что делать если со мной никто не хочет дружить
«Со мной никто не хочет дружить». Как помочь ребенку найти друзей и уберечь его от плохой компании
Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.
Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.
В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.
По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.
От дружбы до стаи из «Повелителя мух»
Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.
Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.
И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.
Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.
Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.
Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками
От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников.
Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.
Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.
Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:
Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом.
Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.
Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.
Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали.
Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом.
Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.
Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.
Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.
Со мной никто не хочет дружить говорят что я странный по общению помог
В погоне за овуляцией: фолликулометрия
Видео
Вобэнзим повышает вероятность зачатия
Когда дело в тебе
Как это не больно порой осознавать, но иногда люди прекращают с тобой общение из-за тебя и именно из-за тебя. Вот возможные причины, по которым друг прекратил общение с тобой:
Думаю, с первым пунктом все понятно. Если твоя подруга поведала тебе какие-то секреты, а потом ты взяла, да и разболтала их окружающим, чтобы привлечь к себе внимание (люди обожают грязные подробности), то чему тут удивляться?
Подруга думала, что ты и сама понимаешь, что не надо болтать. Ей кажется, что раз ты так поступила, то ты ей не подруга, и значит нечего с тобой и разговаривать.
Или же она подумала, что ты действительно это сделала, не думая о последствиях. Но теперь она считает тебя дурой, и тоже не хочет с тобой разговаривать.
Обрати внимание, я тебя не осуждаю. Я всего лишь проливаю свет на то, как твои действия могли быть восприняты со стороны.
Теперь посмотрим на остальные пункты. Возьмем, к примеру, предательство и посмотрим, как оно приводит к тому, что друг прекращает общение без причины.
Как правило, когда мы слышим истории о предательстве (из реальной жизни, из фильмов, книг и пр.), мы часто ассоциируем это с желанием отомстить, “выяснить отношения”, устроить истерики и т.п.
Но иногда в реальной жизни воспринятое предательство оборачивается тихим прекращением дружбы, без выяснения отношений. Причина здесь в том, что иногда человеку проще прекратить отношения тихо, чем грузить себя и тебя выяснениями этих отношений. Отчасти это специфика ситуации, которая возникла между вами, отчасти — характер твоего друга.
Она расценивает твое поведение как предательство. Она ожидала, что ты ее позовешь и обиделась, поняв, что ошибалась. Более того, она может понимать, почему ты ее не позвала.
И что она тебе будет говорить? С одной стороны, ей больно и обидно, потому что она расценивает твое поведение как предательство. С другой стороны, ей стыдно, что ей больно и обидно, потому что она понимает — серьезно ее эмоции восприняты не будут. С третьей стороны, она понимает, что даже если эмоции будут восприняты серьезно, ничего это не изменит. С четвертой стороны, ей бы хотелось, чтобы что-то изменить можно было, и ты бы все же позвала ее. С пятой стороны, она знает, что она бы себя ощущала там не в своей тарелке. С шестой стороны, она знает, что ты не хочешь ее терять и будешь с ней “выяснять отношения”. С седьмой стороны, она знает, что ты не расцениваешь свое поведение как предательство. С восьмой стороны, она знает, что ты если и извинишься, то все равно так же поступишь и в будущем…
Я бы еще мог назвать 15-16 сторон. Суть в том, что восприняв и переработав какой-то инцидент, связанный с тобой, твой друг решил не выяснять с тобой отношения, а тихо уйти.
Не забывайте давать слово вашему собеседнику
Вам будет сложно надоесть человеку, если вы дадите ему возможность говорить о себе не меньше вашего. Отличный вариант – умение задавать открытые вопросы, которые предполагают свободные ответы. Все это нужно для того, чтобы помочь собеседнику включиться в диалог. Вопросы также должны быть подобраны правильно. Например, скорее всего вопрос «Давно ли вы живете в Москве?» повлечет за собой односложный ответ, а если поинтересоваться у собеседника, почему он переехал именно в Москву и нравится ли ему этот город, здесь можно получить более интересный и развернутый ответ, что в последующем даст возможность развить диалог в новых направлениях. Таким образом, у вас получится узнать больше о своем друге или знакомом, что даст почву для дальнейшего общения.
Почему не хочется общаться с человеком?
Иногда происходит так, что даже с интересными и образованными личностями общаться не очень хочется. В чем может быть причина? На самом деле, вариантов масса, но самыми распространенными можно считать следующие: неприятный внешний облик, неуважительное отношение к окружающим людям, нежелание идти на контакт со стороны человека, неумение общаться и вести себя подобающим образом, а также боязнь дружбы и общения с другими. Если вы думаете, почему со мной никто не хочет общаться, значит первый шаг на пути к решению проблемы сделан.
Ты жадная
И никогда ни с кем не делишься. Даже конфеткой. У-у-у-у, детка, ну с этим надо заканчивать. Нет, мы все понимаем, кризис и все такое. Но иногда простая шариковая ручка может сыграть роль миллиона долларов. Учись отдавать.
Три вещи, которые ты можешь сделать
Теперь, когда с причинами разобрались, пару слов о том, что ты можешь сделать.
Вот возможный вариант Одного сообщения:
Если будешь намеревать эти установки, тебе будет намного проще справиться с любыми расставаниями.
На этом сайте ты неспроста. Дело не в твоем друге. Дело в твоей эмоциональной реакции на то, что он перестал общаться с тобой, да еще и не объяснил причину.
Я объяснил тебе, в чем может быть причина прекращения обиды. Дал тебе рекомендацию о том, как строить коммуникацию с другом дальше. Дал парочку установок, которые помогут тебе справиться с болью расставания.
Но в конечном счете, лучшее, что ты можешь сделать для своего эмоционального баланса — это не восстановить отношения, которые себя уже, скорее всего отжили, а измениться самому. Перестать на автомате реагировать на поведение других людей. Устранить свои эмоциональные зависимости. Перестать цепляться за отношения, которые тебе больше не нужны.
Как измениться и перестать так на все реагировать? Начни с проработки прошлых обид.
Все твои прошлые обиды в той или иной степени повлияли на то, как ты реагируешь на поведение людей в настоящем. Прошлые обиды — это залог автоматических эмоциональных реакций в настоящем. Они сформировали целый набор ограничивающих убеждений, а также менталитет жертвы, из-за которого ты испытываешь обиду уже во взрослой жизни.
Идея о том, что прошлое осталось в прошлом — ложна. События остались в прошлом, но эмоциональный груз тех событий никуда не делся. Все твои обиды продолжают храниться в твоем подсознании, вызывая автоматическое эмоциональное реагирование.
Поэтому необходимо браться за содержимое своего подсознания и устранять оттуда всевозможный ментальный мусор — ограничения, прошлые обиды и травмы, страхи, тревоги и пр.
Ты неряха
Ох! Ай-ай-ай! Так нельзя. Соблюдай хотя бы минимальные требования личной гигиены. Иначе к тебе будет страшно подойти, даже если ты самый открытый, добрый и распрекраснейший человек на Земле.
Как помочь ребёнку, если с ним не дружат
Мы привыкли, что дружба добавляет в нашу жизнь веселье, лёгкость, позволяет по-новому взглянуть на обычные вещи, обогащает эмоционально и интеллектуально. Но что делать, если вы однажды понимаете, что ребёнок ни с кем не дружит? Как понять, почему ребёнку не интересно общение со сверстниками или почему с ним не хотят дружить одноклассники? Вместе с экспертом выяснили, как выдержать баланс между тактичностью и внимательностью, если вы хотите помочь ребёнку завести друзей.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
В каком возрасте дети заводят первых друзей
В дошкольном возрасте дети начинают учиться общению, но в этот период наиболее существенную роль в социализации ребёнка играют контакты со взрослыми — родителями, близкими родственниками, воспитателями. Контакты между детьми на этом этапе, как правило, нерегулярны и кратковременны.
В младшем школьном возрасте взаимодействия с другими детьми становятся более осознанными и самостоятельными, общение со сверстниками прочно входит в повседневную жизнь ребёнка. Однако детский коллективный досуг всё равно проходит преимущественно под контролем взрослых: семья или школа инициирует и контролирует проведение утренников, дней рождения, спортивных игр. Именно в этот период ребёнок наиболее активно приобретает и развивает навыки коммуникации.
Родителям стоит внимательно наблюдать за тем, в какой манере их ребёнок общается с ребятами, как он ведёт себя во время совместных игр. В начальной школе не так важно наличие у ребёнка близких друзей. Если же ваш ребёнок вообще не общается с ровесниками в этом возрасте, не стоит сразу паниковать, но, безусловно, нужно понимать, что это может быть поводом для более пристального наблюдения, чтобы не упустить из виду возможные проблемы.
Дошкольный и младший школьный возраст — ступени, которые подготавливают ребёнка к подростковому возрасту, когда близкая дружба с ровесниками уже играет важнейшую роль в жизни. К этому моменту дети должны прийти подготовленными, с базовыми коммуникативными навыками и развитым эмоциональным интеллектом.
Почему с ребёнком не хотят дружить
Прежде чем беспокоиться о том, что ваш ребёнок не приводит в гости друга или не ходит на выходных гулять с ребятами из школы, постарайтесь оценить ситуацию спокойно и рассудительно. Для начала важно понять, в чём дело: с ребёнком никто не дружит или он сам не идёт на контакт. Бывают случаи, когда ребёнок действительно чувствует себя комфортно без приятельского общения и без близких друзей. Впрочем, истинная интроверсия встречается крайне редко, и лучше поговорить с психологом об этом, чтобы понять, действительно ли ребёнок не испытывает проблем из-за недостатка социализации.
Чаще всего за отсутствием друзей скрываются проблемы, о которых ребёнку неудобно говорить. Непроработанные комплексы и психологические травмы изолируют подростка от сверстников, мешают ему выстраивать отношения с друзьями в тот период, когда социальные контакты предельно важны.
К таким проблемам относится, например, низкая самооценка, которая часто развивается из-за чрезмерного давления в семье, страха не оправдать родительские ожидания.
Ребёнку также будет сложно заводить друзей, если родители осуждают его круг общения — запрещают общаться с «плохой» компанией, негативно отзываются о тех ребятах, с которыми у подростка складывается общение.
Помимо психологических проблем, также важную роль порой играют финансовые вопросы. Материальное положение семьи часто определяет возможности определённого досуга для ребёнка или статусного потребления — в школе, где у большинства семей примерно одинаковый уровень дохода, материальное положение может стать поводом для маргинализации ребёнка, когда он становится изгоем среди одноклассников.
Что делать, если ребёнок ни с кем не дружит
Столкнувшись с лакунами в социализации ребёнка и решив искать первопричину проблемы, родителям лучше начать с себя. Образ жизни родителей непосредственно влияет на поведение и ценности ребёнка — это так же касается дружбы, как и всех сфер жизни. Если у ребёнка перед глазами нет примеров общения родителей с их друзьями, он с меньшей вероятностью будет стремиться заводить приятелей и быть социально активным. Разумеется, привычки взрослых сложнее корректируются, но можно попробовать чаще брать ребёнка в гости, приглашать к себе гостей на праздники, устраивать совместный досуг, чтобы дети могли видеть на примере родителей ценность дружеского общения. Чтобы передать ребёнку навыки, которые позволяют поддерживать дружбу с людьми, вам необходимо сформулировать для себя, что для вас значит дружба.
Не менее важно, как родитель общается с ребёнком, — учите ли вы его экологичной, здоровой коммуникации? Рефлексия на эту тему — первый шаг для родителей, которые обнаруживают у ребёнка проблемы с поддержанием межличностных отношений.
Крайне важно вести с ребёнком, особенно в подростковом возрасте, беседы о дружеских конфликтах, о ценностях, связанных с общением, о роли друзей в вашей жизни. Постарайтесь научить ребёнка тому, что в общении участвуют несколько человек с разными интересами. Детям и подросткам нужно научиться вставать на место другого человека в общении, а вы можете им в этом помочь, поделившись своим опытом и взглядом со стороны. Не всегда дети готовы делиться своими насущными проблемами — в таком случае можно обсудить с ребёнком ситуации из собственной жизни. Хорошим началом для такого разговора будет просьба дать совет — так вы сподвигнете ребёнка к тому, чтобы он сформулировал свою позицию, а потом сможете обсудить её подробнее.
Полезные инструменты для родителей:
Что делать, если с ребёнком не дружат в школе
Ребёнок может не общаться с одноклассниками не только из-за личных коммуникативных проблем, но и из-за нездоровой атмосферы в коллективе. При худшем сценарии игнорирование ребёнка одноклассниками может быть частью травли. Но необходимо понимать, что в случае травли отсутствие друзей будет не единственным и не главным признаком: ребёнок, которого травят в школе, станет запуганным, нерешительным — вы заметите, что он испытывает отвращение к школе. Важно также, что травля обычно выражена принципиальным игнорированием ученика. Одно только отсутствие тесных контактов с ребятами из школы — не проблема сама по себе.
Чтобы понять, в чём проблема — в коллективе или в самом ребёнке, — вы можете записать его на дополнительные занятия и посмотреть, как складываются отношения в новом коллективе. Если вне школы проблем с социализацией у ребёнка не наблюдается, то, вероятно, причина в классе и стоит подумать о переводе в другую школу или класс. Однако это вовсе не гарантирует, что у ребёнка сложатся тёплые близкие отношения с одноклассниками. В этом вопросе желательно исходить из настроения и ощущений ребёнка, а также поддерживать в поиске друзей вне школы — в спортивных секциях, театральных студиях, танцевальных клубах. Не забывайте также поощрять стремление к внешкольным активностям.
Идти разговаривать в школу стоит только в том случае, если вы всерьёз подозреваете, что вашего ребёнка обижают одноклассники, или замечаете, что он страдает от недостатка социализации в классе. В ином случае беседа с классным руководителем, скорее всего, не только не вызовет должного эффекта, но и может даже навредить. Нет никакой гарантии, что у учителя будет возможность решить проблему тактично и адекватно ситуации. Если же вам кажется, что вам необходима поддержка школы в данном вопросе, желательно сперва обратиться к школьному психологу: он скорее найдёт способ осторожно и корректно донести до классного руководителя информацию, а также сможет проконсультировать вас о том, как вам быть.
Что делать если со мной никто не хочет дружить
Здравствуйте, меня зовут Даша, мне 16.
Последние 2 года в моей жизни были самыми адскими. Я потеряла свою подругу.Дело в том,что 2 года назад мне нужно было много гулять, много общаться, весело проводить время. Моя единственная лучшая подруга очень тихая, любит посидеть дома. Последние пол года «нашей жизни» мы не виделись вообще, у нее были постоянные отговорки, не общались никак. Я очень старалась с ней как можно больше времени,но в ответ получала: «я занята» или что-то в этом роде. Тогда я очень обиделась и перестала проявлять инициативу в ответ. Прошло еще время, она извинилась передо мной. Но прошло столько времени, что мы отдалились, и у меня появились новые друзья. Все бы хорошо, но лишь через 2 года после нашего расставания на меня нахлынуло. Я поняла, что эти все люди не друзья мне вовсе, ну не такие как она. Я, получается, живу без друзей уже 2 года. И вы не представляете как мне плохо. Она мне очень нужна. Мне больше не нужны постоянные время провождения, «тусовки». Я себя чувствую оочень плохим человеком. Я не ценила дружбу. Я себя ненавижу. Все время кажется, что со мной никто не хочет дружить и я не нужна в этом мире. Еще некому выговориться, всегда все держу в себе, уже давно хочу умереть. Чтобы не мучаться. Смотрю на подростков, на их дружбу, и слезы на глаза наворачиваются. Помогите мне пожалуйста, я уже отчаялась и не знаю как бороться со своей депрессией.
Дорогая Даша.Все успокоится,ведь жизнь имеет такое прекрасное свойство.А насчет друзей,я тоже потерял всех,вообще всех друзей после выпускного,но нашел много новых в самом вузе.
Я знаю что без друзей жизнь не та,но найди себе увлечение, тебе станет лучше!
Удачи тебе!
Даша, а вы не пробовали поговорить и вернуть подругу? Начать общаться снова, время наоборот сделает вас ближе, поделитесь всеми прошедшими новостями, обсудите у кого, что произошло за эти годы! Не переживайте так!
Привет Даша,
Можно выбрать себе хобби (курсы иностранных языков,танцы,спорт) и там можно встретить подругу.Только хобби должно нравиться само по себе,в независимости от того,встретишь там кого-то или нет.Можно просто устроиться куда-нибудь работать на лето.Там можно учиться общению и вообще жизненному опыту,работая в коллективе.Ещё можно в православную церковь начать ходить,там вас могут вовлечь в хор,в воскресную школу и молодежь там есть,мы сами с подругой когда-то ходили.
У меня у самой такое было,что школьная подруга бросила.В те редкие встречи (когда мы ещё виделись по моей инициативе)я стала замечать,что она изменилась,что это уже не тот человек.
Со временем я встретила других подруг (одну-в университете,другую-подрабатывая репетитором,ещё одну-когда работала в Дании).Может у меня и не было с ними такой близости как с той школьной подругой (первые дружбы самые крепкие),но мне было комфортно и интересно с ними общаться.Все эти люди приходили и уходили на разных этапах моей жизни.С возрастом понимаешь,что у людей меняются интересы,что у подруги может появиться парень,что она может уехать в другой город или страну.
С ‘высоты моего возраста’,могу тебе только посоветовать не зацикливаться на одном человеке.Ни в дружбе,ни в любви.Старайся куда-то ходить,где можно общаться (на тех же языковых курсах будет группа людей и вам придется общаться между собой).Будь открытой для общения со всеми людьми,любого возраста.Улыбайся,будь приветливой и доброжелательной,не стой и не сиди в закрытых позах.Просто почитай книг и тренируй в себе навыки общения.Эти навыки помогут тебе расположить к себе людей в будущем,когда пойдёшь в университет или ещё куда-нибудь.
Вообщем держись!