что делать если совершила намаз раньше азана
Могу ли я читать намаз, когда до следующего намаза осталось всего пять минут?
Вопрос:
Могу ли я начать совершать зухр-намаз, когда до наступления намаза аср осталось пять минут?
Ответ:
Одним из обязательных условий всех пяти фарз- намазов является совершение намаза именно в тот отрезок времени, который отведён на его совершение. Например, человек не может совершить обеденный (зухр) намаз до тех пор, пока не наступит период, который отведён для его совершения. Следовательно, время совершения того или иного фарз-намаза начинается с момента наступления этого отрезка времени и заканчивается с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Отрезок времени, отведённый на совершение утреннего намаза, начинается с истинного рассвета, то есть сразу после времени ночного намаза, но заканчивается не с наступлением времени следующего намаза, то есть обеденного, а с восходом солнца.
Исходя из этого, в любой момент этого отрезка времени человек может совершить тот или иной фарз-намаз, относящийся именно к этому отрезку времени. А если человек не успеет совершить намаз вовремя, то он в любом случае должен возместить его. А в какое именно время он должен возместить пропущенный намаз, зависит от причины, по которой он не успел совершить его вовремя.
В любом случае каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам и стараться совершать их сразу же, как наступает их время – в начале отрезка времени, отведённого для них. Нельзя откладывать намаз без уважительной причины до тех пор, пока не останется времени, достаточного завершить весь намаз. Но не будет греха в том, чтобы начать намаз в тот момент, когда до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое он может завершить свой намаз, но удлинённый намаз уже не уложится в этот отрезок.
В книге «Аль-Маджмуʻ Шарх Аль-Мухаззаб» об этом пишется следующее:
«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведенного на его совершение, если остается время, достаточное для завершения всего намаза до окончания отрезка времени. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя».
То есть если всё-таки вышло так, что у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, должен как можно скорее начать совершать намаз. Если человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ
«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя». (Бухари 579, Муслим 608)
Однако всё вышесказанное не означает, что можно откладывать намаз на самый последний момент. Ни в коем случае нельзя этого делать. Речь идёт об исключительных случаях, когда человек по веским причинам не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого на его совершение. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к своим намазам, стараясь совершать их сразу же, как наступает время, отведённое для него.
Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан следующего намаза?
«Тот, кто успел на первый ракаат намаза, успел и на весь намаз»
Вопрос: Если при совершении намаза прозвучит азан следующего намаза, то будет ли действительным совершаемый намаз?
Ответ: Одним из обязательных условий намаза, является наступление его времени. Например, мы не сможем совершить полуденный намаз до наступления его времени. Время совершения намаза начинается с момента наступления времени этого намаза, и истекает при наступлении времени следующего намаза. Приведем следующий пример:
Допустим, что человек припозднился с совершением полуденного намаза и скоро должно наступить время послеполуденного намаза. Он, не медля ни секунды, приступает к полуденному намазу, но прочитав только один ракаат, наступило время послеполуденного намаза, а ему еще нужно прочитать три ракаата. Что же делать? В этом случае он должен продолжить свой намаз и довести его до конца. Так как в одном из хадисов говорится:
«Тот, кто успел на первый ракаат намаза, успел и на весь намаз».
Точно так же вечерний намаз продолжается до тех пор, пока не наступит время ночного намаза. Если до наступления времени ночного намаза мы успели совершить один ракаат вечернего намаза, то в этом случае нам необходимо завершить оставшиеся два ракаата намаза.
Однако все вышеописанное не означает, что именно так и нужно совершать намаз. Это относится лишь к тем случаям, когда по какой-то причине человек не смог совершить намаз в начале его времени. Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к тому, чтобы совершать намаз в самом начале его времени, не откладывая его на последние минуты перед наступлением следующего намаза.
Особенно внимательным нужно быть при совершении утреннего и послеполуденного намазов. Совершать намаз во время восхода солнца и его заката считается макрухом, из-за схожести с теми, кто поклоняется солнцу. Поэтому утренний намаз необходимо завершить до начала восхода, а послеполуденный намаз следует завершить до начала захода солнца. При этом, если человек успел сделать один ракаат послеполуденного намаза до наступления времени вечернего намаза, то он точно так же завершает оставшиеся три ракаата, и намаз считается выполненным. Однако если солнце взойдет до того, как человек завершит утренний намаз, то в этом случае намаз будет нарушен, и его необходимо будет возместить.
Об установлении определенного времени ожидания между азаном и икъаматом
Вопрос № 148:
«Является ли нововведением установление в мечети определенного времени ожидания после азана до икъамата?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверной Сунне, что Пророк ﷺ сказал:
صلوا كما رأيتموني أصلي
«Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее»[1].
Это касается всех мусульман, выстаивающих молитву, будь то имам, молящийся за ним или делающий намаз один. Наш Пророк ﷺ подал пример молитвы во всех ситуациях: он был и имамом в намазе, и молился за имамом, а также молился один, как это передается в достоверных сборниках Сунны. И нет сомнения, что совершающий молитву человек должен смотреть на то, как молился Посланник Аллаха ﷺ.
К этой же теме относятся и вопросы, касающиеся азана и икъамата, потому что данные действия также имеют отношение к молитве. Поэтому те братья, которые являются имамами и муаззинами в мечетях, должны в таких вопросах следовать только Сунне нашего Пророка ﷺ и никому иному.
Что же касается икъамата, то известно, что для совершения каждой молитвы Пророк ﷺ определял ее примерное время. При этом он не приказывал совершать молитву «аз-Зухр» через 15–20 минут после азана. Однако из практики его жизни было видно и ясно, как именно он ее совершал. То же самое касается утренней, вечерней и ночной молитв, для каждой из которых было определено время, когда Пророк ﷺ приказывал сказать аль-икъамат и совершал молитву.
Имаму недостаточно просто проводить молитвы и уметь красиво читать Коран. Он должен обучаться и знать все тонкости, которые касаются азана и икъамата, азкаров (поминаний Аллаха) относительно различных ситуаций, а также самых главных, основополагающих постулатов религии. Обычные люди часто обращаются к имамам с вопросами о религии, и когда спрашивают о халяле и хараме, эти имамы должны, безусловно, обладать основными знаниями.
Что касается вопросов, касающихся самой молитвы и всего того, что связано с мечетью, — имамы должны иметь более глубокие знания, так как это их специализация. По поводу же остальных вопросов повторю: им достаточно получить хотя бы базовые знания.
Здесь следует выделить два основных правила:
— во-первых: необходимость следования Сунне Пророка ﷺ;
— во-вторых: чтобы эти действия совершались для блага молитвы.
В полномочия имама входит то, что он может либо задержать молитву, либо совершить ее пораньше, но при условии, чтобы все это было для блага молитвы. Не дозволяется имаму подстраивать молитву для его личного блага, а также для блага одного молящегося, который приходит к нему, будь то президент, король или министр и т. д., статусы и полномочия верующих здесь не имеют значения!
Рассмотрим пример. В каком-то селении мечеть находится так далеко, что не все могут подойти на молитву сразу после азана. В таком случае, исходя из пользы для этой молитвы, привлекая к ней большее количество людей, можно ненадолго отложить ее, совершив через 20 или 25 минут после азана, для того чтобы все успели собраться. Если это согласовано между имамом и джама’атом и более удобно для них, то нет тут ничего страшного. Но неприемлемо откладывать молитву на длительное время, такое как час или полтора. Ведь понятно, что невозможно удовлетворить одновременно всех сразу в подобных вопросах.
Что же касается установления определенных периодов, таких как 15, 20 или 30 минут, когда нельзя ни на минуту позже или раньше начать молитву, — всему этому нет основы в Шариате, и подобное не имеет отношения к Сунне нашего Пророка ﷺ. Однако, повторю, джама’ат, на основе того, что известно из Сунны Пророка, ﷺ и того, что является полезным для данной молитвы, согласовывает время совершения молитвы, все собираются в это время и совершают ее вместе.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
9 Джумада аль-уля 1440 г. (15.01.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 631, т. 1, с. 128; Сунан Ад-Дарими, хадис № 1288, т. 2, с. 796.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан на следующий намаз?
Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан на следующий намаз?
Совершение намаза в начале отрезка времени, отведённого на его совершение, является одним из лучших деяний мусульманина. Однако не всегда и не каждому удаётся придерживаться этой благородной сунны, хотя это является деянием, которое Всевышний Аллах любит больше всего.
От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
« Я спросил у Посланника Аллаха ﷺ : «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?»Он ответил: «Намаз, совершаемый в установленное для него время» ». (Муслим)
Даже занимаясь всякими ненужными делами, мы откладываем совершение намаза вплоть до того, что до азана к следующему намазу не остаётся времени, достаточного для полноценного совершения намаза. Мы здесь не говорим о тех, кто откладывает намаз и не совершает его в своё время или вообще не совершает.
В любом случае намаз, совершённый в течение отрезка времени, отведённого на его совершение, считается действительным. Но стоит отметить, что за такой намаз человек получает значительно меньше вознаграждения, чем за намаз, совершённый сразу.
الأول من الصلاة رضوان الله، وفي آخره عفو الله الوقت
« Награда за намаз, сделанный в начале отведённого для его совершения отрезка времени – довольство Всевышнего Аллаха, а награда за намаз, совершённый в конце этого отрезка времени – прощение от Всевышнего Аллаха ». (Тирмизи)
Однако есть мнение, что намаз лучше откладывать до конца, то есть на последние минуты перед наступлением отрезка, отведённого для совершения следующего намаза. Однако основополагающее и неоспоримое мнение в шафиитском мазхабе гласит, что однозначно лучше совершить намаз сразу.
Абу Аль-Валид Аль-Маккий передаёт от Имама Аш-Шафии:
ИмамАш-Шафии в этом мнении полагался на множество хадисов, в том числе нате, которые мы привели выше, и на 148-й аят суры Аль-Бакара, в котором говорится:
(смысл): « Стремитесь же опередить друг друга в благих делах ». (сура Аль-Бакара, 148)
Тем не менее, время совершения того или иного фарз-намаза заканчивается только с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Поэтому разрешается откладывать намаз, даже без уважительной причины, до тех пор, пока до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое можно его завершить.
Что же касается ситуации, когда до окончания отрезка времени для намаза не остаётся времени, за которое можно завершить его, то надо посмотреть. Если до наступления времени следующего намаза человек успел совершить хотя бы один ракаат своего намаза, то ему необходимо завершить оставшиеся ракааты.
Иесли человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.
Имам Ан-Навави об этом пишет следующее:
« Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведённого на его совершение, если остаётся достаточно времени для завершения всего намаза до окончания отрезка. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя». (« Аль-МаджмуʻШарх Аль-Мухаззаб»)
Итак, у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, немедля ни секунды, приступил к совершению этого намаза. Но после одного ракаата наступило время следующего намаза, иначе говоря, прозвучал азан кследующему намазу. Как отметили выше, в этом случае он должен продолжить свой намаз и довести его до конца, ибо тот, кто успел на первый ракаат намаза, успел и на весь намаз.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ
« Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя ». (Бухари 579, Муслим 608)
Однако эти слова Пророка ﷺ вовсе не означают, что именно так и нужно совершать намаз. Всё вышеописанное относится лишь к тем случаям, когда человек по какой-то причине не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого для него.
Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к тому, чтобы совершать намаз сразу, не откладывая его на последние минуты перед наступлением следующего намаза.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Как делать намаз, если…
Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?
Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.
Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?
Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.
У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?
Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.
Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?
К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.
Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?
Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!
Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?
Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.
Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?
Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.
Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.
Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?
В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:
Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.
Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».
У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?
Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.
В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?
Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.
После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?
Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.
Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?
Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.
Можно ли делать намаз во время азана?
Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.
Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?
Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.
Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?
Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.
Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?
В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).
Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?
После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.