что делать если ребенок просыпается при перекладывании
Что делать если ребенок просыпается при перекладывании
У малыша основную часть времени занимает сон, но родители сталкиваются с трудностями укладывания. У многих привычкой становится укачивание, ребенок спит только на руках. Требуется время и терпение, родители устают, интересуются, как отучить младенца от зависимости.
Причины «ручного сна»
Во время родов малыш испытывает сильный стресс, попадает в агрессивную среду и вынужден приспосабливаться к трудностям. На руках он быстрее успокаивается, засыпает крепко и надолго. Запах, тепло, голос мамы и биение ее сердца напоминают новорождённому внутриутробную среду, ассоциируются с безопасностью. Тактильный контакт является естественной потребностью, способствует укреплению психологической связи.
Близость матери формирует доверие к окружающему миру, благоприятно действует на нервную систему и общее развитие младенца. Он лучше растет, отличается крепким иммунитетом. Прикосновения помогают грудничку чувствовать значимость, любовь родных. Психологи рекомендуют больше времени проводить рядом с малышом до достижения полугода.
Важно разобраться, почему грудничок спит только на маминых руках. Основной причиной является тревога, вызванная разными факторами:
Нахождение рядом с мамой помогает быстрее успокоиться при болях, прорезывании зубов, облегчает самочувствие новорожденного во время колик и вздутия.
Днем спит на руках
Многих детей приходится укачивать, укладывая днём. Заснув на руках, они начинают бодрствовать при попытке переложить в кроватку. Малыши могут отказываться засыпать самостоятельно по разным причинам:
Отдыхать нужно в одно время для формирования привычки. Сразу отказаться от засыпания на руках не получится, нужно пробовать переложить в кроватку спящего. Предварительно можно завернуть младенца в пеленку – это снизит его чувствительность. Перекладывать следует во время фазы глубокого сна – первых 20-40 минут. Малыш при этом неподвижен и не просыпается в кроватке. Фаза чередуется с периодами быстрого, чуткого сна, когда ребенка легко разбудить.
Слинг
Выходом может стать слинг, освобождающий руки мамы для домашних дел. Но удобство относительно: положение ребенка отличается от нормального, постоянное движение делает сон поверхностным и снижает его качество. Многие укладывают рядом с собой на взрослой кровати, если удобно, чтобы мамочка засыпала с ребенком в дневное время.
Посторонние дневные звуки
Родители советуют укладывать на фоне шума, что делать не всегда приемлемо. Вариант оптимален до 3-х месяцев, когда дети спят в любых условиях. При внутриутробном развитии их постоянно сопровождали звуки, схожие с работающим пылесосом. После рождения они по привычке лучше засыпают на фоне шума. Через три месяца детский организм перестраивается, посторонние звуки начинают раздражать. В это время необходимо обеспечивать тишину для полноценного засыпания.
Нужно ли укачивание?
Многие специалисты не рекомендуют укачивать младенца из-за негативного влияния на развитие вестибулярного аппарата. Равномерное движение оказывает гипнотический эффект, малыш засыпает быстрее. Укачивание на руках часто становится привычкой и причиной отказа засыпать в кроватке. Альтернатива в виде колыбели тоже формирует зависимость. Если спящего ребенка перестать укачивать, он может проснуться. Родители вынуждены тратить время и силы, а позже и нервы на попытки, как отучить грудничка от этой привычки.
Комаровский о проблеме
Доктор Комаровский поясняет, что засыпание на руках вредно в первую очередь для родителей, говорит о недостатке терпения и силы воли с их стороны. Потребность спать естественна, долгие капризы говорят о дополнительных раздражающих факторах, требующих устранения.
Многие родители берут плачущего ребенка на руки вместо выяснения причин его недовольства. Комаровский рекомендует оптимизировать образ жизни грудничка, чтобы он засыпал самостоятельно.
Что предпринять?
Как отучить его от привычки спать на руках? Нужно постепенно подбирать другие способы взаимодействия. Несколько рекомендаций:
Ребенку старше полугода нужно спокойным и рассудительным тоном объяснять, что нужно спать отдельно. Затем пробовать уложить в кроватку, не прерывая тактильного контакта и ласкового разговора. В случае сильного плача опять взять на руки, повторить действия. Может понадобиться несколько попыток, пока малыш успокоится.
Распространенные ошибки
Засыпание ребенка на руках приводит к недостатку времени, снижению качества маминого сна. По мере увеличения веса грудничка возрастает нагрузка на суставы и позвоночник взрослого. Это приводит родителей к крайностям.
Негатив
Недовольство, злость на ребенка или сложившуюся ситуацию. Негативные эмоции передаются младенцу, усугубляя его состояние. Взрослый должен уметь справляться с плохим настроением и смотреть на вещи позитивно. От этого зависит психологическое и физическое здоровье грудничка.
Внезапное изменение тактики воспитания
Резкое отучение от рук – лишает ребенка нужной ласки и является большим стрессом. Нужно действовать постепенно, подбирать альтернативные способы укладывания, первое время находиться рядом с кроваткой.
Одиночество
Оставление кричащего ребенка одного на долгое время. Методика была предложена американским педиатром Бенджамином Споком, признавшим свою ошибку. Малыш действительно кричит все меньше, постепенно привыкает засыпать самостоятельно. При этом испытывает большой стресс, вызывающий нервные расстройства в будущем. Нарушается здоровое формирование психоэмоциональной связи с матерью.+
Совместный сон
Совместный сон – подходит для новорожденных и недоношенных. Это может быть опасно для младенца, требует чуткости от взрослых. Если совместный сон перерастет в привычку, родители столкнутся со страхом малыша спать отдельно. Это потребует времени на отучение и станет новым стрессом.
Многие родители берут ребенка на руки, если он спящий издает звуки. Лучше выждать пару минут, малыш может успокоиться сам. Если плач усиливается, значит, есть весомая причина: дискомфорт, боль или голод, их нужно устранить.
Отучение малыша от сна на руках требует терпения, но является важным этапом развития самостоятельности. Может понадобиться несколько дней, но усилия будут вознаграждены спокойным детским сном и позволят полноценно отдохнуть родителям. В случае трудностей следует проконсультироваться у педиатра, как отучить ребенка от рук.
Как помочь заснуть малышу: лучшие средства для засыпания
Когда в доме появляется малыш, у молодых мамочек появляется множество вопросов по уходу за ним. Один из главных — это как уложить ребенка спать быстро и легко. Ежедневно у мам возникает масса дел, касающихся не только ухода за малышом, но и работы по дому. Несмотря на это, важно иметь время для собственного отдыха. Поэтому «быстро и легко» в этом вопросе крайне важно.
Когда новорожденный появляется на свет, у него отсутствуют понятия о ритмах сна и бодрствования. В первые недели происходит адаптация к внеутробной жизни. Именно поэтому груднички так много спят. Для новорождённого требуется примерно от 16 до 20 часов сна. Если ваше счастье спит на пару часов больше или же меньше, не спешите бить тревогу, так как он только приспосабливается. В утробе матери для него создается максимально благоприятная обстановка. Любые ваши движения для малыша — это способы своеобразного укачивания. Внутри мамы малышу темно, тепло, а ее голос всегда действует успокаивающе. Это создает естественную обстановку для сна. Поэтому когда ваша кроха появится на свет, эти условия придется ему создавать искусственно.
Сон и его нормативы
Сон — очень важный, физиологический процесс. Ведь именно во сне дети растут. Объяснить это можно тем, что во время сна в организме вырабатывается гормон роста — соматотропин. Пик его выработки приходится примерно с полуночи и до 3-4 часов утра. Поэтому немаловажным для правильного развития и роста является соблюдение режима дня, что принесет пользу не только ребенку, но и отдых родителям. Однако чем старше он становится, тем меньше времени для сна ему необходимо. Ребенку в возрасте от 2 до 4 лет достаточно 16 часов сна, в пятилетнем возрасте — 13 часов, в возрасте 6-7 лет около 12 часов, а подросткам достаточно 9 часов сна.
Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать. Важную роль для подбора метода, подходящего именно для вашего малыша, играет его возраст.
Существует огромное количество способов, как быстро уложить ребенка спать.
Для начала рассмотрим несколько эффективных способов, позволяющих уложить спать грудничка.
Как уложить спать грудничка
Если вы исключили вероятность того, что младенец голоден, в мокрых пеленках или же у него что-то болит, то приступаем к подбору лучшего средства для засыпания:
Существует множество методов того, как уложить спать ребенка, главное выбрать подходящий.
Методы укладывания ко сну
Итак, ниже представлены несколько методов, которые помогут уложить малыша спать:
Как уложить спать ребенка ясельного возраста
Теперь рассмотрим вопрос, как быстро уснуть ребенку более старшего возраста.
Эти советы помогут родителям деток старше года.
Со временем все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом.
Все советы, представленные выше — это простые истины, известные каждому. Со временем, все родители подбирают вариант, подходящий именно для них с малышом. Важной задачей является обеспечение полноценного сна, который так необходим для роста и развития ребенка.
Что делать если ребенок просыпается при перекладывании
У малыша основную часть времени занимает сон, но родители сталкиваются с трудностями укладывания. У многих привычкой становится укачивание, ребенок спит только на руках. Требуется время и терпение, родители устают, интересуются, как отучить младенца от зависимости.
Причины «ручного сна»
Во время родов малыш испытывает сильный стресс, попадает в агрессивную среду и вынужден приспосабливаться к трудностям. На руках он быстрее успокаивается, засыпает крепко и надолго. Запах, тепло, голос мамы и биение ее сердца напоминают новорождённому внутриутробную среду, ассоциируются с безопасностью. Тактильный контакт является естественной потребностью, способствует укреплению психологической связи.
Близость матери формирует доверие к окружающему миру, благоприятно действует на нервную систему и общее развитие младенца. Он лучше растет, отличается крепким иммунитетом. Прикосновения помогают грудничку чувствовать значимость, любовь родных. Психологи рекомендуют больше времени проводить рядом с малышом до достижения полугода.
Важно разобраться, почему грудничок спит только на маминых руках. Основной причиной является тревога, вызванная разными факторами:
Нахождение рядом с мамой помогает быстрее успокоиться при болях, прорезывании зубов, облегчает самочувствие новорожденного во время колик и вздутия.
Днем спит на руках
Многих детей приходится укачивать, укладывая днём. Заснув на руках, они начинают бодрствовать при попытке переложить в кроватку. Малыши могут отказываться засыпать самостоятельно по разным причинам:
Отдыхать нужно в одно время для формирования привычки. Сразу отказаться от засыпания на руках не получится, нужно пробовать переложить в кроватку спящего. Предварительно можно завернуть младенца в пеленку – это снизит его чувствительность. Перекладывать следует во время фазы глубокого сна – первых 20-40 минут. Малыш при этом неподвижен и не просыпается в кроватке. Фаза чередуется с периодами быстрого, чуткого сна, когда ребенка легко разбудить.
Слинг
Выходом может стать слинг, освобождающий руки мамы для домашних дел. Но удобство относительно: положение ребенка отличается от нормального, постоянное движение делает сон поверхностным и снижает его качество. Многие укладывают рядом с собой на взрослой кровати, если удобно, чтобы мамочка засыпала с ребенком в дневное время.
Посторонние дневные звуки
Родители советуют укладывать на фоне шума, что делать не всегда приемлемо. Вариант оптимален до 3-х месяцев, когда дети спят в любых условиях. При внутриутробном развитии их постоянно сопровождали звуки, схожие с работающим пылесосом. После рождения они по привычке лучше засыпают на фоне шума. Через три месяца детский организм перестраивается, посторонние звуки начинают раздражать. В это время необходимо обеспечивать тишину для полноценного засыпания.
Нужно ли укачивание?
Многие специалисты не рекомендуют укачивать младенца из-за негативного влияния на развитие вестибулярного аппарата. Равномерное движение оказывает гипнотический эффект, малыш засыпает быстрее. Укачивание на руках часто становится привычкой и причиной отказа засыпать в кроватке. Альтернатива в виде колыбели тоже формирует зависимость. Если спящего ребенка перестать укачивать, он может проснуться. Родители вынуждены тратить время и силы, а позже и нервы на попытки, как отучить грудничка от этой привычки.
Комаровский о проблеме
Доктор Комаровский поясняет, что засыпание на руках вредно в первую очередь для родителей, говорит о недостатке терпения и силы воли с их стороны. Потребность спать естественна, долгие капризы говорят о дополнительных раздражающих факторах, требующих устранения.
Многие родители берут плачущего ребенка на руки вместо выяснения причин его недовольства. Комаровский рекомендует оптимизировать образ жизни грудничка, чтобы он засыпал самостоятельно.
Что предпринять?
Как отучить его от привычки спать на руках? Нужно постепенно подбирать другие способы взаимодействия. Несколько рекомендаций:
Ребенку старше полугода нужно спокойным и рассудительным тоном объяснять, что нужно спать отдельно. Затем пробовать уложить в кроватку, не прерывая тактильного контакта и ласкового разговора. В случае сильного плача опять взять на руки, повторить действия. Может понадобиться несколько попыток, пока малыш успокоится.
Распространенные ошибки
Засыпание ребенка на руках приводит к недостатку времени, снижению качества маминого сна. По мере увеличения веса грудничка возрастает нагрузка на суставы и позвоночник взрослого. Это приводит родителей к крайностям.
Негатив
Недовольство, злость на ребенка или сложившуюся ситуацию. Негативные эмоции передаются младенцу, усугубляя его состояние. Взрослый должен уметь справляться с плохим настроением и смотреть на вещи позитивно. От этого зависит психологическое и физическое здоровье грудничка.
Внезапное изменение тактики воспитания
Резкое отучение от рук – лишает ребенка нужной ласки и является большим стрессом. Нужно действовать постепенно, подбирать альтернативные способы укладывания, первое время находиться рядом с кроваткой.
Одиночество
Оставление кричащего ребенка одного на долгое время. Методика была предложена американским педиатром Бенджамином Споком, признавшим свою ошибку. Малыш действительно кричит все меньше, постепенно привыкает засыпать самостоятельно. При этом испытывает большой стресс, вызывающий нервные расстройства в будущем. Нарушается здоровое формирование психоэмоциональной связи с матерью.+
Совместный сон
Совместный сон – подходит для новорожденных и недоношенных. Это может быть опасно для младенца, требует чуткости от взрослых. Если совместный сон перерастет в привычку, родители столкнутся со страхом малыша спать отдельно. Это потребует времени на отучение и станет новым стрессом.
Многие родители берут ребенка на руки, если он спящий издает звуки. Лучше выждать пару минут, малыш может успокоиться сам. Если плач усиливается, значит, есть весомая причина: дискомфорт, боль или голод, их нужно устранить.
Отучение малыша от сна на руках требует терпения, но является важным этапом развития самостоятельности. Может понадобиться несколько дней, но усилия будут вознаграждены спокойным детским сном и позволят полноценно отдохнуть родителям. В случае трудностей следует проконсультироваться у педиатра, как отучить ребенка от рук.
Парасомнии у детей. Расстройства пробуждения
М.Г. Полуэктов, врач-сомнолог, доцент курса сомнологии ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им И.М. Сеченова» Росздрава, канд. мед. наук
Возникновение загадочного ореола вокруг состояния сна человека во многом связано с возможностью развития необычных феноменов, для бодрствующего человека неприемлемых. Стоит ли бояться маленького лунатика или переживать за него?
Необычные феномены сна носят название парасомнии (от греч. para – нечто, находящееся около; от лат. somnus – сон). Они могут возникать при засыпании, в середине сна и при пробуждении. В современной международной классификации расстройств сна (2005) сохранилось 23 нозологии, относящиеся к этой категории.
Наибольший интерес для педиатров представляет группа парасомний, связанных с нарушением пробуждения: снохождение, ночные страхи, конфузионное пробуждение (синдром сонного опьянения). Эти феномены часто встречаются у детей и требуют врачебного вмешательства для сохранения здоровья ребенка и членов семьи. Так, распространенность снохождений среди детей от 3 до 10 лет составляет 14%, а у взрослых они регистрируются только в 1% случаев.
Теория диссоциативных состояний
Более частое, чем у взрослых, возникновение необычных феноменов сна у детей объясняется с точки зрения теории диссоциативных состояний. Согласно ей, принципиально отличающимися функциональными состояниями, в которых может пребывать человек, являются бодрствование, медленный сон (фаза медленного сна) и быстрый сон (фаза быстрого сна). Каждое из этих состояний представлено уникальным набором нейрофизиологических и биохимических маркеров, результатом чего является характерное поведение, которое мы считаем нормальным. В отличие от бодрствования, генерация и поддержание медленного и быстрого сна обеспечивается двумя различными популяциями нейронов. Сон – весьма динамичное состояние с закономерным чередованием стадий и фаз, это обеспечивается сложным взаимодействием влияний наших внутренних часов и метаболических изменений в организме. В детском возрасте, когда не завершено еще становление структур хронобиологического управления, структура сна недостаточно стабильна и более вероятно возникновение ситуаций «смешивания» феноменов, характерных для различных функциональных состояний. Наиболее часто это происходит в случае снохождения, когда характерная для бодрствования электрофизиологическая, а затем и поведенческая картина возникает в период наиболее глубокого медленного сна (в 3-й или 4-й стадиях). Избыточная эмоциональная и вегетативная активация наблюдается и при другой форме парасомний, связанных с расстройством пробуждения, – ночных страхах. Наоборот, следствием внедрения медленного сна в бодрствование после пробуждения может быть развитие синдрома сонного опьянения.
Усугубить нестабильность функциональных состояний у ребенка могут такие факторы, как наличие генетической предиспозиции, младший возраст, изменения режима и прием некоторых препаратов. Наиболее важной представляется роль генетики. У 60% родителей детей, имевших приступы парасомний по типу расстройств пробуждения, имелись указания на развитие их в анамнезе, по сравнению с 30% в популяции детей без парасомний. Из патологических факторов, которые вызывают учащение приступов, следует отметить сопутствующие расстройства поведения аффективной сферы ребенка, действие стресса, лихорадку и нехватку сна.
Снохождение
Характеризуется наличием повторяющихся эпизодов комплексного поведения при пробуждении из медленного сна, проявляющихся двигательной активностью, сочетающейся с частичным или полным нарушением сознания и способности связно мыслить.
Зачастую эпизод снохождения развивается в первой половине ночи, когда наиболее высока представленность глубоких (3-й и 4-й) стадий медленного сна. Ребенок может только присесть в кровати, что-то бормотать или же встать, начать играть или выйти из комнаты. На обращенную к нему речь может не отвечать, говорить невпопад, но может и давать правильные ответы (так называемое рапортное сноговорение). В большинстве случаев действия во время эпизода носят бессмысленный характер. Приступ оканчивается самопроизвольно – ребенок возвращается в постель или укладывается спать в другом месте. При попытке разбудить он оказывает сопротивление, вплоть до агрессии, после пробуждения сохраняется конфузионное состояние и дезориентация. Важной характеристикой снохождения является отсутствие у ребенка наутро воспоминаний о случившемся. Нет связи приступа и с содержанием сновидений.
Начинается снохождение обычно в возрасте 4–8 лет, частота и выраженность эпизодов достигает пика в период с 8 до 12 лет, после чего наблюдается быстрое улучшение. У мальчиков и девочек это расстройство встречается одинаково часто. Снохождение нередко сочетается с другими расстройствами сна – синдромом сонного опьянения, ночными страхами, бруксизмом. Для постановки диагноза снохождения кроме собственно хождения во время сна требуется подтвердить наличие нарушенного сознания или способности связно мыслить. Кроме того, требуется, чтобы в это время имел место один из следующих симптомов: трудности при попытке пробудить ребенка, спутанность его мыслей во время пробуждения, полная или частичная амнезия эпизода, наличие привычной активности в непривычное время, опасное или потенциально опасное поведение. Если снохождение является проявлением другого расстройства сна или реакцией на лекарственное лечение, ставится диагноз другой формы парасомнии.
Проводить полисомнографическое исследование с регистрацией показателей сна обычно для подтверждения диагноза не требуется. Во время приступа можно зарегистрировать лишь множественные артефакты на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и признаки вегетативной активации (учащение пульса, дыхания и т.д.), возникающие в 3-й или 4-й стадиях медленного сна. Тем не менее следует всегда учитывать возможность развития у ребенка во время сна похожего по картине эпилептического припадка височного автоматизма. По данным В.А. Карлова (1990), эпилептические припадки составляют 3% случаев снохождений. Особенностями клинической картины снохождения, заставляющими проводить дифференциальную диагностику с припадком, являются: возраст ребенка до 3 лет и после 12 лет; возникновение во второй половине ночи; простой и стереотипный характер двигательной активности; невозможность разбудить; наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ во время бодрствования. Подтверждением эпилептического генеза является выявление типичной активности во время эпизода снохождения. Серьезным аргументом является и обнаружение фоновой патологической активности во время медленного сна.
В лечении снохождения выделяется два компонента: когнитивно-поведенческая терапия и лекарственное воздействие. В первую очередь требуется успокоить родителей, проинформировать их о доброкачественной, с обязательным излечением, природе этого состояния. Необходимо рассказать им, что снохождения никак не связаны со сновидениями и не оказывают разрушительного воздействия на психику ребенка. Главной опасностью является возможность самотравматизации. Следующим шагом является обеспечение безопасного окружения сна: исключение стеклянных дверей, бьющихся напольных предметов, ограничение возможности выхода на балкон или открывания окон. С родителями обсуждается режим сна ребенка: достаточно ли он спит, вовремя ли ложится в постель. Перед сном исключаются стимулирующие напитки и продукты (кофе, кола, шоколад).
Медикаментозное лечение назначается курсами по 1–3 недели в случае высокой частоты или интенсивности эпизодов снохождения. Наиболее эффективными препаратами являются Клоназепам (0,25–2,0 мг) и Нитразепам (1,25–5,0 мг) за час до сна (чтобы добиться максимальной концентрации препаратов в крови в первой половине ночи). Не доказан эффект ГАМК-эргического ноотропного препарата Фенибут и трициклических антидепрессантов (Амитриптилин); несмотря на это, они широко применяются.
Ночные страхи
К другой разновидности парасомний относятся ночные страхи. Это расстройство характеризуется наличием пробуждений из медленного сна, сопровождающихся плачем или пронзительным вскриком, а также вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Родители застают ребенка сидящим в кровати с открытыми глазами, выражением испуга на лице, дрожащим или вспотевшим. Он не отвечает на обращенные вопросы, после пробуждения какое-то время остается дезориентированным, мышление спутанное. Ребенок часто бывает агрессивным при попытке удержать, разбудить. Он может рассказывать о странных образах или вспоминать обрывки ярких сновидений. Обычно наутро эпизод забывается.
Дебют ночных страхов приходится на возраст 2–4 лет. Распространенность этого состояния у детей оценивают в 6,5%, у взрослых – около 1%. У мальчиков и девочек ночные страхи случаются с одинаковой частотой.
Как и в случае снохождения, предполагают наличие генетической предиспозиции к развитию ночных страхов. У детей с этим расстройством часто встречаются и другие формы парасомний, в особенности из группы расстройств пробуждения. Предположение, что ночные страхи являются фактором риска развития психической патологии, в дальнейшем не получило подтверждения.
Постановка диагноза ночных страхов требует соответствия клинического описания приступа приведенному выше определению. Кроме этого, необходимо наличие одного из следующих феноменов: трудности окончательного пробуждения ребенка после приступа, последующая спутанность сознания, полная или частичная амнезия приступа, наличие опасного или потенциально опасного поведения в приступе. Под опасным поведением подразумевается возможность навредить себе или окружающим во время эпизода.
Ночные страхи не следует путать с другой формой парасомний – кошмарами. Пробуждения от кошмарного сновидения происходят из фазы быстрого сна, ребенок в это время находится в полном сознании и может рассказать о том, что его напугало.
При проведении полисомнографического исследования на ЭЭГ обычно в первой трети сна можно увидеть внезапное пробуждение из 3-й или 4-й стадии, сопровождающееся проявлениями вегетативной активации. Как и в случае снохождения, полисомнография позволяет исключить эпилептическую природу, поскольку такой паттерн может наблюдаться при некоторых вариантах психомоторных припадков.
В лечении ночных страхов придерживаются тех же принципов, что и при терапии снохождений. Следует отметить разве что более частое назначение бензодиазепиновых препаратов (Клоназепама и Нитразепама).
Конфузионное пробуждение
Его еще называют синдромом сонного опьянения – это состояние, при котором какое-то время после пробуждения ребенок остается дезориентированным и может вести себя неадекватно. Обычно такое состояние возникает при пробуждении из глубокого медленного сна в первой половине ночи, например при попытке высаживания ребенка на горшок. Может возникнуть негативная реакция, вплоть до агрессии, надрывного плача. Речь во время эпизода замедленная, ответы невпопад. Такое состояние может продолжаться до часа, обычно же оно занимает 5–15 минут.
Распространенность конфузионных пробуждений в возрасте от 3 до 13 лет составляет 17%. Впервые эти состояния проявляются в период от 3 до 10 лет и у большинства детей до десятилетнего возраста прекращаются. Отмечается частое сочетание сонного опьянения со снохождением (в 36% случаев). У мальчиков и девочек встречается одинаково часто.
Для постановки диагноза конфузионных пробуждений требуется только наличие характерной клинической картины при пробуждении из сна.
Полисомнографическое исследование позволяет зарегистрировать на фоне ЭЭГ паттернов пробуждения (диффузного альфа-ритма) «внедрение» характерных для медленного сна феноменов (дельта-ритма, вспышек тета-ритма, эпизодов микросна). Для подтверждения диагноза это исследование не проводится, за исключением случаев, похожих на эпилепсию (наличие необычного стереотипного поведения, возникновение не из глубокого медленного сна, наличие подобных эпизодов в развернутом бодрствовании).
Для коррекции конфузионных пробуждений используются когнитивные и поведенческие методики. Важно объяснить родителям, что не стоит резко будить ребенка из глубокого сна. Следует учитывать возможность активной реакции ребенка во время эпизода и самотравматизации, соответственно необходимо обеспечение безопасного окружения сна. Увеличивать вероятность конфузионных пробуждений могут недостаток сна в предыдущую ночь, прием или отмена (!) седативных препаратов, инфекционное заболевание.
Предложен и метод поведенческой терапии конфузионных пробуждений. «Пробуждение по расписанию» предусматривает пробуждение ребенка за 15–30 минут до обычного времени возникновения конфузии. При этом необходимо заставить его открыть глаза и получить хоть какой-то словесный ответ. После этого ребенку позволяют заснуть и поднимают уже в желаемое время. Лечение продолжается месяц.
Пробуждения детей грудного и раннего возраста из дневного сна с негативным аффектом (плохим настроением, плачем) не являются формой синдрома сонного опьянения. Для разрешения этой проблемы стоит рекомендовать родителям во время предполагаемого конца цикла сна, когда происходит переход из глубокого сна в быстрый, перестать ограничивать свет и звуки (раздвинуть шторы, открыть дверь в спальню). Ребенок проснется естественным образом от внешних стимулов, когда его сон перейдет в поверхностную стадию. В среднем у грудных детей цикл сна составляет 45 минут, в раннем возрасте – 60 минут, у дошкольников достигает значения 90 минут (как у взрослых).
Парасомнии по типу расстройств пробуждения остаются наиболее распространенными и необычными феноменами детского сна. Эти состояния значимо не влияют на текущее состояние и дальнейшее развитие ребенка, однако могут служить источником беспокойства родителей. Разъяснительная работа с родителями, правильная организация сна и короткие курсы лекарственной терапии позволяют разрешить эту проблему.
Универсальным правилом для лечения парасомний является поддержание постоянного режима сна.