что делать если ребенок скрещивает ноги и напрягается
Неврологическое развитие ребенка первого года жизни. Осмотр «Фундаментальный»
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница № 2»
Контакты
Мы находится по адресу:
432029 г. Ульяновск,
ул. Корунковой 21
Режим работы:
Администрация: с 8-00 до 17-00 понедельник-пятница.
Дневной стационар: с 8-00 до 18-00 понедельник-пятница.
Запись на госпитализацию по телефону 61-66-92 понедельник-пятница с 13-00 до 15-00.
Сообщить о заболевании ребёнка можно по телефону 61-68-05.
Дежурный персонал стационара: круглосуточно.
Проезд до больницы:
маршрутным такси № 25, 59, 91 до остановки «магазин Городок», рейсовым автобусом № 20, 40 до остановки «ул. Корунковой».
Присоединяйтесь к нашей группе в Viber:
WhatsApp-приемная ГУЗ ДСПБN2
WhatsApp-приемная (только сообщения) ГУЗ ДСПБ N2:
8 (965) 695-79-98
Ребенок от 0 до 6 мес. (раннее выявление неврологических заболеваний)
К ВРАЧУ НУЖНО ОБРАТИТЬСЯ
Когда ребенок постепенно учится ползать, можно выявить следующие отклонения от нормы:
– если ребенок к концу 1-го месяца в вертикальном положении не может на мгновение удержать головку:
– если к концу 2-го месяца он не может приподнять головку на 5 см от поверхности и удержать ее;
– если к концу 3-го месяца он не может, лежа не животе, удержать головку в течение 1 мин;
– если к концу 4-го месяца он не может, лежа на животе, приподнять туловище, опираясь на предплечья;
– если к концу 5-го месяца ребенок плохо поворачивается самостоятельно с живота на спину;
– если к – концу 6-го месяца, лежа на животе, он не может дотянуться до игрушки;
– если к концу 8-го месяца еще не может ползти назад;
– если к концу 9-го месяца не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед;
УМЕНИЕ СИДЕТЬ
Следует насторожиться, если
– ребенок к концу 2-го мес. совершает несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го мес. ребенок не может удержать головку хотя бы на полминуты в вертикальном положении;
– к концу 4-го мес. у него головка отклоняется назад в тот момент, когда его поднимают из положения лежа на спине;
– к концу 5-го мес. он неуверенно держит головку, особенно в тот момент, когда его приподнимают за ручки и положения лежа на спине;
– к концу 7-го мес. ребенок при поддержке за руку родителей не пытается сесть;
– к концу 9-го мес. при сидении плохо удерживает равновесие или не может повернуться вокруг своей оси;
– к концу 11-го мес. не может сидеть с вытянутыми ногами.
УМЕНИЕ ХОДИТЬ
– к концу 4-го мес. ребенок, когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики пальцев ног;
– к концу 6-го мес. в таком же положении не “пританцовывает”;
– к концу 8-го мес. не может короткое время стоять при поддержке за руки;
– к концу 11-го мес. не пытается стоять, удерживаясь за мебель или стенки манежа;
– к году не может сделать несколько шагов, держась за руки взрослого;
– в один год и 1 мес. не может самостоятельно стоять в течение минимум 10 с;
– в один год и 3 мес. не может свободно пройти 20 шагов;
– в один год и 4 мес. не бегает свободно;
– в один год и 8 мес. не может без поддержки пнуть мяч;
– в 2 года и б мес. не может без поддержки спуститься по лестнице;
– в 3 года не может без опоры удержаться на одной ноге.
При формировании осознанных хватательных движений следует насторожиться, если к концу
– 3-го мес. ребенок не тянется полуоткрытой ручкой к красному предмету, который держат перед ним;
– 3-го мес. не разглядывает свои ручки;
– 5-го мес. не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– 6-го мес. не может ухватить кубик;
– 8-го мес. не может удержать между указательным и безымянным пальцами пуговицу
– 9-го мес. не пытается самостоятельно пить из чашки и сдергивать шапочку или платок с головы;
– одного года не может удержать одной рукой 2 маленьких кубика или подать игрушку взрослому;
– одного года 6 мес. не может построить башню из 3 кубиков;
– одного года 8 мес. не может чертить прямые линии;
– 2 года не может отвинтить крышку от банки;
– года 9 мес. не может аккуратно есть суп ложкой;
– 3 года не может налить воду в чашку.
Подозрения в нарушении слуха и зрения могут возникнуть, если к концу
– 1-го мес. ребенок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча фонарика вправо-влево;
– 2-го мес. не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону;
– 3-го мес. не ищет глазами, откуда звенит колокольчик;
– 5-го мес. не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери;
– 6-го мес. уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения;
– 7-го мес. не может стучать кубиком по столу;
– 8-го мес. не прислушивается к разговору взрослых;
– 9-го мес. не может стучать кубиками друг о друга;
– 10-го мес. не сбрасывает игрушки со стола;
– одного года не проявляет интереса к автомашинам;
– одного года 3 мес. не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах;
– 2 года не может отличить съедобное от несъедобного;
– 2 года 8 мес, не может выложить кубики в одну линию.
ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-1-го мес. ребенок никогда не кричит перед кормлением;
-4-го мес. не улыбается, когда с ним заговаривают;
– 5-го мес. не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет (“Где папа?”);
– 7-го мес, не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
– 9-го мес. не может повторить за взрослым восемь различных- звукосочетаний и слогов;
– 10-го мес. не может махать головой в знак отрицания или несогласия или помахать ручкой в знак прошения;
одного года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
– одного года 3 мес. не может адекватно употреблять слова “мама” и “папа”;
– одного года 8 мес. не может произнести 6 осмысленных слов;
– одного года 8 мес. не может показать части тела, которые ему называет взрослый;
– 2 года 5 мес. не понимает разницу между словами “большой” и “маленький”;
– 3 года не может показать, какая линия из 3 самая длинная;
– 3 года I мес. не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОЦИАЛЬНОМ ПЛАНЕ
Если ребенок к концу
– 1-ого мес. не прекращает крик, когда мать прикладывает его к груди или прижимает к себе;
– 2-го мес. не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним;
– 3-го мес. не улыбается, когда к нему приближается взрослый, заговаривает с ним или улыбается ему;
– 4-го мес. не выражает радость, когда с ним играют;
– 5-го мес. не прекращает плакать, когда с ним заговаривают, не может отличить доброжелательность или недовольство в тоне или мимике;
– 6-го мес. не проситься “па ручки”, протягивая свои ручки к взрослому;
– 7-го мес. не ласкается к матери или близкому человеку;
– 9-го мес. не пугается и не стесняется чужих людей, не пытается прятаться за мебель или не сердиться, когда у него отбирают игрушку;
– 10-го мес. не повторяет или не имитирует такое действие, которое вызывает смех окружающих;
– одного года не может самостоятельно есть ложкой и не гримасничает, заметив свое отражение в зеркале;
– одного года 3 мес. не может играть с матерью в мяч, не может самостоятельно удержать стакан и пить из него;
– одного года 7 мес. не играет с плюшевым медведем или куклой;
– одного года 8 мес. не может сам надеть носки, обувь и шапку;
– одного года 9 мес. не может, подражая матери, выполнять некоторые хоз.дела;
– 2 года не может сам вымыть и вытереть руки;
– 2 года 5 мес. еще не может словами попросить еду;
– 2 года 6 мес. не может один есть ложкой;
– 2 года 10 мес. еще не говорит о себе, применяя местоимение “Я”, не может сам одеться, не ходит своевременно в туалет.
Вызов невролога при нарушении тонуса
Нарушение мышечного тонуса – признак серьезных заболеваний. Рассказываем, как поможет невролог и почему его рекомендуется вызывать именно на дом.
Мышечный тонус – непроизвольное (бессознательное, физиологическое) напряжение мышц ребенка. Тонус является важным показателем состояния нервной системы ребёнка. Нарушения тонуса – дистония, гипертонус или гипотонус являются признаком заболеваний центральной нервной системы.
Нарушения тонуса и скрывающиеся за ними заболевания могут послужить причиной задержки физического и психического развития ребенка вплоть до тяжелой инвалидности!
Чаще других нарушения тонуса проявляются у малышей, родившихся раньше положенного срока, с недостаточной массой тела, или если роды проводились посредством Кесарева сечения.
Гипотонус у новорожденных
Гипотония, или сниженный мышечный тонус обычно обнаруживается при рождении или в младенчестве. Если у вашего ребенка гипотония, он может родиться вялым, плохо сосать грудь, быстро уставать при кормлении. При осмотре у такого ребенка легко разгибаются в суставах ручки и ножки, у него можно почти без сопротивления, развести бедра на угол более 90 градусов. Ребенок с гипотонусом мышц шейного отдела и плечевого пояса с трудом управляет головкой, имеет задержки с развитием хватательных навыков и мелкой моторики.
Становясь старше, ребенок со сниженным мышечным тонусом будет испытывать трудности с речью, иметь неправильную осанку, гиперподвижность в суставах, снижение физической выносливости.
Причины гипотонии у маленьких детей
Гипотония может быть вызвана врожденными заболеваниями нервной или мышечной системы. Иногда гипотония является результатом родовой или неонатальной травмы, гипоксии в родах, приобретенной болезни или наследственного расстройства. Также снижение мышечного тонуса может быть связано с физиологической незрелостью нервной системы. Бывают ситуации, когда причину гипотонии установить невозможно. Некоторые дети рождаются с гипотонией, которая не связана с другими заболеваниями или состояниями. Это называется доброкачественной врожденной гипотонией. У таких детей имеются незначительные задержки в развитии или трудности с обучением. Физическая и речевая терапия могут помочь ребенку восстановить тонус и развиваться нормально или уменьшить отставание в развитии.
Важно знать, что о гипотония может быть вызвана опасными заболеваниями, которые влияют на мозг, центральную нервную систему или мышцы:
Во многих случаях эти хронические заболевания требуют пожизненного ухода и лечения.
Гипотония также может быть вызвана генетическими заболеваниями:
Мышечный гипертонус у ребенка
Если ваш новорожденный ребенок постоянно смотрит в сторону, сжимает кулаки, имеет трудности с движениями и явные эмоциональные признаки общего дискомфорта, вероятно, малыш страдает от гипертонуса.
Мышечный гипертонус – это состояние, при котором мускулы ребенка постоянно напряжены, отчего вы не можете легко согнуть или разогнуть ножки и ручки ребенка. Если потрогать мышцы малыша, они будут плотные на ощупь, как у хорошо «прокаченного» бодибилдера. Важно знать, что, гипертонус – это патологическое состояние.
У новорожденного с гипертонусом напряженное состояние мышц может заметно ослабевать лишь во время сна. По мере роста малыша вы можете заметить, что он словно «скован» – у него возникают проблемы с вращением тела и гибкостью конечностей. У младенцев склонных к гипертонусу, такое состояние может быть вызвано реакцией испуга на неожиданный звук, движение или прикосновение. Гипертонус при испуге характеризуется чрезмерным выгибанием головы и движений рук и ног рывками. Иногда тяжелый испуг может привести к закреплению состояния гипертонуса.
Страдающие от гипертонуса малыши будут имеет отставание в физическом развитии из-за того, что напряженные мышцы мешают ему нормально двигаться. В результате малыш с гипертонусом гораздо позже научится ползать и ходить. Если проблема гипертонуса не будет устранена – то походка у ребенка будет очень неустойчива, он будет широко расставлять ноги при ходьбе. Также дети с гипертонусом могут страдать от врожденного вывиха бедра и ночного апное из-за нарушения работы мышц.
Причины гипертонуса у детей
Гипертонус может быть наследственным по своей природе и вызван мутациями в определенной генетической последовательности. Такие мутации негативно влияют на производство глицина в организме ребенка, который помогает уменьшить стимулирующее действие нейронов на мышечные волокна, для того, чтобы обеспечить их расслабление после напряжения. Когда что-то мешает функционированию глицина, в организме ослабевает способность контролировать расслабление мышц.
Для диагностики гипертонуса (например, для того, чтобы отличить гипертонус от эпилепсии) невролог может назначить ребенку:
Лечение гипертонуса у детей
Для лечения гипертонуса врач может назначить:
лекарственные препараты, физиотерапию, массаж и остеопатию, акватерапию. Также важна консультация семейного психолога. Изучение того, как справляться с эмоциями и разочарованиями, как сохранять спокойствие, станет важным фактором для создания благоприятного психологического климата в окружении ребенка.
Дистония
Мышечная дистония – это расстройство, для которого характерны нарушение двигательной активности ребенка и неправильное развитие тонуса мышц. Мышечная дистония может быть вызвана генетическими нарушениями или родовой травмой, которая привела к гипоксии мозга ребенка или кровоизлиянию в мозг.
Другими причинами приобретенной дистонии для младенцев могут быть:
Расстройство вызвано нарушением или незрелостью связей между нервной системой и мышцами. При дистонии на фоне общей гипотонии при выполнении пассивных движений отдельные мышцы у ребенка становятся спастичными (сильно сокращенными). У ребенка это выглядит как «комбинация» гипертонуса одних мышц с гипотонусом других, что приводит к появлению извивающихся движений. Такое состояние может появляться после сильных переживаний, волнения, чувства страха, в незнакомой обстановке, при резких звуках или при прикосновении к ребенку холодными руками.
В дополнение к неконтролируемому движению мышц другие симптомы дистонии включают в себя судороги в ногах, непроизвольные движения шеи и неконтролируемое мигание. Симптомы обычно затрагивают только одну сторону тела и стабилизируются в течение пяти лет. Однако несчастные случаи и травмы могут ухудшить течение болезни.
Крайняя степень выраженности мышечной дистонии наблюдается у детей с детским церебральном параличом, который является причиной инвалидности.
Специфического лечения дистонии не существует. Врачи применяют комплекс лечебных мероприятий, включающий лекарственную и физическую терапию, массажи, остепатию, помощь психолога. Легкая и средняя степень дистонии хорошо поддается восстановительному лечению, если оно начато своевременно и проводится регулярно.
Самое главное в лечении дистонии: максимально ранняя диагностика и начало терапии. Самые лучшие результаты наблюдаются в случае, если диагноз поставлен в первые месяцы жизни.
Профилактические осмотры новорожденных у невролога
Опытный врач-невролог сможет своевременно диагностировать заболевание или нарушение развития ребенка, назначить дополнительные диагностические процедуры: функциональные и ультразвуковые исследования, провести комплексное лечение, и привлечь к процессу лечения требуемых специалистов: врача лечебной физкультуры, физиотерапевта, психолога, логопеда, остеопата и других.
Важно вовремя выявить имеющиеся заболевания, в первые месяцы жизни чтобы не допустить задержки развития ребенка или ограничения его возможностей.
Чем раньше будет назначено лечение, тем оптимистичнее будет прогноз. Своевременная полноценная терапия избавит ребенка от возрастных осложнений и множества психологических проблем, обеспечит его полноценное развитие и создаст условия для жизненных достижений.
Консультация невролога максимально эффективна именно на дому
Для того, чтобы осмотреть ребенка и оценить мышечный тонус, ребенок должен быть спокоен, не должен плакать в момент осмотра или до осмотра (плач может сильно повлиять на тонус). Дети с измененным тонусом резче реагируют на смену окружающей обстановки, незнакомые запахи или звуки. Любой испуг, взволнованность малыша может исказить результаты осмотра.
Поэтому, чтобы осмотр невролога оказался максимально эффективным, мы рекомендуем вызвать невролога новорожденному на дом.
Плановое наблюдение новорожденных у невролога
Плановые осмотры невролога особенно важны для грудных малышей. В этот период врач может выявить ранние проявления врожденных заболеваний, таких как гидроцефалия, ДЦП, пороки развития головного и спинного мозга, и вовремя обнаружить приобретенные заболевания.
Для предотвращения и своевременного выявления возможных нарушений периферической нервной системы, головного и спинного мозга малышам первых лет жизни необходимо регулярно проходить осмотр у детского невролога.
Невролог должен осматривать новорожденного ребенка:
Когда надо срочно вызывать невролога на дом
У новорожденных и детей первого года жизни
У детей старше года
В случае травм головы, потери сознания, при сильных судорогах, при непонятном состоянии ребенка – НЕМЕДЛЕННО ВЫЗЫВАЙТЕ СКОРУЮ ПОМОЩЬ.