что делать если родители бьют ребенка и унижают
Ребенка избивают родители. Чем может помочь учитель?
Зара Арутюнян
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Если ученик в слезах умоляет не ставить двойку, потому что «мама его убьет», — это манипуляция или крик о помощи? Психолог Зара Арутюнян уверена: так манипулировать дети не способны, а значит, ребенка надо спасать. Эксперт рассказала, как педагогу вычислить жертву домашнего насилия и что можно предпринять.
Тревожные «звоночки»
Есть несколько признаков, которые совершенно точно указывают на то, что ребенка бьют дома:
Я как-то проходила в школе по коридору и видела, как ребенок просто трясется, он невменяемый, просит не ставить двойку. А учитель считает, что это все манипуляция. Я говорю: «Ты как себе представляешь манипуляцию? Это что, артистка больших и малых театров, народная артистка СССР, чтобы такое сыграть?». Такое сыграть нельзя. Надо засунуть свои представления о справедливости куда подальше и не ставить этому ребенку плохую оценку. Какая же это манипуляция? Там — беда…
Что делать учителю
Для начала стоит попробовать поговорить с ребенком в доверительном тоне. Можно аккуратно спросить, как дела дома. Но это должен быть очень тонкий разговор, ведь дети не любят агрессивных нападок на своих родителей.
Прежде чем предпринимать дальнейшие шаги, хорошо убедиться, что на теле есть следы побоев.
Конечно, мы не имеем права раздеть ребенка, но можно схитрить. Например, с помощью медсестры: отправить его на какую-нибудь фальшивый медосмотр, чтобы понять, есть ли синяки и характерные раны.
Если учитель уверен, что физическое наказание в семье существует, он должен обратиться к социальному педагогу и педагогу-психологу. Вместе они решат, что делать.
Если из общения станет ясно, что перед вами не нормальный родитель, а абсолютное зло, то тогда психолог, социальный педагог, органы опеки имеют право прийти домой к ребёнку и посмотреть, что там происходит.
В этом случае в дело вступает закон. Например, согласно статье 77 Семейного кодекса ребенка из семьи могут забрать в течение 24 часов, если его жизни и здоровью что-то угрожает.
Если необходима временная изоляция ребенка от семьи, дети уезжают в социально-реабилитационный центр (СРЦ), где живут какое-то время.
У многих это место вызывает хтонический ужас: считается, что там бьют, убивают, что там кошмарный кошмар. Но моя практика показывает, что это не так. Современные СРЦ — по крайней мере, в Москве — устроены весьма прилично. Многие дети говорили, что там отдыхали: хорошо ели, нормально спали. Да, там не мир розовых пони, но дома у этих ребят — совершенный мрак.
Дети могут вернуться в семьи, если родители исправятся и устранят причины, по которым у них забрали ребенка.
Бить детей — не норма!
Дети почти никогда не говорят «меня дома бьют». Они, скорее, скажут «мама меня обидела/наказала», используют эвфемизмы. А значит, внутри они чувствуют: это неправильно, так быть не должно.
Этих детей жалко — они беззащитны. Если их не прикроет школа, то не прикроет никто. И одна из задач учебного заведения — заботиться о своих воспитанниках, особенно в ситуациях, когда родители этого не делают.
Меня бьют родители
Меня бьют родители а позвонить в службы не могу.
Родители ребёнка (меня) бьют, орут, матерят, неразрешают одеваться, обзывают и тд.
Мне 12 лет. Меня бьют и унижают родители, поступают угрозы в мою сторону. Что мне делать?
Что делать, если родители в явном виде нарушают статью 65 СК РФ (бьют, унижают меня, из-за недавней ссоры не хотят пускать меня на соревнования, к которым я долго готовилась)?
Я хочу в детских дом и.к меня постоянно родители обижают бъют палкой и всем тем что может попасть в руку у меня папа постоянно меня куда-то тоскает из одной точки в другую.
Мои родители меня ограничивают, угрожают, гворят что я раб. Не дают мне спокойно жить. Не дают мне учиться на ту профессию на которую я хочу. У меня появилась девушка. И пошло поехало. Стали задирать. Бьют. Сами пьют.
Проживаю в Москве, в районе Куркино, куда мне можно обратиться с вопросом о том, что моя бабушка хочет, как и я, взять меня под опеку, т.к. мои родители издеваются надо мной, бьют меня и мой отец алкоголик.
Мне 16 лет учуся на Тракториста в с.Ребриха меня унижают и бьют просто им скучно, а родители мои не чего с ними сделать не могут и я из-за этого издевательства хочу забрать документы или перевестися куданибудь но родители против на счёт этого и я уже устал терпеть всё что со мною делают. Что мне делать скажите пожалуйста?
Мои родители выгоняют меня из дома, сами орут вдобавок и бьют, я решила уйти, но отец грозится поставить меня на учёт за это, но в это же время выгоняет. Я буду уходить к парню. Как сделать так, чтобы уйти законно и если приедет полиция, я не была виновна? (На диктофоне записано как выгоняет)
Мне уже почти 19 лет и мои родители до сих пор все решают за меня, унижают, бьют, ограничивают меня в действиях, сегодня я поругалась с мамой, она забрала и спрятала мою верхнюю одежду, обувь, телефон и сумку с паспортом, я хочу переехать к молодому человеку, но опосаюсь действий со сторонв папы, тк он может меня избить.
У меня такая проблема, смотрите у меня есть подруга ей 15 лет, родители ужасные. Они её бьют, оскорбляют из-за этого у неё начались проблемы с психикой. Так вот перейдём к сути вопроса. Она учиться в 10 классе, может ли она самостоятельно забрать из школы документы, аттестат, чтобы потом самой без согласия родителей подать заявление в другую школу?
Меня бьют родители отец который пьёт и мама которая не пьёт не обращает внимание и ей неважно значит тоже хочет что бы меня били это происходит часто а моя психика ломается а сейчас карантин и я один не могу выйти из дома например в школу мне плохо и я хочу умереть так как не кому не нужен. (9 лет)
Мне исполнилось 20 лет. Моей девушке скоро исполняется 17.
Был половой акт. Родители узнали уже давно. Все время запрещают ей общаться со мной, бьют её, и угрожают мне то, что посадят меня.
Как быть в такой ситуации, и что делать?
Уж очень жалко свою девушку.. Но есили бросить её, то себе никогда не прощу! Люблю.
Помогите, пожалуйста! Я умоляю, подскажите ка быть. Я прописана и живу с родителями в 2-х комн. Квартире, работаю медсестрой, и так получилось что в семье лет 10 уже нет мира, мои родители меня морально выживают, оскорбляют, порой бьют, нет больше сил моих и здоровья (я астматик) жить с ними под одной крышей, и идти некуда и снимать жилье на зарплату медсестры размером около 5000 р. невозможно.
Суть вопроса такова: учитель провела в классе публичный опрос-допрос по теме-Бьют ли вас дома родители или как-либо наказывают, кто из детей меня (т.е. учителя) боится? После этого опроса учитель категорически запретила рассказывать что-либо родителям. Вытаскивать из ребёнка информацию пришлось пару часов. Как нам к этому относиться и что делать? Прим. Директор школы утверждает что она не к курсе этого. Учимся во 2-м классе (8-9 лет)
Мне в прошлом году родители подарили на новый год телефон, после очередного конфликта они говорят мне еслиия им его не верну, то они напишут заявление в полицию о том что я его украла у них, и грозятся отобрать все вещи которые они мне купили, я хочу отказаться от них, ведь они меня бьют и всячески унижают, опекуна я нашла, мне 17 лет, что мне делать и как быть?
Я могу опубликовать такую стать?
«Муравьи» или «тараканы»?
Скажите, а кто такие «муравьи» (люди как муравьи), тогда кто такие «тараканы» (у каждого свои «тараканы» в голове)? Задумайтесь над этой фразой….
Вы когда –нибудь задумывались почему вас родители любят или ненавидят (орут, бьют ремнем, устраивают молчанки с вами)? Я тоже некогда не задумывалась на счет этого, пока не вспомнила как я в молодости писала дневник и там писала, что ко мне относятся родители будто я неродная дочь, но при этом меня баловали у меня была любая вещь, которую я захочу, но постоянная ругня с родителями изводила меня (я плакала почти каждый день). Могу на сегодняшний день поставить диагноз: «Тараканы».
Меня зовут Людмила. У меня есть дочь Анастасия, она учится в школе в 9-ом классе. Её обижают одноклассники уже 2-ой год: унижают, оскорбляют, иногда бьют и залезают в карманы верхней одежды. На наши просьбы принять меры не реагируют: классный руководитель, завуч, директор школы трактуя тем, что у них в школе не кому её обижать, мальчики все просто святые, по моему мнению они выгораживают своих сотрудников т.к. у этих мальчиков родители работают в этой школе. Что можно сделать?
На меня, учителя начальных классов, написана жалоба в министерство образования области, что якобы издеваюсь, унижаю, бью учеников, оскорбляю. и.д. подписано: родители класса. Ни одного замечания от родителей на протяжении года не услышала. Родительский комитет не в курсе, родители тоже. Администрация школы попросила собрать родительское собрание. Я с текстом жалобы не знакома, в управление образования меня не вызывали. Все это очень интересно.. Как мне быть в этой ситуации? Помогите.
У меня погиб сын от него осталась дочка, сноха избивает девочку ей 13.5 лет.10.07. внучка мне позвонила и попросила ее забрать, в данный момент она находится у меня, я пошла в опеку проконсультироватся что мне делать? Через неделю меня вызвали вместе с внучкой и сообщили, что мама внучки написала на меня заявление, что именно не говорят. Внучку опрашивали одну и сказали:» все родители бьют своих детей» А мне тоже, что я все Вру и отправляют ее к психологу одну, она боится и не идет Как мне поступить? Зарание вам благодарна.
У меня дочке 10 лет, в классе над ней издеваются два мальчика, обзывают и бьют. Два раза она уходила с урока к заучу что бы пожаловаться, она посылала ее к классному руководителю, на что он не принял никаких мер. К одному из мальчиков я сама лично приходила домой что бы поговорить с родителями обидчика моей дочери. Родители мальчика тоже никаких мер не приняли и дочь продолжают обижать. Подскажите пожалуйста куда и как мне нужно обратиться? Спасибо.
Ладно, ближе к сути. Моя родная бабушка хочет забрать меня в другой город, без ведома родителей. Т.е документы из школы, вещи, все остается тут, а я уезжаю к бабушке.
ВОПРОС: может ли мама сделать так, чтобы меня вернули сюда обратно?
Мне почти 20 лет, но мои родители не дают мне свободу действия и выбора, за проступки бьют, кричат и ТД. Я хочу жить отдельно, зарабатывать сама деньги ипринимать решения, но после ссоры они насильно привезли меня домой. Я хочу отказаться от них, не общаться никогда, я могу оставить все вещи которые они мне когда-то покупали и даже согласна обеспечивать их в старости. Но сейчас я хочу полностью от них отказаться, как это можно сделать?
Я работала в садике. Про меня говорили, что я бью детей. Родители. Я провела род. собрание на эту тему, где задала им два конкректных вопроса в письменной форме: вернулся их ребенок домой избитый мною? Подтверждаете ли факт о том, что меня вызвали в отдел образования по этому вопросу? Где все присутствующие родители дали в письменной форме ответы, что не согласны. Составлен протокол собрания где родительский комитет решил, что меня оклеветали. Это всё произошло осенью. Есть ли срок подачи заявления об оскорблении?
Мне 11 лет, родители меня часто били в детстве, иногда бьют и сейчас (к примеру вчера меня надрали за ухо из-за того что деньги которые родители мне дали на питание в школьной столовой я потратила на чипсы и пепси, я понимаю что поступила плохо, но теперь у меня забрали часть денег которые мне подарили на др, надрали за ухо, наорали, обозвали психованной дурой, пепси вылили, а чипсы выкинули) когда я была меньше и не могла оттолкнуть родителей или припереть кроватью дверь своей комнаты меня били значительно чаще и не просто рукой, а ремнём с железной пряжкой. Они часто орут на меня и обзывают. Когда я говорю им что подам на них в суд они только смеются и говорят что таких плохих детей как я можно бить. Я понимаю что я не идеальный ребёнок, но учусь вполне нормально, на 4,5,иногда бывают 3. при этом всё время мне говорят что я должна учится только на 5, убираться дома и т. д. Могу ли я подать на них в суд? Их могут лишить родительских прав? И ещё у меня есть младший брат, но его не бьют, только обзывают и орут на него. Ещё у меня нет телефона, я пишу с ноутбука. Пожалуйста ответьте.
Куда обращаться, если родители бьют ребенка
Содержание статьи
Избиение детей – явление распространенное, хотя и старательно скрываемое от посторонних глаз. Что делать, если мать, отчим издеваются над ребенком? Куда обращаться с информацией о жестоком обращении соседей с детьми? Что делать подростку, которого бьют дома? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Родители избивают ребенка, что делать?
Уголовный кодекс не предусматривает ответственности за несообщение о случаях избиения детей в правоохранительные органы, это дело совести.
У неравнодушных людей есть масса способов защитить ребенка в рамках законодательства. Для этого даже нет необходимости вступать в прямой конфликт с обидчиками. Существуют структуры, которые обязаны обеспечить безопасность ребенка, узнав, что его бьют.
Куда обращаться, если соседи бьют ребенка?
Куда обратиться, если родители избивают детей, зависит от конкретной ситуации.
Если вы стали непосредственным свидетелем того, что родители жестоко бьют ребенка – звоните в полицию. По вызову приедет наряд. Сотрудники зафиксируют факт избиения и направят ребенка на медицинское освидетельствование. По заключению судмедэксперта будет решено, к какому виду ответственности возможно привлечь жестоких родителей. В любом случае обязательно встанет вопрос о временной изоляции избитого ребенка и об ограничении преступников в родительских правах. Не исключено дальнейшее лишение прав на детей в судебном порядке.
Чаще соседи не видят, что ребенка бьют, но информация об избиении просачиваться иначе, например:
В случае когда достоверно неизвестно избивают ли ребенка родители, но необходимость проверки все же существует, следует обратиться:
Популярным становится обращение за помощью в средства массовой информации. Однако, необходимо понимать, что одно дело общение с журналистом, другое дело открытое суждение, например, в соцсетях. Из общественного защитника можно стать жертвой уголовного преследования. Поэтому, куда бы вы ни надумали обратиться с заявлением о том, что бьют ребенка, проконсультируйтесь у юриста, чтобы избежать ошибок.
Что делать подростку, которого бьют дома?
Подростку, которого бьют дома, прежде всего следует поискать помощи в школе. Достаточно обратиться к любому педагогу, который вызывает доверие. Учитель, в свою очередь, самостоятельно обратится в органы опеки. Сотрудники проведут проверку и сообщат в полицию.
Довериться можно друзьям, которые расскажут своим родителям, дать знать родственникам, соседям – они решат, куда обратиться. Если нет людей, кому хотелось бы открыться, но есть синяки от побоев, что-то болит (могут быть внутренние повреждения) – надо обратиться в травмпункт. При этом не обязательно рассказывать, кто избивал, где били и когда. Медики по закону обязаны сообщить о травмах в полицию, а та – выяснять, кто бил ребенка.
Многие подростки боятся раскрывать ситуацию окружающим. Но боль и унижения не должны быть бесконечны. Если нет желания обращаться за помощью куда бы то ни было, надо просто не скрывать своих телесных повреждений. И школьные работники, и знакомые, соседи, неравнодушные люди обязательно это заметят и окажут помощь. Полиция, органы опеки сами во всем разберутся и защитят подростка, которого бьют.
Статья за жестокое обращение с детьми
Наказание за жестокое обращение с ребенком неминуемо. Любые насильственные действия, которые причиняют физическую боль, предусматривают штраф до 30 тыс. руб., арест до 15 суток, обязательные работы до 120 часов. Ответственность за побои из хулиганских побуждений:
Если ребенку причинены телесные повреждения, пусть даже и легкие, то ответственность существеннее. Применяемые статьи УК РФ в этом случае зависят от тяжести повреждений. Степень тяжести телесных повреждений (внешних и внутренних) определяется на основании заключения судебно-медицинского эксперта.
Умышленное причинение физических или психических страданий несовершеннолетнему путем систематического нанесения побоев, насильственных действий наказывается по ст. 117 УК РФ. Мера наказания – лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.
Помимо ответственности за боль, истязания, причинение вреда здоровью ребенка его родители или законные представители несут ответственность за жестокое обращение. За это предусмотрено наказание:
Резюме
То, что ребенка бьют, всегда видно неравнодушным окружающим. Они в силах обратиться за защитой в различные структуры. Ответственность за избиение детей сурова. Если вы не знаете, как лучше поступить в конкретной ситуации – куда именно обратиться за защитой прав ребенка или, наоборот, как снять с себя ложные обвинения, – наши юристы вам помогут. Получить консультацию можно через чат сайта или позвонив нам по указанным номерам телефонов.
Родители бьют ребенка. Что делать учителю?
Ситуацию комментируют школьные специалисты-психологи
Каждый учительский день переполнен событиями, эмоциями, разочарованиями и сюрпризами. Среди этого пестрого вороха событий встречаются такие, что цепляют и тревожат, не отпускают из-за своей неразрешимости. Например, когда ты становишься свидетелем жесткого обращения родителей со своим ребенком. Учителя редко обсуждают подобные случаи. Наверное, оттого, что знают: здесь не существует конструктивного выхода. Впрочем, вопрос иногда настолько не дает покоя, что хочется услышать хотя бы мнение коллег. Как в письме, пришедшем недавно в газету.
«Один из самых, наверное, тяжелых вопросов за всю мою педагогическую жизнь – невозможность решить, в какой степени я могу противопоставлять свою позицию родительской.
Был у меня в классе мальчишка, которого жестоко наказывал отец. Попросту говоря, бил. Не сгоряча или по пьянке, а «в воспитательных целях». Приходил забирать сына из школы, видел следы какой-то провинности (например, Алешка оказался разгоряченным и вспотевшим в первые дни после долгой болезни) и совершенно спокойным железным голосом говорил: «Тебе же было сказано – не бегать. Собирайся. Дома ты будешь наказан». У меня было такое чувство, что бить будут меня.
Поскольку попытки опосредованно или прямо говорить о недопустимости этого провалились – мне ясно дали понять, что это не мое дело, за воспитание отвечают родители, – мне оставалось только прикрывать мальчика враньем. На вопросы об успехах и продвижении по программе я неизменно бодро отвечала, что «все хорошо», проблем нет. И сам Алешка постоянно слышал это мое жалкое вранье, хотя и ошибок у него было сегодня больше обычного, и сонный он пришел, и на прогулке они с приятелем кого-то в снег макнули… Но – все хорошо. Он, конечно, понимал почему. И честно старался, чтобы мне врать приходилось поменьше. Он такой был взрослый, серьезный, хотя и маленький.
И остальные ребята, между прочим, это тоже слышали. Когда детей разбирают родители, вечно кто-то крутится под ногами. А ведь я им во многих ситуациях объясняла, что ненавижу врать – унизительно это и противно.
Надо сказать, именно так себя и чувствовала каждый раз. И выхода никак не могла найти. Не знаю и сейчас, как надо было правильно. И в тот раз, и в других ситуациях. Когда родители унижали ребенка в присутствии посторонних. Когда мать, повернутая на религии, заставляла держать строгий пост (в какой-то день даже пить нельзя) дочь-подростка. А у девочки больные почки, да и есть в тринадцать лет хочется постоянно, и в столовую весь класс идет вместе.
Или здесь правильно вообще не бывает? Когда твои ценности и методы идут кардинально вразрез с родительскими – как ни поступи, все нехорошо.
Противодействовать, активно противопоставлять себя родителям – нет, не годится. Зачем же ребенка тащить в разные стороны, рвать по живому. Вообще-то это их ребенок. С одной стороны. С другой – не собственность же он, в конце концов, не крепостной.
Смириться и делать вид, что ничего не происходит, тоже невозможно.
Елена Григорьева, учитель»
«Постарайтесь вызвать родителей на диалог»
Рассогласование отношений родителя и учителя является достаточно сложной проблемой. Когда же речь идет о физическом наказании, то необходимо затрагивать не только психологический аспект несогласования требований к ребенку и методов воспитания со стороны учителей и родителей, здесь существуют аспекты социальные и юридические. Однако давайте остановимся на психологическом аспекте заявленной ситуации.
Первый момент – родитель бьет ребенка.
Второй момент – учитель покрывает промахи ребенка, чтобы уберечь его от наказания. При этом испытывает внутренний дискомфорт.
Рассматривая первый момент этой ситуации, зададим вопрос: почему родитель бьет своего ребенка? Чем больше будем над этим думать, тем больше версий обнаружим. На поверхности лежат такие предположения:
– он не знает других методов, его тоже так воспитывали;
– ощущая себя не очень успешным, родитель пытается компенсировать это чувство за счет ребенка («Будь успешным, я буду тобой гордиться, сниму напряжение собственных неудач»);
– опять-таки неудовлетворенное чувство власти, нереализуемое в социальной жизни, очень искаженно начинает выступать во взаимоотношениях с ребенком;
– накопившееся напряжение, раздражение дают о себе знать в отношениях с ребенком (он самый беззащитный).
Чтобы уберечь маленького ребенка, надо прежде всего вести работу с родителями.
Вероятнее всего, бесполезно говорить родителю, бьющему ребенка, «это не метод» или объяснять ему, что бьет он от чувства собственного бессилия, неуверенности и тревоги. Лучше активизировать самих родителей в высказываниях по поводу методов воспитания. Можно на собрании вместе с родителями обсудить вопросы: «Как вы думаете, сможет ли быть успешным запуганный, забитый ребенок?», «Какие методы воспитания я запомнил из своего детства и почему?» Да вообще можно порассуждать на тему «Бьют ли счастливые люди своих детей?». Родитель не должен быть в школе в роли ученика, которому высказываются претензии («Не так воспитываете»). Учительские нотации в его адрес могут только обострить неприятные школьные воспоминания, которые спровоцируют негативные чувства в отношении ребенка. Поэтому родитель – только равноправный участник обсуждения.
Можно тоже его спросить об отношении к разным методам воспитания, именно спросить, а не сказать правильные слова о недопустимости наказаний. Когда человека спрашивают, он начинает хотя бы задумываться над вопросом, и есть надежда, что появление мыслей повлияет на его поведение.
Третий момент – «ложь во спасение» учительницы и переживание ею этой лжи. Учительница испытывала бы те же переживания, а может, более сильные, если бы, говоря правду, представляла потом сцены наказания. С такими внутренними конфликтами сталкиваются люди неравнодушные. Можно сказать, что в данной ситуации она как может сберегает ребенка. А чувство бессилия связано с тем, что поведение учительницы можно назвать «пассивным сбережением». Может быть, учителю будет легче, если он обсудит с ребенком – а уж если он подросток, то это просто обязательно – создавшуюся ситуацию. Поговорит, как с равноправным участником неприятной ситуации. Дело в том, что вместе с благодарностью учителю за «молчание» ребенок может начать использовать такое поведение учителя. Невозможно дать четкое предписание для таких разговоров – все зависит от особенностей поведения родителя.
Выход вижу в целенаправленной, планомерной работе учителей, психологов и родителей по грамотному построению отношений с детьми даже в напряженное для нас время, даже при разладе в семье, на работе, в стране.
Алла ФОМИНОВА, кандидат психологических наук
«Подумайте, готовы ли вы взять ответственность на себя»
Одна из самых трудных ситуаций для учителя – быть свидетелем процесса воспитания, идущего вразрез с его собственными ценностями. В эти моменты обостряется внутренний диалог (или лучше сказать – полилог). Части личности начинают спорить и подталкивать к противоположным действиям.
Одна часть требует вмешаться и защищать ребенка от наказания. Другая требует воздерживаться от вмешательства, ведь это не его сын или дочь. В итоге бедный учитель приходит в крайнее замешательство и страдает в любом случае.
Позволил себе вмешаться – его могут оскорбить и/или его вмешательство может привести к еще худшему результату, чем при бездействии. Удержался – совесть мучает долго: почему не вмешался.
Очень сложный выбор. Чтобы что-то говорить родителям в такой ситуации, надо очень хорошо представлять себе последствия своего поступка. Вмешиваясь, мы претендуем на роль участника ситуации, который в состоянии с ней справиться (иногда нас провоцируют на это специально, и часто мы попадаемся…). Однако положа руку на сердце – в состоянии ли мы поступить так, чтобы это было во благо этой семье?
Мы видим только верхушку айсберга семейных проблем. Можем ли быть уверенными, что, вмешиваясь, мы делаем лучше этой паре родитель–ребенок? Задаем ли себе вопрос: а готовы ли мы работать с последствиями своего вмешательства, брать на себя такую ответственность?
Никто не спорит, сдерживать эмоциональные порывы нелегко. Но и позволять себе действовать под влиянием эмоций, не беря ответственности за последствия, считая, что уже фактом вмешательства мы по определению улучшили дело, – глубокая иллюзия.
Это обычный вид самообмана: не сдержались, высказались, вмешались – и оправдываем себя: вот какой я защитник справедливости. Реальной пользы это никому не приносит, только частичное облегчение нам самим в момент высказывания.
В каких же случаях что-то говорить родителю, творящему наказание? Мое мнение – хоть оно может показаться жестоким – не раньше, чем кто-то из них обратится к нам с просьбой об этом, родитель или ребенок.
И уметь делать все это без оскорбительных, поучающих интонаций. Ведь мы не были – и никогда не будем – на месте этого взрослого, не знаем, как он воспринимает ситуацию. А если обратился ребенок – тут важно не впасть в искушение стать ему лучшим родителем, чем его собственные (вы же не собираетесь его усыновлять?). Разговаривать с ним как с взрослым, сочувствуя, но не унижая своим сочувствием, уважая его судьбу и веря в его способность справиться с обстоятельствами, без фанатизма и ненужного пафоса. Трудная работа.
Галина МОРОЗОВА, кандидат психологических наук
«Работайте с ребенком так, чтобы у родителей переменилось к нему отношение»
Конечно, важно, каковы наличные отношения учителя с родителями.
Если родители настроены на совместные действия с учителем по поводу своего проблемного ребенка, ситуация относительно мягкая, хотя и здесь может всплыть взаимное непонимание от непроявлявшихся до поры до времени различий в ценностях и устремлениях.
Второй сюжет – изначальное дистанцирование родителей от учителя.
Возможная стратегия учителя в этом случае – работа с проблемами ребенка с постоянной демонстрацией родителям результатов, продвижений. Осознание, обнаружение родителями, что с их сыном, дочерью что-то позитивное происходит и учитель тут «при чем», может смягчить отношения, и родители начнут «слышать» педагога не только по поводу «рабочих» ситуаций.
Наконец, самый трудный сюжет: родители не скрывают отрицательного, порою агрессивного, отношения к учителю, и за этим скрывается ценностное противостояние.
Для учителя тут есть два пути. Более редкий, почти фантастический путь: мировоззренческий спор, дискуссия. Это возможно, если родители (и педагог) готовы к таким дискуссиям. Более реалистический путь – сдвинуть хотя бы частично с себя ответственность, разделить ее с другими работниками: от администрации и психолога, до социальных органов в случае угрозы здоровью ребенка.
Конечно, эти идеи все равно абстрактны. Нужно не забывать о возрасте ученика, нужно учесть реакцию класса и всякие другие обстоятельства.
Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук