ущерб себе. Есть ли в этом поступке объективные причины? Нет. Одни эмоции. Именно так работают манипуляции.

Чтобы не стать пешкой в чужой игре, попробуйте следовать этому алгоритму работы с манипуляциями.

Дослушивать очень важно, поскольку есть риск принять за манипуляцию даже то, что ей не является. Особенно это свойственно менеджерам, которые недавно прошли обучение по работе с манипуляциями или просто не уверены в себе. «Они склонны видеть манипуляции везде и всюду, хотя ваш коллега или подчиненный и не думал манипулировать вами и ему действительно нужна ваша помощь или совет», — говорит Анна Самойленко.

Проанализируйте свое состояние и убедитесь, что ваши чувства и желания не поменялись резко в ходе беседы с подчиненным. Например, подчиненный просит у вас отпуск. Он может сделать это разными способами. Скажем, спокойно привести логичные аргументы, почему отдых именно в эти даты ему действительно необходим. Или прибегнуть к шантажу: «Если вы меня не отпустите, то я умру! Или уволюсь!» Цель у сообщения одна, а пути к ее достижению совершенно разные: второй способ напрямую нацелен на ваши эмоции.

Если вы отследили, что собеседник пытается изменить ваше внутреннее состояние, возьмите тайм-аут. Под любым предлогом. Скажите ему, а заодно и себе: «У меня нет времени это сейчас обсуждать, но мы обязательно вернемся к этому вопросу». Вариантов найти предлог для паузы масса: у вас вдруг появляется срочное дело или вам кто-то звонит прямо в эту минуту. Если не хотите прибегать к подобной вынужденной лжи, скажите собеседнику, что услышали его и поняли проблему, но вам нужно время, чтобы подумать, как все устроить лучше для всех — это максимально недалеко от истины.

Просто не возвращайтесь к обсуждению поднятой под маской проблемы манипуляции. Безразличие — жесткая, но действенная мера.

«Вспомните, что было для вас самым страшным наказанием в детстве? Когда родители или друзья наказывали вас молчанием», — говорит специалист по управлению персоналом Геннадий Самойленко. — Бойкотировали. Выдержать это долгое время не под силу никому. Поэтому нулевое внимание, или безразличие, действует на сотрудников очень негативно. Оно демотивирует». Заставляет чувствовать дискомфорт и вызывает чувство вины.

Однако помните, что, взяв за правило реагировать на неудобные вам просьбы сотрудников или коллег безразличием, построить доверительные и продуктивные отношения в коллективе не получится. Не забывайте, что зачастую люди манипулируют неосознанно. Вам нужно показать, что сам человек для вас важен и ваше безразличие направлено не на него лично, а на его манипуляции.

Вооружитесь шуткой

Не очевидно, но факт: ничто так эффективно не убивает манипуляции, как удачная шутка, анекдот, рассказанный в тему, или проявление самоиронии.

«Однажды меня позабавила ситуация, когда директор известного ресторана, взрослый и серьезный человек, обсуждал вопрос о внеочередном отпуске с одним своим сотрудником», — приводит пример бизнес-тренер, специалист по управлению персоналом Анна Самойленко. — Сотрудник не смог объяснить директору, почему ему все-таки должны предоставить отпуск снова, и поэтому пустился в манипуляции. Он талантливо сыграл и “бедную овечку”, и “жертву”. Директор всё это наблюдал, участливо кивая. А затем резюмировал: “Я не услышал ни одной веской причины, по которой я должен отпустить вас в отпуск вне графика. Поэтому нет”. Как правило, манипуляторы на этом не успокаиваются, а продолжают проверять на прочность. Так было и в этом случае. И что, вы думаете, сделал наш ресторатор? Он сказал: “Если вам недостаточно моего первого слова, то у меня есть пять причин, чтобы не отпускать вас в отпуск”. А затем с совершенно серьезным выражением лица он исполнил припев из песни Игоря Николаева “Пять причин”».

Когда позже Анна обсуждала с директором ресторана этот случай, он признался, что прибегать к этому приему с песней ему приходится довольно часто. И иногда одному и тому же человеку, потому что манипуляторы редко успокаиваются после первого или второго «нет».

Совет руководителям: принимайте решения, убрав эмоции

Основная цель описанного выше алгоритма — недопущение принятия неверного решения на эмоциях, которые вызывает манипулятор. И вроде бы всё элементарно: нужно просто не спешить и прислушиваться к себе. Но почему же тема манипуляций так популярна. И почему на них, как на живца, попадаются многие руководители?

«Манипуляторы воздействуют в большей степени на неуверенных людей, зависимых от внешней оценки, от мнения окружающих, — говорит психолог, коуч, бизнес-тренер Ольга Григорьева. — Еще одна удобная мишень для манипуляторов — это руководители, которые боятся принимать решения и брать на себя ответственность за них. Руководители, которые недостаточно компетентны и поэтому неустойчивы, также попадают под удар».

Проанализируйте свои отношения с подчиненными и коллегами. Если вы часто становитесь жертвой их манипуляций, то стоит задуматься — похоже, у вас есть проблемы, упомянутые в предыдущем абзаце. И, возможно, стоит начать работу по их устранению.

Декларации прав личности

Развить устойчивость к манипуляциям помогут 10 правил психолога Эверетта Шострома. Он изложил их в своей работе «Человек-манипулятор» и назвал ни много ни мало «Декларация прав личности».

«Манипуляции прежде всего опасны тем, что в их “сетях” мы перестаем исполнять свою волю и начинаем выполнять чужую, — резюмирует Анна Самойленко. — Пусть ваш манипулятор-подчиненный заламывает руки, угрожает, обижается, играет в беспомощную жертву. Помните, что вы — это всегда вы. И вы не обязаны соответствовать ничьим ожиданиям».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *