что делать если ребенок очень много говорит

Мой ребенок постоянно говорит!

Похоже, этот ребенок просто не может провести ни минуты, не комментируя все вокруг. Он болтун или просто такой общительный? Как общаться с «говоруном» и надо ли учить его молчать, рассказывает психолог Анна Скавитина.

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Не могу молчать

— Детка, ну помолчи, пожалуйста, хотя бы одну минутку!
— Мам, ну не могу, ну честное-пречестное слово, ни минуточки! — ответил искренне ребёнок моей приятельницы.
Знаете таких детей? У ребёнка прекрасно развита речь, кажется, он может рассказать всё и обо всем, он не может не комментировать мультик, который смотрит, и не рассказать соседу в лифте о том, что мама вчера брила ноги — ну прямо как папа бороду. С таким ребёнком точно не заскучаешь! Но иногда хочется побыть хотя бы недолго в тишине, ненадолго выключить неумолкающую болтовню. А ещё успеть остановить ребёнка до того момента, когда он разболтает все семейные секреты и успеет вас поставить в неловкое положение. Зато такие дети приносят родителям один неоспоримый бонус: вы всегда знаете, что с ними происходило в течение дня, что они делал, что с ними делали, что они ели, с кем играли, что смотрели, и не обижали ли их.

Часто родители, чтобы отдохнуть от постоянного домашнего радиоприемника, ребёнка не особенно слушают. Просто иногда кивают или говорят «ага», чтобы он чувствовал присутствие собеседника, и в надежде, что когда-нибудь он выговорится и остановится. Но у постоянной речевой активности есть и свои причины, и эти причины не всегда упираются только во врожденный характер и темперамент: «Что уж с ним делать, если уж такой он уродился».

Выслушать и услышать

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Где граница?

У ребёнка-«говоруна» ещё не очень сформированы личные границы, он не знает, что его, что не его. Родители легко вторгаются в его жизнь и его тело, и действиями — например, моют в ванной, помогают в туалете, и словами. Например, говорят — и часто непрерывно — что ребёнку нужно делать в каждый момент времени: не сиди, читай, ешь, иди, говори, стой, сиди ровно. То есть ребенок привык, что в него вторгаются с помощью непрерывного словесного потока, и делает ровно то же самое с членами семьи. Да, конечно, это нормально — помогать маленькому ребёнку во всем, и самим какое-то время говорить, как радиоприёмник, когда вы учите его разговаривать. Но постепенно, по мере взросления, родители делают мысленный шаг назад, предоставляя ребёнку все больше и больше самостоятельности и отдельного пространства, и он учится делать то же самое со взрослыми в семье и вне семьи. Учится оставлять их на некоторое время с их делами, чтобы реализовать свои интересные идеи.

Иногда много болтающий ребёнок «забалтывает» свои настоящие переживания и секреты. Не желая рассказывать о чём-то, он говорит обо всем на свете, вьёт петли, как заяц, запутывая следы, или птица, уводящая от гнезда. Иногда делает это сознательно (обычно в возрасте старше 6−7 лет) — тогда это может выглядеть так, как будто он врет, сочиняет разную белиберду. А иногда неосознанно, и даже сам толком не знает, что он скрывает, для него важно не приближаться к пугающим темам. В таких случаях стоит подумать, а что на самом деле так сильно может его волновать и пугать, попытаться аккуратно обсудить это с ребёнком или показать его детскому психологу. Потому что за скрытыми переживаниями часто начинают образовываться разные невротические симптомы, которые помогают психике прятать страшное подальше.

Что на уме, то и на языке?

А если ваш ребёнок болтун, который может и не болтает непрерывно, но не понимает, где и что можно рассказывать? Не умеет хранить секреты. Хранить молчание — это как раз навык, который может появиться в процессе развития, с помощью родителей. И он очень поможет дальше — в детском саду, в школе, на занятиях, в кино и театре, да и просто в жизни. Для детей нормально говорить по принципу «что вижу, о том пою». Таким образом они пытаются прояснить для себя, что вокруг происходит, используют громко те фразы, которые вы в сердцах прошипели, или сказали по телефону в тот момент, когда он «точно не слышал». Ничего не укроется от этих внимательных глаз и чутких ушей! Так что стоит с раннего возраста вводить правило «Дома можно обо всем говорить, из дома выносить только то, о чем спросили родителей»: это и про вещи, и про семейные новости и события. Нам нужно это правило, чтобы ребёнок знал: родители не обидят и не обидятся, даже если им рассказать что-то злое, страшное и пугающее. Но не со всеми людьми это работает так. Дети лет до 6−7 обладают слабой произвольностью, то есть способностью сознательно совершать действия, которые совпадают с намерением. Взрослые-то люди не всегда делают то, что серьёзно запланировали. Поэтому ругать ребёнка-дошкольника за то, что проболтался, занятие бессмысленное. Да и детей постарше тоже.

Как на это реагировать? Не слишком бурно, даже если информация выставляет вас в несимпатичном виде или является абсолютной неправдой. Вам не стоит оправдываться перед чужими людьми и рассказывать, как всё есть на самом деле, или стыдить ребёнка. Извинитесь при ребёнке: «Простите нас, нам не стоило это вам говорить». Ребёнок запомнит вашу реакцию и постарается в следующий раз сделать как мама или промолчать. Обязательно обсудите это дома: не ругайте, а именно обсудите! Уделите внимание его чувствам и переживаниям. Помните, ребёнок искал собеседника по какой-то важной для себя теме.

Можно понемногу тренироваться с ребёнком молчать: «Давай мы посмотрим этот мультик тихо, чтобы лучше всё услышать, а потом поговорим о том, что увидели». Можно тренироваться хранить секреты. Например, придумывать сюрприз для кого-то из членов семьи или друзей — и пытаться хранить молчание несколько часов, а потом несколько дней. Обсуждать, что делать сюрпризы очень трудно, но вы доверяете ребёнку, что у вас вместе все получится, как задумано. И наоборот, важно научить ребёнка, что он не должен хранить секреты от родителей! Если кто-то его обижает в школе, в детском саду, если происходит что-то, о чем вам важно знать: никогда ребёнок не должен хранить секреты про отношения с чужими взрослыми, особенно если эти взрослые предлагают или настаивают «хранить наш секретик».
Конечно, учиться понимать, что можно говорить и кому, а что нельзя — это довольно сложный навык, требующий и довольно высокого уровня развития эмоционального интеллекта ребёнка, и способности справляться со своей тревогой самостоятельно и разными способами. Но при помощи внимательных взрослых рядом он постепенно появляется.

Читайте также:

Фото: New Africa, Mark Nazh/Shutterstock

Источник

Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Источник

Эхолалия у детей: симптомы, причины и коррекция

Развитие речевой функции ребенка происходит в несколько стадий, и оно напрямую связано с его умственным и физическим развитием. У кого-то этот процесс происходит быстрее, у кого-то медленнее. Многие дети в этот период активно повторяют все, что говорит взрослый – от отдельных слов до целых фраз. Это абсолютная норма, потому что ребенок таким образом расширяет свой словарный запас, он практикуется в произношении и социальном общении.

Но если такое продолжает происходить и в более старшем возрасте, то это является серьезным поводом для беспокойства. В логопедии есть четкое определение такому состоянию – эхолалия. Для понимания этого нарушения, нужно знать, что это такое, а также какие способы коррекции можно использовать, чтобы избавиться от него.

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Что такое эхолалия

Эхолалия — это вид однообразного речевого поведения, когда слова или звуки из разных источников (мультфильмов, кино, рекламы, песен или разговоров) повторяются бесконтрольно и автоматически как эхо, без глубокого понимания их смысла.

Если это происходит в раннем возрасте (до 3 лет), то это считается нормой, потому что ребенок так постигает речь и пытается вступить в диалог. При нормальном развитии такое состояние быстро проходит. Но если это встречается у детей в возрасте после 4 лет, то в этом случае эхолалия – это симптом неврологических расстройств и, вполне возможно, задержки развития или аутизма.

Симптомы эхолалии

Характерный признак эхолалии – это автоматическое повторение ребенком услышанных им слов. Но это не единственный симптом, на который стоит обращать внимание. Вот некоторых из них:

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Исходя из того, какие признаки эхолалии встречаются у ребенка, можно классифицировать данное нарушение на 2 вида – немедленную и отсроченную эхолалию:

Немедленная. Она проявляется в повторении слов сразу же после того, как ребенок услышит их.

Отсроченная. В этом случае ребенок повторяет слова и фразы после какого-то периода времени. Может случиться так, что этот период будет достаточно продолжительным – вплоть до нескольких месяцев.

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Эхолалия: причины развития

Наличие неврологических, психических расстройств, а также других отклонений, провоцирует развитие речевых аномалий. Возникновение эхолалии может быть следствием физиологических и патологических факторов.

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Для каких нарушений характерна эхолалия

Как правило, именно отсроченная эхолалия встречается у детей с расстройством аутистического спектра. Часто они обладают очень хорошей памятью, что позволяет им в точности повторять когда-то услышанные фразы.

У некоторых аутичных детей речевые возможности существенно ограничены произнесением случайных гласных и согласных звуков, которые издаются бесцельно. Другие же дети с расстройством аутистического спектра могут иметь достаточно живую речь, но в ней не наблюдается непосредственное отношение к происходящему, т.е. сама речь не имеет значимости для социального общения.

Эхолалия у детей с РАС является, по сути, способом восстановления эмоционального равновесия, либо как инструмент самостоятельной стимуляции. Для них очень важны ритуалы и привычки, поэтому повторение слов помогает им перейти в нужное состояние. Кроме того, эхо-симптом характерен и для других нарушений: алалия, ЗРР и ЗПР, различные психические заболевания.

что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть фото что делать если ребенок очень много говорит. Смотреть картинку что делать если ребенок очень много говорит. Картинка про что делать если ребенок очень много говорит. Фото что делать если ребенок очень много говорит

Как лечить эхолалию и как работать с такими детьми

Коррекция эхолалии предполагает устранение основного заболевания (если причина эхо-симптома в этом). Проводится целый комплекс психокоррекционных занятий. Важна совместная работа психолога, дефектолога и логопеда.

Крайне важна и роль родителей в коррекционном процессе. Вот несколько советов, как вести себя с такими детьми:

Важно понимать, что эхолалия – это не какой-то бессмысленный процесс, а форма общения, которой ребенок пользуется. И ваша задача, как педагога, не подавлять его, всячески пытаясь его исправить, а попытаться выстраивать с ним нормальную коммуникацию. В этом вам помогут несколько советов.

Источник

Что делать если ребенок очень много говорит

Темп нашей речи является одним из важных выразительных средств. От интонации, замедления речевого потока часто зависит значимость высказывания. Убыстрение темпа речи, наоборот, свидетельствует о желании собеседника пропустить ненужные детали или придать эмоциональную окраску описываемому событию. Нарушение темпа речи стало распространенным речевым заболеванием у детей в последние годы. Это даже не заикание, а либо замедленный темп – брадилалия, либо ускоренный – тахилалия.

Если с раннего детства не обратить внимание на эти нарушения, человек вступит во взрослую жизнь со смазанной, невнятной, монотонной или убыстренной речью с запинками. Причины нарушения темпа говорения могут быть разными. Соответствующей будет и работа по их устранению.

Тахилалия
Нормальным считается темп речи, когда мы произносим 9-13 звуков в секунду. Если количество звуков значительно превышает данный «лимит», то можно говорить о тахилалии – ускоренном темпе речи (20-30 фонем в секунду). Такой стремительный словоток очень трудно понять. При этом звукопроизношение может соответствовать норме, но говорящий пропускает, повторяет или переставляет слоги, искажает слова. Поток слов произносится беспрерывно на одном выдохе. Говорящий часто перебивает собеседника, тараторит без умолку, сопровождая высказывания неупорядоченными скорыми движениями рук, ног и всего тела. Такой же темп свойственен и внутренней речи. Мысль не успевает за речью. Ошибки возникают также при чтении и на письме: пропуск, замена, перестановка слогов, искажение звуковой оболочки слов, замена слов абсолютно другими сходными по звучанию.

Большинство детей дошкольного возраста говорят очень быстро и еще не умеют контролировать поток речи. Это связано с тем, что тормозные процессы у них еще формируются, и дети не умеют управлять ими. Неумеренный темп их лопотания часто связан с подражанием взрослым. При этом малыш может то тараторить без перебоя, то замедлять свой звуковой поток. С раннего детского возраста необходимо воспитывать у ребенка культуру воспроизведения слов, регулируя темп и интонацию.

Причины и формы тахилалии
Если ребенок беспорядочно тараторит, не замедляя темп, это может стать поводом для беспокойства. При тахилалии у ребенка присутствует и неречевая симптоматика, которая проявляется нарушением общей моторики, нервными подергиваниями конечностей, нарушениями поведения. Ребенок беспокойно спит ночью, мечется во сне, днем процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети вспыльчивы, испытывают постоянные перепады настроения, резкий всплеск эмоций, агрессию. Нарушено внимание, отсутствует концентрация на одном объекте, присуща частая переключаемость, низкий объем зрительной и моторной памяти. У тахилаликов во время возбуждения наблюдается покраснение ушей, потливость (пот может выступить и на лбу) или похолодание ладоней, неспособность артикулировать в соответствии с потоком мыслей.

Причиной тахилалии принято считать неверное функционирование участков мозга, которые отвечают за центральный речевой аппарат. Часто нарушение темпа речи имеет наследственную природу. Ускоренная речь может возникнуть у детей заикающихся родителей. Одной из причин является врожденная недостаточность речедвигательного аппарата, трудность артикуляции, а также речевая неряшливость взрослых. Дети, находящиеся в речевых условиях, в которых у членов семьи наблюдается неровный, неконтролируемый словесный поток, в которых не исправляется быстрый темп их речи, по подражанию начинают быстро и неразборчиво тараторить. Совокупность нарушенного моторного и акустического восприятия приводят к возникновению тахилалии.

Выделяются два вида тахилалии: полтерн (спотыкание) и баттаризм.

Спотыкание часто путают с заиканием, поскольку говорящий часто повторяет одни и те же звуки и слоги. Однако подобное «наскакивание» фонем не является заиканием, потому что при их производстве отсутствуют судороги мышц речевого аппарата, характерные для логоневроза.

Баттаризм характеризуется исковерканным построением фразы из-за отсутствия речевого внимания. Это перестановка слогов в слове, выбрасывание слогов и звуков из слов, недоговаривание окончаний, корявое оформление высказывания, замена одного слова другим, сходным по звучанию.

Коррекция тахилалии
Работа по устранению дефекта должна быть комплексной. Обязательно медицинское воздействие с помощью лекарств, физиотерапии, специальных видов ЛФК. Логопедические занятия должны включать логоритмику, музыкальное сопровождение, упражнения, направленные на развитие логического мышления и концентрацию внимания.

Коррекционная работа длится от 9 месяцев до года и обязательно в групповой форме. В группе детей со сходными нарушениями ребенок прислушивается к речи окружающих, где легче создать проблемную игровую ситуацию. Сначала дети говорят по подражанию в очень замедленном темпе, далеком от нормального. Логопед задает ритм, который сопровождается отстукиванием по столу, отхлопыванием ритма слов и фраз в ладоши. Фразы и стишки произносятся под медленную музыку. Полезно маршировать с разведением рук в стороны, проговаривать слова под удары мяча. Дома родители также могут заниматься изо дня в день, произнося в замедленном темпе фразы, отстукивая в бубен, используя неторопливую музыку. Также можно плавно многократно пропевать гласные звуки в такой последовательности: «ииииии, эээээ, ааааа, ооооо, ууууу…»

Каждодневные тренировки приводят к замедлению темпа речи. После этого можно переходить к упражнениям, развивающим выразительность и четкость речи. Это заучивание потешек, стишков с эмоциональной окраской, декламация стихов, четкое проговаривание чистоговорок.

У тахилаликов часто нарушена последовательность речи, поэтому их полезно тренировать в планировании речевого высказывания. Составлять рассказ из серии сюжетных картинок или с опорой на готовый план, подсказывая последовательность событий. Одним из эффективных средств рассказывания является игра «доскажи словечко». Логопед начинает фразу, а каждый из детей по очереди досказывает ее. Фразы должны быть объединены одной темой, что развивает у детей логическое мышление, позволяет тренироваться в овладении неторопливым темпом речи.

Во время и после окончания коррекционного курса близким взрослым необходимо дома следить за своей речью и контролировать речь ребенка. Тахилалия имеет свойство возвращаться, если необходимая речевая среда отсутствует в семье. По истечению года после нормализации темпа речи можно говорить, что тахилалия исчезла.

Брадилалия
Также встречается у детей дошкольного возраста. Часто ее называют брадифразией, при которой темп речи чрезмерно замедлен, гласные звуки растягиваются, наблюдаются длительные паузы между словами и слабая полуживая артикуляция. Брадилаликам свойственна заторможенность, вялость движений. Мышцы лица малоподвижны, пальцы рук слабы, наблюдается гипотонус конечностей, общая неловкость и неуклюжесть, голос то громкий, то тихий.

Замедляется и психическая деятельность: внутренняя речь и мышление заторможены, внимание рассеянное, отличается трудностью переключения с одного вида деятельности на другой, память кратковременна, восприятие нарушено. Дети не могут с первого раза понять инструкцию, с трудом ориентируются в пространстве. Наблюдаются стойкие ошибки и на письме: пропуск слов и целых фраз, искажение смысла высказывания. Чаще других брадилалией страдают умственно отсталые дети. Также заболевание встречается в комплексе с олигофренией, менингоэнцефалией, опухолью головного мозга.

Причиной возникновения брадифразии являются нарушения работы головного мозга, доминирование тормозных процессов над процессами возбуждения. Это может быть как наследственным явлением, так и социальным, вследствие подражания или неправильного речевого воспитания.

Коррекция брадилалии
Речь брадилалика неэстетична, утомительна для окружающих, подчас вызывает раздражение. Коррекцию необходимо проводить по согласованию с врачом-психоневрологом. Неотъемлемой частью лечения будет медикаментозное вмешательство, специальные виды лечебной физкультуры. Целью работы логопеда является выработка четкой артикуляции, быстрого ритма движений, укрепление мышц пальцев рук. Массаж языка, губ, щек, артикуляционную гимнастику необходимо делать каждый день.

Логоритимка на групповых занятиях поможет нормализовать темп словотока и движений. Очень хорошее упражнение – ритмичная маршировка. Бег под музыку с частой сменой действий в соответствии с изменением характера музыки, различные подвижные игры с проговариванием способствуют развитию общего темпа движений, переключения внимания и слухового восприятия. Все занятия проводятся на ускоренном ритме.

Логопед с осторожностью показывает образец нормального темпа говорения, используя произнесенное вслух легкое для проговаривания предложение. Затем темп ускоряется посредством отхлопывания или дирижирования фразы. Дети повторяют движения и слова несколько раз, пока не добьются нормального ритма. Дома родители также тренируют детей, многократно отхлопывая строки стихов. Дети повторяют, постепенно убыстряя темп речи вслед за ускоряющимися хлопками. При этом важно следить, чтобы ребенок не переутомился и давать ему отдыхать через каждые 10 минут.

Следующим этапом будет упражнение детей в быстром поочередном воспроизведении по одной строчке заученного стиха. Взрослый указывает на ребенка, а тот быстро говорит строчку. В игровую деятельность необходимо включать элементы «обмана»: логопед смотрит на одного малыша, а показывает на другого. В эмоциональной атмосфере навыки усваиваются быстрее, при этом развивается слуховое и зрительное внимание. Затем можно использовать инсценировку сказки по ролям. В командной работе задачей ребенка будет не подвести товарища и дать ему вовремя высказаться. При этом логопед подначивает и добивается ускорения темпа говорения, а также выразительности речи.

На последнем этапе работы необходимо заучивать скороговорки, учиться произносить их четко, быстро, без запинок и искажений. На материале декламации скороговорок закрепляются навыки нормального звуковедения, развивается память. Коррекционная работа длится 10-12 месяцев.

Родителям необходимо помнить, что культура речи развивается прежде всего в семье. Важно следить за собственной речью, поправлять ребенка в случае речевых ошибок. Нужно создавать здоровый эмоциональный климат, заботясь о благоприятном развитии нервной системы ребенка на стадии становления. В случае обнаружения нарушений темпа речи необходимо, не затягивая, обратиться к неврологу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *