что делать если сын лентяй
Ленивый ребенок: инструкция по применению
«Мой сын учится в 5-м классе, ему 11 лет. Я каждый раз жду начала учебного года со страхом. Все, что я слышу от учителей — «он довольно способный, но только очень ленится». И я согласна с преподавателями. С трудом заставляю сына учиться. На уроках болтает и порой вообще ничего не пишет в тетради, к домашним заданиям приступает только после скандала.
Ладно бы я сильно нагружала его делами по дому. Так нет — он свободен от всего, лишь бы хорошо учился. А если и попрошу иногда помыть посуду, так в ответ слышу одно — не хочу, лень. Год назад слезно просил щенка. Купили. И что вы думаете? Теперь я о нем забочусь, поскольку сыну лень выгуливать собаку. Говорит, что скучно и неинтересно. Так же скучно ему и на секции ходить, и каким-нибудь хобби заниматься. Он постоянно бездельничает.
Я пробовала мотивировать сына подарками, чтобы он усердно учился. Говорила, что получит игрушку, которую хочет, только после хорошо написанной контрольной. На какое-то время помогло — действительно подтянул учебу. Но потом, как только получил желаемое, снова скатился на «тройки». Продолжаю мотивировать карманными деньгами. Но мой кошелек не резиновый — не могу постоянно давать ему деньги за хорошие оценки. Да и понимаю, что это неправильно. Я уже не знаю, что делать со своим ребенком-лентяем».
— Юлия, мама 11-летнего Вадима
Многие родители говорят: «мой ребенок — настоящий лентяй». И эта емкая фраза может включать в себя все что угодно — плохую успеваемость в школе, нежелание помогать по дому и посещать секции, откладывание дел на потом, недостаток стремления в достижении целей. Но неужели такое типично «взрослое» явление как лень может быть свойственно от природы активным, любознательным детям? Почему они порой не хотят ничего делать? В статье разберемся в причинах этой проблемы и дадим ценные рекомендации, как воспитывать ленивого ребенка.
Причины детской лени
Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.
Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины. [2]
Гиперопека со стороны родителей
Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.
Недостаток мотивации
У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.
Непонимание, зачем это делать
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?
Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно.
Неуверенность в собственных силах
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».
Особенности темперамента
Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.
Физическое и эмоциональное переутомление
При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Ленивый ребенок: что будет потом?
Лень станет выученной моделью поведения, если не попытаться скорректировать привычки ребенка. Все негативные установки он перенесет во взрослую жизнь. Если детская лень никак не пресекается родителями, значит и потом ребенок вряд ли станет сильно «напрягаться». И это будет проявляться во всем — в достижении поставленных задач, карьерном росте, построении отношений с людьми.
Труд необходим для полноценного психического и физического развития. Отсутствие у ребенка потребности в деятельности нередко приводит к деградации личности. Психологи обозначают следующие негативные последствия детской лени:
плохая успеваемость в школе и ВУЗе;
пассивность во всех сферах жизни;
плохая физическая форма вследствие пассивного образа жизни;
нежелание и неумение достигать поставленных целей;
прокрастинация (откладывание дел на потом);
преследующее чувство вины из-за вовремя не выполненных дел;
отсутствие ярких эмоций в жизни. [2]
Что делать, если ребенок ленивый: 5 рекомендаций психологов
«Всегда считала своего ребенка очень ленивым. Саша с раннего возраста ничего не хотел делать — ни зубы чистить, ни в бассейн ходить, ни постель утром убирать. Как-то не придавала этому значению — скажу строго, он все равно сделает. Но когда сыну исполнилось 9 лет, стала все чаще просить его помочь мне по дому — все-таки уже подрос. Саша постоянно отказывался, ему интереснее были игры на планшете, чем мытье посуды.
Инициативу проявил мой муж. Он часто ездит по командировкам и после очередного возвращения вызвал сына на серьезный «мужской» разговор. Он объяснил Саше, что сейчас вынужден много работать вдали от дома, поэтому поручает ему чрезвычайно важную миссию — заботу о маме. Вы не представляете — мой, казалось бы, безразличный ко всему ребенок раздулся от гордости и теперь без разговоров помогает мне по дому. Пылесосит, поливает цветы, гуляет на улице с младшей сестренкой. Теперь Саша чувствует себя не маленьким мальчиком, а взрослым помощником».
— Елена, мама 9-летнего Саши
Борьба с детской ленью — длительный процесс. Постарайтесь не наседать на ребенка, требуя от него активности и «уплотняя» его дневной график домашними делами. Действуйте мягко — без упреков, шантажа и громких скандалов.
Психологи дают следующие рекомендации, которые помогут бороться с детской ленью:
Показывайте личный пример
Дети копируют поведение взрослых. Если ребенок с раннего детства видит, с какой неохотой мама и папа выполняют домашние дела, то и сам, скорее всего, потом начнет отлынивать от уборки.
Подавайте ребенку исключительно положительный пример. При детях не рекомендуется демонстрировать недовольство своей работой, отзываться в негативном ключе о начальстве и коллективе, рассказывать о том, как вам самим было скучно учиться в школе. К выполнению бытовых дел подходите легко и с оптимизмом, который будет заряжать и вашего ребенка. Сами будьте активны, чтобы и ваш малыш стал более деятельным.
Забудьте о «методе кнута»
В борьбе с детской ленью «метод кнута» совершенно не работает. Не помогут ни угрозы, ни крики, ни наказания. Так вы только усугубляете положение дел, поскольку ребенок из вполне естественного чувства противоречия будет всячески сопротивляться любым указаниям взрослых. Особенно ярко у детей это проявляется в периоды возрастных кризисов.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно
Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая. Да, шестилетка будет дольше возиться с одеялом и подушками, но зато сделает все сам. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.
Правильно мотивируйте
Мотивация играет огромную роль в борьбе с детской ленью. Ребенок должен понимать, почему нужно выполнить определенное действие и какую пользу это принесет. Примеры правильной мотивации:
«Собери разбросанные игрушки, тогда у тебя будет больше свободного места, чтобы играть дальше».
«Сделай уроки сейчас, чтобы у тебя остался целый вечер на игры».
«Давай уберемся, тогда не будет стыдно пригласить в гости твоих друзей».
Многие родители практикуют мотивацию в виде денег и дорогих подарков за какие-то достижения. Да, это наверняка заставит ребенка прилежнее учиться и охотнее выполнять работу по дому. Но есть риск, что это трансформируется в меркантильность и станет еще одной негативной установкой — не буду ничего делать, если нет вознаграждения. Сначала малышу будет достаточно 10 рублей за хорошую оценку в школе, но потом «тарифы» непременно возрастут.
Критикуйте обоснованно
Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать.
Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.
Как приучить ребенка к труду: 6 важных шагов
Главный секрет в воспитании трудолюбивого ребенка — постепенное приобщении его к рутинной домашней работе. Кажется, что помощь в быту не играет никакой роли в развитии детей. Но по мнению психологов, это учит самостоятельности, выдержке и упорству, помогает следить за временем и строить дневной график. Это те качества, которые пригодятся во взрослой жизни. [3]
Психологи дают ценные советы, которые помогут в воспитании ленивого ребенка и в приучении его к труду:
Шаг 1: доверяйте
Как можно раньше определите для ребенка круг пусть элементарных, но его личных обязанностей. Доверьте ему ухаживать за цветами или за домашним питомцем, например. А чтобы у ребенка была мотивация, обязательно подчеркните важность доверенных ему дел. Наверняка он будет чрезвычайно рад, что помогает маме.
Конечно, любопытство, которое малыш испытывал к швабре и венику в 3 года, в более сознательном возрасте наверняка испарится. Но если он с малых лет станет оказывать посильную помощь родителям в бытовых делах, уборка не будет вызывать у него острого неприятия.
Шаг 2: вызовите интерес
«Думала, что у моей Ани какой-то синдром ленивого ребенка. Заставить ее что-то делать по дому — задача повышенной сложности. Но я все же нашла отличный способ привлечь дочку к помощи на кухне. Раньше она отвечала строгим «нет» и капризами, когда я просила ее что-то сделать — помыть посуду или почистить картофель. Но сейчас она с радостью бежит на кухню, чтобы вместе со мной приготовить что-нибудь вкусное.
Мы вместе смотрим интересное кулинарное шоу, где повара готовят самые разные блюда. Я удивлена, но дочери эта передача очень понравилась, а главное — пробудила интерес к посильной помощи мне. Теперь она горит идеями и сама зовет меня на кухню протестировать новый рецепт из передачи».
— Наталья, мама 9-летней Ани
Детям-лентяям крайне сложно что-то делать, если конкретное занятие им неинтересно. Попытайтесь пробудить в ребенке интерес, чтобы рутина не равнялась для него смертной казни. Почитайте с малышом интересную книгу или посмотрите мультик, где сделан акцент на трудолюбии персонажа, а лень, наоборот, представлена в негативном ключе. Смотрите вместе ТВ-шоу и мастер-классы, где участники с удовольствием что-то делают — например, мастерят поделки или готовят на кухне.
А когда дело касается малышей дошкольного возраста, можно превращать рутинное дело в интересную игру.
Шаг 3: четко обозначьте задачу
Ребенок 5-7 лет не догадается о том, что нужно помочь маме. Не ожидайте от него активности, если привыкли только намекать, а не ставить задачи четко. Дети не умеют «читать между строк».
Будьте конкретны и максимально ясно проговорите свою просьбу ребенку.
Шаг 4: объясните и покажите
Приучая ребенка к труду, не обойтись без наглядного примера. Особенно это относится к от природы застенчивым, неуверенным в себе детям. Они бояться приступить к делу, поскольку ожидают провала. Поэтому родителям важно «разложить все по полочкам», чтобы малышу было понятно, что его ждет. Расскажите и покажите, как правильно выполнять то, что вы ему поручили.
Шаг 5: похвалите
Ребенок, выполняя ваше поручение, наверняка старался. Не забудьте его похвалить. И постарайтесь всегда находить приятные слова для маленького трудяги, для него это важно. Ребенок, видя одобрение родителей, в следующий раз куда более охотно возьмется за дело.
Правильная похвала — это не просто «молодец», брошенное на ходу. Лучше всего сказать что-то вроде: «Какой ты хороший помощник. Без тебя я бы не справилась». Можно даже расспросить, трудно ли было или как ему удается не забывать про свои обязанности. Так ребенок поймет, как высоко вы цените его вклад в семейный быт.
Шаг 6: помогите победить вредную привычку
Нередки случаи, когда родители спохватываются слишком поздно — у ребенка уже сформирована негативная модель поведения. Он ленив, потому что привык так вести себя. «Пусть ничего не делает, потом успеет еще наработаться» — опасное заблуждение, в которое почему-то продолжают верить многие родители. Нет, ребенок и во взрослой жизни может вести себя так же пассивно, как и сейчас. Задумайтесь о его будущем.
Когда в борьбе с детской ленью уже перепробованы многие способы, обратитесь к психологу. Высокую эффективность в коррекции вредных привычек доказала курс 7Spsy, который поможет вашему ребёнку избавиться от лени и стать трудолюбивым человеком. Это запатентованный метод поведенческой психологии, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.
Научим ребенка учиться с удовольствием
Пройдя тренинг с психологом, ребенок изменит свои привычки, которые мешают ему быть активным и трудолюбивым. Избавившись от негативных установок, он станет проявлять больше самостоятельности, перестанет отлынивать от работы по дому и откладывать дела на потом. Это положительно отразится на его успеваемости в школе, поскольку трудолюбие — одно из важных условий отличных результатов в обучении.
Курс по технологии модификации поведения 7Spsy рассчитан на срок до 6 недель. Занятия проходят в удобном дистанционном режиме, когда все необходимые консультации психолог дает по телефону и e-mail, в онлайн-чатах. При этом ребенок занимается полностью самостоятельно, а родителям остается только периодически напоминать ему, что пора приступить к тренингу. Участие в программе конфиденциально. Объясните ребенку, что о занятиях с психологом никто не узнает — ни учителя, ни друзья в школе. Для детей это бывает крайне важно.
«Психология развития и возрастная психология», 2012 г., А. К. Болотова.
«Психология развития и возрастная психология. Учебник для СПО», 2018 г., О. Хухлаева.
«Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень», 2011 г., Е. П. Ильин.
Вопрос психологам
Спрашивает: Алиса
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте. Постараюсь кратко.
Живу вдвоем с сыном, ему 21 год. Не делает ничего вообще. Гуляет, встречается с друзьями, девушками, играет в компьютер, спит.
Ну про его хамство и абсолютную уверенность в своей правоте я уже и не говорю. Что делать.
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Полонская Ольга Борисовна, психолог Нижний Новгород
Семья представляет собой эмоциональную систему, которая включает в себя определенную структуру: состав, границы, иерархию, сплоченность, гибкость. Нарушение структуры ведет к дисфункции.
Подробности рекомендую прочитать здесь.
Ваш муж дистанцировался от семьи, от проблем с сыном. Вам в одиночку приходится справляться с проблемами.
В данном случае сын выступает как симптом. Подумайте о том, что бы было, если бы сына не было (уехал, например) или если бы он себя вел по другому. Как бы изменилась ваша семья? Вопрос для саморефлексии.
Смирнова Александра Владимировна, психолог/гештальттерапевт в Москве
Лень-невидимка
Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.
Флегматик не виноват
У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает. В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?
На похвалах как на дрожжах
Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, «рубящееся» в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?
. Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой.
Бабушка не выдерживает:
— Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!
И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой.
Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?
Пословицы на тему
1 Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.
2 Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.
4 Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотр щиком».
Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей
Мотивация ребёнка – психологический термин, который приобрел актуальное значение в жизни мам и пап довольно давно и не собирается сдавать свои позиции. Ведь каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был активным, целеустремлённым, хорошо учился, занимался языками и спортом, и, конечно же, вырос успешным человеком. Но все родительские старания будут равны нулю, если у ребёнка отсутствует мотивация.
Что такое мотивация? Какой она бывает? Как быть, если ребёнок ничего не хочет делать, как правильно его замотивировать? Эти и другие вопросы мы попробуем разобрать в нашей сегодняшней статье.
Содержание:
Ребёнок и мотивация
Для начала давайте попробуем разобраться в самом термине.
Само слово произошло от французского motif, которое в свою очередь произошло от итальянского moveo, в переводе означающего – «двигаю». Мотивация – это импульс, побуждение к действию, толчок, в результате которого мы готовы покинуть зону комфорта и преодолевать череду трудностей ради возможного достижения какой-то цели.
Самым сложным во взаимоотношениях с ребёнком родители называют именно тот момент, когда нужно не заставлять его что-то сделать, а правильно мотивировать.
Какой бывает мотивация?
Психологи выделяют несколько классификаций видов мотивации. Остановимся мы на классификации по источникам возникновения (внутренняя и внешняя мотивация) и по направленности на достижение целей (положительная и отрицательная).
Внутренняя мотивация
Вид мотивации, при котором ребёнок с удовольствием занимается какой-либо деятельностью, готов к достижению поставленных целей, так как это его собственное, никем не навязанное желание и личный интерес. Этот вид мотивации самый эффективный, вытекает из внутреннего, зачастую долгосрочного, ориентира самого ребёнка.
Ребёнок совершает какую-либо деятельность ради самой этой деятельности, не обращая внимания на внешние факторы. Ещё довольно часто внутренняя мотивация помогает ребёнку «креативить» – искать оригинальный, творческий подход к деятельности, а не просто идти к цели по самому краткому пути.
Внешняя мотивация
По сравнению с внутренней – менее эффективна. Но это и понятно, ведь когда заниматься плаванием заставляют мама и папа – это одно дело и совершенно другое, когда ты сам получаешь удовольствие от процесса и понимаешь, что это умение может сулить тебе в будущем (подтянутые мышцы, возможность работать в спортивной сфере и др.). Внешняя мотивация приносит плоды только в самом начале пути, когда энтузиазм ребёнка ещё не погас.
Положительная мотивация
К вариантам положительной мотивации можно отнести разного рода положительные методы: хорошая отметка, похвала, подарки. Всё это может формировать позитивную ассоциацию у ребёнка. Но это имеет и свои отрицательные стороны.
Отрицательная мотивация
Почему ребёнок ничего не хочет?
Источники и борьба с детской ленью
Родители всё чаще поднимают одну и ту же проблему: ребёнок ничего не хочет. Даже когда мама или папа берут на себя роль круглосуточных аниматоров с обширным списком вариантов и предложений: «Сходим в кино? Там классный фильм вышел!», «Рванём на выходные в зоопарк?!», «Давай попробуем танцы? Есть отличный клуб!», «А как идея насчёт робототехники?!», «Может спортивная секция? Дзюдо или гимнастика, волейбол или хоккей?».
Фонтан идей может быть непрекращающимися, но наталкиваясь на пассивность ребёнка, даже безудержный родитель-активист опускает руки. И тогда возникает вопрос: «Что не так с моим ребёнком?», «Это пройдёт?»
Попробуем кратко рассмотреть лень в разном возрасте.
«Лень» дошкольного возраста
За детсадовцев все важные решения принимают взрослые: настаивают, хитрят, иногда угрожают. Английский, спорт, подготовка к школе – этот перечень можно продолжать до бесконечности. В итоге бедный, перегруженный малыш теряем интерес ко всему, даже к тем занятиям, которые ему нравились изначально.
Родителям детей этого возраста следует помнить, что основная деятельность в этом возрасте – это игра! С помощью игр ребёнок познаёт мир.
Совет: не перегружайте ребёнка излишней информацией и занятиями. Выберете одно, которое ему нравится. Не ждите от него выдающихся результатов. Давайте возможность побездельничать. В момент, когда он «ничем не занят» идёт активный процесс обработки уже полученной информации. Не разрушайте этот процесс!
«Лень» младшего школьного возраста
Родители младших школьников недоумевают: на кружки не хочет, игрушки не интересуют, подавай диван и гаджеты…
Здесь следует выделить в отдельную категорию первоклассников.
Совет: не стоит нагружать ребёнка дополнительными занятиями (более одного в неделю) хотя бы в первое полугодие. Больше – уже по самочувствию и желанию ребёнка. Хочет отдохнуть и полежать после школы – не лишайте его такой возможности.
Вторая категория – начальные классы.
Если ребёнок валяется на диване в 8-11 лет и ничего не хочет, нужно обратить внимание:
Если у ребёнка есть одно занятие, которым он увлечён – это уже замечательно.
Совет: разговаривайте с ребёнком тактично, наводящими вопросами. На прямой вопрос ребёнок может не ответить из-за страха или стыда. С гаджетами должны быть чёткие рамки. Вы оговариваете их вместе с ребёнком. К примеру: пользоваться не более 1,5 часа в день после того, как выучены все уроки.
«Лень» у подростков
«Постоянно “тупит” в компе! Не нужны ни друзья, ни родители! Отвергает совместные путешествия!» – это не полный перечень проблем родителей подростков.
Со стороны может показаться, что подросток, выпадая из жизни семьи, бывших друзей, прошлых увлечений, ничем не занимается. На самом деле в этот период идёт сильнейшая внутренняя работа. Имя её сепарация – внутреннее отделение от родителей. На это уходит достаточно много сил и времени. В этот период подросток отвечает на вопросы: «Кто я?!», «Для чего я?!», «Что я люблю?», «Что мне не нравится?». В этот период он «отбрасывает» всё то, родительское, чем мы, родители, вольно или невольно «нагружаем» детей: наши взгляды, суждения, чувства. У них формируется своя собственная система ценностей.
Хотелось бы отметить, что так называемая «лень подростка» явление вполне типичное и с точки зрения физиологии. От неё страдают практически все подростки, даже отличники. Но у отличников более развит волевой компонент, поэтому у них это не так заметно. Взрослым следует помнить, что в этот период уровень дофамина в организме подростка значительно ниже, чем у взрослых. Но если он выделяется, то сразу «феерично», к примеру, от сильных ярких впечатлений (например, от компьютерных игр). В том числе и по этой причине его так сложно вытянуть из компьютера и занять банальными делами.
Совет: не стоит давить в этот период на подростка, это вызовет только агрессию. Если компьютер не наносит сильный вред на процесс обучения, то ищем в этом положительные моменты. Возможно, ваш ребёнок будущий сммщик или разработчик сайтов, игр и т.д. Дайте ему некоторую свободу, но в тоже время пытайтесь подключать к домашним делам: поход в магазин, выгул собаки. Эти небольшие дела будут заставлять его вставать из-за компьютера.
Важно не потерять в это период контакт. Если есть контакт – значит, есть возможность вести диалог, а это уже немало в период взросления.
Но если ваш подросток плохо спит, отказывается от еды, ни с кем не общается, постоянно в подавленном настроении и это начинает носить затяжной характер – это явный сигнал для родителей. Возможно, это самая настоящая подростковая депрессия. В этом случае вам лучше всего заручится поддержкой психолога.
Низкая мотивация
В чём кроются причины низкой мотивации ребёнка? Попробуем разобрать некоторые из них.
Отсутствие чёткой цели
В идеале ребёнок должен понимать и осознавать, для чего он выполняет ту или иную деятельность, какой будет итог. Если этого понимания нет, то и мотивация пропадает. К примеру, мальчик понимает, что он занимается плаванием для того, чтобы попасть в школу олимпийского резерва или поехать летом к бабушке в деревню и иметь возможность плавать в реке или озере. Есть цель, и мотивация, соответственно, не падает. Или другой пример: девочка ходит на хор. Процесс – нравится, но нет понимания: для чего она это делает. Со временем мотивация может снизиться или пропасть совсем.
Чужие или навязанные цели
К огромному сожалению, это довольно распространённое явление. Родители, мечтавшие о чём-то в детстве или юности, но не сумевшие реализовать мечты, перекладывают это бремя на плечи своих детей. При этом предпочтения самого ребёнка игнорируются, отвергаются и подвергаются сильнейшей критике. Здесь мотивация будет в лучшем случае нулевая.
Банальная усталость
Снижать мотивацию к чему бы то ни было может как физическое, так и психологическое (моральное) перенапряжение. Если у ребёнка нет времени на полноценный отдых, сон, переключение деятельности, то ребёнок со временем «выгорает». Неудивительно, что мотивация в этот период будет ничтожно низкой.
Решение проблемы: как мотивировать ребёнка и справляться с его ленью
Как мотивировать ребёнка? Давайте попробуем разобрать самые актуальные способы.
Слушать и слышать
Очень часто с запросом к психологам приходят родители с проблемой постоянного пребывания ребёнка в компьютере и «ничегонеделанья». Когда психолог начинает задавать вопросы следующего характера: «А в какие игры он играет?», «А что нравится ему в той или иной игре?» родители не знают что ответить. Они привыкли оценивать ситуацию поверхностно: «Играет в ерунду и ни о чём не думает!», не заглядывая в глубину и не интересуясь внутренним миром ребёнка.
Попробуйте попросить его рассказать о той или иной игре, о том или ином персонаже, и вы удивитесь тому, с какой радостью он это сделает. Покажите, что вам интересен его мир, не обесценивайте его. Не относитесь с пренебрежением к этим играм. Вполне возможно, что в процессе игры ребёнок решает свои психологические проблемы, отыгрывает страхи и напряжение, а в моменты «ничегонеделанья» — он фантазирует и мечтает.
Поэтому, главный на наш взгляд совет: слушайте своего ребёнка, узнавайте о его «хотелках» и потребностях. Учитесь не только слушать, но и слышать. И прежде чем мотивировать, уточните, верно ли вы оцениваете его интересы.
Показывать личный пример
Вы часто ругаете ребёнка за потерянное время, проведённое в интернете, а сами проводите длительное время в социальных сетях?!… Вы ругаете его за беспорядок в комнате, но сами не очень любите поддерживать порядок в доме?!…
Если вы не любите спорт и не занимаетесь гимнастикой, не стоит требовать этого и от ребёнка! Будьте примером! Если вы желаете, что бы ребёнок был мотивирован, будьте мотивированы сами!
Одобрять
В дошкольном возрасте одобрение носит очень ценный характер. Если у ребёнка есть опыт восхищения его достижениями, и он видел, ощущал радость родителей, связанных с его успехами, то он обязательно захочет повторения.
Не скупитесь на добрые слова! Даже если его достижения совсем незначительные на ваш взгляд, помните, что, возможно, ребёнок приложил к этому максимум усилий и провёл огромную работу!
С взрослением ребёнка становится всё сложнее мотивировать его через положительное подкрепление. Но безусловная родительская любовь и поддержка остаются необходимыми в любом возрасте. Поэтому не забывайте говорить ему о том, что вы его будете любить в любом случае, несмотря на то, сдаст ли он ЕГЭ или нет, поступит он в вуз или нет, достигнет высокого уровня в карьере или нет.
Поддерживать
Поддержка близких важна на любом жизненном этапе, но особенно она ценна для ребёнка. Если вы видите, что у ребёнка возникли проблемы в той или иной деятельности (будь то обучение или спорт), попробуйте проговорить с ним возможные пути решения, выберете оптимальные.
К примеру, на соревнованиях по гимнастике ребёнок стал показывать низкие результаты и больше не хочет заниматься. Уточните, не обижают ли его старшие дети, нравится ли ему занятия тренера. Возможно, будет достаточно просто сменить группу или руководителя, и желание заниматься опять вернётся.
Совершать совместную деятельность
В случае, если ребёнку предстоит выполнить сложную или достаточно скучную деятельность, правильным решением взрослого будет присоединиться.
Утешать
Когда мы выполняем какую-то задачу в первый раз, то не всегда и не у всех результат оказывается достойным. Нам, взрослым, это тоже знакомо. По этому, мы понимаем, как важно быть рядом с ребёнком в такие неприятные моменты.
Предлагать что-то новое
Оригинальный и действенный способ развития мотивации с помощью новой функции приложения Pingo «Задания для ребёнка». Выполняя различные творческие, развивающие задания или дела по дому, учёбе, ребёнок сможет получать баллы и поощрения, которые впоследствии обменяет на выбранную награду.
Родитель выбирает задание, назначает цену (в баллах) и следит за прогрессом. Желанная награда как ничто другое смотивирует ребёнка выполнять цели, организуя его досуг и развивая со всех сторон. Скачать приложение можно из стора.
Многие родители уже оценили эффективность этого способа и поделились своим опытом! Реальную историю пользователя можно прочитать здесь: Мотивация с Pingo поможет вашему ребёнку занять «место под солнцем» в будущем.
Ошибки родителей: чего нельзя делать?
Часто люди, двигающиеся к своей цели, сдаются из-за того, что никто не сказал им простые слова: «У тебя всё получится. Я верю в тебя!». Иногда для мотивации достаточно этой элементарной поддержки.
У одних детей мотивация исчезает, не успев появиться, у других – утрачивает свою силу со временем. Из-за чего так происходит? Поговорим варианты родительских ошибок.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется пожелать вам, дорогие родители, чтобы вы не упускали возможность проживать свою жизнь, а не жизнь ребёнка: имели свои интересы, хобби, увлечения, ставили перед собой цели и достигали их, были мотивированы. Это будет самым ярким примером правильной мотивации для ваших детей!
Постарайтесь действовать индивидуально, ищите способы мотивации, подходящие именно для вашей ситуации. При этом не забывайте уважать интересы, желания, стремления ваших детей. И обязательно неустанно показывайте им свою любовь!