что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить

Что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить

Учреждение должно соблюсти 4 критерия для признания резерва

Резерв можно принять к учету только при выполнении следующих условий:

— у учреждения есть обязанность по результатам произошедших фактов хозяйственной жизни;

— для исполнения обязанности необходимо выбытие активов;

— размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден;

— от учреждения не зависят момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер.

Признание в учете и оценка резерва зависит от его вида

Резерв по гарантийному ремонту признают в момент передачи работ, услуг, товаров покупателю. При этом в договоре должно быть условие о том, что учреждение по требованию покупателя производит гарантийный ремонт или техническое обслуживание. Порядок расчета резерва учреждение устанавливает самостоятельно в учетной политике.

Резерв по претензиям, искам принимают к учету на основании предъявленных претензий, исков в следующие сроки:

— на дату получения претензионного требования, если учреждение планирует досудебное урегулирование;

— на дату уведомления учреждения о принятии иска к судебному производству, если досудебного урегулирования не будет.

Резерв признают только по оспоримым претензионным требованиям.

Обратите внимание: по претензиям и искам к публично-правовому образованию, которые должны быть оплачены за счет казны, резервы формируют в случае досудебного урегулирования или при наличии оснований для обжалования судебного акта. В противном случае учреждение признает обязательство по судебному акту.

Резерв учитывают в полной сумме претензионных требований и исков.

Резерв по реструктуризации деятельности учреждение признает, когда помимо общих критериев признания соблюдаются дополнительные:

— учреждение располагает планом (программой) реструктуризации деятельности;

— своими действиями или заявлениями оно создало у заинтересованных лиц обоснованные ожидания, что план будет реализован в обозримом будущем.

Резерв признают на наиболее раннюю из дат:

— даты, когда основные положения мероприятий по реструктуризации доведены до лиц, права которых затрагивает предстоящая реструктуризация;

— даты, когда реализация мероприятия по реструктуризации началась.

Резерв оценивают в сумме обязательств, которые возникают в результате реализации мероприятий по реструктуризации, без учета обязательств по текущей деятельности.

Резерв по убыточным договорным обязательствам признают на дату, когда учреждение в финансово-экономическом обосновании подтверждает убыточность дальнейшего исполнения договора. При этом условия его исполнения изменились по независящим от учреждения причинам. Если же возможно расторгнуть договор в одностороннем порядке, а санкции за это не превышают экономические выгоды от исполнения сделки, резерв не формируют.

Резерв оценивают в размере ожидаемого превышения затрат на исполнение договора над экономическими выгодами от его исполнения, которые подтверждены.

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признают на дату принятия к учету:

— ОС, по условиям эксплуатации которого учреждение понесет расходы при его выводе из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором оно расположено. При этом резерв признают в сумме планируемых обязательств по демонтажу, которые на момент принятия ОС к учету расчетно (документально) подтверждены, или в сумме обязательств по восстановлению участка, на котором этот объект расположен;

— ОС (непроизведенного актива), полученного от другой организации бюджетной сферы, если по условиям договора есть обязанность его демонтировать, вывести из эксплуатации и прочее. Резерв признают в сумме на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации, отраженной в передаточных документах при получении объекта от учредителя или иной организации госсектора;

— права пользования земельным участком, полученным в аренду (безвозмездное пользование), если в договоре аренды или в законодательстве есть условие, предусматривающее восстановление этого участка.

Одновременно с резервом учреждение принимает к учету в составе нефинансовых активов будущие расходы, например, на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации.

Источник

Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 августа 2019 г. N 02-07-07/58716

к письму Министерства финансов

от 05.08.2019 N 02-07-07/58716

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА «РЕЗЕРВЫ.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСЛОВНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

И УСЛОВНЫХ АКТИВАХ»

Положения СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» применяются при:

— раскрытии информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах при составлении бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, а также организациями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета учреждений;

— раскрытии информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе организациями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета учреждений (централизованными бухгалтериями).

а) другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2018 года;

б) иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности, нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации:

в) иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, в части требований по раскрытию информации об объектах нефинансовых, финансовых активов и обязательств, доходах, расходах при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных (автономных) учреждений:

СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» устанавливает порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) резервов, их оценку, раскрытия информации о резервах, об условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Вместе с тем СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» регулирует не все резервы, которые формируются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета и формировании информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Так формирование резерва под снижение стоимости материальных запасов регулируется положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.12.2018 N 256н, который также обязателен к применению с 1 января 2020 года.

Резерв по сомнительным долгам регулируется положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27.02.2018 N 32н.

Резерв по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время, который в настоящее время обязательно формируется субъектом учета при ведении бюджетного и бухгалтерского учета, до утверждения и применения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Выплаты персоналу» регулируется Инструкцией N 157н.

Формирование иных резервов (например, резервы по пенсионным обязательствам) регулируется нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» не применяется:

а) публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности.

Следует отметить, что к публичным нормативным обязательствам относятся публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников казенных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Например, публичным нормативным обязательством является осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, которое установлено Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Вместе с тем при исполнении публичных обязательств резерв формируется.

б) обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности.

Например, не формируется резерв по заработной плате, а также по обязательствам по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению при проведении реструктуризации.

в) обязательств, возникающих по незавершенным договорам, за исключением обременительных договоров.

Обременительным договором считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета обязан будет исполнить принятые обязательства по данному договору.

2. При формировании затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем).

Положения СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» применяются при формировании следующих видов резервов:

— резерва по претензиям, искам;

— резерва по реструктуризации;

— резерва по гарантийному ремонту;

— резерва по убыточным договорным обязательствам;

— резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

При этом важно понимать, при каких условиях создается резерв.

Одновременно с резервом предстоящих расходов формируются отложенные обязательства, величина которых определена на момент их принятия условно-расчетно и (или) не определено время (финансовый период) их исполнения.

2. Виды формируемых резервов

— из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного рассмотрения претензий);

— из претензий (исков) к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Примером принятия решения о формировании резерва по претензиям и искам может быть ситуация, когда по состоянию на отчетную дату учреждение является стороной судебного разбирательства. На основе экспертного заключения учреждение оценивает, что с высокой степенью вероятности судебное решение будет принято не в его пользу.

Источник

Что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить

что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Смотреть фото что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Смотреть картинку что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Картинка про что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Фото что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Смотреть фото что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Смотреть картинку что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Картинка про что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Фото что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Смотреть фото что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Смотреть картинку что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Картинка про что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердить. Фото что делать если сумму резерва невозможно обоснованно оценить и подтвердитьОбзор документа

Приказ Минфина России от 30 мая 2018 г. № 124н “Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»

В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278, 2017, N 14, ст. 2007; № 30, ст. 4458; № 31, ст. 4811; № 47, ст. 6841; 2018, N 1, ст. 18), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 30, ст. 4084; N 44, ст. 5631; 2017, № 30, ст. 4440), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:

2. Установить, что Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2020 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2018 г.
Регистрационный № 51491

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.05.2018 г. № 124н

Федеральный стандарт бухгалтерского учета
для организаций государственного сектора
«Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»

I. Общие положения

4. Настоящий Стандарт не применяется в отношении:

а) публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;

б) обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций работниками, государственными и муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, а также по выплатам персоналу (сотрудникам) в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;

г) затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем);

д) резерва под снижение стоимости материальных запасов, резерва по сомнительным долгам, и иных резервов, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

II. Термины и определения

5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

6. В целях настоящего Стандарта используются следующие термины в указанных значениях.

— время начала исполнения плана (программы) реструктуризации деятельности организации, сроки проведения реструктуризации деятельности;

— вид деятельности (отдельные направления вида деятельности) и (или) структурное подразделение (часть структурного подразделения), подлежащие реструктуризации, и его местонахождение;

— основные мероприятия по реструктуризации деятельности;

— примерную численность персонала (сотрудников), их должности, с указанием функциональных обязанностей, которым будет выдана компенсация в связи с прекращением обязательств субъекта учета, перечисленных в подпункте «б» пункта 4 настоящего Стандарта;

— размер обязательств, которые возникнут в результате проведения мероприятий по реструктуризации деятельности;

— сроки доведения информации до лиц, права которых затрагиваются в ходе предстоящей реструктуризации деятельности.

III. Признание резервов

7. Единицы бухгалтерского учета по каждому виду резервов определяются в рамках формирования учетной политики субъектом учета таким образом, чтобы обеспечить формирование и раскрытие полной и достоверной информации о резервах.

8. Учет резервов осуществляется получателями бюджетных средств, государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, а также органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами в случае поступления исполнительных документов в порядке субсидиарной ответственности.

9. Резервы признаются при соблюдении следующих общих критериев:

— у субъекта учета имеется обязанность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;

— для исполнения обязанности потребуется выбытие активов;

— размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден расчетно или документально;

— момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер не зависят от действий субъекта учета.

10. Резерв по гарантийному ремонту признается в момент передачи работ, услуг, товаров заказчику (покупателю) на условиях осуществления согласно договору гарантийного ремонта и (или) текущего обслуживания, осуществляемых субъектом учета по требованию заказчиков (покупателей).

11. Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

12. Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, признается в бухгалтерском учете в случае претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) при наличии оснований для обжалования судебного акта.

Резерв по претензиям, искам, предъявленным к публично-правовому образованию и удовлетворяемым за счет соответствующей казны, не признается в бухгалтерском учете в случае отсутствия претензионного (досудебного) урегулирования предъявленных требований и (или) предъявления судебного акта, основания для обжалования которого отсутствуют. В указанном случае признается обязательство по судебному акту (исполнительному документу).

13. Резерв по реструктуризации признается при соблюдении общих критериев признания резервов, установленных в пункте 9 настоящего Стандарта, и в случае, когда субъект учета:

а) располагает планом (программой) реструктуризации деятельности;

б) своими действиями и (или) заявлениями создал у лиц, права которых затрагиваются предстоящей реструктуризацией деятельности, обоснованные ожидания, что план (программа) реструктуризации деятельности будет реализован в обозримом будущем.

Резерв по реструктуризации признается на более раннюю дату из следующих дат:

а) на дату доведения субъектом учета основных положений мероприятий по реструктуризации деятельности, предусматривающих их реализацию в обозримом будущем, до сведения лиц, права которых затрагиваются предстоящей реструктуризацией деятельности;

б) на дату начала реализации субъектом учета мероприятий по реструктуризации деятельности.

14. Резерв по убыточным договорным обязательствам признается на дату подтверждения финансово-экономическим обоснованием, составленным субъектом учета, убыточности дальнейшего исполнения договора, условия исполнения которого изменились по независящим от субъекта учета причинам (превышения расходов на исполнение обязательств по договору, цена которого была самостоятельно установлена субъектом учета исходя из условий безубыточности и самостоятельного покрытия расходов, над экономическими выгодами, планируемыми к получению от исполнения такого договора). По договорам, исполнение которых субъект учета вправе прекратить в одностороннем порядке без санкций, превышающих полученные экономические выгоды от исполнения договора, резерв по убыточным договорным обязательствам не формируется.

15. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается:

— на дату признания в бухгалтерском учете в соответствии с положениями федерального стандарта «Основные средства» 3 объекта основных средств, условия эксплуатации которого согласно договору (соглашению) о его приобретении (создании, пользовании) предусматривают осуществление субъектом учета расходов при выводе объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором объект расположен.

— на дату признания объекта основных средств, полученного от другой организации государственного сектора, по которому существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, предусмотренная договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта.

IV. Оценка резервов при признании

16. Резерв признается в сумме расчетно-документальной обоснованной оценки субъекта учета, проведенной на отчетную дату, либо на иную дату признания резерва, установленную в соответствии с настоящим Стандартом.

17. В случае если предполагаемый срок исполнения обязательства, по которому сформирован резерв, превышает 12 месяцев после годовой отчетной даты, сумма резерва определяется с учетом дисконтирования его величины. В качестве ставки дисконтирования используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на отчетную дату, на которую составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.

18. При оценке величины резерва не принимаются в расчет:

— суммы налогов, подлежащие уплате в связи с исполнением обязательства;

— суммы ожидаемых встречных требований или суммы требований к другим лицам в возмещение расходов, планируемых при исполнении обязательства;

— поступления, ожидаемые от выбытия активов, связанных с исполнением обязательства.

19. В случае если при исполнении обязательства, по которому сформированы резервы, планируется поступление экономических выгод по встречным требованиям или требованиям к другим лицам, такие требования признаются в бухгалтерском учете в качестве самостоятельных активов. При этом величина сформированного резерва в целях исполнения обязательства не должна быть менее величины указанных активов (величины планируемых поступлений экономических выгод).

20. Обязанность субъекта учета, по которой он несет солидарную ответственность, признается резервом в той части, по которой исполнение обязательства, возникшего при наступлении ответственности, потребует выбытия активов субъекта учета.

21. Порядок расчета резерва по гарантийному ремонту устанавливается субъектом учета самостоятельно в рамках формирования его учетной политики.

22. Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков.

23. Резерв по реструктуризации оценивается в сумме обязательств, возникающих вследствие реализации мероприятий по реструктуризации деятельности без учета обязательств, связанных с текущей деятельностью субъекта учета, в том числе обязательств по переподготовке и (или) перемещению персонала, не подлежащего сокращению.

24. Резерв по убыточным договорным обязательствам оценивается в размере ожидаемого превышения затрат на исполнение договора над экономическими выгодами от его исполнения, подтвержденного финансово-экономическим обоснованием исполнения договора.

25. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается:

— в сумме планируемых обязательств по демонтажу, расчетно (документально) подтвержденных субъектом учета на момент принятия объекта основных средств к учету, и (или) в сумме обязательств по восстановлению участка, на котором расположен принимаемый к учету объект основных средств;

— в сумме резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, отраженной в передаточных документах при признании объекта основных средств, полученного субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, по которому существует обязанность по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации, предусмотренная договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта.

Одновременно с резервом на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации субъектом учета признаются в составе объектов учета нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

V. Последующая оценка резервов

26. Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и, при необходимости, корректировке до текущей обоснованной оценки на годовую отчетную дату и (или) на дату составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации субъекта учета.

Изменения в стоимостной оценке резервов, за исключением резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, относятся на финансовый результат текущего периода.

Изменения в стоимостной оценке резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, не связанные с приближением срока исполнения обязательства, относятся на увеличение или уменьшение стоимости будущих расходов на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

Будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации относятся на расходы (на уменьшение финансового результата) текущего периода равномерно в течение срока полезного использования основного средства, в отношении которого признан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

27. Стоимостная оценка дисконтированных резервов определяется с учетом ее увеличения в связи с приближением срока исполнения обязательств. Указанное увеличение признается в качестве процентного расхода текущего периода.

Стоимостная оценка дисконтированных резервов пересчитывается в связи с изменением ставки дисконтирования на годовую отчетную дату. Указанное изменение стоимостной оценки дисконтированных резервов признается в качестве процентного дохода или расхода текущего периода.

28. Резерв списывается при признании затрат и (или) при признании кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан, если иное не установлено настоящим Стандартом.

29. В случае избыточности суммы признанного резерва или в случае прекращения выполнения условий признания резерва, неиспользованная сумма резерва списывается с отнесением на уменьшение расходов (финансового результата) текущего периода.

30. В случае недостаточности суммы признанного резерва разница между суммой признанного резерва и затратами по исполнению обязательства признается расходами (затратами) текущего периода.

31. Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации списывается в случае изменения условий использования объекта основных средств, предусмотренных договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), в результате которого у субъекта учета более не возникает обязанность по осуществлению расходов на демонтаж и (или) вывод объекта основных средств из эксплуатации, а также по восстановлению участка, на котором данный объект расположен. Балансовая стоимость будущих расходов на демонтаж и вывод указанного объекта основных средств из эксплуатации, учитываемых в составе нефинансовых активов на момент принятия решения о списании резерва на демонтаж и вывод объекта основных средств из эксплуатации, относится на уменьшение ранее сформированного резерва. Разница между балансовыми стоимостями резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации и будущих расходов на демонтаж и вывод из эксплуатации относится на финансовый результат текущего периода.

В случае выбытия объекта основных средств, по которому был создан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, при передаче другому субъекту государственного сектора, одновременно подлежит передаче сумма указанного резерва и сумма будущих расходов на демонтаж и вывод передаваемого объекта основных средств.

VI. Раскрытие информации о резервах

32. В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в составе Пояснительной записки по каждому виду резервов раскрывается следующая информация:

а) сумма резерва на начало и конец отчетного периода;

б) сумма изменений (увеличений, уменьшений) величины резерва в структуре оснований:

— приращения дисконтированной стоимости резерва за отчетный период в связи с приближением срока исполнения обязательства, под которое был сформирован резерв, а также влияния любых изменений ставки дисконтирования;

— восстановления неиспользованных и излишне начисленных сумм резерва;

в) краткое описание оснований создания резерва и ожидаемые сроки его использования;

г) указание на признаки неопределенности в части момента предъявления требования об исполнении обязательства и (или) его размера;

д) сумма ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении соответствующего обязательства, признанных самостоятельным активом (с указанием наименования актива).

33. Данные о суммах созданных резервов отражаются в составе бюджетной информации субъекта учета.

VII. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Обязательство, по которому субъект учета несет солидарную ответственность, и исполнение которого потребует выбытия активов субъекта учета только в случае отказа в исполнении другими участниками солидарной ответственности, признается условным обязательством.

35. В бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки данные об условных обязательствах, формирующие существенную информацию, в том числе:

а) краткое описание условных обязательств;

б) оценка влияния условных обязательств на финансовые показатели.

37. В бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат раскрытию в текстовой части Пояснительной записки данные об условных активах, формирующих существенную информацию, в том числе:

а) краткое описание условных активов;

б) оценка влияния условных активов на финансовые показатели.

38. Стоимостная оценка условных обязательств и условных активов не производится.

39. В случаях, когда обязательство частично квалифицируется как резерв, а частично как условное обязательство, информация об условном обязательстве раскрывается в увязке с информацией о соответствующем резерве.

VIII. Переходные положения Стандарта при его первом применении

40. На дату первого применения Стандарта резервы признаются в следующем порядке:

— резерв по гарантийному ремонту признается по договорам, по которым были переданы товары, продукция, результаты работ и срок гарантийного обслуживания на дату применения Стандарта еще не истек;

— резерв по претензиям, искам признается в отношении оспоримых исковых требований, принятых к судебному производству, в соответствии с пунктом 22 настоящего Стандарта;

— резерв по реструктуризации признается в отношении обязательств, соответствующих положениям пунктов 9 и 13 настоящего Стандарта, в сумме прямых затрат, возникающих вследствие реструктуризации деятельности, за вычетом уже признанных на отчетную дату затрат по реструктуризации деятельности;

— резерв по убыточным договорным обязательствам признается в отношении договоров, незавершенных на дату первого применения Стандарта, в сумме превышения затрат по исполнению договора, планируемых с даты первого применения Стандарта, над ожидаемыми экономическими выгодами по исполнению договора;

— резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признается в отношении объектов основных средств, учитываемых субъектом учета на балансовых счетах учета нефинансовых активов, в случаях если обязанности по демонтажу и (или) выводу объекта из эксплуатации были предусмотрены договором купли-продажи, либо если такие затраты являются условием использования объекта. Одновременно с признанием резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признаются в составе объектов нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

41. Результаты начисления резервов при первом применении Стандарта раскрываются в бухгалтерской (финансовой) отчетности как корректировка входящих остатков в том периоде, в котором положения настоящего Стандарта были применены впервые.

42. Информация об условных обязательствах и условных активах раскрывается в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за период, в котором настоящий Стандарт был применен впервые.

Ретроспективное применение и пересчет сравнительной информации не требуются.

1 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер N 50553).

2 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517).

3 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46518).

Обзор документа

Утвержден федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах».

Он разработан в целях унификации требований к бухучету бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету государственных и муниципальных активов и обязательств, формированию информации об объектах бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждений, бюджетной отчетности.

Под резервом понимается обязанность по осуществлению расходов в целях исполнения требования к субъекту учета с ненаступившим сроком его исполнения. Величина резерва на момент его признания представляет собой расчетно (документально) обоснованную оценку. Различают резервы по гарантийному ремонту, по претензиям и искам, по реструктуризации деятельности субъекта учета, его реорганизации либо ликвидации, по убыточным договорным обязательствам, на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

Определен порядок признания (принятия к бухучету) и оценки резервов, а также раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Также раскрывается информация об условных обязательствах и активах. Последние объектами бухучета не признаются. Информация о них раскрывается без признания резервов.

Стандарт будет применяться с 1 января 2020 г. одновременно со стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Предусмотрены переходные положения стандарта при его первом применении.

Указаны обязательства, затраты и резервы, в отношении которых стандарт применяться не будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *