что делать если ребенок все ломает и портит
Как научить маленького вредителя не портить имущество
Практически в каждом доме, где живет маленький ребенок, родители сталкиваются с порванными обоями, разрисованными стенами, битой посудой, сломанными игрушками. Взрослые сетуют, что никак не могут донести до ребенка, почему так нельзя себя вести. Психологи говорят, что малыши до 5 лет портят имущество потому, что так они познают мир. Детки старшего возраста выражают подобным образом агрессию и злость. При этом маленькие проказники не могут объяснить расстроенным родителям, для чего они изрисовали маминой помадой светлый ковер или порезали ножницами шторы.
Почему у детей появляется агрессия
Для того чтобы научить детей бережно относиться к вещам, нужно разобраться с причиной деструктивного поведения. По каким причинам дети могут проявлять агрессию:
Как исправить ситуацию
Для начала выясните причину, почему ребенок ведет себя агрессивно. После этого постарайтесь направить энергию малыша в позитивные занятия или игры. С раннего возраста учите малыша проговаривать свои чувства: «Ты злишься, потому что девочка на площадке не дала тебе покатать свою коляску с куклой?», «Ты расстроен, потому что у папы сломалась машина, и он не отвез тебя к бабушке?». Дети должны понимать, какие эмоции они испытывают, и тогда им будет легче справиться со своим состоянием.
Научите ребенка управлять собственной злостью. Предложите медленно вдохнуть и выдохнуть, посчитать до десяти, когда они по чувствуют приступ агрессии. Со злостью поможет справиться боксерская груша или обычная подушка, которую ребенок может побить, если почувствует приближение агрессии. Можно записать сына или дочь в спортивную секцию, но только в том случае, если ребенок сам изъявит желание заниматься спортом.
Старайтесь переключить внимание малыша на что-то полезное. Предложите вместе убрать в доме, испеките фигурное печенье, постройте домик из конструктора. Если в доме есть ненужные журналы или газеты, пускай кроха вырывает странички, комкает их и пытается забросить в корзину.
Домашние правила
Придумайте общие правила, которые должны выполнять все члены семьи. Распечатайте правила и повесьте на видное место:
Родители должны на своем примере показывать подрастающему поколению, что нужно бережно относиться к вещам. Если вы сломали стул, не спешите его выбрасывать. Предложите сыну вместе с папой починить сломанную мебель. Объясняйте малышам, что каждая вещь была куплена за деньги, которые зарабатывают родители. Если неуважительно относитесь к вещам, значит, вы не цените труд мамы и папы.
Если ребенок сломал игрушку, не спешите покупать по первому требованию новую машинку или куклу. Спокойно объясните, что игрушка стоит денег, и вы не можете покупать замену всякий раз, когда малыш что-то испортит. Не ругайте ребенка, не повышайте голос, а ищите причину, почему он так себя ведет.
Что говорят родители
Елена, мама 5-летнего Кости:
«Сын постоянно что-то ломает. Новая игрушка приходит в негодность через день, а иногда сразу же после покупки. Одежду Костя тоже не бережет: штаны рвет, обувь пачкает. Причина кроется в нашем папе, который абсолютно не ценит вещи. В его семье деньги не считали, поэтому испорченная вещь тут же выбрасывалась и покупалась новая. Меня же приучили бережно относиться к вещам, поэтому всякий раз, когда муж или сын что-то испортят, я расстраиваюсь. Стараюсь разговаривать с мужем, объясняю, что на своем примере нужно воспитывать сына».
Мария, мама 6-летнего Вани:
«У сына взрывной характер, он очень активный, может часами носиться по квартире и все сметать на своем пути. В нашем доме было все: разрисованные обои, разбитые вазы, порезанная мебель, потоп в ванной комнате. Когда Ваня начал ходить на занятия по тхэквондо, стало намного легче. Ему нужно выплескивать свою энергию, и занятия спортом очень помогают. На выходных ездим всей семьей на каток, катаемся на велосипедах, на даче играем в подвижные игры. Когда Ваня выплеснет энергию, он с удовольствием рисует, собирает пазлы, мозаику, читает».
Когда видите рисунок на новых обоях, безусловно, внутри закипает злость и обида на ребенка. Но постарайтесь сдержаться, не кричите на малыша, не ругайте. Чаще разговаривайте, объясняйте, что вещи нужно беречь. Только с помощью заботы и любви можно добиться взаимопонимания и найти выход из ситуации.
Что делать, если ребёнок специально всё ломает?
Почему-то чужие дети всегда аккуратно строят куличики в другом углу песочницы, а собственный ребёнок, кажется, только и рвётся их ломать и кидаться песком. О том, откуда берутся такие проявления агрессии и что с ними делать, рассказывает директор Института Хоффмана Дария Маркин.
Вопрос. Четырехлетний ребёнок устраивает разносы на детской площадке. Всё бросает, кидает, ломает в песочнице домики других детей. Родители других детей недовольны, требуют не ходить на их площадку. Как объяснить четырёхлетке, что он ведёт себя неправильно, как вообще с этим быть?
Ответ. Доводилось ли вам хлопать дверью? Или кинуть что-нибудь куда-нибудь со всего маху? Помните, что это за чувство? В один момент становится немного легче, а потом нередко включается система «пиления» самого себя: «так не делают, возьми себя в руки» или чувство вины за сказанное, кинутое или разбитое сгоряча. Такие всплески случаются с нами, взрослыми, в тех случаях, когда мы чувствуем себя загнанными в угол и не можем выплеснуть своё негодование на обидчика напрямую. Тогда нужно хоть куда вылить эту кипящую энергию.
То же самое происходит с детьми. Те дети, которые отрывают паучкам ножки, жарят муравьёв или играют с кошкой в «я тебя удушу от любви», — дети не жестокие. Это дети, которым нужен выплеск, потому что внутри что-то сжимается, закипает и не может выйти наружу — чаще всего на близких любимых людей, которые становятся самыми болезненными обидчиками, — на родителей.
Объяснять ребёнку, что нельзя выплёскивать эмоции таким образом, почти не имеет смысла, потому что он по-другому не может. Эту энергию беспомощности ему нужно куда-то надо девать. Ваши объяснения он запомнит: это будут слова, которые он и позже во взрослой жизни будет говорить сам себе после того, как хлопнет дверью. Но ситуацию они не разрешат.
Всплески агрессии ребёнка — это крик о помощи. Ребёнок нуждается в бесконечном потоке любви без условий
То есть ни за его поведение, ни за успехи и оценки, а совершенно просто так, просто потому, что он есть. Спросите себя: какие условия вы ставите вашему ребёнку, чтобы любить его? Как он должен доказывать, что он хороший человек, достойный, честный, сильный, умный, — каким ваш ребёнок должен быть для вас, чтобы вы принимали его? Чем больше условий, тем сложнее ему их удовлетворить. Чем меньше шансов у ребёнка добиться вашего безусловного расположения, тем сильнее будет его потребность найти выход для своей боли «какой я есть, я неправильный».
«Вот балда, дай я сама сделаю». 7 примеров, как мы разрушаем самооценку ребёнка
В конкретной ситуации, когда ребёнок ломает песочный домик другого ребёнка, есть три важных правила:
1. Не вмешиваться в разборки. До тех пор, пока ребёнок не причиняет физического ущерба. Он должен учиться разрешать конфликты. Обидчик и жертва учатся в этот момент границам и вырабатывают навыки защищать свои границы и не переходить чужие.
2. Интересоваться чувствами ребёнка, не осуждая его за них. Попробуйте спросить: «Что тебя так разозлило?», «Смотри, ты сломал работу другого мальчика/девочки, тебя что-то расстроило?» И слушать, что происходит внутри ребёнка. Может быть, он объяснит, а возможно, он сам этого не понимает. Если он может вам что-то объяснить, не отвечайте на это, а только сочувствуйте ему: «Я понимаю, это меня бы тоже расстроило. Давай подумаем, как это можно изменить». В любом случае — интересоваться и с любовью и терпением помогать разобраться и канализировать агрессию в безопасную зону: например, побить палкой просто по песку, чтобы никого не задеть, потопать со всей силы ногами, креативно придумать какую-то форму выражения и вывода агрессивной энергии без ущерба для внешнего мира. Быть на стороне ребёнка, поддерживать и не осуждать.
3. Ни в коему случае не отчитывать ребёнка при других, не стыдить и не ругать его. В противном случае он будет замыкаться и чувствовать себя непонятым и беспомощным, а решения проблемы всё равно не найдёт. В случае нанесения ущерба его надо остановить, не давая никаких оценок, и сказать, например: «Я не хочу, чтобы ты причинял боль/ ломал игрушку. Что тебя так разозлило?» Если игрушка сломана, можно пойти вместе в магазин и купить замену сломанной, а потом подарить её на детской площадке пострадавшему. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам, пережив при этом опыт: если я ломаю, я должен возместить ущерб, чтобы потом играть вместе.
Будьте на стороне ребёнка. Это то, в чём он нуждается больше всего, потому что чувствует себя одиноко в своей беспомощности. И если вы измените свою тактику, то и он сможет измениться. И, вероятнее всего, потребность выплёскивать гнев в такой форме исчезнет сама собой.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Ломать не строить. Если ваш ребёнок ломает и портит всё, что видит
Давайте разберемся в причинах агрессивности ребенка дошкольного возраста.
Приведу пример: в гости пришла подруга мамы, и они на кухне пьют чай. Ребенок пришел на кухню, и пытается привлечь внимание к себе, например, показать рисунок маме. Но мама всячески игнорирует дитя. Тут ребенок подходит к младшему брату и ударяет его. Мать услышала крик младшего, и, наконец-то, уделила внимание старшему ребенку. Пусть не то, на которое он рассчитывал, но все-таки внимание!
В школьном возрасте можно выделить еще несколько причин деструктивного (разрушающего) поведения детей:
Подумайте, как жить ребенку в окружении, где не услышишь ни похвалы, ни одобрения, ни доброго слова, ни поддерживающего жеста. Дети считают, что их недостаточно любят. Родители слишком заняты своими проблемами, они не замечают тревожных сигналов, и не предполагают, что их ребенок ощущает себя одиноким, никому ненужным. И тогда у него возникает единственное желание — обратить, хоть как-то, на себя внимание, если нужно — даже с помощью силы, грубости, гнева, разрушений.
Как бы ребенок себя ни вел: дрался, конфликтовал со всеми близкими и друзьями, мучил животных или крушил мебель — под этим скрывается чувство страха, недоверия окружающему миру, глубокой неуверенности в себе, бессилия перед сложившейся ситуацией. Что же делать, если вы заметили агрессию у ребенка?
И так, вы прочитали внушительный список причин деструктивного, агрессивного поведения. А зная причину, легко можно предупредить и устранить последствия. Удачи вам!
Ребёнок кусается, дерётся и ломает всё вокруг. Что делать и как правильно реагировать?
От обиды, что его игрушки дали поиграть соседу по песочнице, ребёнок «заряжает» маме. Мама, недолго думая, щиплет его в ответ, чтобы знал «как это». А потом воспитатели жалуются, что «ваш сын/дочь всех кусает и щиплет». Психолог Катерина Дёмина — о том, как взрослым надо реагировать на детскую агрессию. И почему отвечать на силу силой ни в коем случае нельзя.
Давайте сначала определимся с терминами и задачами. Агрессивным мы будем называть такое поведение, когда один человек пытается причинить другому реальный вред или ущерб: ударить, отнять предмет, толкнуть, укусить. Агрессия может быть вербальной — это когда обзываются, насмехаются, кричат «Убью тебя!», угрожают расправой или наказанием (это со стороны воспитателей). Есть пассивный вариант — игнорирование, разные формы манипуляций, тихий саботаж.
Единственное назначение любого сознательного агрессивного поведения — обозначить и установить границы, а ещё увеличить дистанцию между участниками коммуникации. Я специально подчёркиваю слово «сознательного», чтобы исключить из описания малышей до 2-2,5 лет. И вот почему.
Как ни удивительно, бОльшая часть жалоб на агрессивное поведение поступает от родителей совсем крошечных детей: от 6-7 месяцев (когда прорезаются первые зубы) и до 2 лет приблизительно.
10 месяцев: «Он кусается, надо ли его кусать/щипать/бить в ответ?»
18 месяцев: «Детка бьёт всех лопаткой, другая мама ударила её в ответ, как мне быть?»
2 года: «Моя дочка отталкивает очень грубо тех, кто пытается погладить её по голове, может бить меня ногами или кусаться, это аутизм?»
До появления развитой речи (то есть обычно лет до трёх) ваш ребёнок скорее детёныш человека, чем сознательный участник общения. Эмоции он переживает телом, реагирует на всё тоже телом. Больно — рыдает, устал — капризничает и падает на пол в истерике, хочет что-то взять — немедленно предпринимает попытку достать. У него напрочь отсутствуют структуры, осуществляющие контроль и волю. Точнее, воля есть, а контроля нет. Хочу и буду. И взывать к его добродетелям («Есть у тебя совесть или нет?! Ты зачем маму ударил?») бессмысленно, за отсутствием таковых. Нет у него совести, смиритесь. Появится ближе к семи годам, если повезёт.
Малыш кусается, потому что у него чешутся зубы, бьёт соседку лопатой, потому что ему тесно или игрушку не поделили, бьёт маму ногой, потому что не хочет, чтобы посторонние дядьки трогали его за голову или лицо.
Одна моя любимая девочка регулярно устраивала скандал на улице, если посторонние пытались потрепать её за щечку. Орала, как пожарная сирена. Да, она прекрасная голубоглазая блондинка. Это не повод трогать её руками, особенно немытыми, особенно когда она только проснулась и не понимает, как она сюда попала и зачем это всё вообще.
Оглушённые окружающие, конечно, очень недовольны и начинают бормотать что-то вроде «Какая агрессивная девочка, я же ничего плохого не хотел!» и быстро удаляются. Чего, собственно, и добивался ребёнок. Увеличения дистанции до субъективно безопасной. Вот через стол, да ещё сидя на руках у папы или мамы, я вам с удовольствием поулыбаюсь всеми своими ямочками. Руками не надо трогать, ок?
Очень часто от детей требуют совсем уж невыполнимого: отдай свои любимые игрушки незнакомому мальчику. Веди себя хорошо за столом в ресторане (ему два года, напоминаю). Успевай за мамой, когда она тащит тяжёлые сумки и уже очень устала. Немедленно прекрати играть и иди обедать/мыться/спать.
Родители удивляются и гневаются, когда обнаруживают, что ребёнок не соответствует их ожиданиям, более того, имеет наглость как-то противодействовать
Отталкивает ложку с супом, например. Брыкается и выворачивается, когда его несут в ванну. Бьёт других детей.
Между тем все эти проявления якобы «агрессии» — по сути, не больше, чем самооборона. От сложных чувств, от неприятных ощущений и людей и от невыносимого напряжения.
Как быть родителям, когда ребёнок кусается, щипается, лягается и всё ломает
Во-первых, ни в коем случае не отвечаем силой на силу. Никаких там око за око. А то я слышу иногда от вполне на вид вменяемых людей «да врежь ему, чтобы знал!». С ума вы сошли, дорогие сограждане, как можно вообще бить того, кто в десять раз слабее и полностью от вас зависит?! Начальнику своему врежьте, чтоб знал, как давать срочное задание в 17.45 пятницы.
Ребёнок кусается или пинается потому, что его раздирают эмоции, а выражать их, кроме как телом, он ещё не умеет. Да что ребёнок, у нас 86% населения не различают понятия «чувства/мысли/действия». Поэтому ваша задача — научить его выражать свой гнев словами. Понимаете разницу? Не пинать маму ногой, а громко кричать «плохая мама, не люблю тебя!». А годам к пяти хорошо бы уже уметь и этого не говорить, а произносить что-то вроде: «АААА! Я ужасно разозлился!».
Во-вторых, детство на то нам и дано, чтобы обучаться. Культуре поведения в том числе. Но, похоже, очень многие родители полагают, что в ребёнка социальные программы предустановлены по умолчанию, заводская комплектация. Так вот, по умолчанию — это как раз бить с ноги, когда что-то не по нему. У некоторых взрослых этот навык сохраняется как атавизм. Мы обязаны научить своих детей правильно вести себя в обществе, причём здесь важны все компоненты: в современной городской культуре принято быть вежливым, аккуратным, уступчивым. А, вполне возможно, в какой-нибудь специфической субкультуре маленькой первобытной общины принято ровно обратное: мальчику предписано быть агрессивным, нападающим, «мой меч — твоя голова с плеч».
Когда ваш малыш впервые попробует высыпать полное ведерко песка на золотые кудри соседки по площадке, всё, что от вас требуется, — ввести (немедленно) нормы и правила поведения. «Данила, Насте очень неприятно, что ты высыпал на неё песок, она плачет. Надо сказать «Извини меня, Настя, я больше так не буду. Никто не должен пачкать других людей, это нельзя. Давай поможем Насте убрать песок с головы». Стыдить, орать, тащить, упрекать, как вы понимаете, абсолютно бесполезно. У него ещё не наросли те структуры, которыми чувствуют вину, только страх. Возможно, вам придётся повторять процедуру раз за разом, пока алгоритм не укоренится в его голове.
Что родителям читать по теме:
С другой стороны, постарайтесь внимательно посмотреть, возможно, агрессивные действия повторяются каждый раз в одной и той же ситуации. Например, ребёнок обнаружил, что, когда он толкает кого-то, мама немедленно вскакивает со скамейки и мчится к нему во весь опор. Ну вы поняли. Или, если на кого-то замахнуться, его подхватят на руки и уведут с площадки или вообще домой. Он уже устал гулять, но сказать не может, поэтому просто повторяет успешно найденную схему.
Моя старшая дочь в какой-то момент поняла, что, если затеять драку в группе в детсаду, её закроют в спальне «в наказание». И стала этим пользоваться — потому что интроверт и устаёт от гомона и суеты вокруг. Так продолжалось, пока мы не проследили всю логическую цепочку и не научили её подходить к воспитательнице и проситься «в карцер», чтобы отдохнуть. Три года.
Что делать с агрессией детей постарше — 4-6 лет
Что я вижу в своей практике: мальчики в 4-5 лет обладают уровнем развития речевых и социальных навыков на уровне 2-3 лет. То ли сказать «спасибо» гаджетам с грудного возраста, то ли мультики смотрят не те. Может быть, лишены постоянного общения со значимыми взрослыми, не видят их в реальных жизненных ситуациях.
Спрашиваю мальчишку 5 лет (запрос — немотивированная агрессия, ругается, нападает на всех): «А что папа делает, когда его на дороге кто-то подрезает?». Папа ругается матом, может догнать и специально подрезать, выскочить на светофоре и пойти разбираться. Во время обсуждения каких-то проблем рассказывает подробно (опять же — матом), как и кого он изобьёт, уроет, замочит. Да, он не ходит пьяным биться стенка на стенку. Но пример подаёт однозначный. При этом всё сопровождает стандартным: «Мы же постоянно ему (ребёнку) объясняем, что такое хорошо и что такое плохо!».
Плохие новости, господа: дети усваивают поведение, а не нравоучения.
Самый караул, это когда родители рассказывают, как именно они отлупили ребёнка за плохое поведение. «Мы уж и ругали его, и били, и лишали всего, а он всё равно дерётся». А что ему ещё остаётся? Вы не научили его никакому другому способу решения проблем.
Фото: Shutterstock (Cresta Johnson, AlohaHawaii, Collin Quinn Lomax)
Ребенку 4 года. Рвет и портит вещи
Вопрос психологам
Спрашивает: Светлана, 36 лет
Категория вопроса: Дети
Мальчик 4.5 года. В сад не ходит. Сижу с ним с рождения дома. Есть старшая сестра. Характер у сына не спокойный, когда был по младше дрался с сестрой, кусался. Ругали, ставили в угол. После очередного раза, когда укусил сестру, она в отместку укусила его, укусы прекратились. Сейчас новая напасть. Начал портить вещи. Если его что-то расстроит или будет не по его желанию сделано, идёт или в ванну выдавливает пасту, или в комнату мою выдавливает крема на пол, или если сестра что не так сделала, то рвет книги. Не давно порвал 4 библиотечные книги, потом все учебники школьные. Запретила входить в комнату сестры, так он вчера взял маленькие ножницы и порезал покрывало на кровати. Говорит, что злился и ему что то не понравилось. Спрашиваю, знаешь что плохо поступаешь, знаю говорит, и все равно делает. Говорю если тебе что то не нравится или разозлился, приди к маме я тебя успокою и мы поговорим. Хорошо отвечает. Но на следующий день опять то же самое. Следить за ним постоянно не получается, все равно дела дома делать надо. И ни разу ещё не получилось его поймать за руку. Только последствия проделок находим. Злюсь на него, ругаю, в угол ставлю без толку. Лишаю мультиков, игрушек и тоже эффекта ноль. Может по пол дня в углу стоять и даже не просится выйти. Что делать уже и не представляю. Он очень эмоционально привязан ко мне, и ещё сестре. Папу любит, но тот на работе в основном, по вечерам играет и с ним. Внимания ему уделяем. И гуляем вместе, играем. Любит помогать мне готовить, не отказываю обычно не в чем. Вроде все понимает, что плохо делает, а остановится не может. Объясняю, и ценность вещей и, что расстраивает он всех таким поведением. Сначала ругала, теперь обнимаю успокаиваю, пытаюсь выяснить причину. Но ничего не действует. Может возраст? Подскажите, что может быть причиной такого поведения?
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенку 4 года. Рвет и портит вещи
Светлана, вариантов такого поведения может быть много.
Также можно водить сына к психологу, чтобы научить его осознавать свои чувства и справляться с ними корректным образом. Это важно делать сейчас, пока мальчик в том возрасте, когда он быстро усовит навыки общения и нового поведения.
Можно также сходить на консультацию к психологу Вам, чтобы понять, каким образом можно Вам обращаться с маленьким мужчиной, чтобы направить его агрессию не на сестру, а на защиту ее и созидательную деятельность.
ψ Ракитина Татьяна. Психолог, психоаналитик. Скайп.
Понятное, что такие особенности поведения ребенка не самым хорошим образом влияют на жизнь всей вашей семьи, поэтому прежде всего хочется выразить Вам свое сочувствие и поддержку.
Если говорить о том, что можно предпринять для изменения ситуации, я бы предложила ряд моментов.
Во-вторых, я обратила внимание на то, что Вы пишете о наказаниях, но совсем не пишете о поощрениях. Это довольно частый вариант, но он далеко не вегда срабатывает, поскольку, наказывая, мы обращаем внимание на «плохое» поведение, а «хорошее» как будто игнорируем (часто исходя из того, что ребенка ведет себя «нормально», так, как должен). Вообще, психологи считают, что соотношение поощрения и наказания должно быть не меньше, чем 7 к 1. То есть на 7 каких-то приятных слов и поощрений должно приходится только 1 замечание. Поэтому я бы порекомендовала обращать внимание на малейшие «проблески» в поведении ребенка и всячески его за них хвалить. Можно даже придумать какую-то более сложную систему поощрений.
В-третьих, хочу предложить Вам общую схему реакции на агрессию ребенку. Здесь важно делать примерно следующее. Первым делом обозначаем словами то, что происходит: «Я вижу, ты сецчас сильно злишься». Затем пресекаем неприемлемый способ выражения агрессии (иногда просто физически мягко, ни в коем случае не доставляя физического дискомфорта, останавливая действия), говоря при этом что-то вроде «книжки рвать нельзя». И тут же предлагаем альтернативный способ выразить свой гнев: «можно порвать газеты». То есть, когда ребенок злится, важно его не успокоить, а дать выразить свои эмоции, просто не нанося вреда ни окружающим, ни себе.
Полина Румянцева, психолог, кандидат психол. наук, Санкт-Петербург
Ответов на сайте: 3855 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 126
Светлана, здравствуйте. У ребенка приступы неконтролируемой ярости и злости. Причинами такого поведения могут быть эмоционально-волевые нарушения, о чем вы косвенно и упоминаете:
Характер у сына не спокойный, когда был по младше дрался с сестрой, кусался. Ругали, ставили в угол. После очередного раза, когда укусил сестру, она в отместку укусила его, укусы прекратились. Сейчас новая напасть. Начал портить вещи. Если его что-то расстроит или будет не по его желанию сделано
В частности нарушения подконтрольности поведения и самообладания.
Вроде все понимает, что плохо делает, а остановится не может
Что может быть особенностью типа нервной системы, об этом вы тоже косвенно упоминаете ( преобладание процессов возбуждения над торможением)
Для начала вам с ребенком необходимо обратиться к врачу неврологу для того, чтобы исключить патологию ЦНС, необходимо сделать ЭЭГ и получить ее расшифровку у данного специалиста. Если патология будет исключена, то тогда подбираются комплексы упражнений из «Гимнастики для Мозга» для формирования у ребенка навыка самообладания и саморегуляции поведения.
Будут вопросы, обращайтесь лично, очно, будем детально разбираться со сложившейся ситуацией. Главное получить консультацию невропатолога, дабы убедиться, что со стороны ЦНС патологии нет.
Психолог, психолог- кинезиолог, коуч родителей детей и подростков