что делать если судно перевернулось на волне
Водные походы и обеспечение безопасности на воде (окончание)
Возможные аварийные ситуации в водном походе
Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести её на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.
Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.
Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лёжа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.
При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец верёвки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит.
Почему посадку в лодку производят, когда она уже на воде? Обоснуйте свою точку зрения.
Какие суда используются для водного туризма в вашем населённом пункте (регионе)?
Каковы правила подготовки их к походу на воде?
Используя текст параграфа, подготовьте сообщение на тему «Правила безопасного поведения туриста-водника на воде во время похода».
Подготовьте проект на тему «Основные опасные факторы водного туризма. Как их избежать».
Безопасный отдых на водоемах (окончание)
Подготовка к водному путешествию
Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка местной постройки, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
Организация и безопасность похода
При посадке нельзя прыгать в лодку, необходимо входить на судно с кормы по очереди и сразу занимать свои места. После посадки гребцы вставляют уключины, а в уключины весла и кладут их по бортам. Рулевой, оттолкнув лодку на свободную воду, занимает свое место.
В походе судно должно находиться в зрительной и голосовой связи с идущими спереди и сзади.
Крик на воде должен означать одно: «Терпим аварию!»
Во всех других случаях — это грубейшее нарушение дисциплины.
Подходя к берегу, рулевой разворачивает лодку против течения и направляет ее под малым углом к берегу. По команде рулевого гребцы кладут весла по бортам, а рулевой, используя скорость лодки, подводит ее к берегу, забивает кол и привязывает (швартует) к нему лодку. Туристы встают по очереди, забирают весла и выходят на берег.
Возможные аварийные ситуации в водном походе
Судно перевернулось на свободной волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди потерпевшего судна, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то они немедленно должны поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести ее на берег, извлечь из воды утонувшие вещи и просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно к мелководью.
Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывет к берегу. Команды судов, находящиеся впереди, вылавливают вещи, уплывшие с перевернувшейся лодки.
Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего с лодки, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лежа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться.
При оказании помощи утопающему с байдарки необходимо подать ему спасательный круг, весло, конец веревки для буксировки и вывести его на мелкое место.
В заключение отметим, что отдых на воде очень привлекателен и полезен для здоровья, но пользоваться этим благом надо с умом, чтобы приятное не обернулось несчастьем.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
1. Во всех ли водоемах можно купаться?
2. Какие критерии определяют вашу безопасность при купании в различных водоемах?
3. Почему не рекомендуется плавать на надувных предметах (матрацах, камерах и др.)?
4. Какие меры безопасности следует соблюдать во время водного похода?
5. Перечислите возможные аварийные ситуации в водном походе и рекомендации по безопасному поведению.
На основе вашего личного опыта и с учетом рекомендаций сформулируйте основные правила личной безопасности на воде во время купания в различных водоемах с учетом условий купания и ваших возможностей. Выводы запишите в дневник безопасности.
Что делать если лодка опрокинулась далеко от берега?
Если лодка опрокидывается далеко от берега на большой глубине, то она сначала ложится на бок, затем переворачивается килем вверх. Если поблизости не от кого ждать помощи, то, ухватившись за корму или нос лодки и работая ногами, направьте ее на мелкое место или к ближайшему берегу. Не пытайтесь забраться на опрокинутую лодку, так как она может снова перевернуться, ударив или накрыв вас при этом. Если лодка перевернулась на сильном течении или на перекате реки, следует, держась за лодку, плыть за нею и выбираться на мелкий берег.
Оказание первой медицинской помощи пострадавшему на воде
Пребывание человека под водой свыше 2-3 минут может привести к смертельному исходу в связи с прекращением поступления кислорода в легкие. Оказание помощи следует проводить немедленно после извлечения пострадавшего из воды. Для чего необходимо снять с него одежду, пальцем освободить рот и нос от водорослей, ила и песка, положить пострадавшего на свое колено, головой вниз, надавливая на спину и грудную клетку, освободить его желудок и легкие от воды, затем немедленно приступить к проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Для проведения непрямого массажа сердца необходимо, положив пострадавшего на жесткое основание (доски, пол, землю, лед), с частотой 60-70 нажатий в минуту ритмично и резко нажимать двумя руками (ладонями, положенными одна на другую) на нижнюю треть грудины с такой силой, чтобы грудина прогибалась на 5-6 см.
Одновременно с этим проводится искусственное дыхание. Нужно откинуть голову пострадавшего, положив ему под плечи мягкий валик из одежды. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, покрыв рот пострадавшего марлей или платком и зажав его нос пальцами, резко вдувает воздух в рот. Частота вдувания – 15-16 раз в минуту.
Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание следует проводить одновременно, и делать это удобнее вдвоем.
Главное управление МЧС России по Костромской области настоятельно рекомендует выполнять все меры предосторожности при нахождении на водных объектах и не нарушать правила безопасности на воде. Помните, пренебрежение мерами предосторожности может привести к несчастным случаям, заканчивающимся порой трагедией!
Техника безопасности водных походов
Сплав по рекам давно стал любимым видом отдыха.
Байдарки, надувные лодки и плоты, катамараны несложно управляются, но следует придерживаться правилам и техники безопасности.
1.Спланируйте маршрут, время его прохождения с учетом сложности маршрута, возможностей плавсредств, опыт путешественников, погоду и ветер.
2. Снаряжение: рюкзаки, мешки, продукты необходимо упаковать в водонепроницаемые мешки, надежно закрепить веревками к плавсредству: он займет меньше места, не будет смыт водой.
3. Следует надеть водонепроницаемую одежду, сапоги, иметь дождевик на случай непогоды.
4. Желательно переждать дождь и сильный встречный ветер, особенно когда у вас в запасе имеется время. А место для стоянки в непогоду надо искать раньше, займет больше времени заготовка дров, разжигание костра, приготовление пищи.
Сильный ветер утром и в течение дня стихает к вечеру, если вы пойдете в это время, то можно пройти больше, затратив меньше сил.
5. Ночной сплав исключается, это крайне опасно, особенно на таежных реках. На реках бывают завалы, топляки, конструкции старых мостов, арматура, острые камни, шиверы, пороги, прижимы, «расчески». Возможна встреча с провисшими проводами ЛЭП.
При слепящем солнечном свете ограничивающем видимость следует плыть в темных очках.
6. Опасные участки в водном путешествии проходятся с предварительным осмотром – разведкой по берегу, поочередно, если плавсредств два и более. Первым всегда должно проходить опасные участки плавсредство с наиболее опытным экипажем. За ним вблизи от берега идут другие. В случае опасности первое и все остальные суда высаживаются и с берега делают разведку дальнейшего пути.
При осмотре опасных участков выбирают способ движения. «Кораблики» (палки, куски пенопласта, пластиковые бутылки) помогут определить движение потока.
При сложном фарватере, при невидимых с воды препятствиях на берегах устанавливают вехи из палок или веток, или на берегу дежурят люди для указания судам направление маневрирования. Ниже опасного места (под порогом) выставляют людей со спасательными средствами.
На спокойных реках суда движутся по струе потока, в ней глубоко и наибольшая скорость.
На быстрых и сложных реках двигаются с одного мыса на другой, пересекая фарватер на плесах. Важно на крутом повороте или препятствии не оказаться в главном потоке, иначе может прижать судно к берегу, «затащить» на валуны, острые камни, топляки с острыми сучьями.
Если вас начало прижимать к препятствию, то не надо паниковать, следует технично отталкиваться от данных препятствия веслами и даже ногами, чтобы избежать столкновения.
Нельзя плыть спиной вперед!
Помните. эти правила написаны ценой жизни многих людей, они сберегут здоровье и жизнь!
Опасные препятствия естественного происхождения:
топляки, камни, заросли, завалы, пороги и «сухие пороги» – наиболее опасные препятствия.
На небольших реках часто встречаются затонувшие деревья (топляки), одиночные камни. Когда они под водой, то их выдают круги на воде, буруны ниже препятствия, а также называемая «вершина треугольника», которая образуется двумя струями разбивающегося потока, разбивающегося потока.
Передние гребцы высматривает препятствия, командует задним с какой стороны их лучше обходить да. Экипаж усиленно работает веслами.
Заросли. Нависшие над водой кусты и большие ветви – «расчески», подмытые деревья могут переворернуть судно, особенно байдарку. На реках с быстрым течением держитесь подальше от вогнутого берега с нависающей растительностью, не пытайтесь хвататься за ветки – это смертельно опасно!
Если вас занесло под ветки, деревья, нагнитесь быстро вперед или откиньтесь назад, и спокойно проплывете под препятствием.
На быстрых реках веслами снизу вверх приподнимите ветви, небольшое дерево и спокойно проплывите под ними в проем.
На реках сильно заросших водорослями и водными растениями приходится протаскивать судно вручную, это утомительно.
Завалы, упавшие деревья перегораживают реку, могут достигать больших размеров. Слышны из далека шумом падающей воды. Их обносят по суше.
Завалы опасны на большой скорости, туда может затянуть, можно пропороть судно об острые сучья, разбиться, не спасет спас. жилет и каска.
При высокой скорости течения реки необходимо заранее причалить к берегу, если река сильно извилиста, необходимо постоянно делать разведку.
В некоторых случаях, когда переноска плавсредства по берегу будет не возможна, то плавсредства придется полностью разбирать, сдувать и упаковывать в рюкзаки для дальнейшей переноски.
Для определения безопасного маршрута обноса всех вещей делают разведку, идут только по твердому грунту.
Пороги и «сухие» пороги.
Пороги – это непродолжительный участок реки с большим падением и скоростью воды, обычно осложненный многочисленными камнями, со стоячими волнами от сходящихся струй.
«Сухие пороги» отличаются от порогов наличием большого количества по всей реке камней с торчащими над водой верхушками, которые могут длиться на протяжении до 10-12 км. В таком случае «сухие пороги» лучше проходить за один день.
О приближении к порогу можно узнать по следующим признакам:
— шум бурлящей воды или гул от падающей воды;
— видимая издалека белая линия пены и тумана от падающей воды;
— замедление течения реки, в случае навала воды реки на валуны (подводные камни);
— скорость течения реки возрастает, если на порогах высота местности уменьшается.
Не доходя до порогов, причальте и сделайте разведку. Пройдите вперед, осмотрите пороги и постарайтесь отыскать безопасный проход. Если прохода нет, обнесите суда по суше.
Иногда на берегу стоят предупреждающие знаки о приближении к порогам. В некоторых случаях о приближении к порогам можно не услышать на извилистой таежной реке с высокими берегами.
Скорость движения плавсредства при прохождении порогов, может достигать 33 км/ч! Под порогом часто лежат огромные валуны, на них может вынести потоком, экипажу нужно действовать слаженно.
Судно, заходя на порог и во время прохождения, должно быть параллельно берегам, подгребая веслами для его устойчивости. Разворот может привести к переворачиванию.
Несложный порог, хорошо просматриеваемый, преодолевают, как быстрину, набрав скорость больше, чем скорость потока реки.
Если камней в русле реки много и их нельзя обойти, приходится маневрировать между ними. Для этого надо притормаживать, притабанивать веслом со стороны препятствия и делать сильные гребки с другой стороны, стремясь как бы «обтечь» камень корпусом плавсредства, постоянно просматривая дальнейший путь вперед и высматривая препятствия.
На небольших реках необходимо держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями порога, на самую высокую вершину волн. При прохождении порогов передним будет лететь в лицо вода, не стоит пугаться. При заходе на пороги держаться на плавсредстве надо как можно крепче, крепко сжимать в руках весло.
Если осмотр порога не радует в успешности его прохождения, надо обносить плавсредства или проводить их вдоль берега.
Если вы перевернулись, сразу ловите судно и весло, чтобы их не унесло. Не переворачивайте плавсредство в воде. Плывите перпендикулярно течению к ближайшему берегу, удерживая плавсредство и весло.
Если впереди водоворот, сразу же причаливайте к берегу. Если же вы не успели это сделать, старайтесь направлять судно дальше от края водоворота.
Если все же попали в водоворот, не раздумывая прыгайте в воду.
Ныряйте как можно глубже, чтобы оказаться ниже водяных вихрей. Плывите под водой подальше от водоворота, пока не почувствуете, что он остался позади. После этого выныривайте на поверхность и сразу же направляйтесь к берегу.
На всех сплавщиках должны быть спасательные жилеты.
Опасные искусственные препятствия
Мосты, мостки и нависающие над водой тросы и провода – являются наиболее опасными препятствиями искусственного происхождения. особенно во время паводка.
Иногда можно проплыть, наклонившись вперед или назад, весла положите на судно. Если проплыть под препятствием невозможно, то его обносят по берегу.
Внимательно следите за препятствиями впереди. Если сомневаетесь в прохождении причальте к берегу и сделайте разведку.
Под мостами в низкую воду проходите по самому глубокому месту реки, у мостов дно усеяно всевозможными металлическими конструкциями и топляками, о соприкосновение с которыми можно повредить судно.
Вы пошли за дровами, или прогуляться в лес и заблудились.
7. Передвигаясь на местности, делайте метки, отмечайте на карте видимые ориентиры, которые помогут вам найти дорогу обратно.
Соблюдайте эти правила и ваше путешествие принесет вам много радости!
Трагедия часто происходит незаметно.
Дети часто тонут на глазах родителей, взрослых, а они не понимают, что происходит.
Запомните
1. Тонущий человек часто неспособен позвать на помощь. Он не в состоянии набрать в лёгкие достаточно воздуха, потому что рот его на миг только оказывается над водой.
2. Человек запрокидывает голову назад, чтобы иметь возможность поднять рот над водой и глотнуть воздуха.
3. Он не контролирует движения, не может помахать рукой, чтобы привлечь к себе внимание или подплыть к чему-либо, ухватиться за спасательный круг.
5. Иногда утопление начинается с паники, он бьёт руками по воде, кричит, но человек может сам выплыть, ухватиться за спасательный круг.
Признаки тонущего человека:
— голова расположена низко, запрокинута, рот открыт на уровне воды,
— остекленевшие пустые или закрытые глаза, неспособные сфокусироваться,
— ног не видно, тело расположено вертикально,
— учащённое, затруднённое дыхание,
— безуспешные попытки плыть в определённом направлении, движения не происходит,
— попытка перевернуться на спину,
— движения, будто человек карабкается по лестнице.
Если вы заметили что-то подобное, спросите человека, всё ли с ним в порядке.
Если он не ответит – ему нужна помощь, у вас меньше 30 секунд!
Запомните, дети плещутся в воде шумно. Если наступила тишина – спешите на помощь!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Водные походы и обеспечение безопасности на воде (окончание)
Возможные аварийные ситуации в водном походе
Судно перевернулось на волне. В этой ситуации туристы, идущие впереди судна, потерпевшего аварию, ловят уплывшие вещи, а потерпевшие действуют по обстановке. Если место мелкое, то нужно немедленно поставить лодку на киль (перевернуть в исходное положение), вынести её на берег, извлечь из воды утонувшие вещи, просушить их. Если авария случилась на глубине, то группа должна вначале отогнать судно на мелководье.
Судно перевернулось на пороге. Команда перевернувшегося судна хватается за края лодки и плывёт к берегу. Команды лодок, находящихся впереди, вылавливают уплывшие с перевернувшейся лодки вещи — продукты, костровые и спальные принадлежности.
Спасение тонущего. Если возникает необходимость в спасении тонущего, то нужно подойти к нему носом или кормой. После этого один из находящихся в лодке, лёжа на носу или на корме и зацепившись ногами за скамейку (банку), помогает тонущему подняться в лодку. Вытаскивать тонущего с борта не следует, так как в этом случае лодка может перевернуться и туристы, находящиеся в ней, могут также оказаться в воде.
При оказании помощи с байдарки утопающему необходимо подать спасательный круг, весло или конец верёвки для буксировки и вывести его на мелкое место, где ему ничего не грозит.
Почему посадку в лодку производят, когда она уже на воде? Обоснуйте свою точку зрения.
Какие суда используются для водного туризма в вашем населённом пункте (регионе)?
Каковы правила подготовки их к походу на воде?
Используя текст параграфа, подготовьте сообщение на тему «Правила безопасного поведения туриста-водника на воде во время похода».
Подготовьте проект на тему «Основные опасные факторы водного туризма. Как их избежать».