что делать если ребенок привлекает внимание плохим поведением
Мотивы или причины плохого поведения ребенка
Что бы получить ответ необходимо обзнакомиться с законами поведения в общественной и семейной жизни.
Три основных закона поведения.
1 закон :
Дети или взрослые выбирают определенное поведение вопределенных обстоятельствах
Почему именно это поведение выбирает ребенок?
Ответ: Потому что он выбрал именно этот стиль поведения.
· БОЛЬШЕ УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЯ ХОРОШЕМУ ПОВЕДЕНИЮ!
· Делать акцент на правильных действиях
· Не сбиваться в сторону негатива, частого обсуждения вслух и при всех вопиющего поведения! Не вешать ярлык!
· Не стоит «хвалить при других», а в жизни и в личных отношениях быть недовольными, это только усугубляет проблемы поведения.
· Учить ребенка просить внимания, когда он в этом нуждается (чаще задавать вопросы открытого типа, на которые нельзя дать ответа «да» или «нет»)
«Активное слушание»
Причины такого поведения.
Стараться объяснять такому ребенку, что значит быть лидером, как конструктивно использовать его организаторские и сильные черты характера. Включать его в ход событий группы или семьи, обязательно наделять его обязанностями. Совместное планирование действий со взрослым. «Загрузить», передать часть своей власти взрослого, потом спросить результат! Делать это необходимо регулярно, а не время от времени. Необходимо четкое распределение ролей и поощрение позитивного поведения, сопереживание.
ИГНОРИРУЮТ ВСЯКИЕ ПОПЫТКИ ДРУЖЕЛЮБИЯ. Замыкаются назло.
Причины такого поведения:
· Примеры взрослых, копирование поведения силовых методов решения конфликтов
· СМИ, компьютер
o Строить отношения с такими детьми по принципу заботы о них.
o Учить детей выражать душевную боль. По возможности ловить моменты самораскрытия и разговаривать.
o Постараться выяснить и понять, на что именно обиделся ребенок или что является причиной его терзаний..
o Давать понять, что возможны с Вами теплые отношения.
Давать возможность выпускать пар
(физическое проявление эмоций)
«Активное слушание»
Пассивная форма:
· Откладывание на потом, не доведение до конца обещанных дел, болезненность, вялость, усталость.
Причины поведения:
· Необоснованные ожидания родителей, излишняя требовательность воспитателей
· Все время подчеркивание проблем ребенка и указания на недостатки
· КРИТИКА поведения и чтение моралей
· Не слушаются и не выполняют требования, так как боятся ошибиться, а, следовательно, быть плохими в новом деле.
«Пусть лучше вообще не сделаю, чем сделаю плохо»
· Излишняя уверенность в том, что делать надо только хорошо. Лучше не делать или недоделать, что бы нельзя было оценить результат.
Уважаемые взрослые, внимание вопрос?
Сколько дел вы довели до конца? Сколько раз вы откладывали на потом? Сколько раз вы оправдывались, что не можете из-за нехватки времени, других всевозможных обстоятельств, что-то сделать? В каких сферах жизни вы сами проявите непослушание, лишь бы вас не возможно было оценить ваш труд! И, наконец, вы сами как себя поощряете за хорошую работу, а за лень вы себя поощряете?
Что делать?
· Изменение самооценки ребенка. Изменение установки :
« Я не могу» на « Я могу».
· Стараться поддерживать успехи и акцентировать внимание на положительных результатах деятельности.
· Стараться включать в совместные игры со сверстниками и членами семьи, давать позитив по поводу общего общения.
· НЕ путать похвалу с поддержкой УСПЕХА, В КАКОМ ЛИБО ДЕЛЕ
· Просто говорить, что ребенок хороший не совсем верно для данного типа подкрепления. Необходимо РЕГУЛЯРНО давать оценку побед в той или иной работе, которую ребенок выполнил.
Каковы бы не были цели плохих поступков детей, необходимо с ними налаживать взаимодействие.
Если мы научимся понимать цель действий или мотивы поведения, мы сможем подобрать подходящий способ воздействия.
Мы сможем заменить неконструктивное общение на правильное и эффективное.
Итак, наберитесь еще немного мудрости и терпения, посмотрите на себя выясните причины своего плохого поведения. Затем постарайтесь выяснить причины поведения плохого своего ребенка, затем совместите все причины и начните МЕНЯТЬСЯ вместе.
Консультация «Ребенок привлекает повышенное внимание, что это означает?»
Если ребенок привлекает к себе внимание.
Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил. отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался.
Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви.
Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы. Возможно,он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях, это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.
Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?
Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком. Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой. Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).
Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.
Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.
И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.
Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).
Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
?. Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!
А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу. Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья. Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков,а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:
«Почему ты так поступил?»
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город. Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье. Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.
Иногда приводят в полное замешательство взрослых,обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку. Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его. Что же предпринять?
Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.
Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.
Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия, но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка, а попробовать изменить его отношение к ситуации. Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды. Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?
Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом.
Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей.
Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую.
Не выносит критику даже в деликатной форме.
Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Отказывается от игры, если не уверен в успехе.
«Внимание! Открытые окна». Консультация для родителей Лето в разгаре. Каждую секунду мы стремимся насладиться солнцем, теплом, природой, свежим воздухом, стараемся выбраться за город в выходные.
Консультация для родителей «Ребенок и телевизор!» Ребенок и телевизор! «Все трудности воспитания вытекают из того, что родители — не только не исправляясь от своих недостатков, но даже не.
Консультация для родителей «Внимание, паводок!» После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся.
Консультация для воспитателей «Доброта. Что означает это слово?» Доброта. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать.
Консультация «Каждый ребенок — художник!» Введение детей в мир искусства-одна из составляющих нашей педагогической деятельности. Занятия с детьми стимулирует детское творчество,.
Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными.
Мотивы «плохого» поведения детей
Когда маленький ребенок вырастает и становится более или менее самостоятельным, родители сталкиваются с тем, что в нем появляются черты, которые мамам с папами меньше всего хотелось бы видеть, поведение, которое меньше всего хотелось бы наблюдать. Нельзя сказать, что дети, которые ведут себя недружелюбно, не подчиняются правилам и обижают окружающих, происходят из неблагополучных семей. Знакомство с родителями показывает, что дети любимы, а взрослые сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки. Детей, которые постоянно ведут себя агрессивно, навязчиво, демонстративно, любить непросто, но именно им наше внимание и наша позитивная в них заинтересованность нужны более всего.
Что нужно знать, чтобы принимать и понимать неадекватное, «плохое» поведение детей? Как справиться с собственными эмоциями, вызываемыми этим поведением: раздражением, гневом, обидой, растерянностью? Как себя вести, чтоб предотвратить появление такого поведения?
И, в конечном итоге, что нужно сделать, чтоб сформировать у взрослого более глубокое, и, отсюда — более сострадательное, сочувствующее видение ребенка, когда за симптомом «плохого» поведения становится видимой боль детской души.
1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.
2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный порядок.
3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».
4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.
Классификация, положенная в основу этого практичного подхода, разработана ученым- педагогом и психологом Рудольфом Дрейкурсом, который стал разработчиком практической методики выявления причин «плохого» поведения детей и исправления такого поведения без применения наказаний и вознаграждений. Свою теорию, опыт он изложил в книгах «Манифест счастливого детства», «Счастье вашего ребенка».
Рассмотрим поближе мотивы «плохого» поведения.
Одна из причин «плохого» поведения у детей — потребность в особом внимании к себе. Объясним термин «особое внимание». Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом», мы хотим быть в диалоге с людьми и с миром — это естественная человеческая потребность. Одиночество, изоляция от других — это неестественная форма существования. Особенно для ребенка, у которого пока ещё нет внутреннего собеседника — собственного Я, для того, чтобы выдерживать одиночество и наслаждаться им, как это умеет делать взрослый человек.
Для ребёнка важно быть с кем-то, быть в группе, к которой он себя причисляет. Однако есть дети, которые своим поведением всё время стремятся привлечь внимание. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания, такие дети придумывают сотни способов обратить его на себя, при этом они совсем неразборчивы в средствах, не чувствуют уместность своего поведения, не думают о чувствах и интересах других. Поэтому часто получают отрицательную обратную связь и даже агрессию со стороны не только детей, но и взрослых, и всё же продолжают придумывать новые и новые выходки, суть которых — демонстративность.
Как рёбенок научится получать больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо себя ведет? «Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом со мной, я должен сделать что-то, что они делать запрещают! И тогда они обратят на меня внимание» — вот что «усвоил» ребенок.
Демонстративным, привлекающим внимание ребёнок становится и тогда, когда он получает слишком много внимания, когда он становится кумиром семьи, им любуются и восхищаются, но при этом никто из взрослых не видит в действительности его нужд, желаний, боли, не понимает его.
2. Никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере, когда он нуждается в нем. Потребность во внимании — базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то, как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?
3. Чем меньше внимания дома — тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания, в детском саду, а позже — в школе. Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: «Что ты ел сегодня в саду?», «Гулять ходили?», узкий круг общения, одиночество — и проблем с поведением не избежать.
Дети, демонстрирующие поведение, направленное на привлечение внимания, просто показывают, что они хотят взаимодействовать с взрослым, но не знают, как.
Мотив поведения – борьба за власть
Властолюбивые дети также очень демонстративны, но в них помимо привлечения внимания есть еще что-то дополнительное. Властолюбивые дети постоянно задевают других, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как будто атакуют, провоцируют взрослых.
Им явно недостаточно небольшого внимания, они хотят поединка, конфликта. Кажется, что только конфликтуя, они могут себя хорошо чувствовать. Их любимое слово — «нет». Они могут делать то, что их просят, но очень медленно, не доделывать работу, специально мешать. Иногда они недовольно бормочут, когда их о чём-то просят, жуют жвачку, допускают в речи ругательства. Они часто просто не считаются с вашими требованиями или, соглашаясь подчиниться и сделать что-то, явно обижаются.
Такие дети провоцируют взрослых, и взрослые чувствуют, что, если проиграют эту публичную схватку, то в глазах других останутся с ярлыком «проигравший».
Модели такого властолюбивого поведения повсюду вокруг нас. Детей, которые нуждаются в утверждении себя через власть, становится всё больше. И здесь есть две причины.
1.Современные социальные отношения.
Если раньше вертикальные, иерархические отношения были понятными и обоснованными экономически, то при либерализации общества все захотели равных прав. Завоёванные равные права приводят к тому, что подчинение правилам и авторитетам не представлено теперь в глазах ребёнка отчетливо и ясно. Фактически, в нашем обществе нет ни одной конструктивной модели безусловного подчинения авторитету. Поэтому дети и не умеют подчиняться. А если к этому добавляется подавление или унижение ребёнка в семье кем-то из взрослых, тогда ребенок может демонстрировать такое властолюбивое поведение вне дома.
2.Мода на «сильную личность».
Сильная личность, победитель, индивидуальность, борец — герои сегодняшнего дня. Родители растят детей для конкурентного общества и требуют от них быть победителями любой ценой. Давать сдачи, не проигрывать, отстаивать свои интересы. Родители и педагоги большое внимание уделяют развитию индивидуальности, способностей, делают акцент на достижениях. Отсюда новая ценность — личностная сила. Но дети зачастую путают смыслы. Понятие «сильная личность» для них может означать не столько власть, равную контролю над собственной личностью (характером, слабостями и т.д.), сколько власть над другими людьми. Они утверждают себя, таким образом, не в отношениях с самим собой, а в отношениях с окружающими.
Властолюбивое поведение имеет и свои сильные стороны. Многие дети, демонстрирующие такое поведение, — особенно в активной речевой форме — интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению, независимым мышлением.
Такие ребята, скорее всего, не станут безвольным орудием в руках других, будут самостоятельно мыслить, принимать решения и контролировать свои собственные жизни.
Мотив «плохого» поведения – месть
Дети, выходки которых продиктованы местью, обычно выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это очень тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать взрослого. Их можно распознать даже по речи, которая полна «ругательных» эпитетов в адрес другого, таких как «подлый», «злобный», «гадкий».
Когда ваш ребенок устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый ответил применением силы. Взрослые могут поставить ребенка на место, ибо они сильнее и у них есть система угроз, шантажа и санкций. Однако, такой способ реагирования обычно оказывается непродуктивным и взрослые получают в ответ куда более серьёзные выходки мстителей. Такая выходка может последовать и не сразу после нанесения обиды, но она обязательно последует. Месть необходима как способ пережить глубокую обиду. Пока ребенок замышляет и организует мстительное поведение, ему самому не так больно.
Откуда берется мстительное поведение?
Сильные стороны мстительного поведения.
Чтобы увидеть сильные стороны мстительного поведения, обратимся к перспективам таких детей. Обижая других людей, они пытаются защитить себя от обид, то есть их способ защиты — агрессия, направленная вовне, на других, а не на себя. В действиях этих детей содержится мощная способность к выживанию. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Ребенок, который, переживая душевную боль, ничего не предпринимает, скорее, почувствует безнадежность и апатию, чем юный мститель. Душевная боль пассивного ребенка, если она сильна и длится долгое время, приводит к хронической депрессии и суициду. Зная об этом, можно считать поведение мстительных детей далеко не самым безнадежным с точки зрения социальной адаптации.
Мотив «Избегание неудачи»
Такие дети приносят меньше беспокойства, чем те, чья цель — привлечение внимания, власть или месть.
Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения, непросто.
Как ведёт себя ребенок, который очень боится ошибки и хочет избежать неудачи?
Избегание неудачи может стать основным мотивом поведения ребёнка и в том случае, если он не нарушает правил, никому не мешает и как раз изо всех сил старается не привлекать к себе внимания. Чаще всего, это ребёнок, который действует по принципу «Даже пробовать не буду, всё равно ничего не получится». И он не пробует.
На занятиях, в играх такие дети могут стоять в стороне или принимать очень формальное, пассивное участие, выполнять задание медленно или даже не приступить к его выполнению. Такой ребенок может быть расстроенным или испуганным, но, чаще всего, он просто ничего не начинает делать, молчит, и кажется, что он почти безэмоционален. Или, отвлекая внимание, он устраивает истерику, непростительную «выходку». И, как правило, после этого получает статус хулигана. Но не глупца! А вы, дорогие родители, если вам доведётся выбирать «прослыть хулиганом» или «прослыть тупицей, идиотом», что бы предпочли: первое или второе? Вот и дети тоже хотят сохранить достоинство, как могут, в данном случае — явно неподходящими способами.
Этот мотив может быть единственным мотивом, который будет определять поведение ребенка, но может сочетаться с любым из трёх других: власти, мести, привлечения внимания.
Таким образом, все описанные выше типы поведения иногда становятся лишь прикрытием страха неудачи : страха показаться другим с неуспешной стороны, выглядеть глупо, провалиться и заслужить отрицательную оценку, порицание.
Несмотря на непохожесть поведения этого типа на первые три, оно также является «плохим», потому что, закрепляясь, такое поведение делает личность ребенка все более и более неприспособленной к активной жизни.
Этот тип поведения встречается в активной и пассивной форме.
Пассивная форма такого поведения проявляется:
— в откладывании на потом
Некоторые дети используют именно этот способ для избегания неудачи. «Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий» — вот их кредо. Все мы время от времени тоже используем это оправдание. Дети, о которых мы говорим, делают это постоянно. Лучше уж чувствовать себя и слыть способным, но нерадивым (или не умеющим распределить время), чем усердным, но тупым.
— в недоведении дел до конца
Неспособность закончить начатые проекты и намерения — это другой вариант пассивного поведения, направленного на избегание неудачи. Начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, а значит, не может получить низкую оценку.
— во временной потере способности выполнить необходимое действие
Некоторые дети избегают неудачи, всячески развивая в себе и лелея временную нетрудоспособность. Как только возникает необходимость заниматься делом, в котором ребенок не силен, тут же у него появляются приступы головной или зубной боли, колики в желудке — всё, что может быть причиной не выполнять это.
— в оправдании официальными медицинскими диагнозами
Любые официальные медицинские диагнозы (хронические болезни, дефекты органов чувств и др.) — отличная защита от ощущения себя несостоятельным. Это не симуляция, а бессознательная защита, в которую верят сами дети. Даже объективная проверка часто не позволяет взрослому точно утверждать: ребёнок не может или ребенок не хочет.
Причины формирования поведения, направленного на избегание неудачи
— Отношения по типу «красного карандаша»
Стиль «красного карандаша» означает, что взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки ребёнка, не обращая внимания на его удачи и достижения. Существует широко распространенное заблуждение, что если указать ребёнку (да и взрослому) на его ошибки, у него возникнет мотивация не повторять их, а стремиться стать лучше, успешнее. На самом деле, происходит обратное: чтобы у детей появился мотив изменить своё поведение, их внимание должно быть направлено на то, что им удается в этой области.
— Неоправданно высокие ожидания
Когда родители или воспитатели необоснованно требовательны к ребёнку, ожидают высоких успехов и достижений, можно вскоре ждать поведения, направленного на избегание неудачи.
Дети, осознавшие, что они не могут достичь поставленной перед ними цели, просто перестают пытаться. Они ведь не могут дать оценку самим целям, обосновать их завышенный характер, объяснить взрослым, что эти цели плохо соотносятся с реальными возможностями самих детей. Дети просто перестают напрягаться. Им удобнее слыть ленивыми, «пофигистами», чем оказаться в разряде «тупых» или «неудачников», пытаясь работать и не достигать желаемого. Они видят сверстников, братьев и сестер, которые легко достигают успеха, и, сравнивая себя с ними, прекращают прикладывать усилия.
— Перфекционизм (требование от себя совершенства)
Такие дети не могут согласиться с тем, что ошибка — это нормальная часть процесса обучения. Для них это трагедия, избегать которую следует любой ценой. Дети не пытаются, не пробуют себя в чем-то новом, так как верят, что для них подходит лишь отличный результат. Там, где такой высокий результат сразу не гарантирован, им делать нечего.
— Упор на соревнование
Упор на соревнование — еще одна причина избегающего неудачи поведения. Если ставить каждого ребенка перед выбором: быть ли ему победителем или проигравшим, то очевидно, что некоторые из них выберут — не играть вообще. Некоторые взрослые считают, что мотивация достижения заставит ребенка усерднее трудиться и поможет ему не проигрывать в жизненных ситуациях в будущем.
Для детей-перфекционистов (их меньшинство из данного типа) сильной стороной избегающего неудач поведения является то, что для них быть успешными означает достигнуть только значительных, высоких результатов, пусть в чём-то одном, но быть лучшим. «Лучше никак, чем плохо», — считают они. Незначительная коррекция их поведения позволяет исправить заблуждение этих юных честолюбцев.
У другой же, большей части детей, мотивом поведения которых является мотив «избегания неудачи», в поведении не отыскать никаких сильных сторон!
Они просто не уверены в себе. Их самоуважение катастрофически низкое, и они нуждаются в поддержке. Таким детям нужна немедленная помощь.
Как понять, что движет «плохим» поведением ребенка, какой мотив – цель стоит за этим?
Задача, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохое поведение может быть связано и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.
И вёе же, выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.
Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт: переживания родителей — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.
Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин: