что делать если санитарно защитная зона выходит за границы участка
Что делать если санитарно защитная зона выходит за границы участка
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 января 2020 г. № 1739-ОД/08 Об указании в проектной документации сведений о границах санитарно-защитной зоны
Согласно пункту 2.1 СанПиН СЗЗ устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, а ее размер и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 СанПиН.
Учитывая изложенное, представляемая на экспертизу проектная документация должна содержать обоснование границ СЗЗ объектов капитального строительства в пределах границ земельного участка в случае, если в соответствии с законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия в отношении объекта должна быть установлена СЗЗ.
Отсутствие необходимости установления СЗЗ (изменения границ существующей СЗЗ) определяется органами экспертизы в процессе поведения экспертизы проектной документации на основании сведений об уровне создаваемого объектом капитального строительства загрязнения за пределами промышленной площадки и должно быть подтверждено соответствующими расчетами (рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (с учетом существующего фона, физического воздействия и т.д.).
В случаях, когда установление СЗЗ является обязательным, заявитель на основании приведенных ниже норм должен представить в органы экспертизы санитарно-эпидемиологическое заключение. Так, подпунктом «в» пункта 16 Правил N 222 установлено, что обоснование размеров и границ СЗЗ должно содержаться в проекте СЗЗ, разработанном в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Частью 3 статьи 20 Федерального закона N 52 определено, что проекты СЗЗ утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
При этом следует отметить, что пункт 6 Правил N 222, содержащий норму о направлении заявления об установлении или изменении СЗЗ не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с ГрК РФ заявления о выдаче разрешения на строительство, определяет для застройщика минимальный временной интервал между подачей заявления для установления СЗЗ и получением разрешения на строительство и не имеет иного предмета регулирования.
И.о. директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры | О.А. Дашкова |
Обзор документа
Минстрой указал, что предоставляемая на экспертизу проектная документация должна содержать обоснование границ земельного участка, если в отношении объекта должна быть установлена санитарно-защитная зона.
Разъяснены некоторые нормы законодательства по данным вопросам.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Установление, изменение или прекращение существования санитарно-защитной зоны
Установление, изменение или прекращение существования санитарно-защитной зоны
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам. С порядком получения санитарно-эпидемиологического заключения можно ознакомиться в части 5 оказания государственных услуг.
Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» от 03.03.2018 № 222, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны.
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны следующие уполномоченные органы:
а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (далее — санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию;
б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — в отношении объектов III — V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III — V класса опасности.
Перечень нормативных правовых актов
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны
1. Для получения решения об установлении санитарно-защитной зоны заявитель (правообладатель или застройщик объекта) представляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):
а) заявление (форма № 1-СЗЗ);
б) проект санитарно-защитной зоны, содержащий сведения в соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» от 03.03.2018 № 222;
в) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
2. Для получения решения об изменении санитарно-защитной зоны заявитель (правообладатель объекта) представляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):
а) заявление (форма № 2-СЗЗ);
б) проект санитарно-защитной зоны, содержащий сведения в соответствии с п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» от 03.03.2018 № 222;
в) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
3. Для получения решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны заявитель (правообладатель объекта) представляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган):
а) заявление (форма № 3-СЗЗ);
б) результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации);
в) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов исследований (измерений), указанных в подпункте «а» настоящего пункта.
Заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и прилагаемые документы представляются или направляются заявителями в уполномоченный орган по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями.
Срок принятия решения
Уполномоченный орган в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления одного из заявлений принимает решение об установлении санитарно-защитной зоны, о ее изменении или прекращении ее существования и направляет принятое решение заявителю либо направляет заявителю уведомление об отказе в принятии соответствующего решения с мотивированным обоснованием.
Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020
Статья может быть полезна практикующим юристам-инхаусам, в качестве первого приближения к изменениям в нормативном регулировании СЗЗ.
Нормативное регулирование:
Понятие
Понятие санитарно-защитных зон в действующем законодательстве не закреплено. В соответствии с п.4 ст.1 ГрК, санитарно-защитные зоны (далее также – СЗЗ) относятся к зонам с особыми условиями использования территории.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (п.12 ст.12 ФЗ-52).
Объекты, в отношении которых устанавливаются СЗЗ:
Согласно п.1.2 СанПин, Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
В связи с принятием новых нормативно-правовых актов, возможны следующие ситуации:
Кто принимает решение об установлении/прекращении СЗЗ (п.3 ПП-222):
Процедура
Ответственность
Специальной санкции за неисполнение обязанности до 01.10.2019 обратиться с заявлением об установлении СЗЗ на сегодняшний день нет.
Общие нормы по КОАП:
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Вывод:
Буду рада вашим дополнениям/комментариям к материалу.
Инструктаж → Моя земля попала в санитарно-защитную зону. Что делать?
В связи с “мусорной реформой” некоторые аграрии могут столкнуться с наложением на их сельскохозяйственные участки санитарно-защитных зон. Это может повлечь ограничения в использовании земли. Рассказываем, как компенсировать ущерб и избежать конфликтов с проверяющими органами.
Что такое санитарно-защитные зоны?
СЗЗ устанавливают затем, чтобы сохранить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
СЗЗ регистрируется в Едином государственном реестре недвижимости, а на земельные участки, попавшие в неё, накладываются определённые ограничения. Например, запрет на строительство жилых домов, образовательных и медицинских учреждений, спортивных сооружений открытого типа.
Кто и как устанавливает СЗЗ?
Правила установления санитарно-защитных зон закреплены в постановлении Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222.
Инициатором разработки СЗЗ, как правило, является владелец опасного объекта. Он заказывает проектную документацию на установку СЗЗ, а дальше согласует этот проект с рядом ведомств.
Решение об установлении или изменении СЗЗ принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или её территориальные органы (в зависимости от класса опасности объекта).
В решении об установлении СЗЗ Роспотребнадзор указывает, какие земельные участки попадают в эту зону и какие ограничения на них накладываются.
Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Рядом со мной строится мусороперерабатывающий завод. Возможно, моя пашня попадёт в его СЗЗ. Смогу ли я использовать этот участок по-прежнему?
Всё будет зависеть от того, какое воздействие (“выбросы”) производит объект.
Если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие этого объекта приведёт к нарушению качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, то на ваш участок будут наложены ограничения.
Если же воздействие объекта никак не повлияет на качество и безопасность продукции, которую вы выращиваете, участок можно будет использовать так же, как и раньше.
Какие ограничения влечёт СЗЗ, если воздействие объекта всё-таки влияет на безопасность сельхозпродукции?
В этом случае производить или перерабатывать сельхозпродукцию, которая в дальнейшем будет использоваться в пищевых целях, запрещено.
То есть в СЗЗ нельзя будет выращивать пшеницу или подсолнечник, любые кормовые культуры, которые идут в пищу сельхозживотным. Вам запретят разместить на участке цех по производству, например, крупы, или склад сельхозпродукции.
Как же тогда использовать участок?
Можно выращивать всё, что не идёт в пищу: цветы, коноплю с целью получения пеньки, хвойные деревья.
Цветы не принесут мне такой прибыли, как пшеница или подсолнечник! Кто компенсирует убытки?
Согласно этому документу, возмещать убытки должны компании или лица, деятельность которых вызвала необходимость установления СЗЗ и повлекла ограничение прав собственников земли или арендаторов.
С какого момента можно требовать компенсации ущерба?
Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:
Когда получен любой из этих документов, можно говорить с собственников опасного владельца о компенсациях.
Размер убытков определяется по соглашению сторон. Если стороны не пришли к соглашению, вопрос решается через суд.
Как определяется размер убытков?
При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений.
Кроме того, в размер ущерба включаются убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
Мне не нужны деньги, я хочу работать. Можно ли требовать замены участка на равноценный, но без ограничений?
В принципе, такая договорённость может быть достигнута в ходе переговоров. В случае несогласия второй стороны можно обратиться в суд.
Земельный адвокат со стажем Маковеев Сергей Иванович
С 2003 г. веду дела в судах. С 2010 г. специализируюсь на земельных спорах. Веду земельные дела в судах Москвы, Московской области и соседних областей.
Участок расположен в санитарно-защитной зоне: какие последствия для строительства и что можно сделать?
В редакции по состоянию на 28 декабря 2018 г.
Ко мне все чаще обращаются граждане, у которых земельный участок оказался расположен в санитарно-защитной зоне какого-либо объекта (кладбища, очистных сооружений, предприятия и т.п.). Как правило люди узнают об этом когда хотят начать строительство или оформить уже построенный дом.
Актуальность вопроса будет только возрастать, поэтому скажу несколько слов о том, какие возможны последствия, в частности, для строительства в санитарно-защитной зоне и можно ли что-то сделать, если Ваш земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне.
В настоящее время порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, определены в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222).
В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают в зависимости от класса опасности объектов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или ее территориальные органы.
Согласно п. 5 Правил в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
Для тех граждан и организаций, чей земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, предусмотрена возможность изменения или прекращения существования такой зоны. В п. 11 Правил сказано, что в целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.
Однако наличие такой закрепленной возможности большого оптимизма все равно не вселяет. Очевидно, что, если Вы хотите начать строительство в санитарно-защитной зоне кладбища или очистных сооружений, то уменьшения уровней физического воздействия на атмосферный воздух от этих объектов, скорее всего, просто не дождетесь.
Отмечу еще один важный момент по теме вопроса. О том, что земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне какого-либо объекта гражданин обычно узнает от местной администрации, которая предоставляет такую информацию со ссылкой на генеральный план или правила землепользования и застройки. Как правило, исходя из этих документов администрация отказывает в согласовании строительства в санитарно-защитной зоне.
Санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Согласно ч. 8 ст. 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий. В соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
Вместе с тем действующее законодательство не относит к полномочиям органов местного самоуправления вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон. Поэтому в генеральных планах и правилах землепользования и застройки должны отображаться только установленные Роспотребнадзором санитарно-защитные зоны. Пока на практике в большинстве случаев это требование не соблюдается.
Следовательно, можно пробовать оформить строительство в санитарно-защитной зоне, отраженной в генеральном плане и правилах землепользования и застройки, но не установленной Роспотребнадзором, путем оспаривания в этой части генерального плана и правил землепользования и застройки.
Кроме того, не стоит исключать и возможность оспаривания правомерности установления санитарно-защитной зоны самим Роспотребнадзором. В практике есть такие случаи.
С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович