что делать если скучно на уроке математики
Способы преодоления проблемы «Скучно на уроках» (на примере урока математики в 5-м классе)
Разделы: Математика
«Величие человека – в его способности мыслить»
Человек не может успешно действовать без знаний, и это он понял давно, еще в давние первобытные времена. Понял, что в приобретенных знаниях нельзя останавливаться на достигнутом, чуть прозевал, и ты уже мало что знаешь. Окружающий нас мир и общество не стоит на месте, все время меняется.
Одна из серьезных проблем современной школы – нежелание большинства учащихся учиться. Такое состояние порождает ряд других не менее катастрофических проблем: усиливается репрессивная, принудительная составляющая учебного процесса, что вызывает еще большее отторжение учения. Все эти негативные последствия влияют и на личность учителя, его труд становится безрадостным, вызывая зачастую отчаяние и безысходность.
Можно отметить, что в современном обществе теряется интерес к знаниям, потребность в них. Это связано с резким изменением условий жизни, происходящим в последние годы. Если раньше полученное в школе образование помогало чувствовать себя социально защищенным, то теперь этого нет. Зачастую те, кто учился слабо, преуспевают гораздо больше тех, кто добросовестно и упорно “грыз гранит наук”. Если полученные в школе знания не помогали адаптироваться в жизни, нужны ли они?
Вот и падает интерес к знаниям, к обучению. т.к. навыки, полученные в школе, зачастую не находят применения в жизни. Становится скучно на уроке.
Необходимо менять содержание образования, чтобы оно помогало школьнику найти свое место в мире, обеспечить существование, давало социальную защиту, открывало перспективы в дальнейшем. Тогда оно будет жизненно необходимо, менять способы овладения и применения знаний.
Противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило использование технологии проблемного обучения на уроках. Заставило задуматься над возникшей проблемой, которая уже была озвучена: «Почему же становится скучно на уроке».
Изменение характера преподавания вызывает изменение характера и структуры учения. Суть проблемного обучения состоит в том, что ученик овладевает способами действий, учебных действий.
Содержание деятельности, которое ученик должен усвоить в процессе обучения, связывается в его сознании с выполнением действий. Учебные действия являются в процессе усвоения первичными. Знания носят вторичный характер и как стимулы учения, конкретные цели теряют свою силу. Следовательно, предметом деятельности учения в структуре обучения является не усвоение как таковое, а собственно учебная деятельность, в процессе конструирования и осуществления которой и происходит усвоение. Знания, и практические умения, свойства и качества личности выступают и как продукты этой деятельности.
Важнейшие условия современного обучения – педагогическое предвидение и предвидение ученика. Педагогическое предвидение выражается в системе повседневных действий в деятельности и поведении ученика, в умении учителя ставить педагогический “диагноз”, выдвигать, уточнять и проектировать задачи, предвидеть результаты своих действий и деятельности учащихся. Предвидение ученика обусловлено тем, что в проблемном обучении наряду с процессом усвоения знания постоянно функционирует и процесс конструирования нового знания. Ученик мысленно вступает во взаимодействие со знаниями о предметах и явлениях окружающего мира как средства познания. Эти взаимодействия составляют содержание познавательной деятельности ученика и основу развития его интереса, потребности в знаниях и самом процессе познания.
В современной педагогике основными являются: невозможность демонстрации: после нее нечего будет “открывать”; теряется смысл подробного разъяснения; повторение приобретает характер творческой и поисковой деятельности; изменение характера контроля. В педагогике активно разрабатываются методы: постановка учебных задач; организация поисковой и проектной деятельности; сущность оценки данного суждения.
Современный учитель не должен являться источником знания. Он должен уметь организовать поисковую совместную деятельность детей. Учитель становится непосредственным, изначально равным по праву голоса участников обсуждения. Учитель не имеет права давать оценки: “верно, неверно”; волевым решением отменять заведомо ошибочные гипотезы. При отборе форм обучения и воспитания предпочтение отдается групповой и исследовательской формам работы.
Современная функция обучения требует от учителя и предполагает, что он учит школьников мыслить, искать, находить ответы на поставленные вопросы самостоятельно. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружая их учебно-познавательным аппаратом. Уместно в связи с этим привести слова М.Монтеня: ”Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный.”
Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Целью современного образования является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда.
При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически, они не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний.
Способы вовлечения учащихся в активный процесс учения различаются, прежде всего, уровнем самостоятельности школьников в конструировании собственной деятельности. Осознанная ориентировка ученика в содержании деятельности возможна лишь, если ее предмет включен в контекст цели ученического поиска, когда интеллектуальная активность ученика направляется на овладение способами деятельности чтобы выяснить, почему падает интерес к математике и что необходимо сделать для его повышения у учащихся к моему предмету, я провела анкетирование.
Учащимся было предложено, чтобы они рассуждали и внесли свои предложения по раскрытию сущности следующих вопросов: «Все уроки, в своем большинстве, одинаковы. Как вы считаете, можно ли их изменить? Как, по вашему мнению, это можно сделать?»
Результат опроса приведен ниже.
В настоящее время возросло внимание к проблемам, связанным с изучением предметов естественно-математического цикла. Это связано с тем, что математические знания являются необходимой базой для освоения большинства специальностей, востребованных на рынке труда.
Учебный предмет «Математика» уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Современная действительность требует от школы выпускников, умеющих творчески мыслить и принимать нестандартные решения. Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг него проблемы.
В качестве примера, для поддержания интереса к учебному предмету предлагаю краткий конспект урока математики в 5 классе.
Тема урока: «Задачи на дроби».
Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок в изучаемой теме «Задачи на дроби», урок закрепления новых знаний.
Технология: проблемно-поисковая
Цель: организовать работу учащихся, направленную на умение применить знания при решении задач на дроби и на умение рационально планировать свой день.
Ход урока
Планируя свой день, необходимо учитывать время, отведенное на обязательные дела и время, которое мы посвящаем делам, доставляющим нам радость.
На уроке рассмотрим, как пример, распорядок дня, обычных школьников. Что из этого может получиться.
Будьте внимательны, решая.
Задача №1: Будильник ученика 3 «Б» класса Пети Зубова звонит в 7ч 00мин. Петя поднимается в 7ч 20мин. Какую часть часа Петя тратит на пробуждение?
1ч = 60 мин
7.20– 7.00= 20 мин
60 / 20 = 3, значит, 20мин составляют 1/3 часть часа
Ответ: 1/3 часа теряет Петя.
Задача №2: Занятия в школе у Наденьки Соколовой занимают 5ч30мин. Перемены занимают 3/11 этого времени. Сколько часов длятся все уроки?
5ч30мин = 330 мин
1. 330 · 3/11 = 90(мин) занимают перемены
2. 330 – 90 = 240( мин) = 4( ч) длятся уроки
Ответ: 16 минут.
Как бы вы поступили?
Сформулируйте в одном предложении действия на уроке.
Чтобы обозначить тему урока, расшифруйте анаграмму.
Тема урока: «Решение задач на дроби».
….Решая задачи на нахождение части от числа и числа по его части, мы научились правильно распределять время в течение дня.
Это один день из жизни человека. Если подумать не об одном дне.
Сегодня на уроке:
Я повторил….
Я научился….
Я затруднялся ….
Я выполнял эти действия для того, чтобы…
В результате моей работы получилось…
Теперь я могу…
Что делать, если скучно на уроках?
1. Пишите все примеры прописными буквами, заменяя цифры на слова. Выводите аккуратно каждую буковку, переодически интересуясь у учителя, как пишется то или иное число («адин» или «один».
2. У доски возьмите мел и скребите им по доске так, чтобы все ученики морщились и закрывали уши руками.
3.Попросите учителя выйти. Когда он согласится, сидите на месте. Через три минуты снова попросите выйти. Сидите на месте. И т.д.
4. Возьмите учебник и начните лизать его. Когда ошарашенный учитель попросит у вас дневник, полижите и его (не учителя, а дневник).
5. Самым наглым образом лапайте соседа. На зверский взгляд учителя покажите ему свой язычок, томно закатите глаза и выдавите из себя: «не ревнуйте. »
6. Заявите, что у Вас аллергия на говно и потому, Вам надо находиться подальше от класса математики.
1. Пишите слова карандашом, а подчеркивайте все ручкой. Сойдут варианты письма салатовой или малиновой ручкой.
2. Засуньте в свои ноздри карандаши и ударьтесь ими о парту.
3. Закажите наконец пиццу с анчоусами и угостите ей весь класс, забыв об учителе.
4. Поиграйте на мобильном телефоне. Звук погромче.
5. Ковыряйтесь в носу, а потом суйте пальцы с козюльками в рот. Предложите козюльки учителю.
6. У доски пишите все английскимифранцузскимикитайскими буквами. Когда учитель начнет ругаться и скажет все стереть, возьмите ведро с водой и опрокиньте его на доску
1. Разрыдайтесь. Будь то «Муму», «Отцы и Дети» или «А зори здесь тихие». Рыдайте пронзительно, орите на всю школу, что они не должны были умереть.
2. Если у вас классное соченение — пукните. Тихонечко пукните. Через несколько секунд пукните два раза. Еще через несколько — три.
3. Вместо руки тяните ногу.
4. Излагая свою мысль, употребляйте жаргон. Чем больше, тем лучше.
5. Принесите с собой бюст Пушкина и целуйте его время от времени. Причем не коротким «чмок» в щечку, а основательно в шею, в губы, в лоб.
6. Достаньте расческу, причешите голову. Снимите штаны и причесывайте дальше.
1. Говорите английские слова, но с французским или японским акцентом.
2. Почаще употребляйте выражения на тип «peace dance» (танец мира) и chop is dish (котлета — это еда).
3. Испачкайте рот в красной пасте (втяните в себя конец стержня) и плюйтесь на журнал.
4. Подложите в контрольную работу изпользованный презерватив.
5. Расклейте по всему классу листовки с надписями «Буш — козел! Голосуйте за Жириновского».
6. Выйдите к доске, когда вам скажут рассказать пересказ и прокуренным голосом спойте «ой,мороз,мороз!»
1. Классика: поинтересуйтесь откуда берутся дети.
2. Покажите, наконец, всем, вашу мать, чем мальчики отличаются от девочек!
3. Листайте учебник и смушенно хихикайте, иногда прикрывая рот рукой и исторгая что-то типа «какой у него большой. » (учителю станет интересно)
4. Возьмите степлер и громким голосом протяните несколько раз: «оплачиваем за проезд», при этом «простепливая» все растения в классе.
5. Громко чихните, не прикрывая рот.
6. Сидите тихо, выпучив глаза и сжав губы. Покраснейте, надуйте щеки. Тужтесь.
1. Пописайте на Америку (если карта на доске).
2. Съешьте мел и заявите, что все равно в России еще много известняка.
3. Вытрите рот атласом.
4. Сядьте учителю на колени и попросите покатать вас по Европе, при этом яростно ерзая и подрыгивая.
5. (только для девушек) Громко заявите однокласснику, что вы беременны от него. Говорите громко, много, не останавливаясь. Если вас перебивают, рыдайте и бейте учителя портфелем по голове.
6. Заявите учителю, что пришло время молитвы, встаньте на колени и начинайте молиться (для большего эффекта подговорите весь класс).
1. При беге каждые сто метров снимайте с себя одну вещь.
2. Претворитесь мертвым. no comments
3. Оденьте мини-юбку
Статья «Скучно на уроке. Пути выхода».
СКУЧНО НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ.
Учитель высшей категории МКОУ Перелешинская СОШ Панинского района
Самотина Ольга Анатольевна
Математика – одна из древнейших наук. Однако она не стареет, а только постоянно молодеет от притоков новых задач. Ведь развитие математики всегда было тесно связано с запросами практики. Но практическая полезность математики – не главное ради чего её необходимо изучать. Она является одной из составляющих духовной культуры. Ведь человек живет среди природы и сам является её частью. И он не может познать самого себя, не познавая одновременно природу. А вот математика и служит основой научного познания законов природы и общества через построение математических моделей изучаемого явления.
Математика важна ещё тем, что способствует развитию у человека важнейших качеств и способностей. Доказательства теорем забудутся, но останется умение объяснять не только другим, но и себе какие-то истины, укрепиться умение искать и находить рациональные пути решения возникающих в жизни проблем.
Быть культурным человеком, не обладая хотя бы элементарной математической культурой, невозможно. В лучшем случае можно стать либо специалистом в какой-либо узкой области, либо эрудитом, знающих много фактов, но не умеющих выстроить их в единую картину.
Эти размышления в защиту математики понятны всем, но только теоретически. А на деле детям на уроках математики скучно, примеры и упражнения кажутся сложными и бессмысленными, не имеющими никакого отношения к реальности, а математические знания, как говорят дети, почти никому не пригодятся в дальнейшем.
Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?
1. Свободное развитие личности обучаемого, а знания, умения и навыки из цели должны превратиться лишь в средство развития личности.
2. Гуманизация обучения, в процессе которого учащиеся осваивают общие универсальные умения, например, такие как, умение дискутировать, обосновывать свою точку зрения, работать в группе, работать с информацией, делать сообщения, писать различного рода тексты и т.п.
3.Рост субъектности обучения, при котором ученик становится субъектом обучения, а учитель этим процессом лишь управляет, регулирует его и поддерживает ученика в его самостоятельном движении в мир знаний, стимулируя его активность, веру в себя, создавая условия для его творческого самовыражения, для его самоактуализации.
Общеизвестно, что человек научится чему-либо быстрее и успешнее, если он понимает цель этого учения. Наличие цели указывает правильный путь, усиливает интерес, помогает выделить главное. Если цель отсутствует, то материал кажется скучным и однообразным, и у учеников складывается представление о математике как о нагромождении трудных и нудных рассуждений.
Следующим важным условием в преодолении скуки является выстраивание целой системы организации учебной деятельности учащихся. На первых этапах введения новых понятий, фактов необходимо обеспечивать понимание и осознанность восприятия. Непонимание вырабатывает вредную для ума привычку формально следовать правилу, не вникая в существо вопроса.
Учителю необходимо построить систему вопросов и упражнений, подводящих детей к самостоятельному «открытию» знаний: дети должны не бояться высказывать гипотезы, выдвигать аргументы, ошибаться, доказывать свою точку зрения. Необходимо побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению, анализу и выводу. Ведь математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Разнообразие форм деятельности также не позволят учащимся скучать. Это выполнение практических и лабораторных работ, математические сочинения, подготовка рефератов, презентаций, домашние опыты, наблюдения, техническое моделирование. Важно, чтобы ребенок изучал некоторый объект или явление не только «головой», но и «руками». Немаловажную роль в этом играет и доступ к информации через Интернет, так как большинству детей скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию.
а/ квартиры; б/ отопления (газа, др.).
2. Как подсчитывается оплата электроэнергии? Какой % заработной платы родителей идет на оплату электроэнергии? Мобильной связи, Интернета?
3. Измерьте площадь
а/ классной комнаты; б/ комнаты в квартире.
4. Измерьте площадь вашего земельного участка и др.
5.Определите расход краски и обоев для ремонта класса, комнаты.
6.Определите площадь школьной клумбы.
7.Определите высоту предмета.
8.Определите расстояние до недоступной точки и пр.
Эти задачи позволяют увидеть широту возможных приложений математики, понять ее роль в современной жизни.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельного учебного предмета.
Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь-умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности . Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность.
Когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения. Конечно при постановке задания следует учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Другая группа, используя данные районной архитектуры, вычерчивала план газопровода, который только в прошлом году прошёл по территории Панинского района.
А составляя план класса 21 века, строя модели самолётов и машин, третья группа ребят заглянула в будущее.
Следующая группа занималась изучением экологических проблем в МАСШТАБЕ посёлка. Котельная работала с нарушением технологического режима, и наблюдались выбросы вредных веществ в атмосферу. 90% опрошенных детьми жителей, были за изменение вида отопления. С данными выводами учащиеся обратились к главе сельского поселения и усилия их оказались ненапрасными. Котельная закрыта и заменена на индивидуальное газовое отопление.
Каждому нашлось дело: один читал, другой чертил, третий занимался расчетами…
Отчет о проделанной работе был представлен на заключительном уроке. Учащиеся защищали рефераты, представляли презентации.
При такой форме обучения, когда ребёнку интересно, когда он понимает материал и видит важность знаний по математике в жизни, он начинает ощущать потребность в учебной работе. А это способствует его активности на уроке, он с удовольствием решает задачи, получая при этом массу положительных эмоций, радость, уважение к себе. Обучение в школе – это часть жизни ребенка, и если на уроке изучается истина, высвечивающая одну из сторон жизни, значит изучается сама жизнь.
И важно помнить, что у каждого ребенка обязательно должно получиться что-нибудь и именно сегодня, он должен одержать хоть маленькую, но победу. С урока ребенок должен уйти удовлетворенным!
И ни о какой скуке тогда и речи быть не может!
Чем можно заняться на уроке, если скучно?
Далеко не каждый предмет в школе является интересным. Если тема несложная и в ней вполне можно подробно разобраться дома, то на уроке хочется заняться чем-то другим. Это позволит на время разгрузить мозг, особенно если учитель ненадолго вышел по делам.
Чем можно заняться на уроке, когда скучно?
Есть несколько простых способов отвлечься от скучного предмета:
Чем заняться на уроке вместе с соседом по парте?
Сосед может составить компанию в следующих развлечениях:
Что делать, если скучно в школе?
Находить интересное занятие не обязательно прямо на уроке. Если в школе на перемене появилось свободное время, то это тоже отличный повод развлечь себя следующими играми:
Чем не следует заниматься на уроке?
Различения на уроке должны быть безобидными. В противном случае можно нажить себе врагов среди одноклассников или вызвать гнев учителя.
Есть несколько дел, которыми точно не следует заниматься на уроке:
Что можно порисовать на уроке, когда скучно?
Самые лучшие идеи для рисования на уроке:
При желании можно легко найти себе занятие на уроке. Еще лучше если сосед по парте готов подключиться к интересному делу. Главное успеть спрятать листочки с морским боем или крестиками-ноликами, если вдруг учитель неожиданно вернулся в класс.
Видео: 10 способов провести нескучный урок
В этом ролике Денис Иволгин расскажет, чем заняться на уроке, если он оказался слишком скучный:
- что делать если скучно на улице с сестрой
- что делать если скучно но лень что то делать