что делать если сложно учиться
Ноль мотивации: как не перегореть на учебе
Анна Веселко
Чувствуете себя менее мотивированным, чем обычно? Более измученным и раздраженным? Учеба вызывает все меньше вдохновения и все больше желания «бросить все»? У вас может быть академическое выгорание, которое является вполне реальным заболеванием, а значит, поддается диагностике и лечению, если все делать правильно. Разбираемся в симптомах и причинах и рассказываем, что делать, чтобы не перегореть на учебе.
Академическое выгорание — это хроническое заболевание, явление, когда человек не может сосредоточиться на учебе, постоянно отвлекается и не интересуется своими задачами. Для более глубокого объяснения феномена выгорания исследователи разделили его на три характерных состояния —- постоянные и безрезультатные попытки сконцентрироваться, отчуждение от учебы и, наконец, полная невозможность изучить тему или выполнить поставленную задачу.
чувство истощения независимо от того, сколько вы спите, что приводит к усталости и бессоннице;
отсутствие мотивации посещать занятия или начинать выполнение заданий;
утрата уверенности в своих академических способностях;
неспособность уложиться в важные сроки;
напряжение в теле, которое может проявляться в виде головных болей, болезненных ощущений в мышцах или напряжении челюсти;
более высокая частота заболеваний из-за непроходящего стресса и истощения;
увеличение количества вредных привычек, таких как переедание, слишком поздний отход ко сну, кусание ногтей или любых других привычек, которые вы склонны приобретать, когда испытываете стресс или не заботитесь о себе;
неспособность сосредоточиться на учебной работе;
чувство скуки или отсутствие интереса к тем аспектам учебы или досуга, которые вам раньше нравились;
тревожность или депрессия.
Как предотвратить академическое выгорание
Если вы начнете замечать некоторые из вышеперечисленных симптомов, самое время что-то изменить.
По возможности сделайте настоящий перерыв в работе и учебе, постарайтесь изменить свое расписание, чтобы каждую неделю выделять себе хотя бы один выходной.
Найдите время для приятных занятий
И не только в выходные! Наполните свой календарь делами, которые вы любите делать в течение недели, и вы почувствуете, что у вас появится больше мотивации в дни, требующие максимум вашего внимания на учебных задачах.
Делайте физические упражнения
Старайтесь заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю, не допускайте обезвоживания и ешьте здоровую пищу, чтобы поддерживать активность и здоровье своего тела и ума.
Исследования показали, что время, проведенное на природе, снижает уровень стресса, поэтому проводите свободное время на улице.
Найдите время для социальной активности
Позитивную систему поддержки обеспечивают не только друзья и семья, но и время, проведенное в веселой социальной среде: оно сделает вас счастливее и даст вашему разуму отдохнуть.
Ставьте разумные цели
И придерживайтесь их — используйте календарь и ежедневные напоминания, чтобы сохранять мотивацию для выполнения дедлайнов.
Избегайте откладывания на потом
Когда вы чувствуете стресс, очень хочется отложить задания и проекты в сторону, но в конечном итоге это приведет к недосыпанию, разочарованию и к еще большему стрессу.
Сделайте шаг назад
Взгляните на вашу образовательную ситуацию в целом. Спросите себя, правильно ли вы выбрали направление, курс или программу? Есть ли другое направление, в котором вы могли бы двигаться, чтобы это лучше соответствовало вашей карьере или интересам? Может быть, просто нужно сменить обстановку?
Как оправиться от академического выгорания
Помните, что обычно на развитие академического выгорания уходят месяцы или годы, поэтому полное восстановление также потребует времени и усилий. Если ситуация усугубилась и выгорание от учебы стало постоянным спутником вашей жизни, вот что вы можете сделать:
Обратитесь за помощью
Возможно, вам понадобится помощь профессионала — поговорите с психологом, учебным консультантом, наставником или другим специалистом, который может помочь преодолеть выгорание. Также можно заручиться помощью друзей, семьи и учителей.
Распознайте симптомы и не игнорируйте их
Запомните ключевые симптомы академического выгорания и не игнорируйте сигналы своего разума и тела. Выгорание только усугубится, если вы будете продолжать двигаться вперед, не получая надлежащую помощь.
Управляйте стрессом и внесите важные изменения в жизнь
Выделите время для себя, чтобы расслабиться и уменьшить стресс. Практикуйте осознанное дыхание, здоровое питание, больше общайтесь. Попробуйте также делать перерывы на медитацию в течение дня. Измените свое расписание, чтобы сформировать лучший баланс между разными аспектами вашей жизни.
Как усердно учиться, не перегорая
Однако все же можно узнать больше, тратя при этом меньше времени на обучение и избегая растущей вероятности заполучить академическое выгорание: просто ограничьте учебные часы, но сделайте их более качественными.
Конкретные часы занятий с достаточным временем отдыха
Самый простой способ решить эту проблему — установить конкретные часы, которые позволят отдохнуть. Не нужно жертвовать встречами с друзьями, занятиями спортом или чем-то еще, чем вы занимаетесь для развлечения. Если вы сейчас усердно учитесь, чувствуете себя измотанным и пытаетесь сменить стратегию обучения, ваша рабочая нагрузка на переходный период должна быть еще меньше. Если вы задыхаетесь во время бега, вам нужно на некоторое время вернуться к более медленному темпу, пока не станет лучше и вы не сможете продолжить бег в своем стандартном темпе.
Переключите задачи обучения с пассивных на активные
Когда ваше внимание нарушено, скорость обучения значительно снижается, но вы по-прежнему тратите слишком много сил — это означает, что вы можете прилагать те же усилия, что и человек, придерживающийся конкретного графика, но запоминать при этом в разы меньше. Шагом в борьбе с этой проблемой является переключение ваших задач с пассивных на активные: преимущество активных заданий в том, что они заставляют двигаться в более эффективном направлении за то же количество времени.
Самотестирование — задача активная, перечитывание заметок — пассивное занятие, техника Фейнмана ❓ Ментальная модель, основанная на предыдущем опыте понимания, для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. — активное. Хорошее эмпирическое правило заключается в том, что если в процессе обучения вы занимаетесь чем-то, что не позволяет вам обнаружить, что вы ошибаетесь (как чтение конспекта), значит, это пассивная задача.
Создайте комфортную рабочую среду без отвлекающих факторов
Сходите куда-нибудь, где нет ваших друзей, если вы не хотите, чтобы вас отвлекали, не беспокойтесь о перерывах. В идеале следует создать среду, в которой перерывы будут скучными, но все же расслабляющими, чтобы у вас не возникло соблазна забросить учебу. Заранее выбрав занятия для перерыва, соответствующие этим критериям, вы сможете сосредоточиться на работе в течение всего дня. Зависание в соцсетях, общение с друзьями или телефонные игры не лучший отдых.
Не пытайтесь заполнить каждый день слишком большим количеством дел, которые требуют умственных усилий. Иногда вы можете попасть в график учебы, который приведет к выгоранию, но не распознать его таким, какой он есть. Такое может произойти, когда вы недостаточно продвигаетесь в своей цели или слишком часто откладываете на потом и начинаете чувствовать, что должны работать больше, а не меньше. В этих случаях иногда бывает трудно понять, что ваша неспособность сохранять сосредоточенность — это симптом неправильно организованного рабочего времени, а не лени. Чтобы узнать наверняка, сделайте паузу, проанализируйте свое состояние и график работы и измените привычки обучения исходя из полученных результатов.
Преодолеть плато. Почему мы устаем учиться и что с этим делать
Помните, как в детстве катались с горки? Так же наш мозг справляется с обучением. Сначала нам сложно вникнуть, зато энергии и энтузиазма достаточно, чтобы медленно, но верно подниматься в гору. Потом мы несемся на всех парах — в волосах ветер, а в глазах огонь. А после снова плетемся наверх и долго отдыхаем там перед новым спуском.
Читайте в статье:
Почему учиться становится все сложнее
Кураторы Института прикладной психологии, которые поддерживают Слушателей на программах, заметили — через 3–5 месяцев обучения (к 5–7 дисциплине) успеваемость снижается, появляются первые академические задолженности.
В этот момент часто возникает когнитивное сопротивление — мозг противится изменениям и пытается переключиться на другие задачи.
Это эффект плато, и он хорошо известен психологам. Причина в том, что любое обучение — это изменение, а значит, стресс, от которого мозг пытается уберечься. Чтобы преодолеть плато, важно научиться поддерживать свою мотивацию и заинтересованность в обучении.
Процесс обучения состоит из четырех естественных стадий:
Кривая обучаемости. Показывает, как меняется уровень продуктивности и мотивации
1 стадия — растерянность в начале пути. Мотивация высокая, вы в предвкушении результатов, которые получите после обучения. Но при этом пока непонятно, что делать и куда бежать.
2 стадия — спад мотивации. Обычно наступает после 1/3 курса. Воодушевление падает и оказывается, что учиться трудно, домашние задания требуют времени, а повседневные дела никуда не делись.
3 стадия — период активного обучения. Вы преодолеваете сопротивление и понимаете, что ответственность за результаты лежит на вас, а не на организаторе обучения.
4 стадия — плато. Вы упорно учитесь, но результаты не радуют. Почему-то при тех же и даже больших усилиях вы получаете меньший результат. Появляется желание все бросить.
Где взять время на учебу?
Поищите в чек-листе правильного планирования! Пришлем его вам на почту
Как преодолеть свое плато
1. Признайте проблему и правильно оценивайте результат
Признайте — вы столкнулись с плато. Сил и времени отдаете все больше, а результаты обучения радуют все меньше. Попробуем найти причину.
По каким критериям вы оцениваете результат? Возможно, они неподходящие и нуждаются в замене. Например, сейчас вы ориентируетесь на оценки и это отвлекает от содержания программы. А что, если сконцентрироваться на применении полученных знаний в жизни? Используйте разные параметры и в итоге вы поймете, что работает, а что нет.
Разберем на примере. Изучая семейную психологию, Катя концентрировалась на оценках. Она старалась слово в слово запомнить лекции и тратила много времени на это. Когда дело дошло до практики, Катя поняла, что может по памяти прочитать любую лекцию, но не знает, как применить эти знания. На следующем занятии она попросила преподавателя привести примеры из практики. И сама попробовала найти примеры в своей жизни, а потом уточнила — правильно ли поняла материал. Так Катя переключилась с формулировок на содержание. После этого время на обучение сократилось, а интерес к занятиям и оценки выросли.
Спросите одногруппников, кто и какими способами справляется с обучением. Возможно, среди этих методов будет и тот, который подойдет вам. А, может быть, вы полностью измените подход к обучению и это поможет преодолеть плато. Пробуйте разные подходы.
2. Поставьте цель. Правильно ее сформулируйте
Мотивация растет, когда вы видите каждый дальнейший шаг и его результаты. Нужно четко понимать, чего хотите, зачем учитесь и к чему идете.
Подумайте и обязательно запишите:
Уделите время тому, чтобы осознать цель: она должна быть ясной и осязаемой для вас. Для постановки целей можно пользоваться техниками Локка и Лэтэма, Брайана Трейси или Марка Аллена. Это будет помогать и поддерживать вас на протяжении всего обучения.
3. Добавьте элемент новизны, чтобы встряхнуться от рутины
Изменения — это небольшой и полезный стресс, который мобилизует ресурсы организма.
Обрести второе дыхание нашим Слушателям помогает:
4. Свяжите обучение с практикой
Внедрите полученные знания в жизнь или используйте на текущей работе. Так вы увидите, какие знания отложились, что нужно повторить, а над чем еще поработать. В итоге вы поймете, как строить план обучения дальше, куда двигаться.
Наша выпускница Юлия Борисова рассказала, как применяет знания, полученные на программе по консультативной психологии:
«Недавно у меня состоялся неприятный разговор: человек повысил на меня голос, не соблюдая ни субординацию, ни простые правила поведения. Я на ходу провела анализ, поняла, с каким типом личности разговариваю, чего он пытается добиться и как ему ответить. В итоге я просто не позволила продавить себя и из конфликта вышла с достоинством, защитила свои интересы»
Придумайте систему мотивации. Например, за каждую успешно пройденную дисциплину ходите в кафе. Или составьте список тех навыков, которые хотите скорее применить на практике — распишите ситуации, где и как это используете, что получите. Это поможет поддержать мотивацию.
Можно заполнять такую таблицу:
Где можно использовать
В отношениях с партнером
Отношения с партнером улучшатся. У меня появится больше сил для обучения. Мое психоэмоциональное состояние улучшится
Можно идти от обратного: заготовьте список ситуаций, которые сейчас вас беспокоят. Как только в обучении увидите похожую тему, подключайте ситуацию и получайте новый навык с опорой на нее.
При таком подходе у вас появится интерес к новым темам и дисциплинам, захочется осваивать новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся.
6. Отдыхайте по-другому
С эффектом плато может столкнуться каждый — человеческие ресурсы не безграничны. Мозг устает и берет заслуженный отдых.
Не переживайте — решение есть. Дайте мозгу то, что он хочет, но структурируйте отдых. Например, если раньше у вас был 1 выходной в неделю, то сделайте 2 выходных. Занимались по 2 часа — сократите до 1,5 часов. Или оставьте те же 2 часа, но делайте перерыв на 5–10 минут через каждые полчаса. Главное — не бросать учебу и не принуждать себя к работе в прежнем ритме.
Как понять, что плато пройдено? Вы снова окажетесь в начале кривой обучаемости, и цикл повторится:
Вы уже знаете, что делать, когда подойдете к следующему плато. А после будет новый цикл, возможно, не один — пока не пройдете всю программу. Понимание того, как все устроено, — половина успеха. А вторая половина — ежедневное напоминание себе о цели и применение разных техник для поддержания мотивации и интереса к учебе. И еще важно помнить — каждый день вы становитесь лучшей версией себя и приближаетесь еще на шаг к профессии мечты.
«Эйфория пропадает уже к середине сентября»: что делать первокурсникам, если учеба не задалась?
В сентябре началась новая жизнь у первокурсников и старшеклассников, которые сдали экзамены и поступили в новые школы с углубленным изучением ряда предметов и другие учебные заведения повышенной сложности. Это радостное и долгожданное событие. Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Романтика или горы черновой работы
«Зачастую реалии учебы не соответствуют ожиданиям, которые были при поступлении. Часто нагрузка настолько велика, что студент или школьник теряется и не успевает соответствовать предъявляемым требованиям. Неожиданно для себя он понимает, что обучение в столь желанном месте – это не легкая прогулка. Нужно очень много работать, чтобы успешно сдавать контрольные, зачеты и сессии», – говорит психолог, психотерапевт Андрей Смирнов.
«Также необходимо понимать, что в силе объективный психофизиологический фактор отвыкания от учебной нагрузки за лето для школьников, а для абитуриентов – реальная физиологическая и психологическая усталость после битв за место в желаемом учебном заведении, – говорит клинический психолог, ведущий авторских курсов и тренингов, коуч Борис Кононов. – Кроме того, бывают субъективные «идеальные» ожидания самих подростков и юношей по отношению к новому месту учебной деятельности. Поэтому на фоне эмоционального истощения могут возникать негативные установки по отношению к учебе по выбранной специальности, которые необходимо своевременно устранять».
«Нередко юноши и девушки при поступлении в вуз имеют весьма размытый образ будущей профессии, окруженный неким романтическим ореолом, и когда оказывается, что помимо романтики есть еще и горы черновой работы, настроение портится и возникают сомнения: «а правильный ли путь я выбрал?» Возникает соблазн все бросить и заняться чем-то другим, с быстрым выходом на зарабатывание денег», – объясняет эксперт.
Что делать в такой ситуации – бросить ли обучение, которое не задалось, или упираться столько, сколько возможно? Об этом, а также о том, что делать родителям, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» психологи, психотерапевты и другие специалисты по личностному росту.
«Чувство эйфории у первокурсников пропадает уже к середине сентября и на смену ей приходит чувство неуверенности, хандра, лень и депрессия, – говорит психолог, профайлер, медиа-тренер Глеб Назаренко. – Неожиданно вчерашний школьник понимает, что выбрал себе специальность в спешке и ошибся. Ходить на пары становится невыносимо».
Что же делать? По словам специалиста, необходимо дать себе время, чтобы привыкнуть. В любой ситуации, когда что-то серьезно меняется в жизни, организм начинает испытывать стресс.
Стресс наступит в любом случае, даже если это вуз мечты. Мозгу и телу требуется время для адаптации, и здесь трудно предугадать, сколько продлится этот период, может пройти от пары недель до нескольких месяцев.
В это время человек ощущает тревожность, он подвержен переменам настроения, появляется невыносимое желание вернуть все на круги своя. И это вполне нормально, это просто нужно пережить. Потихоньку, без насилия вливаться в учебный процесс и общественную жизнь. Знакомиться с новыми людьми, посещать кружки и вечеринки, активно участвовать в семинарах и лекциях, говорят специалисты.
Надо ли родителям контролировать первокурсника?
Что же для родителей должно стать сигналом того, что подросток находится в кризисной ситуации? По словам Андрея Смирнова, неблагополучие легко обнаружить, наблюдая за своим подросшим чадом. «Когда с учебой проблемы, молодой человек становится усталым, нервным. Постоянно сидит за компьютером. Усталость заметна и по внешности: синяки под глазами, бледность лица. Юноша (или девушка) не высыпается, мало бывает на воздухе, полностью погрузившись в учебу», – говорит специалист.
Лучшим решением в такой ситуации, по его словам, будет обращение к профессиональному психологу, у которого опыт общения с молодыми людьми, находящимися на распутье, значительно выше, чем у родителей. Психолог обладает более полной информацией и знает, как можно помочь.
«В штат учебных заведений зачастую входят психологи и к ним каждый год в сентябре приходят толпы первокурсников, которых пугает их будущее и которые разочаровались в выбранной профессии, так что им не привыкать, – говорит Глеб Назаренко. – С такого психолога и стоит начать».
По словам Бориса Кононова, если у студента неожиданно возникло ситуативное разочарование в выбранной специальности, то надо дать ему время для восстановления психофизиологических ресурсов и уже потом, на высоте эмоционального тонуса осмыслить все положительные и отрицательные стороны ранее привлекательной профессии.
«Чтобы школьникам и студентам психологически быстрее втянуться в учебную деятельность, современная практическая психология рекомендует специальные когнитивные тренинги и цифровые приложения для мобилизации психологических ресурсов – внимания, памяти, мышления. А также тренинги учебной мотивации», – говорит Борис Кононов.
Надо ли контролировать подростка? «В определенной степени контроль нужен, да и по закону он необходим до 18 лет. Однако не стоит слишком настаивать на чем-то, если видно, что сын или дочь совершенно не проявляет интереса к определенной деятельности, – говорит Андрей Смирнов. – Родители не всегда могут правильно оценить, что именно нужно подростку. Возможно, высшее образование окажется совершенно бесполезным, если человек более склонен, к примеру, к какой-либо рабочей специальности. Зачастую дальнобойщики и краснодеревщики устраиваются в жизни куда лучше, чем специалисты с высшим образованием».
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Чем подросток может помочь себе сам?
Многое старшеклассник или студент может решить и сам, ведь он уже почти совсем взрослый и способен искать и находить пути решения проблем. Что же предпринять?
Провести эксперимент со сменой преподавателя. По словам Глеба Назаренко, молодому человеку стоит убедиться, что ему не нравится именно специальность, а не кто-то из преподавателей.
«Профессионализм, человеческие качества и заинтересованность педагога очень важны, – говорит психолог. – Часто студенты буквально влюбляются в скучные предметы, благодаря харизме преподавателя, но, к сожалению, бывает и наоборот».
Чтобы понять, в чем именно дело, студенту стоит сходить пару раз на лекции по тому же предмету, но к другому учителю, или поискать онлайн-лекции в интернете, считает эксперт. «Если окажется, что дело в нелюбимом преподавателе, можно попробовать законным путем уменьшить количество посещаемых лекций и походить на дополнительные занятия к другому педагогу, который горит своим делом», – говорит психолог.
Заняться спортом. Да-да, причем этот совет работает почти в любой кризисной ситуации. Ученые установили, что физические нагрузки не просто повышают настроение, но избавляют от стресса и беспокойства в долгосрочной перспективе. После активной тренировки в организме начинается выплеск эндорфинов, которые помогают расслабиться и дарят чувство радости.
«В современных вузах большое внимание уделяется спортивной подготовке студентов и имеются современные спортивные комплексы с большим разнообразием секций. Остается только пообщаться с тренерами и выбрать секцию по душе, – говорит Глеб Назаренко. – Если правильно сочетать учебный процесс и спортивную подготовку, то жизнь наладится намного быстрее, а на душевные переживания просто не останется времени».
Друзья на всю жизнь. Поддержка приятелей и наличие единомышленников – это очень важно. «Не всегда на новом месте можно сразу найти друзей. Некоторым ребятам трудно вливаться в новый коллектив, это становится еще одной причиной, по которой первокурсники пытаются бросить учебу, – говорит психолог. – Необходимо дать себе время оглядеться, сформировать свой круг общения. Активное участие в жизни учебного заведения позволит наладить такие связи. И со временем в жизни студента появятся новые друзья».
«Участие в выпуске студенческой стенгазеты, КВН, профсоюз – это далеко не все направления, где можно найти новое общение. Когда студент участвует во всех сферах жизни учебного заведения, у него не остается времени на тоску, и период адаптации проходит незаметно», – считает специалист. А друзья, появившиеся в старшей школе и вузе, часто оказываются самым драгоценным приобретением этого периода.
Лайфхаки для подростков и их родителей
Психолог Алексей Фуреев делится лайфхаками для подростков и их родителей, оказавшихся в кризисном положении.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Что делать, если вуз так и не стал своим?
Но что делать, если мысли о смене учебного заведения лишь крепнут со временем? Что предпринять, прежде чем выйти на решение – уходить или оставаться? Об этом рассказывает психолог Андрей Смирнов:
«Даже если показалось, что после первого курса ты устал и тебе очень трудно, не нужно сгоряча все бросать. Нужно летом отдохнуть, переключиться на позитивные эмоции и с новыми силами приступить ко второму курсу. Если и на втором курсе учеба идет с большим скрипом и студенческая жизнь не приносит совершенно никаких радостей, то впору действительно взвесить, стоит ли продолжать учебу», – говорит психолог.
Если же и на третьем курсе от учебы реально воротит, скорее всего, следует прекратить учебу и заняться более подходящим делом. А высшее образование можно получить и позже – заочно или даже дистанционно, считает специалист.
«При выборе пути нужно в первую очередь опираться на свои сильные и слабые стороны. Если, к примеру, человек совершенно не склонен к кабинетной работе, то при всем желании ученый из него не выйдет, несмотря на ожидания родителей. Зато из него может получиться успешный бизнесмен. Поэтому очень важно уметь слушать себя, понять, чего же все-таки реально хочется. И в этом вопросе психолог может здорово помочь», – объясняет Андрей Смирнов.
«Если что-то не получается и жизнь складывается не так как хотелось бы, не следует отчаиваться. Всегда есть возможность выбора. Не получилось одно – получится другое. Мы знаем много примеров людей, у которых поначалу не пошла учеба и они выбрали работу. И лишь позже, преуспев в работе, люди возвращались к учебе и повышению квалификации. Высшее образование – не гарант успеха в жизни, а только помощник. Еще великий мудрец древности Конфуций заметил: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в жизни», – заключил эксперт.