что делать если сорвался лифт
Падение в бездну: можно ли выжить в падающем лифте?
Наверняка у вас хоть раз возникала пугающая, но мимолётная мысль о том, что лифт, в котором вы едете, может упасть. Каковы же шансы выжить в такой аварии? Попробуем прикинуть.
Можно ли выжить в падающем лифте
Да, во многих случаях есть вероятность того, что вы останетесь живы, даже если трос оборвётся. Для безопасности пассажиров предусмотрено несколько технологий, среди которых двойной трос и пружина в шахте.
Кабина лифта обычно крепится не на один, а на два и более тросов. При этом каждый из них способен выдерживать вес кабины с пассажирами. Если один из тросов оборвётся, лифт наклонится и остановит движение, но не упадёт. У пассажиров будет возможность вызвать аварийную службу и дождаться бригаду в накренившейся кабине.
Конечно, эти пружины слабо снизят силу удара, но теоретически могут спасти жизнь
Но основная технология, которая защищает пассажиров от гибели — это система автоматического торможения лифта. Если кабина начинает падать, срабатывает механизм, который более-менее плавно останавливает её в шахте. Даже если он не сработает полностью и не остановит кабину, то сможет значительно снизить скорость падения и силу последующего удара.
Изобретение такого ловителя принадлежит Элайше Отису, который придумал прикрепить на крышу пружину, крепящуюся к тросу, которая без натяжения (при обрыве троса) выгибалась и превращалась в распорку, останавливающую падение лифта. Сейчас это изобретение значительно усложнено, но суть остаётся прежней — при обрыве троса появляется блок, который не позволяет кабине двигаться вниз по шахте.
Огромную роль в шансах на выживание играет высота, с которой падает лифт. Так, при падении с 3-го этажа, даже без учёта пружины, есть все шансы обойтись «всего лишь» переломами ног. А вот если лифт падает с пятого этажа и выше — то здесь риск погибнуть резко увеличивается.
Как сохранить жизнь в падающем лифте
Итак, рассмотрим несколько простых советов, которые помогут вам выжить в аварийной ситуации:
Нужно ли прыгать в момент столкновения
Есть байка, что достаточно просто прыгнуть в момент столкновения лифта с дном шахты — и всё, никакого удара не будет. Или будет, но сильно смягчённый. К сожалению, это миф. Даже если мы предположим, что вы смогли в закрытой кабине точно просчитать время до удара (что крайне маловероятно, учитывая, что лифт редко падает дольше 4–5 секунд), то нам всё равно ещё предстоит потягаться с обычной физикой.
Истории выживших
В 2016 году в Китае, в городе Шэньчжэнь, мужчина чудом выжил после падения с 30-го этажа. По какой причине сорвался лифт, неизвестно, но китаец чудом остался жив. Немаловажную роль в его выживании сыграло то, что сразу после падения мужчина оперативно вызвал скорую помощь — иначе он мог бы скончаться от полученных травм.
А в 2018 году жертвой падения лифта стал уже россиянин. В московском сорокаэтажном жилом комплексе мужчина пролетел в сорвавшемся лифте 20 этажей и остался жив. Его спасло автоматическое торможение лифта — иначе его «свободный полёт» длился бы вдвое дольше, и благополучный исход был бы куда менее вероятен.
В 2012 году в Санкт-Петербурге двое пассажиров падающего лифта (высота не уточняется) отделались черепно-мозговыми травмами и переломами, но остались живы. Их спасла вовремя сработавшая система автоматического торможения.
Лифтовой ловитель, сработавший вовремя, способен сохранить жизнь
Ваше выживание в падающем лифте мало зависит от вас. В этот роковой момент всё решает качество автоматики, надёжность систем безопасности и высота, на которой оборвались тросы.
Падение лифта
Лифт считается самым безопасным видом транспорта в мире. Современные системы оснащены специальными устройствами, обеспечивающими безопасность пассажиров. Несмотря на это, падения лифтовых кабин все же случаются. Рассмотрим, как выжить в падающем лифте, какие действия стоит предпринять, а чего лучше не делать.
Поломки, которые приводят к падению лифта
Основные факторы, которые могут привести к падению:
Распространенные поломки, которые приводят к проблеме:
Поломки свойственны не только старым лифтам. В новостройках при усадке нередко выгибаются направляющие противовеса. Если этот груз упадет, возможно падение лифтовой кабины в шахту.
Статистика падения кабин лифта в России
В России более полумиллиона лифтов. Из них примерно треть является сильно изношенными, к потенциально опасным относятся около 50 тыс. единиц. Низкое качество оборудования в первую очередь связано с отсутствием строгого контроля государственных структур. Кроме того, в разных регионах встречаются лифты с высокой степенью износа, можно найти даже дореволюционные модели.
К сожалению, официальная статистика подобных происшествий не ведется. По примерным подсчетам в России ежегодно происходит около 30-40 аварий в опасных лифтах, в результате которых пассажиры погибают или получают телесные повреждения различной степени тяжести.
Скорость падения лифта
Скорость падения человека составляет около 35 м/c уже через 5 с после обрыва троса. Тело давит вниз на пол не всем весом, ведь пассажир падает не только относительно шахты, но и относительно кабины. При этом не имеет никакого значения сопротивление воздуха. Однако воздушные массы все же могут смягчить силу удара, сыграв роль импровизированной подушки.
Как можно сохранить жизнь в падающем лифте
Простые рекомендации, которые помогут выжить при возникновении нештатной ситуации, если лифт падает:
В последнем случае стоит помнить о некоторых рисках. Во-первых, можно получить серьезную черепно-мозговую травму. Во-вторых, после удара пол может развалиться, и острые обломки повредят жизненно важные органы. Несмотря на все риски, положение лежа все же считается самым оптимальным, и существенно повышает шансы выжить при аварии.
Какие действия опасны при падении
На просторах интернета можно встретить советы, которые являются не только бесполезными, но и могут стоить пострадавшему жизни. Прыжок вверх для смягчения приземления. Скорость кабины будет слишком высокой, и пассажиру просто не удастся подпрыгнуть. Однако если удариться о потолок, возрастает риск получения тяжелых травм.
Системы, защищающие от силы удара при падении в современных лифтах
В настоящее время безопасность пассажиров в лифте обеспечивает множество механических и электронных устройств. Самым главным элементом считаются так называемые ловители. При превышении определенной скорости срабатывает особый механизм, и кабина постепенно останавливается по принципу торможения. Все системы безопасности при возможном падении можно условно разделить их на следующие виды:
Отличие заключается по характеру процесса остановки.
Блокировка лифтовых тросов
Тросы надежно фиксируются на кабине с помощью особых шкивов. Это детали, расположенные вверху в шахте, которые плотно захватывают стальные канаты. Тросы крепкие и надежные, поскольку состоят из множества металлических нитей. Иногда они все же рвутся, но даже при обрыве большей части канатов, оставшиеся элементы тяговой системы удержат конструкцию.
Для предотвращения аварий, на кабине или противовесе устанавливаются ловители. Они производят захват направляющих для остановки лифта, и его фиксации на любой высоте.
Ограничитель скорости лифта
Это специальные аппараты, которые контролируют скорость движения кабины и противовеса. Они срабатывают в том случае, когда предельная скорость опускания лифта превышает нормативные показатели, установленные для конкретной модели. После срабатывания ограничителей приводятся в действие и ловители плавного торможения.
Устройства для смягчения удара при падении
Что стоит предпринять, чтобы снизить риск падения лифта в МКД
Максимальный срок эксплуатации составляет 25 лет. Если по истечении этого времени устройство продолжает работать, необходимо вызвать технических специалистов для проведения качественной диагностики всех систем безопасности и ходовой части конструкции.
Жильцы должны быть внимательными и при возникновении подозрений на неисправность сообщать об этом в обслуживающую организацию. Признаки, указывающие на возможное падение лифтовой кабины:
Не стоит впадать в панику, если лифтовая кабина внезапно наклонилась. Современные системы безопасности позволяют предупредить тяжелые последствия падения. Таким образом, собственникам МКД стоит интересоваться состояниям лифтового оборудования в доме. И если выяснится, что конструкция не оборудована системами безопасности при падении, следует требовать замену или модернизацию. Тем более, что существуют региональные и федеральные программы, направленные на снижения травматизма при работе лифтов в жилых зданиях.
Четверо красноярцев оказались в падающем лифте. Почему такое происходит в новостройках?
В красноярской новостройке на днях едва не рухнул лифт. Несколько пассажирок и ребенок сначала заметили подозрительную тряску, а затем несколько рывков, похожих на падение. К счастью, все пассажиры оказались целы. Аварийные ситуации в лифтах происходят нередко. Обычно спасает система экстренного торможения, а сама кабина почти никогда не падает в шахту.
В Красноярске три женщины и ребенок ехали в лифте нового дома, когда его несколько раз дернуло. Пассажиры были уверены, что кабина начала падать в шахту. Никто не пострадал: лифт успешно доехал до нужного этажа, открыл двери, и люди спешно вышли. Однако видео с камеры наблюдения в лифте быстро разлетелось по Сети.
Распространенная причина
Директор управляющей компании «Смарт-Сити», которая отвечает за обслуживание новостройки, Элеонора Еремеева рассказала «360», что причиной этого стал перегруз лифта, произошедший чуть раньше.
«Один собственник из квартиры с 18-го этажа вывозил строительный мусор. Произошел перегруз лифта и неправильное распределение мусора. Более тонны было загружено в лифт к одной стенке, произошел перекос. В результате перекоса задней стенки произошла разбалансировка направляющих», — объяснила она.
В этот же день, по словам директора УК, подрядная организация исправила все недочеты.
Однако вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров не согласен с такой версией произошедшего. По его опыту, при перегрузе лифта кабина должна заблокироваться, то есть собственник или его грузчики просто не смогли бы спустить слишком много мусора за один раз.
«Здесь, скорее, мусора накидали, может, даже металлические части попали. Или не должным образом контроль за направляющими был осуществлен», — уверен он.
По словам Алексея Захарова, одной из самых распространенных причин подобных «падений» лифтов в новостройках являются строительные работы и тот мусор, который неаккуратно перевозят в кабине.
«Основное — когда сыпучие материалы, мусор, грязь попадают в шахту лифта. Направляющие для работы лифта смазываются маслом, чтобы они шли мягко, а если пыль попадает на масло, появляются наросты, это вызывает и вибрацию, и шум, и в редких случаях вот такие подклинивания», — объяснил он.
Захаров добавил, что новостройки всегда требуют повышенного внимания, в том числе и из-за того, что происходит усадка постройки.
Иллюзия падения
При этом Захаров отметил, что у людей часто возникает ощущение падения в лифте. Главной причиной такой «иллюзии падения» он назвал увеличение скорости движения.
«Это бывает по разным причинам, но все средства безопасности настроены таким образом, что при увеличении скорости движения более чем на 15% срабатывает механическое устройство остановки кабины в шахте. Это сопровождается определенным толчком и замедлением», — объяснил он.
В таких ситуациях кабина блокируется тормозом. Чтобы лифт снова поехал, нужно снять его с уловителя — вызвать специалиста. Механики аварийной службы работают по специальной методике, пытаться выбраться самостоятельно ни в коем случае нельзя.
Просто так исправный лифт упасть не может. Люди часто боятся того, что в шахте оборвутся тросы, но, как объяснил Захаров, это едва ли возможно, если не происходит, например, взрыва. Дело в том, что лифт подвешивается на трех канатах с десятикратным запасом прочности у каждого.
Чтобы их одномоментно порвать, нужно такое воздействие, как в фильме „Скорость“, где взрывали эти тросы. Система лифта — это два груза: кабина и противовес. Они передвигаются за счет того, что канат перекинут через лебедку, и лебедка крутится либо в одну сторону, либо в другую. Пока эти массы подвешены, упасть невозможно
Также, успокаивает эксперт, не может лифт упасть и в случае отключения электричества: в такой ситуации автоматически срабатывает аварийный тормоз и лифт «застревает». Не поедет лифт и в том случае, если на одном из этажей или в самой кабине открыты двери.
«Если в кабине не сработал датчик верхней остановки или нижней, то есть она проехала чуть выше или чуть ниже остановки, также сработает система экстренной остановки, наложится тормоз. Тоже будет ощущаться некомфортное замедление, но оно в пределах санитарных норм», — добавил Захаров.
«Все это сертифицировано на таких значениях, которые не нанесут ущерб человеку. Плюс положено ежегодно проверять техническую исправность», — заключил он.
Когда на лифте ехать нельзя?
Первые бытовые признаки неисправности лифта, как рассказал «360» Алексей Захаров, должны стать сигналом для управляющей компании о том, что техника требует обследования и ремонта. Жителям же рекомендуется обращать внимание на следующие факторы:
1) Двери лифта должны закрываться плотно, допустимый зазор — два-три миллиметра.
2) Кабина должна останавливаться с разницей не более 35 миллиметров с полом, больше — это уже повод для беспокойства.
3) При движении кабины не должно ощущаться резких толчков, дерганий, резких посторонних звуков.
4) Лифт должен приезжать на тот этаж, откуда его вызвали, иначе это ошибка управления.
5) Не должно быть запаха гари.
Более того, заметил эксперт, по правилам на первом этаже у каждого лифта должна быть табличка с информацией: что это за лифт, его номер, когда его испытывали, контактные данные для связи с обслуживающей организацией.
«Естественно, нужно соблюдать технику безопасности и условия пользования лифтом. Самая опасная часть лифта — это дверной проем. Соответственно, ни снаружи, ни изнутри самостоятельно воздействовать на двери нельзя», — отметил Захаров.
Также нельзя завозить детей в коляске — их нужно вынимать, потому что коляска может застрять, если лифт двинется. Не следует и вылезать из кабины, если лифт остановился и если двери открылись или их удалось открыть самостоятельно, потому что падение в шахту зачастую происходит при попытке выпрыгнуть из лифта, заключил эксперт.
В Казани узнали, можно ли выжить при падении лифта и как вернуть iPhone, упавший в шахту
Не так давно похожий инцидент в Москве закончился гибелью женщины. Тогда в ЖК «Алые Паруса» кабина сорвалась в шахту с высоты седьмого этажа.
О том, почему падают лифты, можно ли выжить в кабине, несущейся вниз, мы узнали у генерального директора ООО «Лидер-Лифт» Виктора Шаронова.
«На Баки Урманче лифт не падал. Однозначно. Чтобы лифт упал, должно совпасть множество факторов»
— Виктор Сергеевич, расскажите для начала, что же именно произошло в сентябре на Баки Урманче? Почему кабина лифта сорвалась?
— Пока точной информации ещё нет, и выводы делать еще рано. Могу сказать лишь, что лифт не падал. Однозначно. Дело в то, что падение лифта влечёт за собой серьёзные разрушения. Вдобавок, чтобы лифт упал, должно совпасть множество факторов. Это и обрыв канатов, и выход из строя множества приборов безопасности, как механических, так и электрических.
Механические приборы вывести из строя очень тяжело, даже я бы сказал, близко к невозможному. Исключение, конечно, если нет вообще никакого обслуживания, и лифты не проходят ежегодную проверку, если ведётся хотя бы незначительное обслуживание, то падать он никак не мог. «Падение лифта» скорее связано с психологическим восприятием. После того, как лифт жёстко садится на ловители, в сознании человека чётко закрепляется мысль, что кабина падала. Фактически, такого не было.
Есть множество примеров, когда люди звонят и жалуются, что кабина упала, пролетела 5 метров, ударилась… Начинаем разбираться и выясняем, что кабина просто жёстко села на ловители, так как мягкой посадки не бывает. Ловитель лифта – это механический прибор, удерживающий кабину при возникновении экстремальной ситуации. В первую очередь, при превышении скорости, но срабатывание может произойти и по ряду других причин.
Как правило, застревают подростки и пьяные компании, которые в кабине начинают качаться или подпрыгивать, чем и вызывают срабатывание. Лифт воспринимает это кратковременное ускорение, как сигнал о возможном падении и вытягивает механизм ловителей, которые очень жёстко фиксируют кабину на направляющей. А снова запустить лифт может только электромеханик. Падения кабины, повторюсь, произойти там не могло. Это бы однозначно вызвало разрушение шахты. Вообще, падение лифта может быть связано только с обрывом всех канатов и каната ограничителя скорости. Таких случаев на моей памяти в нашем городе не было.
Шансы выжить при падении лифта достаточно высоки. При падении с пятого этажа, скорее всего, травмы ограничатся переломом ног
— Второй вопрос связан со страхом очень многих жителей нашей страны. Можно ли выжить при падении кабины лифта в шахту?
— Повторюсь, падения лифта, как такого, просто не может быть. Если перевести на проценты, то это будет даже ниже 0,001%. Из 100 000 – 200 000 лифтов, которые находятся в ежедневной эксплуатации, один – два случая в год.
Возможен еще вариант проскальзывания канатов, что приведёт к повышению скорости снижения лифта. А превышение такой скорости на 15% вызовет уже посадку на ловители. За это время, лифт может пройти 1-2 метра.
— Жители многих казанских многоэтажек жалуются на старые лифты. Каков вообще срок эксплуатации оборудования?
— В Казани, на самом деле, всё не так плохо. Есть программа замены лифтов в городе, которая каждый год выполняется на 100%. Есть города, где до 80% лифтов отработали свой нормативный срок службы, в отличии от нашего города, где ситуация намного лучше. Срок службы, определённый ГОСТом, 25 лет.
После 25 лет работы лифта производится либо его замена, либо его диагностирование. Экспертная организация выдаёт заключение о возможном сроке продления эксплуатации на 3 – 5, а может быть и больше лет. В таком случае нет проблем, лифт будет работать дальше, и работать надёжно. Следует отметить, что экспертные организации, выдающие такие разрешения, несут серьёзную ответственность.
— Известны ли вам смертельные случаи, связанные с падением лифтов, которые произошли в нашем городе?
— В нашем городе не припоминаю. Реальное падение кабины лифта в шахту, наверное, было только при пожаре в «Останкино» в 2000-м году. Здесь был стопроцентный фактор – перегорание стальных канатов, которые собраны из множества проволочек. При высокой температуре свойства металла меняются и возможен обрыв. Как раз из-за этого, кстати, в шахте лифта запрещены сварочные работы вблизи канатов. Поэтому, если варить что-то необходимо, то канаты должны быть закрыты. Даже кратковременное прикосновение сварочного электрода к натянутому канату, вызовет его мгновенный обрыв.
— Расскажите, что нужно сделать, чтобы не застрять в лифте?
— Чтобы не застрять, нужно соблюдать правила, вывешенные в кабине лифта. Не качаться, не прыгать, не курить, не перевозить легковоспламеняющиеся вещества и материалы и т.д.
«Люди умудряются терять туфли при выходе из лифта»
— Что делать, если при выходе из кабины ты обронил что-то в шахту?
— Стандартная ситуация, на самом деле. Нужно позвонить диспетчеру и дождаться приезда электромеханика. Затем он уже вытаскивает оброненную вещь. Люди умудряются даже терять туфли.
Но есть ситуации, когда не поможет даже электромеханик. Допустим, если вещь упала за обрамление дверей шахты лифта. Может быть, конечно, вещь будет в дальнейшем обнаружена при ремонтных работах. Она никак не повлияет на безопасность лифта, но, скорее всего, с вещью придётся попрощаться.
— Почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара?
— Во время пожара лифтом пользоваться однозначно нельзя. В любой момент может произойти отключение электроэнергии, а пожар подразумевает обесточивание объекта, который горит. Отключили электроэнергию, и вы в западне. Выбраться самостоятельно из лифта очень сложно.
В высотных домах, где подключена система пожарной опасности, лифт, в случае срабатывания этой системы, самостоятельно отправляется на первый этаж, где останавливается, открывает двери и остаётся в таком положении до прихода электромеханика.
— А работает ли связь с диспетчером при обесточивании?
— При нормальном обслуживании лифта связь должна работать в течение часа, а аварийное освещение в течение получаса. Питание осуществляется с помощью аккумуляторов.
Самое страшное, если пожар начинается в кабине лифта
— Что делать, если возгорание началось в самом лифте? Имеются ли на стенах или потолке кабины датчики дыма?
— Нет, такие датчики отсутствуют. Честно сказать, это один самых страшных вариантов, если в кабине, при нахождении в ней пассажира, начинается возгорание. Привести к пожару в кабине может только легковоспламеняющиеся жидкости или материалы, которые перевозят сами пассажиры. Нужно не паниковать и не делать резких движений, чтобы не вызвать срабатывание ловителей, и при первой возможности покинуть лифт. Если есть возможность, попытаться самостоятельно потушить возгорание.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Про безопасность лифтов всегда пишут в интернете то, что «упасть они не могут». Мол в лифтах есть чисто механические тросовый ограничитель скорости и автоматические клиновидные тормоза, останавливающие падение кабины в случае обрыва тросов в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ со 100% гарантией.
Утверждается, что не сработать они не могут.
В случае обрыва троса лифтовой кабины, скорость кабины увеличивается и соответственно это ускорение через трос передается на шкив ограничителя. Внутри ограничителя расположены грузы, которые под действием центробежной силы вследствие ускорения расходятся преодолевая усилие пружины и упираются в неподвижные упоры.
Шкив ограничителя блокируется и трос натягиваясь приводит в действие устройство ловителя на кабине лифта.
Итак, вращение шкива ограничителя остановлено. Трос натягивается и приводит в действие рычажную систему ловителя на кабине лифта, преодолевая силу упругости пружины, проще говоря растягивая ее. Через рычажный механизм клинья задвигаются между вертикальными направляющими лифта и колодками. Лифт с клиновой системой ловителя останавливается практически мгновенно.
Но, ведь лифты падают! В некоторые годы по нескольку громких случаев. А еще сколько просто в СМИ не сильно афишируются.
Кстати, в интернете часто опровергают еще одну «страшилку»: вы вызываете лифт, двери открываются, а кабины перед вами нет! Ведущий инженер российского отделения компании OTIS Борис Соловьев заверил нас, что это абсолютно невозможно: «Подобные мифы придуманы теми, кто совершенно не понимает, как устроен современный лифт. Внешние двери лифта не имеют никаких собственных приводов и сами открыться просто не могут: они надежно удерживаются специальным замком. Открыть их может только кабина лифта: именно на ней расположен привод дверей — и внутренних, и внешних».
Но, ведь такое бывает. Подобные истории гуглятся даже в России достаточно часто. Именно ситуации, когда люди заходят в лифт, а кабины нет.
Кстати, хоть и заявляется простота систем безопасности лифта, но ведь она все равно достаточно сложна. Почему бы не сделать ее еще более безопасным, например по принципу ремней безопасности в автомобиле. Не нужны никакие тросы, как только скорость возрастает, распираются тормоза и прижимаются к направляющим.