что делать если ребенок плохо читает во 2 классе
Что делать, если ребенок плохо читает во 2 классе
Умение хорошо читать вслух необходимо для правильного выполнения заданий не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и по другим предметам. Согласно норме ФГОС, второклассник должен уметь:
Что делать, если ваш ребенок читает плохо? Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дислексия и как можно ее скорректировать.
Дислексия – это нарушение процесса чтения и понимания слов и текстов при нормальном зрении, слухе, памяти, интеллекте. Ребенок заметно отстает от своих одноклассников по уровню овладения чтением и письмом, но является полностью обучаемым.
Как правило, дислексию можно распознать по следующим признакам:
Дети с дислексией плохо различают геометрические фигуры, не всегда уверенно ориентируются в пространстве, путают понятия лево и право, верх и низ, имеют проблемы с мелкой моторикой.
Почему у ребенка развивается дислексия?
Данное нарушение чаще всего диагностируется у младших школьников, когда происходит активное овладение письменной речью. Оно обусловлено неправильным функционированием некоторых участков головного мозга.
Логопеды центра развития «Каркуша» выделяют следующие причины возникновения дислексии:
В первом классе определить дислексию невозможно, поскольку ребенок только начинает овладевать чтением и письмом, и ошибки на данном этапе совершенно естественны.
Виды дислексии
Нарушение овладения чтением проявляется по-разному, и от этого зависит выбор способа коррекции. Логопеды различают следующие виды дислексии:
Для коррекции данных видов дислексии используются следующие методы:
Коррекция дислексии должна проходить строго по индивидуальной программе под контролем опытного логопеда.
Чем вы можете помочь ребенку в домашних условиях?
Ежедневные занятия помогут сделать процесс коррекции более быстрым и успешным, а достигнутый результат – устойчивым и длительным. Вот некоторые из упражнений, которые советуют логопеды центра развития «Каркуша».
1. Развивайте мелкую моторику
Пальчиковый массаж, игры типа «Колечка», лепка, собирание пазлов, сенсорные коробки с мелкими предметами, рисование, в том числе и зеркальное, – все это способствует лучшему притоку крови к центру речи, развитию слуховой, речевой и зрительной памяти.
2. Диктанты
Небольшие диктанты объемом до 200 знаков не утомляют ребенка, и их можно проводить ежедневно. Не исправляйте ошибки, а делайте пометки на полях строчек, где они допущены, цветной ручкой. Использовать красную пасту нежелательно, так как этот цвет ассоциируется с плохой оценкой. Предложите ребенку самому найти свои ошибки. Для диктанта выбирайте отрывки из хорошо знакомых текстов, например, сказок.
3. Работайте над произношением
Выделяйте ежедневно 10-15 минут на артикуляционную гимнастику, особое внимание уделяйте тем звукам, которые представляют для ребенка наибольшую трудность. Просите ребенка проговаривать слова при написании. Не торопите его при чтении. Пусть он читает медленно, но более-менее связно. Не ругайте за ошибки.
4. Изучайте грамматику, играя
Вам понадобятся карточки со словами. Составьте из них предложение, которое вы произносите. Затем попросите сделать то же самое ребенка самостоятельно на слух. Начинайте с самых простых предложений, постепенно переходя к более сложным конструкциям.
5. Найди слово
Это упражнение помогает развить фонематический слух. Возьмите карточки с изображениями знакомых предметов, подписанные с обратной стороны. Разложите карточки картинками вниз. Попросите ребенка найти слово, которое вы называете. Постепенно усложняйте задание, добавляя новые слова, обозначающие действия и признаки.
Остались вопросы? Приходите на консультацию в центр развития «Каркуша», и наши логопеды обследуют ребенка, поставят точный диагноз, разработают индивидуальную программу коррекции и дадут четкие рекомендации по самостоятельным занятиям дома.
Дата публикации: 17.10.2018. Последнее изменение: 29.11.2021.
Как Улучшить Технику Чтения У Ребенка 2 Класса?
Многие родители задаются вопросом, как улучшить технику чтения у ребенка? Данная проблема обычно становится актуальной именно на втором году обучения, поскольку к первоклашкам все еще относятся снисходительно, объясняя некоторое отставание сложностями адаптации к школьной жизни и другими моментами.
Родители думают, что ребенок еще не вошел в курс дела, не «раскачался», и обязательно наверстает упущенное позже. Однако когда техника чтения продолжает хромать и во 2-м классе, мамы с папами начинают бить тревогу. Начинают искать пути решения проблемы.
Зачем читать быстро?
Согласно современным требованиям, к концу второго года обучения ребенок должен читать 50 слов в минуту. Далеко не всем ученикам эта норма оказывается под силу. Однако так ли уж важно читать быстро?
Преподаватели уверены, что да. Они напрямую связывают скорость чтения и осмысливание информации. То есть, чем медленнее читает человек, тем хуже им усваивается суть текста. Именно здесь «зарыта» собака. Если ребенок так и не научится читать быстро, он сможет понимать лишь 50% текста.
Это обязательно скажется на учебе, особенно, когда пойдут такие сложные для восприятия предметы, как физика, химия, биология. Необходимо будет поглощать длинные параграфы, и в голове осядет только половина всего озвученного в них. Тогда как быстро читающий ученик усвоит 80% информации.
Дети, имеющие проблемы с техникой чтения, обречены на вечное отставание. Поэтому правы те родители и педагоги, которые бьют во все колокола, столкнувшись с проблемой.
Как научиться быстро читать?
Так, как научиться читать быстро и правильно? Педагоги убеждены, что одних регулярных тренировок мало. Необходимо использовать специальные приемы и методы. Выбор их зависит от причины, которая мешает ребенку читать быстро. Таковых выделяют несколько:
✔️ Плохая оперативная память.
✔️ Неумение концентрировать внимание, долго сидеть на одном месте.
✔️ Недостаточный объем зрения, называемого оперативным.
✔️ Маленький запас слов.
✔️ Регрессия (глаза постоянно совершают возвратные движения).
✔️ Плохо развитые артикуляционный аппарат и дикция.
✔️ Дислексия (отклонение, которое мешает учиться именно читать при том, что обучаемость другим предметам высокая).
✔️ Полное равнодушие к чтению.
Определить причину, по которой ребенку плохо дается чтение, родители в большинстве случаев самостоятельно не могут. Здесь приходится обращаться за помощью к специалистам.
Для начала можно пообщаться с классным руководителем. Если учитель опытный, он поможет разобраться или подскажет, к какому специалисту пойти (к психологу, логопеду и т. д.). Когда причина выяснена, ее следует устранить. В этом помогут следующие упражнения:
1. Улучшить оперативную память можно, занимаясь с ребенком по методике Федоренко. Упражнение заключается в том, что малышу дают прочесть предложение, а затем предлагают по памяти его записать. Постепенно длина текста, который нужно запомнить, увеличивается. Регулярные занятия на протяжении месяца дают волшебный результат.
2. Способов повысить концентрацию внимания существует множество. Один из самых любимых детьми – просмотр диафильмов с титрами. Ребенку нужно обязательно прочесть текст под изображением и осмыслить его. Иначе он не поймет, что происходит на экране. Еще один хороший метод – поиграть в сыщика. Необходимо открыть книгу на любой странице и предложить ребенку найти то или иное слово или фразу. Ему придется максимально сконцентрироваться, чтобы сыщик из него получился хороший.
3. Отсутствие практики – одна из самых частых причин медленного чтения. Психологи рекомендуют тренироваться в чтении буквально по 5-10 минут, но несколько раз в день (3-4). Тогда ребенок не будет уставать и не станет воспринимать занятия, как обузу, что очень-очень важно.
4. Чтобы развить оперативное зрение, можно воспользоваться таблицами Шульте. Суть упражнений заключается в том, что в расчерченный на ячейки квадрат площадью 0,25 м² вписываются буквы или цифры. Ребенку предлагается, глядя на одну из них, называть остальные (по порядку, если речь идет о цифрах или по алфавиту, если вписаны буквы).
5. Расширять словарный запас малыша нужно, начиная с самого раннего возраста. Однако если есть упущения, еще не поздно наверстать. Нужно читать ребенку интересные книги, смотреть увлекательные передачи, где будут встречаться новые для него термины, просто беседовать на самые разные темы.
6. Побороть регрессию поможет такой прием: во время чтения закрывать всю уже прочитанную часть предложения закладкой или линейкой. Постепенно ребенок отучится возвращаться взглядом назад и поймет, что надо запоминать слова сразу.
7. Для улучшения дикции предлагается регулярно разучивать с ребенком скороговорки и другие подобные штуки. Нужно, чтобы он учился читать и произносить их быстро и медленно, громко и тихо, но самое главное – четко и разборчиво.
8. Дислексия – это серьезное отклонение. Заподозрить его можно в случаях, когда ребенок не способен запомнить даже простенькое четверостишье; не разбирается, где лево, а где право, не может посчитать от одного до десяти. Устранить проблему получится только с помощью психолога.
Когда у маленького человечка проснется интерес, улучшить технику чтения будет не так сложно. Ведь самое главное – это желание.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Ребенок читает медленно: что делать?
Время чтения: 5 минут
Близится конец учебного года: контрольные, срезы, итоговые отметки… Многих родителей тревожит вопрос «Что делать, если ребенок медленно читает?». Хочется съязвить и ответить: «Поздно пить «Боржоми»…», но давайте разберемся в ситуации и не будем нагнетать панику, мучить несчастных (и без того измученных авитаминозом) школьников, заставляя просиживать за книжкой с секундомером и трястись над дневником.
www.topglobus.ru
Скорость чтения в начальных классах
1 класс: 25-30 слов в минуту — 1 полугодие; 30-40 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня (например, гимназиях) возможен более высокий темп чтения — от 60 слов в минуту.
2 класс: 40-50 слов в минуту — 1 полугодие; 50-60 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня — 85-90 слов в минуту в 1 полугодии и 90-95 слов во втором.
3 класс: 60-70 слов в минуту — 1 полугодие; 70-80 слов в минуту — 2 полугодие; 95-105 слов в минуту при повышенных требованиях. Про себя третьеклассник должен читать на 20 и более слов быстрее, чем вслух.
4 класс: 80-90 слов в минуту — 1 полугодие; 100-120 слов в минуту — 2 полугодие. Скорость чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
Оговоримся сразу, в школе принято «измерять» скорость и технику чтения усредненными показателями. Но, дорогие заботливые и переживательные мамочки, не забывайте, что нормы эти ПРИМЕРНЫЕ. То, сколько слов читает ребенок в минуту, — далеко не самый важный показатель его интеллектуального развития, поэтому ориентироваться на соседа Ванечку, который летит впереди планеты всей и выдает к концу первого класса 120, совсем не стоит. Объясню почему…
Каковы причины медленного чтения ребенка?
Скорость чтения зависит от способа чтения (по слогам; слог + слово, целыми словами). Однако часто бывает так, что ребенок читает целыми словами, но все равно медленно. Почему это происходит?
shkolazhizni.ru
Если ребенок читает медленно, значит, для этого есть какие-то причины. Давайте разбираться и искать их вместе:
umm4.com
Ребенок не будет читать быстрее, чем говорит.
Если в жизни ребенок медлительный, меланхоличный, то и ждать от него реакции холерика не стоит. Это касается всего, чтение в этом случае не исключение. Уравновешенный и «непробиваемый» флегмат тоже вряд ли будет торопиться и, съедая окончания, «глотать» страницу за страницей. Если в обычной жизни ребенок долго думает, прежде чем ответить на вопрос, растягивает слова, то и читать он будет медленнее обычного. И в этом нет ничего плохого и страшного.
Главное не количество прочитанных слов, а осознанность. Что толку от того, что Ванечка за минуту долетел, а ответить на вопросы о прочитанном так и не смог? Какой смысл мешать слова в кучу, не видя ни точек, ни запятых, а потом делать большие глаза, удивляясь недопонятым фразам.
Чего ни в коем случае нельзя делать?
Как помочь ребенку улучшить технику чтения?
www.ikirov.ru
image.slidesharecdn.com
Тема детского чтения, на сегодняшний день, очень актуальна, все меньше и меньше детей увлеченно читают книги. Что можем сделать мы, взрослые, когда вокруг столько «соблазнов» в виде электронных гаджетов и телевизионных новинок? Самое простое, чему следует уделить внимание — это на собственном примере показывать, что МОЖНО получать удовольствие от самого процесса чтения книг. И как бы ни были популярны электронные книги, аудиозаписи литературных произведений, шуршание бумажных страниц ничто не заменит. Читайте сами и пусть ваши дети почаще видят вас с книгой в руках!
Уважаемые читатели! Актуальна ли для вас тема увеличения скорости чтения детей? Сколько слов в минуту читает ваш ребенок и как часто вы уделяете внимание этому вопросу дома? Возможно, у вас есть свои рецепты повышения техники чтения и они будут полезны кому-то еще. Делитесь советами в комментариях.
Консультация «Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает?»
Уверенное овладение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении.
Психологами и педагогами выявлена закономерность : если ребёнок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим с множественными ошибками, без понимания материала.
В последние годы отмечается значительный рост количества учащихся
с трудностями овладения навыков чтения, что вызывает серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Среди отечественных авторов,посвятивщих свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р. А. Ткачёва,С. С. Мухина, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцев и другие.
В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Существуют разные определения понятия «дислексия».
Целесообразно определять дислексию следующим образом: дислексия-
это частичное расстройство процесса овладением чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера,обусловлен-
ных несформированностью психических функций, участвующих в процессе
По данным различных авторов распространённость нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика.
Некоторые авторы отмечают наследственную предрасположенность
при дислексиях. М. Захалкова и соавторы отмечают наследственную отяго-
щённость у 45% детей с дислексией.
Большинство же авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов. Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме.
В анамнезе многих детей с дислексиями отмечаются вредности натального и перинатального периодов. При этом наиболее существенную отрицательную роль играют патологические факторы, действующие в более поздние периоды развития плода и в постнатальный период.
Симптоматика (проявления) дислексий определяется по-разному в за-
висимости от понимания сущности этих нарушений.
Представляется более правильным определять симптоматику дислексии
лишь как проявление непосредственно нарушений чтения, не включая тех
расстройств (несформированности пространственной ориентировки, наруше-
ния моторики и др., которые хоть часто и сопровождают дислексию, но
представляют собой факторы патогенетического характера, т. е. механизм это-
Как распознать дислексию?
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Если у ребёнка при чтении встречаются ошибки, которые можно отнести к
специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то
это скорее всего результат переутомления, невнимательности. Здесь необхо-
димо дальнейшее наблюдение.
Дислексия проявляется в замедлении процесса овладения чтением, а
также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексии). При дислексии
у детей наблюдаются нарушения движения глаз в процессе чтения. У многих
детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномер-
Существует несколько видов нарушений чтения.
Каждому виду соответствуют и свои ошибки.
Каковы же ошибки, которые должны насторожить?
I. 1) Неусвоение букв (возникают из-за неточных представлений об образах букв). При чтении слогов с этими буквами ребёнок делает паузу. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.
2) Когда ребёнок слабо различает не буквы, а звуки,то появляются :
замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА);по сходству звучания или произношения:
Ч-ТЬ-Щ; Ж-З; Ш-С; Ч-Щ; Р-Л; С-Ц; (например, ОДУВАНТИК);
3) В результате трудности усвоения оптического образа букв возникают замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З-В и др.)
II. Побуквенное чтение (вместо послогового). При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно («бухштабируются», нанизываются одна на другую (Р,А,М,А).
III. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках гласных, согласных при их стечении, в добавлениях и перестановках звуков, пропусках и перестановках слогов.
Это обусловлено недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью.
Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперёд, то возвращаясь назад.
На этом этапе наиболее распространённой является фонематическая дислексия, обусловленная недоразвитием функции фонематической системы
(фонематического восприятия и фонематического анализа).
IY. Нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне отдельного слова, так и на уровне предложения и текста. Нарушение понимания прочитанного может быть первичным, но может быть и вторичным. В первом случае нарушение понимания прочитанного наблюдается при технически правильном чтении, во втором случае оно
является следствием неправильного чтения.
Y. Аграмматизмы при чтении. В процессе чтения ребёнок неправильно
воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов. Аграмматизмы при чтении выявляются, как правило, на аналитико –синтетической и синтетической ступени обучения. На этом этапе обучения чаще всего наблюдается аграмматическая дислексия, обусловленная недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Количество и характер ошибок варьируется в зависимости от тяжести дислексии у ребёнка, этапа овладения навыком чтения, сложности читаемого
речевого материала (слогов, слов, предложений, текста).
Исследования психологов показывают, что чаще всего сбой происходит на этапе слияния слогов в слова и понимания смысла читаемого слова. Вместе с тем именно этот этап является важнейшим,
поскольку он закладывает основы для смыслового чтения.
Ошибки чтения не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушения чтения.
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс
обучения. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их
патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексии от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми.
Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребёнка читать? В данном случае нужна помощь специалиста-квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определённой системе.
На этапе освоения механизма чтения отрабатываются звуко-буквенные связи (игры с буквами: зрительные образы букв, разрезные буквы, рисование букв в воздухе, на спине, запоминание ряда букв, диктант букв).
При работе со словами отрабатываем слоговую структуру по таблицам и используем звуко-буквенные схемы слогов. Искусство обучения чтения сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Большое
место занимает работа с разрезной азбукой и карточками-слогами. Показываем ребёнку как из слогов получается слово. Отрабатывается звуко-слоговой анализ слова.На этапе совершенствования техники чтения предлагается чтение слов по таблицам:
-чтение слов, отличающихся 1-2 буквами; чтение слов с одинаковыми гласными; чтение слов с разными гласными; чтение слов с одинаковым началом, чтение слова в слове; отними слог; добавь звук; прочитай наоборот, чтение сверху вниз; чтение предложений из слов, напечатанных на отдельных карточках и т. д.
Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость чтения во избежание развития у них невроза. На всём протяжении специальных занятий ребёнку необходим режим благоприятствования.
1. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Нарушение чтения и письма у младших
школьников» Ростов-на Дону, «Феникс», СПб, «Союз», 2004г.
2. «Нарушения письменной речи» под ред. Волковой Л. С., М. «Владос», 2003г.
3. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших
школьников», СПб «Союз», 1998г.
4. Русецкая М. Н. «Нарушения чтения у младших школьников», Изд-во
5. Корнев А. Н. «Нарушения чтения и письма у детей», Спб,1997г.
6. Милостивенко Л. Г. «Методические рекомендации по предупреждению
ошибок чтения и письма у детей», СПб,1995г.
7. Кобзарева Л. Г., Кузьмина Т. И. «Ранняя диагностика нарушения чтения и
его коррекция»,Т. Ц. Учитель,2001г.
8. Оморокова М. И. «Совершенствование чтения младших школьников»,
9. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»,М., «Владос», 1997г.
10. Лисенкова Л. Н. «Развитие и коррекция навыков чтения»М., Школьная
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо запоминает буквы» Если ребёнок пришёл в школу неподготовленным, не знал букв, не умел читать, то при нормальном интеллекте он постепенно догонит одноклассников.
Почему ребёнок плохо разговаривает? Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился.