что делать если сделал больше ракаатов в намазе
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка
Если в намазе допущена ненамеренная ошибка, то в конце намаза перед «Салямом» желательно (сунна) дважды совершить земной поклон – «садждату-ссахви», и только после этого произносят «Салям» и завершают намаз. Даже если вы закончили совершение намаза и только после «Саляма» вспомнили, что допустили ошибку (но не совершили действие, нарушающее намаз, и после «Саляма» не прошло время больше, чем необходимо для совершения двух ракаатов), то и тогда можете совершить «садждату-ссахви» и после этого еще раз произносите «Салям».
«Садждату-ссахви» совершают, если пропущен хотя бы одно из важнейших рекомендуемых действий намаза. Например, если в утреннем намазе забыли прочитать молитву «Кунут» или в 3-х или 4-х ракаатном намазе забыли прочитать в первый раз «Ташаhhуд» после второго ракаата и случайно встали (в данном случае, если вы не являетесь следующим за имамом (маъмумом), то нельзя возвращаться к чтению «Ташаhhуда», а необходимо продолжить третий ракаат, ибо нельзя прерывать рукн ради выполнения сунны).
Если вы завершили намаз и после этого вспомнили, что пропустили один рукн или ракаат, то вы встаете и совершаете дополнительный ракаат (если не прошло много времени) и перед «Салямом» совершаете «садждату-ссахви». А если прошло много времени, то вы заново совершаете весь намаз.
Если при совершении намаза у вас возникли сомнения в количестве совершенных ракаатов, то останавливаетесь на меньшем числе ракаатов (считаете, что совершили меньшее число ракаатов) и, исходя из этого решения, совершаете оставшееся число ракаатов (например, если сомневаетесь 3 или 4 ракаата вы совершили, то считаете, что совершили 3 ракаата, и совершаете еще один ракаат) и в конце намаза, перед «Салямом», совершаете «садждату-ссахви». Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат в намазе, то в этом случае намаз нарушается.
Для «садждату-ссахви» обязательно должны сделать намерение сердцем имам (то есть руководящий коллективной молитвой) и совершающий намаз индивидуально. А тому, кто следует за имамом, необязательно делать это, точнее, он намеревается сердцем непосредственно при вступлении в «садждату-ссахви».
Если в конце намаза намереваетесь совершить «садждату-ссахви», то для чтения «Ташаhhуда» желательно сидеть в позе «ифтираш» (а не «таваррук»).
Совершение «садждату-ссахви» является рекомендуемым (сунна), а не обязательным (фарз) действием, поэтому, если возникнет сомнение – совершать или не совершать «садждату-ссахви», – то его не совершают.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как быть, если ошибся во время намаза?
Намаз – это один из важнейших видов поклонения верующего. Совершение пятикратной молитвы и других намазов облегчает верующему отчёт в Судный день. Поэтому очень важно правильно, без ошибок совершить каждый намаз.
Человек, совершающий намаз, может допускать различные ошибки. Бывают ошибки, совершение которых сразу нарушает весь намаз. Некоторые ошибки нарушают намаз или ракаат, если их не исправить. Также есть ошибки, которые только уменьшают вознаграждение за намаз, но сам намаз не портят.
Большое значение при совершении намаза имеют сомнения, которые часто возникают у молящегося. Если человек, совершая намаз, впадёт в сомнения относительно количества совершённых им ракаатов, то он принимает решение, исходя из собственной уверенности. То есть он исходит из того количества ракаатов, в совершении которых он уверен, и засчитывает себе меньшее числе ракаатов (то есть считает, что совершил меньшее число ракаатов).
Например, если у человека, который совершает обеденный намаз, возникли сомнения относительно того, сколько ракаатов он совершил – три или четыре, то он должен считать, что было совершено минимальное количество ракаатов, в котором он уверен, то есть три ракаата.
Следовательно, он продолжает свой намаз как человек, совершивший только три ракаата, и из предосторожности совершает ещё один ракаат. А в конце намаза, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви (два раза совершить земной поклон, как его делают в намазе), чтобы смыть недостаток – добавление лишнего ракаата в намаз.
От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِذَا شَكَّ أَحَدُكُمْ فِي صَلَاتِهِ، فَلَمْ يَدْرِ كَمْ صَلَّى ثَلَاثًا أَمْ أَرْبَعًا، فَلْيَطْرَحِ الشَّكَّ وَلْيَبْنِ عَلَى مَا اسْتَيْقَنَ، ثُمَّ يَسْجُدُ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يُسَلِّمَ، فَإِنْ كَانَ صَلَّى خَمْسًا شَفَعْنَ لَهُ صَلَاتَهُ، وَإِنْ كَانَ صَلَّى إِتْمَامًا لِأَرْبَعٍ كَانَتَا تَرْغِيمًا لِلشَّيْطَانِ
«Если кто-нибудь из вас во время намаза станет сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил: три или четыре, пусть отбросит сомнения и опирается на то число ракаатов, в котором он уверен. Затем ему следует совершить два земных поклона до саляма. Если он совершит в результате этого пять ракаатов, то два земных поклона (саджда-сахви) доведут его намаз до чётного числа ракаатов. Если же он совершит намаз правильно, то они будут унижением для шайтана». (Муслим, 571)
То есть эти два земных поклона, если было совершено пять ракаатов, возвращают намаз к четырём ракаатам, при этом то, что было добавлено, исключается, ибо они смывают не только ошибки, но и восполняют пропущенные действия намаза.
А если не было добавления, то есть было совершено только четыре ракаата, то саджда-сахви будет искуплением за возникшие во время совершения намаза сомнения и унижением для шайтана, который внушил молящемуся эти сомнения.
Если не совершить саджда-сахви, намаз не портится, только лишь уменьшается вознаграждение. Однако если сознательно добавить лишнее рукну или ракаат к намазу, он нарушается.
Для совершения саджда-сахви молящийся обязательно должен сделать намерение сердцем, если он делает намаз индивидуально или в качестве имама. А тому, кто молится, следуя за имамом, необязательно делать намерение, точнее, он должен сделать намерение сердцем непосредственно при вступлении в саджда-сахви.
Совершение саджда-сахви является рекомендуемым действием (сунной), следовательно, если у молящегося возникнет сомнение относительно того, совершать ли саджда-сахви, лучше его не совершать.
Если же молящийся, вставая для совершения дополнительного ракаата, вспомнит, что он точно совершил четыре ракаата, то ему необходимо сразу же сесть и прочитать ташаххуд. После завершения ташаххуда ему также желательно совершить саджда-сахви перед салямом.
Если человек вообще не знает, сколько он совершил ракаатов, и не способен определить их количество, то решение принимается в пользу наименьшего числа. В этом случае он останавливается на том количестве ракаатов, в совершении которых он уверен, и с этого момента продолжает свой намаз.
Например, человек, совершая ночной намаз, запутался в количестве совершённых им ракаатов и после недолгих раздумий вспомнил, что точно совершил два ракаата, то он продолжает свой намаз как человек, совершивший только два ракаата, то есть он должен совершить ещё два ракаата и в конце, перед салямом, ему желательно сделать саджда-сахви.
Если у человека возникают такие же сомнения после того, как он завершил свой намаз, то это не имеет значения. Следовательно, он не должен заново совершить этот намаз. Однако если эти сомнения связаны с намерением или вступительным такбиром (такбират аль-ихрам), то он должен заново совершить намаз.
Если же человек после завершения намаза узнаёт, что он точно пропустил хоть один рукн или ракаат, то это вредит его намазу. В таком случае он может продолжить намаз, если узнал об этом сразу после саляма и не сделал того, что нарушает намаз. А если прошло некоторое время или он сделал то, что нарушает намаз, то он должен заново совершить этот намаз.
Чтобы у человека во время совершения намаза не возникали сомнения, ему необходимо максимально сосредоточиться и проявлять смиренность, отгоняя посторонние мысли. Для этого молящемуся надо принудить своей нафс вникнуть в поклонение, в смысл того, что он читает во время намаза, и этим отвлекать нафс от всего остального.
Во время намаза часто забываю совершенное количество рака’атов. Как мне быть?
Если кто-либо из вас начнет сомневаться в том, совершил ли он три или четыре ракааата в намазе, то пусть отбросит сомнения и закончит намаз, опираясь на то, что он помнит точно.
Если человек начнет сомневаться в намазе, не имея возможности вспомнить, совершил он три ракаата или же четыре, то, в том случае, если эти сомнения не являются постоянным явлением для человека, то ему следует совершить намаз заново. Чтобы начать намаз заново лучше всего отдать приветствие сидя. Потому что согласно риваяту Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас начнется сомневаться в том, сколько ракаатов он совершил в намазе, то пусть совершит намаз заново».
Если такая забывчивость приходит к человеку часто, то ему следует завершать намаз, полагаясь на то, в чем он больше уверен. Если человек выбирает между тремя и четырьмя ракаатами, то пусть предпочтет то, в чем он больше уверен, так как если человек будет часто поддаваться этим сомнениям, то ему станет тяжело каждый раз совершать намаз заново. По этому вопросу, согласно риваяту Абдуллаха ибн Масуда (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-либо из вас станет сомневаться в намазе, то пусть выяснит истину и закончит намаз (полагаясь на эту истину). После этого пусть отдаст приветствие и совершит земной поклон дважды».
Согласно риваяту Абу Саида (да будет доволен им Аллах!), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:
«Если кто-либо из вас начнет сомневаться в том, совершил ли он три или четыре рака’ата в намазе, то пусть отбросит сомнения и закончит намаз, опираясь на то, что он помнит точно. До приветствия пусть совершит два земных поклона! Если человек совершил пять ракаатов, то эти два поклона заступятся за него и его намаз. Если же он совершил нужное количество ракаатов, то эти два поклона станут причиной для отдаления шайтана от этого человека».
Тот, кто начнется сомневаться в количестве совершенных ракаатов, и не сможет прийти ни к какому решению, пусть возьмет минимальное число, в котором он уверен. Потому что в этом он будет точно уверен. Пусть этот человек совершает сидение в каждом ракаате, в котором посчитает нужным. Так он не упустит сидение, являющееся фарзом или ваджибом. Например, если человек совершает намаз из четырех ракаатов и не помнит, первый ли сейчас он выполняет ракаат или второй, то пусть обдумает вопрос и продолжает согласно этому. Если же это ни к чему не привело, то пусть продолжает намаз, считая, что совершил, как минимум, один ракаат. Однако, так как это может быть и второй ракаат, он совершает после него сидение. Потому что сидение после второго ракаата является ваджибом. Потом он встает и совершает еще один ракаат, после которого вновь совершает сидение.
Доказательство того, что нужно брать в расчет минимальное количество ракаатов в следующем: согласно риваяту Абдуррахмана ибн Ауфа (да будет доволен им Аллах!), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если кто-то из вас забудется в намазе, и не будет знать, совершил ли он один ракаат или два, то пусть считает, что совершил один; если не будет знать, совершил ли он два или три ракаата, то пусть считает, что совершил два; если не будет знать, совершил ли он три или четыре, то пусть считает, что совершил три, а потом, перед приветствием пусть совершить два дополнительных земных поклона».
Риваят приводимый Ибн Маджей еще более явно показывает, что «за основу следует брать то, в чем есть уверенность»: «Если кто-то из вас сомневается между одни и двумя, то пусть берет за основу один; если сомневается между двумя и тремя, то пусть берет за основу два; если сомневается между тремя и четырьмя, то пусть берет за основу три и пусть закончит намаз, опираясь на это, а страхи пусть останутся с тем, что больше. В сидении же пусть до приветствия совершит два земных поклона».
Что делать человеку, совершающему молитву, если он в четырехракаатной молитве понялся на пятый ракаат?
Вопрос: Если мужчина в одиночестве совершал молитву в четыре ракаата, но после забылся и встал на пятый. Что ему делать?
Ответ: Хвала Аллаха.
И предводитель молитвы, и тот, кто молится за ним, и человек, совершающий молитву в одиночестве, добавив что-то в молитву, поступают одинаково. Если человек намеренно добавил один ракаат, то молитва его станет недействительной. Трудно представить, что кто-то совершит подобное действие намеренно.
Поэтому, если человек встал на лишний ракаат из-за невнимательности, то, если он (предводитель в молитве, человек, молящийся за предводителем, или человек, молящийся в одиночестве) во время лишнего ракаата вспомнил о том, что встал на лишний ракаат, ему следует вернуться, иначе его молитва станет недействительной. Если он этого не сделает, то он уже намеренно добавит ракаат в молитву. Он возвращается и садится для ташаххуда, если не сделал этого ранее, а после приветствия в конце молитвы совершает два земных поклона из-за невнимательности.
Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «„Если он узнал (об этом) в нём“, то есть если он узнал о том, что добавил ракаат, находясь в этом самом ракаате. „Он тут же садится“, то есть, как только узнает, ему не следует задерживаться, даже если он вспомнил об этом во время поясного поклона пятого ракаата, ему следует сесть.
Возможно, некоторые студенты станут считать, что эта ситуация сродни той, когда человек поднялся, не совершив первого сидения ташаххуд. И станут думать, что если человек поднялся на лишний ракаат и преступил к чтению внутри его, то возвращаться запрещено. Это ошибка. Продолжать совершать лишнее нельзя никогда. Как только человек вспомнил, ему необходимо вернуться. Так как если человек продолжит совершать лишнее действие, зная о том, что оно лишнее, то получится, что он намеренно что-то добавил к молитве. А этого совершать нельзя, так как его молитва в этом случае станет недействительной.
„Он совершает ташаххуд, если не делал этого ранее“, то есть, узнав о том, что совершил лишнее, молящийся садится и читает ташаххуд, если только он не прочел его до того, как встал на лишний ракаат. Может ли человек (ошибиться и) после последнего ташаххуда добавить еще что-то? Да, может. (Например,) он совершил ташаххуд после четвертого ракаата, но забыл об этом и подумал, что завершил только второй ракаат. Поэтому он поднялся, как он считает, на ракаат третий. Но поднявшись, он вспомнил, что этот ракаат будет пятым, а тот ташаххуд был последним.
„…совершает земные поклоны и дает приветствие“. Слова автора указывают, что земные поклоны нужно совершить до приветствия. Таково мнение мазхаба (ханбалитов – прим. пер.). Так как они считают, что земного поклон после приветствия нет, если только это не случай, когда человек дал (по ошибке) приветствие до окончания молитвы. Что же касается остальных случаев, то – до приветствия. Однако верным мнением, которое избрал шейх Ибн Теймийа, является то, что земные поклоны за лишние действия совершаются после приветствия всегда.
Вопрос: что делать человеку, если он во время утренней молитвы поднимется на третий ракаат?
Ответ: ему следует вернуться, даже если он приступил к чтению, или к поясному поклону. Ему следует вернуться, совершить ташаххуд и дать приветствие, а после совершить земные поклоны за ошибку и дать приветствие. Как гласит более верное мнение, в этом случае земные поклоны следует совершить после приветствия» (аш-Шарху-ль-мумти‘. Т. 3. С. 342-343).
Если человек узнал о том, что совершил лишний ракаат, только когда закончил молитву, то в этом случае молитва его будет верна, но ему следует совершить земные поклоны после приветствия за то лишнее, что он совершил в молитве.
В труде «Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин» написано: «О мужчине, который во время полуденной молитвы совершил пять ракаатов, и понял об этом только в ташаххуде. Что ему делать?
Шейх ответил, что если человек добавил один ракаат к своей молитве и не узнал об этом, пока не закончил его, то он обязан совершить два земных поклона. Земные поклоны совершаются после приветствия в конце молитвы. Доказательство этому: когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после приветствия в конце молитвы сообщили о том, что он совершил пять ракаатов, он совершил два земных поклона. По окончании земного поклона он не сказал, что эти земные поклоны, которые он совершил за лишние действия в молитве, следует совершать до приветствия. Становится ясно, что земной поклон за лишнее действие в молитве совершается после приветствия. Это подтверждает хадис, в котором говорится о том, что пророк совершил меньше количество ракаатов, чем должно (см. «Булуг аль-марам», № 327 – прим. пер.)» (Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 14. С. 31)
Нужно ли совершать поклоны для невнимательных, если молящийся совершил один лишний ракат?
Если молящийся встал на лишний ракат, выпрямив спину, он обязан сесть, как только вспомнит об этом. Потом он должен довести намаз до конца и совершить два дополнительных земных поклона до таслима. Если такую ошибку допустил имам, то молящиеся позади него не имеют права вставать вслед за ним, а обязаны исправить его. Мужчинам для этого следует сказать: «Субханаллах», а женщинам – похлопать двумя пальцами одной руки по тыльной стороне кисти другой руки.
Аль-Бухари, Муслим и др. передали со слов Ибн Масуда, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил во время полуденного намаза пять ракатов. Его спросили: «Намаз стал дольше?» Он спросил: «А в чем дело?» Люди сказали: «Ты совершил пять ракатов». Тогда он совершил два земных поклона после таслима.
Правоведы единодушны в том, что в этом случае Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил дополнительные поклоны после таслима, потому что узнал о своей ошибке только после завершения намаза. Поэтому данный хадис не может служить основанием для тех, кто считает, что поклоны для невнимательных следует совершать только после таслима.
Осталось добавить, что, по мнению Абу Ханифы и ас-Саури, намаз не засчитывается, если молящийся встал на дополнительный пятый ракат, не прочитав ташаххуд после четвертого раката. Тем не менее, большинство богословов, – в том числе аш-Шафии, Ахмад и Исках, – считали, что если молящийся совершил лишний ракат непреднамеренно, то его намаз засчитывается, независимо от того, сел он для ташаххуда после четвертого раката или нет. Это – самое достоверное мнение по этому вопросу. А лучше всего об этом известно Аллаху.