что делать если ребенок ничего не понимает
Что делать, если ребенок по-другому не понимает?
Естественное желание родителя: избавиться от этих переживаний. В такие минуты часто хочется прибегнуть к силе, ведь кажется, что это никогда не закончится, что сила — это единственное средство, которое ребенок действительно понимает. Так ли это — мы спросили у психолога и автора блога «Детские психологи» Дарьи Даньшиной.
Действительно ли ребенок не понимает ничего, кроме силы?
Иногда у родителя создается именно такое впечатление, ведь он повторил несколько раз, а ребенок не сделал того, о чем его просили. Но это совершенно не значит, что ребенок вас не понимает. Так он может проявлять свой характер, привлекать внимание.
Инструкции могут быть сложными, непонятными, требования не соответствовать возрасту. А ведь в младшем возрасте дети очень сконцентрированы на себе, легко увлекаются, их возможности регуляции еще не созрели, чтобы по одной только просьбе перестать что-то делать.
Порой взрослые уверены, что ребенок, который еще не разговаривает, не понимает слов, поэтому сила — единственное средство воспитания. Но это не так, если у ребенка все в порядке со слухом и психоэмоциональным развитием, он прекрасно вас понимает. Тогда почему не слушается?
Интересное по теме
Да он специально меня доводит!
Ученые задались тем же вопросом и провели одно интересное исследование. Они наблюдали, как 52 ребенка выполняют просьбы родителей, воспитателей и других детей в детском саду. Один из двух главных выводов: детское послушание — довольно хаотичное явление. Ребенок мог выполнить одну просьбу взрослого и отказаться выполнять похожую, это зависело от очень многих факторов.
Второй главный вывод: доверительные отношения — совершенно точно один из таких факторов. 44 ребенка из 52 не выполняли просьбы родителей, потому что, как потом выяснилось, и дома у них были конфликты.
Как раз применение способствует отказу от выполнения просьб — это быстрое и краткосрочное решение, которое дает облегчение родителю здесь и сейчас, но чаще всего поведение ребенка не корректируется.
Откуда взялся миф о том, что «ребенок по-другому не поймет»?
И на личном опыте взрослый убеждается, что после шлепка ситуация решается быстрее: ребенок подчиняется. Это отношения силы, так родитель получает желаемое поведение, а ребенок начинает бояться и делает все, чтобы избежать наказания.
Сила работает, дает быстрый результат, а вот последствия ее применения могут быть скрыты или отсрочены.
Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей
Читайте больше на странице проекта
Как улучшить коммуникацию с ребенком?
Вот несколько действенных советов, которые не потребуют огромных усилий, но помогут родителям наладить коммуникацию с ребенком.
Заботьтесь о себе
Давайте ребенку простые, короткие инструкции
Объясняйте, почему вы что-то просите
Так ребенок поймет, какая потребность стоит за вашей просьбой, какие могут быть последствия, если он ее не выполнит. «Я так сказала!» — не объясняет ребенку ничего.
Повторяйте свое послание несколько раз
Когда говорите, поддерживайте визуальный контакт с ребенком
Это особенно актуально для общения с маленькими детьми.
Сделайте паузу
Если чувствуете, что «закипаете» — прервите общение и переключителсь на другое дело.
Называйте ребенку вслух свои и его эмоции
Так со временем и он научится говорить, а не кричать или что-то кидать.
Просите ребенка
Это гораздо эффективнее, чем требовать подчинения.
Покажите ребенку, что вы хотели, чтобы он сделал
Иногда слов действительно недостаточно и личный пример работает лучше всего.
Используйте визуальные подсказки
Для маленьких детей картинки, для взрослых — правила, напоминания, расписание.
Интересное по теме
Мультики, психолог и отдых: что на самом деле помогает родителям не поднимать руку на ребенка
Какие ежедневные упражнения могут делать родители для тренировки навыков коммуникации?
Запишите фразы-запреты, которые вы чаще всего используете и попробуйте сформулировать иначе, не используя «нельзя», «нет», «не». Тренируйтесь и употребляйте новые обороты во взаимодействии с ребенком.
Сделайте такой же список с негативными мыслями и «прозвищами» ребенка, которые используете (мысленно и вербально). Тренируйтесь заменять их, например, «непослушный гаденыш» на «малыш», а «он это специально» на «он еще не умеет по-другому выражать свои желания, ждать, сдерживаться».
Когда вы «закипаете», вспоминайте моменты, когда ваш ребенок был очень милым и заботливым, как сильно вы его любите. Можете записать эти воспоминания и перечитывать или пересмотреть фотографии, сделанные в приятные для вас моменты.
Как можно чаще задавайте себе вопросы: что я сейчас чувствую? Почему я испытываю эти эмоции? Какая потребность стоит за моей эмоцией и/или действиями? Что раздражает и почему именно сейчас? После спросите себя: какой шаг я могу сделать прямо сейчас, чтобы мне стало комфортнее?
Составьте список ваших способов успокоиться, разместите в доступном месте, используйте их, когда вы чувствуете напряжение. Наша версия такого списка — здесь.
Разрешайте себе подурачиться. В формате игры можно забыть о социальных ролях и подурачиться вместе с ребенком.
Что делать, если ребёнок не понимает и не запоминает прочитанного
Есть дети, которые и к пятому классу продолжают читать не больше 100 слов в минуту. Причём вслух они читают и всё понимают, но начинают читать про себя — скорость падает на 20-30 слов, понимание ухудшается.
Такие дети не могут пересказывать прочитанные параграфы учебника. И родители начинают сидеть с ними, читать и пересказывать вместе. На это уходит как минимум два-три часа, потому что параграфы в пятом классе — это уже не три страницы, а 10, 15, 20. Пока ребёнок дочитает до конца, он уже забыл, что было в начале. Интеллектуальные карты к параграфу мало чем помогут. Главные термины и мысли помогут выделить родители, а с чем связаны эти слова — дети запоминают с трудом.
В итоге, проблемы со чтением не решаются. Техника стоит на месте. Читать такие дети особо не любят. Одна лишняя страница в чем разница» rel=dofollow»>страница параграфа для них — это наказание. Читать дополнительные книги по учёбе дети не хотят и всячески уходят от этого.
Причины медленного чтения и непонимания текста
Для начала нужно понять, почему ребёнок так читает. Несмотря на уже немаленький возраст, такому ребёнку хватает ресурсов только, чтобы озвучивать буквы, соединенные в слова, но совершенно не хватает на то, чтобы ещё и понимать, и запоминать прочитанное. Поэтому ребёнок может вслух читать одну страницу или десять. Эффект будет одинаковый — ничего не помнит и не может пересказать. Даже если вы задаете наводящие вопросы и всячески подсказываете, вы ясно понимаете, что ребёнок плохо помнит прочитанное.
Для того, чтобы пересказать параграф в 10-20 страниц, ребёнок потратит много времени, читая его два-три раза. После третьего раза желание читать автоматически исчезает. А материал так и не стал понятен и не запомнился.
Второе, что нужно помнить: проблемы с запоминанием прочитанного не решаются за счёт многократного чтения. У ребёнка будет только ещё более негативное отношение к чтению и конфликты с родителями, которые добиваются от него пересказа параграфов.
Проблему нужно решать не чтением, а многократным улучшением когнитивных функций
Для этого надо д елать упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, ускорения мыслительных операций. Есть специальные книги по возрастам с такими упражнениями, интересные сайты.
Ваш план по улучшению чтения может быть таким
1. 20-30 минут ежедневно упражнения по развитию когнитивной базы.
2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы столбиками. За раз читается вся таблица формата А4.
3. «Волна» — поворот книги на 90 градусов. Поворачиваем книгу каждые восемь строк на 90 градусов.
4. Пересказ коротких текстов в пять-десять строк. Лучше брать отдельные рассказы с законченной мыслью, а не отрывки параграфов. У ребёнка уже есть отвращение к учебнику, а с негативными эмоциями обучение не получится.
5. Пазлы в 24, 36, 54 штуки. Складывать за раз одну картинку.
6. Игра в три алфавита. На столе разложены карточки алфавита, и ребёнок составляет длинные слова в шесть-восемь букв. Это развивает словарный запас и помогает лучше идентифицировать буквы во время чтения.
7. Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, кроссворды.
Если в день тратить на тренировки по чтению 30 минут, вы решите проблему за месяц. Техника чтения вырастет, как минимум в два раза. Но самое главное — успеваемость ребёнка улучшится уже через две недели, желание читать появится через три, а пересказывать параграфы станет во много раз легче.
Помните, что сам школьник проблему со чтением не решит. Если вы не знаете, как правильно строить тренировки и проводить занятия, найдите учителя по быстрому чтению. Работа в группе в учебном центре может помочь не всем детям, помните это, отправляя ребёнка на курсы скорочтения.
Удачи вам в тренировках!
Фото: iStockphoto (LightFieldStudios)
Почему ребёнок не понимает “по-хорошему”? Что делать?
❗ Что делать в такой ситуации?
Действительно ли, пока не накричишь или не отругаешь ребенка, ничего от него не добьешься, ведь «по-хорошему» он не поймет?
Здесь важно вспомнить, что «послушание» не зря происходит от слова «слушать». Поэтому для того, чтобы ребёнок научился Вас понимать «по-хорошему», без физического и морального давления, нужно сделать две вещи:
✨ Почему ребёнок не может Вас услышать?
★ 1. Ребёнок слишком увлечен игрой, кем-то другим. Поэтому, вместо того, чтобы кричать откуда-то сверху или с расстояния, сразу подойдите, присядьте рядом или наклонитесь, дотроньтесь до руки, плеча, скажите ребёнку в глаза то, о чём Вы его просите.
★ 2. Не налажен эмоциональный или вербальный контакт. Такое часто происходит потому, что взрослый либо редко по-настоящему проявляет искренний интерес к жизни ребенка, дает мало ласки и внимания, либо потому, то часто «срывается» на малыша. Исследования показывают, что у детей, на которых часто кричат, страдает вербальный интеллект, и они хуже понимают обращенную к ним речь. Отсюда и жалобы родителей, что ребёнок не реагирует, пока не повысишь голос. Просто по-другому понимать он уже не может физически.
★ 3. Не установлены правила игры. Часто родители сами не последовательны в своих требованиях: сегодня это можно, завтра – уже нельзя. Невозможно выполнять указания, которые постоянно меняются или отменяются, в том числе – другим взрослым. Или попросту Вы требуете от ребенка понимания того, как «НАДО» сразу же, без объяснений и предупреждений о последствиях непослушания.
✨ Ребёнку также важно, чтобы Вы научились слышать его:
★ 1. Ему очень хочется с Вами поиграть, а не выполнять все ваши приказы как бездушная кукла. Поэтому старайтесь чаще превращать свои задания в игру. Ведь дети охотно будут делать лишь то, что им интересно. Даже уборку в комнате можно превратить в ролевую игру «хозяюшка» или «искатель сокровищ».
★ 2. Ребёнок быстрее прислушается, когда ему «выгодно» послушание. Постоянный страх наказания или игнорирование разрушает не только доверие к Вам, как ко взрослому, но и уважение. Если своими криками или попытками вызвать чувство вины Вы пытаетесь добиться чего-то, то получите лишь кратковременный результат. Похвала, одобрение, Ваша радость и, конечно, материальное поощрение (мультики, сладости – но в ограниченном количестве) – это уже колоссальный стимул. Поэтому старайтесь чаще использовать «пряники» вместо кнута.
👉 А ещё – возможно, совершенно неосознанно, ребёнок своим непослушанием пытается привлечь ваше внимание.
Подумайте, возможно Вы сможете восполнить этот «пробел» во внимании до того, как малыш снова попытается сделать всё, чтобы на него наконец снова накричали?
👉 Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
👉 Возраст «почемучки»: как пережить бесконечные вопросы?
👉 Как НЕ НАДО хвалить ребёнка?
Ребенок не понимает речь
Когда в наш центр приходит неговорящий ребенок, для успешной коррекции мы должны определить причину отсутствия речи и понять механизм нарушения. Говорю «мы», потому что «неговоряшек» обычно смотрим вместе с нашим логопедом в формате комплексной консультации. Каждый со своей стороны. Начинаем издалека: есть ли у ребенка проблемы со слухом? Что говорит ЛОР? В 99% случаев ребенок «слышащий», то есть слух определяется как нормативный.
Для того, чтобы посмотреть скорость обработки слуховых импульсов в мозге, есть простой тест: позади ребенка можно кинуть на пол толстую книжку (так делает одна моя преподавательница). Я же просто хлопаю громко в ладоши за спиной ребенка в самый неожиданный момент. Очень часто ребенок поворачивает голову только спустя несколько секунд (!). Это называется замедленная ориентировка на звук. Вспомните себя. Если вы неожиданно услышите за ухом резкий громкий звук, вы вздрогнете всем телом! Представьте, насколько замедлена обработка слухового импульса у ребенка, если, во-первых, реакция ослаблена (не всем телом вздрагивает, а только слегка оборачивается), а во-вторых, не моментально, а спустя время.
Далее смотрим, понимает ли ребенок обращенную речь. Для этого мы даем различные инструкции, пробы и наблюдаем, как реагирует ребенок, понимает или не понимает, выполняет или не выполняет. Обманываем, путаем. Даем одну и ту же инструкцию в разных вариантах: «покажи носик у себя, у мишки, у мамы, у меня!». И так далее. Обязательно просим родителей сделать диагностику методом АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы) и КВП (когнитивные вызванные потенциалы). Как правило, результаты проб подтверждаются аппаратными обследованиями.
Часто родители, приходя на прием, говорят, что ребенок «понимает» речь, но это не подтверждается пробами. Здесь нюанс в том, что даже животные «понимают» человеческую речь, но не так, как мы думаем. Для них речь не является набором смысловых знаков, а просто неким общим шумовым сигналом, на который они привыкают реагировать так или иначе. Например, собаки привыкают, что после слова «гулять» хозяин поведет питомца на улицу, поэтому они бегут к двери. Но если сказать близкое по звучанию слово с другим смыслом, они прореагируют так же. То есть это уровень привычки, «стимул-реакция», а не осмысленная и произвольная реакция на обращенную речь. Примерно на этом же уровне привыкают «понимать» речь дети с нарушением распознавания обращенной речи. Однако любые изменения обстановки, формулировки, смена собеседника вызовут замешательство у ребенка.
Часто такие дети по поведению напоминают детей с РАС. Представьте, если бы вы росли в речевом вакууме. Это накладывает сильный отпечаток на всю эмоциональную, коммуникативную сферу, познавательное развитие (при отсутствии коррекции развивается вторичная умственная отсталость), поведение (про таких детей говорят, что они гиперактивные, но их проблемы поведения вызваны отсутствием внутренней речи, потому что речь даже во внутреннем плане не развивается, в отличие от чистой моторной алалии).
Нарушение понимания обращенной речи может быть обусловлено речевой слуховой агнозией и сенсорной алалией. Сейчас модно разделять эти два нарушения в теории, однако на практике все равно мы редко видим чистую сенсорную алалию без нарушения слухового речевого восприятия.
Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?
Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными. Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания. В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.
В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.
Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.
Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.
Что делать, если ребенок не понимает речь?
На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.
А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.
Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).
Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
«Ничего не понимаю» и еще 5 признаков школьного стресса
Гиперактивность, невнимательность и другие проблемы школьников: причины
Прошло совсем немного времени с начала учебного года, но во многих семьях уже возникли трудности, связанные со школой. Слезы над домашними заданиями, утреннее «не хочу в школу», жалобы учителя на плохое поведение ребенка. Оказывается, почти все школьные проблемы — от неуспеваемости до трудностей общения — могут быть проявлениями школьного стресса. Как он возникает и чем можно помочь ребенку?
На протяжении вот уже 9 лет ко мне обращаются родители со школьными проблемами своих детей. Некоторых из них можно было бы избежать, если бы школа не воспринималась большинством из нас как единственно возможный и совершенно необходимый этап в жизни ребенка.
Распространенные проблемы школьников
Для начала попробую перечислить самые распространенные жалобы родителей школьников:
Проблемы в школе могут возникнуть как у «слабых» детей, имеющих трудности в развитии, так и у способных и любознательных. Давайте попробуем взглянуть на каждую проблему в отдельности и подумать, какие причины могут ее вызывать, и могут ли такие проблемы возникнуть при семейном обучении.
Отсутствие интереса к учебе
На самом деле за скукой и нежеланием учиться, как ни удивительно, чаще всего кроется чувство небезопасности. Любознательность заложена в нас природой, но включается она тогда, когда мы уверены, что ничто нам не угрожает. А нести в себе ощущение угрозы могут многие факторы. Например, неблагоприятные отношения в семье, напряженная обстановка дома — и тут, конечно, школа ни при чем.
Но если говорить о рядовых случаях, то чаще всего ощущение небезопасности исходит для ребенка от угрозы быть непринятым значимыми людьми, а это в основном родители и учитель. Знаки непринятия ребенок может усмотреть в том, как эти значимые люди оценивают его школьные успехи, да и сам факт оценки уже таит в себе угрозу быть непринятым. А потребность быть принимаемым и одобряемым заложена в ребенка природой на инстинктивном уровне — это залог выживания (я завишу от взрослого — взрослый меня не принимает — я могу остаться один и не выжить).
Бывает так, что родители ревностно следят за успехами и достижениями ребенка, и тогда, конечно, семейное обучение вряд ли поможет ему смягчить этот груз ответственности. Но в ситуации, когда родителям важнее то, как ребенок познает мир, а не какие результаты получает, существенную роль могут сыграть ожидания учителя. И даже получая дома одобрение и поддержку родителей, ребенок будет болезненно воспринимать неудовлетворенность его достижениями учителя. В такой ситуации велика вероятность включения защитного механизма «мне скучно» или «не люблю учиться» — ведь это не так уязвимо, как «я хочу, но не справляюсь» или «я боюсь ошибиться».
Невнимательность, рассеянность
Эти проблемы могут иметь в своей основе неврологические причины. Но гораздо чаще проблемы с вниманием у школьников связаны со стрессом или с отсутствием индивидуального подхода при массовом обучении детей.
Представьте себе, что вы выполняете работу и ожидаете, что в любой момент начальник вызовет вас «на ковер», или вы толком не представляете, как надо выполнить работу и сколько времени она может занять. При этом в одном помещении с вами работает около 30 коллег. Как вы думаете, будет ли ваше внимание столь же устойчивым и сконцентрированным, как и в более спокойной обстановке?
Стресс — этот тот фактор, который вынуждает наш мозг все ресурсы бросать на обеспечение своей безопасности. Ребенок гораздо восприимчивее к стрессовым ситуациям, поскольку до определенного возраста его мозг недостаточно зрелый, чтобы строить прогнозы, оценивать собственную деятельность, многогранно представлять, что ему предстоит в тех или иных обстоятельствах.
За ощущение стабильности младшеклассника в большой степени отвечает взрослый. Его способность завладеть вниманием, показать искреннее доброжелательное отношение, помочь сориентироваться, внушить доверие может значительно снизить стресс. Однако даже хороший учитель не всегда может это реализовать, с учетом необходимости заботиться о каждом из тридцати учеников со своими индивидуальными особенностями. Дома такой подход реализовать куда проще.
Помимо эффекта от стресса, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности объема, концентрации, переключаемости внимания. Все эти особенности вполне могут вписываться в рамки нормы, однако не совпадать с теми параметрами, на которые ориентирован конкретный учитель. Так, в моей практике было немало детей, которые в условиях наших занятий, где я учитывала их темп работы и поддерживала атмосферу безопасности, показывали блестящие результаты, а в школе продолжали быть «отстающими».
Низкая успеваемость
Ребенок может показывать плохие результаты как в отдельных предметах, так и во всей учебе в целом. Первое, как правило, может свидетельствовать о незрелости определенных зон мозга. Например, проблемы с математикой могут указывать на незрелость структур, отвечающих за пространственные представления. Также проблемы с какими-либо предметами могут указывать на трудности контакта ребенка с учителями, преподающими эти конкретные предметы. Так, у директивного учителя ребенок может делать большое количество ошибок на почве стресса (страх неодобрения) или просто уходить в негативизм, терять интерес к предмету.
Семейное обучение, очевидно, может помочь снизить стресс, а также выстроить образовательный маршрут с учетом других трудностей ребенка, и сохранив его познавательный интерес. Но все это, повторюсь, возможно, в случае, если родители не будут ставить во главу угла достижения ребенка, ведь родительское безоценочное принятие важно ребенку, как ничье другое.
Гиперактивность
Эта проблема часто сочетается с дефицитом внимания и также может иметь под собой неврологическую основу. Однако нередко даже врачи ставят этот диагноз «на глазок», не говоря уже об учителях, воспитателях детских садов и остальном окружении, которое подобным образом реагирует на излишне, на их взгляд, активного ребенка.
Меж тем причины повышенной активности, неусидчивости, двигательного беспокойства могут быть разные, в том числе все тот же стресс, тревожность, чувствительность. Даже в случае истинной гиперактивности избавление от таких факторов, как пребывание в большом коллективе, необходимость выдерживать несколько сорокаминутных уроков в день, избыток оценочного отношения, может смягчить ее проявления, способствуя расслаблению и тела, и психики.
Школьные страхи
Дома ребенка как минимум не вызовут к доске — это уже дорого стоит для тревожного или чувствительного ребенка. Конечно, мало кому удастся избежать экзаменов даже при семейном обучении, однако при условии принятия и поддержки со стороны родителей и отсутствия необходимости сталкиваться с оценочным отношением ежедневно, справиться со стрессом от экзаменов куда легче.
Более того, с возрастом справляться со стрессом становится проще в связи с развитием способности интегрировать разные мысли и чувства, а не попадать под власть одного сильного чувства (тревога, страх). И это наш ответ на немой вопрос, как ребенок будет справляться с ситуацией экзамена в старшем возрасте, если не получит такого опыта в детстве.
Про оценочное восприятие хотелось бы сказать отдельно. Часто считается, что вред ребенку, его способности к творческой самореализации могут нанести только негативные оценки. Тем временем положительные оценки, например, «молодец», «самый умный/старательный/прилежный» и подобные могут в той же степени лишать ребенка творческой энергии и любопытства.
Просто сам факт того, что тебя принимают не просто так, потому что ты существуешь, а только на определенных условиях (если будешь хорошо учиться/слушаться/получать пятерки), может привести ребенка к неосознаваемому выводу: если я не буду соответствовать выдвинутым условиям, меня не будут принимать (и далее по сценарию, описанному выше, доходим до «я не выживу»). Особенно это характерно для тревожных детей. Именно поэтому школьные страхи появляются у круглых отличников ничуть не реже, чем у двоечников.
Проблемы общения со сверстниками и учителями
Само собой, проблем общения с учителями не может быть в отсутствие самих учителей. Но стоит взглянуть шире и задуматься о проблемах общения как таковых: почему они возникают и правда ли, что школа так важна для обретения коммуникативных навыков.
Итак, для того чтобы хорошо общаться с другими людьми, важно осознавать границы — как других людей, так и свои собственные. Для гармоничного общения необходимо уметь быть вместе с другими, при этом не растворяясь в этом единстве, а сохраняя себя как отдельную личность.
Чем младше ребенок, тем меньше у него возможностей это осуществить. Свои границы он прощупывает постепенно, начиная с самого рождения, поэтапно обнаруживая свою отдельность от мира, его воздействие на себя и возможность воздействовать на него. К началу школьного обучения ребенок уже неплохо знаком со своими границами. Он замечает многие сигналы своего организма и понимает, что с ними делать, знает, что люди не всегда хотят того же, что и он, и что нельзя их принуждать это делать. В определенной степени он может сопротивляться чужому принуждению или соглашаться выполнять требование и просьбы.
Однако, как уже говорилось выше, способность к интеграции чувств развита еще недостаточно, поэтому ребенок легко может забывать свои знания о границах под влиянием сильных эмоций. Под влиянием тревоги, страха (страха оценки, к примеру) ребенок может вести себя парадоксальным образом, например, нарушая дисциплину в классе, проявляя себя как «проблемный».
Точно так же под влиянием сильной эмоции ребенок может перестать защищать свои границы и соглашаться делать то, чего ему делать не хочется. Возможно, это даже будет задание на уроке, но вместе с выполнением этого задания ребенок получит и опыт того, что делать работу из страха — это нормально и правильно. И подобное виктимное поведение будет таким же нарушением общения, как и конфликтность, но в данном случае будет нарушаться не внешняя сторона коммуникации, а внутренняя — отсутствие заботы о себе и уважения к собственным границам в общении с другими.
Школа или семейное образование
Подводя итоги, хочется сказать, что далеко не каждая школа так губительно влияет на детей, как описывалось в некоторых примерах данной статьи. Есть и очень хорошие принимающие учителя, и маленькие классы, и разумные системы обучения, учитывающие индивидуальные особенности ребенка.
Более того, семейное образование отнюдь не гарантирует отсутствие вышеперечисленных типичных школьных проблем. Не так-то просто давать ребенку безусловное безоценочное принятие, сохранять самообладание, скажем, с гиперактивным ребенком, и не поддаваться сильным эмоциям, даже с учетом более зрелой нервной системы. Помимо интересов и потребностей ребенка, существуют еще интересы и потребности родителя, и не всегда их удается легко совместить.
И тогда приходится делать выбор. Мы надеемся, что этот текст поможет вам сделать выбор более осознанным, с опорой на знания об эмоциональном развитии ребенка, с опорой на собственную интуицию, которая может подсказать, что для вашего ребенка будет лучше, и главное — без опоры на ненадежное мифическое коллективное «надо». Вы сами можете решить, действительно ли именно вашему ребенку нужна школа, или все же ваше «надо» будет выглядеть как-то иначе.