что делать если списали деньги с карты за проезд дважды
Что делать, если с карты списали лишние деньги за проезд?
В редакцию «Про Город» периодически поступают вопросы о двойном или несвоевременном списании средств с банковских карт при оплате проезда в Чебоксарах. За разъяснением мы обратились к директору ООО «ЕТК» Артему Горбунову.
Что делать, если пассажиру кажется, что банк списал с карты больше?
Во-вторых, иногда период списания может достигать 30 дней. Например, если перевозчик забыл выгрузить данные с транспортного терминала, или при выгрузке произошел сбой связи или техническая неисправность терминала. По этим причинам мы допускаем погрешность периода списания до 30 дней. И вы можете обнаружить, что с вас списали средства за поездку, совершенную, например, неделю назад. Здесь банк на самом деле прав и ничего лишнего с вас не списывал.
В-третьих, может оказаться, что к вам приходят лишние смс о списании. На сегодняшний день со стороны банка зафиксированы подобные отдельные ошибки. В этой ситуации, если клиент зайдет в личный кабинет банка, он обнаружит, что на самом деле списали ровно столько, сколько должны были списать.
Фото рекламодателя
А ведь действительно может оказаться, что деньги списали за большее количество поездок?
— Да, технические сбои не исключены. К примеру, такое произошло недавно с одним из банков. В этой ситуации исправить ошибку при списании денежных средств может только сам банк. Я настоятельно советую учитывать все особенности транспортной системы и контролировать свои расходы в сервисе банка.
Узнать о наличии задолженности по банковской карте за ранее совершенные поездки на общественном транспорте и погасить эту задолженность можно в разработанном ПАО Сбербанк сервисе личного кабинета пользователя банковской карты. Доступ к сервису обеспечен на сайте ООО «ЕТК» по адресу: https://etk21.ru/visa/index.
Многие пассажиры также недовольны тем, что вы увеличили интервал повторного прикладывания банковской карты на одном терминале до 90 минут. С чем это связано?
Слышала, что заработало приложение ЕТК в смартфоне. Это так?
— Да, приложение очень удобное. Достаточно приложить карту ЕТК к смартфону, как на экране появится вся необходимая информация. Вы можете увидеть баланс карты, сведения о поездках. Если у вас появляются вопросы по использованию ЕТК, задайте их на сайте https://www.etk21.ru/.
Пункты обслуживания физических лиц:
Чебоксары
• Центральный офис, ул. 50 лет Октября, 17а
• Мини-офис СЗР, ул. Гузовского, 17
• Мини-офис Центр, ул. Карла Маркса, 52/2, офис 107
Новочебоксарск
• Мини-офис, ул. Винокурова, 20Общество с ограниченной ответственностью «Единая транспортная карта».ОГРН 1102130012764. Юридический адрес: 428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. 50 Лет Октября, д. 17А.
Двойное списание с карты Сбербанка
Оплата банковскими картами удобна, но иногда при их проведении возникают технические сбои. Некоторые клиенты сталкиваются с тем, что по их счетам проходит двойное списание. Однако не всегда причина кроется в технической ошибке. Иногда клиенты становятся жертвой обмана или забывают о том, что подтверждали операцию дважды.
Из-за чего может произойти двойное списание с карты Сбербанка, как узнать о том, что оплата прошла несколько раз и можно ли вернуть деньги, расскажет Бробанк.
Как проходит процесс списания
Процесс списания денег с банковской карты состоит из нескольких этапов. На любом из них может возникнуть технический сбой и последующая ошибка:
Если на дисплее терминала появляется ошибка, лучше сразу отменить операцию. Если продавец все-таки передаст данные в банк, по всем задвоениям или ошибочным списаниям с карты следует обращаться в банк-эмитент, обслуживающий карту.
Тем клиентам, которые подключили СМС-оповещения о списании, приходит уведомление на телефон с датой, суммой и наименованием продавца. Также сообщение содержит информацию об остатке средств на счете после оплаты.
Двойное списание денег с карты Сбербанка или другого банка достаточно частая ситуация. Поэтому не стоит паниковать, а лучше разобраться, что случилось. В большинстве банков отработан механизм работы с ошибочными повторными списаниями.
Причины двойного списания сумм с карт Сбербанка
Во время подтверждения покупки с помощью пластиковой карты или при проведении операции в интернет-банке клиенты могут столкнуться с задвоением по двум причинам:
Не всегда удается сразу определить, какой из вариантов стал причиной в конкретной ситуации, поэтому чаще всего банк проводит расследование. Однако чтобы расследование началось, клиент обязан сам подать на него запрос. Поэтому в большинстве случаев ответственность по выявлению двойной операции лежит именно на нем.
Техническая ошибка
Технические сбои возникают на этапе обработки или отсылки информации. Также они могут быть вызваны проблемами с интернет-соединением или обновлением данных в момент проведения операции. Наиболее частые варианты задвоения списаний по картам и счетам Сбербанка и других банков:
Самой частой ошибкой считают человеческий фактор, когда кассир перестраховывается и просит подтвердить операцию списания еще раз.
Если банк самостоятельно выявляет технический сбой и обнаруживает задвоенную, излишне списанную или зависшую сумму, он автоматически доводит операцию до завершения или «откатывает» ее назад. В этом случае деньги вернут клиенту без его участия. Он может даже и не догадаться, что по его карте возникала ошибка. В особо редких случаях от банка может поступить запрос или просьба, принести карту в банковское отделение для проверки исправности чипа или магнитной полосы.
Не всегда держатель карты замечает повторные операции сразу. Бывает так, что уведомления приходят через несколько минут, часов и даже на следующие сутки. По отзывам некоторых клиентов, они вообще узнали о двойном списании только при просмотре вписки по счету. Некоторые банки не рассматривают обращения, которые поступают через 2-3 дня после проведения платежа. Поэтому так важно систематически просматривать движения по счетам и отчеты по операциям по карте и в интернет-банке.
Не относят к техническим ошибкам ситуации, когда клиент вписывает несколько раз коды из СМС для подтверждения операций в интернет-банке или на сайтах онлайн-магазинов. Ошибочность таких действий придется доказывать, но не всегда банки смогут помочь в решении вопроса. Вернуть деньги в этом случае достаточно сложно.
Мошенничество
Мошенники могут увести деньги с карт Сбербанка или любого другого банка, если пластик окажется в руках злоумышленников. Также преступники могут украсть данные карты и переводить с нее деньги на другие счета или в оплату товаров. Но двойное списание по карте возможно только при целенаправленном участии неблагонадежных магазинов или кассиров, которые замешаны в схеме. В этом случае вернуть деньги окажется в разы сложнее или вообще невозможно.
Чаще всего грешат двойным списанием небольшие магазины, нелегальные салоны проката автомобилей или другие мелкие торгово-розничные предприятия с сомнительной репутацией.
Помните, если возникла техническая ошибка или сбой по время проведения оплаты в терминале – не торопитесь подтверждать операцию повторно. Для начала проверьте баланс карты в личном кабинете. Некоторые специалисты вообще рекомендуют заплатить наличными, сохранить оба чека с ошибкой и оплатой, а если по карте все-таки произойдет списание, подать в банк запрос на расследование ситуации.
Дополнительные неприятности от двойного списания
Само по себе двойная оплата – неприятный факт для держателя карты. Но еще хуже, если повторное списание происходит за счет заемных средств. Возможны три варианта:
Ситуация | Последствия | Действия банка | Действия клиента |
На карте были только собственные деньги, а на проведение второй операции денег не хватило | Списание не пройдет вообще либо возникнет ошибка с информацией о сбое | В большинстве случаев банки достаточно легко отслеживают такие ошибки. Они восстанавливают деньги на счете клиента без запроса или по заявлению клиента | Как правило, в подобных ситуациях участие не потребуется. Но в отдельных случаях для восстановления суммы понадобится написать заявление на возврат ошибочно списанной суммы |
По карте подключен овердрафт и его суммы хватило на проведение второго списания | На время разбирательства по овердрафту будут накапливаться долги по установленной ставке. Но клиент может самостоятельно закрыть образовавшуюся задолженность | По заявлению клиента будет проведено разбирательство. Если будет доказано ошибочное списание, первоначальную сумму вернут клиенту. В большинстве случаев проценты за непогашенный овердрафт вернуть не удастся | В первую очередь следует закрыть задолженность. Во вторую – написать заявление на расследование, чтобы банк вернул деньги, списанные 2 раз с карты Сбербанка |
При расчетах использована кредитная карта и второй платеж прошел за счет заемных средств банка | На время разбирательства будут накапливаться долги по ставке, установленной по кредитке. Но если клиент самостоятельно закроет образовавшуюся задолженность, процентов не будет | Банк проведет расследование по заявлению клиента. В случае ошибки, сумму повторного списания вернут клиенту. Проценты за использование займа вернуть будет сложно | В первую очередь следует закрыть задолженность. Во вторую написать заявление на расследование, чтобы банк вернуть деньги, которые были дважды списаны с карты |
Чтобы минимизировать негативные последствия от двойного списания денег с карты Сбербанка, важно своевременно отслеживать остаток средств на счете. Кроме того, следует подключить смс-сервис и реагировать на все сообщения о списаниях.
Как выяснить причины двойной операции снятия денег
Если с карты Сбербанка прошло списание одинаковых сумм дважды, трижды или более раз, следует выяснять причину. Это можно сделать несколькими способами:
Если факт ошибочного повторного списания установлен, можно написать запрос на возврат излишне перечисленных денег. Сбербанк по факту написанного заявления обязан начать расследование. Если в ходе разбирательства выяснится, что это технический сбой, деньги вернут на счет.
Можно ли защититься от двойного списания сумм с карты
Нельзя на 100% исключить вероятность задвоения операций по счетам и картам клиента, но снизить риск можно:
Более подробно о правилах безопасного пользования банковскими картами, читайте в отдельном обзоре.
Как вернуть дважды списанные деньги
Чтобы вернуть дважды списанную с карты Сбербанка сумму следуйте инструкции:
Сбербанк пояснил, что при двойном списании он может рассматривать обращение максимум до 120 дней. Но как правило это относится к онлайн-расчетам на крупные суммы.
Откуда «лишние» списания при оплате проезда картой?
На самом деле они вовсе не лишние. Объясняем, почему так происходит и как проверить действительные списания.
Система оплаты проезда бесконтактными банковскими картами работает исправно и без сбоев. Однако пассажиры замечают якобы повторные списания денег уже после оплаты за билет. В чём тут дело?
Всё дело в особенности системы — деньги за проезд списываются с карты много позже самой поездки. Именно такие случаи ошибочно и принимают за повторное списание. Хотя это, конечно, не так.
Происходит такое потому, что автобус находится в движении, и терминал не всегда может сразу связаться с банком, принимающим платежи. При этом пассажир всё равно получает билет (если его карта не находится в «чёрном» списке). Деньги же банк списывает позднее. Причём такая задержка возможна до 28 суток.
Дополнительно вводит в заблуждение информация от банка (например, в СМС), когда там указывается дата списания, а не поездки. Неудивительно, что многие пассажиры принимают такое списание за повторное.
Кстати, о возможности изменения такого режима работы ПАТП № 1 уже ведёт переговоры с производителем терминалов.
А вот по-настоящему лишнее снятие денег может произойти только в случае серьёзного сбоя системы. Но тогда ПАТП № 1 обязательно вернёт деньги пассажирам.
Что делать при лишнем списании денег с карты?
Проверьте поездки и списания в личном кабинете здесь. Чтобы войти в кабинет, нужно ввести номер карты и код с картинки.
Если ошибочное списание с карты всё же было, то сообщите об этом на card@mupatp1.ru или по телефону: +7 (8172) 27-29-60.
По возможности уточните дату поездки, примерное времени посадки, номер маршрута и номера автобуса (бортовой или регистрационный).
Важно!
Уже сейчас по терминалу можно расплачиваться за проезд одной картой неограниченное количество раз. ПАТП № 1 и Сбербанк ввели такую возможность по просьбам самих пассажиров. Будьте внимательны и не прикладывайте карту к терминалу более одного раза, чтобы не купить «лишних» билетов.
Почему деньги за проезд списывают с карты дважды
Некоторые пользователи банковских карт могут получить SMS о том, что с их карты только что списали деньги за проезд даже среди ночи. Причем транспорт в это время не работает. И они сами, конечно же, никуда не едут. Такие случаи не единичны. Иногда транспортникам удается списать деньги с карт за одну поездку дважды. В некоторых случаях — трижды. Почему им это удается и как с этим бороться — в этой статье.
Как работает оплата банковской картой поездки на транспорте
Уже большинство пластиковых карт поддерживают бесконтактную оплату. По этому алгоритму не требуется куда-либо вставлять карточку, вводить пин-код, получать трехзначный код с оборота. Списывать с карты можно только небольшие суммы, но транспортным компаниям (например, подмосковная система Стрелка) это вполне подходит. Они просят оплатить поездку, получают данные с карты и выдают чек.
Сложности реального использования
В идеале при контакте со средством оплаты пассажира деньги должны немедленно списаться с его карты. Но автобусы, троллейбусы, трамваи и электрички вовсе не идеальны. И ездят иногда там, где плохо работает интернет. Поэтому данные о том, что деньги списаны, поступают не всегда вовремя. Чтобы не задерживать пассажира, они осуществляют следующий набор операций:
Почему SMS о списании с карты приходят позже (ночью, в другой день, в другое время)
Потому что то, что не получилось немедленно, может быть повторено уже значительно позже. Повторные попытки списать с пассажира деньги могут быть предприняты в любое время. Все зависит от текущей загрузки информационной системы, внутрибанковских процессов, особенностей клиринга с платежными системами.
Иногда бывают случаи, что сообщения о том, что транзакция прошла успешно, приходят даже не через часы, а через сутки. На одном популярном банковском форуме существует свидетельство о том, что иногда задержка составляет недели (правда, тут еще могут наложиться проблемы с доставкой SMS с оповещением).
Почему за одну поездку деньги списываются несколько раз
А вот здесь скрыта вся суть такого способа оплаты. Если клиент находится в магазине или у банкомата, то правила международных платежных систем напрямую запрещают повторные попытки списать деньги, если первая попытка завершилась отказом банка клиента. По любому основанию. Считается, что первая попытка — это уже вся транзакция и больше к владельцу карты вопросов быть не может.
Совсем другая ситуация возникает в том случае, если окончательного ответа от банка, выпустившего карту, пока не поступило. По любой причине. Например, в связи с тем, что в момент прохода в транспорт был сбой связи и нестабильный интернет. Получается, что банк имеет незаконченную транзакцию и по ней он имеет право несколько раз запрашивать списание денег. На случай, если вдруг данные о первом запросе потерялись где-то между автобусом и банками.
В итоге, если «уцелеют» сразу несколько запросов, обработаться могут они все. Ничего страшного, правда, это в себе не таит. Теоретически. Потому что затем должна произойти автоматическая сверка расчетов и в результате на одну операцию остаться одно списание. На практике, правда, судя по жалобам клиентов, так бывает не всегда.
Как обезопасить себя от мошенничества и сбоев при оплате картой транспорта
Самый лучший способ — выпустить дополнительную карту, привязанную к основному счету. В этом случае даже если проблемы и случатся, сумма потерь будет весьма ограниченной. Заодно меньше риска того, что платежное средство может быть потеряно, украдено, его реквизиты могут стать известны злоумышленникам.
Объясняет юрист: списали два раза деньги за отель, что делать?
Что случилось
Один из самых популярных сервисов – Booking.com. В феврале этого года Мария Школьникова* забронировала на две ночи отель в Стамбуле. Полную предоплату списали 8 мая, а потом 14 мая – в день самого заезда в отель. Девушка написала в службу поддержки сервиса и отеля, от Booking.com получила следующее указание:
Средства на счет были возвращены, об этом сообщил владелец отеля, а возврат средств составил несколько рабочих дней.
Что говорит Booking.com?
В правилах сервиса указано, что «компания Booking.com ни при каких обстоятельствах не действует в качестве лица, реализующего продукт или услугу». На сайте пользователи могу внести данные своей банковской карты, это необходимо или для полной оплаты отеля, или для оплаты залога. В правилах сказано, что платеж осуществляется через платежную систему стороннего провайдера сразу на счет поставщика поездки. «Каждый платеж, который мы обрабатываем от имени поставщика поездок и который ему переводится, является оплатой (части) стоимости забронированного вами продукта или услуги и учитывается при окончательном расчете», – указано в правилах.
Что говорят эксперты
Дмитрий Лесняк, руководитель GR практики юридической компании BMS Law Firm, объясняет, что подавать претензию можно как агрегатору, так и отелю, так как первый в данном случае выступает представителем отеля. При этом ответственность за двойное списание зависит от внутренней политики и соглашения между партнерами. «Вопрос в том, имеет ли возможность отель запрашивать двойную оплату через площадку. Если соглашением это не предусмотрено и такой возможности у отеля не было, то ответственность будет нести агрегатор. Поэтому для оценки ситуации надо знать нюансы этого соглашения. Не стоит исключать и вероятность того, что ошибку допустил банк, дважды выполнив запрос», – предположил Лесняк.
По словам руководителя департамента контроля качества Национальной юридической службы Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × Нуриды Ибрагимовой, в представленной ситуации действия владельца агрегатора подпадают под понятие неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК). «По закону о защите прав потребителей ответственность владельца агрегатора предусмотрена за предоставление недостоверных сведений о себе, товаре/услуге/работе или продавце/исполнителе. Во всех остальных случаях необходимо руководствоваться общими правилами возмещения ущерба», – отмечает она. При этом Ибрагимова подчеркивает, что сначала нужно определиться со статусом владельца агрегатора: если он является агентом исполнителя, то обогатившимся за счет потребителя является конечный получатель денег, то есть владелец агрегатора создает правоотношения между отелем и потребителем, а права и обязанности возникают в конечном счете непосредственно у отеля. «Исключением является только предоставление недостоверных сведений о товаре, работе, услуге, продавце, когда ответственность несет непосредственно владелец агрегатора, но этот случай не относится к таковым. Чтобы не ошибиться с выбором ответственного лица, претензии необходимо направить обоим участникам процесса предоставления услуг – владельцу агрегатора и продавцу», – советует Ибрагимова.
Если в период претензионного урегулирования спора не удалось определить виновника, то в исковых требованиях ответчиками необходимо также привлекать обоих – владельца агрегатора и исполнителя. И в судебном процессе при установлении обстоятельств неправомерного списания денежных средств будет понятен статус каждого из привлекаемых к ответственности лиц. В зависимости от того, кто обогатился за счет потребителя, тот и будет ответчиком в дальнейшем споре.
1) Имейте в виду, что ответственность за двойное списание, как правило, лежит на отеле, а не на агрегаторе.
2) Обратитесь в службу поддержки агрегатора, там вам помогут связаться с отелем. Как правило, спор удается решить в досудебном порядке.
3) Если дело дошло до суда, то иск стоит подавать о незаконном обогащении как в отношении агрегатора, так и в отношении исполнителя. В процессе будут установлены обстоятельства неправомерного списания денежных средств, после чего будет понятно – кто именно будет выступать ответчиком (тот, кто незаконно обогатился).