что делать если ребенок специально доводит родителей
Почему ребенок меня доводит?
Вопрос психологам
Спрашивает: Ирина
Категория вопроса: Дети
Получено 5 советов – консультаций от психологов, на вопрос: Почему ребенок меня доводит?
Здравствуйте, Ирина! давайте разберем, что происходит:
Она постоянно доводит меня до слез, целый день она орет, психует, не хочет ни есть, ни спать, ни играть, ее невозможно ни чем занять, она только носится, лезет везде, на мои замечания и попытки отвлечь или занять ее просто никак не реагирует.
Шендерова Елена Сергеевна, психолог Москва
Доброе время суток, Ирина!
Начнем с того, что дочь не может Вас доводить. Она невинный ребенок и ведет себя естественно. Это Вы себя доводите. Интересно, зачем?
Осознанно ли Вы родили эту девочку, хорошие ли у Вас отношения с ее отцом? Это вопросы, которые было бы важно прояснить.
Читали ли Вы, Ирина, о развитии ребенка в разных возрастах?
Складывается ощущение, что у Вас есть незакрытые детские травмы, которые Вы проецируете на своего ребенка. Вы видите в маленькой девочке монстра, который Вас мучает. Но в реальности Вы мучаете себя сами и выпадаете из материнской позиции, и впадаете в какой-то страх.
В происходящем нужно разбираться с психологом, и это не одна встреча. Нужно проработать детскую травму и «вырасти».
Алла Чугуева, системный семейный психотерапевт, Москва или skype.
Если ребёнок доводит до нервного срыва
Кто из нас в ожидании ребёнка не представлял себе идиллических картин семейного счастья, когда мы осыпаем своего отпрыска любовью и заботой и держим ситуацию под контролем, даже если он расшалился. Однако, нередко родители (чаще всего матери) обращаются к психологу практически на грани нервного срыва, описывая сходную в общих чертах проблему: любой поступок ребёнка вызывает раздражение, а он, словно чувствуя состояние взрослых, начинает, как будто назло, вести себя ещё хуже. Когда ситуация накаляется до предела и нервы не выдерживают, эмоционально неустойчивый родитель срывается на крик, шлёпает малыша. За обидой и слезами ребёнка следуют немедленные угрызения совести и обещания самому себе, что этого больше не случится. Тем не менее, эта ситуация повторяется с пугающей частотой, вызывая чувство отчаянья и собственной несостоятельности как родителя.
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции. Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы. Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений. Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.
ЕСЛИ ДЕЛО В РОДИТЕЛЕ?
Пример из практики: Марина обратилась за консультацией психолога по поводу агрессивного поведения по отношению к ребёнку. Ей было непонятно, как она может подчас испытывать к собственной желанной и любимой дочери столь негативные чувства. Четырёхлетняя Таня, по словам клиентки, всё время нарушает запреты и режим дня, просит включать мультики, устраивает истерики с требованием купить то, что ей понравилось в магазине. Марина ощущала постоянное раздражение от общения с ребёнком, которое неизменно сопровождалось чувством вины за то, что такие эмоции не подобает испытывать матери. Кроме прочего, она боялась навредить дочери в приступе гнева, потому что пару раз, потеряв голову, отшлёпала её.
В процессе работы с психологом выяснилось, что Марина переживает развод с мужем, который ушёл к другой женщине. С его уходом Марина не только ощущала предательство близкого человека, перед ней ещё и остро встал финансовый вопрос, потому что ей срочно пришлось искать работу. Погружённая в собственные проблемы, Марина отдалилась от дочери, замкнулась в своих переживаниях и стала весьма раздражительной к любым её требованиям.
В ходе консультаций Марина смогла осознать, что сложившаяся ситуация не менее тяжела и для Тани, которая тоже остро переживала развод родителей и изменившиеся семейные обстоятельства, поэтому пыталась достучаться до мамы единственным доступным ей способом – плохим поведением. Марина ощущала своё положение как нестабильное, как в эмоциональном, так и в финансовом плане, но как взрослый человек могла повлиять на ситуацию, найдя работу и обратившись к психологу. Танечка же находилась в тревоге от того, что не понимала, что происходит с мамой и папой и с ней самой.
Хотя клиентка обратилась на прием, в первую очередь, по поводу поведения ребенка, акцент психологической работы сместился совсем в другую сторону. Психолог предложила Марине сначала разобраться с собственным состоянием и эмоциями, женщина эту помощь приняла. В результате трехмесячной психотерапии клиентке удалось выйти из своего кризиса, она смогла смириться с ситуацией развода и научилась не переносить своих переживаний на дочь. Поведение ребенка постепенно изменилось, ушла агрессия, однако остались тревога и повышенная плаксивость, связанные с расставанием родителей. Но это уже другая история.
Однако причиной нестабильного эмоционального состояния мамы не обязательно могут быть внешние обстоятельства. Срывы нередко случаются у тех мам, которые склонны забывать в заботах о ребёнке о собственных потребностях. Им кажется, что их долг полностью посвятить себя ребёнку и дать ему всё для развития. Такие женщины могут тратить любую свободную минуту на то, чтобы придумывать для домашних интересные занятия, организовывать быт, чтобы всем было легко и приятно, совершенно забывая о себе.
Естественным образом они полагают, что окружающие оценят их заботу и отплатят благодарностью, которой они часто не ощущают. Постоянное напряжение, сопровождающееся вопреки ожиданиям, потребительским отношением домочадцев, вызывает фрустрацию, которая постепенно накапливается, периодически выливаясь в приступы плохо контролируемого гнева. В подобных случаях консультация психолога помогает осознать собственные ожидания от семейной жизни и неудовлетворённые потребности, которые за ними стоят.
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Мой ребенок — провокатор: как себя вести?
Провокационное поведение ребенка — не редкость, каждый из нас хотя бы раз, но восклицал: «Он меня доводит!» «Она делает это специально!» «Ты что, издеваешься надо мной?» Обычно родители встают в тупик в такой ситуации, не зная, как реагировать.
Попробуем разобраться в этой ситуации на типичном примере. Антону нужно сдавать экзамен для поступления в лицей, и мама решила заниматься с сыном ежедневно математикой. Работа шла тяжело: Антон все время находил отговорки, чтобы не садиться за занятия, а если начинал решать, то возникала масса препятствий: задача слишком сложная, голова болит. И вместо занятий получалось бесконечное уговаривание с переходом на выяснение отношений на повышенных тонах. Антон оказался виртуозом в доведении матери буквально до бешенства.
Настал момент, когда мать не выдержала, в порыве гнева выхватила тетрадь, отхлестала ею по щекам сына-мучителя и разорвала ее на мелкие клочки. Когда гнев схлынул, мать разрыдалась, ужаснулась своей жестокости и стала просить прощения у сына. Они помирились, Антон, казалось, тоже был напуган поведением матери и обещал заниматься как следует. Однако на следующий день все повторилось. Не зная, что делать, мать, наконец, обратилась к психологу.
Вердикт был неутешительным: мать сама «подпитала» вызывающее поведение сына, потому что позволила манипулировать собой. Чувствуя вину и раскаиваясь, она позволяла своему провокатору добиться своей цели — отлынивать от занятий.
Психологи утверждают, что в большинстве случаев ребенок-провокатор не просто знает, а очень хорошо знает, что и зачем он делает. Он знает, что, доведя родителей до рукоприкладства, он получит свое, потому что они будут чувствовать себя виноватыми и, чтобы загладить свою вину, пойдут у него на поводу.
Как разорвать этот порочный круг? Выход, по мнению специалистов, один: учиться не реагировать на провокации импульсивно, в гневе доходя до телесных наказаний, а применять систему естественных последствий, которая не дает разозлить. К примеру, если Антон опять начнет капризничать во время занятий, то мама лишает его своей помощи, и Антон продолжает заниматься самостоятельно.
Если же вы все-таки не удержались и наказали ребенка, не надо испытывать чувство вины и уж тем более, компенсировать ребенку наказание уступками. Любой человек иногда может выйти из себя и поступить неправильно, нужно просто извлечь из этого урок. Можно и почитать, как воспитывать детей без наказания, тогда можно будет впоследствии избежать таких ситуаций.
Если же не бороться с провокационным поведением, то в лучшем случае это приведет к формированию капризного характера, в худшем — со временем сделает ваши отношения конфликтными, устойчиво враждебными. Это в таких запущенных случаях родители отрекаются от своего чада: « Я его ненавижу! Делайте с ним, что хотите! Сил моих больше нет!»
Чтобы побороть трудную ситуацию добром и вовремя, еще в период 2-3 лет, когда, по наблюдениям психологов, впервые появляются периоды провокационного поведения детей, надо приложить немало душевных усилий. Прежде всего, сказать себе, что это временное состояние вашего чада, и вы должны понять его и помочь ему. И с этой мыслью придерживаться следующих приемов общения.
1. Не пытайтесь резко «ломать» ситуацию. Не надо утверждать, что только вы правы, а ребенок должен только слушаться и беспрекословно выполнять ваши приказания. Покажите ему ту грань, до которой он может ослушаться, а после которой он должен подчиниться.
2. В первую очередь поставьте четкую границу в тех вопросах, которые касаются его безопасности: табу на острые, режущие предметы, лекарства, бытовую химию, механизмы и вообще опасные предметы и сферы жизни.
3. Как только почувствовали, что ребенок провоцирует вас на определенные действия, переводите ситуацию в игровую форму. Напяливает штаны на голову — пошутите, что это новая мода, и поиграйте в нее.
4. Попробуйте метод «наоборот». Если ребенок не хочет есть, не настаивайте, наоборот, скажите, что есть сегодня не надо. Желание сделать наоборот приведет его за стол, чтобы чего-нибудь съесть. Это звучит несерьезно, но часто действует безотказно.
5. Старательнее всего избегайте провокаций, которые вызывают разлад в семье между взрослыми. Часто поступки детей оцениваются родителями и бабушками, например, по-разному. Дети очень чутко улавливают это противоречие и умеют специально провоцировать этот разлад, даже совсем маленькие дети. Здесь важно и не подаваться на провокационные действия ребенка, и, в идеале, придерживаться единой позиции.
6. Ревность ребенка имеет большое значение в возникновении капризов. Не уставайте показывать сыну и дочери в любом возрасте, как вы его любите, цените, поддерживаете его авторитет в семье.
Опыт успешных семей показывает, что если удается выработать единую стратегию поведения, то с ребенком-провокатором удается справиться в раннем детстве и его воспитание в дальнейшем проходит довольно благополучно. Ваша спокойная уверенность и последовательность помогут ему в этом. А еще ваша любовь, которая знает опасную грань «Не навреди!».
Что делать, если дети доводят тебя до белого каления (советы психолога)
Агрессия, злость, раздражительность – с этими проявлениями периодически сталкивается каждый человек. Но что делать, если подобные эмоции возникают по отношению к собственному ребенку?
Почему появляется агрессия
Чтобы понять, как справляться с негативными эмоциями, необходимо выяснить их причины.
Но сначала хочется отметить, что гнев, раздражение по отношению к детям возникают не только в неблагополучных семьях.
Это случается и с теми, кто безгранично любит своего ребенка и старается дать ему максимум внимания и заботы.
1. Накопившаяся усталость
Дети — это не только счастье, радость и возможность весело провести время. Быть родителем — это значит ежедневно тратить много физических и душевных сил, испытывать напряжение и беспокойство, нести ответственность, быть постоянно включенным.
Особенно тяжело приходится тому, кто справляется со всем в одиночку — заботясь о детях, многие даже не успевают нормально поесть или поспать. При этом никто не отменяет работу, дела по дому, проблемы во взаимоотношениях с людьми.
Уставшая женщина часто начинает чувствовать себя потерянной и измотанной до предела. Ей кажется, что она проживает свою жизнь неполноценно, поскольку все эти ежедневные дела словно не заканчиваются никогда. Злость в данном случае возникает от ощущения беспомощности и полного истощения.
2. Проблемы в семье
Наиболее распространенная из таких проблем – неудачный брак, постоянные конфликты с супругом.
Беспокоясь из-за ссор и разногласий, женщина часто просто не может найти в себе силы нормально заботиться о своем ребенке и удовлетворять все его потребности.
Даже элементарные просьбы со стороны малыша могут провоцировать у матери сильное раздражение. А непослушание и плохое поведение порой доводят ее до приступа ярости.
Ребенок в такой ситуации воспринимается как дополнительная нагрузка на психику, появляется желание освободиться от всего, что вызывает напряжение и усугубляет ситуацию.
Кроме того, нельзя забывать о переадресации агрессии. Всем нам свойственно перенаправление гнева на того, кто слабее. Мать может срываться на своих детях, но этот гнев адресован, прежде всего, ее мужу.
3. Неоправданные ожидания
Еще до рождения детей родители строят множество планов относительно семейной жизни. Зачастую беременная женщина рисует в своем воображении своего идеального ребенка.
Но реальность сурова… Будущая мать может мечтать о белокурой девочке, занимающейся бальными танцами, а рождается темноволосый сорванец, который, став чуть старше, все свободное время проводит за игрой в ковбоев. Конечно, она любит и этого сорванца, но… и свои несбывшиеся мечты она тоже лелеет.
Также к причинам появления агрессии можно отнести нежеланную беременность, материальные трудности, воспоминания о детских травмах, страх за жизнь и здоровье детей. Понимание причин возникновения злости и раздражения — первый шаг на пути к разрешению проблемы. Но что же делать с этим осознанием?
Как справляться
Еще раз хочется обратить внимание на то, что природа ничего не делает просто так. Периодическое возникновение негативных эмоций — естественно для любого человека. И возникающее внутри чувство раздражения или злости — нормально.
Ненормальными могут быть способы выражения гнева: некоторые родители дают этому чувству неприемлемый выход. Регулярные крики, оскорбления, шлепки могут нанести существенный вред психике ребенка.
Дети в силу возрастных особенностей просто не могут дать отпор взрослому человеку, а негативные эмоции со стороны самого дорогого человека вселяют в них недоверие к миру и сомнение в том, что они заслуживают любовь.
Постоянно сталкивающийся с криками и скандалами ребенок может вырасти запуганным, подозрительным, неуверенным в себе и неспособным принимать самостоятельные решения. Такой человек всю жизнь будет таить в себе обиду и бояться сделать что-то не так, поскольку это может вызвать недовольство и злость окружающих.
Схема совладания с гневом
Иногда накопленные раздражение и усталость лавиной обрушиваются на детей. Да, вполне возможно, именно сейчас у тебя есть весомый повод вскипеть, но подумай о том, что разъяренная мать выглядит в глазах ребенка не справляющейся, слабой, не способной себя контролировать.
Гораздо экологичнее было бы выразить злость и негодование в приемлемой форме и том объеме, который был бы адекватен ситуации.
1. СТОП!
Что бы ни происходило в момент приближения злости и раздражения, остановись. Можно прямо сказать себе: «Стоп!».
Это даст тебе время для переосмысления происходящего. Со временем, если ты будешь стараться сдерживаться от неприемлемого выхода негатива, у тебя появится способность брать свои эмоции под контроль.
2. ПОЧЕМУ ЗЛЮСЬ?
Определи, что в данной ситуации послужило спусковым механизмом. Начни с себя. Возможно, это была твоя обида, усталость или ощущение беспомощности.
Подумай, действительно ли эти чувства были вызваны поведением ребенка, или ты испытывала их совершенно по другому поводу.
3. ЗАЧЕМ ЗЛИТ?
Постарайся почувствовать то, что в этой ситуации чувствует твой ребенок. Действительно ли он заслуживает такой острой реакции? Пытается ли он вывести тебя или сделать тебе больно?
Возможно, сейчас он сам нуждается в поддержке, ему скучно, он хочет твоего внимания и не понимает, как действовать.
4. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Переосмыслив ситуацию и отделив свои негативные мысли от поведения ребенка, создай новый, благоприятный сценарий. Это не значит, что ты не можешь выразить свое недовольство, — это как раз нужно сделать в приемлемой форме. Поверь, после проделанного упражнения, такого накала эмоций не будет — все будет адекватно ситуации.
Следуй этому сценарию всякий раз, когда чувствуешь нарастание гнева, и удерживай в голове мысль о том, чем на самом деле вызваны твои негативные эмоции.
Как проявлять злость правильно
Помни о том, что выпускать пар необходимо, однако делать это нужно так, чтобы не травмировать ребенка и избежать негативных последствий. Если сдерживать агрессию постоянно, она будет накапливаться внутри и однажды все равно даст о себе знать и выйдет наружу — причем, в самой неприемлемой форме.
Кроме того, постоянное подавление злости может спровоцировать сильные головные боли, спазмы и другие неприятные соматические симптомы.
Ругайся, повышай голос, топай ногами — злись так, чтобы это не приносило вреда другим людям. Не заставляй своего ребенка думать о том, что он плохой: он мог поступить плохо, но сам он хорош. Как только начнешь регулярно останавливать вспышки гнева, но в то же время будешь высказывать свое недовольство, сразу заметишь, что злости с каждым разом все меньше.
Кроме того, обязательно нужно находить способы разгружаться, освобождать себя на какое-то время и от домашних дел, и от ребенка. Например, если ты чувствуешь себя уставшей и измотанной, разреши себе хотя бы один раз оставить посуду невымытой или попроси мужа приготовить обед.
Вместо наказания попроси старшего ребенка убрать игрушки за младшим — это будет более конструктивно и полезно.
Для правильного освобождения от агрессии и гнева существует немало психологических техник.
Что делать, если все же сорвалась
Если вспышка гнева уже случилась, а ты мучаешься от чувства вины, потому что проявление эмоций было несоизмеримо с провинностью ребенка, воспользуйся следующими советами:
Цель ребенка в раннем возрасте — познание мира путем собственных проб и ошибок, а не намеренное причинение боли родителям или другим людям.
Кроме того, помни, что все совершают ошибки. Главное — вовремя понять, как именно нужно работать над собой, чтобы не допустить развития событий по печальному сценарию. Нельзя быть идеальной, но адекватной — вполне возможно.
Принимай саму себя и своих детей, наблюдай за ними и старайся понять, почему они ведут себя определенным образом, и почему некоторые их действия вызывают у тебя негативные эмоции. И не забывай, что ребенок — это всегда отражение родителей.
Что делать если ребенок специально доводит родителей
Практикующий социальный психолог. Специализируется на работе со школьниками.
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Как проявляются приступы злости у детей
В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:
Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии.
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так.
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что. », «Ты сейчас зол из-за того, что. », «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.